Бюджетно налоговая политика содержание цели инструменты проблемы. Бюджетно-налоговая политика государства, ее цели и инструменты

Бюджетно-налоговая политика – это политика государства в области государственных расходов и налогообложения, направленная на поддержание высокого уровня занятости, низких темпов инфляции, прироста национального богатства и равновесия платежного баланса.

Бюджет – схема доходов и расходов определённого физического или юридического лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), устанавливаемая на определённый период времени (обычно на 1 год).

Цели бюджетно-налоговой политики:

- в краткосрочном периоде - поддержание ВВП на уровне потенциала, обеспечение полной занятости, стабильный уровень цен, равновесный платежный баланс.

- в долгосрочном периоде - экономический рост при производстве неинфляционного ВВП .

Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают доходы и расходы государственного бюджета, с помощью которых правительства воздействует на совокупные планируемые расходы (совокупный спрос).

Государственный бюджет – смета (роспись) государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам распределения.

Государственный бюджет может быть сведён с профицитом или дефицитом. Бюджетный профицит (излишек) – превышение доходов над расходами. Бюджетный дефицит (недостаток) – превышение расходов над доходами.

Государственные расходы – это расходы, производимые государством с целью создания нормальных условий для повседневного проживания населения и частной предпринимательской деятельности.

Исходя из деления государственного бюджета на 3 составные части, государственный бюджет можно разделить на бюджетные группы: федеральные, республиканские и местных органов власти. Расходы федерального бюджета: национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, ЖКХ, охрана окружающей среды, образование, культура и кинематография, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальные выплаты, межбюджетные трансферты, выплата процента по государственному долгу и т.д. Расходы республиканских и местных органов власти – расходы на образование, социальное обеспечение, здравоохранение, автомагистрали, поддержание порядка и внутренней безопасности. В России государственные расходы находят отражение в консолидированном бюджете, то есть своде всех бюджетов и состоят из двух частей: государственные закупки товаров и услуг; трансферты – безвозмездные выплаты домашним хозяйствам.

Доходы государства – часть национального дохода, который сосредотачивается в руках государства за счёт налогов и неналоговых поступлений.

Налоги государство взимает как на уровне федерального правительства, так и местных органов власти (округа, муниципалитеты, районы и т.д.). В зависимости от методов сбора налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги – налоги, которые плательщик непосредственно выплачивает из своего дохода налоговой службе или местным органам власти. В их структуру входят: налог на доходы физических лиц (подоходный налог), налог на прибыль, налог на наследство, поимущественный налог, или налог на собственность.

Косвенные налоги – налоги на товары или услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и тарифу . Покупатель является плательщиком косвенного налога: налоги с продаж, акцизные сборы, таможенные сборы, взимаемые с импортных товаров, налог на добавленную стоимость.

Если большую часть доходов федерального бюджета составляют прямые налоги, то косвенные налоги составляют значительную часть доходов органов местной власти.

Фискальная политика – это политика манипулирования расходной частью бюджета и налогообложением с целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией.

Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение. Совокупный спрос - макроэкономический показатель, спрос на конечные товары и услуги всех макроэкономических агентов в определенный промежуток времени и при определенных уровнях цен. Функцию совокупного спроса обычно представляют в виде суммы четырех основных источников спроса:

Чистые налоги (обозн. T ) - разница между налогами и трансфертами. Соотношение государственных закупок и чистых налогов показывает состояние государственного бюджета. Если государственные закупки превышают чистые налоги, то в стране дефицит государственного бюджета, соответственно профицит бюджета означает, что чистые налоги превышают размер государственных закупок.

Совокупное предложение - общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП.

Мультипликатор – показатель (M ), величина которого характеризует степень, в которой увеличение инвестиционного спроса или самих инвестиций порождает изменение объёма выпуска продукции и потребительского спроса на эту продукцию. Мультипликатор определяется также отношением прироста равновесного ВВП к изменению объёма инвестиций, вызвавшему этот прирост.

Акселератор – отношение прироста индуцированных подъёмом производства инвестиций к вызвавшему его относительному приросту объёму производства. Обычно увеличение объёма производства (ВНП) приводит к ещё более быстрому росту инвестиций.

Встроенный стабилизатор – это любая мера, которая может повлиять на дефицит государственного бюджета или его положительное сальдо без участия правительства.

Механизм встроенного стабилизатора имеет два крупных недостатка:

Снижение экономической активности часто требует увеличения расходов государственного бюджета, особенно на пособия по безработице;

В условиях быстрой инфляции шкала возрастания ставок налогов слишком быстро начинает бить по агентам со средним и даже низкими доходами.

Фискальную политику различают:

1) по характеру воздействия: на экспансионистическую (стимулирующую) – направленную на увеличение государственных расходов и/или снижение налогов; и контрактивную (сдерживающую) – направленная на уменьшение правительственных расходов и/или увеличение налогов.

2) по степени участия правительства в решении проблем: дискреционную, недискреционную (автоматическую) и иногда, - смешанную.


Эффективность фискальной политики зависит от точности прогнозов и от предсказуемости результатов фискальных мероприятий.

Автоматические стабилизаторы вступают в действие, как только начинает колебаться совокупный спрос, но они никогда не могут полностью устранить колебания. Они также создают деструктирующее воздействие и действуют как тормоз в период выхода из спада.

В деле предсказания величины последствий дискреционной фискальной политики существует ряд проблем. Экспансионистская фискальная политика может осуществлять бюджетную накачку и поощрять повышенные частные расходы или вовсе вытеснять их. Степень, в которой она действует в качестве стимулятора, существенным образом зависит от степени уверенности в деловом мире – чего-то такого, что очень трудно предсказать заранее за несколько недель или месяцев. Масштаб эффекта вытеснения зависит от условий в денежной сфере и денежно-кредитной политики правительства.

Существует пять возможных временных лагов, связанных с фискальной политикой: временной лаг перед диагностированием проблемы, задержка между постановкой диагноза и объявлением новых мер, лаг между провозглашением и реализацией, лаг перед тем, пока заработают мультипликатор и акселератор, и лаг перед тем, как потребление полностью отреагирует на новые экономические условия.

Выбор того, что изменять – государственные расходы, налогообложение или все понемногу, - частично зависит от политических интересов государства: хочет ли оно увеличить или уменьшить размер общественного сектора. Он также зависит от относительной эффективности этих изменений в деле изменения совокупного спроса. Изменения в G имеют тенденцию обладать большим мультиплицирующим эффектом, чем изменения T . Однако изменения T обычно могут быть проведены быстрее, чем изменения в G .

1. Бюджетная политика: содержание, цели, инструменты.

2. Проблемы и основные направления совершенствования бюджетной политики в РФ.

3. Налоговая политика: содержание, цели, инструменты.

4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации.

1. Бюджетная политика: содержание, цели, инструменты.

1) Бюджетная политика - с оставная часть финансовой политики, направленная на манипулирование доходами и расходами государства, управление государственным долгом и государственными активами.

2) Бюджетная политика это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования.

Субъектами бюджетной политики являются органы законодательной и исполнительной власти.

Объектами бюджетной политики являются:бюджетные отношения и бюджетные ресурсы, звенья и виды бюджетов, доходы и расходы бюджетов.

1. Определение концептуальных основ развития бюджета, его роли в общественном воспроизводстве.

2. Формирование цели и задач бюджетной политики.

3. Выработка конкретных путей достижения цели и решения поставленных задач.

4. Определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет.

5. Установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ по использованию бюджетных средств.

6. Оптимизации структуры расходной части бюджета.

7. Определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета.

8. Управлению государственным долгом.

9. Определению источников финансирования дефицита бюджета.

10. Разработке механизма мобилизации денежных средств в бюджет

11. Выбору направлений использования бюджетных средств.

Основная цель бюджетной политики - это обеспечение условий для эффективного функционирования государства. Эта цель может конкретизироваться в следующих задачах:

Ø макроэкономической сбалансированности (между секторами, экономики, минимальной безработице);



Ø сбалансированности бюджетов всех уровней;

Ø отсутствие государственного долга;

Ø поддержание стабильности национальной валюты;

Ø сочетание экономических интересов государства и всех членов общества.

Ø создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных процедур распределения финансовой поддержки регионам.

Бюджетная политика разрабатывается и реализуется Министерством финансов РФ. Федеральные годовые бюджеты являются теперь составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года.

Доходы бюджета расширенного правительства формируются в основном за счет налоговых поступлений: налог на прибыль, налог по доходам физических лиц (НДФЛ), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на добавленную стоимость (НДС).

Бюджетная политикареализуется с помощью бюджетного механизма, который включает в себя следующие элементы: методы мобилизации доходов, формы предоставления бюджетных средств, межбюджетное распределение и перераспределение средств.

Инструменты бюджетной политики:

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают: бюджетные кредиты, налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки и государственные займы, федеральные целевые программы и др.

1) Бюджетный кредит – это средства, выделяемые из бюджетов юридическим лицам на возвратной и платной основе, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.

2) Дотация – сумма, выделяемая на безвозвратной основе из бюджета вышестоящего территориально уровня в бюджет нижестоящего уровня, если имеет место недостаточность собственных доходов

3) Субсидия – сумма из определенного фонда или вышестоящего бюджета на определенные цели. Выделяется одноразово на значимые расходы

4) Субвенция – форма денежной помощи местным бюджетам из государственного бюджета для определенной цели. Если имеет место нецелевое использование, возвращаются в тот бюджет, из которого были получены

5) Компенсация – выплата, производимая для возмещения расходов, выплачивается в заранее установленном размере для возмещения выпадающих доходов и покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти

6) Бюджетная ссуда – сумма денежных средств, выделяемых из бюджета одного уровня в другой на возвратной основе (оформляется соглашением).

7) Трансферт – денежные или натуральные выплаты, получаемые населением из государственного и муниципального бюджета, внебюджетных социальных фондов и общественных организаций: пенсии, стипендии, пособия по социальному страхованию.

8) Государственный заказ - это выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство. Такой заказ может выполняться не только государственными, но и другими предприятиями. Заказ обычно выдается на конкурсной основе.

9) Государственные инвестиции - инвестиции, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников.

10) Государственные целевые программы – это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов.

Контуры бюджетной политики в России определяет Президент в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ. В рамках этих посланий Правительство РФ разрабатывает проект закона о бюджете, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. 29 июня 2010 года было подготовлено бюджетное послание, которое содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2011–2013 годах.

Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативное правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга и межбюджетных отношений.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит:

Из Бюджетного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на трехлетний период,

Законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на трехлетний период,

Нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) - политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Целями фискальной политики являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста ; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты (перераспределительные платежи и поступления текущего характера, осуществляемые в одностороннем порядке без получения или передачи взамен каких-либо товаров, услуг или активов (текущие налоги и доходы, имущество, отчисления на соцстрахование, соцпо-собия, страховые премии и страховые возмещения,)

Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую . Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики . В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаев. Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики»(чрезмерное финансирование экономического роста, "перекредитование", избыточное вложение государственных средств в экономику , угрожающее чрезмерным дефицитом государственного бюджета и инфляцией). В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую . Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие какпроцент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия . Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике.


Денежно-кредитная политика - политика правительства и центрального банка страны, направ­ленная на изменение денежного предложения (денежной массы) и процентных ставок. В рамках кредитно-денежной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитан­ное воздействие на воспроизводственный процесс, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы.

Достижение основных целей денежно-кредитной политики осуществляется посредством общих и селективных инструмен­тов. Общие инструменты кредитно-денежной политики влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные инструменты кредитно-денежной политики регулируют конкретные виды кре­дита или кредитование отдельных отраслей, крупных фирм и т. д.

Общими инструментами регулирования выступают:

1. Учетная политика. Одна из функций центрального бан­ка - предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам. Став­ка, по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредиты предоставля­ются в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при других формах кредитования). При повышении учетной ставки коммерческие банки сокращают размеры заимствований у цен­трального банка, повышается величина процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. Все это приводит к сокра­щению кредитования бизнеса и населения, уменьшению денеж­ного предложения. Снижение учетной ставки действует в обрат­ном направлении.

2. Проведение операций на открытом рынке. В настоящее вре­мя основным инструментом регулирования денежного предло­жения в развитых странах являются операции на открытом рын­ке. Так, операции с ценными бумагами представляют собой ос­нову регулирующей деятельности Федеральной резервной системы США. На эти сделки приходится примерно 4/3 годового оборота ФРС. Операции на открытом рынке - покупка и прода­жа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, воз­можности для кредитования и создания новых денег. Денежное предложение сокращается, а процентная ставка (цена заемных денежных средств) повышается. При покупке центральным банком государственных ценных бумаг идет обратный процесс.

3. Установление норм, обязательных резервов коммерческих банков. Центральный банк изменяет объем денежного предложения путем регулирования избыточных резервов коммерческих банков. Резервы коммерческих банков - денежный капитал, ко­нторы й может быть отдан в кредит. Обязательные резервы коммерческих банков - часть резервов, которую коммерческие бан­ки должны хранить на специальных счетах центрального банка. От размеров избыточных резервов зависит способность коммер­ческих банков создавать деньги и увеличивать денежное предложение. Норма обязательных резервов - процент обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в центральном банке. Нормы обязательных ре­зервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются в зависимости от видов вкладов и размеров банка. Эти деньги не могут использоваться для проведения активных операций, и прежде всего кредитования. Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые должны иметь коммерческие банки. Они, во-первых, должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности, наличия де­нежных ресурсов коммерческих банков для выполнения платеж­ных обязательств, а во-вторых, являются инструментом цен­трального банка для регулирования объема денежной массы. Банки могут хранить и избыточные резервы, например для не­предвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Избыточные резервы коммерческих банков - резервы банка минус обязательные резервы. Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.

Селективными методами регулирования являются:

1. Контроль по отдельным видам кредитов. Этот контроль часто применяется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, ипотечного кредита, потребительских ссуд на по­купку товаров в рассрочку. Здесь центральный банк может дать указание финансовым учреждениям делать специальные депозиты в центральный банк в случае увеличения названных видов кредита.

2. Регулирование риска и ликвидности банковских предпри­ятий. Существует множество правительственных положений, регулирующих операционную деятельность банков. Основное внимание в этих положениях уделяется риску и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определя­ется не через оценку финансового положения должников, а че­рез соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

3. Предписываемая законом маржа. Фондовая биржа - необходимый институт рыночных экономических отношений. Фондовые биржи представляют собой рынки ценных бумаг компаний. Однако безудержная спекуляция на финансовом рынке доставля­ет экономике серьезные проблемы. Падение курса акций может привести к разорению как предприятий, так и частных лиц, что, в свою очередь, приведет к сокращению инвестиций и потреби­тельского спроса и подтолкнет экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже исполь­зуют предписываемую законом маржу. Маржа - минимальная пропорция стоимости покупаемых ценных бумаг, которая опла­чивается из собственных средств покупателя. Например, при мар­же в 60 %, приобретая пакет ценных бумаг на сумму в 1 млн долл., покупатель должен своими деньгами заплатить 600 тыс. долл. и только 400 тыс. долл. могут составлять средства, полученные в кредит. Маржа повышается, когда желательно ограничить спеку­лятивную скупку акций, и понижается - для оживления рынка.

4. Увещевания. Руководящие кредитно-денежные институты могут «настоятельно рекомендовать» коммерческим банкам следовать определенной политике. Например, ограничить ежегодное расширение кредита, поскольку это может иметь негативные последствия для банковской системы и экономики в целом.

Бюджет является центральным звеном в деятельности государства. Он представляет собой совокупность средств, концентрируемых в руках государства и используемых для достижения определенных целей. Он является инструментом финансирования государственных расходов, важнейшим средством регулирования экономики, регулирования доходов регионов, отраслей, индивидов.

Бюджет нацелен на:

1. финансирование расходов государства

2. регулирование экономики

3. регулирование взаимоотношений субъектов федерации.

Функции бюджета:

1. фискальная функция

2. функция экономического регулирования

3. социальная функция

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Первочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

От качества федерального бюджета, от уровня собираемости налогов зависят инвестиционные возможности государства, уровень социальной защиты граждан, предпринимательская активность, взаимоотношения России с другими странами и в целом результативность всей внутренней и внешней политики государства.

Бюджетно-налоговая политика нацелена на:

а) макроэкономическую стабилизацию и сбалансированность;

б) решение финансовых задач;

в) повышение инвестиционной и предпринимательской активности;

г) повышение конкурентоспособности экономики;

д) обеспечение условий для экономического роста.

2. Налоговая система , как инструмент бюджетной политики . Налоги , их виды .

Налоговая система – это совокупность налогов, методов и

механизмов их исчисления. Она является одним из основных инструментов бюджетной политики государства.

Основные качества эффективной налоговой системы :

Встроенность в общее бюджетное устройство;

Стимулирование предприятий к производству товаров и услуг;

Чёткое регулирование взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов.

Цель налоговой системы: обеспечить поступление в бюджет финансовых ресурсов, которые необходимы для поддержания деятельности государства в области социальной защиты граждан, перераспределения доходов, регулирования экономики, обеспечения обороноспособности и правопорядка в стране.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Классификация налогов:

1. по региональному признаку:

Федеральные

Региональные

Местные

2. по объекту налогообложения:

Налоги с доходов;

Налоги на имущество;

Налоги на операции с ценными бумагами.

3. по экономическому содержанию:

Косвенные

4. по прогрессивности:

Прогрессивные

Пропорциональные

Регрессивные

Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом

ВНП = k g G,

где k g = 1/1-MPC – мультипликатор государственных расходов.

Действие налогов , подобно G , обладает мультипликативным эффектом

ВНП = - k t T,

где k t = MPC/MPS – мультипликатор налогов.

k g > k t , так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

Дискреционная фискальная политика сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T . В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная фискальная политика предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

Встроенные стабилизаторы : прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов. Они нивелируют циклические колебания совокупного спроса.

Фискальная политика будет экспансионистской , если приводит к росту совокупных расходов. Это происходит, когда государство:

1. увеличивает расходы,

2. сокращает чистые налоги

Фискальная политика будет рестриктивной , если она ведет к снижению совокупных расходов. Это наблюдается, когда:

1. снижаются государственные расходы,

2. увеличиваются чистые налоги.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Принципы налогообложения: – сочетание прямых и косвенных налогов; – универсальность налогообложения; – равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений; – однократность налогообложения; – использование системы налоговых льгот; – стремление к стабильности условий налогообложения; – запрет обратной силы налоговых законов.

Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 1.) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (r a ) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

Рис.1. Кривая Лаффера

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

Чистые налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

Бюджетно-налоговая политика представляет собой меры правительства для воздействия на экономическую конъюнктуру через изменение величины государственных расходов и налогов. Осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, основным источником пополнения которого являются налоги. Поэтому содержательно бюджетно-налоговая политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Цели бюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде - поддержание ВВП на уровне потенциала, обеспечение полной занятости, стабильный уровень цен, равновесный платежный баланс, в долгосрочном периоде - экономический рост при производстве неинфляционного ВВП.

Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают доходы и расходы государственного бюджета, с помощью которых правительство воздействует на совокупные планируемые расходы (совокупный спрос).

Государственный бюджет: доходы и расходы

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ:

  • o бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления;
  • o бюджетная система Российской Федерации представлена совокупностью федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Консолидация бюджетов подразумевает их объединение по отдельным статьям, исключая взаимные операции (дотации, субвенции, взаимные расчеты и т.д.) между бюджетами всех уровней, и не предполагает простого арифметического сложения. Консолидированный бюджет Российской Федерации объединяет федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации объединяет бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов), находящихся на его территории.

Федеральный бюджет РФ является главным финансовым планом страны, который после его утверждения органом законодательной власти (ежегодно Государственной Думой принимается Закон о государственном бюджете на следующий финансовый год) приобретает силу закона и обязателен к исполнению. Составляется федеральный бюджет (а также бюджет любого другого уровня) в форме баланса доходов и расходов государства за определенный период времени (как правило, за год). В России финансовый год соответствует календарному и длится с 1 января по 31 декабря.

Доходы государственного бюджета

Основным источником доходов государственного бюджета являются налоги: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лип, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, налоги и взносы на социальные нужды (включая единый социальный налог), прочие налоги.

В любой стране налоговое законодательство (в России - Налоговый кодекс РФ) формирует налоговую систему, в соответствии с которой по каждому налогу определяются:

  • o субъект налогообложения (налогоплательщики и плательщики сборов);
  • o объект налогообложения (операции по реализации товаров, имущество, доход и т.п.);
  • o налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения);
  • o ставка налога (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы);
  • o налоговый период (календарный год, квартал, месяц);
  • o а также порядок исчисления налога, сроки и порядок уплаты налогов и сборов.

Законодательно зафиксированная по каждому налогу совокупность налоговых ставок задает определенную шкалу налогообложения - плоскую, прогрессивную или регрессивную. Соответственно, различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. При плоской шкале ставка налога не зависит от величины налоговой базы. Примером пропорционального налога может служить действующий в настоящее время в России налог на доходы физических лиц (с 2001 г.), ставка по которому составляет 13% и не зависит величины дохода. При использовании прогрессивной шкалы налогообложения ставка налога растет с увеличением налоговой базы. Например, в странах Евросоюза подоходный налог является прогрессивным. Регрессивная шкала налога означает, что налоговая база и ставка налога изменяются в противоположных направлениях: большей величине налоговой базы соответствует меньшая ставка налога и наоборот. Единый социальный налог, действовавший в России с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2009 г., - это пример прямого регрессивного налога.

По способу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги являются прямым вычетом из доходов, полученных домашними хозяйствами и фирмами. Налогами прямого действия являются, например, налоги на доходы и имущество. Особенность прямого налога состоит в том, что оплачивает налог (оплачивается налогоплательщиком) и выплачивает налог (выплачивается налогоносителем) одно и то же лицо. Косвенные налоги включаются в цену продаваемой продукции и поэтому носят неявный характер. Это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Особенность косвенного налога заключается в том, что оплачивают налог и выплачивают налог разные экономические субъекты. В конечном счете косвенные налоги через цены перекладываются на население, которое и является действительным плательщиком косвенных налогов.

Размышляем самостоятельно

Диаграмма на рис. 5.2 представляет структуру доходов консолидированного бюджета в динамике. Какие налога, отраженные на диаграмме, относятся к прямым, а какие - к косвенным?

Помимо представленных выше видов (прямые и косвенные) и типов (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные) налогов, различают также федеральные (обязательны к уплате на всей территории страны), региональные (действуют на территории субъекта РФ) и местные налоги (обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований).

Неналоговые доходы бюджета включают доходы от внешнеэкономической деятельности, от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и пр.

Представление о том, как изменялась структура доходов государственного бюджета России, дает диаграмма на рис. 5.2.

Рис. 5.2.

* С 1 января 2010 г. вместо отмененного единого социального налога введены страховые взносы на обязательное социальное страхование. Источники: Финансы России, 2004: Стат. сб. Росстата, табл. 2.3. М., 2004; Финансы России, 2008: Стат. сб. Росстата, табл. 2.3 и 2.4. М., 2008; gks.ru.

Напомним, что в макроэкономике в качестве источника доходов государственного бюджета рассматриваются налоги, для описания которых используется налоговая функция Т = Т а + tY, где Т а - автономные налоги, t - предельная налоговая ставка, 0 < t < 1. Как было показано в предыдущей главе, рост/сокращение автономных налогов вызывает падение/увеличение совокупных планируемых расходов (совокупного спроса) и сопровождается мультипликативными эффектами. Поэтому снижение или увеличение автономных налогов, снижение или увеличение налоговых ставок представляют собой инструменты воздействия правительства на совокупные расходы, когда возникает необходимость стимулировать или, напротив, сдерживать совокупный спрос и, соответственно, выпуск и занятость.