Информационные войны. Как обезопасить себя от «мусора»

День современного человека начинается с телевизора и заканчивается им же. Как минимум час в сутки человеческий мозг заправляется информацией не самого высокого качества, и этот поток направляется прямиком в бессознательное. По дороге на работу тоже происходит «дозаправка» — чтение новостей в смартфонах, прослушивание радио, разглядывание рекламных билбордов.

Вся информация состоит из четырех основных компонентов – зрительного, звукового, чувственного (возбуждение тех или иных воспоминаний, инстинктов), а также смыслового. Информационную войну можно считать успешной, если человек не включает четвертый компонент восприятия – не осмысливает полученное послание.

Цели информационных посланий

Как это ни странно, любая информация преследует всего лишь три цели.

1. Поделиться с другими людьми собственными переживаниями, волнениями, тревогами, нереализованными планами и желаниями. Авторы таких посланий создают огромные пласты информации, стремясь получить ответы на собственные вопросы. Они надеются на то, что найдут понимание среди читателей.

Таким трендом сейчас с успехом пользуются социальные сети, всевозможные интернет-форумы. С этой целью художники создают свои картины, писатели пишут романы и новеллы, режиссеры снимают киноленты. И это совершенно нормальная и приемлемая цель информационного послания.

2. Второй целью является формирование в обществе определенных норм и ценностей. С их помощью формируется так называемая культура и идеология страны и общества. Различные смыслы связываются в общую систему, образующую ментальность. Эта цель также нормальна – разрозненные личности формируются в общее «мы». За последние два десятилетия после перестройки в данном отношении произошел существенный перекос – «мы» практически перестало существовать. Ему на смену пришло много «Я», которые имеют право творить все, что им заблагорассудится.

3. Третьей задачей является управление массовым сознанием, направление его в то русло, которое принесет наибольшую выгоду. Нередко для достижения данной цели используется прием искажения потребностей человека.

Акцент делается на примитивных нуждах.

Для того чтобы достичь этой, последней, цели, нужно немногое: отключить у реципиента способность мыслить критически. Человек, воспринимающий информацию, не должен задаваться вопросом: для чего она мне нужна? Чего я пытаюсь достичь, тратя время на просмотр этой телевизионной передачи? А может быть, я хочу чего-либо избежать? Это приближает меня к моим личным целям, или, наоборот, неизбежно от них отдаляет?

При помощи перенасыщения посланий стимулами разного рода – зрительными, чувственными, а также звуковыми – и достигается данная цель. Большинство рекламодателей, преследуя личные цели, ведет диалог исключительно с примитивными инстинктами человека (питание, секс, агрессия).

Такая тенденция в масс-медиа безобидна лишь на первый взгляд. Каковы же основные признаки того, что целью послания является управление ментальностью населения?

1. Существенно снижается смысловая нагрузка информации. Вместо этого ее насыщают хаотичное мелькание картинок, шумы за кадром, разного рода спецэффекты. Отпадает необходимость осмысливать информацию. Все, что нужно от реципиента – это всего лишь нажимать на кнопки и проставлять лайки.

2. Происходит перекос от необходимости в самопознании в сторону легкого пути. Клиенту преподносится готовое решение «на блюдечке с голубой каемочкой». Наблюдается отказ от осмысленного «Я», пестование общепринятых стандартов личности, надевание общественной маски. Для этого применяется не только откровенная ложь, но и замалчивание сторонней информации, возможных других точек зрения на проблему. «Общепринятое» основывается опять-таки на примитивных потребностях.

3. Замалчивание персоны «Ты» — другой попросту отсутствует в эгоистичной картине мира, есть только «Я». При этом оно всегда лучше (больше, выше, сильнее), чем «Ты». Следствием этого является возрастание числа конфликтов в обществе.

Есть ли выход из положения?

Думается, что да. Чтобы минимизировать действие информационного потока, полезно развить в себе следующие навыки:

1. Четкое понимание своих целей в процессе взаимодействия с информацией любого рода. Умение вовремя поставить себе вопросы: кто я такой? Зачем я живу на этом белом свете? Помогает ли мне данное послание?

2. Способность понимать истинные мотивы окружающих, дать место другому в своей системе ценностей. Развитие умения видеть мир глазами ближнего, прощать ему его нереализованные желания. Не обязательно разделять чужую систему ценностей – важно понимать ее и относиться к ней с уважением.

3. Навык объединять «Я» и «Ты» для общей цели, в процессе достижения которых будут реализованы ценности как отдельной личности, так и общества. А этот навык – прерогатива тех, кто заставляет человеческую цивилизацию развиваться, а не деградировать.

Чтобы защитить себя от последствий информационного воздействия, достаточно подвергать послания сравнению с объективными факторами. Для рассмотрения этой реальности не нужно зачитываться новостями – хватит просто выйти за пределы квартиры.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.