Гражданская война в россии фотографии. Изображение гражданской войны как трагедии народа Гражданская война в изображении М

В художественной литературе

· Бабель И. «Конармия» (1926)

· Булгаков. М. «Белая гвардия» (1924 г.)

· Островский Н. «Как закалялась сталь» (1934 г.)

· Шолохов. М. «Тихий Дон» (1926-1940 гг.)

· Серафимович А. «Железный поток» (1924 г.)

· Толстой А. «Похождение Невзорова, или Ибикус» (1924 г.)

· Толстой А. «Хождение по мукам» (1922-1941 гг.)

· Фадеев А. «Разгром» (1927 г.)

· Фурманов Д. «Чапаев» (1923 г.)

Книга состоит из 38 коротких рассказов, являющихся зарисовками жизни и быта Первой конной армии, объединённых едиными героями и временем повествования. В книге в довольно жёсткой и неприглядной форме показаны характеры русских революционеров, их необразованность и жестокость, которые ярко контрастирует с характером главного героя - образованного корреспондента Кирилла Лютова, образ которого довольно тесно связан с образом самого Бабеля. Некоторые эпизоды произведения являются автобиографичными. Яркой особенностью рассказа является то, что главный герой имеет еврейские корни (хотя носит русскую фамилию Лютов). Вопросу гонению евреев до и во времена гражданской войны отведено особое место в книге.

«Бе́лая гва́рдия» - первый роман Михаила Булгакова. Описываются события Гражданской войны в конце 1918 г.; действие происходит на Украине. Действие романа разворачивается в 1918 году, когда из Города уходят немцы, оккупировавшие Украину, и его захватывают войска Петлюры. Герои - Алексей Турбин (28 лет), Елена Турбина - Тальберг (24 года) и Николка (17 лет) - вовлечены в круговорот военных и политических событий. Город (в котором легко угадывается Киев) оккупирован германской армией. В результате подписания Брестского мира он не попадает под власть большевиков и становится прибежищем множества русских интеллигентов и военных, которые бегут из РСФСР. В городе создаются офицерские боевые организации под покровительством гетмана - союзника немцев, недавних врагов. На Город наступает армия Петлюры. Ко времени событий романа заключено Компьенское перемирие и немцы готовятся покинуть Город. Фактически, от Петлюры его обороняют лишь добровольцы. Понимая сложность своего положения, они успокаивают себя слухами о приближении французских войск, которые, якобы, высадились в Одессе (в соответствии с условиями перемирия они имели право занять оккупированные территории России до Вислы на западе). Жители города - Алексей (фронтовик, военный врач) и Николка Турбины идут добровольцами в отряды защитников города, а Елена оберегает дом, который становится прибежищем офицеров русской армии. Поскольку оборонять Город собственными силами невозможно, командование и администрация гетмана бросают его на произвол судьбы и уходят вместе с немцами (сам гетман при этом маскируется под раненого германского офицера). Добровольцы - русские офицеры и юнкера безуспешно обороняют Город без командования против превосходящих сил противника (автор создал блестящий героический образ полковника Най-Турса). Часть командиров, понимая бессмысленность сопротивления, распускают своих бойцов по домам, другие деятельно организуют сопротивление и гибнут вместе с подчиненными. Петлюра занимает Город, устраивает пышный парад, но через несколько месяцев вынужден сдать его большевикам. Главный герой - Алексей Турбин - верный долгу, пытается присоединиться к своей части (не зная, что она распущена), вступает в бой с петлюровцами, получает ранение и волей случая обретает любовь в лице женщины, спасающей его от преследования врагов. Социальный катаклизм обнажает характеры - кто-то бежит, кто-то предпочитает смерть в бою. Народ в целом принимает новую власть (Петлюру) и после ее прихода демонстрирует враждебность к офицерам.



«Как закалялась сталь» - автобиографический роман советского писателя Николая Алексеевича Островского (1932). Книга написана в стилистике социалистического реализма. Роман повествует о судьбе молодого революционера Павки (Павла) Корчагина, отстаивающего завоевания Советской власти в Гражданской войне. Островский Николай Алексеевич . Родился в семье рабочего. В июле 1919 вступил в комсомол и ушёл на фронт добровольцем. Сражался в частях кавалерийской бригады Г. И. Котовского и 1-й Конной армии. В августа 1920 тяжело ранен. С 1927 тяжёлая прогрессирующая болезнь приковала О. к постели; в 1928 он потерял зрение. Мобилизуя все душевные силы, О. боролся за жизнь, занимался самообразованием. Слепой, неподвижный, он создал книгу «Как закалялась сталь». Образ главного героя романа «Как закалялась сталь» ≈ Павла Корчагина автобиографичен. Использовав право на вымысел, писатель талантливо переосмыслил личные впечатления, документы, создав картины и образы широкого художественного значения. В романе передан революционный порыв народа, частицей которого ощущает себя Корчагин. Для многих поколений советской молодёжи, для передовых кругов молодёжи за рубежом Корчагин стал нравственным образцом. Роман играл мобилизующую роль в годы Великой Отечественной войны 1941≈45 и в дни мирного строительства.



Ти́хий Дон» - роман-эпопея Михаила Шолохова в 4-х томах. Тома 1-3 написаны с 1926 по 1928 год, том 4 закончен в 1940 году. Одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны в России. Большая часть действия романа разворачивается в хуторе Татарском станицы Вёшенской примерно между 1912 и 1922 годами . В центре сюжета жизнь казацкой семьи Мелеховых, прошедшей через Первую мировую, и Гражданскую войну. Многое пережили Мелеховы с хуторянами и со всем донским казачеством в эти смутные годы. От крепкой и зажиточной семьи к концу романа в живых остаются Григорий Мелехов, его сын Миша и сестра Дуня. Главный герой книги Григорий Мелехов - крестьянин, казак, офицер, выслужившийся из рядовых. Исторический перелом, напрочь поменявший древний уклад донского казачества, совпал с трагическим переломом и в его личной жизни. Григорий не может понять, с кем ему остаться: с красными, или с белыми. Мелехов в силу природных способностей дослуживается сначала из простых казаков до офицерского звания, а потом и до генеральской должности (командует повстанческой дивизией в Гражданской войне), но военной карьере не суждено сложиться. Также мечется Мелехов между двумя женщинами: нелюбимой поначалу женой Натальей, чувства к которой проснулись только после рождения детей Полюшки и Мишатки, и Аксиньей Астаховой, первой и самой сильной любовью Григория. И обеих женщин он не смог сохранить. В конце книги Григорий бросает всё и возвращается домой к единственному, оставшемуся из всей семьи Мелеховых, сыну и к родной земле. Роман содержит описание жизни и быта крестьян начала XX-го века: обряды и традиции характерные для донского казачества. Подробно описана роль казаков в военных действиях, антисоветские восстания и их подавление, становление Советской власти в станице Вёшенской. Над романом «Тихий Дон» Шолохов работал 15 лет, работа над романом «Поднятая целина» растянулась на 30 лет (первая книга напечатана в 1932, вторая – в 1960). В «Тихом Доне» (1928-40) Шолохов исследует тему личности в истории, создаёт картины национальной трагедии, разрушившей весь уклад народной жизни. «Тихий Дон» – это масштабное произведение, в нём более 600 персонажей. Действие романа охватывает десять лет (с мая 1912 по март 1922), это годы империалистической войны, Февральской и Октябрьской революций и Гражданской войны. События истории, целостный образ эпохи Шолохов прослеживает через судьбы героев: казаков, земледельцев, тружеников и воинов, обитающих на хуторе Татарском, на высоком берегу Дона. В судьбах этих людей отразились социальные перемены, перемены в сознании, быту, психологии. Сердцевиной книги является история семьи Мелеховых. Изображая правдоискателя Григория Мелехова, Шолохов обнаруживает противостояние естественного человека и социальных катаклизмов. Григорий предстаёт как естественный человек, бескомпромиссная личность, не приемлющая полуправды. Гражданская война, революция, надвое расколотый мир бросают его в кровавую кашу, крутят в мясорубке междоусобиц, зверств и со стороны красных, и со стороны белых. Врождённое чувство свободы, чести, достоинства не позволят ему гнуть спину ни перед белыми генералами, ни перед красными комиссарами. Трагедия Григория Мелехова – это трагедия честного человека в трагически разорванном мире. Финал романа – уход Григория от дезертиров, прячущихся в ожидании амнистии, возвращение к родному куреню. На берегу Дона Григорий бросит в воду винтовку, наган; это символический жест. В роман органично включены старинные казачьи песни «Как ты, батюшка, славный тихий Дон» и «Ой ты, наш батюшка тихий Дон», взятые эпиграфами к 1-й и 3-й книгам романа, они взывают к нравственным представлениям народа. В «Тихом Доне» около 250 описаний природы, подчёркивающих вечное торжество самой жизни, приоритет естественных ценностей.
В годы «оттепели» Шолохов опубликовал рассказ «Судьба человека» (1956), ставший поворотным в прозе о войне. Этим рассказом Шолохов сумел переломить варварскую жестокость системы в отношении ко многим тысячам воинов, оказавшихся не по своей воле в фашистском плену. В небольшом по объёму произведении Шолохову удалось добиться изображения отдельной человеческой судьбы как судьбы народной в эпоху самых тяжёлых бедствий, увидеть в этой жизни огромное общечеловеческое содержание и смысл. Герой рассказа Андрей Соколов – обыкновенный человек, переживший неисчислимые муки, плен. «Военный ураган невиданной силы» снёс с лица земли дом, семью Соколова, но он не сломился. Встретив ребёнка, которого война тоже лишила всех родных и близких, он принял на себя ответственность за его жизнь и воспитание. Через весь рассказ проходит мысль об античеловеческой сущности фашизма, войны, коверкающей судьбы, разрушающей домашние очаги. Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан верой в человека, его доброту, милосердие, стойкость и благоразумие. Размышления автора-повествователя, чуткого к чужой беде, наделённого огромной силой сопереживания, усиливают эмоциональную напряженность рассказа.

Разгром - роман советского писателя Александра. А. Фадеева. Роман повествует об истории партизанского красного отряда. События происходят в 1920-е годы во время Гражданской войны в Уссурийском крае. Показан внутренний мир главных героев романа: командира отряда Левинсона и бойцов отряда Мечика, Морозки, его жены Вари. Партизанский отряд (как и другие отряды) стоит в деревне и продолжительное время не ведёт боевых действий. Люди привыкают к обманчивому спокойствию. Но вскоре противник начинает крупномасштабное наступление, один за другим громя партизанские отряды, вокруг отряда сжимается кольцо врагов. Командир отряда делает всё возможное, чтобы спасти людей и продолжить борьбу. Отряд, прижатый к трясине делает гать и переходит по ней в тайгу. В финале отряд попадает в казачью засаду, но, понеся чудовищные потери, прорывается сквозь кольцо. Роман был написан в 1924 – 1926 годах тогда ещё малоизвестным писателем Александром Фадеевым. Роман «Разгром» о человеческих отношениях, о трудных условиях, в которых надо выживать, о верности делу. Фадеев не случайно выбирает для описания в романе время, когда отряд уже разгромлен. Он хочет показать не только успехи Красной Армии, но и ее неудачи. Одним из главных положительных героев романа является человек по фамилии Левинсон. Фадеев сделал положительным героем своего произведения евреем по национальности, сообразно интернационализму 20-х годов.

«Чапаев» - роман Дмитрия Фурманова 1923 года о жизни и гибели героя гражданской войны комдива Василия Ивановича Чапаева. Действие происходит в 1919 году, главным образом во время пребывания комиссара Фёдора Клычкова в 25-ой чапаевской дивизии (в романе нашёл непосредственное отражение личный опыт работы самого Фурманова комиссаром в дивизии Чапаева). Описываются бои за Сломихинскую, Пилюгино, Уфу, а также гибель Чапаева в бою у Лбищенска.

Фотографии жертв красного террора в России в годы Гражданской войны и их палачей.
Внимание! Шок-контент! Слабонервным не смотреть!


Труп, найденный во дворе херсонской ЧК.
Голова отрублена, правая нога перебита, тело сожжено

Изуродованные трупы жертв херсонской ЧК

Староста деревни в Херсонской губернии Е.В. Марченко,
замученный в ЧК

Трупы замученных у одной из станций Херсонской губернии.
Изуродованы головы и конечности жертв

Труп полковника Франина, замученного в херсонской ЧК
в доме Тюльпанова на Богородской улице,
где находилась херсонская чрезвычайка

Трупы заложников, найденные в херсонской ЧК
в подвале доме Тюльпанова

Капитан Федоров со следами пыток на руках.
На левой руке след от пулевого ранения, полученного во время пыток.
В последнюю минуту сумел бежать из-под расстрела.
Внизу фотографии орудия пыток,
изображенные Федоровым

Найденная в подвале харьковской ЧК кожа,
содранная с рук жертв при помощи металличего гребня
и специальных щипцов


Кожа, содранная с конечностей жертв
в доме Рабиновича на ул. Ломоносова в Херсоне,
где пытала херсонская чрезвычайка

Палач - Н.М. Демышев.
Председатель исполкома Евпатории,
один из организаторов красной «Варфоломеевской ночи».
Казнен белыми после освобождения Евпатории

Палач - Кебабчанц, по кличке «кровавый».
Заместитель председателя Евпаторийского исполкома,
участник «Варфоломеевской ночи».
Казнен белыми

Женщина-палач - Варвара Гребенникова (Немич).
В январе 1920 года приговаривала к смерти офицеров
и «буржуазию» на борту парохода «Румыния».
Казнена белыми

Палачи.
Участники «Варфоломеевской ночи»
в Евпатории и расстрелов на «Румынии».
Казнены белыми

Палачи херсонской ЧК

Дора Евлинская, моложе 20 лет, женщина-палач,
казнившая в одесской ЧК собственными руками 400 офицеров

Саенко Степан Афанасьевич,
комендант концлагеря в Харькове

Трупы заложников, расстрелянных в харьковской тюрьме

Харьков. Трупы заложников, умерших под пытками большевиков

Харьков. Трупы замученных женщин-заложниц.
Вторая слева - С. Иванова, владелица мелочного магазина.
Третья слева - А.И. Карольская, жена полковника.
Четвертая - Л. Хлопкова, помещица.
У всех заживо взрезаны и вылущены груди,
половые органы обожжены и в них найдены уголья

Харьков. Тело заложника поручика Боброва,
которому палачи отрезали язык, отрубили кисти рук
и сняли кожу вдоль левой ноги

Харьков, двор чрезвычайки.
Труп заложника И. Пономаренко, бывшего телеграфиста.
Правая рука обрублена. Поперек груди несколько глубоких надрезов.
На заднем плане еще два трупа

Труп заложника Ильи Сидоренко,
владельца модного магазина в городе Сумы.
У убитого переломаны руки, сломаны ребра,
взрезаны половые органы.
Замучен в Харькове

Станция Снегиревка, под Харьковом.
Труп замученной женщины.
На теле не было найдено одежды.
Голова и плечи были отрублены
(при вскрытии могилы найдены так и не были)

Харьков. Трупы убитых, сваленные в телегу

Харьков. Трупы замученных в ЧК

Двор харьковской губчека (Садовая улица, 5)
с трупами казненных

Концлагерь в Харькове. Замученный до смерти

Харьков. Фотография головы архимандрита Родиона,
Спассовский монастырь, оскальпированный большевиками

Раскопки одной из братских могил
у здания харьковской ЧК

Харьков. Раскопки братской могилы
с жертвами красного террора

Хуторяне И. Афанасюк и С. Прокопович,
заживо оскальпированные. У ближнего, И. Афанасюка,
на теле следы ожогов раскаленной шашки

Тела трех рабочих-заложников с бастовавшего завода.
У среднего, А. Иваненко, выжжены глаза,
отрезаны губы и нос. У других - отрублены кисти рук

Труп офицера, убитого красными

Тела четырех крестьян-заложников
(Бондаренко, Плохих, Левенец и Сидорчук).
Лица покойников страшно изрезаны.
Особым изуверским способом изуродованы половые органы.
Производящие экспертизу врачи высказали мнение,
что такой прием должен быть известен только
китайским палачам и по степени болезненности
превышает всё доступное человеческому воображению

Слева труп заложника С. Михайлова,
приказчика гастрономического магазина,
видимо, зарубленного шашкой.
Посередине тело засеченного насмерть шомполами,
с перебитой нижней частью спины, учителя Петренко.
Справа труп Агапова, с вывороченными
ранее описанной пыткой половыми органами

Труп 17–18-летнего юноши,
с вырубленным боком и изувеченным лицом

Пермь. Станция Георгиевская.
Труп женщины.
Три пальца правой руки сжаты для крещения

Яков Чус, тяжело раненный казак,
оставленный отступающей Белой гвардией.
Подошедшими красными облит бензином
и заживо сожжен

Сибирь. Енисейская губерния.
Офицер Иванов, замученный под пытками

Сибирь. Енисейская губерния.
Трупы замученных жертв большевистского террора.
В советской энциклопедии
«Гражданская война и военная интервенция в СССР» (М., 1983, с. 264)
эта фотография, в несколько ином ракурсе, дана как образец
«жертв колчаковщины» в Сибири в 1919 году

Доктор Беляев, чех.
Зверски убит в Верхнеудинске.
На фотографии видны отрубленная кисть руки
и изуродованное лицо

Енисейск. Пленный казачий офицер,
зверски убитый красными (сожжены ноги, руки и голова)

У жертвы перед смертью были перебиты ноги

Одесса. Перезахоронение жертв из братских могил,
раскопанных после ухода большевиков

Пятигорск, 1919 год. Раскопки братских могил
с трупами заложников, казненных большевиками в 1918 году

Пятигорск, 1919 год.
Перезахоронение жертв большевистского террора.
Панихида

Октябрьская революция 1917 года расколола Россию на части, перевернула сознание миллионов людей, искалечила судьбы, разрушила семьи, унесла сотни тысяч жизней. В течение долгих лет взгляд на этот переворот был окутан ореолом героизма. Но любая революция, а тем более, гражданская война несут только смерть и разрушение. Об этом писали в двадцатые годы прошлого века И.Бабель в романе «Конармия» и Е.Замятин в рассказе «Дракон».

Оба произведения начинаются с описания внешней обстановки: «Петербург горел и бредил». Мир разделен на две части: там, где видны колонны, седые решётки Летнего сада, шпили великолепных памятников – там остатки настоящего мира, а здесь, в замороженном холодном мире, царят драконо-люди. И здесь нет места чувствам: «Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане – слева, справа, вверху, внизу – голубь над загоревшимся домом», – движение голубя в небе символизирует перевернутый крест. Наступило царство антихриста.

У Бабеля природа, наполненная яркими красками, кажется символом гармонии. Но в эту гармонию врывается человек: шоссе, по которому движется армия, построено «на мужичьих костях Николаем Первым». На фоне жемчужного тумана, желтеющей ржи возникает образ оранжевого солнца, которое катится как отрубленная голова, а в вечерний прохладный воздух «каплет» запах вчерашней крови и убитых лошадей.

Оба мира отравлены предчувствием смерти и сумасшествия. Всё неблагополучно в мире, где царит война, антагонизм. Жизнь человеческая обесценена. Люди, творящие революцию, обезличены. Герой Евгения Замятина несётся на трамвае в неизвестное: «временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел», – человека нет, его полностью поглотила сущность, ипостась проводника в царствие божие. Знаменитая шинель, воспетая русскими писателями, здесь – воплощение зверской сущности вершителя революции. У Бабеля начдив шесть – тоже не имеет имени, он безжалостен и решителен. В бредовом состоянии он снится герою, высаживающим одним выстрелом оба глаза комбригу.

У Замятина дракон внезапно встречается с замёрзшим воробьёнышем, и спасает его от смерти. В этот момент даже из-под картуза на лице появляются глаза, а из рукавов выглядывают руки. Дракон, убивший человека за интеллигентную морду, возвращает к жизни маленькое существо. Герой Бабеля засыпает, но видит страшный сон, в котором всё смешалось. Трудно обрести смысл и покой в доме, где в комнате «обрывки женских шуб на полу, человеческий кал и черепки сокровенной посуды, употребляющейся у евреев раз в году - на пасху». Сон – явь – смерть – всё смешалось, где границы мира человеческого и где бредового – неизвестно. Вопрос беременной женщины, помогает вернуться к реальности: «…поляки резали его, и он молился им: убейте меня на черном дворе, чтобы моя дочь не видела, как я умру… я хочу знать, где еще на всей земле вы найдете такого отца, как мой отец...» Ужас смерти страшен ещё и потому, что те, кто способен думать о будущей жизни, о беременной дочери – погибают.

Бесчеловечность и кровавая бойня, которую несёт с собой революция и война, показаны со всей ясностью. Призыв не совершать подобных ошибок слышится в каждом из этих произведений. Помнить об этом необходимо. Оба писателя пытались предотвратить будущие войны, зная, что гуманнее они не станут.

Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 - апрель 1918 года.
Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. Оказавшись у красных, Григорий видит жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает все: налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Герои Шолохова Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой, практически все мужское население втянуты в битвы, смысл которых им непонятен. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же - только лишения и смерть.
Большевики Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв, где люди - как оловянные солдатики в чужой игре, где жалость к человеку - преступление. Тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей; голодать и умирать - им, а не комиссарам. Бунчук устраивает самосуд над Калмыковым, а в свое оправданье говорит: «Они нас или мы их!.. Середки нету». Ненависть ослепляет, никто не хочет остановиться и подумать, безнаказанность развязывает руки. Григорий становится свидетелем того, как комиссар Малкин садистски издевается над населением в захваченной станице. Видит страшные картины разбоя бойцов Тираспольского отряда 2-й Социалистической армии, которые грабят хутора и насилуют женщин. Как поется в старинной песне, мутным стал ты, батюшка тихий Дон. Григорий понимает, что на самом деле не правду ищут обезумевшие от крови люди, а творится на Дону настоящая смута.
Мелехов не случайно мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять. Подтелков приказывает казнить пленных, и казаки, забыв про воинскую честь, рубят безоружных людей. Они, выполнили приказ, но когда Григорий понял, что рубил пленных, он впадает в исступление: «Кого же рубил!.. Братцы, нет мне прощения! Зарубите, ради бога... в бога мать... Смерти... предайте!» Христоня, оттаскивая «взбесившегося» Мелехова от Подтелкова, с горечью говорит: «Господи Боже, что делается с людьми?» А подъесаул Шеин, уже понявший суть происходящего, пророчески обещает Подтелкову, что «казаки очнутся - и тебя же повесют». Мать упрекает Григория за то, что он участвовал в казни пленных матросов, но он и сам признается, каким жестоким стал на войне: «детву и ту не жалею». Уйдя от красных, Григорий прибивается к белым, где видит казнь Подтелкова. Мелехов говорит ему: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли?.. По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель Донского совнаркома!»
Война озлобляет и разъединяет людей. Григорий замечает, что из сознания исчезают понятия «брат», «честь», «отечество». Распадается веками крепкое сообщество казаков. Теперь - каждый за себя и за свою семью. Кошевой, пользуясь своей властью, решил казнить местного богатея Мирона Коршунова. Сын Мирона, Митька, мстит за отца и убивает мать Кошевого. Кошевой убивает Петра Мелехова, его жена Дарья застрелила Ивана Алексеевича. Кошевой за смерть матери мстит уже всему хутору Татарскому: уезжая, поджигает «подряд семь домов». Кровь крови ищет.
Вглядываясь в прошлое, Шолохов воссоздает события Верх- не-Донского восстания. Когда восстание началось, Мелехов воспрянул духом, решил, что теперь все изменится к лучшему: «Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее...» Чуть не загнав коня, он мчится сражаться с красными. Казаки протестовали против разрушения своего уклада жизни, но, стремясь к справедливости, пытались решить проблему агрессией и конфликтом, что приводило к обратному результату. И здесь Григория ждало разочарование. Пристав к коннице Буденного, Григорий не находит ответа на горькие вопросы. Он говорит: «Все мне надоело: и революция, и контрреволюция... Хочу жить возле своих детишек».
Писатель показывает, что правды быть не может там, где смерть. Правда - одна, она не бывает «красной» или «белой». Война убивает лучших. Осознав это, Григорий, бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. Герою нет еще и 30 лет, но война превратила его в старика, отняла, выжгла у него лучшую часть души. Шолохов в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория...»
В романе-эпопее Шолохов создал грандиозное историческое полотно, подробно описав события гражданской войны на Дону. Писатель стал для казаков национальным героем, создав художественный эпос о жизни казачества в трагическое время исторических перемен.

Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги “Донщина”, которую писатель начал создавать за год до “Тихого Дона”. Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года.

Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. Оказавшись у красных,

Григорий видит жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает все: налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Герои Шолохова Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой, практически все мужское население втянуты в битвы, смысл которых им непонятен. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть.

Большевики Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв, где люди – как оловянные солдатики в чужой игре, где жалость к человеку – преступление. Тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей; голодать и умирать – им, а не комиссарам. Бунчук устраивает самосуд над Калмыковым, а в свое оправданье говорит: “Они нас или мы их!.. Середки нету”. Ненависть ослепляет, никто не хочет остановиться и подумать, безнаказанность развязывает руки. Григорий становится свидетелем того, как комиссар Малкин садистски издевается над населением в захваченной станице. Видит страшные картины разбоя бойцов Тираспольского отряда 2-й Социалистической армии, которые грабят хутора и насилуют женщин. Как поется в старинной песне, мутным стал ты, батюшка тихий Дон. Григорий понимает, что на самом деле не правду ищут обезумевшие от крови люди, а творится на Дону настоящая смута.

Мелехов не случайно мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять. Подтелков приказывает казнить пленных, и казаки, забыв про воинскую честь, рубят безоружных людей. Они выполнили приказ, но когда Григорий понял, что рубил пленных, он впадает в исступление: “Кого же рубил!.. Братцы, нет мне прощения! Зарубите, ради бога… в бога мать… Смерти… предайте!” Христоня, оттаскивая “взбесившегося” Мелехова от Подтелкова, с горечью говорит: “Господи Боже, что делается с людьми?” А подъесаул Шеин, уже понявший суть происходящего, пророчески обещает Подтелкову, что “казаки очнутся – и тебя же повесют”. Мать упрекает Григория за то, что он участвовал в казни пленных матросов, но он и сам признается, каким жестоким стал на войне: “детву и ту не жалею”. Уйдя от красных, Григорий прибивается к белым, где видит казнь Подтелкова. Мелехов говорит ему: “Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли?.. По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель Донского совнаркома!”

Война озлобляет и разъединяет людей. Григорий замечает, что из сознания исчезают понятия “брат”, “честь”, “отечество”. Распадается веками крепкое сообщество казаков. Теперь – каждый за себя и за свою семью. Кошевой, пользуясь своей властью, решил казнить местного богатея Мирона Коршунова. Сын Мирона, Митька, мстит за отца и убивает мать Кошевого. Кошевой убивает Петра Мелехова, его жена Дарья застрелила Ивана Алексеевича. Кошевой за смерть матери мстит уже всему хутору Татарскому: уезжая, поджигает “подряд семь домов”. Кровь крови ищет.

Вглядываясь в прошлое, Шолохов воссоздает события Верхне-Донского восстания. Когда восстание началось, Мелехов воспрянул духом, решил, что теперь все изменится к лучшему: “Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…” Чуть не загнав коня, он мчится сражаться с красными. Казаки протестовали против разрушения своего уклада жизни, но, стремясь к справедливости, пытались решить проблему агрессией и конфликтом, что приводило к обратному результату. И здесь Григория ждало разочарование. Пристав к коннице Буденного, Григорий не находит ответа на горькие вопросы. Он говорит: “Все мне надоело: и революция, и контрреволюция… Хочу жить возле своих детишек”.

Писатель показывает, что правды быть не может там, где смерть. Правда – одна, она не бывает “красной” или “белой”. Война убивает лучших. Осознав это, Григорий, бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. Герою нет еще и 30 лет, но война превратила его в старика, отняла, выжгла у него лучшую часть души. Шолохов в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: “Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…”

В романе-эпопее Шолохов создал грандиозное историческое полотно, подробно описав события гражданской войны на Дону. Писатель стал для казаков национальным героем, создав художественный эпос о жизни казачества в трагическое время исторических перемен.


Другие работы по этой теме:

  1. Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова рассказывает о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги “Донщина”, которую писатель начал создавать за год...
  2. Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране,...
  3. Советская власть принесла с собой самое страшное, что может быть в истории государства, – гражданскую войну. Гражданская война – это война, которая идет внутри страны,...
  4. Роман-эпопея М. А. Шолохова “Тихий Дон” – это книга о несчастной жизни казачества в годы страшных кровавых событий, происходивших в России в начале двадцатого века....
  5. Шолохов властно вошел в XX век со своими идеями, образами и населил литературу живыми человеческими характерами. Они пришли словно из самой жизни, еще дымящейся пожарищами...
  6. Говоря о творчестве М. Шолохова, в первую очередь, следует сказать об эпохе, в которую жил и творил писатель, поскольку социальные, общественные потрясения являются чуть ли...