Без буквы ы. Ы — самая скромная

Лидер партии ЛДПР, депутат Госдумы Владимир Жириновский предложил убрать из русского алфавита букву «ы». По мнению депутата, буквы «ы» нет ни в одном европейском языке, а пришла она в русский алфавит «от монгол». «Убрать эту букву гадкую, это азиатчина, нас за это не любят в Европе... Гортанный звук, это звери так говорят: „ы-ы“. „И“ — всё, достаточно», — заявил депутат.​

АиФ.ru разобрался, как на самом деле произошла буква «ы».

Когда в русском алфавите появилась буква «ы»?

Русский алфавит произошёл от греческой азбуки, в которой буквы «ы» нет.

Буква «ы» занимает 29-е место в русском алфавите и восходит к старославянскому (древнеболгарскому) кириллическому составному знаку ЪІ = Ъ+І (ер + и, откуда и древнее название её « еры» ).

В древнеболгарском или старославянском письме «ЪІ» означало, вероятно, такой же гласный, какой изображается русским «ы», т. е. один из «смешанных» гласных, произносимый при положении губ для гласного [и], в то время как язык принимает положение, близкое к артикуляции его для гласного [у], но только не отодвигается так далеко назад.

В церковно- и старославянской азбуках буква «ы» называется еры́ или ѥры соответственно.

Значение буквы не ясно. До XIV века «ы» не имела собственного начертания. Её записывали как «ъi», «ъи», «ьи». Привычный для нас вариант написания буквы — это на самом деле сочетание мягкого знака и буквы «i».

Современная форма с конца XIV века проникла в русские рукописи из рукописей балканских (южнославянских). Обозначаемый буквой «ы» гласный ɨ был ещё в праязыке славян. Зачастую происходит из длительного звука *ū , что объясняет чередование ы/ов, ы/у: крыть — кров, слы́шать — слу́шать.

Цифрового значения старославянское (древнеболгарское) «ы», как знак новый, в греческой азбуке отсутствовавший, не имеет ни в глаголице, ни в кириллице.

Почему ни одно слово не начинается с буквы «ы»?

Так как буква «ы» не была самостоятельной буквой и считалась производной от буквы «и», то с неё не могло начинаться слово.

Отметим, несколько слов на «ы» всё-таки существует. Например, якутская река Ыгыатта, село Ынырга в Горном Алтае. Однако большинство исследователей считают, что эти слова заимствованные и их нельзя учитывать.

Почему «жи», «ши» пишутся с буквой «и», а не с «ы»?

Буква «ы» пишется только после твёрдых согласных, а после мягких и в начале слова идет «и» [i].

Однако когда-то буквы «ж» и «ш» были только мягкими и выступали в паре с гласным «и» (а также в старом алфавите «I»). Но к XIV веку «ж» и «ш» отвердели, и теперь, наоборот, после них звучит «ы», а вот написание осталось традиционным — через «и».

Сейчас встретить написание «гы», «кы», «хы» можно разве что в заимствованных словах, именах собственных и звукоподражаниях. А в древности эти согласные обозначали только твёрдые звуки, и после них «ы» писали всегда. Например, писали «княгыня», «гыбель» и «хытрый».

"Описание материала:

"Цель : Познакомить учащихся с гласным звуком [ы] и буквой ы.

"Оборудование урока : учебник В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Азбука. 1 класс, часть первая, записи на доске, карточки, иллюстрации.

"Задачи :

  1. "Учить отличать гласные звуки от согласных.
  2. Учить давать качественную характеристику гласного звука (гласный, ударный или безударный).
  3. Учить определять место звука ы в словах (в начале, середине или конце слова).
  4. Делить слова на слоги.
  5. Учить составлять схемы к словам, читать информацию с уже готовых схем.
  6. Учить писать печатную и письменную строчную буквы ы.
  7. Развивать речь, мышление, память, мелкую моторику руки.

"Выдержка из материала:

Урок в 1 классе по обучению грамоте на тему: «Строчная буква ы»

Ход урока

Развёрнутый план урока

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Проверьте всё ли у вас готово к уроку русского языка. На столе должны лежать прописи, зелёные тетради и пенал. Садитесь.

– Какую букву запишите? (а)

– Кто изображён на этой картинке? (окунь)
– А кого так называют?
– Какую букву запишите? (о)

Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.

Ответ: Ива

– Какую букву запишите? (и)

Учитель выставляет на доске карточки с буквами (а, о, и)

– Поднимите руку те, кто правильно записал буквы. Молодцы.

III. Работа над новым материалом.

– Понравились вам стихотворения о букве ы?
– Мы с вами уже поговорили о звуке ы, о букве ы, а что мы ещё не делали на уроке письма? (не писали букву ы)

Физкультминутка

IV. Упражнения в написании буквы ы

На доске ксерокопия страницы из прописи
– Откройте прописи на странице 9.
– Скажите, что за маленький человечек нарисован в верхнем левом углу страницы? (повар)
– А кто такой повар?
– Что он держит в руках? (сыр)
– Что такое сыр?
– Покажите пальчиком букву ы печатную.
– Рассмотрите образец строчной буквы ы в правом верхнем углу страницы.
– Буква ы состоит из наклонной прямой линии с закруглением и соединительной плавной линии – это один элемент, а так же из наклонной палочки с закруглением внизу вправо.
Учитель показывает на доске
– Сравните печатную и письменную буквы.
– Одинаково или по-разному они пишутся? (по-разному, печатная буква состоит из двух отдельных элементов, а письменная из двух элементов, написанных слитно)
– Из каких двух элементов состоит письменная строчная буква ы?
– Рядом с письменной буквой есть стрелки, для чего нужны стрелки? (стрелки помогают правильно писать буквы)
– Возьмите в руки ручки и обведите в правом верхнем углу на первой строчке элементы, из которых состоит буква ы.
– Что изображено на второй строчке? (вишня)
На доске появляется раскрашенная картинка
– На какой элемент буквы ы она похожа? (на линию с закруглением)
– Обведите.
– Посмотрите, как пишется буква ы
– Напишем букву ы в воздухе, а теперь в прописях.
– На первой разлинованной строчке обведите элементы
буквы ы.
– Кто всё сделал, допишите элементы буквы ы сами, но не забудьте пропустить две клетки между элементами.
– А теперь обведите контур буквы ы на второй строчке
– Те, кто справился с заданием, допишите ещё три буквы самостоятельно, не забудьте пропустить две клетки между буквами.
Молодцы. А сейчас мы немного отдохнём, встаньте из-за парт и повторяйте за мной движения.

– Молодцы, продолжаем работу.
– Какие слова написаны на пятой строчке?
– Кто сможет их прочитать?
– Что означает слово сын?
– Обведите буквы ы в словах сыр, сын,
– В прописях на стр.9 слева нарисованы мыши, а справа шары.
– Сравните схемы к словам мыши и шары.
– Сколько слогов в словах? (Два)
– Чем различаются схемы? (ударением)
– Какой слог ударный в слове мыши? (Первый)
– А какой слог ударный в слове шары?
– Обведите буквы ы в словах мыши, шары.
– Составьте предложения со словом мыши.
– Теперь составьте предложения со словом шары.

VI. Итог урока

– У какой буквы мы сегодня были в гостях?
– Расскажите об этой букве.

Буква ы довольна вашей работой.

Наталья Ольшевская
НОД по обучению грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»

НОД. Звук и буква «Ы» .

Цели :

коррекционно- образовательные :

Учить детей давать акустико – артикуляционную характеристику

звука «Ы» ;

Формировать умение использовать в речи глаголы единственного и

множественного числа;

коррекционно- развивающие :

Развивать фонематические процессы;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Автоматизировать звук «Ы» в словах, слогах;

Развивать звукобуквенный анализ слогов и слов;

Развивать внимание, память, мышление;

коррекционно-воспитательные :

Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование : зеркала, тетради, карандаши, символ- девочка звук ,

кассы, предметные картинки со звуком (Ы,

разрезные азбуки, наборы для составления схем, корабль - панно;

Ход : I. Организационный момент.

Игра «Повтори цепочку слов» :

антенна – ива – панама; танк – петух – утюг; улыбка – мох – эхо;

индюк – кот – пол; кит – хомяк – угол; ток – мак – тина;

пила – автобус – игла; пирог – усы – иволга; пух – этажи – антенна;

уши – избушка – альбом; апельсин – улитка – дым; дом – кот суп.

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем,

В страну сказок улетаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Смотрим глазками опять. 2. Развитие общей моторики.

Листья осенние тихо / Дети кружатся на носках,

кружатся, / руки в стороны.

Листья нам под ноги

тихо ложатся, / Приседают.

И под ногами шуршат, / Движения руками вправо,

шелестят, влево.

Будто опять закружиться / Поднимаются,

хотят. / кружатся.

3. Развитие мелкой моторики.

Чтоб красиво нам писать Ох, ох, – что за гром

Надо глазки упражнять. (руки к щекам)

Вместе пальчики сведём, Муха строит новый дом

И гимнастику начнем, (имитация движения молотка)

Вправо – влево, Молоток стук, стук, стук -

Вправо – влево, Помогать идёт петух.

Вверх и вниз

Посмотрим смело.

А потом по кругу. Да?

Разбежались кто куда!

4. Массаж лица. Проводится с проговариванием.

Водичка, водичка, Чтоб щёчки краснели,

Умой моё личико. Чтоб смеялся роток,

Чтоб глазки блестели, Чтоб кусался зубок.

5. Развитие мимических мышц.

Как хорошо, когда вы - улыбаетесь.

Как хорошо, когда вы - удивляетесь.

Но как, же нам невесело,

Когда вы сердитесь и огорчаетесь.

6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.

- для челюсти : рот открыть, движение нижней челюсти вправо-влево;

- для губ : изобразить губами произношение гласных звуков : А,У, Ы, И, О;

- для языка : прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы

(4 раза) ; «пароход гудит» (Ы – Ы – Ы) .

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте .

1. Логопед называет один предмет, а дети много :

Шар – шары сноп – снопы дрозд – дрозды

Куст – кусты пруд – пруды боб – бобы

Нос – носы шарф – шарфы гол – голы

Ус – усы столб – столбы

Как вы думаете, какой звук чаще встречается в этих словах? (Звук «Ы» .)

Объявление темы.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой «Ы» .

2. Акустико – артикуляционный образ звука .

Характеристика звука : звук «Ы» - гласный, произносится голосом,

при произношении звука «Ы» язык находится глубоко во рту.

Произношение изолированного звука «Ы» хором, индивидуально

(вслед за логопедом) .

3. Автоматизация звука в слогах , словах.

Игра «Живые звуки »

Произносятся слоги ЫП, ПЫ. После звукового анализа слога ЫП –

выходят двое детей и выбирают, какими звуками они будут

(например, Вика – звук Ы , а Дима – звук П ) и фишки соответствующих

Цветов (Вика – красную, Дима – синюю) . Дети проверяют правильность

их выбора. То же самое со слогом – ПЫ. (ЫТ – ТЫ) .

Составление слогов из букв разрезной азбуки .

ПЫ – ТЫ – КЫ – КА – КО – КОТ – КИТ – ТИК

IV. Физкультминутка «Ананас похож на шишку…»

V. Связь звука и буквы .

1. Найдите, букву «Ы» среди других букв , которые плывут на

Корабле, панно (А, У, И, Э, П,Т, К, Ы) .

А бедняжка буква – Ы

Ходит с палочкой – увы.

Прописать букву в тетрадях .

VI. Упражнения по развитию лексико – грамматической стороны речи .

Ветер дует, а ветры (дуют)

Птица улетает, а птицы …

Лист желтеет, а листья …

Дождь моросит, а дожди …

Цветок увядает, а цветы …

Холод наступает, а холода …

Урожай созревает, а урожаи …

Лист падает, а листья …

VII. Итог занятия и оценка работы детей.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику этому звуку .

Игра «В каком слове спрятался звук «Ы» .

Я назову 3слова, а вы только слово со звуком «Ы» .

Мошка – мышка – мушка

Ложка – душка – вышка

Кошка – пушка – пышка

Тыква – точка – тучка

Кружка – крышка – крошка

Рыба – рак – рама

Публикации по теме:

Тема: Звук и буква «Й» Программное содержание: -Познакомить детей с буквой И КРАТКОЕ и звуком Й -Закреплять: знания о гласных и согласных.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Конспект НОД по обучению грамоте «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» Конспект занятия по обучению грамоте в.

Цели:

  1. Познакомить со звуком [Ы] и буквой Ы.
  2. Развитие фонематического слуха, наблюдательности, внимания, памяти.
  3. Воспитание прилежания, ответственного отношения к учебе, к школе.

Оборудование:

  • алфавит, печатная буква Ы, табличка Ы, "звуковички",
  • картинка "Сова", картинка "Бобры", подарок-сюрприз "Сова" (символ) - на каждого ученика.

I. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, которая его обозначает.

II. Новый материал.

Постарайтесь услышать этот звук в словах, которые я сейчас произнесу. (Дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь, брысь, дырка, улыбка, . . .)

Молодцы! Действительно, во всех словах есть звук [ы]. А что вы можете о нем сказать? Гласный он или согласный? Докажите. (Звук [ы] - гласный, т. к. его можно тянуть и петь).

Давайте потянем звук [ы]. (ы - ы - ы. . .)

Давайте попоем, (ы - ыы - ы - ыы. . .)

На доске: "звуковички"

Каким "звуковичком" можно обозначить звук [ы]? Почему? (Гласные звуки обозначаются красным цветом.)

А кто знает, какой буквой обозначается звук [ы]? (Буквой ы.)

Как ее можно узнать? На что она похожа? (Свободные высказывания детей.)

Выставляется табличка с шуточным изображением буквы Ы в виде старухи с клюкой.

А вот шагает буква Ы,
Без Ы не выучитесь вы.
И бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы. (А. Шибаев)

На доске: на “звуковичок” ставится печатная буква Ы.

А в таком виде буква ы встретится вам в учебниках и книгах

На доске: табличка (буква ы - печатная и письменная).

Назовите буквы на табличке. Чем они отличаются? (Печатная и письменная.)

На доске: алфавит.

Найдите место буквы ы. Покажите.

Тыр-пыр, восемь дыр,
В каждой дырке - целый мир,
В каждом мире - вкусный сыр,
В каждом сыре - восемь дыр.

Вопрос для самых внимательных:

В каких словах этого веселого стихотворения вы услышали звук [ы]?

Назовите. (Дети называют слова.)

Ребята, а знаете ли вы сами слова со звуком [ы]? Попробуйте назвать, но при этом поясните, где слышится звук [ы]: в начале слова, в середине или в конце.

Дети приводят примеры слов.

Ребята, сделайте вывод, где в слове может быть звук [ы].

Вывод: звук [ы] в начале слова не произносится.

Двустишие

Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.

Ребята, а откуда сова может знать, что нет слов на букву ы? Какой птицей считается сова? (Сова - умная птица, ученая.)

Действительно, сова считается символом мудрости, больших знаний. Призом интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?” является хрустальная сова.

Совушка - сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг - как полетит!

Сейчас я проверю ваши знания. Отгадайте загадку.

Водяные мастера

Строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобры.)

Где в слове - отгадке слышится звук [ы]?

Как догадались, о ком идет речь в загадке? Как в этой загадке называют бобров? (Водяные мастера.)

Работа над лексическим значением выражения “водяные мастера”.

На доске картинка “Бобры”.

Посмотрите на картинку внимательно. Как бобрам удается строить дом без топора? С помощью чего они это делают? (С помощью зубов.)

Посмотрите, какие толстые деревья они перегрызают своими мощными зубами.

Ребята, а что вы сами знаете об этих животных и можете рассказать?

(Свободные высказывания детей.)

А теперь послушайте текст Н. Сладкова “Лесная хатка”. Он тоже о бобрах. Чтение текста учителем. (Моя любимая азбука, с. 55)

Что нового вы узнали о бобрах? Как называют их жилища? (Хатки.)

Работа над лексическим значением слова “дровосеки”.

От каких слов произошло слово “дровосеки”? (“Дрова”, “сечь”.)

Мы узнали, какие бобры - мастера - дровосеки, а я сейчас узнаю, какие вы мастера скороговорок. Работа над лексическим значением слова “скороговорка”.

От каких слов образовано слово “скороговорка”? (“Скоро”, “говорить”.)

Все бобры добры

Для своих бобрят.

В каких словах есть звук[ы]? Где он произносится?

Кого в этой скороговорке называют бобрятами? (Бобрята - детеныши.)

1) Чтение хором (3-4 раза).

2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика).

Идут бобры

В сыры боры.

В каких словах есть звук [ы]? Где он произносится? Работа над лексическим значением выражения “сыры боры”.

1) Чтение хором (3-4 раза).

2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика),

Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют.
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!

III. Обобщение

Наш урок подходит к концу. Кому из вас было интересно на уроке - поднимите руки.

Что вам показалось особенно интересным? Что запомнилось?

Вы показали себя с самой лучшей стороны. Пройдут годы - если учеба станет вашим главным и любимым занятием, может быть, когда-нибудь вы получите хрустальную сову - свидетельство больших знаний и высокого интеллекта, а пока в знак благодарности за урок я дарю вам приз поскромнее - бумажную сову.

Всем детям раздаются призы.

Урок окончен. Спасибо.

Буква «Ы, ы» является 29-й в русском и 28-й в белорусском алфавитах, представляет собой лигатуру. Отсутствует в иных национальных кириллических славянских алфавитах (древние звуки [и] и [ы] в современных языках южных славян давно совпали, но из болгарского и сербского алфавитов букву Ы исключили лишь в XIX в.; а в алфавите украинском пара И/І применяется вместо Ы/И). Употребляется также во множестве других письменностях на кириллице.

История буквы

Буква Ы в церковно- и старославянской азбуках именуется еры́ (ц.-с.) или ѥры (с.-с.), значение его не ясно, но очевидно оно родственно именам букв Ь (ерь) и Ъ (еръ). В самых древних формах кириллицы и глаголицы буквы Ы, вероятно, не было; в последующих она формируется путем объединения знака Ь или Ъ с символом И или І (в памятниках старославянской письменности можно встретить все палитру комбинаций диграфа; в древней кириллице детали буквы также могли соединять чёрточкой).

В самом «классическом» виде Ы глаголическая имеет вид , а кириллическая — ЪІ (если иметь в виду древность, до XIV века), позднее, как и сейчас, выглядит как Ы (в т.ч и в церковнославянском языке). Буква Ы в кириллице считается обычно по порядку 30-й, в глаголице - 31-й. Не имеет числового значения.

Современная форма с конца XIV века проникла в русские рукописи из рукописей балканских (южнославянских). Обозначаемый буквой «ы» гласный ɨ был ещё в праязыке славян. Зачастую происходит из длительного звука *ū , что объясняет чередование ы/ов, ы/у и т. д.: крыть — кров, слы́шать — слу́шать.

Употребление Ы

В русском языке

Буквами Ы и И, стоящими после большего числа согласных отражается такое фонетическое явление, как смягчение согласных: следи — следы, бить — быть, грози́ — грозы́, вить — выть, клик — клык, сир — сыр, пил — пыл, сосни́ — сосны́, мило — мыло, сгори — с горы, графи́ — графы́, ти́кать — ты́кать.

После мягких и твёрдых шипящих в сочетаниях ШИ, ЧИ, ЖИ, ЩИ применяется не Ы, а буква И, так как в древние времена шипящие произносили мягко и после них писались лишь мягкие гласные, правда, уже тогда от этого стали отступать.

Позже, в ряде случаев, после шипящих начали писать Ы (чтобы отличить схожие, но разные по смыслу формы слов). Написание шипящих с И было всегда основным; основным стало оно и в русском языке. Отступление от этих правил допускаются в иноязычных названиях и именах: Чыонг Тинь, Жылыойский район, Шымкент.

Исторически сложились более сложные правила употребления букв И и Ы после буквы Ц, у которой мягкость тоже не зависит от контекста. Они приведены в статье «Буква Ц».

После Г, К, Х, гортанных согласных, бывающих как мягкими, так и твёрдыми, Ы все же, почти не пишется. Объяснение кроется в истории: в старину данные согласные смягчаться не могли; вернее, вместо смягчения они трансформировались в шипящие (сто́льный —от стол, но, ве́чный — от век, пушно́й — от пух, дру́жный — от друг) либо свистящие (ср. с оборотами речи в ц.-с.: на воздусях ← воздухъ, во облацех ← облакъ либо (почить) в Бозе ← Богъ; подобное чередование осталось, к примеру, в склонении в украинском языке: мука — на муці, муха — на мусі, нога — на нозі,) и применялось исключительно с Ы.

Позднее в русском языке Ы в данной позиции переходит в И. Сейчас сочетания кы, хы, гы попадаются в просторечии и звукоподражаниях (Маркыч, Олегыч, Аристархыч, кыш, Кыся, гыгыкать), или в заимствованных и вообще в разных иноязычных названиях и именах (акын, кок-сагыз, такыр, Кызыл, Мангышлак, Архыз).

Также лишь в звукоподражаниях Ы встречается в началах слов и после гласных, заимствованиях и именах собственных (ых, ыкать; Ыгыатта, Джайаыл, Хабырыыс, Ыджыдпарма, Суыкбулак, ынджера, ыр), хотя в начале слова звук [ы] совсем обычен, если оно начинается на И, и без паузы следует за словом с окончанием на твердую согласную (Иван [Ы]ваныч, вот [ы] всё).

То же фонетическое явление, только на стыках приставки и корня отражено на письме (cыграть, подытожить, безымянный), исключая иностранные приставки (напр., постинфарктный, ср. - предынфарктный), приставки на шипящие и гортанные (сверхизысканный, межигровой) и слово взимать со всеми его производными.

Можно букву Ы после Й встретить лишь в транслитерации иноязычных имен и названий: Чыйырчык, Тайынша.

Вероятно, после Ь и Ъ буква Ы вообще не встречается (но, теоретически в транслитерации и транскрипции не запрещена).

В церковнославянском языке

Применение букв И (І) и Ы приближено к русскому, но иногда является отражением старославянской ситуации:

Применение И и Ы после большего числа согласных фонетически обусловленное и смыслоразличительное (бити — быти и т. п.); но, в склонениях одних и тех же слов, в отличие от русского, можно одновременно встретить окончания -ы и -и: раби (им. пад. множ. ч. от рабъ) — рабы (вин. и твор. пад. множ. ч.);

В ц.-сл также произощел упоминавшийся выше переход кы, хы, гы в ки, хи, ги, т. е. не бывает после гортанных Ы;

И И, и Ы ставят после шипящих; произносят их одинаково, отличие лишь в смысле: мужи́ (им. пад. множ. ч. от мужъ) — мужы́ (вин. и твор. пад. множ. ч.); юноши (род. и дат. пад. ед. ч. от юноша) — юнѡши (им. и зват. пад. множ. ч., а также им., вин. и зват. пад. двойств. числа) — юношы (вин. пад. множ. ч.); нищимъ (твор. пад. ед. ч.) — нищымъ (дат. пад. множ. числа) и т. п.;

Лишь в заимствованиях пишется ци (перед гласными ці) (Кѡнстанція, Цицеронъ);

После приставок, оканчивающихся согласной И может превращаться в Ы или не превращаться в него; может также писаться вместо Ы с ъи (подъимати/подымати, но ѿимати с И), для различных корней и приставок преобладающее написание может отличаться.