«Наставник, незабвенный руководитель и Учитель. «Наставник, незабвенный руководитель и Учитель Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику

Введение

Актуальность данного исследования объясняется тем, что одним из важнейших элементов механизма правового регулирования, с помощью которого возможно достижение результативности последнего, в том числе в сфере образования, является правовая ответственность педагога. Правовая ответственность как самостоятельный институт общей теории права занимает в ней одно из центральных мест, поскольку она является важной мерой защиты интересов личности, общества и государства. Несмотря на рост интереса правоведов к проблемам образования, в настоящее время образовательные и смежные с ними отношения, возникающие в этой сфере, наиболее значимые образовательные институты остаются слабо изученными, в значительной степени отсутствует системная теоретическая проработка универсальных принципов, форм и способов их правового регулирования. Таким образом, теоретико-правовое исследование образовательных правоотношений, а также подходов к их правовой регламентации является сегодня весьма актуальной и своевременной научной задачей.

Цель данного исследования : Охарактеризовать и проанализировать правовую ответственность педагога. Определить основания и особенности ответственности педагога.

Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

Дать определение понятию «правоотношения», «образовательные правоотношения»;

Охарактеризовать признаки и структуру правоотношений;

Охарактеризовать признаки и структуру образовательных правоотношений;

Изучить и проанализировать современные теоретико-методологические подходы к изучению образовательных правоотношений;

Дать характеристику субъектам образовательных правоотношений;

Изучить и проанализировать механизм юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений;

Охарактеризовать правовую ответственность обучающихся;

Дать характеристику персональной ответственности;

Дать характеристику кетеральной правовой ответственности;

Охарактеризовать юридическую ответственность педагогических работников;

Охарактеризовать юридическую ответственность образовательного учреждения.

Объектом настоящей работы является правовая ответственность как самостоятельный институт образовательного права.

Предметом настоящей работы являются субъекты образовательных правоотношений (педагог).

Методологическую основу исследования составляют материалистическая диалектика как универсальный метод познания, предполагающий рассмотрение явлений и процессов в их диалектической взаимосвязи и развитии, а также ряд общенаучных и частнонаучных (специальных) методов познания.

1. Общая характеристика ответственности субъектов образовательных правоотношений

Одним из важнейших элементов механизма правового регулирования, с помощью которого возможно достижение результативности последнего, в том числе в сфере образования, является юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений 1 .

Напомним, что в правовой науке под юридической ответственностью понимается обязанность субъекта, совершившего виновно противоправное, причиняющее ущерб общественным отношениям деяние, претерпевать предусмотренные законодательством (санкциями охранительных правовых норм) неблагоприятные для субъекта лишения личного, имущественного и/или организационного характера. Данное определение полностью применимо и к сфере образовательных отношений, хотя ответственность их участников обладает и своими особенностями. Выделим и кратко охарактеризуем некоторые из них.

Основанием возложения юридической ответственности выступают различного рода правонарушения, состав которых предусмотрен различными отраслями права. Так, в образовательной сфере могут совершаться и совершаются:

Уголовно-правовые деяния (взятки со стороны педагогических работников, поборы с родителей и учеников, мошенничество при «организации» образовательных учреждений, кражи учащимися имущества в помещении образовательного учреждения, оскорбление в грубой форме учащихся и т.д.);

Административные проступки, совершаемые должностными лицами образовательных учреждений и самими этими учреждениями (нарушение установленных административным законодательством требований по управлению образовательным учреждением, взаимодействию последних с органами управления образованием, нарушение финансового и налогового законодательства и т.п.);

Гражданско-правовые деликты (невыполнение образовательным учреждением условий заключенных хозяйственных договоров, договоров аренды, нарушения предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых форм, предусмотренных для образовательных учреждений и т.д.);

Дисциплинарные проступки (невыполнение учащимися требований внутришкольной (внутривузовской) дисциплины, т.е. правил внутреннего распорядка, невыполнение требований учебных планов и учебного процесса, опоздание педагога или других категорий работников образования на работу и т.п.).

Особое место занимают правонарушения, имеющие собственно образовательно-правовой характер, т.е. нарушающие нормы специального образовательного законодательства. Это скажем, осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям (п.4 ст. 34) и т.п. Субъектами таких правонарушений выступают, как правило, институциональные субъекты – образовательные учреждения либо органы управления образованием. Но образовательные проступки могут совершать и индивидуальные субъекты образовательных правоотношений - учащиеся, их родители, педагогические работники, руководители образовательных учреждений и органов управления образования: родители по каким-то причинам (религиозным, национальным) не отдают своего ребенка в школу, чем нарушается конституционная норма об обязанности получить основное общее образование (ч.4 ст. 43 Конституции РФ); педагог решительно отказывается обучать учащегося, мотивируя такое решение неспособностью ученика к обучению и т.п.

Соответственно этим основаниям выделяют уголовно-правовую, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную виды юридической ответственности к субъектам образовательным правоотношений, совершившим правонарушения.

Что касается особенностей юридической ответственности в образовании, то она обусловлена, прежде всего, специфическим характером общественных отношений по поводу обучения и воспитания. Нужно заметить, что вопросы юридической ответственности в литературе пока еще разработаны явно недостаточно, хотя ряд исследователей уже сделали серьезные шаги в этом направлении 2 .

Наиболее многочисленны и исключительно разнообразны в сфере образования дисциплинарные проступки, особенность которых в том, что их могут совершать лица (речь идет, прежде всего, об обучающихся, но не только), не обладающие дееспособностью (деликтоспособностью), предусмотренной уголовным, административным, гражданско-правовым, трудовым, семейным законодательством. В теории и практике осуществления образовательного права эта тема относится к числу наиболее актуальных и проблемных. Так, В.М.Сырых предлагает, думается, вполне обоснованный перечень наиболее существенных дисциплинарных проступков 3 .

Например, в перечень дисциплинарных проступков, совершаемых обучающимися, следует, по мнению ученого, включить такие их виновные, противоправные деяния, которые посягают на правопорядок в образовательной сфере, и, прежде всего, те, которые препятствуют осуществлению образовательного процесса, проведению лекционных, практических и иных занятий либо связаны с невыполнением законных решений и распоряжений администрации образовательного учреждения.

Это, в частности:

Систематические (более трех раз в семестр) опоздания или неявка без уважительных причин на практические или иные обязательные занятия;

Появление на занятиях или в помещениях образовательного учреждения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Нарушение дисциплины в процессе проведения лекционных, семинарских и иных учебных занятий;

Неисполнение законных требований педагогического работника, декана, его заместителей, решений и распоряжений руководителя образовательного учреждения;

Воспрепятствование деятельности педагогического работника, декана, его заместителей, руководителя образовательного учреждения;

Пользование без разрешения учебным оборудованием и иным имуществом образовательного учреждения, нахождение в помещениях образовательного учреждения в вечернее и ночное время после окончании занятий;

Порча, разрушение или уничтожение оборудования или иного имущества образовательного учреждения;

Курение в неположенном месте, распитие спиртных напитков в учебных помещениях и аудиториях;

Публичный призыв к совершению названных действий или участие в них.

Что касается педагогических работников образовательных учреждений, то помимо составов дисциплинарных проступков, названных в Трудовом кодексе РФ и в ст. 56 Закона РФ «Об образовании» 4 , они, по мнению того же исследователя, должны нести дисциплинарную ответственность за следующие виновные противоправные деяния:

Реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

Нарушение прав и свобод обучающихся, применение к ним методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием;

Привлечение обучающихся и воспитанников без согласия их и родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой;

Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии, религиозные объединения, а также принудительное привлечение к деятельности в этих организациях, посещению религиозных мероприятий и участию в агитационных кампаниях и политических акциях;

Отказ от прохождения периодических бесплатных медицинских обследований;

Использование антигyманных, а также опасных для жизни и здоровья обучающихся, воспитанников методов обучения.

Такой же противоправных деяний должен распространяться и на руководителей образовательного учреждения. Кроме того, они несут ответственность за следующие дисциплинарные проступки:

Невыполнение или ненадлежащее выполнение образовательным учреждением функций, в том числе некачественное образование;

Несоблюдение условий безопасного ведения учебных и производственных процессов, создавших реальную угрозу причинения вреда или причинивших вред жизни и здоровью обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения;

Нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств договора, заключенного между обучающимися и образовательным учреждением, воспрепятствование деятельности совета образовательного учреждения, проведению общих собраний (конференций) трудового коллектива, иных органов самоуправления;

Непредоставление помещений для работы медицинских работников, а также для питания обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

Превышение максимально допустимых учебных нагрузок на педагогических работников;

Нерациональное использование нежных и иных материальных ресурсов образовательного учреждения.

Этот перечень образовательных деликтов со стороны педагогических работников приведен полностью в проекте Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании.

Тот же проект предусматривает такие последствия привлечения тех или иных субъектов образовательных правоотношений к юридической ответственности за совершение перечисленных действий к обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные: замечание, выговор, запрещение посещать отдельные занятия или пользоваться отдельными помещениями (учреждениями) вуза в течение одного или нескольких семестров; исключение из образовательного учреждения.

Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются:

1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза ч. 4 ст. 56 Закона РФ «Об образовании», увольнение. Такие же последствия предусматриваются и для руководителей образовательных учреждений. В действующем законодательстве, прежде всего, трудовом и Законе РФ «Об образовании», как отмечалось выше, предусмотрены определенные меры ответственности, которые применяются на практике.

2. Правовая ответственность педагогических работников

Юридическая ответственность педагогических работников является одним из основных и важнейших элементов системы юридических гарантий осуществления ими своих обязанностей и, тем самым, элементом их правового статуса. В самом деле, знание педагогами как своих обязанностей, так и той ответственности, которую они могут понести за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных, служебных (функциональных) обязанностей и, соответственно, правильная, адекватная реакция, есть важнейшая гарантия того, что педагогический работник сможет и дальше осуществлять свою профессиональную педагогическую деятельность, профессионально расти и рассчитывать на эффективное гарантирование своих гражданских и профессиональных прав и законных интересов 5 .

Как ранее уже отмечалось, правовая ответственность применительно к субъектам образовательных правоотношений может быть условно подразделена на образовательно-правовую ответственность (предусмотренную образовательным законодательством) и ответственность «обычную», т.е. предусмотренную нормами традиционны отраслей права, прежде всего, трудовым, гражданским и административным. Эта относительность и отражает, следует сказать, специфику образовательных отношений, проявляющуюся в том, что нормы, прежде всего, трудового и гражданского права, регулирующие эти отношения, приобретают «образовательно-правовой оттенок», т.е., представляют собой «особенную» часть нормы образовательного права.

Так, образовательно-дисциплинарная ответственность педагогических работников в общем плане предусмотрена Законом РФ «Об образовании», причем эта ответственность во многом близка с ответственностью по трудовом праву. Это с одной стороны. С другой стороны, сама эта ответственность не содержит законодательный перечень оснований и мер ответственности, формулировка их носит, как правило, опосредованный характер.

К примеру, в ч. 1 п. 8 ст. 13 закона законодатель обязывает образовательное учреждение указывать в своем Уставе права и обязанности участников образовательного процесса. Путем расширительного толкования становится понятным, что в этой норме опосредовано речь идет и об ответственности педагогических работников, которую должен содержать Устав. Во-первых, педагогические работники являются одним из важнейших участников образовательного процесса, а, во-вторых, разновидностью их юридических обязанностей является их правовая ответственность.

Несколько более подробно, но, опять-таки опосредовано, закон говорит об ответственности педагогических работников посредством перечисления оснований ответственности самого образовательного учреждения (п.3 ст. 32). Отметим лишь, что большинство из этих оснований имеет прямую связь с профессиональной деятельностью педагогических работников (подпункты 2), 3), 4) п.3 ст. 32).

«Образовательно-трудовая» ответственность педагогических работников предусматривается п.4 ст. 56 Закона РФ «Об образовании». К числу оснований для увольнения педагогического работника по инициативе администрации образовательного учреждения (причем, без согласия профсоюза педагогических работников) законодатель относит: 1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; 3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в отличие от предыдущего, практически вообще не говорится об ответственности педагогических работников высшей школы. Он ограничивается лишь указанием на то, что «предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения».

Очевидно, что законодатель пошел по пути, во-первых, использования возможностей отраслевого законодательства (трудового, гражданского, административного и, в особых случаях, уголовного) и, во-вторых, предоставления прав по более детальному регламентированию оснований и мер ответственности подзаконных актам. Однако, как показывает анализ типовых положений (об общеобразовательном учреждении и высшем учебном заведении), органы исполнительной власти также не стали подробно формулировать основания и меры юридической ответственности педагогических работников, ограничившись самыми общим предписаниями и также, как и законодатель, отправляя к отраслевому законодательству. Тем самым эта проблема ответственности педагогических работников «легла на плечи» самих образовательных учреждений в лице их локальных нормативно-правовых актов – Устава, правил внутреннего распорядка (ПВР) и т.д.

Так, в упоминавшемся Уставе Пермского государственного педагогического университета в п. 54 прямо записано, что за нарушение Устава Университета, трудовой дисциплины, Правил внутреннего распорядка и Правил проживания в общежитии, на работников Университета могут быть наложены дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации: замечание, выговор, увольнение с работы». Раздел 6 ПВР того же Университета содержит весьма подробную характеристику как мер дисциплинарной ответственности работников Университета, так и порядка его применения. Некоторые вузы расширяют перечень мер дисциплинарной ответственности к своим работникам: в Правила внутреннего распорядка Уральской академии государственной службы помимо замечания, выговора и увольнения предусмотрен и строгий выговор (п.31 ПВР).

Если попытаться обобщить основания юридической (образовательно-дисциплинарной и трудовой) ответственности к педагогическим работникам общеобразовательного учреждения (учителям школы) и высшей школы (профессорско-преподавательскому составу вуза), то они сводятся к следующему.

Учителя школы несут дисциплинарную ответственность за:

Повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

Применение (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося;

Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Невнимательность, допущенную к жизни и здоровью детей во время проведения уроков (занятий), внеклассных и внешкольных мероприятий;

Некорректное поведение по отношению к родителям обучающихся, коллегам;

Недостойное поведение на работе, в быту и общественных местах;

Несоблюдение требований техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, противопожарной и экологической безопасности.

Профессорско-преподавательский состав вуза несет ответственность фактически за те же проступки, но «адаптированные» к условиям педагогической деятельности в высшей школе. Скажем, в соответствии с п.84 Устава Уральского государственного университета им А.М. Горького, научно-исследовательская работа является обязанностью всего штатного профессорско-преподавательского состава, поскольку научные исследования являются неотъемлемой частью подготовки специалистов. Тем самым, неисполнение либо некачественное выполнение этой обязанности, установленной в определенной порядке (при проведении аттестации, анализ количества и качества публикаций и др.) может рассматриваться как основание для, например, объявления выговора преподавателю. То же самое можно сказать, например, и по отношению к систематическому отказу преподавателя от повышения своей квалификации на факультетах (институтах) повышения квалификации и т.д.

Помимо рассмотренных видов правовой ответственности педагогические работники могут (должны) нести гражданско-правовую и материальную ответственность. Заметим, что такая ответственность предусмотрена как образовательным законодательством, так и собственно гражданским и трудовым.

В соответствии со ст. 49 Закона РФ «Об образовании» 6 Российская Федерация, субъекты Российской Федерации в лице соответствующих органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, в случае некачественной подготовки выпускников государственным или муниципальным образовательным учреждением вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.

Как можно видеть, здесь не говорится об ответственности непосредственно педагогических работников, но, очевидно, что такая ответственность опосредовано все же имеется. В данном случае можно говорить (с известной степенью условности) о своего рода «регрессном» иске в виде субсидиарной ответственности педагогического работника, к которой его может привлечь руководство образовательного учреждения по итогам аттестационных процедур, инспекционных проверок и т.д. Если например, педагогически работник допускает нарушение образовательных или иных прав и законных интересов обучающемуся (унижение чести и достоинства, оскорбление и т.д.), то налицо, помимо прочего, причинение ему морального ущерба. За это ответственность, в случае возбуждение искового производства может (и должно) нести, безусловно, само образовательное учреждение как юридическое лицо, работни ков которого является данный педагогический работник.

В то же время образовательное учреждение, в зависимости от конкретной ситуации вправе принять меры ответственности, вплоть до увольнения, к этому работнику.

Аналогичная ответственность педагогического работника предусматривается ч.1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой «юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей». Важно подчеркнуть, что частью 2 той же статьи работниками в данном случае признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ 7 .

Педагогические работники, как можно видеть, полностью подпадают под действие данной нормы гражданского законодательства. Что касается вреда (в ГК РФ не говорится, о каком именно вреде – имущественном или неимущественном – идет конкретно речь), то он может быть нанесен педагогическим работни корм как самому образовательному учреждению, так обучающимся и иным работникам образовательного учреждения. Что касается собственно содержания, размера и значимости вреда, то это определяется исходя из совершенного противоправного деяния работника в установленном законодательством порядке.

Что касается нарушений педагогическим работником трудового законодательства, то к нему применяются меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные ст. 192 Трудового кодекса РФ, к которым относятся замечание, выговор, увольнение. Как уже было показано выше, в образовательном законодательстве предусматриваются (по сути дела, дублируются) все эти меры, что и дало основание обозначить как меры образовательно-трудовой ответственности.

Наконец, педагогический работник как и всякий другой, может и обязан нести в установленном порядке материальную ответственность, предусмотренную ст.ст. 232, 233, 238,241 -244, 246-248 Трудового кодекса 8 . Непосредственными мерами такой ответственности возмещение прямого действительного ущерба, причиненного наличному имуществу работодателя (образовательного учреждения (уменьшение этого имущества или ухудшение его состояния). При этом размер материальной ответственности работника не может превышать, как правило, его месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст.241 ТК РФ). Кроме того, и это едва ли не самое главное: педагогический работник может принужден к возмещению ущерба в полном размере (т.е. даже в случае превышения данного ущерба размера месячного заработка работника) в ряде случаев. К этим случаям закон относит (ст. 243 ТК РФ):

    когда в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

    недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

    умышленного причинения ущерба;

    причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

    причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

    причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

    разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

    причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Такова общая характеристика правовой ответственности педагогических работников, внимание к которой в контексте совершенствования образовательного законодательства и повышения роли и значимости дисциплины во всех сферах общества, в том числе и, может быть, особенно, в сфере образования, несомненно, будет возрастать.

Заключение

Одним из важнейших элементов механизма правового регулирования, с помощью которого возможно достижение результативности последнего, в том числе в сфере образования, является юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений.

Основанием возложения юридической ответственности выступают различного рода правонарушения, состав которых предусмотрен различными отраслями права. Особое место занимают правонарушения, имеющие собственно образовательно-правовой характер, т.е. нарушающие нормы специального образовательного законодательства.

Выделяют уголовно-правовую, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную виды юридической ответственности к субъектам образовательным правоотношений, совершившим правонарушения.

Ответственность субъектов образовательных правоотношений рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, речь идет об ответственности самих обучающихся за совершение деяний, посягающих на права, свободы и законные интересы других обучающихся, работников образовательного учреждения и самого учреждения в целом (персональная ответственность) С другой стороны, ответственность рассматривается как ответственность за нарушение прав, свобод и законных интересов обучающихся или посягательство на них (эту ответственность можно назвать кетеральной).

Наиболее многочисленны и исключительно разнообразны в сфере образования дисциплинарные проступки, особенность которых в том, что их могут совершать лица (речь идет, прежде всего, об обучающихся, но не только), не обладающие дееспособностью (деликтоспособностью), предусмотренной уголовным, административным, гражданско-правовым, трудовым, семейным законодательством. В теории и практике осуществления образовательного права эта тема относится к числу наиболее актуальных и проблемных.

В порядке заключения следует заметить, что вопросы правовой ответственности педагогических работников как важного элемента их правового статуса в российском образовательном законодательстве пока еще не нашла своего должного отражения.

Библиографический список

1. Нормативные правовые акты Российской Федерации

    Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г.№6-ФКЗ и №7-ФКЗ) // Рос. газ. - 2009.-21 янв.

    Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб.1994 г. N 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 30 нояб. 1994 г.: в ред. Федер. закона от 27дек. 2009г.№352-ФЗ // Рос. газ. - 1994. – 8 декаб.

    Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 январ.1996 г. N 14-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 янв. 1996 г.: в ред. Федер. закона от 17.07.2009 г. // Рос. газ. - 1996.-10 февр.

    О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июля. 1997 г.: в ред. Федер. закона от 02 февраля. 2011 г. № 2 -ФЗ // Рос. газ. - 1996. –29 авг.

    Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1: в ред. Федер. закона от 03 июня 2011 г.№121 -ФЗ // Рос. газ. - 1992. –31 июля.

2. Справочная и учебная литература

    Валицкая, А.П. Образование в России: Стратегия выбора: Монография / А.П. Валицкая. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – 128 с.

    Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2008. – 548 с.

    Сырых, В.М. Введение в теорию образовательного права / В.М. Сырых. - М.: Готика, 2002. – 249 с.

    Шкатулла, В. И. Образовательное право: Учебник для вузов / В.И. Шкатулла. - М.: Издательство НОРМА, 2009. – 462 с.

    Ягофаров, Д.А. Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие / Д.А. Ягофаров. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2008. – 314 с.

1 Валицкая А. П. Образование в России: Стратегия выбора: Монография. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. С.23.

2 Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М.: Готика, 2002. С.122.

3 Там же. С.123.

4 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.06.2011) «Об образовании» // Российская газета.1996. 23 января.

5 Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2008. С.134.

Педагогов педагогов . Самообразование трактуется как личная активность... , демократического, социально ответственного поведения. Одной из закономерностей развития личности педагога -профессионала является...

  • Педагогика. Учебник

    Конспект >> Педагогика

    В школе. Это особенно актуализирует необходимость ответственности педагогов за формирование у учащихся научного мировоззрения... директора школы, школьный психолог, социальный педагог , ответственный за организацию общественно полезного труда...

  • Ответственность педагога – это профессионально-этическое качество, выражающееся в умении и готовности предвидеть результаты педагогической деятельности и держать за нее ответ.

    Учителю должно быть свойственно:

    · владение содержанием учебных дисциплин;

    · владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;

    · знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

    Ответственность как профессионально-этическое качество личности педагога развиваемо. Это развитие имеет свои качественно отличные этапы и специфические особенности.

    Понятие «ответственность педагога» рассматривается как определенное отношение к действительности, как свойство или качество личности, проявляющееся в педагогической деятельности. Поскольку ответственность и деятельность имеют непосредственную связь, то именно педагогическая деятельность становится тем пространством, где проявляется это свойство личности педагога.

    В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущеедоверенных ему детей.

    В качестве составляющих компонентов педагогической ответственности учителя выступает целый ряд профессиональных качеств. К ним относятся:

    · профессиональная направленность личности;

    · профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;

    · организованность;

    · инициативность;

    · требовательность;

    · справедливость;

    · гибкость;

    · интеллектуальная активность;

    · креативность;

    · устойчивость нервной системы;

    · высокий эмоционально – волевой тонус;

    · хорошая работоспособность.

    Перечисленные качества не могут реализовываться успешно, если у педагога не развиты личностно-педагогические качества:



    · способность делать учебный материал доступным;

    · творчество в работе;

    · педагогически-волевое влияние на учащихся;

    · способность организовать коллектив учащихся;

    · интерес и любовь к детям;

    · педагогический такт;

    · способность связать учебный предмет с жизнью;

    · наблюдательность;

    · педагогическая требовательность.

    Важнейшая задача системы образования сегодня состоит в том, чтобы предоставить учащимся возможность выбора собственной образовательной траектории, развить их мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь им стать полноценными гражданами страны.

    Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Результатом гуманистической направленности педагогического процесса становятся современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, самостоятельно принимающие ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, мобильностью и конструктивностью.

    Социальная ответственность педагога имеет большое значение в современном мире. Представление о целях образования предполагает как можно более полное развитие тех способностей, которые необходимы учителю и обществу, приобщение педагога к активному участию в жизни.

    Только социально ответственный педагог способен отвечать на вызовы современности. Сегодня главным источником их возникновения в педагогической сфере является образовательная политика и реформы, проводимые без участия широкой педагогической общественности. Помочь противостоять наметившимся регрессивным и разрушительным тенденциям могло бы профессиональное педагогическое сообщество. При этом каждый педагог должен быть критически мыслящим, способным к анализу происходящих событий и конструктивной критике, а также обладать коммуникативной компетентностью. Социальную ответственность педагога можно рассматривать как характеристику его профессионализма.

    Сегодня педагогический профессионализм приобретает способность оказывать гражданское и общественное влияние на образовательную политику (систему норм, прав, принципов). Поле для проявления гражданских позиций педагогов задается выполнением ими новых социальных функций, к которым относится:

    1. Распространение гуманистических идей, формирование соответствующих ценностей у нового поколения средствами образования.

    2. Выявление возможностей для позитивных инноваций в образовательной микросреде, участие в педагогических проектах.

    3. Публичная оценка инновационных идей и мероприятий.

    4. Сохранение независимости инновационных инициатив.

    Профессиональное выполнение педагогами вменяемых им в обязанности социальных функций способствует формированию гражданского общества и является гарантией ответственного отношения к результатам собственной педагогической деятельности.

    Педагог несёт и персональную, личную ответственность за осуществляемую педагогическую деятельность. Сегодня востребован педагог, умеющий созидать педагогическую реальность, понимающий смысл педагогической деятельности и осознающий себя причиной изменений педагогической реальности, умеющий предвидеть последствия ответственной деятельности, находить верное решение.

    Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Учитель ответственен за свой постоянный личностный и профессиональный рост. Это является неотъемлемой чертой профессионализма учителя.

    Показателями профессионализма учителя можно считать:

    · самокритичность;

    · требовательность к себе;

    · потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности;

    · склонность к инновационной деятельности;

    · исследовательский стиль деятельности.

    Таким образом, можно сказать, что личная ответственность учителя проявляется в его характере, восприятии, осознании действительности и в различных формах поведения личности.

    Процесс развития ответственности учителя в системе носит целостный характер и основан на взаимодополнении и преемственности в процессе повышения квалификации.

    Успешность процесса развития профессиональной ответственности учителя обеспечивается соблюдением следующих условий: единством формирования когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ответственности личности; развитием у учителя саморегуляции и рефлексии; развитием способности к педагогическому целеполаганию; умением анализировать результаты своей педагогической деятельности.

    Ведущей педагогической целью педагога является формирование у обучающихся устойчивого интереса к образованию и самообразованию, раскрытие индивидуальности каждого учащегося. Эффективность педагогической деятельности будет определяться тем, насколькосформированы учителем такие качества личности учащегося, как ответственность и самоопределение в личной и профессиональной сферах жизни. Эта задача под силу учителю, который сам обладает этими качествами.

    Чем больше учитель готов взять на себя ответственности, тем больше ему присуща ответственность как личностная черта, тем более он ответственный человек.

    Ответственность как личностная черта и характеристика человека включает привычку подходить к любому делу продуманно, внимательно и, если уж взялся, доводить дело до конца; смелость брать на себя ответственность, способность отвечать за многое и многих.

    Осознание педагогом смысла собственной деятельности - показатель наличия профессиональных целей и ценностей, которые помогают ему нести ответственность за последствия педагогической деятельности.

    Чем более очевиден для педагога смысл его педагогической деятельности, тем более ответственными являются его действия.

    Брагина Галина Анатольевна
    Учебное заведение: МАОУ "Молчановская СОШ №2" с. Молчаново, Томская обл.
    Краткое описание работы:

    Дата публикации: 2019-12-10 Статья «Быть наставником очень ответственно» Брагина Галина Анатольевна МАОУ "Молчановская СОШ №2" с. Молчаново, Томская обл. Когда появляется молодой специалист в коллективе, администрация назначает наставника. Его задача - помочь, подбодрить, поддержать начинающего коллегу. В статье я рассказываю о ресурсах моей наставнической деятельности.

    Статья «Быть наставником очень ответственно»

    Мудрость + молодость=успех!

    Стоять над жизнью молодой,

    Храня прекрасное единство,

    Честь вековая, долг святой-

    Учительство и материнство.

    Сначала души пробуди,

    Пусть жажда к знанью в них проснётся,

    Потом питомцев поведи

    К прозрачно – чистому колодцу.

    Живую воду из глубин

    Ты черпать научи рукою,

    Чтоб свой народ и край любить,

    Мужать и хорошеть душою.

    В. Раабе

    Это стихотворение стало моим педагогическим кредом и как нельзя, лучше подходит к моей наставнической деятельности. Прийдя в деревянную старенькую, но такую родную и тёплую 8 – летнюю школу, именно в тот кабинет, где я сама начинала «буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь», даже и не могла подумать, что спустя 35 лет меня попросят на августовской учительской конференции рассказать о наставничестве. Тогда не было таких понятий, как:

    · Индивидуальный план адаптации молодого педагога,

    · Программа индивидуального роста начинающего учителя,

    · Портфолио молодого педагога,

    но у опытных учителей были такие же, как и сейчас задачи: ПОМОЧЬ, ПОДДЕРЖАТЬ, ПОДБОДРИТЬ молодого учителя. И мои опытные коллеги 8 – летки всегда были рядом со мной: подсказывали, советовали, «вели за руку»…

    За последние 3 года в начальном звене нашей школы ежегодное пополнение! Администрация школы берёт сразу же «под крыло» молодёжь, назначает наставника. И вот мне поручили такое «пополнение». Так получилось , что это моя ученица и по совместительству дочь – Кузьминых Ирина Сергеевна!

    Я прочитала, что становление учителя происходит гораздо труднее, чем в других профессиях. Это и понятно, ведь молодые педагоги с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность , что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители и администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Работа с молодыми специалистами традиционно является для меня одной из самых важных составляющих методической работы. В процессе наставничества и сама совершенствуюсь, обогащаю свой опыт более мобильными приёмами.

    Ну а сейчас я остановлюсь на тех ресурсах, которые я использую в своей наставнической деятельности. И в этой цепочке – на первом месте, конечно, ШКОЛА! Проблемные группы, методические объединения – именно здесь начинающий педагог узнаёт, что такое самоанализы и критерии, технологии и приёмы. На базе нашей школы открылся Центр духовно – нравственного развития недавно, но сколько детей и педагогов из района он собирает на Макариевских чтениях, Рождественском и Пасхальном фестивалях, Празднике славянской письменности! РВЦИ нашей школы занимает ведущее место в областном рейтинге РЦРО.

    Сегодня можно сказать уверенно, что Управление образования – центр сопровождения молодых учителей. Начальник Управления Васильчук Наталья Николаевна лично курирует наставничество и работу с молодыми специалистами. В этом учебном году специалисты РУО провели много образовательных событий, в том числе для начинающих педагогов: «Современный урок в начальной школе», «Первые шаги в профессии». Хотелось бы, чтобы конкурсы профмастерства для начинающих педагогов стали традиционными, и, может быть, с очным финальным этапом, где молодые бы видели и слышали друг друга.

    Дом детского творчества в Молчаново – успешное пространство для творчества молодого педагога. Отрадно, что во всех творческих конкурсах есть номинация «Педагоги». Мой молодой учитель каждую свободную минутку что – то изобретает, мастерит, поэтому ей нужны такие творческие выставки! Районная детская организация «Горящие сердца» – сколько общественно – значимых акций найдётся школьнику любого возраста!

    Активно используем сеть Ресурсно – внедренческого Центра инноваций Томской области. Нас связывает давнее сотрудничество с подгорнскими учителями начальных классов. Ну и, конечно, ресурс МАОУ «Молчановская СОШ №1» незаменим – здесь можно найти много образовательных событий для учеников и учителей начального звена.

    Приятно работать с теми областными структурами, которые бесплатно проводят детские конкурсы и фестивали, умеют разглядеть работы сельских ребятишек и обязательно на каждую церемонию награждения приглашают какую – либо семью из нашей школы.

    ТГПУ – все мы выходцы оттуда! С факультетом начальных классов у нас давнее деловое сотрудничество. Об опыте нашей детской организации «Муравейка» мы вместе с Ириной Сергеевной рассказали в родном институте на Всероссийской конференции «Развитие системы гражданско-патриотического воспитания в России»

    В педуниверситете традиционно проходит конкурс научно – исследовательских работ «Твори! Исследуй! Пробуй». В этом году он собрал более 100 младших школьников. Пригласили и наших двух девочек со своими экологическими работами. Отрадно, что они «не потерялись» среди учеников томских гимназий и лицеев. В результате – «Приз зрительских симпатий»!

    Как результат нашей совместной деятельности – в прошлом учебном году у моего начинающего педагога четыре региональных победы! Нас, как авторов – победителей работы «Спортом занимайся, правильно питайся!», пригласили в Москву. В шестой раз я представляла Томскую область на конференции «Воспитываем здоровое поколение», ставшей Международной. Оргкомитет отметил креативность и оригинальность нашей работы. И всё это благодаря молодому учителю!!!

    С приходом нового Главы, заметно оживилась жизнь в районе: фестиваль хоров, спартакиада, Праздник гриба на высшем уровне! Главная наша совместная задача – не заманить молодого специалиста в школу, а помочь в становлении профессиональной и общественной деятельности.

    Для наставников пожелание : чтобы взаимодействие с молодым педагогом было конструктивным и приносило желаемый результат, педагогу-наставнику необходимо помнить о некоторых правилах общения: не приказывать (откажитесь от фраз типа «Вы должны», «Вам необходимо»), не проповедовать (откажитесь от фраз типа «Ваш профессиональный долг обязывает…», «на Вас лежит ответственность…»), не поучать

    (откажитесь от фраз типа («если бы Вы послушали меня, то…», «если бы Вы последовали примеру….»). Один из важных моментов в совместной деятельности – это не подсказывать решения, не «учить жизни» молодого учителя. Необходимо так представить ситуацию, чтобы молодой педагог сам нашёл правильные пути решения. Наставник должен стимулировать процесс профессиональной поддержки молодого педагога.

    Быть учителем трудно, но возможно. Главное, надо учиться быть счастливым. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Я уверена, что моей Ирине Сергеевне удаётся дарить эту частичку каждому ребёнку! Она доказывает это каждодневным трудом, творческим подходом и удивительной ответственностью. И учит не только «к 4 прибавить 2, по слогам читать слова», но и дружить, познавать, творить, удивлять.

    Просмотреть свитедельство о публикации


    . .

    В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – забудущее доверенных ему детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущее доверенных ему детей.

    В качестве составляющих компонентов педагогической ответственности учителя выступает целый ряд профессиональных качеств. К ним относятся:

    • профессиональная направленность личности;
    • профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
    • организованность;
    • инициативность;
    • требовательность;
    • справедливость;
    • гибкость;
    • интеллектуальная активность;
    • креативность;
    • устойчивость нервной системы;
    • высокий эмоционально – волевой тонус;
    • хорошая работоспособность.

    Перечисленные качества не могут реализовываться успешно, если у педагога не развиты личностно-педагогические качества:

    • способность делать учебный материал доступным;
    • творчество в работе;
    • педагогически-волевое влияние на учащихся;
    • способность организовать коллектив учащихся;
    • интерес и любовь к детям;
    • содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
    • педагогический такт;
    • способность связать учебный предмет с жизнью;
    • наблюдательность;
    • педагогическая требовательность.

    Педагог несёт ответственность за осуществляемую педагогическую деятельность. Сегодня востребован педагог, умеющий созидать педагогическую реальность, понимающий смысл педагогической деятельности и осознающий себя причиной изменений педагогической реальности, умеющий предвидеть последствия ответственной деятельности, находить верное решение.

    Ответственность учителя – это профессионально-этическое качество, выражающееся в умении и готовности предвидеть результаты педагогической деятельности и держать за нее ответ. Учителю должно быть свойственно:

    • владение содержанием учебных дисциплин;
    • владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
    • знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

    Ответственность как профессионально-этическое качество личности педагога развиваемо. Это развитие имеет свои качественно отличные этапы и специфические особенности.

    Понятие «ответственность педагога» рассматривается как определенное отношение к действительности, как свойство или качество личности, проявляющееся в педагогической деятельности. Поскольку ответственность и деятельность имеют непосредственную связь, то именно педагогическая деятельность становится тем пространством, где проявляется это свойство личности педагога.

    Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Учитель ответственен за постоянный личностный и профессиональный рост. Это является неотъемлемой чертой профессионализма учителя.
    Показателями профессионализма учителя можно считать:

    • самокритичность;
    • требовательность к себе;
    • потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности;
    • склонность к инновационной деятельности;
    • исследовательский стиль деятельности.

    Таким образом, можно сказать, что ответственность учителя проявляется в его характере, восприятии, осознании действительности и в различных формах поведения личности.

    Процесс развития ответственности учителя в системе носит целостный характер и основан на взаимодополнении и преемственности в процессе повышения квалификации.

    Успешность процесса развития профессиональной ответственности учителя обеспечивается соблюдением следующих условий: единством формирования когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ответственности личности; развитием у учителя саморегуляции и рефлексии; развитием способности к педагогическому целеполаганию; умением анализировать результаты своей педагогической деятельности.

    Ведущей педагогической целью педагога является формирование у обучающихся устойчивого интереса к образованию и самообразованию, раскрытие индивидуальности каждого учащегося. Эффективность педагогической деятельности будет определяться тем, насколько сформированы учителем такие качества личности учащегося, как ответственность и самоопределение в личной и профессиональной сферах жизни. Эта задача под силу учителю, который сам обладает этими качествами.

    Чем больше учитель готов взять на себя ответственности, тем больше ему присуща ответственность как личностная черта, тем более он .

    Ответственность как и характеристика человека включает привычку подходить к любому делу продуманно, внимательно и, если уж взялся, доводить дело до конца; смелость брать на себя ответственность, способность отвечать за многое и многих.

    Осознание педагогом смысла собственной деятельности - показатель наличия профессиональных целей и ценностей, которые помогают ему нести ответственность за последствия педагогической деятельности.

    Чем более очевиден для педагога смысл его педагогической деятельности, тем более ответственными являются его действия.


    ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и ОУ с требованием о выплате компенсации морального вреда. Вы как родитель имеете право требовать прекращения таких действий со стороны учителя. Конкретные шаги зависят от личных особенностей данного учителя, директора и общей ситуации в школе. Также много зависит от возможности доказать факт унижающих действи и оскорбительных высказываний. Дополнительно читайте по этму вопросу — Тайную диктофонную запись можно использовать как доказательство в суде. Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор.

    «об образованиии в российской федерации»

    Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В соответствии с примечанием к данной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

    Ответственность учителя за оскорбление ученика

    К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. Таким образом, если учитель наделен указанными полномочиями и от реализации этих полномочий зависит правовое положение обучающихся (например, при приеме лиц на обучение, проведении промежуточной или итоговой аттестации обучающихся и др.), он будет считаться должностным лицом, ответственным за соблюдение прав и свобод граждан в области образования.

    Порядок привлечения к ответственности учителя за оскорбление ученика

    Важно

    Какими должны быть действия родителей Если родитель услышал жалобу от ребенка на преподавателя, стоит сразу разобраться в ситуации. В первую очередь нужно выяснить, не клевета ли это. Потому как несовершеннолетний может обмануть, допустим, чтобы не идти на урок или не делать домашнее задание.


    Однако если школьник не врет, тогда следует незамедлительно явиться в школу. Важно! Стоит сначала поговорить с учителем и попытаться разрешить вопрос мирным путем.


    Внимание

    Следует объяснить педагогу, что ребенок не привык к подобному обращению. Вполне возможно, учитель поймет свою ошибку и прекратит вести себя неподобающим образом.


    Однако если этого не произойдет, тогда останется идти в вышестоящие органы. Рекомендуется предварительно опросить ребенка по поводу случившегося и узнать все подробности.

    Ответственность педагогических работников

    В большинстве случаев достаточно одного заседания, чтобы решить проблему. Присутствовать должны прокурор, родители несовершеннолетнего и учитель.
    По итогам заседания преподавателя могут привлечь к ответственности или же прекратить административное дело. Решение можно оспорить в течение 10 дней с момента получения копии постановления.

    Конечно, довольно редко встречается ситуация, когда учитель намеренно принижает достоинство учащегося. Чаще всего конфликты происходят с другими школьниками по разным причинам.
    Но родитель не должен оставаться в стороне. Следует разобраться в ситуации и понять, кто виноват.

    Учитель унижает учеников

    Правовед.RU 424 юриста сейчас на сайте

    1. Категории
    2. Уголовное право

    Добрый день! Учитель труда регулярно ругается матом на уроках Труда (Технологии). Чаще всего слово на «б». Мой сын — учащийся 5 класса этой школы — регулярно рассказывает о матерщине учителя.


    Другие ученики ьакже рассказывают об этом своим родителям. Родители жалуются директору — та ничего не предпринимает. Прошу дать административно-правовую и уголовно-правовую квалификацию действиям учителя. Виктор оставил отзыв о сайте - показать оскорбление учителя Свернуть Ответы юристов (7)

    • Все услуги юристов в Москве Защита подсудимого Москва от 60000 руб. Защита обвиняемого Москва от 50000 руб.

    Педагогические работники – участники образовательных отношений, т.е. отношений по реализации прав граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (п. 30, 31 ст. 2). За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 7 ст. 28). Согласно ст.

    Случаи привлечения учителя к административной ответственности

    Если учащийся сам первый начал оскорблять учителя, тогда ему нужно объяснить, что подобное поведение недопустимо. Когда виноват педагог, стоит с ним побеседовать и попросить больше не унижать детей. Когда мирным путем вопрос не получается решить, остается только обратиться к закону. И в России, и в Беларуси, и в Украине, и в других странах можно привлечь учителя к ответственности.

    Не стоит откладывать это, ведь ситуация может быстро ухудшится. Как минимум ученику будет некомфортно находиться в школе, что скажется на его успеваемости.

    Однако могут даже появиться серьезные психические травмы из-за нападок преподавателя, которые в будущем станут проблемой.
    3) к компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

    В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз. Цитаты из закона: Достоинство личности охраняется государством.

    Ничто не может быть основанием для его умаления. пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья Статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

    Учитывая это, в случае выявления контролирующими органами правонарушений заместитель руководителя либо иное должностное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности, могут быть привлечены к административной ответственности. К должностным лицам образовательных организаций административная ответственность может быть применена, например, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (статья 6.7 КоАП РФ), за нарушение правил пожарной безопасности (статья 20.4 КоАП РФ).

    Сумма штрафа, налагаемого на должностное лицо, может составлять до 15 тысяч рублей, на юридическое лицо — до 200 тысяч рублей.

    Статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ» Нематериальные блага 1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

    2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.