Отчего наглость — второе счастье? Обзор двух стратегий достижения успеха

Улыбаться клиентам. Угощать коллег пирогами. Слушать. Сочувствовать. Ни в коем случае не тратить последнего рубля. Оставить последнее печеньице для кого-нибудь еще.

Открыто презирать покупателей. Держать коллег на грани нервного срыва. Требовать прибавки к зарплате. Говорить первым. Класть ноги на стол. Внушать страх. Прерывать собеседника. Просить большего. И во что бы то ни стало, взять это последнее печенье. Ты заслужил его.

Последуй одним путем, советуют нам книги по достижению успеха, и сможешь зайти далеко. Последуй другим – и ты умрешь, бессильный и морально сломленный. Единственный вопрос, каким именно?

Из всех загадок, занимающих современные умы – существуют ли разумные цивилизации в Космосе? Как изобрести эликсир вечной молодости? – лишь одна вызвала так много споров и так мало научно обоснованных выводов. Стоит ли быть приятным по отношению к людям? Или все же поведение наглеца имеет большие преимущества?

Адамом Грантом, профессором психологии из американского города Уортона, в 2013 году была написана книга под названием «Брать или отдавать». В ней он предлагает свидетельства того, что дающие – люди, которые делятся своим свободным временем, нужными связями, всегда готовы предложить помощь, не ожидая за это ничего взамен – занимают самые высокие посты в сфере своей профессиональной деятельности. Профессор утверждает, что данная тенденция применима ко всем – начиная с инженеров и менеджеров по продажам и заканчивая студентами медицинского факультета.

Однако подозрения о том, что верным может быть как раз противоположное, не угасали. Масла в огонь подлила другая книга – «Стив Джобс», биография всемирно известного наглеца, написанная Уолтером Исааксоном. Среднестатистический читатель, к примеру, менеджер среднего звена, читая ее, мог бы легко прийти к выводу: «О Боже! Стив Джобс, являясь наглецом и относясь к людям отвратительно, стал одним из успешнейших людей! Быть может, если и я стану чуточку наглее, то смогу тоже стать успешным, как и он».

Исследования, проведенные в Амстердаме, показали: подобное поведение приводит к тому, что человек не только начинает казаться более влиятельным, он действительно становится влиятельнее. Аксиома верна и для уверенности в себе. Если человек лишь ведет себя так, что умнее него в помещении никого нет, как было показано в серии исследований, он в разы повышает свои шансы распоряжаться происходящим вокруг. Парадоксально, но за такое отношение к себе люди готовы даже платить: более надменные и высокомерные менеджеры по продажам бутиков класса «люкс» имели больший процент от продаж, чем их покладистые коллеги. А конформность и доброжелательность, как показало другое исследование – это та черта характера, которая по статистике оказалась присущей менее обеспеченным финансово личностям.

Кэмерон Андерсон – исследователь-психолог университета Беккерли, в противовес этому убеждена, что среди взрослых такое проявление господства не определяет лидерства в группе. «Если кто-либо пытается возглавить группу, внушая страх – у взрослых это вряд ли вызовет уважение и желание идти за таким лидером».

Стэндфордский исследователь Роберт Сьюттон подчеркивает: «Если бы мы копировали поведение всех успешных людей, от нашего рассудка не осталось бы и следа». Для того, чтобы стать успешным, никто не обязан становиться таким, как Стив. Когда Исааксона, автора его биографии, спросили: «В чем состояли слабые черты Джобса?», он ответил: «Стив Джобс мог бы быть добрее». И добавил: «Откуда нам знать… Быть может, он стал успешным не по причине своего характера, а вопреки ему».

На самом деле, в более ранней биографии Джобса, написанной Брентом Шендлером в соавторстве с Риком Тетцели, подчеркивается, что Джобс со временем обретал все более зрелый характер и во многом менял свое поведение. То есть в своей второй, и более успешной половине жизни, он начинал отдавать должное тем, кто этого заслуживает, и иногда даже раздавать похвалы.

Грант же в своей книге приходит к заключению: «Люди ведут себя более жестко в тех случаях, когда они хотят сделать своим подчиненным вызов, установить для них более высокие цели. Самая сложная вещь, которую я пытаюсь донести, состоит в том, что отдавать и быть угодливым – абсолютно разные вещи».

Таким образом, из всех этих мнений можно вывести для себя несколько правил поведения, которые точно будут работать. Улыбаться покупателям. Проявлять инициативу. Не портить впечатление о себе. Позволять другому высказаться. Быть одновременно и строгим, и гуманным. И, что превыше всего – не цеплять ни на кого жестких и однозначных ярлыков.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.