Древние цивилизации Америки: инки, майя, ацтеки. Искусство доколумбовой Америки

Слайд 2

Художественная культура народов доколумбовой Америки

  • Слайд 3

    Таблица для работы на уроке

  • Слайд 4

    Слайд 5

    Ацтеки.Тенотчетлан.

    Теночтитлан – это город-государство древних ацтеков, найденный на территории современного Мехико. Теночтитлан был основан примерно в 1325 году прямо посреди озера Тескоко, но просуществовал менее 200 лет и был разрушен Эрнаном Кортесе и его испанскими конкистадорами, которых поразило богатство и великолепие Теночтитлана. В центре города стояло два главных 30-метровых храма в виде пирамид, где ацтеки совершали жертвоприношения: еще у живого человека обсидиановым ножом вырезали сердце и клали его на алтарь. Правители ацтеков жили в громадных дворцах, окруженных шикарными садами возле храмов. Что интересно, в городе имелась сеть акведуков для снабжения питьевой водой. Испанцы атаковали город несколько раз и после 70-днейвной осады ацтеки были перебиты, их император Монтесума II был убит, а город почти полностью разрушили, построив со временем на его месте Мехико – владения испанской короны.

    Слайд 6

    Ацтеки

    Город Теночтитлан был основан в 1325 году ацтеками на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. Ацтеки пришли в долину с севера под предводительством их вождя Теноча. По легенде, бог солнца Уитцилопочтли велел им обосноваться там, где они встретят особый знак: держащего змею орла на кактусе. Не прошло и сотни лет с той поры как был основан город, как Теночтитлан превратился в огромный мегаполис со 150-200 тысячным населением. С берегами его связывали 3 широкие дороги-дамбы: на север, на юг и на запад. Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр со множеством храмов и алтарей, где надо всеми возвышался 45-метровый Великий храм.

    Слайд 7

    Ацтеки. Великий храм

  • Слайд 8

    Ацтеки.Великий храм

    Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращён на запад. Широкая двойная лестница вела на самую вершину пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых почитаемых ацтеками богов: Уитцилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. Впоследствии каменные блоки храма использовались испанцами для строительства католического Собора - самого крупного на территории американского материка (строительство Собора шло три столетия). При раскопках было найдено множество каменных статуй и масок Тлалока, но ни одного изображения Уитцилопочтли. Из испанских хроник известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян, которые давным-давно разложились.

    Слайд 9

    Игры и развлечения

    Самым важным спортом в Мексике была игра в мяч, которой ацтеки, видевшие волю богов буквально во всем, придали религиозное значение. Для игры использовался корт в форме буквы «I» с увеличенными поперечинами. Центральная секция составляла в длину около 60 метров, в ширину – до 9 и была окружена стенами свыше 4 метров, сложенными из камня и оштукатуренными. Из центра каждой боковой стены выступало под прямыми углами над главной частью корта на высоте около 3 метров над землей каменное кольцо – с отверстием, достаточно большим, чтобы в него проходил каучуковый мяч диаметром 15 сантиметров. Корт, по описанию в Кодексе Мендосы, делился на четыре части, окрашенные в разные цвета.

    Слайд 10

    Более привычно для нас разделение корта для этой игры на две половины – линией, проведенной от одного кольца до другого. Игроки должны были перекидывать мяч через эту линию, очки давались каждый раз, когда команде удавалось направить мяч в поперечную секцию половины противника. Для ударов по мячу разрешалось использовать только колени и локти, а так как мяч делался из твердого каучука, от его попаданий защищались кожаными поясами, набитыми хлопком. На руки и колени надевали что-то вроде щитков, так как часто вынуждены были бросаться на землю навстречу мячу. Несмотря на все эти предосторожности, игроки нередко умирали от изнеможения или получали такие сильные ушибы, что доктора вынуждены были пускать им кровь.

    Слайд 11

    Если игроку удавалось забросить мяч в одно из колец, его команде присуждалась победа. В качестве награды победители имели право отнять одежду и прочее имущество зрителей. Это было сделать не так-то легко, поскольку зрители старались поспешно пробраться к выходу, в то время как игроки и их болельщики пытались схватить как можно больше жертв.

    Слайд 12

    Церемонии ацтеков были связаны с богами и войнами

  • Слайд 13

    Игры и развлечения

    На символическом уровне игровая площадка представляла Вселенную, мяч выступал в роли Солнца, Луны или одной из планет. Сама игра посвящалась богам и была частью религиозных церемоний. Площадки обычно строились рядом с наиболее важными храмами. В Теночтитланев храмовом комплексе располагались две игровые площадки, посвященные Солнцу и Луне.

    Игра также использовалась в качестве испытания прорицаний. Так, Тескоко поставил в заклад свое царство против трех индюков в матче с Монтесумой, чтобы определить, говорили ли тескоканские астрологи правду, когда предсказали, что вскоре Мексикой будут править чужаки. В двух первых играх победу одержал Монтесума, но Нецауальпилли выиграл следующие три и вышел победителем. Ацтекский правитель, как нетрудно предположить, покинул площадку весьма озабоченным, и прошло не так уж много времени до того дня, когда предсказание сбылось.

    Слайд 14

    Музыка и танцы

    Ацтекский оркестр состоял всего из нескольких инструментов, способных выводить мелодию, но имел серьезные ударные инструменты. Таким образом, музыка скорее тяготела к ритмичности, чем к мелодичности, большую роль играли барабаны и трещотки.

    Главную партию исполнял уэуэтлъ, вертикальный барабан, сделанный из полой колоды высотой порядка метра и 30 сантиметров в диаметре. Верхняя часть барабана была покрыта шкурой или змеиной кожей. На боках вырезаны барельефы. Эти вертикальные барабаны можно было настраивать – тон повышался путем нагревания инструмента возле жаровни. Обычно в уэуэтль били руками. Диас отмечал, что барабаны в храмах издавали «печальный звук», который был слышен за 6 миль.

    Меньшие по размеру уэуэтли вешались на шею или зажимались под мышкой.

    Более высокие звуки издавал тепонастли – деревянный гонг в форме горизонтального цилиндра. В него били палочками с каучуковыми наконечниками. Ацтекские гонги часто делались в форме животных или человека, а в стране миштеков их украшали резными мифологическими или религиозными сценками.

    Слайд 15

    Слайд 16

    Другой тип барабана – трещоточный, шумовой – изготавливался из панциря морской или пресноводной черепахи. Были и трещотки причудливых форм из глины или дерева. К ударным инструментам также относились высушенные тыквы, наполненные семенами или галькой, при тряске они издавали шелестящий звук. Самый большой инструмент из рода трещоток был увешан колокольчиками и деревянными дисками, которые бились друг о друга, когда одним концом инструмент ударялся о землю. Еще один ритмический инструмент – «терка» из зазубренной кости, по которой водили палочкой или краем раковины. Да еще танцоры, чтобы усилить ритмический эффект, прикрепляли к одежде медные колокольчики и брали связки бренчащих предметов – раковин, косточек, высушенных орехов.

    Струнные инструменты были ацтекам неизвестны, и мелодическую линию вели флейты. Их делали из глины (реже из бамбука или кости), они были 6-8 дюймов длиной и могли издавать только определенное количество нот. Обычно нот было пять, что позволяет предположить, что ацтеки использовали октаву из пяти нот, но они также использовали сдвоенные и строенные флейты, имевшие в целом до шестнадцати клапанов.

    Слайд 17

    Артисты, развлекающие знать. В представлении участвуют музыканты, жонглер, горбуны и карлик.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Майя.Паленки

    Цивилизация майя просуществовала на Земле почти тысячу лет. Это были самые развитые люди в Америке, с которым столкнулись испанцы в ходе завоевания новых земель. Архитектурный комплекс Паленке (Мексика) – один из самых блестящих городов майя, история его насчитывает 9 веков – с конца 1 тысячелетия до н. э. до конца I тысячелетия н. э. Раньше это была столица Баакульского царства. В Паленке сохранились остатки дворца, несколько зданий и храмов и пирамида, похожая на гробницы фараонов в Египте. Сначала, археологи, ведущие раскопки в Паленке обнаружили в полу одного из храмов необычную плиту и через 4 года работы раскопали тоннель с лестницей, ведущей вниз, и нашли треугольный камень весом более тонны. За этой «дверью» обнаружился каменный саркофаг, внутри которого лежал скелет, чье лицо прикрывала почти невредимая маска из мозаики, инкрустированная нефритом, обсидианом и перламутром. Ученые считают, что Паленке погиб в результате нашествия племен с побережья Мексиканского залива в IX в.

    Слайд 20

    Театр майя

    Археологи из мексиканского Национального института антропологии и истории обнаружили остатки театра майя, построенного для местной элиты около 1,2 тыс. лет назад. Руины сооружения обнаружили в местечке План де Аюта в штате Чьяпас.

    Археолог Луис Альберто Мартос предполагает, что сооружение вмещало 120 человек и предназначался для элиты древнего города майя. Театр был создан по указанию правящей элиты города. На его сцене представлялись произведения, прославляющие правителей, а на представления приглашались только выдающиеся деятели племени.

    Слайд 21

    Театр майя.

  • Слайд 22

    Театр майя

    Это был уникальный театр, находившийся в пределах дворцового комплекса, что делает его отличным от других уже изученных, которые, как правило, располагались в местах, предназначенных для толпы. Он был окружен несколькими постройками, возведенными ранее в 250-550 гг. н.э. Фасад одного из этих сооружений был разрушен для создания сцены и улучшения акустики.

    Возле развалин театра археологи обнаружили изваяния, созданные древними скульптурами в честь богов кукурузы, которая была главным продуктом питания для народа майя. Там также найдены статуи в честь правителей Солнца и летучих мышей.

    Слайд 23

    Слайд 24

    Ранее развалины театров были обнаружены на территории археологического центра Тикаль (Гватемала), созданного в древности народом майя, а также в ряде районов Мексики. Археологическая зона Окосинго расположена в128 км от древнего города Паленке, где ранее археологи сделали ряд важных открытий. По мнению исследователей, обнаруженные там находки существенно расширяют знания о культуре цивилизации майя.

    Слайд 25

    Слайд 26

    Как считают археологи, город Аютла был создан народом майя в 150 году до н.э. и существовал до 12 века н.э. Он был покинут жителями по причинам, которые пока точно не установили исследователи.

    Археологи INAH предположили, что в 800-850 г. н.э. в городе была узаконена новая правящая династия местной элитой посредством политического театра.

    Слайд 27

    По мнению экспертов, театр использовался правящей группой для легитимизации власти через представление произведений политического характера. Правители публично осуществляли свою власть, используя театр при ведении переговоров или при посольских приемах. Затем возникли конфликты из-за борьбы за власть, была не удавшаяся попытка установить новую династию, и город был заброшен между 1000 и 1100 гг. н.э.

    Слайд 28

    Слайд 29

    Инки.Мачу –Пикчу

    Загадочный город инков Мачу-Пикчу (в пер. с инкского «старая гора») находится в горах, на высоте более 2 тыс. м над долиной реки Урубамбы (Перу). Этот город был построен приблизительно в 1440 г. правителем инков – Пачакутеком. Город был задуман, как священный приют и в 1532 году, когда в империю инков вторглись испанские конкистадоры, все жители города таинственным образом исчезли. 400 лет здесь никто не жил. Конкистадоры так и не дошли до Мачу-Пикчу и не успели его разрушить. Но до сих пор его жители, его точное предназначение, культура и образ жизни инков для ученых – большая загадка. Мачу-Пикчу расположен достаточно далеко от центра древнего государства инков, быть может, только благодаря этому он дожил до наших дней, несмотря на вторжение европейцев.

    Слайд 30

    Театр инков

    В силу исторических обстоятельств сохранилось достаточно мало образцов литературного творчества традиционных культур Америки. Поэтому те редкие тексты, которые существуют, не могут заполнить лакуны в нашем знании литературных и - тем более - театральных традиций доколумбовой Америки.То же, что сохранила история, с недавнего времени доступно на русском языке.Из драм древних инков две ("Апу-Ольянтай" - наиболее известное произведение, "Уткха-Павкар") сохранились полностью и одна ("Суримана") - в виде одного фрагмента-диалога. Поэтические произведения инков создавалась певцами-амаута, которые на основе танцевальной пантомимы и мифолого-исторических сказаний создали и театр. В описаниях хронистов содержатся сведения о постановках различных пьес, которые игрались по несколько в день. Драмы представлялись на площадке округлой формы, сзади отгороженной искусственным лесом. Актёры находились в середине этой площадки (малки).Драмы инков сохранились на языке кечуа (называемом также "руна-сими", т.е. язык человека), который очень труден для перевода

    Слайд 31

    Слайд 32

    Жанры инкской драматругии – уанка (драмы, изображающая исторические события, подвиги полководцев, вождей, правителей) и аранвай (изображающая частную и зачастую вполне бытовую жизнь). Финал не обязательно был светлым (как в "Апу-Ольянтай", "Уткха-Павкар"), допускались и трагические ("Суримана"). Соединение трагизма с комизмом в текстах - нередкое явление (среди персонажей пьес были шуты-каничу).Драмы ставились с музыкой: в текстах видны т.н. арави (песни, 3 - в "Ольянтае", 1 – в "Уткха-Павкаре"), в которых мы видим метафорическое дублирование сюжета.Интересно, что у инков мы видим запрет на представление лиц, продолжающих своё существование, п.ч. это либо влечёт живого в мир усопших, либо создаёт ситуацию раздвоения личности (учёные расходятся в интерпретациях).

    Слайд 33

    Маски инков

    В древней Мексике богов часто изображали в виде масок. Эта деревянная маска бога дождя Тлалока богато украшена мозаикой из бирюзы и другими (цветными камнями. Этого бога можно узнать по совоебразным глазам.Во время ритуальных процессий маски надевали жрецы, таким образом они хотели соединиться с божествами, маски которых надевали. Носитель маски j на время перевоплощался в образ и становился чело-векобогом. Чтобы подчеркнуть свою власть, цари и князья велели класть к себе в могилу такие маски. ; Для многих племен искусство маски было и есть магическим средством, с помощью которого можно приблизиться к отдаленным богам и слиться с их силой.

    Слайд 34

    Слайд 35

    Таблица для работы на уроке

  • Слайд 36

    Домашнее задание:

    1.Достопримечательности Вашингтона.
    2.История появления города.
    3.Герб Вашингтона.

    Посмотреть все слайды

    Инки, майя, ацтеки – это народы, которые населяли Южную и Центральную Америку, до того, как этот континент были открыт и колонизирован европейцами. Америку инков, майя и ацтеков ещё называют доколумбовой. Народы эти (их сегодня называют индейцами) создали высокоразвитые цивилизации и оставили потомкам много до сего времени неразрешенных загадок своего развития. Итак,

    Майя

    Народы майя населяли полуостров Юкатан. Их цивилизация развивалась на территории, которая сегодня относится к Мексике, Гватемале, Сальвадору и Гондурасу и основу её составляли отдельные города-государства. Крупнейший из них – Тикаль.

    Под властью крупных городов были прилегающие к ним земли и городки поменьше. Все города государства майя были связаны между собой дорогами, по которым проходили торговые пути. Торговали майя между собой и другими народами нефритом, какао-бобами, солью и шкурами ягуаров.

    Это удивительно, но инки, майя и ацтеки не имели представления о колесе и товары, если не было возможности доставлять их по воде, по дорогам переносили носильщики. За стенами городов майя занимались крестьянским трудом, в основном выращивали кукурузу.

    Сегодня поражают познания майя в области математики и астрономии. О точности календаря, составленного жрецами майя, написаны целые научные труды, а разработанная майя система письменности содержит множество самых разнообразных символов.

    После многовекового процветания цивилизация майя к XIV веку вдруг загадочным образом пришла в упадок, а в 1500-е годы испанские завоеватели (конкистадоры) довершили её распад.

    Ацтеки

    Империя ацтеков располагалась западнее земель майя, на территории современной Мексики. Столица ацтеков, крупный город Теночитлан занимал площадь около 15кв.км и располагался на острове посреди озера Тескоко.

    В жизни инков, майя и ацтеков религия занимала очень важную роль. Поклонялись они многим богам, а их храмы в виде ступенчатых пирамид поражают своей грандиозностью не меньше пирамид египетских (высота некоторых из них достигала 45 метров!). На вершинах этих пирамид ацтеки совершали человеческие жертвоприношения своим богам.

    Ещё одна примета цивилизации ацтеков – это повсеместное увлечение похожей на современный баскетбол игрой в мяч. Правда кольцо в этой игре располагалось вертикально, и мяча можно было касаться только предплечьями и бедрами ног. Игроки проигравшей команды очень часто приносились в жертву.

    До нас дошли и имена правителей ацтеков, при которых их империя достигла наибольшего расцвета – Монтесума I (1440-1468 годы правления) и Монтесума II (начал правление в 1502 году). Цивилизация ацтеков, также как и майя, тоже погибла под натиском конкистадоров. Случилось это в 1521 году.

    Инки

    Империя инков простиралась на 2000 км вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки. Расцвет её пришёлся на окончание 1400-х начало 1500-х годов. Кроме инков существовали и другие государства южноамериканских индейцев (например, тиауанако, гуари или чиму), но все они пришли в упадок и были завоёваны инками.

    Инки занимались подсечно-огневым земледелием (выжигали и обрабатывали поляны в джунглях Амазонки), охотой, торговлей и строительством. Столица их, город Куско, находился высоко в Андах, и инки построили целую сеть высокогорных дорог, с канатными подвесными мостами через ущелья.

    В XVI веке инки, майя и ацтеки были завоеваны и порабощены европейцами, и кто знает, как сложилась бы судьба их цивилизаций, если ко времени появления конкистадоров они обладали бы огнестрельным оружием.

    Информация детской энциклопедии "Загадки мировой истории"

    Ацтеки и инки. Ацтеки подчинили себе почти всю Центральную Америку. Они называли себя "мексика". Отсюда пошло название современной страны. Ацтеки были мужественными воинами. Идя в бой, они надевали шкуру леопарда. Шлемы в виде орлиной головы защищали их головы. Ацтеки воспитывали мальчиков как будущих воинов. Когда мальчику исполнялось 10 лет, его остригали, оставляя лишь небольшую косичку на затылке. Мальчик носил ее до тех пор, пока не приводил первого пленного. После этого он считался настоящим воином. Ацтеки научились выращивать сады и огороды на воде. Из тростника они делали огромные плоты. На них укладывали ил со дна озера или реки, его утрамбовывали и высаживали на него растения. Плоты находились недалеко от берега. Корни деревьев и растений прорастали и служили своеобразными якорями, которые удерживали плот на месте. Такие плавучие сады и огороды давали очень хорошие урожаи.

    Слайд 13 из презентации «Архитектура индейцев» к урокам МХК на тему «Древняя Америка»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке МХК, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Архитектура индейцев.pptx» можно в zip-архиве размером 815 КБ.

    Скачать презентацию

    Древняя Америка

    «Культура майя» - Государства и народы доколумбовой Америки. Образец иероглифики древних майя. Руины города Ушмаль. Пирамида «Волшебника» в Ушмале. Вид с воздуха на центр древнего Паленке. Архитектура. Наблюдения за звёздами. Майя разработали самую развитую во всей доколумбовской Америке систему письменности. Древняя обсерватория.

    «Доколумбовая культура» - 3.Искусство ацтеков. Керамика инков. Полуостров Юкатан. империя Майя. Стадион 8 век. Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является пирамида Кукулькан. Очагов древней цивилизации было два. 5.Художественная культура инков. Ювелирное украшение. Серьги. Рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. Копане. Город Майя.

    «Культура доколумбовой Америки» - Культура инков. «Солнечный камень» –солнечный календарь индейцев-ацтеков. Художественная культура майя. Характерные особенности искусства народов доколумбовой Америки. Иллюстрация учебника, С. 53 Опишите вышеуказанный памятник. План урока. Теотихуакан. Искусство ацтеков. Ритуальная урна (деталь). ТАИНСТВЕННЫЕ РАЗВАЛИНЫ: следы великой цивилизации.

    «Культура ацтеков» - Согласно мифам, вселенная была разделена в горизонтальном направлении. Ацтекская мозаичная маска. Жизнь необходимо поддерживать самой дорогой ценой. Нагуаль - дух-покровитель в образе животного или растения. Шочипилли. Ацтекская дубина. Золотые колокольчики. Около 1390 года в центре города был заложен Великий Храм.

    «Архитектура индейцев» - Солнечный календарь майя был очень точным. Специфические формы и направленность не могли оказать серьезного влияния на европейскую культуру. ДРЕВНЯЯ АМЕРИКА Храмовая архитектура индейцев. Ацтеки и инки. В столице инков находился величественный храм солнца, отделанный золотом. Написанные листы собирались в книгу.

    К тому времени, когда Колумб «открыл» Америку (1492), она была населена множеством индейских племен и этносов, большинство из кᴏᴛᴏᴩых находилось на первобытной стадии развития. При этом некᴏᴛᴏᴩые из них, жившие в Месоамерике (Центральная Америка) и Андах (Южная Америка), достигли уровня высокоразвитых древних цивилизаций, хотя намного отставали от Европы: последняя к тому времени переживала расцвет эпохи Возрождения.

    Встреча двух миров, двух культур и цивилизаций имела для встретившихся сторон разные последствия. Европа позаимствовала многие достижения индейских цивилизаций, в частности именно благодаря Америке европейцы начали употреблять картофель, томаты, кукурузу, бобы, табак, какао, хинин. В целом же после открытия Нового Света развитие Европы значительно ускорилось. Совсем иначе сложилась судьба древнеамериканских культур и цивилизаций: развитие некᴏᴛᴏᴩых из них фактически прекратилось, а многие вообще исчезли с лица земли.

    Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на Американском континенте не было ϲʙᴏих очагов формирования древнейшего человека. Заселение ϶ᴛᴏго континента людьми началось в эпоху позднего палеолита — примерно 30-20 тыс. лет назад — и шло из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Дальнейшая эволюция возникавших сообществ прошла все известные этапы и имела как сходства, так и отличия от других континентов.

    Примером высокоразвитой первобытной культуры Нового Света может служить так называемая ольмекская культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива в I тыс. до н.э. В отношении данной культуры многое остается неясным и загадочным. В частности, не известен конкретный этнос — носитель (название «ольмекская» будет условным) данной культуры, не определена общая территория ее распространения, а также особенности общественного уклада и т.д.

    Важно заметить, что однако, при всем этом имеющиеся археологические сведения позволяют говорить о том, что в первой половине I тыс. до н.э. населявшие Ве- раскус и Табаско племена достигли высокого уровня развития. У них побудут первые «ритуальные центры», они строят пирамиды из самана и глины, сооружают памятники монументальной скульптуры. Примером таких памятников выступали огромные антропоморфные головы весом до 20 т. Широкое распространение получают рельефная резьба по базальту и нефриту, изготовление топоров-кельтов, масок и стату϶ᴛᴏк. В I в. до н.э. побудут первые образцы письменности и календаря. Сходные культуры существовали в других районах континента.

    Древние культуры и цивилизации сложились к концу I тыс. до н.э. и существовали до XVI в. н.э. — до прихода европейцев. В их эволюции обычно выделяют два периода: ранний , или классический (I тыс. н.э.), и поздний , или постклассический (X-XVI вв. н.э.)

    К числу наиболее значительных культур Мезоамерики классического периода относится теотихуаканская. возникшая в Центральной Мексике. Сохранившиеся руины Отметим, что теотихуакана — столицы одноименной цивилизации — свидетельствуют о том, что ϶ᴛᴏ был политический, экономический и культурный центр всей Мезоамерики с населением 60-120 тыс. человек. В наибольшей степени успешно развивались в нем ремесла и торговля. Археологи обнаружили в городе около 500 ремесленных мастерских, целые кварталы иноземных коммерсантов и «дипломатов». Изделия мастеров встречаются почти по всей Центральной Америке.

    Примечательно, что практически весь город был ϲʙᴏеобразным архитектурным памятником. Его центр был тщательно спланирован вокруг двух пересекающихся под прямым углом широких улиц: с севера на юг — проспект Дорога Мертвых длиной свыше 5 км, а с запада на восток — безымянный проспект длиной до 4 км.

    На северном конце Дороги Мертвых возвышается огромный силуэт Пирамиды Луны (высота 42 м), сложенной из кирпича-сырца и облицованной вулканическим камнем. На другой стороне проспекта располагается еще более грандиозное сооружение — Пирамида Солнца (высота 64,5 м), на вершине кᴏᴛᴏᴩой когда-то стоял храм. Место пересечения проспектов занимает дворец правителя Отметим, что теотихуакана — «Цитадель», представляющий собой комплекс построек, куда входил храм бога Кецалькоатля - Пернатого Змея, одного из главных божеств, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра. От храма сохранилось исключительно его пирамидальное основание, состоящее из шести уменьшающихся каменных платформ, как бы поставленных друг на друга. Фасад пирамиды и балюстрада парадной лестницы украшены скульптурными головами самого Кецалькоатля и бога воды и дождя Тлалока в образе бабочки.

    Вдоль Дороги Мертвых находятся остатки еще десятков храмов и дворцов. Среди них — реконструированный сегодня прекрасный Дворец Кецальпапалотля, или Дворец Пернатой Улитки, стены кᴏᴛᴏᴩого украшены фресковой живописью. Прекрасные образцы такой живописи имеются также в храме Земледелия, кᴏᴛᴏᴩый изображает богов, людей и животных. Оригинальными памятниками рассматриваемой культуры будут антропоморфные маски из камня и глины. В III-VII вв. широкое распространение получают изделия из керамики — цилиндрические сосуды с живописной росписью или резным орнаментом — и терракотовые статуэтки.

    Наивысшего расцвета культура Отметим, что теотихуакана достигла к началу VII в. н.э. При этом уже в конце того же века прекрасный город внезапно гибнет, уничтоженный гигантским пожаром. Причины ϶ᴛᴏй катастрофы до сих пор остаются невыясненными — скорее всего в результате нашествия воинствующих варварских племен Северной Мексики.

    Культура ацтеков

    После гибели Отметим, что теотихуакана Центральная Мексика надолго погрузилась в смутные времена межэтнических войн и междуусобиц. В результате многократных смешений местных племен с пришлыми — сначала с чичемеками, а затем теночки-аптеками — в 1325 г. на пустынных островах озера Отметим, что тескоко была основана столица ацтеков Отметим, что теночтитлан. Возникший город-государство быстро разрастался и к началу XVI в. превратился в одну из самых мощных держав Америки — знаменитую империю ацтеков с огромной территорией и населением 5-6 млн человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива.

    Сама столица — Отметим, что теночтитлан — стала большим городом с населением 120-300 тыс. жителей. С материком ϶ᴛᴏт островной город связывали три широкие каменные дороги-дамбы. По свидетельству очевидцев, столица ацтеков была прекрасным, хорошо спланированным городом. Его ритуально-административный центр представлял собой великолепный архитектурный ансамбль, куда входил обнесенный стенами «священный участок», внутри кᴏᴛᴏᴩого располагались главные городские храмы, жилища жрецов, школы, плошадка для ритуальной игры в мяч. Рядом находились не менее великолепные дворцы правителей ацтеков.

    Основой экономики ацтеков было земледелие, а главной возделываемой культурой - кукуруза. Следует подчеркнуть, что именно ацтеки стали первыми выращивать какао-бобы и помидоры ; они будут авторами слова «томаты». На высоком уровне находились многие ремесла, особенно чеканка по золоту. Когда великий Альбрехт Дюрер в 1520 г. увидел ацтекские изделия из золота, он заявил: «Никогда в жизни я не видел ничего, что взволновало бы меня так глубоко, как данные предметы».

    Самого высокого уровня достигла духовная культура ацтеков. Этому во многом способствовала эффективная система образования, включавшая два типа школ, в кᴏᴛᴏᴩых обучаюсь мужское население. В школах первого типа воспитывались мальчики из высшего слоя, кому предстояло стать жрецом, сановником или военачальником. В школах второго типа учились мальчики из простых семей, где их готовили к сельскохозяйственным работам, ремеслам и военному делу. Учеба в школе была обязательной.

    Система религиозно-мифологических представлении и культов ацтеков была довольно сложной. У истоков пантеона находились прародители - бог-творец Оме теку тли и его божественная супруга. Среди действующих главным божеством выступал бог солнца и войны Уицилопочтли. Война являлась формой поклонения данному богу и была возведена в культ.
    Стоит отметить, что особое место занимал бог Синтеобль — покровитель плодородия кукурузы. Защитником жрецов был владыка Кецалькоатль.

    Богом торговли и покровителем торговцев выступал Йакатеку- хали. Вообще же богов было множество. Достаточно сказать, что каждый месяц и каждый день в году имели ϲʙᴏего бога.

    Весьма успешно развивалась наука. В ее основе лежала философия, кᴏᴛᴏᴩой занимались мудрецы, пользовавшиеся большим уважением. Ведущей наукой была астрономия. Ацтекские звездочеты ϲʙᴏбодно ориентировались в звездной картине неба. Удовлетворяя потребности сельского хозяйства, они разработали довольно точный календарь. учитывающий положение и движение звезд на небе.

    Ацтеки создали высокоразвитую художественную культуру. Среди искусств значительных успехов достигла литература. Ацтекские писатели создавали дидактические трактаты, драматические и прозаические произведения. Ведущее положение занимала поэзия, включавшая в себя несколько жанров: воинские поэмы, стихи о цветах, весенние песни. Наибольшим успехом пользовались религиозные стихи и гимны, кᴏᴛᴏᴩые пелись в честь главных богов ацтеков.

    Не менее успешно развивалась архитектура. Помимо уже названных выше прекрасных ансамблей и дворцов столицы великолепные архитектурные памятники были созданы и в других городах. При этом практически все они были разрушены испанскими конкистадорами. К числу удивительных творений относится недавно обнаруженный храм в Малиналько. Этот храм, имевший форму традиционной ацтекской пирамиды, примечателен тем. что весь он был высечен прямо в скале. В случае если учесть, что ацтеки пользовались одними только каменными орудиями, то можно представить себе, каких гигантских усилий потребовало сооружение данного храма.

    В 1980-е гг., в результате землетрясений, земляных работ и раскопок в самом центре Мехико был открыт Главный храм ацтеков — Отметим, что темпло Майор. Вскрыты также святилища главного бога Уицилопочтли и бога воды и дождя, покровителя земледелия Тлалока. Обнаружены остатки настенной живописи, образцы каменной скульптуры. Среди найденного особо выделяется круглый камень диаметром более 3 м с барельефным изображением богини Койоль-шаухки — сестры Уицилопочтли. В глубоких ямах-тайниках сохранились каменные фигурки богов, кораллы, раковины, керамические изделия, ожерелья и т.д.

    Наивысшего расцвета культура и цивилизация ацтеков достигли в начале XVI в. При этом вскоре ϶ᴛᴏму цветению был положен конец. Испанцы захватили Отметим, что теночти глан в 1521 г. Город был разрушен, и на его руинах вырос новый город — Мехико, ставший цен тром колониальных владений европейских завоевателей.

    Цивилизация майя

    Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I-XV вв. н.э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Современный исследователь ϶ᴛᴏго региона Г. Леман назвал майя «самой завораживающей из всех цивилизаций древней Америки».

    Действительно, все связанное с майя окутано тайной и загадкой. Тайной остается их происхождение. Загадкой будет их выбор места поселения -труднопроходимые джунгли Мексики. Важно заметить, что одновременно загадкой и чудом представляются взлеты и падения в их последующем развитии.

    В классический период (I-IX вв. н.э.) развитие цивилизации и культуры майя идет по крутой восходящей. Уже в первые века нашей эры они достигают высочайшего уровня и удивительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи. Возникающие крупные и многолюдные города становятся центрами ремесленного производства, отмеченного настоящим расцветом расписной керамики. В ϶ᴛᴏ время майя создают единственную в Америке развитую иероглифическую письменность , о чем свидетельствуют надписи на стелах, рельефах, предметах мелкой пластики. Майя составили точный солнечный календарь, успешно предсказывали солнечные и лунные затмения.

    Основным видом монументальной архитектуры был пирамидальный храм, устанавливаемый на высокой пирамиде — до 70 м. В случае если учесть, что вся постройка воздвигалась на высоких пирамидальных холмах, то можно представить, каким величественным и грандиозным выглядит все сооружение. Именно таким предстает храм Надписей в Паленке, служивший гробницей правителя подобно пирамидам Древнего Египта. Все сооружение покрыло иероглифическими рельефными надписями, кᴏᴛᴏᴩые украшают стены, склеп, крышку саркофага и другие объекты. К храму ведет крутая лестница с несколькими платформами. В городе имеются еще три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста, а также дворец с пятиэтажной квадратной башней, служившей, видимо, обсерваторией: на верхнем этаже сохранилась каменная скамья, на кᴏᴛᴏᴩой сиживал звездочет, вглядываясь в далекое небо. Стены дворца также украшены рельефами, изображающими военнопленных.

    В VI-IX вв. наивысших успехов достигают монументальная скульптура а живопись майя. Скульптурные школы Паленке, Копана и других городов добиваются редкого мастерства и тонкости при передаче естественности поз и движений изображаемых персонажей, каковыми обычно выступают правители, сановники и воины. Удивительным мастерством отличается также мелкая пластика — особенно небольшие статуэтки.

    Сохранившиеся образцы живописи майя поражают изяществом рисунка и богатством цвета. Знаменитые фрески Бонампака будут признанными шедеврами живописного искусства. Стоит заметить, что они рассказывают о военных сражениях, изображают торжественные церемонии, сложные ритуалы жертвоприношения, грациозные танцы и т.д.

    В 1Х-Х вв. большинство городов майя было разрушено вторгшимися племенами тольтеков, однако в XI в. культура майя вновь возродилась на полуострове Юкатан и в горах Гватемалы.
    Стоит отметить, что основными ее центрами становятся города Чичен-Ица, Ушмаль и Маяпан.

    В наибольшей степени успешно по-прежнему развивается архитектура. Важно заметить, что одним из замечательных архитектурных памятников постклассического периода будет пирамида Кукулькана — «Пернатого змея» в Чичен-Ице. На вершину девятиступенчатой пирамиды, где расположен храм, ведут четыре лестницы, окаймленные балюстрадой, кᴏᴛᴏᴩая внизу начинается прекрасно выполненной змеиной головой и в виде змеиного тела продолжается до верхнего этажа. Пирамида символизирует календарь, так как 365 ступеней ее лестниц ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют числу дней в году. Стоит заметить, что она примечательна, кроме того, и тем, что внутри нее находится еще одна девятиступенчатая пирамида, в кᴏᴛᴏᴩой имеется святилище, а в нем — изумительный каменный трон, изображающий ягуара.

    Весьма оригинальной будет также пирамида «Храм волшебника» в Ушмале. Стоит заметить, что она отличается от всех других тем, что в горизонтальной проекции имеет овальную форму.

    К середине XV в. культура майя вступает в тяжелый кризис и приходит в упадок. Когда испанские завоеватели вступили в начале XVI в. в майяские города, многие из них оказались покинутыми ϲʙᴏими обитателями. Причины такого неожиданного и грустного финала процветавшей культуры и цивилизации остаются загадкой.

    Древние цивилизации Южной Америки. Культура инков

    В Южной Америке, почти одновременно с ольмекской цивилизацией Мезоамерики, в конце II тыс. до н.э., в горах северо-восточной области Перу возникла не менее загадочная культура Чавин, похожая на ольмекскую, хотя и не связанная с ней.

    Па рубеже нашей эры в северной части прибрежной зоны Перу побудет цивилизация Мочика, а на юге - цивилизация Наска. Несколько позже в горах севера Боливии сложилась оригинальная культура Тиауанако. Эти цивилизации Южной Америки в некᴏᴛᴏᴩых отношениях уступали культурам Мезоамсрики: у них не было иероглифического письма, точного календаря и т.д. Но во многом другом — особенно в технологии - они превосходили Мезоамерику. Уже со II тыс. до н.э. индейцы Перу и Боливии выплавляли металлы, обрабатывали золото, серебро, медь и их сплавы и делали из них не только прекрасные украшения, но и орудия труда — лопаты и мотыги. Стоит заметить, что они имели развитое земледелие, строили великолепные храмы, создавали монументальные скульптуры, изготовляли прекрасные керамические изделия с полихромной росписью. Широкую известность приобрели их тонкие ткани из хлопка и шерсти. В I тыс. н.э. производство металлических изделий, керамики и тканей достигло больших размеров и высокого уровня, и именно оно составляло неповторимое ϲʙᴏеобразие южноамериканских цивилизаций классического периода.

    Постклассический период (X-XVI вв. н.э.) отмечен возникновением и исчезновением множества государств как в горных, так и в прибрежных зонах Южной Америки. В XIV в. инки создают в горной зоне государство Тауатин-суйу, кᴏᴛᴏᴩому после длительных воин с соседними небольшими государствами удается выйти победителем и подчинить себе все остальные.

    В XV в. оно превращается в гигантскую и знаменитую Империю инков с огромной территорией и населением около 6 млн человек. Во главе огромной державы стоял божественный правитель, сын Солнца Инка, опиравшийся на наследственную аристократию и касту жрецов.

    Основу экономики составляло земледелие, главными культурами кᴏᴛᴏᴩого были кукуруза, картофель, фасоль, красный перец. Государство инков отличалось эффективной организацией общественных работ, именуемых «мита». Мита предполагала обязанность всех подданных империи отрабатывать один месяц в году на строительстве объектов государственного назначения. Стоит заметить, что она позволяла собирать в одном месте десятки тысяч людей, благодаря чему в короткие сроки строились оросительные каналы, крепости, дороги, мосты и т.д.

    С севера на юг Страну инков пересекапи две параплельные дороги. одна из кᴏᴛᴏᴩых имела протяженность более 5 тыс. км. Эти магистрали соединялись друг с другом большим количеством поперечных дорог, что создавачо прекрасную сеть коммуникаций. Вдоль дорог через определенные расстояния находились почтовые станции, склады с продуктами и необходимыми материалами. В Гауатинсуйу действовала государственная почта.

    Духовно-религиозная жизнь и вопросы культа находились в ведении жрецов. Верховным божеством считался Виракоча - Творец мира и остальных богов. Другими божествами были бог золотого Солнца Инти. бог погоды, грома и молнии Ильпа.
    Стоит отметить, что особое место занимали древние культы матери Земли Мама Пача и матери моря Мама (Сочи. Поклонение богам происходило в каменных храмах, украшенных внутри золотом.

    Государство регламентировало все стороны жизни, включая личную жизнь граждан империи. Все инки до определенного возраста должны были вступить в брак. В случае если ϶ᴛᴏго не случалось, то данный вопрос решал государственный чиновник по ϲʙᴏему усмотрению, причем его решение было обязательным к исполнению.

    Хотя инки не имели настоящей письменности, ϶ᴛᴏ не помешало им создать прекрасные мифы, легенды, эпические поэмы, религиозные гимны, а также драматические произведения. К сожалению, от ϶ᴛᴏго духовного богатства мало что сохранилось.

    Наивысшего расцвета культура инков достигла в начале XVI в. При этом ϶ᴛᴏ процветание длилось недолго. В 1532 г. самая могущественная империя доколумбовой Америки почти без сопротивления покорилась европейцам. Небольшой группе испанских завоевателей во главе с Франсиско Писарро удалось убить Инку Атауальпу, что парализовало волю к сопротивлению его народа, и великая империя инков прекратила ϲʙᴏе существование.

    краткое содержание других презентаций

    «Древние цивилизации Америки» - Религия ацтеков. Архитектура инков. Набедренная повязка. Инки поклонялись Солнцу. Богатейшая музыкальная культура. Культура цивилизаций Древней Америки. Календарь инков. Искусство. Цивилизации Древней Америки. Образование и наука. Одежда. Религия майя. Религия. Календарь майя.

    «Империя инков» - Воздух в городе разрежён, и поэтому дышать здесь трудно. Восстановлены уже храм Грома, храм Радуги, помещения для жертвоприношений. Склоны гор вокруг города иссечены уступами, своеобразными террасами, которые создали инки. Инки. Манко Капак. Современный куско. Храм Святого Доминика. Империя инков. Инки смогли утвердить свое господство над другими племенами. В Империю Инков. Куско - красивейший город Перу, в котором сохранилось много дворцов и церквей XVI-XVIII вв.

    «Племена инков» - Земледелие в стране инков. Плёвое дело. Индейцы. Период дождей. Перуанские индейцы. Мощные крепости. Инки. Правитель. Перец. Сосуды. Тонкие ткани. Занятие сельским хозяйством. Товарообмен и торговля. Перуанцы. Густые леса. Деревянный кол. Перуанские земледельцы. Храм Солнца. Золото и серебро.

    «Древние инки» - Города инков: Куско. Транспортные магистрали. Боги инков. Причины падения империи Тауантинсуйю. Иерархия власти. Искусства и ремёсла. Письменность инков кипу. Гибель империи. Основание империи. Предки инков. Города Инков: Мачу-Пикчу. Мумии инков. Империя инков. В 1532 г. был разграблен г. Тумбес. Медицина. Атахуальпу приводят в Куско, где его убивают.

    «Остров Пасхи» - Остров. В пальмовых рощах для туристов устраиваются пикники. Также недалеко от бухты Анакена располагаются ахуАтуре-Хуки и аху Наунау. Местное название острова - Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui). Моаи. Некоторые ученые отстаивали американское происхождение полинезийцев. На берегу бухты Анакена располагается один из красивейших пляжей острова с кристально белым коралловым песком. Плот "Кон-Тики", построенный Хейердалом по образцу древних перуанских плотов.

    «Народы доколумбовой Америки» - Нарушение дисциплины. Численность армии. Занятия жителей Америки. Цивилизация Ацтеков. Народы Америки. Цивилизация майя. Государства и народы доколумбовой Америки. Контроллеры. Государство инков. Майя за работой.