Имя существительное. Презентация на тему "имя существительное" Презентация по теме имя существительное

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЧАСТЬ РЕЧИ – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Понятие об имени существительном Род имён существительных Число имён существительных Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Собственные и нарицательные имена существительные Падежи имён существительных Три склонения имён существительных

ПОНЯТИЕ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ Имя существительное – часть речи, отвечающая на вопросы КТО? ЧТО? , обозначающая предмет: КНИГА, СТОЛ, ОКНО.

Найти среди написанных слов имена существительные и подчеркнуть их одной чертой: Халат, розовый, висит, плачет, берёза, красивая, голубое, небо, кричит, пишет, рука, белая, синее, идёт, зима. ПРОВЕРКА

РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Мужской род – ОН, МОЙ. Женский род – ОНА, МОЯ. Средний род – ОНО, МОЁ.

Распределить имена существительные по родам в три столика: Брат, земля, лицо, окно, стена, цветок, шапка, шарф, пальто, кот, корова, солнце. Проверка М.р. Ж.р. Ср.р.

ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Имена существительные изменяются по числам: единственное множественное (ед.ч.) (мн.ч.) рыба рыбы врач врачи окно окна

Распределить имена существительные по числам в два столбика: Берёза, арбузы, столы, стул, мешок, сапоги, вазы, дверь. Проверка Мн.ч. Ед.ч.

ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ Имена существительные, отвечающие на вопрос КТО? называются одушевлённые. Имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО? называются неодушевлённые. КТО? КОТ ЧТО? СТУЛ ЧТО?

Распределить имена существительные, отвечающие на вопросы КТО?, ЧТО? в два столбика: Диван, воробей, берёза, город, девочка, заяц, корова, лопата, машина, собака. Кто? Что? Проверка

СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ Имена существительные, написанные с заглавной буквы, называются СОБСТВЕННЫЕ. Имена существительные, написанные со строчной буквы, называются НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ. Например: с обака Ж учка

1. На лугу пасётся коза _елка. В дупло несёт орехи _елка. 2. Во дворе бегает собака __арик. Девочка держит в руке _арик. Вставить в слова пропущенные буквы: Проверка Б б Ш ш

ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Название падежа Вспомогательные слова Падежные вопросы Предлоги Именительный падеж есть кто? что? Родительный падеж нет кого? чего? без, возле, до, из, около, от, подле, с, у Дательный падеж дать кому? чему? к, по Винительный падеж вижу кого? что? под, за, про, через, в, на Творительный падеж доволен кем? чем? за, между, над, под, с Предложный падеж говорю о ком? о чём? в, о, об, на, при

Изменить по падежам слова: Название падежа Падежные вопросы лиса зонт море именительный падеж кто? что? лис зонт мор родительный падеж кого? чего? лис зонт мор дательный падеж кому? чему? лис зонт мор винительный падеж кого? что? лис зонт мор творительный падеж кем? чем? лис зонт мор предложный падеж о ком? о чём? о лис о зонт о мор Проверка а ы е у ой е а у ом е е я ю е ем е

ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Первое склонение Мужской род -а, -я юнош а дяд я птиц а Женский род -а, -я земл я Второе склонение Мужской род _ отец день Средний род -о, -е зерн о счасть е Третье склонение Женский род - ь доч ь рож ь

Определить склонение в именах существительных: Кукла, поле, печь, врач, цапля, мышь, дедушка, дочь, пень, вещь, бревно, дядя. Проверка 1 2 3 2 1 3 1 3 2 3 2 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация имя существительное

Презентация имя существительное. Герой современных мультфильмов задает вопросы, а ребята отвечают на них....

Презентация "Имя существительное"(правило)

Данная презентация поможет легче запомнить правило про имя существительное.Можно использовать во время изучения темы....

Слайд 2

Имя существительное.

Слайд 3

Имя существительное- самостоятельная часть речи,которая обозначает предмет и от-вечает на вопросы кто?что?(кого?чего? кому?Чему?и т.д.) Общее грамматическое значение существи-тельного- это значение предмета. Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить: это кто или это что?

Слайд 4

По значению существительные делятся на группы:1.конкретные-называютконкретные предметыживой или неживой природы: журнал, самолёт, брат, грач, рыба, комар и т. д2.вещественные- называют различные веществавоздух, масло, сахар, бензин, капрон и т.д.3.отвлечённые- называют явления, воспринима-емые мысленно: учение, чтение, упрямство и т. д4.собиратнльные- называют множество одина-ковых предметов как одно целое: детвора, учи-тельство, листва и т.д.

Слайд 5

Существительные, называющие одно- родные предметы, являются нарицательными: ученик, страна, река, лес и т.д. Чтобы из всей группы однородных предметов Выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название. Каждый человек имеет свое собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, что- бы из массы людей выделить этого человека. Нарицательные и собственные имена существительные.

Слайд 6

Существительные, называющие единичные (индивидуальные)предметы, являются именами собственными:Москва, Волга, Мария Андрей,Каштанка и т.п. Собственными именами существительными являются имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов,рек и т.д.

Слайд 7

Одушевлённые существительные на- зывают предметы живой природы, к ним задается вопрос кто? :дедушка, кошка, щука, муха, червяк и т.д. Неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что?: город, мыло, смех, вода, камень, здание и т.д. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Слайд 8

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные различают не только по значению, но и по форме ви- нительного падежа: у одушевлённых существительных форма вин. п. мн. ч. одинакова с формой род.п.мн. ч. ,а у не- одушевлённых существительных– с формой им.п. мн. ч.

Слайд 9

Существительные имеют три рода: мужской, женский и средний. Род существительного можно определить поставив к существительному мой(м. р), моя (ж.р.), моё(ср. р). Кроме того, у некоторых существительных можно определить род по значению слова, т.к.одни слова называют людей и животных мужского пола, а другие -женского Род имени существительного.

Слайд 10

Слайд 11

Существительные имеют два числа- единственное и множественное. По числам изменяются конкретные существительные. Изменение по числам передаётся с помошью окончаний. Не изменются по числам вещественные,отвлеченные, собирательные существи-тельные и некоторые другие.Они имеют ед. и мн. числа. Число имени существительного.

Слайд 12

Только форму ед.числа имеют: 1.вещественные:молоко,сметана и т.д. 2.отвлеченные:любовь,дружба и т.д. 3.собирательные:учительство,листва и т.д. 4.собственные:Кавказ,Урал и т.д. Только форму мн.числа имеют: 1.вещественные:чернила,очистки и т.д. 2.отвлеченные:каникулы,именины и т.д. 3.слова,обозначающие парные предметы: очки,сани и т.д. 4. собственные: Альпы, Карпаты и т.д. У существительных, которые имеют только форму мн. ч,не определяется род и тип склонения.

Слайд 13

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет своё название и отвечает на определённый вопрос. Падеж и склонение имён существительных.

Слайд 14

Все падежи кроме именительного, назы- ваются косвенными, Падежи показывают отношение существительного к другим словам в предложении. Чтобы определить падеж существительного нужно:1.найти слово, от которого зависит су- ществительное;2.задать от этого слова к су- ществительному падежный вопрос.

Слайд 15

Существительные в единственном числе распределяется по трем типам склонения. К первому склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а(-я),а также небольшое количество существительных мужского рода с окончанием –а(-я). К второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также существительные среднего рода с окончанием –о(-е). К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце основы. Склонение существительных в единственном числе.

Начальная форма – именительный падеж множественного числа.
Морфологические признаки:
1. Постоянные: собственное или нарицательное;
склонение; род (для существительных в единственном числе);
одушевленное или неодушевленное.
2. Непостоянные: падеж; число.
Синтаксическая роль:
Общее грамматическое значение. Обозначает
предмет.

Собственные имена существительные –
имена, фамилии, прозвища, клички животных,
географические и астрономические названия,
названия газет, журналов, книг и т.д.
Нарицательные
общее
название
имена
для
существительные –
всех однородных предметов
явлений
и

Падежи имён существительных

В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по
вопросам.
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
– кто? что?
– кого? чего?
– кому? чему?
– кого? что?
– кем? чем?
– о ком? о чём?
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.
Слова в косвенных падежах могут использоваться с
предлогами.

Изменение слов по падежам называется склонением. Существует три склонения существительных.

Склонения
1-е скл.
Ж., м. р.
2-е скл.
М. р.
-а, -я
земля
папа
3-е скл.
Ср. р.
Ж. р.
-о, -е
стол
окно
поле
дочь

Несклоняемые существительные не изменяются по падежам, числам: кофе, алоэ, пони.

Не склоняются
Русские фамилии на –ово, -аго
Дурново, Живаго
На –ых, -их
Седых, Долгих
Украинские фамилии на –ко
Шевченко, Костенко
Иностранные фамилии,
оканчивающиеся на гласную
романы Золя
Русские и иностранные фамилии,
оканчивающиеся на согласную,
склоняются, если обозначают лиц
мужского пола, и не склоняются, если
обозначают лиц женского пола
Татьяна Жук –
нет Татьяны Жук,
нет Ивана Жука

Разносклоняемые существительные – –десять существительных среднего рода на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, т

Разносклоняемые существительные –
–десять существительных среднего рода на -мя: бремя,
время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя –
и существительное мужского рода путь.
В родительном, дательном и предложном падежах в
единственном числе имеют окончания –и, как
существительные 3-го склонения, в творительном падеже
принимают окончания существительных 2-го склонения –ем:
к знамени, о времени, знаменем, временем.
Нельзя забывать о субстантивированных (перешедших в
имена существительные) именах прилагательных и
причастиях. Они склоняются как имена прилагательные;
характеризуя их, мы обязательно отмечаем эту их
особенность.

Род имен существительных
Мужской
Женский
город
улица
человек
кошка
Средний
искусство
животное
Общий
Существительные,
обозначающие лиц
женского и
мужского пола
сирота
плакса
Валя
Женя

Род сложных существительных

Сложносокращенные
слова, составленные
из начальных звуков
или букв
Род определяется по
роду опорного слова
МГУ- муж. р., так как
опорное словоуниверситет
Род сложносоставных слов
определяется так:
По слову, которое выражает
более широкое понятие
красивая бабочка-адмирал
проехала машина-фургон
Если понятия равноценны,
род определяется по первому
слову
новое кафе-ресторан
Если первое слово потеряло
склоняемость, род
определяется по второму слову
Удобная плащ-палатка –
в удобной плащ-палатке
В интересной «Роман-газете»

Род несклоняемых имен существительных

Сущ. иноязычные
обозначающие
Неодуш.
предметы
Ср. род
шоссе
такси
исключения:
кофе (м. р.)
авеню (ж.р.)
салями (ж.р.)
Одушевл.
предметы
Муж. род
серый какаду
маленький пони
исключения:
иваси (ж.р.)
цеце (ж.р.)
Сущ.,
Называющие
лиц
Сущ.,
называющие лиц
по профессии
Род зависит
от реального
пола
обозначаемого
лица
Муж. род
английский
денди
настоящая
леди
военный атташе
опытный
конферансье
Но: могут
называть
и лиц жен. пола.
Это
наблюдается и
среди
склоняемых
сущ.:
молодой врач
Иванова
Сущ.,
обозначающие
географ.
наименования. Род
определяется
родом тех нариц.
сущ.,
которыми эти
названия
могут быть
заменены
Сухуми-город (м.р.)
Река Миссисипи (ж.р.)

Одушевленные имена
существительные служат
наименованиями живых
существ и отвечают на
вопрос кто?
Неодушевленные имена существительные
служат наименованиями неживых
предметов и отвечают на вопрос что?

Грамматически категория одушевлённости неодушевлённости выражается в том, что у одушевлённых
существительных форма винительного падежа множественного
числа совпадает с формой родительного падежа
множественного числа:
р. п. людей, птиц, зверей
в. п. людей, птиц, зверей
у неодушевлённых существительных форма винительного
падежа множественного числа совпадает с формой
именительного падежа множественного числа:
и. п. леса, горы, реки
в. п. леса, горы, реки
Кроме того, у одушевлённых существительных мужского рода
II склонения винительный падеж совпадает с родительным
также и в единственном числе, у неодушевлённых – с
именительным: вижу студента, лося, журавля, но отряд, лес,
полк.

Внимание!

Обычно об одушевленности - неодушевленности мы говорим при
характеристике имен существительных мужского и женского рода.
При этом часто наши представления о живом и неживом не
совпадают с грамматической категорией. Из имен существительных
среднего рода одушевлены чудовище, страшилище и перешедшие
из имен прилагательных и причастий животное, насекомое,
млекопитающее, а также дитя, существо, лицо (в значении
человек).
Одушевленными с точки зрения грамматики являются следующие
слова, обозначающие неживые предметы: мертвец, покойник, Бог,
дьявол, кукла, ферзь. Названия же растений (цветок, дерево) и
слово труп относят неодушевленным именам существительным.

Число имен существительных

Существительные изменяются по числам: край – края, число - числа.
Некоторые существительные употребляются только в единственном
или только во множественном числе.
Существительные, имеющие только форму единственного числа:
1. Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные
существительные): молодежь, детвора, ельник.
2. Названия предметов с вещественным значением: асфальт, мед,
рожь, сталь.
3. Названия качества или признака: злоба, ловкость, белизна.
4. Названия действия или состояния: косьба, беготня, волнение.
5. Некоторые собственные имена: Москва, Волга.
Существительные, имеющие только форму множественного числа:
1. Названия составных и парных предметов: брюки, весы, часы.
2. Названия материалов: белила, духи, сливки, опилки.
3. Названия промежутков времени, игр: каникулы, сутки, жмурки.
4. Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы,
сумерки.
5. Некоторые географические названия: Карпаты, Фили.

Синтаксическая роль
Имя существительное может являться любым
членом предложения, но наиболее часто
подлежащим или дополнением.

1 слайд

2 слайд

Русский язык Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с удивительным миром слов

3 слайд

4 слайд

Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи

5 слайд

Арбуз, думать, весёлый, солнце, играть, большой, медведь, собака, бежать, хороший, рисовать, золотой. Русский язык На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика

6 слайд

Проверь себя арбуз солнце медведь собака весёлый большой хороший золотой думать играть бежать рисовать Русский язык Что обозначают слова каждой группы?

7 слайд

Все эти предметы существуют. Они есть. Они сущие. СУЩИЙ-существительное имя, грамматическое слово, означающее предмет, т. е. лицо, вещь или отвлеченность. -вовать, быть, пребывать, находиться… В. Даль

8 слайд

Давай подумаем! Слова, которые отвечают на вопрос что?, называют …………………………….. Слова, которые отвечают на вопрос кто?, называют……………………………….

9 слайд

Добавь словечко Явления природы: что? мороз, …. События: что? праздник, …. Состояние: что? обида, …. Русский язык В каждую группу существительных напишите ещё по три слова

10 слайд

Слова арбуз, светофор, расчёска, ножницы отвечают на вопрос ЧТО? и обозначают неодушевлённые предметы. Это НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Слова бабочка, мальчик, свинья, ёжик отвечают на вопрос КТО? и обозначают одушевлённые предметы. Это ОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

11 слайд

Раздели на группы Свеча, кувшин, врач, голубь, воробей, пальто, карандаш, встреча, стрижи, девочка, класс, чайка. Русский язык

12 слайд

Проверь себя кто? врач голубь воробей стрижи девочка чайка что? свеча кувшин пальто карандаш встреча класс Русский язык одушевлённые неодушевлённые

13 слайд

Число имён существительных Русский язык Сколько предметов может обозначать имя существительное?

14 слайд

Запомни! Имена существительные употребляются в единственном и во множественном числе. Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе (ед.ч.). Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе (мн.ч.)

Слайд 1

Имя существительное
обозначает
предмет
отвечает на вопросы
(кто?) (что?) ученик школа
изменяется по: 1)родам – м.р., ж.р., ср.р. 2)числам – ед.ч., мн.ч. 3)падежам – И.п., Р.п., .Д.п., В.п., Т.п., П.п.

Слайд 2

К собственным именам относятся не только имена людей, названия городов, гор, рек, частей света, планет, но и названия книг, стихотворений, рассказов, газет, журналов, названия фирм, кафе, магазинов. Эти названия пишутся с большой буквы т берутся в кавычки: стихотворение С.Есенина «Береза», рассказ А.П.Чехова «Каштанка», картина В.М.Васнецова «Алёнушка», тележурнал «Ералаш».

Слайд 3

Уменьшительно-ласка- тельное имя сына (дочери) Полное имя сына (дочери) Имя отца Имя и отчество сына (дочери)
Саша Сергей
Миша Дмитрий
Надя Алексей
Таня Владимир
Маша Иван

Слайд 4

Перепишите, поставьте кавычки, где они нужны. Рассказ В.Астафьева Васюткино озеро; басня Крылова Квартет; река Волга; рассказ Чехова Лошадиная фамилия; кинофильм Снежная королева; планета Марс; улица Чехова; река Енисей; сказка Бременские музыканты; город Новосибирск; кинофильм Кавказская пленница; озеро Байкал; рассказ Кавказский пленник.

Слайд 5

У каких существительных винительный падеж совпадает с именительным падежом, а у каких – с родительным?
Существительные Существительные Существительные Существительные
неодушевленные неодушевленные одушевленные одушевленные
Им.падеж (что?) Вин. падеж (что?) Род. падеж (кого?) Вин. падеж (кого?)
(Новый) мяч (Поймать) мяч (Нет)зайца (Поймать) зайца
Составьте грамматическое правило. Приведите свои примеры. У существительных одушевленных мужского рода винительный падеж совпадает с… . У существительных неодушевленных мужского рода винительный падеж совпадает с… .

Слайд 6

Какое слово «лишнее» в каждой колонке? Почему? Объясните его правописание. 1) «Волга» 2) Жигули 3) «Аленушка» Волга «Жигули» «Морозко» Ока «Ока» Аленушка

Слайд 7

Слайд 8

Род имен существительных
мужской
женский
средний
Существительные по родам не изменяются. Слово страна всегда женского рода, слово лес – всегда мужского, слово письмо – всегда среднего рода.

Слайд 9

Род существительных можно узнать по значению (если это имена или названия людей). а.) Все существительные, которые обозначают имена и названия лиц мужского пола, - мужского рода: Толя, Ваня, Саша, учитель, ученик, отец, брат, папа, дедушка. б.) Существительные, которые обозначают имена и названия лиц женского пола, - женского рода: Катя, Вера, Даша, ученица, учительница, сестра, бабушка.

Слайд 10

Прочитайте предложения из рассказа «Кавказский пленник». Кто его автор? Кого обозначают выделенные имена существительные? Какого они рода? Почему? 1) Выехал Жилин вперед. 2) Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати. 3) Пришел старик к хозяину. 4) Пришла татарка в саклю с водой, вышел татарин. 5) Посадил работник Жилина на место. 6) Хозяйская дочь Дина увидала куклу.

Слайд 11

Повторим изученное на прошлом уроке
Имена существительные, которые называют домашних животных, крупных зверей и птиц, тоже могут быть мужского и женского рода. Родовые различия этих существительных обозначаются: разными словами, например: баран – овца, петух – курица, бык – корова; с помощью суффиксов, например: волк – волчица, медведь – медведица, голубь – голубка, заяц – зайчиха. Только мужского рода имена существительные ёж, соловей. Только женского рода имена существительные собака, белка, змея, ласточка, обезьяна, мышь, черепаха.

Слайд 12

а.) Запишите с прилагательными существительные, которые обозначают живое существо женского пола. Образец: маленький баран – маленькая овца. Белый гусь, черная курица, бодливая корова, храбрый заяц. Названия детенышей всех животных и птиц бывают только мужского рода. б.) Напишите, у кого какой детеныш. Выделите суффиксы. У кошки – котенок, у утки - …, у коровы - …, у лошади - …, у свиньи - …, у собаки - …, у курицы - … .

Слайд 13

ВСПОМНИТЕ Что такое нулевое окончание? Сравните слова: стол – стола, мороз – мороза, тетрадь – тетради. Найдите слова с нулевым окончанием.
Род существительных (не имена и названия людей) определяется по окончанию именительного падежа. Существительные мужского рода – слова с нулевым окончанием с основой на твердый согласный: дом, лес; с основой на мягкий согласный: конь, день; с основой на й: музей, край, бой. Существительные женского рода – слова с окончанием –а или –я: страна, земля; слова с окончанием на мягкий согласный: радость. Существительные среднего рода – слова с окончанием –о или –е: письмо, море.

Слайд 14

Вставьте нужные глаголы: начался, началась, началось, начались, кончился, кончилась, кончилось, кончились. Поставьте в них ударение. В марте … холодная зима и … весна. В мае … весна, и … лето. В августе … веселые летние каникулы, а в сентябре … новый учебный год.

Слайд 15

Вставьте нужные существительные. Определите их род. 1) Артем никогда не лжет. Мы уважаем его за … . 2) Андрей всегда выполняет обещание, и мы ценим его за … слову. 3) Наш учитель строг, но справедлив. Ребята любят его за … . 4) Поезд пришел без … .

Слайд 16

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА Род прилагательного и глагола в форме прошедшего времени, которые употребляются с этими существительными, зависит от того, какого пола лицо, обозначенное существительным общего рода. Существительные общего рода обозначают качества людей (грязнуля, тихоня, неряха, кривляка, торопыга, соня, молодчина), обычно употребляются в разговорной речи, часто выражают неодобрительную оценку.
Катя большая
Слава большой
умница.
Павка был
Зина не была
задирой.

Слайд 17

Как вы скажете? Почему? Ответы запишите. 1) Мой брат – так… неряха. 2) Я больш… плакса. 3) Рита, как… ты умница, что пришла вовремя. 4) Смотри, наш… соня уже уснул. 5) С так… грязнулей я гулять не пойду. 6) Моя сестра так… чистюля.

Слайд 18

ТЕСТ «Род имен существительных» 1.Укажите имя существительное женского рода: 1) картофель 2) тюль 3) вермишель 4) ковыль 2. Укажите имя существительное мужского рода: 1) артель 2) щелочь 3) залежь 4) аэрозоль 3. Укажите имя существительное женского рода: 1) рояль 2) шинель 3) табель 4) апрель

Слайд 19

4. Укажите имя существительное женского рода: 1) полынь 2) шампунь 3) лебедь 4) отель 5. Укажите имя существительное мужского рода: 1) мозоль 2) прорубь 3) бандероль 4) недоросль 6. Укажите имя существительное мужского рода: 1) водоросль 2) туннель 3) бутыль 4) ваниль

Слайд 20

7. Укажите имя существительное мужского рода: 1) ретушь 2) вуаль 3) нашатырь 4) кадриль 8. Укажите имя существительное мужского рода (на конце не пишется мягкий знак): 1) бреш... 2) овощ... 3) гуаш... 4) роскош... 9. Укажите имя существительное мужского рода: 1) фасоль 2) диагональ 3) толь 4) дуэль

Слайд 21

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ФОРМУ ТОЛЬКО ОДНОГО ЧИСЛА В русском языке есть существительные, имеющие только форму единственного числа. Они называют предметы, которые нельзя сосчитать, например: молоко, молодежь, смелость. Из данных слов выберите существительные, которые употребляются только в единственном числе. Запишите их. Зеркало, смелость, медведь, радость, шкаф, нефть, велосипед, ураган, доброта, тетрадь, шоколад, молоко, успеваемость.

Слайд 22

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Какое слово в каждой строке «лишнее»? Докажите. 1)Молоко, сметана, сливки, кефир. 2)Каникулы, сутки, будни, дни. 3)Прятки, шахматы, игры, жмурки. 4)Джинсы, шорты, брюки, рубашки. Вчера мы купили джинсы и кроссовки. Сколько предметов мы купили?

Слайд 23

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
I скл. существ. мужского и женского рода на -а, -я
II скл. существ. муж. рода с нулевым оконча- нием и сред. рода на -о, -е
III скл. существ. женского рода с «ь»

Слайд 24

Просклонять существительные.
I II III
И книга окно область
Р
Д
В
Т
П

Слайд 25

Проверим окончания.
I II III
И книга окно область
Р книги окна области
Д книге окну области
В книгу окно область
Т книгой окном областью
П о книге об окне области
Выделим окончания е-и.

Слайд 26

I II III
Р
Д
П
Запишите только окончания е-и.

Слайд 27

I II III
Р и - и
Д е - и
П е е и

Слайд 28

на -ия на -ие на -ий
И армия собрание гербарий
Р армии собрания гербария
Д армии собранию гербарию
В армию собрание гербарий
Т армией собранием гербарием
П армии собрании гербарии

Слайд 29

Дополним таблицу.
I II III на -ия на -ие на -ий
Р и - и и - -
Д е - и и - -
П е е и и и и

Слайд 30

Вставить падежные окончания существительных. Оставаться при своем мнени(..), на остри(..) ножа, повторение – мать учени(..), держать на почтительном расстояни(..), все пустяки по сравнен(..) с вечностью, быть в радужном настроени(..), нет и тени сомнени(..), по щучьему велени(..), по моему хотени(..), иметь немного терпени(…), в щекотливом положени(..), наперекор стихи(..), по истечени(..) срока.

Слайд 31

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ Определите род существительных, помещенных в скобки, поставьте их во множественном числе. С дерева на дерево перелетают шустрые (белочка). Возятся под снегом лесные (мышь), бегают по деревьям, гоняясь за белками, злые (куница). Где-то в дремучем лесу спят в своих берлогах почти непробудным сном (медведь). Бродят рогатые (лось). Бегают по полям (заяц), оставляют на снегу путаные (след).

Слайд 32

Все существительные в дательном, творительном и предложном падежах множественного числа имеют одинаковые окончания.
Падеж Окончания Примеры
Дательный -ам, -ям Дорога ведет к землям, садам, полям, степям.
Творительный -ами, -ями Любоваться землями, садами, полями, степями.
Предложный -ах, -ях Рассказывать о землях, садах, полях, степях.

Слайд 33

Употребите существительные в дательном падеже единственного или множественного числа. Окончания выделите. Приятно в ясный морозный день ходить на лыжах (где? почему?) по (гора) и (равнина), по (холм) и (долина), по (лес) и (поле). Особенно хорошо бегать на коньках (где? почему?) по (озеро) и (река), когда лед, как зеркало! Летом приятно побродить (где? почему?) по (дорога) и (тропинка), покататься на лодке (где? почему?) по (река) или (озеро).

Слайд 34

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРЕДЛОГАМИ Существительные в дательном падеже употребляются с предлогами к и по, например: подбежать (к чему?) к лесу, готовиться (к чему?) к поездке, подойти (к кому?) к товарищу; бежать (по чему?) по дороге, ходить (по чему?) по полю, идти (по чему?) по тропинке.

Слайд 35

Существительные в дательном падеже с предлогом по могут определять назначение предмета, например:
тетрадь отметка задание упражнение задача
математике русскому языку истории литературе физике
ПО

Слайд 36

Употребите предлог в или на. (В, на) высоком старом лесу пять этажей. Пятый этаж – это верхушка самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов. Четвертый – кроны деревьев пониже: клена, осины, березы, рябины. Третий – кусты и совсем молодые деревья. А два нижних этажа – второй и первый – травы, цветы, мхи. (В, на) лесном доме есть еще что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса. Разные птицы и звери селятся каждый (в, на) своем этаже, (в, на) своей квартире. Под землей (в, на) самом низу живут мыши, кроты. (В, на) первом этаже живут еж, заяц, кабан и много-много других животных. Большинство певчих птиц вьют гнезда (в, на) кустарниках и низких деревьях. Жилье дятла, сороки – чуть выше. Выше всех, (в, на) пятом этаже, строят свои гнезда ястреб и орлы.

Слайд 42

Снегири сидят на ветке. Образец морфологического разбора имени существительного I Сидят (на чём?) на ветке – существительное, т.к. обозначает предмет. Н.ф. – ветка II М.п. П.п.: нарицат., неодуш., ж.р., I скл. Н.п.: в ед.ч., в П.п. III Сидят на ветке