§7–8. Внешняя политика России во второй половине XVI века

Атаман Ермак "родом незаметный, душой знаменитый" - легендарная личность и национальный герой России. Считается, что он родом с Чусовой, хотя есть и другие версии (с Двины или с Дона). Но во всяком случае на Среднем Урале он оставил неизгладимый след. Все что только можно здесь называют его именем. Ходил он со своей ватагою по Чусовой, Каме и Волге пока не нанялся к богатым уральским купцам Строгановым защищать их владения от набегов со стороны сибирского хана Кучума.

А в 1581 году дружина под командованием Ермака в количестве не менее 1500 человек и хорошо вооруженная выступила за Каменный Пояс воевать Сибирское ханство. Как всем известно предприятие было удачным. Сибирь стала русской. Здесь речь пойдет о смерти Ермака Тимофеевича.

Он погиб в 1585 году, когда с небольшим отрядом в 50 человек шел по Иртышу и в устье реки Вагай попал в засаду. На правом берегу Иртыша с незапамятных времен есть татарская деревня Баишевская (Баишево) Вагайского района Тюменской области. На окраине села находится кладбище которое является священным мусульманским захоронением (астана ). Есть две версии об этом захоронении.

По первой версии здесь похоронен шейх Хаким-Ата (Сулейман Быкыргани) и еще несколько его родственников. Шейх считается мусульманским святым, он одним из первых принес на Сибирскую землю ислам. Кроме того написал исламское сочинение аналог Апокалипсиса. Небольшой деревянный мавзолей. Это место настолько священно, что его посещение приравнивается к хаджу в Мекку. Правда посетить надо 7 раз. Искер - городище Кучума у сибирских татар тоже священное место.

Но вот что интересно. Кроме мусульман сюда приезжают и православные. Почему? Есть вторая версия что именно здесь на Баишевской Астане похоронен русский казак, православный атаман Ермак. Похоронен по мусульманскому обычаю.

Первая версия. В конце 14 века по повелению правителя из Бухары пришли в Сибирь 366 шейхов-проповедников для обращения местного "дикого", языческого населения в ислам. И с ними 1700 воинов. Миссию активно атаковали туземцы-аборигены, не желавшие никакого ислама. Почти все бухарцы погибли. Значительно позднее их наверное всех или почти всех объявили святыми и на местах захоронений установили 6-гранные строения, называемые в Сибири астана ("порог дворца" в переводе). По крайней мере 30 таких захоронений известно. У каждого священного кладбища есть свои хранители (выдавалась соответствующая грамота) и обязанность эта передается из поколения в поколение. У Баишевского захоронения такая грамота утрачена. Был ли Хаким-Ата одним из этой бухарской команды? Оказывается нет. Хаким-Ата жил в 12 веке. Умер в возрасте 95 лет в 1186 году в Хорезме и похоронен на Амударье. Вскоре после его смерти Амударья вышла из берегов и затопила могилу на 40 лет. А потом когда река отступила, могила уже была утрачена. Но потом все-же ему поставили надгробие. Это в Узбекистане. Но еще несколько точек в Узбекистане и в Таджикистане претендуют на захоронение этого уважаемого гражданина. Он был суфийским шейхом и проповедовал ислам как раз узбекам и таджикам. Никаких документальных свидетельств о его посещении Сибири нет. С какой бы стати кто-то повез сюда в Сибирь останки? Возможно имя Хакм-аты присвоил этому захоронению какой-то мулла, переписчик его трудов, когда они приходили в негодность? Чтобы поднять статус своей деревни. Это версия.

Вторая версия. Мог ли быть здесь похоронен атаман Ермак? Что было после его гибели? 5 ноября 1582 года отряд Ермака разбил войско Кучума - выходца из Бухары - и возвестил о покорении Сибири. За это Иван Грозный пожаловал казаков. А Ермаку послал в подарок 2 кольчуги. В августе 1585 года маленький отряд причалил к островку на впадении Вагая в Иртыш и встал на ночлег. Под утро на казаков напали. Уцелевшие в том числе и Ермак бросились к стругам. Но Ермак оступился и ушел под воду, еще и надетые две кольчуги были тяжелы. Они спасли Ермака от стрел, но сослужили плохую службу. Тело атамана осталось под водой.

Полвека спустя нашли кольчугу Ермака о чем упоминается в Сибирской летописи начала 18 века. Из нее следует, что в 1646 году березовские служилые люди отбили у приобских самоедов (хантов) русский нагрудный панцырь. Драгоценный трофей отправили в Москву, потому что "на том де панцире на груде мишени золотые а на них вырезано на одной царское имя, на другой орел" Историки считают, что это действительно панцирь Ермака. После гибели атамана кольчуги были разделены. Одну кольчугу получил нурза Кайдаул, который и руководил татарами в том бою, другую отдали в приклад Белогорскому шайтану. Белогорье - это было святилище остяков и вогулов (ханты-манси) в устье Иртыша. Эти кольчуги искали русские начиная с 17 века. В том числе искал тобольский сотник Ульян Макеев-Ремезов. Одна была найдена в Тобольске у потомков Кайдаула, уже перешедших на русскую службу. Ее отправили в оружейную палату где она и находится поныне.

Раз кольчуги были сняты с тела Ермака, это означает, что его могли где-то похоронить. Но от места гибели до Баишевского кладбища довольно далеко порядка 30 километров. Кроме того это село находится выше по течению, а значит река не могла вынести тело в Баишево. Это могли сделать только люди намеренно. Но какой смысл везти тело погибшего Ермака так далеко? Не проще ли было похоронить его там, где нашли. Решили обратиться к фольклору живущих на Иртыше народов. Легенды носят несколько односторонний характер, и основаны на воспоминаниях казаков - сподвижников Ермака. Савва Есипов тобольский дьяк их записывал. Татары напали, был бой, Ермак упал и утонул. Все. Слово "сибирь" на местном языке означает подметать, мести, вьюжить. Коренные народы, живущие на Иртыше передают из поколения в поколение народные предания и песни. Они отличаются художественным образом от летописей. В ткани песен могут упоминаться реальные люди и исторические события. Получилась такая картина. В нескольких километрах от села Вагай есть селение Епанчинские Юрты. Несколько дней подряд после гибели казачьего отряда рыбаки-татары забрасывали здесь невод. Выловил Ермака Яныш Бегишев внук.

Вот что в песне поется: "Невод рыбаки бросили, вместо рыбы мертвеца притащили. В броне боевой и в кольчуге стальной. Роста статного, пойманный в сети". В утопленнике признали русского атамана Ермака. Все знали, что 13 дней назад был бой на Вагае с его отрядом, но то, что погиб сам Ермак до сих пор не знали. В селение стала стекаться туземная знать в том числе и сам Кучум.

События отраженные в татарском фольклоре оказывается нашли свое отражение и в Ремезовской летописи. Ее автор - главный зодчий Тобольска Семен Ремезов - человек обширных знаний и богатого жизненного опыта. Он участвовал в отражении вражеских набегов, собирал ясак, основывал новые села, проводил перепись населения. Это русский энциклопедист Сибири, картограф, историк. Ремезов не просто написал летопись, но проиллюстрировал ее своими рисунками. По свидетельству летописца через несколько дней после гибели Ермака, его тело выловил Яныш Бегишев внук. Потом тело положили на помост и расстреляли из луков. Оказывается это такая дань уважения. Однако написана летопись Ремезова в начале 18 века более чем через 100 лет после первого похода казаков в Сибирь. После гибели Ермака казаки-его сподвижники которых осталось менее 100 человек, из Сибири ушли. Поэтому события остались в тени. Потом пришли уже другие. Татары не сообщали никому о том что же стало с телом Ермака. Возможно боялись мести.

Таким образом тело Ермака оказалось в руках его вчерашних врагов. Где же его могли похоронить? По мусульманской традиции нельзя издеваться над телом. Возможно тело повезли по деревням чтобы показывать жителям, что вот, смотрите, Ермак мертв.

Отец Семена Ремезова рассказывал сыну о своей встрече с калмыцким князем Аблаем в Тобольске в середине 17 века лет через 80 после гибели Ермака. Эта встреча имеет прямое отношение к нашему вопросу. Аблай спросил: "А знаешь ли ты Ульян, где ваш Ермак лежит?" Ульян ответил, что это никому не известно. Аблай посмеялся над ним и ответил, что это место он знает. Аблай заявил, что в детстве он был очень болен и исцелился лишь потому, что пил воду с могилы Ермака.

Фото Тобольск Памятник Семену Ремезову

Место это татары знают, а русские нет. По большим праздникам над могилой Ермака является огненный столб, а по родительским дням горящая свеча. Он обещал показать Ульяну это место, но выполнил ли неизвестно. Еще в летописи есть фрагмент указывающий почему тело Ермака долго не хоронили. В переводе на современный русский язык тело атамана на помосте долго лежало нетленным, являя всевозможные чудеса. И даже птицы не смели на него садиться и клевать. Более того каждая вещь, принадлежащая атаману, обладала какими-то чудесными свойствами. Если Ермак стал объектом поклонения местного населения, тогда и похоронить его могли по особому. Интересно, что о баишевском кладбище в татарском фольклоре упоминается, что там давно похоронен чужак (имя не называется). Этим чужаком вполне может быть Ермак. Так в результате и православные приходят туда поклониться своему Ермаку. Возможно его похоронили не на самом кладбище, а рядом где-то за оградой, все-таки иноверец. По крайней мере в 70-е годы прошлого века старики говорили, что около кладбища похоронен чужой.

Ремезов же, опираясь на одну из легенд, пишет, что похоронили Ермака на священном Баишевском кладбище под кудрявой сосной. Собрали на его поминки 10 баранов. Из могилы при этом шел чудодейственный свет. Историк Катанов писал, что исходя из Ремезовской летописи, многие хотят видеть Ермака чуть ли не как святого. Все таки образ сильно мифологизирован. Но очень уж сомнительна какая бы то ни было религиозность Ермака. Он ею совсем не отличался. Возможно в легендах и рисунках Ремезова проявляются какие-то архаичные дохристианские и домусульманские традиции почитания.

Кто же все-таки похоронен на самом кладбище? Возможно не Хаким-ата, а один из тех 366 шейхов-бухарцев, пришедших сюда в 14 веке? Вот еще что интересно, местные татары считают Ермака сибирским татарином! Своим! Он якобы хотел свергнуть конкретно Кучума и стал казачим атаманом чтобы осуществить это дело. Похоронили его по мусульманским традициям. В принципе тогда можно и поклоняться без проблем. Башкиры, кстати, тоже не проч считать Ермака своим. (У них ведь кроме Салавата... это не в тему)

На одном из рисунков Ремезовской летописи план и крестик, над которым надпись "Ермаково кладбище" , значит Аблай все же показал Ульяну это место и сын отметил на карте. Все таки видимо татары скрывают тайну Баишеаской астаны. Есть опасения, что если объявить что здесь похоронен Ермак, то начнется паломничество, причем массовое. И тогда покой мертвых будет нарушен, а это недопустимо по мусульманским традициям.

Тюменские археологи второй год не могут завершить исследования возможного места захоронения покорителя Сибири атамана Ермака из-за отсутствия финансирования.

"Два года назад археологи Тобольской комплексной научной станции нашли первые подтверждения легенды о месте захоронения казачьего атамана. Они обнаружили возвышенность с сохранившейся пашней возле леса в районе населенного пункта Бегишевское Тюменской области, где, согласно преданиям, и был похоронен завоеватель Сибири. Для исследования этого места нужен геоскан - прибор, который просканирует возвышенность и определит возможное место захоронения. Однако на его покупку у нас нет 600 тыс. рублей ", - сказал Адамов
По словам директора Тобольской комплексной научной станции Уро РАН Игоря Ломакина, ФАНО в этом году не выделило средств на приобретение геоскана. "Дело в том, что приобретение дорогостоящего оборудования - это целевые средства ФАНО. Нам их не выделили. В следующем году будем работать над тем, чтобы их получить ", - сказал Ломакин.

Именно по причине отсутствия геоскана в этом году археологи не исследовали возвышенность. Ученые отмечают, что геоскан имеет уникальную функцию - отображение формы найденного металлического объекта и типа металла. Благодаря этой опции можно определять более точно характеристики найденного предмета и принимать решение о его извлечении. Прибор автоматически измеряет глубину залегания металлического объекта с точностью до 95%.

Глубинный датчик позволяет осуществлять поиск крупных металлических объектов на глубине до 8 метров в грунте, также используется для обнаружения рудных месторождений на глубинах до 14 метров. "Мы дважды подавали заявку на грант, нам дважды отказывали. Сейчас ищем спонсоров, которые могут помочь нам в решении существующей проблемы ", - сказал собеседник агентства.

Угроза от большой воды

По словам Адамова, вероятность того, что возвышенность с сохранившейся пашней возле леса в районе населенного пункта Бегишевское и есть место захоронение атамана Ермака, пока сказать сложно. По внешним признакам, утверждает ученый, оно совпадает с описаниями сибирских татар, которые легли в основу карты 1806 года, составленной губернским землемером Василием Филимоновым.

"В 2014 году мы начали искать могилу Ермака по карте Филимонова и обнаружили возвышенность, указанную в ней. Это место не было тронуто никем с тех времен, как была составлена карта. Согласно преданиям, именно здесь был похоронен Ермак ", - сказал Адамов.

По его словам, изучая данное место, археологи нашли на возвышенности захоронения древних угров X-XI веков, а также монеты XVII века и вещи жителей татарского поселка.

"Мы были удивлены, что захоронение сохранилось, поскольку оно находилось всего в 40 сантиметрах от поверхности земли. В нем мы обнаружили две хорошо сохранившиеся сабли. Их ножны были обтянуты очень тонкой фольгой. Также мы нашли глиняную посуду и другие артефакты, которые были переданы в музей Тобольска ", - сказал Адамов.

По его словам, сейчас большая вода представляет угрозу. "Сибирские реки в последние два года сильно разливаются и есть угроза того, что возможное место захоронения Ермака будет размыто ", - подчеркнул собеседник агентства.

Версии о захоронении атамана Ермака

Ермак Тимофеевич - русский военачальник, казачий атаман. В 1581 году возглавил военный поход на сибирского хана Кучума, с которого началось завоевание и освоение Сибири. Одна из главных версий смерти Ермака основана на сибирско-татарских сказаниях. Согласно им, атаман утонул.

Существует легенда, что тело Ермака вскоре после его смерти выловил из Иртыша рыбак-татарин. Позже татары захоронили его в районе деревни Бегишевское за кладбищем, так как он не был мусульманином. По другой версии, могилой Ермака может быть захоронение, найденное на окраине населенного пункта Киргиз-Мияки в Башкирии. По результатам экспертизы, ему около пятисот лет, что совпадает с датой смерти Ермака.

Еще по одной версии могила Ермака может находиться в Знаменском районе Омской области. Туда, в окрестности села Усть-Шиш, по сведениям местных краеведов, император Петр I даже собирался направить специальную поисковую экспедицию. Документы, в которых говорилось о необходимости ее организации, есть, отмечают специалисты. Однако, документов, в которых сказано о проведении данной экспедиции, нет.

Если могила найдется, то станет возможным развеять многие мифы, связанные с исторической личностью первопроходца Сибири.

В Башкирии нашли захоронение, в котором, возможно, был погребен легендарный атаман Ермак Тимофеевич. Древняя могила была найдена на окраине населенного пункта Киргиз-Мияки. По результатам экспертизы ей около пятисот лет, что совпадает с датой смерти Ермака. Однако чтобы пролить свет на тайну гибели казачьего атамана, ученым предстоит провести еще ряд экспертиз.

Урок истории Отечества в киргиз-миякинской школе теперь дополняет новая глава: "Тайна гибели атамана Ермака раскрыта". Учитель рассказывает школьникам о новой версии захоронения легендарного завоевателя Сибири.

- Считается, что атаман Ермак похоронен в Сибири, но как вы знаете, теперь есть другая версия, что его прах покоится у нашей горы Миру мир.

Предположение о том, что в окрестностях райцентра Киргиз-Мияки на высоком кургане найдена могила Ермака, выдвинули челябинские историки. Они проводили раскопки на высокой горе и наткнулись на древнюю могилу. Радиоуглеродные анализы останков показали: возраст захоронения около 500 лет, в нем неизвестный мужчина славянского происхождения, похороненный в соответствии с православной традицией.

"Возникла версия, что это ни много, ни мало, могила Ермака Тимофеевича. Это такая красивая, романтическая версия, которая подтверждается, например, древними башкирскими шежере — генеалогическими древами", — говорит доцент кафедры "Евразия" Южно-Уральского университета Гаяз Самигулов.

Версию историков косвенно подтвердили краеведы: гора с древней могилой действительно почитается местными жителями. В старинных легендах упоминается, что в ней похоронен знатный русский, но кто именно до сих пор оставалось загадкой.

"Металлического оружия рядом найдено не было. Значит, какие я могу сделать выводы: он наверняка был в холщовых рубахе и штанах и пояс был", — предполагает краевед Сабир Гемеров.

Историки делать выводы не спешат: по официальной версии Ермак утонул в реке Иртыш, когда был разбит отрядом сибирского хана Кучума. Могила его не найдена, но есть сведения, что его похоронили в окрестностях деревни Баишево на территории современной Тюменской области. Кому 500 лет назад могло понадобиться вести тело атамана за тысячу километров и тщательно прятать следы его могилы неизвестно.

"Определение места событий, в данном случае места захоронения, требует серьезной работы не только археологов, но и тех, кто работает с письменными источниками. На сегодняшний момент летописные материалы, в частности, Ремезовская летопись, и фольклор многих народов Сибири - хантов, манси - указывают, что все-таки могила Ермака находится на реке Иртыш", — объясняет профессор Башкирского государственного университета, доктор исторических наук Булат Азнабаев.

Гипотеза о якобы найденной могиле атамана уже наделала немало шума в прессе. За версию челябинских ученых выступили республиканские власти, которые рассчитывают, что находка может привлечь в Башкирию дополнительный поток туристов.

"Если здесь действительно похоронен Ермак, для нас это действительно будет еще один объект посещения. Мы его благоустроим. И если подтвердится, что это могила Ермака, наверное, желающих увидеть ее будет достаточно много", — считает глава администрации Миякинского района Зайнулла Насыров.

Бросить камень на погост - значит отдать дань уважения похороненному. Этой башкирской традиции не одна сотня лет. Кто бы ни покоился в найденной могиле, жители Киргиз-Мияков считают, что древнее захоронение нужно оставить в покое, но челябинские ученые собираются продолжить раскопки. Этим летом предполагаемую могилу Ермака будут изучать археологи. Возможно, они прольют свет на тайну гибели казачьего атамана.

Стр. 58

Как развивалась внешняя политика России в середине XVI в.? И каковы были ее основные направления?

В царствование Ивана IV Россия заметно расширила свою территорию и укрепила международное положение, присоединив Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Установив союзнические отношения с Ногайской ордой и кавказскими правителями, Россия создала основу продвижения на южном направлении. В то же время усилия на западном направлении не были столь удачными. Ливонская война была проиграна. Вместо завоевания выхода к Балтийскому морю, Россия утратила в этом регионе даже те позиции, которые имела раньше.

Стр. 64

Кто такой Ричард Ченслер? С какой целью и когда он прибыл в Россию?

Р. Ченслер, английский мореплаватель, искавший морской путь в Индию на корабле «Эдуард Удалец», направился на восток. Войдя в Белое море, достиг устья р. Северная Двина у Никольского монастыря. Был доставлен в Москву ко двору царя Ивана IV. Этим плаванием в 1553 г. было положено начало морским сношениям между Россией и Англией.

Стр. 65

Выходцы из каких стран основали Ливонский орден? Кому он подчинялся?

Католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Вост. Прибалтике на латышской и эстонских землях, организован в 1237 году. Подчинялся конфедерации 5 государств (Ливонский орден, Рижское архиепископство (епископство с кон. XII в. с 1251 - архиепископство), Курляндское (с 1234 г.), Дерптское (с 1224 г.) и Эзельское епископства), образованной на территории, завоеванной крестоносцами (Ливония).

Стр. 68. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему в XVI в. для России особенно важны были внешнеполитические успехи на востоке? Какое значение для развития страны имело установление контроля над Волжским торговым путем?

Для России в XVI в. особенно важны были внешнеполитические успехи на востоке потому, что со стороны Казанского, Крымского ханств исходила постоянная угроза – набеги, плен местных жителей, опасность для торговли и т.д.

Для развития страны установление контроля над Волжским торговым путем имело большое значение, так как обеспечивало безопасную торговлю русским купцам со странами Востока.

2. Как вы оцениваете вхождение в состав Российского государства Поволжья?

Вхождение в состав Российского государства Поволжья обеспечило безопасность на юге и юго-востоке, открыло пути для прямых торговых и политических контактов с восточными странами. Волга на всем ее протяжении стала русской рекой. Таким образом, оценка вхождения в состав Российского государства Поволжья может быть только положительной.

3. Сравните действия Ивана IV по отношению к Казанскому ханству и Кавказу. Что влияло на его политику на этих направлениях?

Действия Ивана IV по отношению к Казанскому ханству и Кавказу были разными: Казанское ханство было завоевано и присоединено к России, став ее государственной территорией, а Кавказ был еще очень далек от границ России, но ей были необходимы союзники в борьбе против Османской империи, кавказским правителям – сильные покровители от недружественных соседних государств. Таким образом, политика Ивана IV по отношению к Кавказу была дружественной и взаимовыгодной для обеих сторон.

Решение покорить Казань было принято под влиянием агрессивной политики Казанского ханства, постоянные набеги, разорение приграничных территорий и захват в плен местного населения.

4. Почему Иван IV опасался союза Казанского ханства и Османской империи с Крымским ханством? По вашему мнению, это были обоснованные опасения? Докажите свою точку зрения.

Иван IV опасался союза Казанского ханства и Османской империи с Крымским ханством потому, что вместе они были грозным противником России и добиться выхода к морю тогда становилось невозможным. Это были обоснованные опасения, так как Крымское ханство уже было, а Казанское ханство стало вассалом Османской империи. Крымский хан помогал сопротивлению астраханского хана зависимости от России.

5. Почему именно Польша и Литва стали союзниками Ливонского ордена в борьбе с Россией?

Польша и Литва стали союзниками Ливонского ордена в борьбе с Россией потому, что им было не выгодно иметь у своих границ сильное государство, которое составило бы им конкуренцию в торговле и влиянии в Европе.

6. Какое влияние на ход Ливонской войны оказало объединение Польши и Литвы в единое государство – Речь Посполитую и избрание ее королем Стефана Батория?

Объединение Польши и Литвы в единое государство на ход Ливонской войны оказало решающее влияние. Эти государства объединившись стали значительно сильнее, а избрание королем Стефана Батория, талантливого полководца, окончательно решило исход войны не в пользу России.

7. Каково было значение обороны Пскова в ходе Ливонской войны русскими войсками во главе с И. Шуйским?

Значение обороны Пскова в ходе Ливонской войны русскими войсками во главе с И. Шуйским трудно переоценить. Псков, благодаря этому остался в составе Российского государства. Кроме того, русскими войсками приобретался опыт военных действий, опыт ведения войны.

8*. Пользуясь текстом параграфа и интернет-ресурсами, составьте (в тетради) план рассказа о походе русских войск под предводительством Ивана IV на Казань.

1. Подготовка к третьему походу на Казань

1.1. Строительство крепости Свияжск

1.2. Накопление средств и сил в построенной крепости

2. Начало войны в 1552 г.

2.1. Расстановка сил: русская армия и армия противника

3. Осада Казани

3.1. Строительство линий осадных сооружений

3.2. Подготовка штурма города (подкоп)

4. Решающий штурм Казани 02.10.1552

5. События после взятия Казани

6. Окончательное присоединение Казанского ханства к России.

Стр. 68. Работаем с картой

1.Покажите на карте походы войск Ивана IV на Казань и Астрахань.

2. Покажите на карте территорию Сибирского ханства и его столицу Кашлык.

3. Покажите на карте территорию России после окончания Ливонской войны.

Стр. 69. Изучаем документы

С оценкой, данной автором текста походу Ермака, нельзя не согласиться. В результате похода значительно расширились границы Российского государства, присоединены богатые полезными ископаемыми земли, которые в дальнейшем обеспечат успешное развитие страны, ее экономики.

Стр. 69. Изучаем документы

Какие события штурма Казани описываются в приведенном фрагменте?

В приведенном фрагменте описываются подрыв крепостной стены и начало штурма Казани.

Стр. 69. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как расширение территории России при Иване IV повлияло на ее международное положение?

Расширение территории России при Иване IV повлияло на ее международное положение благотворно. Она укрепила свои позиции на юге, юго-востоке, наладила торговые отношения с восточными странами.

2. Место гибели и захоронения Ермака является для историков загадкой. С помощью Интернета выберите одну из версий места его гибели и подготовьте сообщение с обоснованием необходимости организации исследовательской экспедиции в предполагаемый район.

Казачий атаман Ермак Тимофеевич погиб 6 августа 1585 года. Согласно популярной легенде он утонул в реке Иртыш, которую пытался переплыть, спасаясь от нападения отряда сибирского хана Кучума. На атамане в этот момент были две тяжелых кольчуги, подаренные царем Иваном Грозным в благодарность за Сибирский поход. Согласно татарским преданиям Ермак был смертельно ранен копьем в горло татарским богатырем Кутугаем.

По легенде, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали. Но, по словам очевидцев, его тело пролежало на открытом воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. О месте захоронения в источниках нет единого мнения. Ряд исследователей утверждают, что искать могилу следует в Башкортостане.

1 версия о месте захоронения

Как пояснил руководитель экспедиции Александр Адамов в интервью, поиск места осуществлялся по карте, составленной в 1806 году губернским землемером Василием Филимоновым на основе опроса местных жителей. «На своей карте Филимонов указал, что могила Ермака находится на возвышенности возле леса, где проходит пашня. Мы проверили эту информацию и действительно в районе села Бегишевское нашли возвышенность. Она находится недалеко от места, где, согласно легендам, Ермак принял свой последний бой», - рассказал ученый.

Адамов отметил, что возвышенность, указанная на карте XIX века, оказалась нетронутой рекой Иртыш, которая разливается во время весеннего паводка. «На возвышенности мы уже нашли захоронения X–XI веков. Теперь мы хотим исследовать ее методом геосканирования, чтобы найти в ее недрах другие захоронения. После того как будут получены результаты геосканирования, мы проведем точечные раскопки», - пояснил археолог.

2 версия о месте захоронения

Недавно в Башкирии нашли захоронение, в котором, возможно, был погребен легендарный атаман Ермак Тимофеевич. Древняя могила была найдена на окраине населенного пункта Киргиз-Мияки. По результатам экспертизы, ей около пятисот лет, что совпадает с датой смерти Ермака. Предположение о том, что в окрестностях райцентра Киргиз-Мияки на высоком кургане найдена могила Ермака, выдвинули челябинские историки. Они проводили раскопки на высокой горе и наткнулись на древнюю могилу. Радиоуглеродные анализы останков показали: возраст захоронения - около 500 лет, в нем находятся останки неизвестного мужчины славянского происхождения, похороненного в соответствии с православной традицией.

"Возникла версия, что это ни много, ни мало, а могила Ермака Тимофеевича. Это такая красивая, романтическая версия, которая подтверждается, например, древними башкирскими шежере - генеалогическими древами", - говорит доцент кафедры "Евразия" Южно-Уральского университета Гаяз Самигулов. Версию историков косвенно подтвердили краеведы: гора с древней могилой действительно почитается местными жителями. В старинных легендах упоминается, что в ней похоронен знатный русский, но кто именно - до сих пор оставалось загадкой. Историки делать выводы не спешат. Кому 500 лет назад могло понадобиться везти тело атамана за тысячу километров и тщательно прятать следы его могилы, неизвестно.

Считаю, что организовать экспедиции надо в оба района.

3. Какие народы вошли в состав Российского государства в XVI в.? Подсчитайте, сколько веков прошло со времени присоединения Поволжья и Сибири к России до наших дней.

Народы, вошедшие в состав Российского государства в XVI в.: татары, башкиры, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, греки, армяне, евреи, караимы, турки, ногайцы.

Со времени присоединения Поволжья и Сибири к России до наших дней прошло пять веков.

4. Как присоединение к России народов Поволжья и Сибири повлияло на их хозяйственное и культурное развитие?

Присоединение к России народов Поволжья и Сибири повлияло на их хозяйственное и культурное развитие хорошо. На этих землях стало развиваться земледелие, торговля, культура, жить стало безопасно.

5. С опорой на исторические знания подтвердите, что Россия на протяжении веков складывалась как многонациональное государство и что особенностью ее развития является взаимовлияние народов, культур и цивилизаций.

Россия на протяжении веков складывалась как многонациональное государство и особенностью ее развития является взаимовлияние народов, культур и цивилизаций потому, что присоединенные территории не подвергались ограблению как территории колоний, захваченных европейскими государствами, здесь устанавливались постепенно законы Российского государства, но религия, обычаи, традиции местного населения сохранялись. В таких условиях происходило взаимообогащение народов.

Общие причины военных действий России против Ливонского ордена и татарских государств: борьба за выход к морским торговым путям, обеспечение безопасной торговли.

7. Используя дополнительную литературу и Интернет, узнайте, какие из рыцарских орденов сохранились до нашего времени. Подготовьте электронную презентацию об одном из них (не более 5 слайдов).

Источник Российская империя: все факты и история.


5 августа 1585 года отряд остановился на ночлег. Была темная ночь, шел проливной дождь. Казаки, участвовавшие в экспедиции, впоследствии вспоминали, как, разбуженные среди ночи, они "ужаснулись" и пустились бежать, а иные остались лежать, побитые "на станах".

По местной легенде, татарский разведчик унес у спящих казаков три пищали и три сумки и доставил их хану. Тогда Кучум в полночь напал на стан Ермака. Чтобы не поднимать шума, татары принялись душить спящих русских. Но Ермак проснулся и проложил себе дорогу через толпу врагов к берегу. Он прыгнул в стоящий у берега струг, за ним устремился один из воинов Кучума , вооруженный копьем; в схватке атаман стал одолевать татарина, но получил удар в горло и погиб. Дружина Ермака спаслась бегством в стругах, и лишь немногие полегли в ночном побоище.

Три года длилась первая сибирская экспедиция. Голод и лишения, суровые морозы, сражения и опасности — ничто не могло остановить вольных казаков, сломить их волю к победе. Три года малочисленная дружина не знала поражений перед лицом многочисленных неприятелей. В последней ночной стычке поредевший отряд отступил, понеся небольшие потери, но он лишился испытанного вождя. Без него экспедиция продолжаться не могла.

Добравшись до Искера, казаки собрали войсковой круги решили немедленно возвращаться на родину. Ермак привел в Сибирь 540 бойцов. С атаманом Александровым в Москву отправилось 25 человек. Из всего отряда уцелело только 90 казаков. С атаманом Матвеем Мещеряком они на стругах спустились на Обь и оттуда прошли печорским путем на Русь.

Прошло еще несколько лет, прежде чем Москва снарядила экспедицию на Пелым. Т огда и были освоены маршруты с Вишеры на Лозьву, более удобные и легкие, нежели тагильский. Уральский хребет окончательно был покорен. За перевалы двинулись отряды казаков, ратных людей, русские крестьяне-переселенцы.

Сибирский поход Ермака был предвестником многочисленных экспедиций XVII века, позволивших обследовать громадные пространства на северо-востоке Азиатского материка. Казаки Ермака проложили путь в Западную Сибирь. По их следам на восток двинулись землепроходцы. На их долю выпала честь блестящих географических открытий в Сибири и на Дальнем Востоке. Их походы обогатили географические познания человечества, раздвинули кругозор современников.

Интерес к экспедиции Ермака никогда не иссякал. Ее история обросла множеством легенд. Предводитель казаков стал одним из самых излюбленных героев народных песен и сказаний.


Беспримерная трехлетняя одиссея Ермака внесла весомый вклад в великое дело освоения Сибири.