Динамическое чтение. Динамическое чтение Периферическое зрение человека

Ах, какая бесконечная и живая тема – скорочтение! А фоточтение … Такой простор для фантазии. Ни фига не делаешь, посмотрел на страницу и пошел на экзамены.

Скорочтение в чём-то сродни философскому камню, обращающему металл в золото. Столько поколений искало… Но алхимия по пути к недостижимому дала массу интересных и полезных вещей. Скорочтение примерно так же.

Cкорочтение – вещь хорошая, особенно если речь идет о легкочитаемой и усвояемой литературе. Но при чтении серьезной литературы скорочтение вряд ли применимо. Здесь бы мне хотелось привести очень хороший анекдот, главное, что в тему.
…На работу устраивается секретарша.
Начальник ее спрашивает: «Скажите, а с какой скоростью Вы печатаете?»
«Полторы тысячи знаков в минуту» - отвечает та.
«Отлично, другие еле-еле двести делают, берем!» - радостно заявил начальник.
Претендентка на работу так тихонько в сторону добавляет: «Только какая-то ерунда получается…»

Меня умиляют сообщения о рекордах скорочтения и результатах, которые обещают на всяческих курсах. Иногда обещают такие чудеса, как «чтение по диагонали» (интересно, что это за чтение?), фотографическое запоминание текстовой информации. И в тоже время практически на всех курсах дают неверную методику подавления внутренней артикуляции или проговаривания текста. Один маааааленький нюанс, но который решает все.

Это я все написал не для того, чтобы как-то унизить все эти курсы или показать собственную крутость. Люди делают хорошее дело и на самом деле дают массу полезных навыков.
Просто у нас малость другой подход.
ХОЧЕШЬ БЫСТРЕЕ ЧИТАТЬ – РАЗВИВАЙ ВООБРАЖЕНИЕ!

Мы как-то писали, что наш диск «ЭНЕРГИЯ МОЗГА» в случае прослушивания его каждый день по разу в течение месяца увеличивает скорость чтения в 2-3 раза без всяких специальных упражнений.

Никакой мистики. С помощью электроэнцефалографа мы увидели, что этот диск «всего-навсего» в максимальной степени активизирует правое полушарие мозга. Причем эффект носит накопительный характер. А правое полушарие – это наше воображение.

Так что альтернатива – ходить на курсы или просто . Хотя лучше и то и другое.
Все же приемы скорочтения желательно знать, даже скорее не просто знать, владеть ими. Не повредят такие вещи, как «расширение угла периферического зрения», повышение концентрации внимания при чтении и так далее. Но читать сложные тексты желательно с тем учетом, что, как уже неоднократно отмечалось, кратковременная память не безгранична, а ее перегрузка вызывает такие вещи, как непонимание текста, потеря внимания и интереса.

При чтении ей нужно всячески помогать, не стараться набивать ее информацией с тем же усердием, как при сборе чемоданов перед поездкой на море.

Читать следует так, чтобы в кратковременной памяти успевали сформироваться образы, которые помогут и понять, и запомнить текст. Помните, что один из основных постулатов работы памяти гласит – НЕ УВИДИШЬ – НЕ ЗАПОМНИШЬ? Теперь понятно, почему развитие воображения повышает скорость чтения лучше всяких курсов?

На курсах мы берем для примера произвольный текст, обычно предлагаемый кем-то из учеников и сначала он читается в обычном, так сказать, привычном режиме.

После беглого опроса, который показывает, что из этого текста мало кто чего понял, этот же текст читается по-другому. Кстати, обычно это юридический или экономический текст. Пару раз попадались тексты медицинские. До сих пор одна группа помнит строение и функции печени, другая классификацию челюстно-лицевых травм, третья порядок возврата исковых заявлений и так далее, хотя они далеко не все медики или юристы.

Просто нужно уметь читать.
1 . Скорочтение в том виде, в каком его обычно подают, – миф, порожденный авторами систем и хозяевами разнообразных курсов. Например, на одном из очень известных курсов все тесты построены таким образом, чтобы уверить занимающегося, что он стал читать быстрее. Примерно то же самое, как и в известной сказке Андерсена про короля и хитрых портных.

2 . Речь может идти только о динамическом чтении. Это не то, чему учат на курсах скорочтения, это скорее стратегия чтения, сумма приемов и технологий, которые позволяют быстрее читать. Но это действительно позволяет читать быстрее.

3 . Приемы скорочтения, тем не менее, знать стоит, но применять ровно в той степени, насколько это требует стратегия чтения.

Но не думать, что эти приемы – панацея. Кстати, я проработал массу пособий по скорочтению, познакомился со многими курсами. И был просто поражен, что «подавление внутренней артикуляции», то есть убирание проговаривания текста абсолютно верно изложено только у Сергея Михайлова . Правда, может, я не все курсы изучил.

Но я встречал людей, которые занимались на курсах самой разной популярности, так ни у одного не получилось с этим моментом. Ответ руководителей курсов, почему так и не получилось с внутренним проговариванием достаточно стандартен: «Вы мало делали те упражнения, которые мы Вам давали».

4. Не развив концентрацию внимания и, главным образом, ВООБРАЖЕНИЕ , ни о каком быстром чтении речи быть не может. Мы уже писали, почему можно не занимаясь скорочтением, а только раз в день прослушивать наш диск «ЭНЕРГИЯ МОЗГА», за месяц поднять скорость чтения в 2-3 раза.

5 . СЕРЬЕЗНУЮ ЛИТЕРАТУРУ СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ МЕДЛЕННО.
Вот на последнем моменте мы и остановимся.
Напомним, что человек что-то понять и запомнить может только тогда, когда сможет это вообразить. Но если текст сложный, то воображение может и не успеть «обработать» информацию. И тогда никакое скорочтение не поможет.
Пора переходить к конкретному примеру. Для начала прочтите текст, который приведен ниже, в обычном режиме.

Их особенность заключалась в том, что они легко распадались на свои составные части, и что для поддержания их существования был необходим постоянный обмен веществ со средой: эти молекулы должны были получать приток новых веществ из среды, усваивать (ассимилировать) эти вещества и выделять (диссимилировать) продукты распада во внешнюю среду.


Так возникло живое существо, которое уже очень рано приняло характер клеток, иначе говоря, мельчайших организмов, существование которых поддерживалась постоянным обменном веществ с внешней средой.

Текст небольшой, да и не самый сложный. Это отрывок из книги выдающегося психолога А.Р.Лурии «Лекции по общей психологии».

Тем не менее, насколько Вы запомнили этот отрывок? Насколько Ваше внимание не уходило куда-нибудь при чтении? Естественно, требуется честный ответ, себя-то обманывать незачем.
А теперь попробуем прочесть этот отрывок по-другому.
…В процессе развития земли появились особо сложные соединения, для которых была характерна огромная величина и сложность тех молекул, из которых это вещество состоит. Такие гигантские молекулы, в основе которых лежат атомы углерода в соединении с другими веществами, появились много лет назад при охлаждении поверхности.
Эти гигантские молекулы, с которыми советские ученые (академик А. И. Опарин) связывают происхождение земли, были названы коацерватами.

Стоп! Понимаем, что ничего сложного, но нужно сделать паузу и дать возможность воображению обработать прочитанное.
Итак, сформируем образы. Я буду это делать по-своему, так что если Вы с этим не согласитесь, то будете правы. Каждый человек неповторим, неповторимо и его пространство образов.

Я представляю себе молекулу как набор больших шаров, причем такой, знаете, путанный, сложный. Этот набор достаточно огромен, что на его фоне теряется капля воды (простенькая молекула). Я вижу среди всех этих шаров некие центральные, главные шары, на которых написан символ «С» - обозначение углерода. И именно к этим шарам прилеплены остальные, с самыми разными надписями.

И представляю, что это сооружение находится в такой массе, кипяяще-бурлящей (однажды в таком виде показывали зарождение Земли в каком-то фильме), но там, где кипение прекращается и появляется лед.
Представляю, как одно такое сооружение держит в руке Опарин – старичок в академической шапочке, произносит при этом «Опа! Ринг!», и добавляет: «Во так Земля и появилась, коансерванты мои!». Я потом легко восстановлю, что это не консерванты, а коацерваты.

Конечно, написал я больше, чем занял сам абзац, но одно дело – я писал, а другое – все быстро представил.
Их особенность заключалась в том, что они легко распадались на свои составные части и что для поддержания их существования был необходим постоянный обмен веществ со средой: эти молекулы должны были получать приток новых веществ из среды, усваивать (ассимилировать) эти вещества и выделять (диссимилировать) продукты распада во внешнюю среду.

Таким образом, существование таких гигантских молекул было возможным лишь при условии постоянного обмена веществ со средой. Следует иметь в виду, что этот обмен веществ со средой вовсе не является пассивным процессом. Он осуществляется в процессе жизнедеятельности этих белковых молекул.

Теперь я представляю, как эти сооружения распадаются на части, как они отчаянно, чтобы не распасться, выхватывают извне новые шары, выбрасывают другие. Причем это происходит активно, то есть сооружение само выхватывает извне шары, само выбрасывает другие шары. При этом сооружение дышит.

Стоит просканировать все, что представил, объединить картины в один фильм, и просмотреть его еще раз.
Теперь я могу быть уверен, что вряд ли забуду этот маленький текст. Я перевел его в образы, в живую картинку. Более того, я могу на листке бумаги поместить ключевые слова для того, чтобы через какое-то время быстро повторить текст через пару дней.
И если придет экзамен, мне, в крайнем случае, понадобится только в этот листик посмотреть и все.

Можно было бы взять текст и подлиннее для большей убедительности. Или посложнее. Если будут на то пожелания читателей, я в следующий раз таким образом препарирую какой-нибудь юридический или экономический текст. Сегодня я не сделал это по той лишь причине, что не подобрал такого текста. Покопался в своих документах, все больше какие-то белорусские законы, а они не столь интересны всем, так как география подписки достаточно широка.

Правда, есть еще один текст, который именно так следует читать. Это правила дорожного движения. Вроде везде в СНГ они приблизительно одинаковы.

Но суть все равно такова – создай образы и тогда и поймешь, и запомнишь.
Вы можете спросить – а не слишком ли это сложно? Вернее, не усложняю ли я? Тем более, что так читать гораздо медленнее.
Да, медленнее. Зато в конечном итоге я прочту гораздо больше статей и книг, так как я буду их запоминать и мне гораздо проще далее будет читать все, что касается прочитанного, ведь информация хорошо связывается с уже известным. Плюс ко всему я не буду слишком много раз повторять ее, ведь образы гораздо проще запоминаются, нежели просто кучу раз прочитанные строки.
Есть один нюанс. Мы настолько привыкли читать традиционно, что такое чтение может вызвать протест. Протест подсознания. Подсознание очень инерционно, оно с трудом принимает новое.

Но после того, как таким образом будет переработано несколько текстов, Вы уже не сможете работать по-другому. Полезный метод перейдет в навык.

Вообще все, что поначалу идет с трудом – новые методы запоминания, новые методы конспектирования и тому подобное, важно начать применять на практике. Тогда и появится этот самый навык.

Или вы, или у Вас есть знакомый автомобилист, который по трассе гонит со скоростью 120-130 километров и делает это вполне уверенно. И представьте себе, что рядом с ним в автомобиле находится человек, который все время призывает его ехать со скоростью 80 километров. Он время от времени сбрасывает скорость, но через непродолжительное время снова набирает привычную. Самое главное, что более медленная, нежели привычная езда, доставляет водителю известный психологический дискомфорт. Он привык ездить быстро.

И я призываю Вас «ездить» по тексту быстрее. Кстати, этот самый водитель, о котором шла речь, ведь не сразу стал ездить быстро. Давайте предположим, то и Вы сейчас находитесь в положении водителя, который пока ездит медленно. Но если мы сразу резко увеличим скорость, авария (в данном случае непонимание и неприятие текста) неизбежны. Надо подготовиться, потренироваться и постепенно, но довольно быстро увеличить скорость. И потом Вам уже сложно будет ездить медленнее.

Первый совет . Не буду теоретизировать, просто начните читать книги как в нормальном положении, так и «вверх ногами». Достигните того, чтобы лёгкость чтения в обеих ситуациях была одинаковой. Это даёт прирост скорости раза в два.

Второй совет . Легкий в выполнении до чрезвычайности, эффективный невероятно, известный всем и применяемый крайне редка. Чтение с указкой. Вернее, с указочкой. Или просто водить пальцем по строкам.

Во время чтения наши глаза совершают массу хаотических движений. Можете провести такой эксперимент. Попросите кого-либо представить себе в метрах полутора окружность перед собой и «обвести» ее глазами. А затем попросите проследить за кончиком ручки, которой вы будете описывать окружность.

Разница настолько очевидна, траектория движения зрачков во втором случае настолько более плавная и менее хаотичная, что уже этого вполне бывает достаточно, чтобы человек начинал читать с указкой. А если добавить к этому, что постепенно скорость движения указки Вы можете повышать, то через какое-то время скорость чтения возрастет раза в три-четыре.
Попробовать и почувствовать разницу, во всяком случае, ничего не стоит.

Третий совет . Скачайте из Интернета программу , а еще лучше при случае приобретите приборчик. Напомним, что метроном – это часовой механизм, который выдает равномерные колебания с регулируемой частотой. Разновидности – как механический, так и электронный. Лучшего прибора для повышения скорости чтения не придумать.

Итак, как с ним работать? Возьмите какую-нибудь книгу и начинайте читать, а частоту метронома установите примерно 80 ударов в минуту. И начинайте читать. Кстати, возможно, что 80 ударов – для Вас небольшая скорость. Увеличивайте. Постепенно, понемногу, и Вы заметите, что и скорость чтения начнет увеличиваться постепенно. Увеличивайте скорость дальше.

В какой-то момент увеличение скорости чтения при повышении частоты ударов прекратится. Более того, Вы заметите, что чтение пойдет таким образом – Вы читаете сами по себе, а метроном звучит сам по себе. Это означает, что Вы достигли своей предельной пока скорости.

«Отмотайте» частоту назад немного. Найдите тот предел, на котором Вы еще нормально читаете, но уже быстрее. Заметьте, что нужно также следить и за тем, что вы понимаете текст. Что толку читать быстрее, если не понимаешь, о чем идет речь?
Итак, предел найден. Читайте при этой частоте некоторое время, пока достигнутая скорость не станет для Вас комфортной. Обычно это пару-тройку дней.

Самое интересное, что читать медленнее Вы уже не сможете.
Когда поймете, что уверенность в чтении при этой скорости уже пришла, повышайте частоту ударов метронома. Только не старайтесь прибавить сразу побольше, постепенность и еще раз постепенность. Штангист, который со 100 килограмм сразу начнет брать вес 200, обречен на неудачу.

И Вы достигнете очень приличной скорости чтения буквально за пару недель. Как показала практика, потерять достигнутую скорость практически невозможно. Разве что если не читать вообще несколько лет, но такой смелый эксперимент вряд ли имеет смысл. А читать на меньшей скорости будет достаточно дискомфортно.

Самое главное, что Вы можете тренироваться, так сказать, «не отходя от кассы», то есть совмещать чтение и тренировку. Читаете какой-нибудь роман, метроном себе тихо щелкает, скорость чтения повышается.
Интересно, что на очных занятиях, когда я включаю метроном и народ начинает читать, многие с удивлением обнаруживают, что могут читать на самом деле быстрее. Каждый по разному, но увеличивают скорость чтения на глазах абсолютно все. Само собой, что после этого агитировать читать под метроном не приходится.

Лично я в свое время просто приобрел такой маленький метрономчик, размером с пейджер, и включал всякий раз при чтении. И быстро увеличил скорость чтения. Недавно в Интернете я приобрел одну программку-тренажер для увеличения скорости чтения. Деньги небольшие, и единственное, что мне принесло удовлетворение, так это то, что я убедился, что даже самая высокая скорость программы-читалки медленнее моего чтения. Это не хвастовство, это приглашение достичь того же.

Самое главное, что Вы сможете совмещать тренировки и чтение.
Не думайте про скорочтение, просто много и нормально читайте!
Кстати, я беседовал со многими выдающимися людьми, интеллектуалами. Они все против скорочтения.
Присоединяйтесь к ним! А наши советы Вам в этом помогут.

Кичигина Елена Валерьевна

ГУ СОШ № 39

Г. Павлодара

Данная статья предназначена для учителей начальной школы. В статье описаны эффективные приёмы по обучению динамическому чтению, которые способствуют повышению техники чтения, формируют интерес к чтению и позволяют сделать уроки разнообразными и не похожими друг на друга.

«Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира». В.А.Сухомлинский

Тема: « Формирование навыка динамического чтения в начальной школе»

Динамичное чтение – это скорочтение. Скорочтение на данный момент очень актуально, потому что, владея им можно за короткое время получить нужный объём информации из литературных источников и затратив меньшее времени и усилий.

Всем известно, что дети обучаются намного быстрее взрослых людей, поэтому если ребёнок в детском возрасте научиться скорочтению, то это обязательно приведёт к положительному результату в обучении.

История динамического чтения началась в первой половине 20 века, но тогда подобные методики не были известны и популярны, всё начало меняться после 1945 года. Самые первые курсы скорочтения появились в Гарварде, а затем распространились и в других университетах США и Великобритании. Также известно, что Франклин Рузвельт читал со скорость 1000 сл/мин. Для того, что бы достичь этого он занимался скорочтением. Он практиковался ежедневно и достиг того, что мог читать 2 строки одновременно, а после дословно их пересказывать.

Скорочтение можно определить как навык, необходимый для желающих повысить свой интеллектуальный потенциал и расширить возможности памяти. Он способствует формированию навыков эффективного взаимодействия с потоком информации любого объёма.

Конечно же, чтобы обеспечить успешное обучение учащихся в среднем и старшем звене, мы учителя начальных классов должны работать над скоростью чтения, доводить ее по возможности до динамического чтения.

Динамическое чтение – это чтение не по буквам, слогам, словам, а чтение групп слов, предложений, блоков. (Динамическое чтение - это чтение глазами.) Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию.

А сейчас я предлагаю вам почувствовать себе не только в роли экспертов нашего занятия, но побыть в роли учеников экспериментального класса. В группе вам надо расписать ключевое слово нашего занятия – это ДИНАМИЧЕСКОЕ. Расшифруйте каждую букву этого слова. Синонимом динамического чтения - скорочтение.

Мой вариант.

Д - динамично

И - информативно

Н – научить детей

А – активно

М – мыслить

И – и

Ч – чтение

Е – ежедневно

С – сможет способствовать

К – качественному

О – обучению

Е – естественно.

Я расскажу о некоторых методических приемах и средствах обучения динамическому чтению, которые использую для блокирования речемоторного и речеслухового осмысления текста.

Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое упражнение «фотографирование».

« фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны запомнить всё, что изображено на картинке - « сфотографировать ». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить всё, что на ней изображено и, сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией предупреждаю учащиеся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команды « Приготовиться! Внимание!» даю команду « Фотографируем!»

В этом учебном году я работаю в 1 классе и предлагаю учащимся следующие задания.

    Найди лишнею букву (фотографируем):

а, о, м, у, и.

2. Найти лишний слог: по, ро, но, лы, ко, со.

3. Найти лишнее слово:

река слон мама

речка лев моль

ручей мак мела

ручка тигр мила

4.Разделили слова на две группы:

корова заяц ленивый

соловей горох смелый

коза ёжик честный

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока волк трусливый

5.Найди все повторы слов на строке

Рамочка рюмка Рома рамочка мамочка раночка ракушка рамочка

Картон карта картон картина бутон батон канон картон картон

Штука шутка штучка штука штукатур шутить штука штука

Кабан кабак кабачок кабан кабан каблук банка кабан кабанчик

Дети читают первое слово, фотографируют его зрительно и находят все повторы на строке, не читая их. Работать можно в паре, с разными карточками.

6. Лестница слов.

Составьте лестницу слов на заданную букву. Слова каждой последующей ступеньки начинаются с заданной буквы и увеличиваются на одну букву.

ум

уха

узор

улица

Кто первым составит лестницу из 5 ступенек?

7. «Буксир»

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением. Такое упражнение я рекомендую родителям для занятий дома.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ребенка вслух. Учитель читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

8.Чтение за диктором:

Мама ушла. Гриша и Слава дома одни. Они любят играть. У Гриши кубики. У Славы машина и конь. Он дал брату машину. Дружно живут мальчики.

2 – чтение в паре.

3 – пересказ с опорой на текст.

4 – многократное чтение.

1 раз - правильное (ознакомление)

2 раз – без учителя

3 раз – целыми словами

4 раз – наращивая скорость чтения

5 раз – красивое прочтение

9. Упражнения по методике О.И.Крупенчук

При работе с детьми плохо читающими использую уникальную методику О.И.Крупенчук « 77 упражнений для увеличения скорости чтения». В основе методики лежит понятие о так называемых общих словах. Я называю слово и прошу быстро найти его в таблице и прочесть. Произнесённое слово облегчает чтение, а требование его найти побуждает к быстрому узнаванию. Затем прошу прочитать все слова в таблице слева направо, сверху вниз, без определённого порядка.

БЫ

НО

ТА

ЛИ

НИ

ТО

КО

НУ

ТУ

Следующий этап работы связан с предложениями. В предложениях слова из таблицы. Задача ребёнка – найти знакомое слово в предложении, узнать его и прочесть. При этом цель прочитать всё предложение не ставиться.

Мы хотели бы приехать, но дела мешают.

Ни кола ни двора.

То берёзка, то рябина…

Ну, идём, что ли!

Ко мне, Дружок!

Мне нравится та груша: дайте эту и ещё ту, пожалуйста.

Затем предлагается вставить в предложение подходящие по смыслу слова из таблицы. Ребёнок закрепляет достигнутые результаты, читая тексты после упражнений.

    Иди … мне, Жучка.

Я … взял тебя с собой, … нельзя!

Такие упражнение дают хорошие результаты. Выпускники вычитывают норму, дети грамотно пишут сочинение и изложения.

Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, стараюсь заметить и отметить, чтобы превратить учёбу в удовольствие и создать атмосферу успешности у всех учащихся. Конечно, великим стимулятором активной учебной деятельности (обучения чтению) является система поощрения:

1. Орден «Чтения».

2. Медаль «Лучший читатель».

3. Читательские дневники.

4. Подарок – книга.

5. Грамоты.

6. Инсценирование сказок.

7. Праздники.

8. Выступления на родительских собраниях.

Все данные о технике чтения учащихся передаю учителю литературы в 5-ом классе. Очень важно, чтобы была преемственность в работе учителя начальных классов и учителя литературы в 5-ом классе.

Самая большая моя радость – мои ребята, любящие читать, радующиеся каждой встрече с новой книгой. Самое важное – это успехи, удачи, серьёзные достижения моих учеников.

Обучение динамическому чтению

Летягина Л.В., учитель

Начальных классов

Для меня всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок в начальных классах хорошо владеет техникой чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружится с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько детей не в силах освоить программу в старших классах из-за неумения читать быстро. Нужно научить учащихся начальной школы быстро читать. Для того чтобы усилить технику и сознательность чтения я на уроках пользуюсь нетрадиционным методом обучения чтению - методом динамического чтения.

Динамическое чтение - это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.

При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию.

Начав работать методом динамического чтения, прежде всего я выявила факторы, мешающие быстрому чтению.

  1. Регрессия - возвратные движения глаз.
  2. Малое поле зрения.
  3. Неумение найти главное в тексте.
  4. Недостаточное использование смысловой догадки.
  5. Артикуляция.

Динамическое чтение - это чтение глазами. Поэтому начала работу над скорочтениями с развитие зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое « фотографирования» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны запомнить всё, что изображено на картинке - « сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить всё, что на ней изображено и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией предупреждаю учащиеся, что гни должны смотреть очень внимательно. Затем после команды « Приготовиться! Внимание!» даю команду « Фотографируем!»

Начав работу в 1 классе, по мере того, как дети будут знакомиться с буквами, и учиться читать, предлагаю следующие задание.

  1. Найди лишнею букву (фотографируем):

А, о, м, у, и.

2. Найти лишний слог:

По, ро, но, лы, ко. со.

  1. Найти лишнее слово:

река слон мама

речка лев моль

ручей мак мела

ручка тигр мила

ручеёк

4.Разделили слова на две группы:

Корова заяц ленивый

Соловей горох смелый

Коза ёжик честный

Ворона медведь жадный

Овца капуста добрый

Сорока волк трусливый

Огурец

5. Из какой сказки слова?

« Я – мышка – норушка…»

« Бежит молочко по вымечку…»

« Кабы я была царица…»

« Смилуйся государыня – рыбка»

Постепенно задание усложняю. Для развития поля зрения примерно таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 с, но при тренировке многие учащиеся считывают их за 5-6 секунд. Таблицы изготовляем на уроках труда, иногда помогают родители.


1 кл. 2 кл. 3 кл.

По такому же принципу изготовляются карточки с алфавитом. Ученики считают про себя, указывал карандашом цифры (или буквы).

В работе с таблицами используют памятку:

Памятка

  1. Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
  2. Старайся запомнить расположение сразу двух - трёх следующих друг за другом чисел.
  3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.

Наряду с таблицей Шульте использую и таблицы автора Т. Г. Швалько.

Цель - обучения вертикальному движению глаз.

Работая над текстом на уроках чтения, я использую следующие упражнение: « чтение - спринт», « чтение - разведка», чтение со счётом слов, строк. Эти упражнения ввожу уже в конце 1 класса.

Чтение спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей. Обычно провожу это упражнение перед чтением вслух каждого текста.

Перед чтением готовлю класс психологически, даю команды: « Приготовится! Внимания! Начали!». При обучению «чтения - спринт» пользуюсь следующей памяткой:

Памятка

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Читай только глазами.
  3. Читай как можно быстрей.
  4. Отвечай на вопросы к тексту.

Чтение со счётом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считал про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончание подсчёта числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту.

Цель этого упражнения – загрузить уши учащихся посторонней работой – счётом слов. В этом случае школьники лишены возможности произносить текст глазами. К этому упражнению я разработала следующую памятку:

Памятка

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Читай только глазами.
  3. Читай как можно быстрей, считал про себя слова текста.
  4. Отвечай на вопросы к тексту.

Первый вопрос к учащимся – о числе слов в тексте. Ответ считало отличным, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2 %, хорошим- 5%, удовлетворительным до 10% при условии, что дети ответили на вопросы по содержанию текста.

Упражнение можно усложнить, считал пары слов, тройки слов, строки, а на уроках русского языка предложить задания: прочитать текст упражнения со счётом слов на определённое правило (на безударную гласную, словарных слов).

К четвёртому классу навык чтения учащихся возрастёт до 100-140 слов в минуту и счёт отдельных слов, троек слов замедляет скорость чтения. Тогда ввожу упражнение с механическим подсчётом слов. Счёт ведём 10, 20. Досчитав до 10, начинаем считать заново. Считать нужно (про себя) чётко, ясно, без пауз, непрерывно: одиндватричетырепять….. Главное в упражнении - максимально возможное качество усвоении содержание читаемого при условии непрерывной работы мышц гортани, отвечающих за проговаривание (про себя) чисел

В условиях обучение детей вертикальному чтению использую упражнение « чтение разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и находят главное. Также используя памятку:

Памятка

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Поставь пальцы на начало и конец строки.
  3. Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответ на вопросы.

Это упражнению использую на уроках русского языка, например « разведчики» находят в тексте словарные слова или слова, на какое – то правило. На уроках математике – отыскать среди примеров с ответом 150. Все эти упражнение проводятся привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительным чтением, пересказам, делением на части, озаглавливание и т.п.

Выполнение каждого из этих упражнений занимает на уроке 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются смысловой догадкой. Методика работы такая же, как и при « чтении – спринт», только читаем до указанного слова или выражения.

Чтение с речевыми помехами (напевал), чтение с простукиванием ритма, чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки) тренирует внимание учащихся на уроках.

Одновременно с работой по динамическому чтению развиваю на уроках память, воображения учащихся, используя следующие упражнения:

  1. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения. Это упражнение хорошо развивает долговременную память учащихся.
  2. Игра « Синонимы» (Антонимы) хорошо развивает как память, так и воображение.
  3. Игра «Я поэт»

Предлагается сочинять стихотворение по рифме:

…. не обижаю ….густом

….приглашаю ….кустом

…. угощаю ….хвостом

….играю ….потом

  1. Каждый день заучивать по четверостишию.

Совершенствование техники чтение про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтение вслух. Помогает в этом методика авторов И. Т. Федоренко и В. Н. Зайцева. На каждом уроке использую такие приёмы и методы:

  1. Чтение за диктором.
  2. Чтение в парах, групповое чтение.
  3. Чтение с отрывом взгляда от текста.
  4. Чтение с убыстрением темпа.
  5. Чтение с переходом на незнакомый текст.
  6. Жужжащие чтение.
  7. Чтение в темпе скороговорки.
  8. Зрительные и слуховые диктанты.

Также упражнение дают хорошие результаты. Выпускники вычитывают норму, дети грамотно пишут сочинение и изложения.

Быстрое чтение – мощный и современный инструмент познания окружающегося нас мира.


Упражнения для улучшения техники чтения

Упражнения для развития техники чтения.

    Чередование чтения вслух и чтения про себя .

    Чтение жужжащее. Чтение хором .

    Чтение в темпе скороговорки . Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

    Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу)

    Динамическое чтение . На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Также можно использовать упражнение «Словесная лесенка»

    Бинарное чтение . Один текст читают два ученика одновременно

    «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя ско­рость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показы­вают слово, где остановился учитель.

    «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.Похожее упражнение - “Мнимое слово”:

Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

    «Прыжки». Чтение через слово, через два слова, через три слова.

    «Голова и хвост». Учитель или уче­ник начинает читать предложение, дети
    быстро его находят и дочитывают все вместе.

    «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и
    последнего слова на строчке, первого и по­следнего слова в предложении.

    «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается
    на букву а; состоит из двух слогов; с ударе­нием в конце слова и др.). Похожее упражнение - поиск в тексте заданных слов: Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

13. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе разложены несколько карточек с текстами. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

14. «Фотоаппарат» На доске столбик слов, которые уче­ники читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти восстанавливают слова. Другая разновидность этого упражнения: На доске записано несколько слов. За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?»

14. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поис­ках важной информации.

15. Многократное чтение. Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать!

16. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

17. “Бросок – засечка”. Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

18. “Молния”. Чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд вначале до 2 минут после освоения.

20. Чтение перевернутого текста. Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

21. Восполнение пропусков букв в словах. Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

23. «Дом, который построил Джек»

Дети прочитывают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:

В некотором царстве...
В некотором царстве, в некотором государстве...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец..,

Упражнения для формирования навы­ков выразительного чтения.

    Артикуляция: гласные исогласные звуки, слоги различных видов.

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ

Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:

ЖЗИ ТНО КТРИ

ДРУ ЗБИ СТРУ

    Чтение скороговорок. Можно разнообразить это упражнение (дети читают скороговорку в соответствии с заданием)

немое кино (беззвучно)

    Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

Чтение скороговорок.

    «На одном дыхании». Сделать глубо­кий вдох, прочитать предложение от начала
    до конца.

    Чтение одного предложения с разной интонацией.

    «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с
    той же интонацией.

    «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп исилу голоса.

    Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.

    Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3 – 4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше под­ходит к тексту, и прочитать текст под му­зыку.

    Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни ипропевается текст сти­хотворения или небольшого рассказа.

    «Замена». Чтение с изменением го­лоса героя (например, слова кошки голосом
    мышки).

    Чтение по ролям.

    Инсценирование.

    Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель за­нимается с каждым «диктором».

    Чтение с настроением Один ученик читает текст, другие должны угадать его
    настроение.

    В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение ).

После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора.

«Словарь настроений и состояний»

Беспокойное, боевое

Приветливое, радостное

Бодрое, боязливое

Прихотливое, робкое

Бурное. веселое

Светлое, сердитое

Возбужденное

Серьезное

Возмущенное

Скорбное

Волшебное

Героическое

Сонное, солнечное

Добродушное

Сочувствующие

Спокойное

Загадочное

Таинственное

Ликующее

Тоскливое

Печальное

Шутливое

Насмешливое

Хвастливое

Упражнения для понимания смысла текста

    Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

    Озаглавливание текста.

    Деление текста на части, составление плана.

    Определение темы текста, главной мысли.

    Определение типа текста.

    Подбор иллюстрации к тексту.

    По иллюстрации определить содержа­ние текста.

    Составление диафильма. Текст делит­ся на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

    Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

    «Пропущенное слово». Учитель чи­тает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

    Восстановление логической после­довательности текста. Статьи из журналов,
    газет разрезаются на части, перемешивают­ся и даются ученику в конверте.

    Восстановление текста Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

    Распространение предложений.

    Различные фантазии при работе с текстом.

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те
же) Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы за­читываются и определяются лучшие.

15.Составление кроссвордов по тексту.

16. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

17. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

18.Подбор загадок к словам из текста.

19. Подбор пословиц и поговорок, рас­крывающих тему текста.

20. Составление ребусов к словам из текста.

21. Выражение мысли другими словами.
Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.

Нынешняя зима будет очень холодной.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

22. Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

озеро медведь карандаш

Например:

Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.

Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения

«Зачеркни букву»

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.

Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.

«Читай цепочки»

«Помоги гласным и согласным подружиться»

Убери одну букву и получи новое слово

полк краска склон экран беда тепло

добавь одну букву и получи новое слово.

Выполни математическое действие и прочитай слово

ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л = ? (диван)
ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ = ? (вертолет)

СОМ+БАЛ-ОМ+КО-С+Н= БАЛКОН

Переставь буквы

В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет).

целостные образы из разрозненных предметов.

Найди слово в слове

гроза газета кустарник
шутка поднос шоколадка
часовщик щепка ярмарка

Закончи предложение

По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр .

Найди название животных среди строк

Насос сосет речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.

Чтение слов и предложений, записанных наоборот

АНИШАМ (машина) АКЛОП (полка) АЛОКШ (школа)

ЬТАТИЧ ЬТЕМУ ОШОРОХ КАК

Сколько спряталось слов?

ВОЛЧИШКОТКРЫТОЛЩЕНОКНОЧЬ

Найди слова, в которых спрятался слог –КРА:

краска крот

икра кран

красота крапива

красный кроткий

украл краб

Прочитай зашифрованные слова, найди лишнее (на основе этого упражнения можно зашифровывать главных героев читаемых произведений, а также можно зашифровывать словарные слова на уроках русского языка)

ИТК КИТ
КУАЛА АКУЛА
ЛЕДФИНЬ ДЕЛЬФИН
ЯЛИЛИ ЛИЛИЯ

Чтение текстов с деформированными словами

Береги здоровье.

Чистота – ЛОАЗГ РОДОЗЯВЬ. Борись с грязью и пылью. Чаще чисти ЁОВС ТЬЕАЛП и обувь. Обязательно ВЕТРИПРОВАЙ НАКОМТУ. Помни: солнце, воздух и вода – твои ИЕШЧУЛ ЗЬЯРУД.

Зашифрованное слово

Из каждого слова взять только первые слоги (второй слог, последний слог)

КОЛОС, РОТА, ВАЗА (КО-РО-ВА)

ЗМЕЯ, РАМА (Я-МА)

СОЛОМКА, ПОРА, МЕЛЬ (КА-РА-МЕЛЬ)

Усложнённое задание (без указания слогов)

САПОГИ, ПАРАШЮТ, ФАНТАЗИЯ (СА-РА-ФАН)

Прочитай слово, используя только буквы русского алфавита

Уже читали бесплатные материалы в сети и пытались освоить некоторые техники быстрого чтения, но не получили результата? Ищите профессионалов в области обучения быстрому чтению? Прошу две минуты внимания - подробности в конце статьи.

Вы уже обладаете многими предпосылками для того, чтобы здесь и сейчас быстрее перерабатывать информацию.

Что такое динамическое чтение. Его отрицательные и положительные стороны. Особенности динамического чтения. Обо всем этом Вы узнаете в данной статье.

Техника динамического чтения
является ключом к деловому успеху!

В последние десятилетия в мире разразился самый настоящий информационный бум. Новая информация быстро появляется и так же быстро устаревает. Чтобы оставаться в струе и эффективно пользоваться богатейшим информационным пространством, нужно уметь усваивать информацию в кратчайшие сроки и качественно.

Мифы быстрого чтения и преимущества динамического чтения

  1. Скорочтение в обычном его понимании – миф, порожденный воображением желающих обучиться скорочтению, а так же хозяев курсов быстрого чтения. Тесты строятся та, чтобы убедить читателя в том, что он стал читать быстрее - прямо как в сказке про голого короля.
  2. Когда человек читает с одной скоростью, то это значит, что он не читает, а делает вид, что читает. На самом деле, для правильного восприятия прочитанного, требуется постоянно менять скорость чтения - то есть применять динамическое чтение .
  3. Приемы скорочтения, тем не менее, знать стоит, но применять ровно в той степени, насколько это требует восприятие конкретного текста.
  4. Серьезная литература требует вдумчивого чтения, а не скорочтения

На протяжении многих столетий считалось, что главными признаками образованного человека должно было быть прежде всего умение читать и считать. Похоже на то, что уже в самом начале наступающего века к этому еще добавится требование уметь слышать, причем не только других, но и самого себя, воспринимать не только то, что произнесено собеседником, но и то, что стоит за его словами, за интонацией, мимикой и жестами.

Эффективно слышать других означает также уметь быстро и всесторонне анализировать услышанное, оценивать его, мгновенно создавать варианты возможных последствий и ориентироваться в своих действиях на самый вероятный из них. Конечно, такие умения всегда ценились в общении. Но только сейчас появилась настоятельная потребность обучать всех людей интенсивному слушанию.

Помогает ли пониманию громкое чтение?

Ответ на этот далеко не простой вопрос мы поучим, если проследим как развивалось чтение, этот, как заметил еще Гельмгольц, "верный собрат слушания". Уже в XIV-XVII вв. громкое чтение стало понемногу уступать чтению моча, которое оказалось более выгодным, т.к. не только проходит на значительно больших скоростях, чем чтение вслух, но и дает значительный выигрыш в глубине понимания. В первой трети XX века люди стали совершенствовать само молчаливое чтение.

Оказалось, что при соответствующей не очень продолжительной тренировке чтения молча можно увеличить до больших скоростей. Появилось скорочтение. Годится оно в основном для просмотра текста и нахождения в нем необходимой информации, для составления общего представления о содержании. Для чтения художественной литературы оно уже не подходит. Вводить его в школу тоже рискованно – возможен переход детей поверхностному чтению. А вот для многих деловых людей в условиях растущего вала информации, скорочтение оказалось кстати. В 60-х гг. XX века появилась методика обучения динамическому чтению. Это был качественно новый этап в умственной обработке любой информации – художественной, научной, научно-популярной… При динамическом чтении человек может читать и очень быстро, и очень медленно в зависимости от характера книги и цели работы с книгой. В основе курса лежит моделирование текста. Оно позволяет значительно увеличить темп чтения без ущерба для понимания. Для школы оказалось важным со многих точек зрения.

Что такое динамическое чтение

Чтобы получить полное представление о технике чтения, запишитесь на заочные курсы, однако, вы можете научиться читать быстрее и самостоятельно.

Усовершенствуйте методику чтения и вы сможете расходовать меньше времени на исследование книг, на которые раньше тратили много времени. Следуйте перечисленным советам, и вы увеличите производительность труда.

Типы чтения

  • Предварительное чтение. Цель состоит в том, чтобы составить мнение о тексте.
  • Неспешное чтение - к примеру, повести.
  • Сверх внимательное чтение. Требуется детальное изучение книги - например, исследование юридических документов.
  • Скоростное чтение.

Как скрочитать?

  • Прочтите введение к каждой главе, прочитайте последнюю страницу каждой главы.
  • Прочтите с пятого на десятое интересные вам главы. Обращайте внимание на примеры, и на выделения в документе.
  • Прочтите оглавление. Составьте представление о содержании книги до момента его чтения.
  • Составьте отзыв по книге или письмо автору.
  • Прочтите фрагменты текста, которые показались важными.
  • Изучите предметный указатель. Выясните тезаурус и понятия, которые рассматриваются в тексте. Подумайте, на сколько содержание книги копирует содержание ранее изученных текстов
  • Изучите введение.
  • Прочтите примеры автора. На сколько они повторяются? Не создается ли у вас впечатление, что автор книги позаимствовал содержание документа

Если читаете книгу справочного характера, то требуется прочитать избранные места. Поэтому эта стратегия чтения текста весьма пригодится.

Как быстро читать документы

Во первых, просмотрите места в статье, где указаны выводы. И, потом, читать документ. В этом случае суть текст будет ясной уже с второго абзаца. Не теряйте зря время.

  • Изучите изложение статьи,первые несколько абзацев вводную часть, обзор,.
  • Просмотрите заключение или несколько заключительных абзацев.
  • Просмотрите внимательно места, которые показались наиболее важными.

Зигзагообразное чтение. Чтение текстов по вертикали. Использование подсознания во время чтения.

Когда человек читает быстро, то схватывает не отдельные слова, а целые фразы.

Зигзагообразным движением глаз сканируйте страницу. Как только вы почувствуете, что нашли что то важное, то переходите на обычное чтение.

Пометки на полях.

Делайте записи. Придумывайте вопросы автору документа. Вы не теряете время зря. Благодаря заметкам и сформулированным вопросам, прочитанный текст закрепляется в сознании. Если документ и новая информация продумана, то к ней не нужно больше возвращаться.

В процессе чтения документа отмечайте карандашом важные места, подчеркивайте ключевые слова.

Пишите вопросы автору документа. Составление отзыва требует составление мнение о документе, а это значит, что после составления отклика, вы будете осознавать гораздо больше, чем если бы не формулировали бы свое отношение к тексту.

Ищите альтернативы чтению

Трудно даже представить себе, сколько острых и порой опасных конфликтов на всех уровнях человеческой жизни можно было избежать, если бы люди научились интенсивно слушать друг друга, т.е. слушать, чтобы все слышать, даже то, что прямо не сказано, слушать, чтобы понять другого человека, его желания и особенности мышления. Интенсивное слушание – это, по сути, инструмент познания других людей, их бесконечного своеобразия и неповторимости. При таком слушании эффективнее духовное взаимообогащение людей, а значит, и глубокое уважение одного человека к другому. Там, где люди не умеют слушать, а значит слышать и чувствовать душу другого, там невозможно взаимопонимание, сотрудничество и творчество. Об этом свидетельствует практика человеческого общения.

Конечно, глухота, т.е. неумение слушать и понимать других, нетерпима в межличностных отношениях. Но к каким страшным последствиям такая глухота может привести в отношениях и между государствами, показывает югославская трагедия 1999 года. Не надо однако думать, что интенсивное слушании работает только на будущее. Уже сегодня оно может принести огромную пользу обучению детей, воспитанию их в духе благородных и гуманных принципов цивилизации. На уроке, где каждый ребенок 30-40% своего времени воспринимает речь учителя и своих товарищей по классу, интенсивное слушание, судя по накопившемуся опыту, позволяет делать урок более интенсивным и результативным, улучшает взаимоотношения в классе и в семье. Особенно это чувствуется, если интенсивное слушание сочетается с умениями и навыками динамического чтения.

Система динамического чтения разработана так, что позволяет устранить эти недостатки. Люди, осваивающие данную систему, учатся читать, действительно молча, даже на уровне внутренней речи.

Периферическое зрение человека

Периферическое зрение, что помогает изменить движения глаз при чтении. У «динамически читающих» глаза движутся не зигзагообразно, а проходят всю страницу текста по прямой линии сверху вниз. Это экономит массу времени и предохраняет глаза от перенапряжения.

Изучают алгоритмы чтения, позволяющие извлекать максимум информации из текста и самые важные моменты сохранять в памяти. Развивают внимание, концентрацию, аналитические способности.

Все это, безусловно, увеличивает не только скорость чтения, но и качество усвоения почитанного материала. Одним словом – повышает эффективность человека в современной информационной среде. И хоть овладеть техникой динамического чтения не так то легко, стоит все же приложить усилия. Ведь потратив время на обучение, вы сэкономите его в будущем гораздо больше, а заодно и разовьете свои творческие способности.

Так шаг за шагом совершенствовалось чтение. И двигателями такого процесса были меняющиеся потребности развития общества, его образовательной системы. Тоже самое, может только в другой форме, сейчас происходит и со слушанием. Его качественное улучшение служит оптимизации межличностных отношений. А это очень важно для XXI столетия, века гуманизма и всеобщего взаимопонимания, века людей, умеющих друг друга слышать и понимать. Этому умению надо учить по специальной программе, целенаправленно и упорно. Человек, не научившийся слышать других, а таких большинство, теряет в общении очень много ценной информации. Возместить ее невозможно. И в результате он не может адекватно оценивать услышанное, а значит – и реагировать на его. Человек в этом случае – слышит, но не все; понимает, но не все; реагирует на услышанное, но не всегда адекватно. Неумение слышать – это не только потери в информации, но и потери благожелательности в отношениях между говорящими, потери в откровенности и доверительности.

| - тренировка иностранных языков | | | |