Изучаем слова исключения в русском языке. Правописание слов с сочетаниями цы и ци Правописание цы и

1. В каком слове произносится гласный [а]? 1) впечатление 2) приятель 3) выяснить 4) обычай 2. Какое слово

состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) переводчик

2) проскакивая

3) разыгравший

4) стержневой

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, находящийся в состоянии глубокого равнодушия»?

1) скептический

2) хладнокровный

3) аскетичный

4) апатичный

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) к строяш..йся магистрал.., в светло-син..м костюм..

2) на открывш..мся форум.., перед цветущ..й вишн..й

3) под засохш..м топол..м, о дальнейш..м сотрудничеств..

4) до следующ..й встреч.., на развевающ..мся вымпел..

5. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

А. Пусть помнит..ся только хорошее.

Б. Многие любят людей, с которыми легко общат..ся.

В. Если вам встретит..ся непонятное слово, посмотрите в словарь.

Г. Не пряч..тесь от грозы под деревьями.

1) А, Б 2) Б, Г 3) В, Г 4) Б, В, Г

6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) опт..мизм, подн..мающийся, интелл..ктуальный

2) ч..стоплотный, преодол..вающий, разб..рите

3) неприк..сновенный, препод..ватель, г..рящий

4) наивы..ший, изморо..ь (мелкий дождь), ле..тница

7. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

и почти повалился на лавку. Заметно было, что он весьма н(4) в духе.

1) 1, 3 2) 2 3) 2, 4 4) 1, 2, 3

8. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (пол)Европы, (так)что, (по)крепче

2) одет (по)летнему, (экс)чемпион, (военно)воздушный

3) с кем(то), вряд(ли), (по)русски

4) (широко)форматный, (бледно)розовый, (юго)западный

9. Укажите неверное объяснение орфограммы (О/Ё после шипящих).

1) лучОм – в окон­ча­нии су­ще­стви­те­ль­но­го, под уда­рени­ем

2) дешЁвый – в суффиксе прилагательного, под уда­рени­ем

3) тушЁнка – в суф­фи­ксе причастия, сохраняющемся в производном от причастия прилагательном и существительном

4) во­оружЁнный – в суффиксе при­час­тия

10. В каком слове ударение на третьем слоге?

1) намерение

2) переключит

3) исключенный

4) кашлянуть

11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько помидор

2) очень озяб

3) до две тысячи двадцать второго года

4) старые профессора

12. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Храня память о прошлом,

1) учёным понадобилось много времени на изучение старинных летописей.

2) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.

3) изучение истории имеет большое значение.

4) это помогает лучше понять настоящее.

13. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

2) В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает прежде всего праздность.

3) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

4) Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

14. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) Хвойный лес ОДЕЛ все горы и подошёл вплотную к морю.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее ОДЕТЬ детей завтра.

3) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся ОДЕТЬ охотничьи сапоги.

4) Танцоров ОДЕЛИ в национальные костюмы.

15. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Пустили новую линию метро () и жителям района стало удобно добираться до центра.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

16. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звёздами (3) опустилось на верхушки (4) спящих елей.

1) 1, 3, 4 – выделяются два причастных оборота

2) 2, 4 – выделяются два причастных оборота

3) 1, 3 – выделяется причастный оборот

4) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот.

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Май (1) по словам старожилов (2) всегда был тёплым в этих краях.

Я думаю, что судить о достоинствах проекта (3) по словам дилетантов (4) никак нельзя.

1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 3

18. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.

2) Садков одинаково хорошо писал как городские так и сельские пейзажи.

3) Я видел только бой да слышал канонаду.

4) Птицы затаились на время или вовсе покинули эти места.

19. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)

1) Жизнь прекрасна и удивительна.

2) Всё настраивало особым образом тихие сумерки шелест листвы звон воды.

4) Науку надо любить у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

20. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении:

В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если он кажется тебе пустым (3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.

1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3

ОБОБЩАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОРФОГРАФИИ ВАРИАНТ I I. Укажите, в корнях каких слов нужно писать букву о: 1) ум..лять о помощи; 2) касательная линия; 3) приложить

усилие; 4) небольшой р..сточек; 5) выращенные овощи; 6) листья заг..релись; 7) к..снуться воды; 8) возл..гать ответственность; 9) промокательная бумага; 10) отв..рить картошку; 11) ур..внять в правах; 12) обм..кнуть перо в чернила; 13) поклониться матери; 14) резвый ск..кун; 15) вскочить на коня. II. Определите, в каких словах нужно писать букву о: 1) неровный ш..в; 2) крикнуть громч..; 3) трущ..бные обитатели; 4) ож..г руки; 5) искажонный рисунок; 6) поддержать плеч..м; 7) коллектив сплоч..н; 8) ключ..вая вода; 9) медный пятач..к; 10) неглубокий овраж..к; 11) квасцовый раствор; 12) растолч..шь зерно; 13) узкий ж..лоб; 14) стало свеж..; 15) говорить общ.. . III. Укажите в каких словах нужно писать пре-. 1) презабавный ребенок; 2) быстро пр..бежать; 3) приобрести книгу; 4) . приуменьшить заслуги; 5) превратить воду в пар; 6) приобщиться к искусству; 7) пресытиться фруктами; 8) пр..топтать землю; 9) почетный пр..зидиум; 10) пр..брежные заросли; 11) пр..лежный ученик; 12) пр..небрегать опасностями; 13) пр..клеить объявление; 14) пр..интересный человек; 15) пр..рвать разговор. IV. Найдите слова, в которых пишется мягкий знак: 1) наглая лож..; 16) усеян сплош..; 2) много задач..; 17) громко не плач..; 3) железных крыш..; 18) десять тысяч..; 4) бережет., покой; 19) красный плющ..; 5) обознач.. ударение; 20) нужная вещ..; 6) несется вскач..; 21) пятый этаж..; 7) выйти замуж..; 22) напиток шипуч..; 8) снег скрипуч..; 23) похож., на отца; 9) спрячося за угол; 24) распряч.. волов; 10) ветер свеж..; 25) остаеш..ся дома; 11) строит., быстро; 26) уваж..те старшего; 12) жеч.. хворост; 27) намаж.. маслом; 13) закон всемогущ..; 28) мед тягуч..; 14) усатый морж..; 29) ключ., от квартиры; 15) горячая печ..; 30) теплый душ.. . V. Укажите слова, в которых пишется hr. 1) жева..ая газета; 2) накормле..ый вовремя ребенок; 3) груже..ый вагон; 4) нечая..ая встреча; 5) жела..ый друг; 6) бракова..ая деталь; 7) круче..ая нитка; 8) кипяче..ая вода; 9) ваго..ые мастерские; 10) гости..ый двор; 11) овся..ое печенье; 12) ветре..ый день; 13) огурцы пересоле..ы; 14) завяза..ый узлом шарф; 15) несвяза..ый свитер. VI. Определите, где не со словами пишется раздельно. 1. В окнах (не)доставало нескольких стекол. 2. Ребенок (не)достает рукой до стола. 3. Он (не)был волшебником. 4. (Не)взлюбила мачеха дочку старика. 5. (Не)уклюжий медвежонок играл на поляне. 6. Одиноко на осенней (не)веселой дороге. 7. Речка была (не)болыпая, но глубокая. 8. Ваза (не)хрустальная. 9. Мы ценим (не)праздность, а труд. 10. Дети здоровы, (не)простужены. 11. Это был (не)рассчитанный удар. 12. (Не)работая, сыт (не)будешь. 13. Глубоко (не)изученный вопрос. 14. Еще (не)мытые фрукты лежали на столе. 15. Он плясал (не)утомимо, самозабвенно. VII. Укажите, где надо писать ни. 1. Он н.. уехал. 2. Не слышно н.. звука. 3. Где он только н.. бывал! 4. Н.. зайти ли к нему? 5. Нет н.. души. 6. Он н.. мог н.. прийти. 7. Это отнюдь н.. близко. 8. Н.. разу его здесь не было. 9. Где н.. бывал, всюду ему было хороню. 10. Прислали его - н.. рыба н.. мясо. 11. Н.. с кем поговорить по душам. 12. Я, как всегда, остался н.. с чем. 13. Село стало ничьим: н.. своим, н.. чужим. 14. Н.. одной мыслишки в голове. 15. Н.. читал бы при плохом освещении. VIII. Определите, какие слова пишутся через дефис: 1) (пол)лимона; 9) (крово)йбращение; 2) (радио)эфир; 10) (вице)губернатор; 3) чин(чином); 11) давным(давно); 4) (плащ)палатка; 12) (полу)дикарь; 5) иван(да)марья; 13) куда(нибудь); 6) (пяти)дневный; 14) (тех)помощь; 7) северо(запад); 15) (обще)известный. 8) медно(красный); IX. Укажите, в каких примерах выделенные слова пишутся раз¬дельно: 1) (по)январски морозно; 2) и что(бы) ни говорили, все слушали; 3) как(будто) кто-то постучал; 4) (в)одиночку ничего не сделаешь; 5) поступил (по)деловому; 6) (во)первых; ‘ 7) (в)дали нарастал рев; 8) собрались (на)встречу с художником; 9) следы заворачивали за(то) дерево; 10) мы продвинулись (в)глубь; 11) шли след(в)след; 12) это птица (в)роде цапли; 13) (в)течение времени; 14) у рек, (на)подобие Терека, течение бурное; 15) она так(же) ему поклонилась.

помогите решить следующие задания: 1) в каком слове все согласные звуки твердые? музей, шершень, шапка, чашка. 2) какой глагол

относитчя ко второму спряжению?

успеть, сеют, терпит, кушать

3) укажите лишнее слово.

томный, неутомимый, двухтомный, утомительный

4) найдите заимствованое слово:

кофе, коробок, ворот, золото

5) В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков

поздно, греешь, окрестный, восемь

6) в каком слове пропущенна буква е?

прим...рить врага, об...жать друга, прим...рить костюм, сл...зать сметану

помогите плиз отблагодарю и перечислю вам больше осков потом)

В каком слове или сочетании НЕТ звука.ы.?

1)межинститутский 2)к итогам 3)цирк 4)чисто
В каком слове произносится мягкий согласный,д,?
1)деквалификация 2)девиз 3)дешифровать 4)модель
Какое из слов дано в правильном произношении?
1)снег(с"н"эх) 2)бог (бох) 3)крем (крэм) 4)пюре (п"ур"э)

А 1. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

1) позволить

2) косьба

3) безработный

4) метраж.

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) кОрысть

2) крАлась

3) пОняла

4) (хороших) нОвостей.

А3. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.

4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырьмястами строчками

2) полощущий белье

3) все директора гимназий

4) более выше

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Поднявшись на смотровую площадку,

1) можно увидеть весь город.

2) открывается чудесный вид на город.

3) город виден как на ладони.

4) охватывает волнение при виде открывшихся просторов.

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».

2) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.

3) Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.

4) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)…(2) Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червем размером в несколько сантиметров. (3) Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги.(4) Здесь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчетливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (5) Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. (6)… можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красная составляющая, если же свет падает наклонно, то волосок отражает (в зависимости от угла) то желтый, то зеленый, то синий цвета, и глазу он предстает поочередно во всех цветах радуги.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте

1) Интересно, что морская мышь – не единственный носитель фотонных кристаллов в море.

2) В конце XX века ученые обнаружили, что ворсинки их меха являются даже не одномерным, а полноценным двумерным фотонным кристаллом.

3) Большой интерес представляют так называемые морские мыши, обитающие на глубине нескольких километров в пучине южных морей.

4) Если смотреть на волосок морской мыши под прямым углом, то он окажется ярко-красным.

А8. Какое из приведенных ниже слов(сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) К счастью

2) Поэтому

3) Потому что

4) Несмотря на это.

А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) морская мышь является (предложение 2)

2) тело покрыто бахромой(предложение 3)

3) переливаются (предложение 3)

4) поместить (предложение 4).

А10. Укажите верную характеристику четвертого предложения текста.

1) Сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.

2) Сложносочиненное

3) Сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями

4) Сложноподчиненное.

А11. Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОКРЫТО (предложение 3)

1) причастие

2) наречие

3) прилагательное

4) деепричастие.

А12. Укажите слово, которое имеет значение «быстрая смена пятен света, красок».

1) радуга (предложение 3)

2) игра (предложение 4)

3) диапазон (предложение 5)

4) поток (предложение 6).

А13. В каком слове есть суффикс –Д-?

2) посуда

3) причуда

4) кривда.

А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одаре(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведет себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.

А15. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) Зап…здалый, предст…вление, ст…рожевой.

2) К…лыхаясь, отгор…диться, оп…лчение.

3) Бл…гоухать, пл…вец, распол…жжение.

4) Г…рячий, прип…сенный, пап…ротник.

Класс: 2

Цели:

  • учить правильно писать сочетания цы-ци в словах;
  • формировать навыки грамотного письма;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать монологическую речь, внимание, наблюдательность, мышление;
  • совершенствовать санитарно-гигиенические навыки;

Оборудование: учебник, карточки, опорные карточки.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

II. Работа по теме.

1) анализ тетрадей

– откройте тетради. Посмотрите. Вы меня очень порадовали.

Без ошибок выполнили работу …чел.

1-2 ошибки допустили … чел.

Порадовалась за работы: …

Стараются: …

Любуюсь тетрадями: …

Будьте внимательны. Старайтесь.

2) Работа над загадкой

а) на доске запись: (выдел.соед. жк, шк цв.мелком)

Проживают в трудной книжк е
Хитроумные братишк и.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.

– Прочитайте (читают самостаятельно)

– Прочитай, докажи что прочитал? (загадка, т.к. предмет описывается, но не называется)

– Отгадайте (цифры). доказывают.

– Перечитайте, подумайте:

  • Сколько звуков [ж] в загадке? (1)
  • Сколько звуков [ш] в загадке? (2)

– Что можно сказать про эти звуки? (всегда твёрдые, парные по звонкости и глухости, шипящие)

– Какие буквы обозначают эти звуки? («же» «ша») карточки Ж Ш на на доску

б) мин. каллиграфии

– Обратите внимание на написание этих букв.

–Показ учителя.

– Запишите соединения ЖК ШК (показать в словах) (правило посадки)

Итог: Молодцы! Написали каллиграфически правильно. Старались.

в) – Какие шипящие звуки ещё знаете? (ч щ ц)

– Какими буквами обозначаются звуки? («че» «ща» «цэ»)

на доску карточки Ч Ц Щ

– Какие орфограммы написания с этими буквами вы знаете?

(ЖИ – ШИ пишу с гласной И; ЧА – ЩА пишу с гласной А; ЧУ – ЩУ пишу с гласной У)

карточки ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ

– А что знаем про орфограмму с Ц? (ничего)

г) Перечитайте загадку.

– Что же это такое? (цифры)

– Выполним звукобуквенный разбор слова «цифры» (дети выполняют

самостоятельно) ПРАВИЛО ПОСАДКИ

ПРОВЕРКА

– Проверим как выполнили?

– У кого так? (дети сигналят красным цветом; если зелёным – почему? сомневалась)

– А что у тебя не так? ( я пост. «И»; я пост. «Ы»)

– А я ничего не поставила. Как вы думаете, почему?

– Я сомневаюсь, какую букву надо писать.

– Так над чем будем работать?

вывешиваю на доску

3) Работа в парах.

а) – Возьмите карточку зелёного цвета.

– Прочитайте задание

– Что непонятно? Работаем.


б) Проверка

– На какие две группы вы разбили слова?

(слова с орф. ЦЫ с буквой Ы

слова с орф. ЦИ с буквой И )

в) Перечитайте слова I группы. (дети читают слова)

ЦЫ

– Перечитайте слова.

ЦЫ стоит в конце слова)

– Прочитайте слова II группы. (дети читают слова)

На доске появляется карточка. Подчёркиваю сочетание ЦИ

– Перечитайте слова.

– Что интересного вы заметили? (ЦИ в середине слова)

ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её.

ВЫВОД: Когда пишется ЦЫ с буквой Ы (пишется на конце слова)

– Когда пишется ЦИ с буквой И (пишется в середине слова)

ФИЗМИНУТКА

4) Работа над текстом.

– Возьмите конверты, достаньте карточки.

– Прочитайте. (дети читают)

– Что прочитали? (предложения)

– Давайте перечитаем. (читают по одному предложению)

– Как вы думаете, какое задание будем выполнять?

– Составьте из этих предложений текст.

Мёрзнут зимой и звери. 5
Дети рады снегу. 2
Птицы с трудом находят корм. 4
Вот и зима пришла. 1
А птицы, звери? 3

ПРОВЕРКА

– Прочитайте текст, который у вас получился. Докажите. (это текст, т.к. все предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение продолжает предыдущее)

– О чём текст? Тема (наступление зимы)

– Перечитайте текст ещё раз.

– Найдите и запишите предложения, где говорится о птицах.

ПРОВЕРКА

– Сколько предложений записали?

– Прочитайте.

– Найдите слова с новой орфограммой. Докажите.

(ЦЫ пишу с буквой Ы, потому что на конце слова)

ИТОГ: Молодцы! Вы правильно выполнили работу.

5) Открываю запись на доске:

– Прочитайте. (читают слова цепочкой)

– Что интересного вы заметили? (ЦЫ – в середине слова, а такого не может быть)

– Ребята, оказывается, в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

– Чтобы легче запомнить слова, есть стишок, который поможет. (проговариваю)

Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыплёнку говорит.

– Произнесём все вместе.

ИТОГ: Молодцы! Запомните написания этих слов, чтобы не допустить ошибки.

6) Вернёмся к слову (схеме)

ЦИФРЫ

– Какую же букву будем писать в этом слове?

– Докажите. (ЦИ пишу с буквой И, потому что ЦИ в середине слова и в словах исключениях этого слова нет)

– Доказали правильно.

– Давайте сделаем вывод.

– Когда пишется ЦИ с буквой И? (в середине слова)

– Когда пишется ЦЫ с буквой Ы? (в конце слова)

– Кто запомнил все слова исключения?

– Назовите их.

ИТОГ: Молодцы! Правильно доказали и сделали вывод.

7) Самостоятельная работа.

– Поработаем над заданием.

– Возьмите карточку (жёлтого цвета)

б) Проверка.

Прочитай ……слова, которые записала.

Что общего? (в каждом слове есть орфограмма)

Какое слово «лишнее»? (Франция – государство, снежинка – орф. жи – ши)

– Прочитайте слова на орфограмму «цы пишу с буквой ы»

  • Цыган
  • Улицы
  • Птенцы

– Какое слово «лишнее»?

Цыган (слово исключение)

– Прочитайте слова с орфограммой «ци пишу с буквой и»

  • Франция
  • Цилиндр

– Когда пишется цы с буквой ы? (на конце слова и в словах исключениях)

– Когда пишется ци с букой и? (в середине слова)

– На какой вопрос мы искали ответ? (когда в словах пишется ЦЫ, а когда ЦИ)

– Ответили ли мы на этот вопрос?

– Когда же пишется ЦЫ с буквой Ы, ЦИ с буквой И?

III. Рефлексия:

– Продолжите предложение:

  • Мне было интересно…
  • Мне захотелось…
  • Я узнал, что ….
  • У меня получилось…

ИТОГ УРОКА:

– Ребята, я была довольна.

– Вы были настоящими учёными. Нашли орфограмму и доказали её.

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Урок обучения грамоте

Тема: Правописание слов с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.
Цели: 1. Создать условия для формирования понятия о правильном написании слов с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.
2. Закрепить знание алфавита.
3. Продолжить работу над стихотворным текстом, развивать умение находить рифму.
4. Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, развивать умение работать в группе.

Оборудование: карточки со словами, плакат с изображением цирка, точечный рисунок здания цирка у детей, карточка "цирк", текст стихотворения, конверт со словами-исключениями, карточки для работы в группах.

Ход урока
1. Орг. момент.
У: Начинаем урок обучения грамоте.
Поздоровайтесь друг с другом - подарите свои улыбки. А теперь и мне улыбнитесь.
Спасибо!

2. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.
У:А начнем урок с повторения алфавита.
(дети повторяют алфавит по памяти)
Знание алфавита пригодятся нам при выполнении следующего задания.
Перед вами лежат листочки с точками и буквами. Как вы думаете, что вам нужно сделать?
Д: Соединить точки по буквам в алфавитном порядке.
(дети соединяют точки)
У: Что получилось?
Проверьте свою догадку.
Вот слова (на доске). Все они имеют отношение к тому, что нарисовано у вас на рисунке.
ФОКУСНИК
ГИМНАСТЫ
ЖОНГЛЕРЫ
АРТИСТЫ-ЖИВОТНЫЕ
Д: Получился цирк.
У: Конечно же это цирк.
А вы любите цирк? А за что вы любите цирк? (Ответы детей)
Чтобы всем было понятно, что это здание цирка, ему необходима вывеска.

Д: Пропущена буква.
У: А какая буква пропущена?
Д: Пропущена буква И, потому что [Ц] всегда твердый звук. Ы - потому что слышим [Ы]
У: Дайте характеристику звуку, который обозначает буква Ц
Д: Звук [Ц] согласный, твердый, глухой, непарный.
У: Как же нам правильно написать сочетание ЦЫ или ЦИ?
Д: Это мы должны выяснить сегодня на уроке.
У: Верно. А для этого вам нужно быть очень внимательными и наблюдательными.

3. Поиск путей решения проблемы.
У: Внимательно оглядите наш класс. Что увидели?
Д: По всему классу рассыпаны слова.
(Цифра, щетка, цикада, расческа, огурцы, индейцы,цилиндр,скворцы, циферблат, улицы, щенок, чижик.)
У: Вам нужно найти и принести слова, в которых есть буква Ц.
На доске вывешиваются слова
цифра
цикада
огурцы
индейцы
цилиндр
циферблат
улицы
скворцы

У: Посмотрите на слова. Значение каких слов не понятно?
(Ученица зачитывает значение слова "цикада" из толкового словаря.)
У: На какие 2 группы можно раазделить эти слова.
Д: Одушевленные и неодушевленные предметы.
Слова в значении единственного и множественного числа.
Слова двусложные и трехсложные слова.
Слова, которые начинаются с гласной буквы и слова - с согласной.
Слова, которые начинаются на ЦИ и слова, которые заканчиваются на ЦЫ.
цифра
цикада
цилиндр
циферблат огурцы
индейцы
улицы
скворцы

У: Посмотрите внимательно на слова.Что вы заметили?
Д: Если ЦИ в начале слова, то пишется гласная И, а если сочетание в конце слова, то пишется ЦЫ.
У: Посмотрите, что еще общего у слов второго столбика?
Д: Слова, обозначают предметы и имеют значение множественного числа.
У: Сделайте вывод, когда пишется сочетание ЦЫ, когда - ЦИ.
Д: Сочетание ЦИ пишется, если оно стоит в начале слова, а сочетание ЦЫ - в конце слов, которые имеют значение множественного числа.
У: Вернемся к слову цирк. Как нужно правильно написать это слово.
Д: В слове цирк сочетание ЦИ пишется с гласной И.
У: Подпишите свой рисунок.

У: Сегодня к нам утром пришло письмо от артистов цирка.
А вы его не видели? Посмотрите внимательно вокруг.
(Дети находят письмо в классе)
Посмотрим, что нам написали артисты.
ЦЫЦ
ЦЫГАН
ЦЫПЛЕНОК
ЦЫПОЧКИ
У: Что вы можете сказать об этих словах?
Д: В них допустили ошибки, слова написаны неправильно, т.к. сочетание ЦЫ стоит в начале слова и пишется с буквой И.
У: Как убедится верно написаны слова или нет?
Д: Нужно посмотреть в орфографический словарь.
У: Найдите слова в словаре.
У: Что можете сказать о написании этих слов?
Д: Слова написаны правильно.
У: Ребята, как же так? Получается, что эти слова не подчиняются правилу, которое мы вывели на уроке.
Д: Наверное это какие-нибудь особенные слова и их нужно запомнить.
У: Верно. Это слова - исключения. А чтобы лучше их запомнить нам нужно встать.
Сейчас каждый из вас побудет артистом. Вам нужно "изобразить слова".
(Дети показывают каждое слово и заучивают стих.
"Цыган на цыпочках цыпленку цыц сказал")
У: Сформулируйте вывод как пишутся слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.

4. Работа в группах. Закрепление материала.
У: Каждой группе нужно вставить пропущенные буквы в слова, доказать правильность написания. (Слова на карточках.)
И или Ы
Ц_РКУЛЬ
НОЖНИЦ_
КУРИЦ_
Ц_ПЛЕНОЧЕК
ПТЕНЦ_
Проверка.

5. Работа с текстом.
У: А сейчас мы отправимся в цирк. Пойдем мы не одни. Нас будут сопровождать. А кто? Вы узнаете, прочитав текст.
(текст напечатан на листочках)
В цирк цыпленок собирался,
Одевался, наряжался,
Взял билет и взял цветок
И помчался со всех ног.
Цапли бродят по арене.
Как танцовщицы по сцене.
А ученая цикада
Пишет цифры с ними рядом.
Бросил ей цветок цыпленок.
Голосок его был тонок -
Крикнуть "Браво" он не мог,
Просто бросил ей цветок.
И конечно же цикада
Своему успеху рада.
Циркуль лапками схватила
И кружочек начертила.
Все захлопали в ладоши
И цыпленок хлопал тоже.

У: С кем мы отправились в цирк?
Д: С цыпленком.
У: Кого мы уведели на арене цирка?
Д: Выступали цапли и ученая цикада.
У: Ребята, что вы можете сказать о тексте?
Д: Это стихотворение, потому что в тексте есть рифмующиеся слова.
У: Найдите рифму в стихотворении.
(Дети ищут рифму)
У: Что интересного заметили в стихотворении?
Д: Встретились слова на новое правило.
У: Найдите и подчеркните слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ. Объясните их написание.

6. Итог урока.
У: Вспомните, какую задачу мы поставили перед собой в начале урока.
Д: Выяснить как пишутся слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ.
(формулируют вывод)
У: Как вы думаете, все секреты правописания мы раскрыли?
Д: Конечно нет. Нам еще многое предстоит узнать на следующих уроках.

Класс: 2

Цели:

  • учить правильно писать сочетания цы-ци в словах;
  • формировать навыки грамотного письма;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать монологическую речь, внимание, наблюдательность, мышление;
  • совершенствовать санитарно-гигиенические навыки;

Оборудование: учебник, карточки, опорные карточки.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

II. Работа по теме.

1) анализ тетрадей

– откройте тетради. Посмотрите. Вы меня очень порадовали.

Без ошибок выполнили работу …чел.

1-2 ошибки допустили … чел.

Порадовалась за работы: …

Стараются: …

Любуюсь тетрадями: …

Будьте внимательны. Старайтесь.

2) Работа над загадкой

а) на доске запись: (выдел.соед. жк, шк цв.мелком)

Проживают в трудной книжк е
Хитроумные братишк и.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.

– Прочитайте (читают самостаятельно)

– Прочитай, докажи что прочитал? (загадка, т.к. предмет описывается, но не называется)

– Отгадайте (цифры). доказывают.

– Перечитайте, подумайте:

  • Сколько звуков [ж] в загадке? (1)
  • Сколько звуков [ш] в загадке? (2)

– Что можно сказать про эти звуки? (всегда твёрдые, парные по звонкости и глухости, шипящие)

– Какие буквы обозначают эти звуки? («же» «ша») карточки Ж Ш на на доску

б) мин. каллиграфии

– Обратите внимание на написание этих букв.

–Показ учителя.

– Запишите соединения ЖК ШК (показать в словах) (правило посадки)

Итог: Молодцы! Написали каллиграфически правильно. Старались.

в) – Какие шипящие звуки ещё знаете? (ч щ ц)

– Какими буквами обозначаются звуки? («че» «ща» «цэ»)

на доску карточки Ч Ц Щ

– Какие орфограммы написания с этими буквами вы знаете?

(ЖИ – ШИ пишу с гласной И; ЧА – ЩА пишу с гласной А; ЧУ – ЩУ пишу с гласной У)

карточки ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ

– А что знаем про орфограмму с Ц? (ничего)

г) Перечитайте загадку.

– Что же это такое? (цифры)

– Выполним звукобуквенный разбор слова «цифры» (дети выполняют

самостоятельно) ПРАВИЛО ПОСАДКИ

ПРОВЕРКА

– Проверим как выполнили?

– У кого так? (дети сигналят красным цветом; если зелёным – почему? сомневалась)

– А что у тебя не так? ( я пост. «И»; я пост. «Ы»)

– А я ничего не поставила. Как вы думаете, почему?

– Я сомневаюсь, какую букву надо писать.

– Так над чем будем работать?

вывешиваю на доску

3) Работа в парах.

а) – Возьмите карточку зелёного цвета.

– Прочитайте задание

– Что непонятно? Работаем.


б) Проверка

– На какие две группы вы разбили слова?

(слова с орф. ЦЫ с буквой Ы

слова с орф. ЦИ с буквой И )

в) Перечитайте слова I группы. (дети читают слова)

ЦЫ

– Перечитайте слова.

ЦЫ стоит в конце слова)

– Прочитайте слова II группы. (дети читают слова)

На доске появляется карточка. Подчёркиваю сочетание ЦИ

– Перечитайте слова.

– Что интересного вы заметили? (ЦИ в середине слова)

ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её.

ВЫВОД: Когда пишется ЦЫ с буквой Ы (пишется на конце слова)

– Когда пишется ЦИ с буквой И (пишется в середине слова)

ФИЗМИНУТКА

4) Работа над текстом.

– Возьмите конверты, достаньте карточки.

– Прочитайте. (дети читают)

– Что прочитали? (предложения)

– Давайте перечитаем. (читают по одному предложению)

– Как вы думаете, какое задание будем выполнять?

– Составьте из этих предложений текст.

Мёрзнут зимой и звери. 5
Дети рады снегу. 2
Птицы с трудом находят корм. 4
Вот и зима пришла. 1
А птицы, звери? 3

ПРОВЕРКА

– Прочитайте текст, который у вас получился. Докажите. (это текст, т.к. все предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение продолжает предыдущее)

– О чём текст? Тема (наступление зимы)

– Перечитайте текст ещё раз.

– Найдите и запишите предложения, где говорится о птицах.

ПРОВЕРКА

– Сколько предложений записали?

– Прочитайте.

– Найдите слова с новой орфограммой. Докажите.

(ЦЫ пишу с буквой Ы, потому что на конце слова)

ИТОГ: Молодцы! Вы правильно выполнили работу.

5) Открываю запись на доске:

– Прочитайте. (читают слова цепочкой)

– Что интересного вы заметили? (ЦЫ – в середине слова, а такого не может быть)

– Ребята, оказывается, в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

– Чтобы легче запомнить слова, есть стишок, который поможет. (проговариваю)

Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыплёнку говорит.

– Произнесём все вместе.

ИТОГ: Молодцы! Запомните написания этих слов, чтобы не допустить ошибки.

6) Вернёмся к слову (схеме)

ЦИФРЫ

– Какую же букву будем писать в этом слове?

– Докажите. (ЦИ пишу с буквой И, потому что ЦИ в середине слова и в словах исключениях этого слова нет)

– Доказали правильно.

– Давайте сделаем вывод.

– Когда пишется ЦИ с буквой И? (в середине слова)

– Когда пишется ЦЫ с буквой Ы? (в конце слова)

– Кто запомнил все слова исключения?

– Назовите их.

ИТОГ: Молодцы! Правильно доказали и сделали вывод.

7) Самостоятельная работа.

– Поработаем над заданием.

– Возьмите карточку (жёлтого цвета)

б) Проверка.

Прочитай ……слова, которые записала.

Что общего? (в каждом слове есть орфограмма)

Какое слово «лишнее»? (Франция – государство, снежинка – орф. жи – ши)

– Прочитайте слова на орфограмму «цы пишу с буквой ы»

  • Цыган
  • Улицы
  • Птенцы

– Какое слово «лишнее»?

Цыган (слово исключение)

– Прочитайте слова с орфограммой «ци пишу с буквой и»

  • Франция
  • Цилиндр

– Когда пишется цы с буквой ы? (на конце слова и в словах исключениях)

– Когда пишется ци с букой и? (в середине слова)

– На какой вопрос мы искали ответ? (когда в словах пишется ЦЫ, а когда ЦИ)

– Ответили ли мы на этот вопрос?

– Когда же пишется ЦЫ с буквой Ы, ЦИ с буквой И?

III. Рефлексия:

– Продолжите предложение:

  • Мне было интересно…
  • Мне захотелось…
  • Я узнал, что ….
  • У меня получилось…

ИТОГ УРОКА:

– Ребята, я была довольна.

– Вы были настоящими учёными. Нашли орфограмму и доказали её.

Проект данного урока разработан по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Он позволит организовать работу учащихся так, чтобы дети сами открыли для себя способ обозначения звука Ы после Ц, сформулировали правило. Эти знания станут результатом исследовательской работы учащихся под руководством учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока

Учитель: Куликова Ирина Геннадьевна

Школа: № 124 г.Н.Новгород

Класс: 1А

Предмет: русский язык

Программа: развивающее обучение по программе Д.Б.Эльконина –

В.В.Давыдова

Тема урока: «Правописание ЦИ –ЦЫ»

Задача урока: открыть способ обозначения звука [Ы] после Ц

Цели:

Образовательные: в ходе исследовательской работы приобрести знания о правописании ЦИ-ЦЫ в словах русского языка

Развивающие: в ходе исследовательской деятельности ребята узнают, что в середине слова пишется ЦИ, в конце слова пишется ЦЫ, узнают, что из этого способа есть слова исключения, которые надо запомнить;

Воспитательные : должны понять, что полученные знания делают их грамотнее; воспитывать в ребятах дух сотрудничества, сплоченности.

Ход урока

I этап. Мотивационно-ориентировочный

1.Вхождение в контакт.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Чтобы грамотными быть,
Много надо нам учить.

2. Создание ситуации успеха.

Открыли тетради.

Выполняем задание по чистописанию. Во время проверки я заранее записала задания в тетради.

Что мы проходили на прошлом уроке русского языка? (Мы учились писать слова с орфограммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.)

Давайте проверим, как мы умеем применять правила во время письма. На доске звуковые схемы слов. Записать эти слова буквами, через запятую.

[ Щ’УКА ], [Ч’АС],[ [ПРУЖИНА],[УШИ],[ УЧ’УС’],[Ч’АЩ’А].

Сделаем взаимопроверку. Если найдете ошибку, то ее не исправляем, а ставим палочку на полях, чтобы ребята сами ее нашли и исправили. Что будем оценивать? (Правильность)

Поднимите руки, кто справился с работой? Молодцы!

II. Исполнительный.

1.Ситуация разрыва знаний

Раз мы с вами так хорошо справляемся с заданиями, то просьбу Знайки вы точно выполните. Он уехал по делам и попросил нас проверить сочинение Незнайки о том, как он провел выходной. Я распечатала его, чтобы каждый из вас попробовал применить свои знания. (На партах ребят лежит текст сочинения. Дети работают на этом листочке.)

Проверяем, что получилось.

(Во время проверки должен возникнуть спор о правописании слов с [ЦЫ]. У ребят уже есть представление о том, что в русском языке имеет место написание слов с ЦИ и ЦЫ.)

Что стало причиной нашего спора? (Мы не знаем когда [ЦЫ] пишется с буквой И, а когда с буквой Ы)

Кто может сделать на доске модель нашего незнания. (На доске появляется запись ЦИ? ЦЫ)

2. Постановка учебной задачи.

Причина серьезная. Получается, мы не справились с просьбой Знайки и не помогли ему. А он так на нас надеялся. Что будем делать? (Надо узнать когда [ЦЫ] пишется с буквой И, а когда с буквой Ы)

А когда мы этим займемся? (Давайте сейчас на уроке.)

Вы все согласны? (Да)

3. Планирование исследования.

Для нас это новые знания? (Да) (Если ребята скажут, что они уже встречались с такими словами и написание некоторых из них знают, то надо выяснить достаточно ли этих знаний.)

Как можно получать новые знания? (Из учебника, спросить у взрослого, открыть самим)

Какой способ выберем? (Выбираем последний, хотя остальными быстрее и проще, но это будет не наше открытие, и такие знания мы можем быстро забыть)

Что нужно исследовать, чтобы найти способ обозначения звука [Ы].

(Подвожу детей к тому, что на уроке русского языка мы работаем со словами, поэтому и исследовать нужно слова)

Нам потребуются любые слова? (Нет, только те, где есть сочетание [ЦЫ])

Где можно их взять? (В книгах, попросить написать взрослого человека.)

Предположим, мы нашли такие слова, выписали их. Что будем делать дальше? (Надо разделить их на столбики с ЦИ и ЦЫ. Сравнить. Сделать выводы.)

Мы спланировали нашу работу? (Да)

Давайте еще раз повторим план работы. Я буду записывать его на доске

Найти и выписать слова с [ЦЫ] в 2 столбика

ЦЫ ЦИ

Сравнить

Вывод. (Словами или схемой)

Как будем работать? (В группах.)

(Дети разбиваются на группы)

Так как времени у нас не очень много, то я уже подобрала несколько рассказов из книг, отрывки из стихов и сама написала вам несколько слов.

(Я предлагаю детям для работы тот материал, который приготовила заранее)

1 группе - подборку стихов

(материал печатается крупным шрифтом на отдельном листке и выдается группе)

2 группе – напечатанные на листке рассказы из Букваря В.В.Репкина Часть 2 «Как Цып проклюнулся», «Мишки-борцы».

3, 4 группе – набор слов с правописанием ЦИ-ЦЫ

Ребята начинают работу.

МИШКИ-БОРЦЫ

В цирке выступали мишки-борцы.

Они не царапали друг друга, не кусали.

Они вели себя спортивно, честно. Молодцы, мишки! В конце концов, два медвежонка побороли медведя-папу. Клоун угостил храбрецов леденцами. А взрослому медведю дал сахару.

КАК ЦЫП ПРОКЛЮНУЛСЯ

В конце концов Цып сообразил:

Что-то тут темновато!

И проклюнулся: ударил клювом по скорлупе и пробил оконце. Тогда Цып привстал на цыпочки и увидел солнце.

А под ним двор, взрослых птиц и незнакомого птенца.

Привет, Цып! – сказал незнакомец. – Выходи на улицу: подеремся, попетушимся.

Цыц! – сказала мама-курица. И вдруг заметила:

Вы поглядите! Они все на одно лицо!

Ничего страшного, - ответил цыплёнок по имени ЦыЦ. – Мы же близнецы. Верно, братец Цып?

Верно, верно! – обрадовался Цып. – Нам никогда не будет скучно.

И они побежали к другим цыплятам.

Цифры, удальцы, мотоцикл, цирк, цыпленок, цыган, цитрус, огурцы, молодцы, цыпки, циркуль, борцы, цинк, скворцы, певцы.

_______________________

______________

____________________________________________________________________________________

ВЫВОД: После Ц пишем букву И ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

После Ц пишем букву Ы ______________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Мы проворные сестрицы-
Быстро бегать мастерицы.
В дождь - лежим.
В снег - бежим.
Вот такой у нас режим.

Отцы поднимают младенцев,
Сажают в моторный вагон,
Везут на передних сиденьях
Куда-нибудь в цирк иль кино.
И дети солидно и важно
В трамвайное смотрят окно.

Птицы, птицы, как живёте?
Птицы, птицы, что вы пьёте?
- Хорошо пока живём,
Дождевые капли пьём
И поём мы песни вам
По утрам и вечерам.

На прогулке
Два цыплёнка,
Три гусёнка
Вышли на реку гулять.
Сосчитала их девчонка:
Раз, два, три, четыре, пять!
И поплыли три гусёнка -
Их гусыне не догнать!
Лишь остались два цыплёнка,
На песочке загорать.

Возвратились три гусёнка,
Стала девочка считать:
Три гусёнка,
Два цыплёнка -
Вот теперь их снова пять!

Вот один иль единица,
Очень тонкая как спица.

А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова

Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри -
Выступает цифра три.

Что за станция такая -
Дибуны или Ямская?
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.
Закричал он: Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!
Вот какой рассеянный,
С улицы Бассейной!

(1 и 2 группе дополнительно дается бланк для заполнения итогов рассуждения)

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

ВЫВОД: После Ц пишем букву И ________________________________

_____________________________________________________________

После Ц пишем букву Ы _______________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

4. Моделирование способа

(Свои работы группы вывешивают на доску. Затем выходит ответственный и рассказывает, какой вывод сделали из своих наблюдений, как это записали. Выясняется, что есть слова исключения.)

В результате делаем общий вывод:

После Ц пишем букву Ы в конце слова.

После Ц пишем букву И в середине слова.

Буква Ы после Ц пишется в середине слова в словах

Исключениях.

В результате сравнения, выводов формулируем правило и создаем модель этого правила.)

[ЦЫ]

ЦИ ………. ………..ЦЫ

(цирк) (огурцы)

ЦЫ………

Цыган

Цыпочки

Цыпленок

Цыц

Цып

Эту модель ребята затем переписывают себе в тетрадь открытий.

III. Рефлексивно-оценочный этап

Что за важное открытие мы с вами сегодня сделали? (Произносят правило)

Сейчас мы можем выполнить просьбу Знайки? (Да)

Давайте возьмем рассказ Незнайки и еще раз внимательно его проверим.

Что у нас получилось? (Дети читают и объясняют)

Мы с вами молодцы. Правило открыли, сочинение проверили. А Незнайка от этого стал умнее? (Нет)

Мы можем ему помочь? (Да)

Как это можно сделать? (Рассказать ему это правило и научить его им пользоваться)

Давайте мы договоримся. Сначала вы этому способу обозначения звука Ы после Ц попробуйте научить дома своих родных. Потом научим Незнайку.

А завтра узнаем что у вас получилось.

А это правило нам надо только для того, чтобы Незнайку научить? (Чтобы самим быть грамотными)

Вам было интересно сегодня?

Что больше всего запомнилось?

Мне тоже понравилось с вами работать. Спасибо за сотрудничество.

(На следующем уроке в ходе исследовательской работы модель преобразуется. Выясняем, что этот способ работает для ударного гласного звука Ы после Ц. В остальных случаях это другое правило. Идет преобразование модели и отработка способа.)