Открытое занятие по грамоте в подготовительной группе "рябинка". Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Открытый урок по грамоте в подготовительной группе

Надежда Москалюк
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

: «Цветик-Семицветик»

МКОУ «Павловская ООШ» (дошкольное отделение) Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик»

Подготовила : воспитатель Москалюк Н. В. 2015 год.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА : «Цветик-Семицветик»

Возраст : подготовительная к школе группа .

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи :

Образовательные :

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)

2. Совершенствовать фонематический слух : учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.

4. Формировать умение делить слова на слоги.

Воспитывающие :

1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

3. Формировать чувство товарищества.

Демонстрационный материал : цветок с семью лепестками, конверт с письмом.

карточки с рисунками.

Раздаточный материал : цветные кружочки (красные, синие) ; карточки с цифрами 1,2,3,4; полоски-схемы для составления предложения.

Организация детей : в кругу, за столами;

Предварительная работа : игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори» ; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

Структура :

1. Организационный момент –1 задание «Отгадай загадку и опиши»

2. Работа по теме занятия : - 2 задание

3 задание

4 ФИЗМИНУТКА - 5 задание «Найди звук»

6 задание «Игра Звуковые домики» .

7 задание

3. Итог занятия . Ход :

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг) .

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок, семицветик. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?

(Воспитатель открывает конверт , достает письмо, читает : «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.) Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да) . А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.

Итак, какой лепесток откроем первым , Имя ребёнка?

Ответы детей.

1 Задание «Отгадай загадку и опиши»

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

зовут меня … Воспитатель : Молодцы! Ребята, а скажите какая она, весна?

Дети : теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная, 2 задание «Составь предложение по картине»

Воспитатель : Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Весна» ). Дети составляют предложения про весну и определяют количество слов в предложении.

На ваших столах есть полоски-схемы. Из них вы должны выложить схему предложений :

1. Наступила долгожданная весна.

2. Дети пошли гулять в парк.

(Дети выкладывают схемы предложений. После проверяем у доски)

Воспитатель : Молодцы и с этим заданием вы справились. Воспитатель : Вы правильно охарактеризовали весну и выполнили второе задание Мудрой Совы.

Воспитатель : какой лепесток с заданием будем открывать ?

3 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки» Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее, Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц …. (МАРТ)

Воспитатель : Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «МАРТ» . Для этого у вас на столе лежат кружочки синего и красного цвета.

Какие звуки обозначаются синим цветом?

Какие звуки обозначаются красным цветом?

Сколько звуков в слове «МАРТ» ?

Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «МАРТ» .

Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова Март. Один ребенок работает у доски.

Воспитатель : Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?

У кого кружочки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились, а сейчас давайте сделаем физкультминутку

4. Физкультминутка :

Отрываем следующий лепесток, а там вот какое задание :

5 задание «Игра Звуковые домики» . Воспитатель : Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в Звуковые домики. У вас на столах лежат домики с окошками. Сколько окошек в доме, столько звуков в слове. Вам нужно из двух картинок выбрать ту, которая подходит к вашему домику. (у каждого домик и по две карточки) . Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Воспитатель. Отрываем следующий лепесток. Слушайте задание. 6 задание «Подели слова на слоги и определи их количество» .

Воспитатель. У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.

Воспитатель показывает картины (радуга, роза, мак, сосульки, одуванчик, верба, грач) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.

Воспитатель. Молодцы. Все верно.

7 Задание «Где прячется звук?»

Отгадайте-ка, ребятки,

Мои трудные загадки.

А потом определите,

Где живет звук – расскажите.

Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук : в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.

Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [н?

Дети. В середине слова.

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В начале слова.

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы.

(Скворечник)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]?

Дети. В начале слова.

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут.

(Гнездо) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [о]?

Дети. В конце слова.

Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.

Воспитатель. Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.

Скажите, вам понравилось наше занятие ? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?

МАДОУ «Керчевский детский сад» Пермского края Чердынского района

Трудный звук, ты мой друг! (открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе)

Дмитриева Наталья Сергеевна

Трудный звук, ты мой друг!

(открытое занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе)

Цель: Закрепление правильного произношения звука Ш, знакомство с буквой Ш.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш];

2. Упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

коррекционно-развивающие:

1. Развивать навыки звукового анализа слова, упражнять в определении позиции звука в слове;

2.Развивать интонационную выразительность речи;

3. Развивать высшие психические функции (мышление, память, воображение), мелкую моторику, тактильное восприятие.

коррекционно-воспитательная:

1.Воспитывать у детей самоконтроль за речью, целеустремлённость.

Оборудование: копилка бонусов, мяч, пазлы (змея), манка, трафареты цветов из бумаги разной фактуры (бархатная, наждачная, фольга), игрушки собака, кошка, еж, предметы (шапка, шарф, лягушка, гармошка, игрушки Лосяш и Крош), мультимедийное оборудование.

I . Организационный момент:

Под музыку из мультфильма «Маша и медведь» дети заходят в зал и произвольно располагаются рядом с педагогом.

Посмотрите, какую красивую коробку я нашла! Тут еще и письмо!

«Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Думаю, вы многому научились. Это я и хочу проверить. Дарю вам копилку бонусов. Если правильно выполните все задания и соберете 6 бонусов, тогда вы и узнаете - кто я.»

Ребята, вы хотите узнать от кого это письмо? Тогда первое задание. Мы будем передавать мяч и отвечать на вопросы словами, начинающимися на один звук.

Головной убор. (шапка)

Их надувают на праздник. (шары)

Там учатся дети. (школа)

В нем хранят одежду. (шкаф)

Часть колеса. (шина)

Их завязывают на ботинках.(шнурки)

Какие вы молодцы! Вот ваш бонус (часть пазла)!

На экране появляются картинки-отгадки.

II . Сообщение темы и цели занятия:

Давайте еще раз повторим отгадки. Как вы думаете, о каком звуке мы с вами будем сегодня говорить? (о звуке Ш) Как вы догадались? Как вы думаете, кто поет эту песенку? Сложите пазлы (змея). Изобразите рукой движения змеи. Змея ползет и шипит: “шшшшшшш”. (Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипим: “шшшшшшшш”) А теперь змейки поползли в свои норки.

Дети садятся на стулья

III . Характеристика звука Ш.

Спойте ещё раз песенку змеи.

Как расположены губы, когда мы произносим этот звук? (губки округлены и слегка вытянуты вперед.)

На что похож язычок? (широкий язычок образует “чашечку”.)

Где он расположен? (за верхними зубками.)

Произнесем звук “ш”. Какой он - гласный или согласный?(согласный.)

Почему? (при произношении нам помешал язычок.)

Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Почувствуйте её.

Значит он звонкий или глухой? (глухой)

Этот звук твердый или мягкий? (твердый)

Запомните, звук “ш” всегда твердый!

Слова сопровождаем движениями рук.

На экране появляются символы звука Ш.

IV . Знакомство с буквой:

А на письме этот звук обозначается буквой Ш.

Буква Ш с тремя шипами -

Не хватай ее руками. (рисуем в воздухе)

На что похожа эта буква? (Ковш экскаватора, гребешок, вилы, буква Е). Давайте нарисуем букву Ш (Дети подходят к столу и рисуют на манке.)

(На «полянке» лежат цветы из бумаги разной фактуры:

бархатной, фольги и гофрированной.)

Дети рассматривают цветы и озвучивают свои ощущения (гладкий, шершавый, ребристый и т.д.)

Давайте проведем пальчиком по лепесткам и постараемся услышать этот звук: “шшшшшшшш”. В каком лепестке живет этот звук? С каким цветком по вашим ощущениям подружится буква Ш? Почему?

А теперь давайте встанем в пары и “нарисуем” на спине друг друга эту букву (потом дети меняются местами ).

Как эту букву можно изобразить с помощью пальцев или своего тела? (догадки детей)

Молодцы! Вы заслужили бонус!

VII . Физминутка:

Как живешь? Вот так!

Как плывешь? Вот так!

Вдаль глядишь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

А грозишь? Вот так!

Ночью спишь? Вот так!

А молчишь? Вот так!

А сидишь? Вот так!

Дети садятся на стулья.

А вы знаете, что у звука «ш» есть звонкий брат? Назовите его («ж»). Сейчас мы проверим, как хорошо вы умеете различать братьев между собой.

Интерактивная игра «Рыбалка».

(http://mersibo.ru/voxflex)

Вот ваша награда (бонус).

VI . Упражнение в правильном произношении звука.

Какой красивый малыш!

Ша – ша – ша – прокатим малыша?

Ответьте мне. (Ша – ша – ша – прокатим малыша.) А теперь вы у меня спросите, а я отвечу.

А как произнести эту чистоговорку радостно? (Ша – ша – ша – прокатим малыша!)

Шу-шу-шу – подарки малышу. (произнести с разной интонацией )

Молодцы! (бонус)

Хотите заработать еще бонус? Давайте поиграем в игру: «Скажи какой».

Носки из шерсти какие? (Дети отвечают полным предложением: «Носки из шерсти шерстяные.»)

Платье из шелка какое?

Халат из плюша какой?

Сок из груш какой?

Варенье из вишни какое?

Конфеты из шоколада какие?

Умники! (бонус)

VIII . Работа над звуковым составом слова:

Сколько бонусов нам не хватает, чтобы узнать имя секретного героя? (одного бонуса) Ну, тогда последнее задание. Познакомьтесь! Это Шарик (собака ), кошка и еж (игрушки ). Определите позицию звука в этих словах!

У них сегодня день рождения! Давайте порадуем их. В нашем магазине есть игрушки. Купить вы можете ту игрушку, в названии которой положение звука соответствует положению звука в названии героя. Выберете нужный подарок! (шапка и шарф для Шарика; мышка и гармошка для кошки; еж получает игрушки Лосяш и Крош.)

Дети обосновывают выбор своего подарка.

Молодцы! Вот ваш бонус!

IV Итог:

Теперь мы можем узнать, кто написал нам письмо? Давайте соберем пазлы вместе (выкладывают изображение Маши). Ребята, именно Маша отправила нам это письмо? Что вам понравилось делать сегодня? А были ли такие задания, которые вызвали у вас трудности?

Список литературы:

  1. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2007.
  2. http://mersibo.ru/voxflex

Я представляю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по разделу Грамота. Данный конспект будет полезен для воспитателей подготовительной группы.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественная литература», «познание», «социализация», «здоровье».

Цель занятия : Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».

Задачи :

Образовательны е: Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте;

Речевые : Упражнять в дифференциации изученных звуков; упражнять в звуковом анализе слова; закреплять умение составлять и анализировать схемы предложений; выявить уровень овладения навыком чтения; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей;

Развивающие: закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитательные : воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

Демонстрационный материал : карточки со словами: РАКЕТА, КОБРА, КОЛОБОК, ОПУШКА, УЖИН; карточка с физкультминуткой.

Раздаточный материал . «Конфеты» - угощение с фишками (гласный звук, ударный, согласный звук мягкий, согласный звук твёрдый, согласный звук звонкий, согласный звук глухой, слог (ударный, безударный), карточки с картинками сомы, щуки, караси, акула; цветные карандаши, тетради либо чистые листочки, конверты со скороговоркой; карточки с игрой «Потерянная буква»

В. Ребята, к нам пришли гости, много гостей, посмотрите на них и поздоровайтесь с ними. Они хотят посмотреть на вас, какие вы умные и грамотные дети.

В. Присаживайтесь на ковер и все внимание на меня.

В. Я хочу предложить вам отправиться в страну Грамматики. И чтобы туда попасть, вам нужно вспомнить и рассказать все, что вы знаете о звуках, буквах, слогах. Готовы?

В. Кто мне расскажет, что такое звуки? Какие они бывают? Ответы детей. (гласные и согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие).

В. Что такое буквы? Чем они отличаются от звуков? Ответы детей.(звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и т.д.)

В. Молодцы.

В. Вот мы с вами и в стране Грамматики. Жители этой страны приготовили для вас угощения, но угощения не простые, подходите к своим столам, возьмите по конфете и разверните ее, вы видите внутри фишки, по очереди называете, что вы знаете об этих фишках. Дети разворачивают и рассказывают гласный звук, ударный, согласный звук мягкий, согласный звук твёрдый, согласный звук звонкий, согласный звук глухой, слог (ударный, безударный).

В. Молодцы!

В. Присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Мы с вами уже знаем, что слова состоят из звуков. А можно ли слово поделить? Такие звуковые части слова называются слогами. Чтобы слово правильно звучало, мы ставим …ударение. Как правильно поставить ударение? Ответы детей (слово нужно позвать и тот слог, который тянется и будет ударным)

В. Вот задание, которое приготовили для вас жители этой страны - раздели слова на слоги и поставь ударение. Воспитатель показывает образец. река (ре-ка)

(Все слова на карточках выполняют дети, слова такие: сомы, щуки, караси, акула)

В. Молодцы, ребята! А, как одним словом можно назвать те слова, над которыми вы работали (рыбы) Кто ловит рыб, как зовут этого человека? (рыбак) Давайте запишем это слово и сделаем звуковой анализ. Дети работают за столами, один у доски.

В. Умницы. А теперь, выходите ко мне, давайте поиграем. Физкультминутка по стихам И. Николаевича

На крючке сидит червяк, (дети садятся на корточки)

Рыб пугая, строит рожи. (артикуляционная гимнастика «Индюк»)

От того - полдня рыбак

Ничего поймать не может. (дети прыгают)

Дети присаживаются на ковер.

В. Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей.(летательный аппарат, который перемещается в пространстве)

Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК

КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)

Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА

КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)

Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ

ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)

Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА

УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)

Какие неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.

В. Молодцы! А теперь подойдите к столам и возьмите конверт, где находится какое-то сообщение. Дети читают.

Ежу на ужин жук нужен.

В. Замечательно. Скажите, а что вы прочитали, как это называется? Ответы детей Предложение.

В. Сколько слов в этом предложении? Давайте нарисуем схему к этому предложению (один ребёнок выходит к доске, остальные записывают на своих листочках).

Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы). Что ставится в конце предложения? Ответы детей (точка) Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения? (! ?)

В. Молодцы! Выходите ко мне. Теперь давайте вместе произнесём эту скороговорку правильно (тихо, спокойно, быстро, громко, а теперь так, как будто в конце стоит вопросительный знак, радостно). Далее воспитатель спрашивает детей по отдельности.

В. Молодцы. Какой звук здесь встречается часто? [Ж], что вы: можете сказать об этом звуке. Какой он? Ответы детей (Согласный, всегда твердый, звонкий) Замечательно!

В. Присаживайтесь за столы. И на прощание жители замечательной страны приготовили для вас последнее задание «Потерянная буква»

В. Вот и закончилось наше путешествие по стране Грамоты. Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, а чем мы сегодня занимались на занятии? Какое задание понравилось больше всего? С каким настроением наше занятие заканчивается?

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

Воспитатель МКДОУ ИМРСК «Детский сад №42» с. Московского

2012год

Программное содержание:

Знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать способы слогового чтения;

Расширять и систематизировать знания о предложениях; совершенствовать умение составлять графическую запись предложения; упражнять в придумывании предложений с заданным словом; закреплять умение проводить звуковой анализ слова;

Воспитывать желание получать знания, готовиться к обучению в школе.

Оборудование: игрушка-мишка с рюкзаком за спиной и баночкой мёда; карточки с изображением гласных букв А, О, У, Ы, Е;наборное полотно; стенд с изображением предметов, начинающихся с буквы «М»; демонстрационные и раздаточные карточки для составления схемы предложений; демонстрационные и раздаточные карточки красного и синего цвета для звукового анализа слова; карточки с изображенными на них буквами; тетради в клеточку; простые карандаши по количеству детей.

Методические приемы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, игра, использование художественного слова, указания, обобщения, поощрение.

Предварительная работа: разучивание игры «Он мохнатый, он большой…»; дидактическая игра «Составь предложение с заданным словом»; рассматривание азбуки в картинках; звуковой анализ слов; разучивание физкультминутки; печатание знакомых букв в тетрадях в клеточку; игра с кубиками, на которых изображены буквы; индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Подвижная игра «Он мохнатый, он большой…»

Дети произносят слова: «Он мохнатый, он большой, Спит в берлоге он зимой, Летом ягоды жуёт, Дикий мёд у пчёл берёт,

Грозно может зареветь Косолапый зверь медведь»

Как только они услышали «рычание» медведя разбегаются по своим рабочим местам.

Воспитатель: «Ой, какой ты проказник, Мишутка! Посиди с нами на занятии, много нового и интересного узнаешь»

Сажаю игрушку-мишку возле доски.

2. Работа с предложением.

Ребята, что делает мишка, когда ловит вас? (Мишка рычит)

Правильно. Получилось предложение «Мишка рычит».

Скажите, сколько слов в предложении «Мишка рычит»?

Какое первое слово в предложении «Мишка рычит»?

Какое второе слово в предложении «Мишка рычит »?

Составим схему этого предложения.

Вспомните и скажите, как обозначается графически каждое слово в предложении? (каждое слово в предложении обозначается чертой ____)

Как обозначается первое слово в предложении? (в начале черты ставится вертикальная палочка ____)

Как обозначается последнее слово в предложении?(.)

Составляем схему предложения «Мишка рычит» используя карточки (когда все дети составили схему предложения на своих рабочих местах, предлагаю одному ребёнку выполнить задание на наборном полотне).

Сколько карточек ты использовал?

Какое слово обозначает первая карточка?

Какое слово обозначает вторая карточка?

Придумайте про Мишку новые предложения, которые состоят из двух слов (ответы детей)

Теперь я усложняю задачу (ставлю новую схему). Посмотрите на наборное полотно.

Сколько слов в этом предложении?

Составляем предложение из трёх слов (дети приводят свои примеры)

Молодцы, с заданием справились.

3. Звуковой анализ слова.

Обращаю внимание детей на Мишутку.

Мишутка наш совсем успокоился, уже не рычит. Чтобы он совсем развеселился давайте скажем с какого звука начинается его имя.

Правильно, со звука М.

С этого звука начинается много слов.

Вспомните и назовите слова, которые начинаются со звука М (мёд, молоко, малина, муха, мотылёк, Москва, мандарин, мина, мох, март, метро…)

Какое самое любимое слово у всех детей в мире? Кто для них самый близкий и родной человек? (мама)

Я с вами согласна. «Мама» - самое дорогое для нас слово.

Сделайте звуковой анализ слова «мама». Для этого у вас на столе лежат карточки синего и красного цвета.

Какие звуки обозначаются синим цветом?

Какие звуки обозначаются красным цветом?

Итак, приступаем к звуковому анализу слова «мама».

Сколько звуков в слове «мама»?

Какого цвета первая карточка?

Какой звук она обозначает?

Какого цвета вторая карточка?

Какой звук она обозначает? и т. д.

У кого карточки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки.

Молодцы.

А теперь Мишутка объявляет весёлую перемену.

Физкультминутка.

У Мишки в рюкзаке гласные буквы. Под музыку дети совершают движения. Как только музыка перестаёт звучать, Мишка «достаёт» из рюкзака карточку с буквой, а дети, узнав букву проговаривают про неё знакомую речёвку.

А-А-А - дома я сама.

У-У-У – молоко кому.

О-О-О – едим эскимо.

Ы-Ы-Ы – прочитали книгу мы.

Е-Е-Е – дайте травки мне.

Поиграли и сели на свои места.

4. Знакомство с буквой «М». Чтение. Работа с кубиками.

Дети, с буквами обозначающие какие звуки мы играли? (гласные)

Какие ещё бывают звуки? (согласные)

Чем гласные звуки отличаются от согласных? (гласные поются, тянутся, а согласные не поются)

С какого звука начинается имя нашего гостя? (со звука М)

Как произносится звук М? (он произносится с помощью губ, во рту образуется преграда, отрывисто)

Какой это звук? (согласный)

Правильно, звук М согласный, спеть его нельзя, произнесите его ещё раз М-М-М.

Звук М обозначается буквой «М»(эм). Посмотрите внимательно, как выглядит буква М.

О внешнем виде этой буквы придумано много стихотворений. Вот некоторые из них.

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква «М» (показываю на картинке)

Теперь, познакомившись с буквой «М» вы можете читать.

Откройте рабочие тетради «Уроки грамоты» на странице 4.Посмотрите внимательно, буква «М» соединяясь со знакомыми вам гласными буквами образовала слоги, давайте их прочтём (дети читают слоги).

Теперь поработаем с кубиками.

Помните, вы делали анализ слова «мама»

Составьте слово «мама» из букв, которые расположены на кубиках

После составления дети читают слово «мама» по своим кубикам.

5. Печатание буквы «М».

Учимся печатать букву «М».

Посмотрите, как пишется буква «М». Есть буква заглавная и строчная.

Для чего нужна заглавная буква? (с неё пишутся имен, фамилии, клички животных, Названия городов, а ещё с неё начинается предложение)

Строчная буква выглядит, как заглавная, только поменьше ростом.

Сначала мы будем учиться печатать заглавную букву.

Высота заглавной буквы две клеточки. Сначала ставим вертикальную палочку высотой две клеточки, затем отступив вправо, две клеточки ставим ещё одну вертикальную палочку высотой две клеточки. Затем находим центр между нижними точками начерченных линий и соединяем их с верхними концами.

Отступив от напечатанной буквы одну клеточку вправо, печатаем следующую букву.

Строчная буква помещается в одну клеточку.

Ставим вертикальную палочку высотой одна клетка, рядом ставим вторую палочку, а затем, находя центр на нижней линии клеточки, соединяем его с верхними точками вертикальных палочек, рисуем, так называемую, «галочку».

Приготовились к работе в тетрадях. Напоминаю о правильной осанке во время письма.

Работа детей в тетрадях в клеточку.

После того, как дети написали две строчки предложить отдохнуть.

Наши пальчики писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнём

И опять писать начнем.

На третьей строке буква заглавная и буква строчная чередуются.

Молодцы. Вы хорошо потрудились. Выделяю детей, которые выполнили задание более качественно.

6.Итог занятия.

Дается оценка работе детей.

Но что это? Мне кажется, наш Мишутка пошевелился. Это неспроста, может быть, у него для нас есть какой-нибудь сюрприз? (подзываю одного ребёнка, чтобы он посмотрел, что принёс Мишутка в рюкзаке)

Ой, да это же мёд!

Спасибо тебе Мишутка. Какая всё-таки чудесная эта буква «М», вкусная и полезная. Мишутка мы обязательно покушаем твой мёд.

Используемая литература:

2. Рабочие тетради «Уроки грамоты» .

3.«Учите, играя» , Тумакова. «Мозаика-синтез». 2006г

Воспитатель: Гусева А.П. МДОУ№60 «Родничок»

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

  • Закреплять образ букв;
  • Упражнять детей в умении выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
  • Уточнять понятия «звук» и «буква» ;
  • Продолжать учить детей составлять предложения с заданным словом, анализировать их, делать графическую запись к ним c использованием правил написания;
  • Закрепить умение работать в тетради и у доски;
  • Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

Материал к занятию: Карточка «Какая буква выглядывает из окошка» ; схема слова книга; ребусы; фишки (красные, зелёные, синие) ; буквы для составления слов; палочки; тетради; простые карандаши.

Ход занятия:

В. Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д. Хорошее, весёлое, радостное…

В. Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,
Я- твой друг, и ты- мой друг,
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Подарите свои улыбки нашим гостям.

В. Дети, сегодня к нам в группу пришло интересное письмо из одной замечательной, волшебной страны – Грамматика. Там живут звуки, буквы, слова. Жители этой страны написали, что хотят найти себе друзей. А вы бы хотели с ними познакомиться?

В. В этой стране вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Ели вы справитесь со всеми заданиями, вас ждёт награда.

Ну, что ребята вы готовы отправиться в страну Грамматика?

В.У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в стране Грамматика. Закроем глаза. «Раз – два – три в страну Грамматика нас веди!»

В. Вот мы и в стране Грамматика, присаживайтесь за столы.

1. Итак, первое задание.

«Угадайте, какая буква выглядывает из окошка» .

Назовите звуки, которые они обозначают. Молодцы!

2. Из перепутанных букв вам нужно сложить слово и сделать звуко – буквенный анализ.

К И А Г Н
1 3 5 4 2

Дети расставляют буквы по цифрам и получают слово книга. Затем составляют схему слова и проводят звуко-буквенный анализ. Дети работают за столами, один у доски.

Р. В слове книга, два слога, ударный слог – первый. В этом слове пять звуков.

1 – й звук – к – согл., гл., тв., обозначается синим квадратом;
2 – й звук – н - согл., зв., мягк., обозначается зелёным квадратом;
3 – й звук – и - гл., уд., обозначается красным квадратом;
4 – й звук – г - согл., зв., тв., обозначается синим квадратом;
5 – й звук – а - гл., безуд., обозначается красным квадратом.

3. Физкультминутка: Игра с мячом «Скажи наоборот» .

4. В. Ребята, какое у нас сейчас время года?

В. Со словом весна придумайте предложения и запишите их графически на листочке.

В. Дети какие правила мы должны выполнять?

Д. Первое слово в предложении пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, восклицательный или вопросительный знак.

(Воспитатель спрашивает у детей, какое первое, второе, третье слово в предложении; сколько слов у тебя в предложении?)

5. Игра «Рассыпалось слово» .

Рассыпалось слово,
Как семечки в грядке.
Составить слова,
Помогите ребятки.

Дети работают в парах, составляют из букв слова и звуковую схему слова.

6. Гимнастика для глаз.

7. Задание в тетради «Уроки грамоты» . (Вписывают буквы) .

8. В. Я сейчас буду называть слова, а вы с помощью палочек выкладывать только первые буквы каждого слова: Петух, абрикос, укроп, кролик. Прочитайте какое слово получилось (ПАУК) .

9. Ребусы.

В. Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это жители волшебной страны Грамматика дарят вам эти замечательные буквы.

Ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие, пора возвращаться в нашу группу.

Закрывайте глаза. «Раз – два – три в группу нашу нас веди!»