Сценарий открытого мероприятия «Праздник русских народных игр» в подготовительной группе. Подвижные и веселые игры и забавы на масленицу Веселые русские народные игры для массовых мероприятий

Подготовила инструктор по физической культуре Иванова Наталья Анатольевна МБДОУ «Детский сад «Полянка» комбинированного вида № 47» г. Энгельса

Конспект спортивного праздника

"День русских народных игр и забав»

Цели и задачи:

Популяризация народных игр среди дошкольников;

Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки;

Воспитание толерантности, интереса к культуре русского народа;

Создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми;

Приобщение детей к русскому фольклору.

Действующие лица: Скоморохи

Ход праздника

Дети полукругом стоят на спортивной площадке. Появляются Скоморохи

Скоморох 1: Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!

Скоморох 2: Здравствуйте гости, милости просим!

Скоморох 1:

Не хотите ль поиграть,

Свою удаль показать?

Скоморох 2 :

Отчего ж не поиграть?

Всегда мы играм рады!

А будут ли награды?

Скоморох 1:

А наградой будет смех

Задорный и веселый!

Скоморох 2:

Есть у нас одна, русская игра

Вам понравиться она.

За руки быстрей беритесь,

В круг скорее становитесь.

Игра "Шла коза по лесу"

Проводится со всеми детьми 3-4 раза.

Дети идут по кругу (в кругу в противоположную сторону идет Скоморох) и говорят слова (первые две строчки). Далее все останавливаются Скоморох выбирает рядом стоящего ребенка, выводит его в середину круга и все выполняют движения под слова. Игра повторяется новым водящим.

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой по прыгаем, по прыгаем, по прыгаем.

И ножками по дрыгаем, по дрыгаем, по дрыгаем.

Ручками по хлопаем, по хлопаем, по хлопаем.

Ножками по топаем, по топаем, по топаем.

Головкой по киваем и снова начинаем.

Скоморох 1:

Молодцы, ребята! А теперь давайте кататься на карусели!

Раз- два- подхватили!

Три-четыре- раскрутили!

Игра «Карусель»

Под русскую народную музыку дети выстраиваются в карусель: девочки берутся за ленты, мальчики поддерживают девочек за талию.

Скоморох 2:

Девчонки! Внимание!

Мальчишки! Внимание!

Приглашаем всех

На веселые соревнования!

«Бой подушками»

Выбираются два человека. Они берут в руки по подушке и встают по разные стороны скамейки. По сигналу начинают сбивать противника. Выигрывает тот, кто первым это сделает.

Скоморох 1:

Внимание! Внимание!

Продолжаем наше гуляние!

Трали-вали, гоп-ца-ца,

Начинается игра.

Будем прыгать без конца,

Собирайтесь у крыльца.

«Прыжки в мешках»

По команде по одному дети запрыгивают в мешок и прыгают до финиша и обратно. Побеждает та команда, которая вперед справится с заданием.

Скоморох 2:

Тысяча игр на празднике нашем!

Играем, шутим, поём и пляшем!

В играх рот не разевай -

Смелость, ловкость проявляй!

Игра «У медведя во бору»

Скоморох 1:

Много игр я знаю

И сейчас, ребята, с вами поиграю.

«Проворные мотальщики»

Дети делятся на пары. Играющим раздаются катушки с веревочкой (середина нитки отмечена цветной ленточкой). Двое играющих берут катушки и отходят друг от друга, насколько позволяет длина нитки. По сигналу участники игры начинают быстро наматывать на катушку нитку и продвигаться вперед. Задача каждого игрока заключается в том, чтобы первым намотать нитку до середины.

Скоморох 2 : Ребята, а вы знаете, что такое «плетень»? А ну-ка, покажите, как он плетется!

Дети встают в шеренгу, лицом к друг другу, и сплетают руки в «плетень».

Давайте, выходите, свое умение покажите!

Игра «Плетень»

Пока играет музыка все двигаются в разном направлении. Как музыка заканчивается все сплетают руки в «плетень». Чья команда быстрее сплетет плетень.

Скоморох 1:

А сейчас вы не зевайте,

Мои «добовлялки» отгадайте:

Игра «Добавлялки»

  1. Ок-ок-ок - покатился... (колобок)!
  2. Су-су-су - петушок прогнал... (лису)!
  3. Цо-цо-цо - снесла курочка... (яйцо)!
  4. Ят-ят-ят - серый волк не съел... (козлят)!
  5. Йок-йок-йок - не садись на...(пенек)!
  6. Ок-ок-ок - стоит в поле... (Теремок)

Скоморох 1 : Молодцы, ребята! Хорошо знаете русские народные сказки!

Скоморох 2 : Скажите-ка, ребята, кого боится мышка?

Кто бежит за ней вприпрыжку? (Кошка)

А еще чего боится мышка? (Мышеловки)

Раз-два-три-четыре-пять, начинаем все играть!

Мышеловку нам сделают старшие ребята. А мышками будут младшие дети. Игра «Мышеловка»

Старшие дети становятся в круг, взявшись за руки. Младшие дети бегают по кругу под сцепленными и поднятыми руками, после последних слов опускают руки.

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, всё поели!

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас!

Вот захлопнем мышеловку

И поймаем сразу вас!

Скоморох 2:

Всех ребят, парней, девчат

Вызываю на канат

Десять слева, десять справа

Только мускулы трещат!

«Перетягивание каната»

Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту.

Скоморох 1:

Отдохнули мы на славу,

Победили все по праву.

Порезвились, наигрались!

Много новых сил набрались.

Скоморох 2:

Вот настал момент прощанья!

Будет краткой наша речь!

Говорим мы до свиданья,

До счастливых новых встреч!

Праздник окончен!


Развлечение для младших школьников: «Игры наших бабушек »

Лапатина Светлана Васильевна, воспитатель группы продлённого дня МОУ Тумская средняя общеобразовательная школа №46 Филиал «Оськинская основная общеобразовательная школа».
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям, классным
руководителям, вожатым. Это мероприятие проводится для учеников 1 – 4 классов.
Цель: Познакомить школьников с русскими народными играми.
Задачи:
1.Воспитание любви, уважения, заботливого отношения к пожилым людям.
2. Разучить со школьниками русские народные игры, считалочки, песни.
3. Развивать творческие способности учащихся.

Ход развлечения:

На сцене – деревенский дом, за столом у самовара сидит бабушка Клава и внучка Даша, на лавочке стоит расписной сундучок.
Слышен стук в дверь, появляются дети, одетые в русские костюмы, напевают песню:


Девочки:
Светит месяц, светит ясный,
Светит полная луна,
Акулина с Василисой
К вам пришли сюда.

Мальчики:
Светит месяц, светит ясный,
Светит полная луна,
Трифон с Тимофеем
К вам пришли сюда.

Бабушка:
Гости дорогие, проходите к самовару,
Я налью душистого вам чаю,
Посидим рядком,
Да поговорим ладком.


Внучка Даша:
Бабулечка моя, родная
Как жила ты раньше – расскажи,
Да в какие игры ты играла,
Бабуля дорогая, покажи!

Бабушка:
Эх, внучатки мои,
Про жизнь – то расскажу,
По порядку всё я опишу.
Я была девчонка озорная,
А уж весёлая какая.


Семья - то у нас была большая
Родители в колхозе работали,
Только некогда было мне играть,
Велено сестёр, братишку качать.


Печку протопить – скотину накормить,
Воды натаскать – огород поливать,
На базар сходить – молока продать,
Грядки прополоть, да бельишко постирать.


Внучка:
Бабушка, а когда ты подросла,
Расскажи, какой невестой ты была?

Бабушка:
Дивчина была я хороша,
И высока, и стройна.


Полюбила парня одного,
Замуж вышла за него.

Да война – разлучница пришла,
Жениха Матвея отняла.
Он три года воевал,
Награждён был – письма слал,
А потом беда случилась –
Без вести пропал.


Дочку – маму твою я растила,
Да в колхоз ходила,
Оглянуться не успела -
Тут и дочка подросла.

Жизнь – то быстро потекла,
Дочку замуж отдала.
Оглянуться не успела,
А уж внучка у меня.
Внучка народилась –
Столько счастья появилось!


Внучка:
Бабушка, родная
Ты устала – посиди,
И немножко отдохни,
У тебя есть сундучок
Что лежит в нём – покажи?


Бабушка открывает сундучок, достаёт из него плетёные лапти.


Бабушка:
Как пойдёшь на улицу гулять,
Лапти надо надевать,
Чтоб с друзьями и подружками
В игры разные играть.

Внучка Даша:
,

Как играла, покажи.

Бабушка:
Есть такая интересная игра,
Очень её любила детвора.
«Иван-косарь и звери»
Называется она.

Проводится игра «Иван-косарь и звери»:

Песня - считалка:
Иван с косой, не ходи босой,
А обутый ходи, себе лапти сплети.
Если будешь ты обут - волки, лисы не найдут,
Не найдёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть! -

Выбирается Иван-косарь. Остальные играющие называют себя Зайцем, Лисой, Волком, Медведем и т. д. Иван-косарь берёт в руки палку - «косу» и делает движения, как при косьбе. С ним переговариваются:
- Иван-косарь, что ты делаешь?
- Траву кошу.
- А зачем трава?
- Коров кормить.
- А зачем коровы?
- Молочко доить.
- А зачем молочко?
- Сырцы лепить.
- А зачем сырцы?
- Охотников кормить.
- А зачем охотники?
- В лесу зверей ловить!

После этого ответа ребята разбегаются и прячутся. Иван-косарь бежит искать «зверей» и, если находит одного из спрятавшихся, должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, то пойманный выбывает из игры, а Иван-косарь ищет других спрятавшихся ребят.

Бабушка: Ну, что, ребятушки, понравилась вам игра? А у меня в сундучке есть много разных, но таких милых моему сердцу вещиц.

Бабушка заглядывает сундучок, достаёт засушенный цветок ромашки.


Бабушка:
Девчонкой малой я по лугу гуляла,
Да ромашки собирала,
Венок красивый заплетала,
С подружками в «Садовника» играла.

Внучка Даша:
Ой, бабуля, про игру ты расскажи
Как играла, покажи.

Бабушка:
Только прежде,
Чем начать играть,
Предлагаю вам
Считалочку сказать:

Раз малинка, два малинка,
Ела ягоды Маринка,
И в корзинке у Маринки.
Не осталось ничего.
Кто по ягоды пойдет,
Тот корзиночку найдет.

Проводится игра: "Я садовником родился"

Водящий становится садовником, остальные выбирают название цветка по записке и только на него откликаются.
Водящий говорит: "Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме... (называется цветок, например "роза")
Роза должна тут же сказать: "Ой".
Садовник: "Что с тобой?"
Роза: "Влюблена"
Садовник: "В кого?"
Роза: "В тюльпан»"
Тюльпан: "Ой" ...
И далее диалог продолжается между ним и розой. Если игроки не угадали цветок, то они не выбывают, а отдают "фанты", которые впоследствии разыгрываются (какую-либо личную вещь). Фанты разыгрываются следующим образом: один достает фант, другой (отвернувшись) назначает задание хозяину фанта, которое тот должен выполнить, чтобы получить вещь
обратно - спеть, рассказать стишок, покукарекать, попрыгать на одной ножке.

Бабушка: Понравилась вам, детки, игра? Ещё хотите поиграть?

Бабушка открывает сундучок, достаёт красное яблочко и напевает:


Катится яблочко.
С крутой горы.
Кто поднимет.
Тот уйди!

Внучка Даша:
Ой, бабуля, про игру ты расскажи
Как играла, покажи.

Бабушка:
Только прежде,
Чем начать играть,
Предлагаю вам
Считалочку сказать:

Гномик золото искал!
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал, - как же быть?!
Выходи! Тебе водить!

Проводится игра «Яблонька»


Все стоят в кругу. В середину выходят девочка, дети водят вокруг неё хоровод и поют, называя ее имя в песне:
Мы посадим яблоньку –
На горе, на горе,
Наша яблонька расцветет –
По весне, по весне.

Вырастай, яблонька,
Вот такой вышины;
Распускайся, яблонька,
Вот такой ширины.

Расти, расти, яблонька,
В добрый час,
Потанцуй, Машенька,
Поскачи для нас.

Ой, как наша яблонька,
Да распустилась.
Ой, как наша Машенька,
Да закружилась.

А мы нашу яблоньку
Все трясти будем,
А мы сладки яблочки
Собирать будем.

А мы нашу яблоньку
Все пощиплем,
Да от нашей Машеньки
Убежим вихрем.

Девочка-яблонька изображает все, о чем говорится в песне. На словах «вот такой вышины» и «вот такой ширины» все поднимают, а потом разводят руки. На словах «все трясти будем» участники игры изображают, как они трясут яблоню и собирают упавшие яблоки. Когда играющие поют «все пощиплем», они подбегают к девочке и щиплют ее, но тут же разбегаются, а она старается поймать кого-нибудь. Тот, кого она поймает, становится
яблонькой.

Бабушка: Ребятки, знаю я ещё одну интересную игру.

Бабушка заглядывает в сундучок, достаёт колечко, любуется им.


Бабушка:
В сундучке – колечко у меня,
Хоть на вид совсем простое,
Во стократ дороже золотого,
Дед Матвей на войну – то уходил,
Мне его на память подарил.

Внучка Даша:
Ой, бабуля, про игру ты расскажи
Как играла, покажи.

Чтоб начать играть,
Надо нам считалочку сказать:

Шла машина темным лесом.
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву с.

Проводится игра "Колечко"

Игроки сидят на лавочке и держат ладони, сложенные лодочкой перед собой. Водящий зажимает колечко в своей "лодочке" и поочередно проходит через всех игроков (можно не раз), вкладывая свои ладони в ладони игроков, незаметно перекладывая одному из них "колечко", затем произносит: "Колечко – колечко, выйди на крылечко".
Задача игрока, получившего колечко, встать и выйти, став при этом водящим, задача остальных - удержать его, если они, конечно, успеют сообразить – кому это колечко досталось, интересно играть в составе не менее 4- 5 человек.

Бабушка: Ну, что, ребятки, не устали? Тогда я опять посмотрю в сундучок.

Бабушка открывает сундучок, достает из него птичку – свистульку.


Я на ярмарку ходила,
Там свистульку купила.
Как в неё я засвищу,
Всех играть я позову.

Внучка Даша:
Ой, бабуля, про игру ты расскажи
Как играла, покажи.

Чтоб начать играть,
Надо нам считалочку сказать:

Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.

Проводится игра «Птицелов»

Играющие определяют одного игрока, который становится птицеловом. Оставшиеся выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать и становятся птицами. Птицы встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и произносят нараспев:

В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке.
Птички весело поют,
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет,
Птицы, улетайте!

Ольга Турусина
Сценарий открытого мероприятия «Праздник русских народных игр» в подготовительной группе

Сценарий открытого мероприятия с детьми и родителями

«»

ФИО инструктора по физической культуре Турусина Ольга Феликсовна

Возрастная группа Подготовительная к школе группа

Форма организации, количество участников Развлечение

Тема мероприятия «Праздник русских народных игр »

Используемые технологии и методики Игровые технологии

Цель Создание праздничного настроения , воспитание интереса и любви к народным играм , интереса к культуре русского народа . Повышение двигательной и эмоциональной активности детей.

Задачи - Создать условий для закрепления умений играть в русские народные игры , соблюдать правила.

Содействовать развитию физических качеств (быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, повышению познавательной и двигательной активности.

Воспитывать чувства сопричастности к народным торжествам , удовлетворения от участия в коллективной деятельности, любви к народному творчеству . Воспитывать дружелюбие.

Оборудование и материалы Музыкальный центр, записи русских народных песен и мелодий ; музыкальные инструменты : трещотки, ложки.

Предварительная работа Беседы о жизни и быте детей и взрослых на Руси, знакомство с национальным русским костюмом . Разучивание игр, считалок, частушек, танца. Подготовка костюмов к празднику .

Планируемый результат Дети умеют играть в русские народные игры , знают и соблюдают правила игр. Дети могут петь частушки, отгадывать загадки, танцевать народный танец

Участники : Скоморохи (родители, ведущий (воспитатель, дети, родители.

Ход праздника : Звучит русская народная мелодия «Калинка» .

Ведущий и дети, в русских национальных костюма, входят в зал, их встречают скоморохи с трещотками.

1. Скоморох :

Солнце яркое встает

Спешит на праздник народ

Распахнулись ворота,

Проходите Господа!

2. Скоморох.

Проходите без стесненья!

Билетов не надо.

Веселое настроение,

Будет наградой.

Ведущий :

Что такое? Почему честной народ собрался ?

Что за праздник будет тут , кто бы догадался?

2 Скоморох :

Заходите, ребятишки.

Здравствуйте, детишки.

Девчонки и мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли.

К нам на праздник зашли .

Проходите, не стесняйтесь.

Удобнее располагайтесь!

1 Скоморох :

Какие вы все ладные да нарядные.

Катя-Катюшка

златовласая девчушка.

И Андрюша-молодец.

И Илюша-удалец!

Пришла в гости детвора,

Праздник открывать пора !

Ведущий :

Подождите скоморохи.

Нас на праздник пригласили

и совсем не пояснили,

что за праздник будет тут .

Объясненья гости ждут.

2 Скоморох : Праздник наш не простой , а народный игровой . Праздник русских народных игр .

Ведущий : А разве бывает такой праздник ?

1 Скоморох : Еще как бывает. В эти народные игры любили играть ещё наши бабушки и дедушки, мамы и папы.

Много народных игр на свете .

Сегодня и поиграют в них наши дети.

2 Скоморох. Собирайся народ , становись в хоровод. Будем весело играть, будет некогда скучать. Любили ребятишки на Руси играть в хороводные игры. Давайте поиграем в русскую , народную , хороводную игру «Золотые ворота» .

Правила игры. Для игры выбирают четырех детей - ворота; остальные играющие - цепочка. Дети - ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят :

Золотые ворота, пропускают не всегда.

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

В это время играющие дети, став цепочкой, проходят в ворота. Дети-ворота, после слов опускают руки, кто остался в кругу становится к детям-воротам. И так пока не останутся трое детей они победители.

1 Скоморох : Все ребятки-молодцы, поиграли от души!

А теперь отгадайте загадку.

Внутри него водица, с ним не хотят водиться,

А все его подружки - пиявки да лягушки!

Водорослями зарос - добрый дедушка. Мороз? (Водяной) .

Кто считалку знает – Водяного выбирает!

Правила игры. Водяной, с завязанными глазами, стоит с палкой в кругу, а дети идут по кругу в хороводе и говорят :

Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой.

Выгляни на чуточку на одну минуточку.

Раз, два, три - Водяной не спи!

После окончания слов, водяной указывает палкой на ребенка, тот берет палку за другой конец и зовет водяного. Водяной должен угадать имя ребенка по голосу. Затем дети меняются местами. Проводится игра «Водяной» 3-4 раза.

2 Скоморох : И в былые времена русский народ был веселый , потешный. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость. Давайте поиграем в русскую народную игру «Заря-заряница» . Считалку считай! Зарю выбирай!

Ребенок считалкой выбирает Зарю.

Правила игры. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - "Заря" ходит сзади с лентой и говорит :

Заря - заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые. - За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Проводится игра 2-3 раза.

1 Скоморох : Готовы ваши уши мои потешки слушать?

Грелась кошка у ворот, умывала лапкой рот,

Парикмахер петушок, подарил ей гребешок,

Причесал им кошку…

Ведущий понарошку .

2 Скоморох : В облаках медведь парил, чай с воронами он пил.

Вдруг на встречу крокодил, раз – и мишку проглотил,

Проглотил как мошку…

Дети : Нет, такого не бывает, - это понарошку .

1 Скоморох Утром бабушка Варвара, комара несла с базара,

Видит : около плетня с поросятами свинья,

Пляшет под гармошку…

Дети : Нет, такого не бывает, - это понарошку .

2 Скоморох : Любили наши прабабушки и прадедушки, когда были детьми, играть в игру «Горелки» и сейчас дети любят посоревноваться в быстроте и ловкости.

Правила игры «Горелки с лентой» . Дети стоят парами, друг за другом. Впереди на два шага стоит водящий - горелка, и держит, в вытянутой вперед руке, ленту. Все дети говорят нараспев :

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло. Стой подоле, гляди на поле.

Едут там трубачи, да едят калачи. Погляди на небо, звезды горят.

Журавли кричат : - Гу,гу, убегу. Раз, два, не воронь, а беги как огонь.

После окончания слов, дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны, и стараются первым взять у горелки ленту. Кто взял ленту становится ведущим. Игра проводится 4-5 раз.

1 Скоморох : А теперь для всех ребяток, загадаю я загадки,

Знаю, знаю наперед - вы смекалистый народ !

1. Носят женщины, старушки, носят малые девчушки-

К уголочку уголок сложен красочный (платок) .

2. Не страшны зимой морозы ни большим, ни маленьким,

Что нам зимушки угрозы - мы обуем (валенки) .

3. Если маленький мороз - не хватает он за нос.

Как начнет мороз сердиться, мы наденем (рукавицы) .

4. Мне в частушках подыграет, хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет расписная (ложка) .

5. Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати, у печи оставят (лапти) .

6. Три струны, ее узнай-ка. Ну конечно (балалайка)

7. Как нужна она в лесу! В ней грибы домой несу,

8. Полюбуйся на картину - белых целая. (корзина) .

9. Любят девочки-подружки с маком бублики и (сушки) .

2 Скоморох : А я когда был еще маленьким, мы с друзьями любили играть в игру «Кот и воробышки» . Я самым ловким котом был.

1 Скоморох : Ну-ка, ну-ка поподробнее. Что-то я такую игру не помню.

Скоморох объясняет правила игры и приглашает родителей и детей в игру. Правила игры. Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом (круг выложен веревкой) . Водящий - кот встаёт в середину круга. Воробушки то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зёрна (внутри круга рассыпаны фишки) . Кот быстро бегает по кругу, резко поворачивается и старается поймать их. Воробушек, до которого дотронулся кот, все собранные зёрна высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных воробьев, которые собрали больше фишек.

1 Скоморох : Русские люди и работали хорошо и отдыхали на славу, любили и пляски задорные и частушки озорные. Кто знает частушки веселые? Выходи, народ повесели !

Дети выходят и поют частушки под фонограмму минус, остальные дети в проигрыше стучат трещотками и ложками, пританцовывают.

2 Скоморох : Раз, два, три, четыре, пять будем «Барыню» плясать.

Топни правая нога, хлопни левая рука.

(Дети и родители танцуют «Барыню» ).

1 Скоморох :

Вот как хорошо плясали!

И чтоб не заскучали.

Давайте поиграем в русскую народную игру . Угадайте название.

Снежок растаял и с полей бежит проворливый (ручей) .

Игра «Ручеек» под музыку «Кадриль» .

Правила игры. Дети становятся в пары, поднимают руки вверх и образуют ворота. Водящий ребенок проходит в ворота и выбирает себе пару. Оставшийся без пары ребенок становится водящим.

Ведущий : Вот такие веселые народные игры . Давайте в них играть и не забывать.

И в конце нашего веселья, получите угощенье.

На память об игре-игралочке - сладкий петушок на палочке.

2 Скоморох : Наступает час прощанья,

Говорим вам : «До-свиданья!» (дети хором)

До приятных, новых встреч!

1 Скоморох : Тут и празднику конец , кто играл, тот Молодец!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кенеман А. В., Детские подвижные игры народов СССР ,М. ; Просвещение, 1989. – 252с.

2. Литвинова М. Ф., Русские народные подвижные игры : Практическое пособие;М. ; Айрис-Пресс, 2004.-192с.

3. Степаненкова Э. Я., Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений; М.: «Академия» , 2006.-368с.

4. Хузина Т. Ф. Занимательная педагогика народов России : советы, игры, обряды; М. ; 2001.-152с.

Программное содержание:

  • Приобщать детей к русской культуре.
  • Воспитывать любовь, интерес к народным играм.
  • Развивать музыкальность детей.
  • Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции.
  • Формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре.
  • Вызывать эмоциональный отклик на происходящее.

Материалы и оборудование:

  • Магнитофон.
  • Диск с русской народной музыкой.
  • Платок для игры «Жмурки».
  • Маски зверей (Мышки, Лягушки, Лисички, Зайки, Медведя) для игры «Теремок».
  • Гимнастические палки для игры «Мед и Сахар».
  • Деревянные ложки для игры «Где работа – там еда».
  • Обруч с ленточками и бубен для игры «Карусель».
  • Лента для игры «Заря-зарница».
  • Канат для игры «Перетягивание каната».

Ход праздника

Дети стоят у входа в зал, их встречает скоморох Тимошка.

Скоморох:

Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!

(Звучит русская народная песня «Светит месяц»).
(Дети подскоками заходят в зал, стают в круг).

Наш праздник начинается,
Скучать сегодня запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В русские народные игры играть!

Но сначала давайте с вами познакомимся.

Я – веселый скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
А вас как зовут?

(Тимошка предлагает детям хором назвать свои имена).

Вот мы с вами и познакомились.

Эх, русская душа,
До чего ж ты хороша.
И поет и веселится
Наша русская душа.

Песня «Русская душа».

(Муз. Е.Кошелевой)

Скоморох:

А сейчас, детвора,
Начинается игра.
Дружно за руки беритесь
В хоровод все становитесь!

Танец-игра «Веселый хоровод»

(Муз.В.Рихтера)
(Сборник «Праздники в детском саду» под редакцией М.А Михайловой).
Дети выбирают ведущего. Он становится в центр круга. Держась за руки, играющие двигаются простым шагом в правую сторону, ведущий идет им навстречу, поют текст:

Звенит веселый хоровод,
Все шире круг у нас,
И тот, кто в этот круг войдет,
Станцует нам сейчас.

Дети останавливаются, хлопают и поют:

Тра-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля и т.д. до конца фразы.

Ведущий исполняет движения, которые за ним на повтор музыки повторяют все дети.
Движения могут быть различными, в зависимости от фантазии ведущего: подскоки, приседание, повороты и т.д. При повторе игры – выбирается новый ведущий.

Скоморох:

Звенит веселый хоровод,
Кружит нас каруселью.
Другой игры настал черед,
Рады все веселью!

Игра «Жмурки».

Дети выбирают «жмурку», завязывают ему глаза, ставят в середину круга, поворачивают вокруг себя несколько раз, затем спрашивают:

– Кот, кот, на чем стоишь?
– На квашне.
– Что в квашне?
– Квас.
– Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Тот, кого он поймал, становится «жмуркой».

Скоморох:

Сказки любите, ребятки?
Отгадайте-ка загадки.
Вы, ребятки, не зевайте,
Вместе хором отвечайте!

Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка,
Его звали… Чебурашка. (Колобок )

Всё узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее… Яга. (Шапокляк )

Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок
Этот грустный… Пятачок. (Ослик Иа )

Он играет понемножку
Для прохожих на гармошке.
Музыканта знает всяк,
Его имя… Шапокляк. (Крокодил Гена )

Приходили к нему Мышка,
Лиса, Зайка, Косолапый Мишка.
Он не низок, не высок,
Стоит в поле… (Теремок )

Скоморох:

Отгадали вы загадки.
Молодцы, мои ребятки.
Становись в кружок опять
Будем в «Теремок» играть!

Хороводная игра «Теремок».

(Русская народная песня, обработка Т.Попатенко)
(Музыкальный руководитель №3 – 2004)
Для игры выбираются «звери» – Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка, Медведь. Они стоят в стороне. Остальные дети, взявшись за руки, в кругу (теремок).
Дети идут по кругу и поют:



Вот по полю, полю, Мышка бежит

(Мышка бежит за кругом)

(Дети останавливаются)

Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

(Мышка стучит, поет, вбегает в круг).

Игра продолжается. Дети идут по кругу, поют:

Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, Лягушка бежит,

(Лягушка прыгает за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

(Дети останавливаются)

Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

(Лягушка стучит и поет)

Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка:
Я Лягушка-квакушка!
Мышка: Иди ко мне жить!

(Таким же образом входят в круг Лисичка и Зайка. Когда к теремку подходит Медведь и говорит: «Я – Мишка, всех «ловишка» – все звери разбегаются, а Медведь их ловит).

Скоморох:

Много игр на празднике нашем –
Играем, шутим, поем и пляшем.
В играх рот не разевай –
Смелость, ловкость проявляй!

Сейчас я приглашаю силачей силой помериться.

Игра «Мед и Сахар».

Дети садятся на пол по два человека друг против друга – с одной и с другой стороны держась за палку. По сигналу начинают ее перетягивать – соревнуются, на чьей стороне больше силы.

Скоморох:

А сейчас, ребята, не зевайте –
Еще одну загадку отгадайте!

Много ешь или немножко,
Но нужна к обеду… (ложка ).

Снова нас зовет игра,
Поиграем, детвора!

Игра «Где работа – там еда».

На расставленных по кругу стульях лежат ложки. Играющих больше, чем стульев. Под музыку дети бегут вокруг стульев, с окончанием музыки каждый должен взять со стула ложку. Кто не успел взять ложку и занять стул, – выбывает из игры.

Скоморох:

Поиграли, – отдохнем,
Дружно песню запоем.

Песня «Расписная ложка».

(Муз.Н.Суховой)
(Сб. «Музыкальная палитра» №6-2007)

Скоморох:

Приглашаю всех ребят
В «Карусель» поиграть.
Становись в кружок дружней,
Берись за ленточки скорей!

Игра «Карусель».

В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу).

Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).

2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».

Скоморох:

А сейчас опять игра,
Будем веселиться, детвора!

Игра «Заря-зарница».

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой. Дети поют:

Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые,
За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и они оба бегут по кругу в разные стороны, стараясь занять свободное место. Тот, кто останется без места, становится «зарей».

Скоморох:

Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
Ждет вас новая игра –
«Золотые ворота»!

Игра «Золотые ворота».

8 детей создают 4 пары и распределяются по залу, становятся лицом друг к другу, берутся за руки. Подняв сцепленные руки, они образуют ворота.

Дети выстраиваются в длинную нить, взявшись за руки. Первым стоит скоморох Тимошка, который водит эту нитку за собой через воротца. На ходу дети приговаривают:

– Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается, второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим мы вас.

На первые две фразы «ворота» держат руки поднятыми вверх, а на конец третьей опускают вниз и ловят проходящих детей. Дети, попавшие в ворота, расходятся в разные стороны. Игра повторяется. В конце игры образуется две команды.

Скоморох:

Сейчас будем мы, ребята,
В интересную игру играть.
Силу нашу силушку
Всем нам надо показать.

Игра «Перетягивание каната»

Скоморох:

Дружно с вами мы играли,
И нисколько не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проситься детвора.

Без меня вы не скучайте,
А скучно станет – поиграйте.
Зовите меня, скомороха Тимошку,
Развеселю я вас немножко!

(Под музыку русской народной песни «Светит месяц» дети уходят из зала.)

Елена Климентова
Сценарий праздника с использованием народных игр в детском саду

Действующие лица : ведущая, хозяюшка, дети.

Ведущий : Пришли сюда мы скуку разогнать

Мы пришли повеселиться, поиграть.

Хозяюшка : Сегодня будут игры, танцы, смех

Радости хватит на всех.

Ведущий : Ребята, а знаете ли вы, в какие игры играли ваши прабабушки и прадедушки? Бабушки и дедушки? Мамы и папы? Братья и сестры?

Ответы детей.

Ведущий : А как нужно начинать игру? Начинать игру нужно с зазывалок. А кто-нибудь знает зазывалочки? (Ответы)

Ведущий : А я знаю вот такую зазывалочку.

Тай-тай, налетай! Кто в (прятки, салки и т. д.) играй?

Дети постепенно присоединяются. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец.

Все это время зазывала произносит приговор с указанием названия игры.

Когда набирается достаточное количество игроков, зазывала заканчивает набор : Тай-тай, налетай! Никого не принимай!

Ведущий :

И первая наша игра это : Удочка

Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком – удочку. Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки, становится водящим.

Детали : Вращение веревки должно производится не выше уровня колен.

(кто-нибудь из детей) :

Потом считаются и выбирают водящего :

Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три, Начинаешь ты…

Игра «Горелки» .

Хозяюшка : А теперь передохнем и отгадаем с вами загадки :

1. Вышел зайчик погулять,

2. Лап у зайца ровно. (не пять, а четыре)

3. У меня собачка есть,

У нее хвостов аж. (не 6, а 1)

4. День рожденья на носу,

Испекли мы. (не колбасу, а торт)

5. У Иринки и Оксанки

Трёхколесные есть. (не санки, а велосипед)

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки-

К уголочку уголок

Сложен красочный. (платок)

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят (лапти)

Не страшны зимой морозы

Ни большим, ни маленьким.

Что нам зимушки угрозы-

Мы обуем (валенки) .

Без нее в деревне скучно,

Вместе с ней поют частушки,

Пляшут Маша и Антошка

Под веселую (гармошку) .

Если маленький мороз-

Не хватает он за нос.

Как начнет мороз сердиться,

Мы наденем (рукавицы) .

Мне в частушках подыграет,

Хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет

Расписная (ложка)

Любят девочки-подружки

С маком бублики и (сушки) .

Три струны, ее узнай-ка»

Ну конечно (балалайка)

Выпускает жаркий пар

Древний чайник - (самовар)

Хозяюшка : Какие вы молодцы! Все знаете! А теперь поиграем в новую игру. Кто будет зазывать?

Дети выбирают зазывалу. Зазывала (кто-нибудь из детей) :

Тай-тай, налетай! Кто в горелки играй?

Потом считаются и выбирают водящего :

Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три, Начинаешь ты…

Игра «Дударь» .

Хозяюшка : Ой, ребята… Как с вами весело!

Ведущий : Дети, выбирайте зазывалу.

Зазывала (кто-нибудь из детей) :

Кто будет играть

В интересную игру?

А в какую - не скажу!

А потом не примем,

За уши поднимем,

Уши будут красные,

До того прекрасные. (стишок повторяется несколько раз) .

Ведущий : Я вижу играть все хотят.

Потом считаются и выбирают водящего.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

А у меня для вас есть игра, в которую все умеют играть! Давайте поиграем! А называется она :

«Чурилки»

Правила : по считалке выбирают двоих, одному завязывают глаза, другому

дают бубенцы. Все ходят вокруг них, поют :

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет,

Того жмурки не поймают.

Ведущая : А эта игра называется :

«Цепи кованы» .

Правила : играющие встают в две шеренги на расстоянии 10 метров, крепко взявшись за руки. Идет перекличка шеренг.

Первая шеренга :

«Кондалы-раскондалы, раскуйте нас» ,

Вторая шеренга отвечает : «Кого из нас?» (Называют имена детей.)

Бежит первый ребенок из первой шеренги, стремится «разбить» , разомкнуть руки второй шеренги. Если удается, уводит выбранных детей в свою шеренгу, если нет - сам остается в той шеренге.

Игра : Ручейки и озера.

Дети выбирают зазывалу. Зазывала (кто-нибудь из детей) вместе с Хозяюшкой :

Кто будет играть

В интересную игру?

А в какую - не скажу!

А потом не примем,

За уши поднимем,

Уши будут красные,

До того прекрасные.

Игроки стоят в пяти колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне) . На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Ведущий : Ребята, сегодня мы с вами поиграли в веселые игры. Какие игры вам больше всего понравились? Кто запомнил, с чего начинается игра? А как нам узнать, кто будет водить в игре? А какие считалочки вы еще знаете?

Ответы детей.

Хозяюшка : Ребята, вам понравилось играть в такие игры? Мне тоже понравилось с вами играть, но нам пора прощаться. До свидания!

Праздник заканчивается .