Изучение уровня сформированности нравственных чувств у старших дошкольников. Собирай по ягодке – наберешь кузовок

  • Выбери из рассказа все пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? Согласен ли ты с тем, что Шергин хотел выразить любовь к народной культуре?

Работа любит не молодца, а незалёжливого . Если человек трудолюбивый, то и работа у него хорошо складываться будет.
Глаза страшатся, руки делают . Говорится тогда, когда приходится приниматься за работу, которой не видно конца.
Комар носа не подточет . Не к чему придраться.
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок . Делая понемногу, выполнишь всю работу.

  • Обсудите с другом выражение "Комар носа не подточит". Объясните его смысл. Запишите вашу беседу.

Как ты понимаешь выражение "комар носа не подточит"?
- Работа настолько идеальна, что в ней нельзя найти ни малейшего изъяна.

Подбери синоним к пословице.
- Безукоризненный, идеальный, безупречный, образцовый, совершенный, неуязвимый.

Ты знаешь, откуда пошло это выражение ?
- В старину одной из самых уважаемых профессий была профессия столяра и плотника. В то время на Руси и строения были из дерева, и мебель, и часть инструмента. В общем, изделия из дерева были везде. И самыми умелыми мастерами считались те, кто мог подогнать детали друг к другу так, что не оставалось зазора, щели.

Ноябрь 3rd 2008 в

У Вани была бабушка – добрая, приветливая. С малышами говорила весело, каждого утешит и рассмешит. Со стариками беседовала рассудительно. Приветливая улыбка всегда была на ее лице. Старики говорили: «Хоть какая беда, а эта старуха ладно сдумает, тихонько скажет». Один старичок как-то сказал Ване:
– Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена.
– Моя бабушка и рисовать умеет, – сказал Ваня.
– Это особое дело. У твоей бабки есть звание «мастер малярного дела». Она и штукатурное и малярное дело умеет, и краску всякую знает, и древесную породу понимает. В клубе художники с ней советовались, какую краску на чем разводить, чтобы прочно было и красовито.
Вот как-то раз Ваня допытывался:
– Бабушка, о чем ты разговаривала с Митей-паркетчиком? Ты кивала головой и говорила: «Верно, работа любит не молодца, а незалежливого». Ты еще сказала: «Глаза страшатся, руки делают». О чем тебе рассказывал Митя?
– Митя рассказывал о своей работе. Очень любопытно.
Митя – художник. Но работает не краской, не кистями. Он украшает деревянным узором шкатулки, столы, шкафы.
Под рукой у Мити тоненькие дощечки из дерева разных пород. Тут красное дерево, черный дуб, коричное дерево. У каждого дерева свой цвет.
Распилены эти дощечки на квадратики, шашечки, кружочки. И Митя выклеивает этими шашечками узор на шкатулке или на шкапчике. Эти деревянные листочки присаживает один к другому на клею.
Иногда узор простой: полоски идут сверху вниз, но у Мити выходило красовито и нарядно. Дорожка черная, коричневая, потом дорожка черная, потом красная, белая.
Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной.
Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу – верхнюю доску стола – и сказал:
– Это заказ от академии. Сроку дано две недели.
Митя с жаром принялся за дело. Обдумал рисунок и в один день закончил верхний угол и сам пришел в восторг от своей работы.
Целую неделю Митя радовался, что ему доверена такая важная работа. Утром проснется рано и до полдня валяется в постели. В воображении своем видит работу законченной, любуется ею, всплескивает руками от радости: одеваясь, танцует и поет. На минуту присядет к столу, подберет нужные дощечки, но радость подмывает его. Бежит на улицу, встречает приятелей: – Подумайте, ребята, моим художеством будут любоваться профессора и академики.
Вечером побежит в кино.
За неделю работа не подвинулась ни на полмизинца. В субботу вечером Митя вдруг устал веселиться. Снял газету, которою была прикрыта доска, и смутился, и испугался. Прекрасно сделанный узор одиноко красовался, как цветок на фоне голой земли.
Митя всплеснул ладонями:
– Что я наделал! Сроку осталась одна неделя. Я не успею ничего…
Часом позже мастер, проходя двором, увидел, что на крылечке сидит Митя.
– Митька, ты плачешь?
– Мастер, я обманул ваше доверие.
– Иди покажи мне твою работу.
Зашли в Митину комнату. Взглянув на столешницу, мастер сказал:
– То, что ты сделал, сделано отменно и прекрасно.
– Мастер, милый, какие же участки надо отхватывать мне каждый день, чтобы поспеть к сроку? Работа будет тяп-ляп, а я привык красовито и тщательно.
– Слушай меня, Митя. Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше ни больше. И дело будет подвигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоем вкусе.
Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером.
Митя сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок. Пригоняет пластинки одну к другой тщательно -комар носа не подточит. Но окинет глазами, сколько еще пустого места остается, и испугается. Однако глаза страшатся, а руки делают.
А руки у Мити были золотые.
Тихо подвигалась ладонь по доске, и вслед за движением художной руки доска превращалась в цветущий сад.
За сутки раньше срока Митя закончил работу. Пригладил утюгом и вылощил волчьим зубом [При полировке дерева иногда пользовались волчьими или медвежьими зубами, которые, не царапая дерева, помогали вылощить (отполировать) его.].
Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю…
Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».


Урок литературного чтения

Тема: работа над текстом произведения «Собирай по ягодке- наберешь кузовок»

Класс: 3

Тип урока: лабораторно-практическое занятие.

Цели урока:

I . Образовательно-развивающие:

1.1 выведение новых понятий: -

1.2 применение опорных понятий: рассказ, метафора, пословица.

1.3 развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, делить, формулировать понятия и суждения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые события в тексте).

1.4 развитие специальных умений:

Понимать смысл текста,

Объяснять название текста.

Задавать вопросы по тексту,

Объяснять значение непонятных слов, пословиц,

Составлять план рассказа.

II . Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее – особенное – единичное.

Технологии: смыслового чтения (ФГОС), способа диалектического обучения.

Заявка на оценку:

21 балл и более - «5»

17 – 20 баллов - «4»

12 – 16 баллов - «3»

Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточки № 1- 6, тексты с заданиями).

Карточки по СДО

Карточка №1

Вопрос- понятие

1. Что называется?

2. Что считается?

3. Что понимается под?

4. Что представляет собой?

5. Что выражает?

6. Что является?

7. Что такое?

8. Каковы свойства и виды?

9. В чем заключается сущность?

Карточка №2

Вопрос- суждение

С?

С- вопросительные слова

1- первое понятие (субъект – подлежащее суждения)

Связка между понятиями

2- второе понятие

1. Чем объяснить, что?

2. Как доказать, что?

3. В каком случае?

5. Каким образом?

6. Вследствие чего?

7. Почему?

Карточка №3

(сравнение)

1. По сравнению с …..

2. Так же ка и ……

3. Как ….., так и …….

4. Сравнивая………, можно сказать…..

5. Кроме……, ещё……

6. Помимо…….

7. Больше чем…….

8. Не только, а и ……

9. Наряду с …….

10. Если ……, то….

11. В отличии от……

Карточка№4

(противоречие)

1……..что, а……..

2. …….тем, что……

3. ……не, но……

4. …..хотя…..

5. …….если, то…….

6. ……..тем, чем……

7. …..не смотря на…..

8. ……однако…..

9. ……не толко……

1. Качество- количество

3. Первичное- вторичное

4. Сущность- явление

5. единство- многообразие

6. Общее- частное

7. Причина- следствие

8. Общее- особенное- единичное

9. Пространство- время

10. Возможность- действительность

11. Необходимость- случайность

Карточка№ 6

(умозаключения)

Дедукция (от общего к частному)

1.. Поскольку…

Следовательно…

Индукция.

1. Если……

Следовательно…

Аналогия

1. Если…..

Следовательно

План-конспект

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы

Деятельность учащихся

I .

Оргмомент

Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1–6, текстов с заданиями)

слайд 1

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора)

«5» 20 баллов и больше

«4» 16 -19 баллов

«3» 12 - 15 баллов

II .

До чтения

Давайте начнем урок с проговаривания скороговорок о труде: (речь)

«Шел Егор через двор, нес топор чинить забор» «Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.»

А теперь объясните фразеологизм «Без сучка,без задоринки.(восприятие и воображение).

по 1 б. за прого

2 балла за прав версию

Легки и гладко. Сравнение с деревом: поверхность идеальная или с шероховатостями)

III .

Анализ темы урока

Откройте стр 124.

Сегодня мы будем работать с текстом произведения.

Какую работу мы будем проводить?

Работа с текстом

«Собирай по ягодке- наберешь кузовок».

Объяснять название текста.

Искать метафоры, олицетворения. (фиксируются на доске)

Работа по теме урока

Кто написал это произведение? Посмотрите на портрет автора.

К какому жанру мы отнесем это произведение?

Обоснуйте свой выбор в виде понятия

родовой+ видовые признаки.

Прочитайте название рассказа. Почему именно такое название?

В конце урока вернемся к вашим рассуждениям и посмотрим, чей ответ был ближе к тексту.

1 балл за каждую версию

Борис Шергин.

Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера, небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя.

Родовой - литературное произведение повествовательного характера,

Видовые- небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя.

Ответы (фиксируются на доске):

Пословица

Бабушка говорила

Рассказ о том, что делая помаленьку, выполнишь всю работу.

Закройте глаза и послушайте отрывок из рассказа.

(со слов «У Вани была бабушка….. до чтобы было прочно и красовито»

Чей образ вы себе представили?

А какой вы её увидели?

Что про нее говорят старики?

Посмотрите на иллюстрацию на стр 124. Восстановите диалог старичка и Вани о бабушке в парах.

Что говорит про бабушку Ваня?

Что говорит про бабушку старичок?

Слушание аудиозаписи.

Добрая, приветливая, весёлая, потому что говорит весело, всех утешит и рассмешит.

Из песен сделана, из пословиц сложена.

Моя бабушка рисовать умеет

Старичок:

У нее есть звание «Мастер малярного дела».

Она и штукатурное и малярное дело умеет.

Краску знает.

Древесную породу понимает.

С ней советуются художники, как разводить краску.

О чем допытывался Ваня у бабушки? Найдите и прочитайте в тексте

В каких случаях так говорят?

О какой работе Мите пойдет речь, если мы знаем что он- паркетчик?

Давайте прочитаем текст. Берем простой карандаш и по ходу чтения подчеркиваем незнакомые слова. Читаем со слов « Митя- художник …» по 2 строчки стр 125) - до слов « Я не успею ничего» (стр 126)

Возьмите карточку №1 . Задайте вопрос- понятие по незнакомым словам, которые встретились в тексте в

Дети пробуют раскрыть смысл каждого слова.

А вот какое определение дается в словаре Ожигова:

Древесная- получаемая из древесины

Коричное дерево-

Коричное дерево, коричник – род деревьев и кустарников из семейства лавровых, в котором насчитывается более 250 видов, произрастающих в тропической и субтропической Азии

Академия- высшее научное или художественное заведение

- «Работа любит не молодца, а незалёжливого»

- «Глаза боятся, а руки делают».

Говорят о подходе к выполнению какой- то работы.

Речь пойдет о выкладывании паркета из дерева.

Что называется древесной породой?

В чем заключается сущность слова красовито?

Что представляет собой коричное дерево?

Возьмите карточку № 2. Задайте в парах вопрос – суждение по прочитанному в парах. Кому (какой паре) вы хотите его задать?

Чем объяснить, что Митя сначала обрадовался заказу, а потом испугался?

Вследствие чего настроение Мити испортилось?

Когда испортилось настроение у Мити?

Как доказать, что возникло противоречие в поведении Мити?

Радость- испуг.

Радость- получил заказ от академии- сделать столешницу.

Радость от того, что доверили важную работу.

Радость от представления выполненной работы. Видит работу законченной, любуется ею.

Испуг- не успеет сделать работу в срок.

Каким образом разрешилось это противоречие?

Прочитайте диалог мастера и Мити в парах.

Почему мастер не стал ругать Митю?

В чем ценность его позиции?

Диалог Мити и мастера – сценка 2 учеников.

Он поверил Мите и предложил, как лучше сделать работу.

Выполняя любую работу, можно сделать ошибки. важна вера в человека, в его силу преодолеть препятствие.

Продолжим работу в четверках.

Задания: кубик Блума по 1 вопросу каждой четверке и 2 всем вместе

- Объясните почему выражение твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой в виде умозаключения (карточка №6)

- Назовите все пословицы, встречающиеся в рассказе и объясни их смысл.

- Предложите аргумент в защиту выполненной работы Мити в тексте.

- Придумайте новое название рассказу

Поскольку метафора- это скрытое сравнение, построенное на сходстве предметов, а бабушка сравнивается с песнями и пословицами, следовательно выражение из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой.

Глаза страшатся, руки делают. Работа любит не молодца, а незалёжливого. Собирай по ягодке- наберешь кузовок.

Доска превращалась в цветущий сад. Руки у Мити золотые. Мастер долго любовался работой.

Дело мастера боится.

Итог урока.

Напротив каких задач, ты можешь поставить себе по баллу?

- читал с выражением.

Объяснил название текста.

Задавал вопросы по тексту,

Объяснял значение непонятных слов, пословиц,

Принимал участие в работе с кубиком Блума

Посчитайте, сколько баллов у вас получилось?

У кого 21 балл и более - «5»

17 – 20 баллов - «4»

12 – 16 баллов - «3»

Рефлексия. Выставление оценок.

Домашнее задание

Нарисовать рисунок по тексту рассказа

Что значит пословица "Собирай по ягодке – наберешь кузовок"?

    Не пугайся что долго дело делается, а впереди еще не початый край. Мелким ходом, тихой сапой, можно горы свернуть! Терпение надобно и упорство в любом деле, как в сборе ягод - ягодка маленькая а кузовок ими все же набирается.

    Собирай по ягодке - будет кузовок,

    Засучи повыше белый рукавок.

    Осторожно надо положить на дно

    Присмотреться к следующей и сорвать еще,

    Коли делать нечего и в лесу светло

    Собирай неспешливо - будет все твое.

    А другие люди пусть себе спешат.

    Пусть горстями хапают, мельтешат

    Пусть бегут усталые из лесу потом,

    Чтоб продать на трассе, да за городом.

    Пусть получат денежек и опять

    Собирают спешно все подряд.

    Не понять, им суетным, в чем здесь будет кайф.

    Пусть потратят денюжки на конфетный рай.

    Ты же тихим вечером, варенье положи

    Внуку про лесные встречи расскажи.

    Ягодки с кислинкой на хлебушке лежат,

    Ароматом сочным в лес опять манят,

    Собирать по ягодке полный кузовок,

    Сок Земли родимой мудрым людям впрок.

    На самом деле эта поговорка говорит о том, что любое дело делается совершенно не спеша и аккуратно, потихоньку и без торопливости, и слово полный кузовок, говорит о том, что дело будет сделано, а то что по ягодке, это вдумчиво и не торопливо.

    Любое дело всегда можно сделать и если изначально оно кажется сложным и трудным, то расстраиваться не нужно, потому что любое последовательное действие ведет к успешному результату.

    Иногда положительного результата нужно ждать какое то время и бывает так, что итог затягивается, но в этом случае, нужно просто проявить выдержку и все и всегда получится. И терпение будет важным фактором.

    Очень хорошая пословица, смысл которой в том, что самые большие и великие дела делаются постепенно. Я отношу пословицы подобные этой к группе описывающих переход количества в качество, принцип, который я исповедаю еще со студенческих лет и который срабатывает в 100% случаев, просто иногда нужного результата приходится ждать дольше, а иногда он приходит быстрее. Пример с БВ мне кажется очень удачным, но не полным. Строго следуя этой пословице не обязательно гнаться за исключительно за многозвездными вопросами, достаточно больше отвечать на вопросы пользующиеся небольшой популярностью и как только их накопится определенное количество, кузовок наполнится, заработок станет достойным.

    Пословица Собирай по ягодке - набершь кузовок означает, что Терпенье и труд вс перетрут. То есть, что только кропотливый, упорный труд может привести к ожидаемому результату.

    Пиши и пиши по вопросику, глядишь - заработаешь Стахановца. 🙂 Вот новая пословица родилась!

    Большое дело дробится на несколько маленьких и делается по частям, постепенно, глядишь -так все и сделал. Так со сбором ягод: собираешь по одной и через некоторое время ведерко полное. То есть каждое маленькое движение вперед приближает человека к заветной цели, которой он упорно добивается. И маленькие делА -это части большого дЕла.

    Пословица о ягодке и кузовке настраивает человека на спокойную, неторопливую работу. Она означает: Даже делая помалу, сделаешь в итоге много .

    Давайте представим себе, что мы отправились в лес за ягодами, взяли с собою пустой кузовок. Руки делать хотят, да глаза боятся. Ягодки-то маленькие, а кузовок большой. Ну когда же он полный набертся? Кажется, что никогда. И нам хочется что-то предпринять (например, горстями ягоды набирать) или бросить эту работу, не начинать е.

    Но мы так можем размышлять очень долго. До самого позднего вечера. А потом стемнеет, и мы вернмся домой с таким же пустым кузовком, так и не набрав ягод. Горстями когда рвшь они разминаются. По одной штучке рвать не хочется. А вот если мы набермся терпения и мужества, вс-таки начнм дело спокойно и неспеша, то кузовок незаметно заполнится неповрежднными ягодками.

    Есть похожее по смыслу присловье Корочка по зрнышку клют. Смысл этой пословицы заключается в том, что терпеливый и последовательный человек, в результате своего кропотливого и настойчивого труда, обязательно добътся нужного результата.

    Данная пословица означает, что не нужно лениться сделать хоть какое-то доброе дело или хоть какой-то маленький труд. Ведь всего по чуть-чуть и получится много. Особенно эта пословица касается данного сайта - Большого вопроса. Ведь если писать тут очень мало, то ничего не заработаешь. А если будешь не лениться писать много - начнешь зарабатывать.

Сбор ягод, как и прочих даров леса, с древнейших времен являлся задачей для тех членов племени, кому не под силу было справиться с более трудоемкой работой. Если мужчины были заняты охотой и строительством укрытий от непогоды, женщины - хранительницы очага, не только мамонта могли разделать, но и одежду сшить и дров для этого самого очага притащить, дети отправлялись за самой легкой добычей. Конечно, назвать ягоды, которые они искали в дремучей чаще, так сложно, однако, растительность это не кусачая, от человека не убегает, да и донести до жилищ ее просто.

Всем известно, что дети - народ любопытный и непоседливый. Им всегда было непросто сконцентрироваться на поиске ягод. К тому же поиск съедобных даров природы - хитрая наука и без особых знаний найти съестное и не отравиться в лесу не просто. Обучали ребят старики. Они раскрывали секреты ягодных полян, учили выживанию, а также делали моральные наставления, дабы молодежь трудилась на благо племени, а не развлекалась во время прогулок.

Такая тихая охота вызывала у соплеменников уважение. Собирателей считали гостями леса. В народе сохранились поговорки и прибаутки, где говорится, что человек каждой ягоде и каждому грибу кланяется. Он высказывает природе свою благодарность.

С веками интерес к ягодам не пропал, а вот почитание лесов, закрепленное передачей их в собственность помещикам, сильно изменило форму. Одной из главных задач, которую стали решать при отправке молодежи за ягодами, стала борьба с вредной привычкой потреблять ягоды в пищу на месте . Страдающие авитаминозом сенные девки не желали приносить барыням корзины ягод и предпочитали наесться впрок этим лакомством. Проблему решили изящно: во время сбора ягод девушкам надлежало распевать песни - и слух радуют, и в лесу не заблудятся, и ягоды уплетать за обе щеки не выйдет.

Значение фразеологизма

Как было сказано выше, обучение сбору ягод было важным и непростым процессом. Только после того, как дитя преуспеет в этом общественно важном труде, оно начинало осваивать новые ремесла. Данный фразеологизм звучит как первая рекомендация старшего члена племени своему очень юному сородичу. Наставники нередко предлагают опираться на прежний опыт. Именно так, предлагая использовать умения полученные во время сбора ягод, и создали эту устоявшуюся фразу.

Данный фразеологизм означает то, что для достижения позитивного результата необходимо проявить терпение . Делать любое дело нужно внимательно, обращая внимание на мелочи, из которых будет состоять финальный продукт. Не стоит упускать возможности улучшить результат, внести дополнительные поправки, торопиться.

Применяется фразеологизм в случае, если требуется:

  • сделать наставление человеку, который не склонен работать долго и аккуратно. Ему предлагают проявить неспешность и добиться ощутимого результата стараний.
  • подбодрить того, кто работает над большим проектом. Ему говорят о том, что его старания не будут напрасными, и со временем он сможет достичь поставленной цели.

С упомянутыми в фразеологизме ягодками стараются не сравнивать деньги. Нужно обладать определенным цинизмом, чтобы провести аналогию между трудом собирателей, обеспечивающих все племя пищей, и конкретным скопидомом. Наш народ не такой.