Анализ стихотворения С. Есенина Письмо матери

Прежде, чем приступать к художественному анализу поэтического произведения «Письмо матери», следует узнать историю его создания . Это стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1924 году, за год до его смерти. Позднее творчество Есенина насыщенное и яркое: автор словно набрался смелости и высказал все, что так долго носил тяжелым грузом в своей душе.

«Письмо матери» - одно из самых известных и трогательных стихотворений этого периода. Это произведение можно рассматривать двузначно обращение к матери Родине, или матери как женщине, которая дала жизнь.

Образ матери в стихотворении «Письмо матери»

Основными образами в стихотворении «Письмо матери» является сам лирический герой и его мама. Мать и родной дом для лирического героя это символ детства, легкой жизни и всепрощающей любви.

В начале произведения он спрашивает свою мать, жива ли она это говорит о том, что сын совсем нечастый гость в родных краях. Лирический герой также как и в детстве ищет у мамы защиты и понимания.

Всю затаенную печаль своей души, переживания, жизненные разочарования он выливает в своем письме и превращается из взрослого человека в маленького беззащитного ребенка, какими являемся все мы в глазах своих матерей.

Идея стихотворения заключается в том, что все мы должны ценить дорогих и таких близких женщин, подаривших нам жизнь. Ведь только они всегда безотказно придут на помощь нам в трудную минуту, они прощают своим детям самые тяжелые грехи и жертвуют своими жизнями ради благополучия чада.

Лирический герой стихотворения просит у своей матери прощение за то, что фактически забыл ее и очень долго не бывал в родном крае. У него даже нет сомнений в том, что его мама простит его, любовь матери воспринимается как должное.

Образ русской деревни и Российского государства

Сергей Есенин в « Письме матери» описывает красоту природы родного края. Русская деревня, в которой живет его старушка- мать это настоящий оазис для поэта, в котором он может спрятаться от жизненных невзгод.

Также образ матери можно трактовать как образ Российского государства. Ведь взаимосвязь Родины и человека такая же сильная, как матери и сына.

Россия олицетворение старой матери, которая прошла через многие потрясения и невзгоды, часто сталкивалась с неблагодарностью и предательством со стороны своих граждан. Но все равно она обладает материнским свойством всепрощения и с радостью принимает в свои объятья раскаявшихся детей.

Смысл стихотворения «Письмо матери»

Неважно, что именно олицетворял Сергей Есенин в образе матери. Главное состоит в том, что он учит нас любить и ценить то, что действительно имеет наибольшую ценность в жизни каждого человека матерь, Родину, родной дом.

Очень часто мы не уделяем должного внимания своим матерям, так как поглощены ежедневными заботами, но всегда следует помнить о том, что может настать тот роковой момент, когда мы попросту опоздаем сказать слова любви своему близкому и такому родному человеку.

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Письмо матери"

«Письмо матери» было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни. Для Есенина это время подведения итогов. Во многих стихотворениях возникает тема безвозвратно ушедшего прошлого. Наряду с этой темой в «Письме матери» звучит тема матери, а стихотворение представляет собой обращение к ней. Это достаточно традиционная тема для русской лирики, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогатель­ными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней.

Лирический герой восхищается бесконечным терпением и нежной любовью своей «старушке»:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Лирический герой с горечью осознает, что у «его старушки» есть основания беспокоиться о своем непутевом сыне: она знает о «кабацких драках», о запоях. Тоска матери так велика, а предчувствия так нерадостны, что она «часто ходит на дорогу». Духовный кризис героя подчер­кивают эпитеты «вечерний», «тягостная». Не случайно употреблено слово «саданул» - разговор­ное, сниженное, свидетельствующее о его отдалении от вечных ценностей. Резкость этого глагола смягчается в четвертой строфе:

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Лирический герой пытается утешить мать, обещает вернуться, «когда раскинет ветви по-ве­сеннему наш белый сад». Последние строфы - предельный накал эмоций, горькое осознание того, что слишком многое «отмечталось» и «не сбылось». Завершает стихотворение проникно­венная просьба:

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Стихотворение «Письмо матери» написано в 1924 году. Это одно из программных произведений Сергея Есенина. Здесь поэт продолжил тему, которая была заявлена ещё ранее, в стихотворении «Русь советская». Это тема возвращения.

В 1924 году Есенин сумел посетить свою родную деревню. После долгих лет разлуки он наконец-то встретился с матерью и любимыми сёстрами. Эта встреча не могла не выразиться в стихах, ведь лирику Сергея Есенина отличает единство проблематики. Всё его творчество сосредоточено на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляя своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив её в историю «поэта Сергея Есенина». Более полно Есенин описывает эту встречу со своими родными в стихотворении «Возвращение на Родину».

Стихотворение «Письмо матери» написано в жанре послания. Этот жанр широко использовался русской классической литературой (например, Пушкин «К Чаадаеву»), но никогда этот жанр не был так нежно и просто выражен. Но самое главное, что никогда послания не были настолько похожи на настоящее письмо. Объясняется это тем, что это стихотворение обращено самому родному человеку, поэтому всё произведение написано в очень доверительной манере. Помогает поэту создать особое настроение точно и правильно подобранная лексика.

Так в стихотворение введены просторечия:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне…

Или в другом четверостишии: «Это только тягостная бредь».

Также легко и непринуждённо Есенин использует вульгаризмы и жаргонизмы, что говорит о том, что и та, и эта лексика привычна поэту:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож…

Не такой уж горький я пропойца…

Как уже говорилось, стихотворение написано в доверительной манере, и для него характерны формы разговорного синтаксиса:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Присутствуют здесь обращения: «Ты жива ещё, моя старушка?»; призывы: «…ничего, родная! Успокойся»; восклицания: «…и молиться не учи меня. Не надо!».

«Случайный» выбор слов, а также эти синтаксические приёмы создают впечатление безыскусственного разговора. А когда герой говорит о доме или вспоминает яблоневый сад, в стихах появляется метафорическое олицетворение:

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Эпитеты:

Пусть струится под твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет…

Вместе с тем, в стихотворении присутствует синтаксис и фразеология высокого книжного стиля:

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Благодаря перебоям двух стилевых планов, интимная беседа становится напряжённым лирическим монологом, житейский факт приобретает общезначимость, простые человеческие ценности вырастают в символы высокого и прекрасного. Анафорический повтор («ты одна мне…») усиливает экспрессию всей фразы, которая звучит ещё более печально.

В стихотворении «Письмо матери» выражена надежда на то, что преодоление раздирающих душу противоречий возможно через соприкосновение с исконным, вечными святынями: отчим домом, материнской любовью, красотой природы.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Но в стихотворении звучит и тревожная нота: надежда лирического героя несостоятельна. Причина этому – он сам, утративший способность управлять своей судьбой:

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось…

Здесь звучит намёк на то, что в жизни поэта происходили большие и не всегда для него приятные события. Жизнь, по-видимому, сложилась не так, как хотелось. Отсюда такая боль и горечь, прозвучавшая в следующих строках:

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось…

И фраза поэта – «к старому возврата больше нет» - звучит как завершающий аккорд молодости и мечтаний.

Лирический герой стихотворения «Письмо матери» покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал «нежностью». Гораздо легче говорить о любви к человечеству, чем быть чутким к людям, которые тебя окружают (родителям, сёстрам, братьям, друзьям…). И как же часто мы бываем черствы по отношению к самым близким, в особенности, к родителям.


Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Письмо матери» написано в 1924 году и относится к поздней лирике 1924 – 1925 годов, когда поэт достиг вершины своего мастерства. Лирическое произведение, которое можно считать программным, подводящим итоги, создано перед приездом на родину в село Константиново, где Есенин не был 8 лет.

Литературовед А. Марченко назвала героя лирики Есенина последних лет – «разговаривающим Есениным». Стихи этого периода многоголосы; не зная ответа на вопрос «куда несёт нас рок событий», поэт даёт право голоса своим героям: матери, деду, сёстрам, землякам.

Стихотворение носит исповедальный, покаянный характер, поражает своей предельной искренностью, открытостью, откровенностью.

«Я сердцем никогда не лгу», - писал Есенин, и здесь он совершенно прав.

В стихотворении раскрываются тема матери, безграничной, всепрощающей, всепоглощающей материнской любви; тема сыновней любви, родного дома, жизненных ошибок и нравственного возрождения.

Рассмотрим, как воплощаются эти темы в стихотворении, какие сопутствующие им мотивы звучат, анализируя движение лирического сюжета. Следуя логике эпистолярного жанра, в начале произведения приветствие в форме риторического вопроса и обращения:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Необычно поэтично и лирически взволнованно выражено пожелание:

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Тема родного дома дополняется мотивом света как символа покоя, гармонии, тепла, уюта, домашнего очага. Метафора «струится» делает этот свет ещё более ощутимым, а эпитет «несказанный» подчёркивает, какое важное значение имеет свет родного дома для лирического героя. Несказанный – значит необыкновенный, его невозможно выразить словами. Этот эпитет есть и в стихотворении «Несказанное, синее, нежное…», в котором лирический герой подводит итог своей жизни, признаётся в жизненных ошибках.

Во второй и третьей строфе раскрывается тема матери. Образ матери передается через её эмоциональное состояние, которое помогает понять следующий лексический ряд: «тая тревогу», «загрустила шибко». «Тая» - значит скрывая от других, держа в себе, никому не открывая, а это очень тяжело – держать в себе тревоги, постоянно думать и грустить о сыне, беспокоясь за его судьбу, ни на кого не перекладывая своё горе, свою печаль. Просторечное слово «шибко» (сильно) тоже служит созданию образа матери – простой русской крестьянки. Дополняет образ матери и портретная деталь – «старомодный ветхий шушун», которая делает этот образ трогательным. Диалектное слово «шушун» - женская верхняя короткополая одежда или кофта была распространена в северорусских и отчасти среднерусских областях Российской империи. В русскую литературу шушун вошёл благодаря стихотворению А. С. Пушкина «Наперсница волшебной старины», посвящённого няне Арине Родионовне Яковлевой. Но слово это получило широкую известность благодаря стихотворению С. А. Есенина «Письмо матери». Следует отметить, что в поздний период творчества Есенина в его лирике сильны пушкинские мотивы, поэт сам в этом признаётся: « …Меня всё больше тянет к Пушкину». Пушкинское начало присутствует и в анализируемом нами стихотворении. Сравним образ няни Пушкина и образ матери Есенина. Обе испытывают одно и то же эмоциональное состояние. У Пушкина в стихотворении «Няне» героиня сидит со спицами у окна и смотрит в забытые ворота «на чёрный отдалённый путь», её грудь «всечасно» теснят «тоска, предчувствия, заботы». Путь – это и символ судьбы лирического героя. В стихотворении Есенина мать часто ходит на дорогу. С обоими образами связаны мотивы тревоги, беспокойства, тяжёлых предчувствий, грусти и тоски, мотив ожидания.

В третьей строфе как антитеза вечернему несказанному свету появляется вечерний синий мрак, в котором мать видит, представляет страшную картину:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

«Кабацкая драка», «финский нож», грубо –просторечное слово «саданул» - это всё реалии грешной, «неправильной» жизни лирического героя, и вещее сердце матери предчувствует трагедию.

4-ая строфа – это кульминация лирического сюжета, с 5 –ой по 8-ую строфы развитие действия идёт по нисходящей линии. Лирический герой успокаивает свою мать:

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Признавая свою греховность («горький пропойца»), герой всё же обещает вернуться к матери. Сыновняя любовь передаётся и с помощью обращения «родная», и с помощью самохарактеристики: «по-прежнему такой же нежный». Обращаем внимание на существительное 3-го склонения (авторский неологизм) «бредь». В лирике Есенина можно встретить немало таких неологизмов: цветь, алость, темь.

Особую роль играет образ весеннего сада – символа обновления души. Лирический герой испытывает сложные и противоречивые чувства. С одной стороны, он мечтает вернуться в «низенький» дом. «Низкий дом с голубыми ставнями, //Не забыть мне тебя никогда…» - звучит в другом стихотворении этого же 1924 года. Он надеется на родине избавиться «от тоски мятежной», обрести покой и гармонию, но и в то же время понимает, что «к старому возврата больше нет». «Слишком ранняя утрата и усталость» - вот причина того, что лирический герой не надеется на полное духовное возрождение. Анафорический повтор и целый ряд побудительных предложений, синтаксический параллелизм усиливают чувство горечи:

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось…

Обращает на себя внимание глагол «отмечталось» с приставкой «от», обозначающей завершение действия, явления или события. В лирике Есенина роща «отговорила» берёзовым весёлым языком, белая липа «отцвела», соловьиный рассвет «отзвенел». Лирический герой живёт в полном соответствии с законами природы: всё проходит, всё изменяется, отцветает липа – проходит молодость.

Почему лирический герой просит мать, чтобы она не учила его молитве? Он живёт в обществе, где узаконен полный отказ от религии, которая провозглашена «опиумом для народа», поэтому он и утверждает: «К старому возврата больше нет». В другом стихотворении Есенина «Мне осталась одна забава…» отношение к вере высказано противоречиво: «Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь». Стыдно было в молодости, когда в первые революционные годы религия подвергалась осмеянию, но горько стало в более зрелые годы, когда понял, что только вера спасла бы его, а верить, как прежде уже не может.

Завершается стихотворение, как и начиналось – образом матери. Лексический повтор подчёркивает, что только мать способна спасти нравственно погибающего сына:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Здесь мотив несказанного света приобретает новое звучание – это любовь матери, тепло и свет её души. Возвращение грешного сына в родительский дом вызывает реминисценции, связанные с библейским сюжетом о блудном сыне.

Кольцевая композиция придаёт логическую завершённость мысли, усиливает смысловые акценты.

Художественное время содержит и настоящее, и прошедшее, и будущее. Это можно проследить по глаголам. В настоящее время герой пишет письмо матери. Мать ходит на дорогу – это постоянно протекающее действие, так же как картины кабацкой драки, которые ей постоянно представляются. Герой мечтает вернуться в родной дом. Будущее время – «вернусь». Глаголы прошедшего времени: мать загрустила, о своём прошлом герой говорит: «отмечталось», «не сбылось», «привелось испытать».

Художественное пространство вмещает в себя реальное: дорогу, вечерний синий мрак (хронотоп: время – вечер, пространство – мрак), но и нереальное, то что представляется. Матери представляется кабак, герою дом и сад, о которых он мечтает.

Предлагаю анализ стихотворения Сергей Есенина «Письмо матери», в котором поэт обращается к маме перед визитом в Константиново летом 1924 года.

Отношения Сергея Есенина с матерью всегда были тёплыми и искренними, что подтверждает откровенность и душевность этих строк, написанных перед поездкой в родное село Константиново.

«Письмо матери» – это откровение, которое поднимает в душе Сергея волны воспоминаний перед встречей с мамой после 8-летней разлуки. Это стихотворение одновременно исповедь и обращение, подготовка к реальной встрече, которая не могла не волновать поэта. За 8 лет, проведённых вне Константиново, в судьбе Есенина произошло немало событий. Теперь он известный поэт – это хорошо, но имеет не совсем лестную репутацию – это плохо. Он побывал уже в Америке и Европе – это хорошо, но растерял многих друзей в России – это плохо.

Сергей не может не знать, что мать переживает о нём и ждёт сына:

Загрустила шибко обо мне.

Обращение к матери

И до Константиново докатываются слухи о бесшабашной жизни поэта, его кабацких посиделках, ночных гуляниях, алкоголе и уголовных делах. Сергей этого ничего и не скрывает, но и не стыдится – это часть его жизни, остов, на котором пишутся стихи, почитаемые простыми читателями. Более для самого себя, чем для матери он пишет:

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Есенин знает, что он не совсем оправдал ожидания матери, но стыдится ему нечего, ведь он:

Не расстреливал несчастных по темницам.

Показательны строки:

Что подразумевается под утратой и усталостью? Возможно, утрата – это понимание того, что добиться всего в жизни ему не удастся, ориентиры меняются и тут Есенин уже не романтик, ведь он научен горьким опытом предательств. Слишком много чувств уже брошено на плаху любви и неизвестно будет ли ещё возможность побывать во власти Амура.

В суете жизни

Усталость? Возможно, это просто усталость от того бешеного темпа жизни, который взял Сергей. Кабаки сменяются поэтическим вечерами, поездки снова приводят в кабак, любовь ведёт к разлуке и так по кругу. Есенин редко когда бывает один, он всегда в центре внимания, но оно уже не такое дружелюбное. От этого тоже усталость, ведь оправдываться желания нет, но и не хочется видеть, как чернят твоё имя.

Обращение Есенина к матери за год с хвостиком до смерти – это покаяние за неоправданные надежды и заверение в любви, которой не страшны жизненные переплёты, предательства и измены. Сергей ещё не знает, что это последняя встреча с мамой, поэтому сложно не поверить в искренность строк.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

Стихотворение "Письмо к матери" читает Наталья Савченко.