Какое значение не соответствует слову императив. Юридический словарь

ИМПЕРАТИВ

ИМПЕРАТИВ

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ИМПЕРАТИВ

(лат.)

требование, приказ, ; с появлением кантовской «Критики практического разума» императив – это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); , выражающее ( принуждение поступать так, а не иначе). Гипотетический императив имеет силу лишь при известных условиях; императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении. Категорический императив, или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: «Поступай так, чтобы своей воли в любое могла стать принципом всеобщего законодательства» (см. также "Золотое правило"). Н. Гартман говорит по этому поводу («Ethik», 1935): «Поскольку упомянуто, что действительно всегдашней «максимы» поведения состоит в том, может она быть в то же время всеобщим законом или нет, то в ней, очевидно, заключено такое, чего как личность принципиально не может хотеть. Он скорее должен хотеть, чтобы сверх всякой всеобщей значимости в его поступках было ещё нечто собственное, что на его месте никто не мог бы или не должен был бы делать. Если он отказывается от этого, то он является просто одним из множества номеров, который можно заменить любым другим; его личное ненужно, бессмысленно».

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ИМПЕРАТИВ

ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus - повелительный) - требование, приказ, закон. У Канта в “Критике практического разума” - общезначимое нравств. предписание, в противоположность личному принципу (максиме); императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив - безусловный принцип поведения.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ИМПЕРАТИВ" в других словарях:

    - (лат., от imperare приводить в порядок, повелевать). 1) у Канта общий закон, которым определяется, что должно делать. 2) повелительное наклонение глагола. См. КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Императив - Императив ♦ Imperatif Приказ, но обращенный к себе самому; не противоположность свободе, а необходимость, накладываемая свободой. Повиноваться суверену или Богу – это одно (приказ); повиноваться только себе – совсем другое (императив).… … Философский словарь Спонвиля

    Императив - (лат.imperativus – өктемшіл) – И. Кант енгізген ұғым: жалпы заңды, жоғары талапты, не істеу керек және міндеттіні қалай орындау керек екенін анықтайтын ең маңызды принципті көрсетеді. Канттың бұлжымас императиві былай тұжырымдалады: «... действуй … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от лат. imperativus повелительный) требование, приказ, закон. У И. Канта в Критике практического разума общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при… … Большой Энциклопедический словарь

    Повеление, наклонение, требование, повелительное наклонение Словарь русских синонимов. императив сущ. повелительное наклонение одна из грамматических категорий глагола) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

    - (от лат. imperativus повелительный) требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при… … Политология. Словарь.

    - (от латинского imperativus повелительный), требование, приказ, закон. И. Кант ввел в этику понятие категорического императива безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда … Современная энциклопедия

    ИМПЕРАТИВ, императива, муж. (лат. imperativus) (книжн.). 1. Категорическое, безусловное требование (филос.). Категорический императив Канта. 2. То же, что повелительное наклонение (грам.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (лат.). То же, что повелительное наклонение. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л … Литературная энциклопедия

    императив - а, м. impératif m., нем. Imperativ <лат. imperativus. Безусловное, настоятельное требование. БАС 1. Едва ли можно указать на какую либо область общежития стоящую вне этой проблемы: в ней тесно сплелись интересы личного права с социальными… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

  • Семантика и типология императива. Русский императив , В. С. Храковский , А. П. Володин , Монография посвящена семантике и типологии императива, исследованной на материале около 130 языков. Центральное место в авторской концепции занимает утверждение отом, что императив не… Категория: Учебники для ВУЗов Издатель: Едиториал УРСС , Производитель:

Экономический словарь терминов

(от лат. imperativus - повелительный) императив

повеление, настоятельное требование; по Канту: "Поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства".

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

императив

императива, м. (латин. imperativus) (книжн.).

    То же, что повелительное наклонение (грам.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

императив

    Повеление, безусловное требование (книжн.). Нравственный и.

    В грамматике: повелительное наклонение.

    прил. императивный, -ая, -ое. Я. тон (требовательный и категорический). Императивное предложение (в грамматике: побудительное).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

императив

    м. Повелительное наклонение (в лингвистике).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

императив

ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus - повелительный) требование, приказ, закон. У И. Канта в "Критике практического разума" - общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив - безусловный принцип поведения.

Императив

(от лат. imperativus ≈ повелительный), в лингвистике повелительное наклонение глагола. Обычно выражается чистой основой или основой + суффикс множественного числа («глянь», «гляньте»). Междометный И. ≈ разряд глагольных слов с повелительно-восклицательным значением, например в русском языке «вон!», «прочь!», «долой!». Инклюзивная форма И. побуждает тех (того), к кому обращена речь, к совместному действию с говорящим (говорящими), например в русском языке «пойдём», «пойдёмте» в отличие от «пойдите».

Википедия

Императив (философия)

Императи́в - требование, приказ, закон. С появлением кантовской « Критики практического разума » императив - это общезначимое предписание, в противоположность личному принципу.

Гипотетический императив имеет силу лишь при известных условиях; категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении.

Категорический императив, или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства».

Примеры употребления слова императив в литературе.

Друг Вильямсон, согласно законам природы и на основании эволюционного императива я никогда не рискую необоснованно.

Они сыпали десятками не похожих один на другой терминов и десятками не отличимых одна от другой фамилий: энтелехия, бритва Оккама, деонтология и аксиология, категорический императив , феномены и ноумены, субстанции и акциденции, Шпенглер, Швейцер, Штейнер, Шелер, Шеллинг, Шиллер, Шлегель.

Был он в последний год удачлив необычайно, быстро богател, с удовольствием этим пользовался, реализуя свои давние желания провинциального пижонистого парня, но глупел на глазах, становясь каждой бочке затычкой, комментировал даже и конкурсы красоты, и парламентские дебаты, рассуждал об экономике и истории и все время приплетал нравственный императив - увы, не всегда к месту.

Так и теперь, новые русские, с пятью классами и дестью годами строго режима за плечами, вытаращив от напряжения глаза, слушали рассуждения какой-нибудь миловидной студентки филфака, сменившей очки с толстыми стеклами на контактные линзы, о влиянии категорического императива на вещь в себе.

В общем и целом он делает не что иное, как ставит существующую утилитаристскую этику под протекторат категорического императива .

Стремясь отстоять этическую мировую цель, Фихте фальсифицирует свидетельство о рождении мира, назначая последнему в отцы категорический императив , а в матери - теорию познания идеализма.

Философские возражения Сценарный анализ считает императивы родительскими указаниями, а целью многих существовании - исполнение этих указаний.

Кант, по его мнению, совершил ошибку, заключающуюся в том, что оба своих открытия - гносеологический идеализм и этику категорического императива - он не соединил нитями внутренней связи, которая существует между ними.

Таким образом, гносеологический идеализм и категорический императив , если они объединят свои усилия и один станет на плечи другому, смогут заглянуть за занавес, скрывающий тайну мира.

В принципе же он может инкриминировать им лишь то, что они по-прежнему стремятся ограничить этику и веру в прогресс рамками наивного мировоззрения здравого человеческого разума вместо того, чтобы черпать их из мировоззрения, вытекающего из соединения гносеологического идеализма и этики категорического императива .

Мне как-то Гоц говорил, что его внутренней жизнью правит категорический императив Канта, а вот мой категорический императив - воля Б.

И можно ли назвать аморальным Категорический Императив Дада: единственный закон, которому обязан следовать художник, - это веление его сердца, дерзание в жизни и искусстве?

Нет сомнения в том, что Кант не подозревал о своей ошибке, в противном случае он не совершил бы ее, и она не была бы вкладом в его этику: эта ошибка - доктрина Категорического Императива .

Тот долг, который вел людей на подвиги, пока он исходил от Бога и даже от такого удивительного повелителя, как категорический императив , вдруг, когда он оказался простым предрассудком, хотя очень полезным для общественных целей, сразу стал скучным, ненужным, холодным, унылым.

Брандес же, нередко пользующийся Крейссигом как источником для своих глав о Лире и других трагедиях Шекспира, этот вывод немецкого критика игнорирует, ибо категорический императив противен его душе - не сам по себе, а как некий протест против господства случая, который дает возможность писать жалобные слова.

Приказ, обращаемый к самому себе и не отрицающий свободу, он не противопоставляется ей, но является необходимостью, которую свобода на человека накладывает, - вот что такое императив. Повиноваться приказу извне - начальнику или суверену, как в феодальные времена, или Богу для людей религиозных - это не является императивом, поскольку это только повиновение, только подчинение. Конечно, в течение жизни такое необходимо часто, но далеко не все приказы можно и нужно выполнять. А вот собой не управлять нельзя ни дня, ни минуты, это необходимость, вот что такое императив.

Виды

Со времени появления учения Канта люди различают два вида: императив категорический и императив гипотетический. Последний может подчиняться одному из условий, которое определяет поставленная цель. Например, если человек хочет, чтобы его друзья поступали с ним честно, он должен прежде всего быть честным с ними. Или если человек не хочет быть посаженным в тюрьму, он не должен совершать нехороших поступков.

Эти размышления являются сутью правил искусного поведения, благоразумия, но никак не более. Человек выбирает средства, пригодные для осуществления выбранной им цели, и эти средства пригождаются ему только при достижении этой цели. Выбор норм поведения в зависимости от имеющихся целей и задач - вот что такое императив гипотетический. И средства эти нужны вплоть до исполнения их и достижения успеха.

Категорический императив Иммануила Канта

А этот категорический императив абсолютно свободен от любых условий, перед ним не стоят определённые цели, он ничем никому не обязан, просто выполняет то, что необходимо. Например: нельзя лгать. То есть будь честен. Не только с друзьями, но и вообще со всеми и всегда. Что такое императив, если не долг?

Характер его абсолютный, категорический, не имеющий ничего общего с надеждой на успех или какой-либо результат, он существует не для развития ловкости или осторожности. Просто человек должен это. И не кому-то со стороны. Только самому себе. И как раз для того, чтобы не потерять уважение к себе. Потому что если он, свидетельствуя перед судом, усомнится в необходимости говорить правду, уничтожается сама его человеческая природа.

Сравнение

В чём же тут отличия? Гпотетический императив Канта имеет характер частный, понимаемый лишь теми, кто может проверить все условия его, то есть для тех, кто действует ради цели. Например, честность ведёт к приобретению друзей, друзья могут рассчитывать на обоюдное доверие и помощь, которая приведёт к успеху. А категорический (или нравственный, или моральный) императив - это полная безоговорочность без всякой цели, с универсальным характером.

Значение категорического императива для любого человека огромно, причём взаимосвязи сохраняются даже с теми людьми, которые этот императив вообще не соблюдают. Посредством своей универсальности он вписывается в поведение любого человека, поскольку разум сам его себе формулирует, сам себе предписывает. А он, как мы знаем, бывает как мысленный - теоретический разум, так и деятельный - практический, и пусть они действуют в разных сферах, но идут к одному - утверждению внутреннего свода правил - императива. Кратко говоря, это требования, предъявляемые человеком к самому себе.

Универсальное одиночество

Широко известной стала формулировка императива Иммануила Канта из "Основ метафизики нравственности" (второй раздел): "Поступать нужно так, как будто максима данного поступка за счёт воли должна стать законом для всех". Это означает, что повиноваться человек должен только самому себе (это автономия), но одновременно нужно и освобождаться от самого себя (от себя, любимого, и это универсальность).

Личный нравственный императив, таким образом, и для всех остальных людей имеет значение. Так складывалась мораль, которая существует для всех именно потому, что имеет огромное значение для каждого. Один-единственный долг, который должен выполнять каждый человек, - быть свободным от собственного эгоизма. Это состояние Алан называл "универсальным одиночеством".

Долг

Примеры, обоснования, а также понятие даны в христианских заповедях. Что такое императив? Это долженствование, и Кант здесь не отходит от богословских понятий далеко, используя ту же формулу. Этические императивы - это заповеди совести, нравственности, выражение норм нравственной воли. Заповедью разума представляется объективный принцип понудительного назначения к воле, которая и есть императив. Что такое максима? Это субъективный принцип воли, субъективный принцип деятельности, то есть правила поведения.

Императив в основе своей противостоит максиме. Как уже было сказано, у императива может быть два вида. Гипотетический действует при некоторых условиях, категорический же действует безусловно. Есть разница в примерах. Хочешь быть священником - изучай богословие. Это гипотетический императив. Хочешь торговать - учись обманывать. Тоже он, но в данном случае обязательно будет конфликт с императивом категорическим: "Не лжесвидетельствуй!" (никогда, вообще). Гипотетический императив является действием-средством для достижения цели, категорический - сам себе цель.

Всеобщее правило

Категорическому императиву положено быть формальным принципом нравственности, который соответствует достоинству человека, его практическому разуму, и в приоритете определять форму деятельности собственной воли. Формальному характеру категорического императива предстоит назначение стать всеобщим правилом для всех разумных людей. Практические принципы, полагающие материю или объект со способностью желания как основу, определяющую волю, - это принципы сугубо эмпирические, практических законов дать миру не могут.

Эмпирическим принципам не хватает необходимости, которая рождает закономерность. Разумное существо, следуя эмпирическим принципам, должно мыслить максимами, то есть правилами собственного поведения как практическими всеобщими законами. Соответственно, и в категорическом императиве видится действие как объективная необходимость, но не за счёт поставленной цели, которая может быть и достижимой посредством этого действия, но за счёт только представления непосредственно этого действия, то есть его формы.

Другие философы

Аналогичная формула категорического императива была предложена английским моралистом Вильямом Палеем во второй половине восемнадцатого века. Нравственный императив должен повелевать категорически и безусловно, игнорировать все материальные мотивы. Поступать следует так, чтобы личные правила могли стать принципом всеобщего законодательства. Человечество никогда не должно быть в поступках человека средством, но только целью.

Критиковал кантовские формулы категорического императива немецкий социолог и философ Георг Зиммель. А Эренфельс, Гольдшейд, Унольд, Корнелиус не считали, что Кант завершил работу над данной теорией, и принимали её в несколько модифицированном виде. Однако родоначальник школы классической философии в Германии Иммануил Кант, конечно же, работу эту завершил.

Философия Канта

Высшая ценность - это человек, как считал философ, и он всегда сам по себе цель, он не может быть средством. У каждого есть собственное достоинство, но каждый должен понимать и то, что у любого другого достоинство есть тоже, и оно точно так же является высшей ценностью. У каждого человека есть выбор - как поступить, какая категория ему ближе - добра или зла.

Этот выбор человеку дан от Бога, поскольку эталона, образца, квинтэссенции добра как конкретной личности на земле не существует. Но все люди имеют представление и о добре, и о зле. Дано свыше. И сформировавшееся нравственное сознание всегда придёт к выводу, что символом нравственного идеала нам служит Господь. Вот отсюда и отталкивался философ Иммануил Кант, формулируя свой нравственный закон, регулирующий людские отношения. Отсюда и появился категорический императив.

Великий гуманист

Кант разрабатывал концепцию автономной этики, когда законы и нравственные принципы существуют отдельно от внешней окружающей среды и тесно взаимодействуют друг с другом. Отсюда и явился категорический императив как строгая необходимость существования основных принципов, которые определяют поведение человека.

Личность человеческая не предназначена для того, чтобы служить меркой добра и зла, поскольку совершенства в человечестве нет. Тем не менее главной нравственной ценностью является человек, а Бог - идеал для нравственного подражания и самосовершенствования. Предписаниями для человеческого поведения Кант сделал следующее:

1. Следовать всегда правилам, которые для тебя и окружающих - закон.

2. Относись к ближнему так, как хочешь, чтобы отнеслись к тебе.

3. Никогда не рассматривать ближнего как личную выгоду для себя.

Выводы

Только если нравственный закон не зависит от посторонних причин, он может сделать человека действительно свободным. Моральный закон - императив, повелевающий категорически, потому что каждый человек подвержен чувственным побуждениям, потому что всегда имеет потребности, а значит, способен производить максимы, противоречащие моральному закону. Императив предписывает человеческой воле относиться к закону как обязательности, то есть принуждает внутренне к нравственным поступкам. Понятие долга тоже заключается именно в этом.

Нравственность является формулой выживания и счастья, а количество выпавших человеку страданий весьма зависит от того, насколько нравственна его жизнь. У людей безнравственных жизнь отвратительна. Правила императива помогают разграничить добро и зло. Лучше всех это сделал Кант, заявив, что человек является сам себе целью, а средством не должен быть никогда. Это значит, что не стоят выше человека никакие концепции, идеологии, государства. Предназначение человека не знает никто, и никто не имеет права его использовать. Нравственным будет только то, на что человек сам дал согласие, а принуждение всякого рода безнравственно. Нельзя позволять себе шантаж, манипуляции, давление на человека. А ещё Кант сказал, что средства всегда деформируют цель. То есть за всё безнравственное придётся расплатиться.

1) Императив - (от imperativus - повелительный) норматив, не подлежащий обсуждению, нравственная форма -- установление, рецепт поведения. И. - одно из необходимых субъективно вырабатываемых, но по необходимости объективно предопределенных средств ограничения поведения, собственно общественного бытия людей, рассчитанных на предотвращение анархии и социального коллапса; одна из форм жестких установок, вырабатываемых культурой данной эпохи в качестве образца для всеобщего следования, обязательного для всех членов общества; максима - принцип, долженствующий давать образец для нравственного самосовершенствования людей, улучшения морального и культурного состояния общества. В архаических обществах И. основывался на устрашении, неминуемом возмездии, осуществлять которое, по бытовавшим представлениям, правомочны только боги (Закон Кармы). Таковы многочисленные и многообразные табу, выполнявшие охранную роль, уберегавшие родовую жизнь от деструктивного распада; таковы описанные образно Гомером предустановленные Одиссею богами правила поведения, которые он осмелился нарушить и понес за это жестокое наказание. С историческим процессом наступления социального прогресса, по мере того, как в обществе основную регулятивную роль стало выполнять сознание, а не страх, формулы императивов смещались в сторону насыщения их нравственным содержанием, легко верифицируемым на рациональных основаниях. Таков кантовский категорический императив, существующий в двух формулировках: 1) "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом"; 2) "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству" (И. Кант. Соч. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 260, 270). В современной этике выработана форма И., адекватная тотальному стремлению человечества самосохраниться на основе взаимоуважения к национальным, этническим и другим традициям и верованиям, ко всей живой природе в целом: "Свято уважай любые проявления иной жизни". Это одна из форм экологического И. В ходе обучения в отношениях наставника, мастера, с одной стороны, и ученика - с другой, на первых этапах действует И.: "Делай как я". В современной науке и культуре и архетип полноты, и архетип целостности (в массовом сознании, начиная с 30-х годов XX в., первый постепенно стал вытесняться вторым и процесс этот продолжается поныне) можно рассматривать как И. (требования), нормативно предъявляемые к познанию и практике.

2) Императив - - структура социального знания, выступающая непосредственным проводником от сознания субъекта к социальному действию (поведению).

3) Императив - (лат.) - требование, приказ, закон; с появлением кантовской "Критики практического разума " императив - это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе). Гипотетический императив имеет силу лишь при известных условиях; категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении. Категорический императив, или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: "Поступай так, чтобы максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства" (см. также " Золотое правило "). Н. Гартман говорит по этому поводу ("Ethik", 1935): "Поскольку упомянуто, что действительно критерий всегдашней "максимы" поведения состоит в том, может ли она быть в то же время всеобщим законом или нет, то в ней, очевидно, заключено нечто такое, чего человек как личность принципиально не может хотеть. Он скорее должен хотеть, чтобы сверх всякой всеобщей значимости в его поступках было ещё нечто собственное, что на его месте никто другой не мог бы или не должен был бы делать. Если он отказывается от этого, то он является просто одним из множества номеров, который можно заменить любым другим; его личное существование ненужно, бессмысленно".

Императив

(от imperativus - повелительный) норматив, не подлежащий обсуждению, нравственная форма -- установление, рецепт поведения. И. - одно из необходимых субъективно вырабатываемых, но по необходимости объективно предопределенных средств ограничения поведения, собственно общественного бытия людей, рассчитанных на предотвращение анархии и социального коллапса; одна из форм жестких установок, вырабатываемых культурой данной эпохи в качестве образца для всеобщего следования, обязательного для всех членов общества; максима - принцип, долженствующий давать образец для нравственного самосовершенствования людей, улучшения морального и культурного состояния общества. В архаических обществах И. основывался на устрашении, неминуемом возмездии, осуществлять которое, по бытовавшим представлениям, правомочны только боги (Закон Кармы). Таковы многочисленные и многообразные табу, выполнявшие охранную роль, уберегавшие родовую жизнь от деструктивного распада; таковы описанные образно Гомером предустановленные Одиссею богами правила поведения, которые он осмелился нарушить и понес за это жестокое наказание. С историческим процессом наступления социального прогресса, по мере того, как в обществе основную регулятивную роль стало выполнять сознание, а не страх, формулы императивов смещались в сторону насыщения их нравственным содержанием, легко верифицируемым на рациональных основаниях. Таков кантовский категорический императив, существующий в двух формулировках: 1) "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом"; 2) "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству" (И. Кант. Соч. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 260, 270). В современной этике выработана форма И., адекватная тотальному стремлению человечества самосохраниться на основе взаимоуважения к национальным, этническим и другим традициям и верованиям, ко всей живой природе в целом: "Свято уважай любые проявления иной жизни". Это одна из форм экологического И. В ходе обучения в отношениях наставника, мастера, с одной стороны, и ученика - с другой, на первых этапах действует И.: "Делай как я". В современной науке и культуре и архетип полноты, и архетип целостности (в массовом сознании, начиная с 30-х годов XX в., первый постепенно стал вытесняться вторым и процесс этот продолжается поныне) можно рассматривать как И. (требования), нормативно предъявляемые к познанию и практике.

Структура социального знания, выступающая непосредственным проводником от сознания субъекта к социальному действию (поведению).

(лат.) - требование, приказ, закон; с появлением кантовской "Критики практического разума " императив - это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе). Гипотетический императив имеет силу лишь при известных условиях; категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении. Категорический императив, или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: "Поступай так, чтобы максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства" (см. также " Золотое правило "). Н. Гартман говорит по этому поводу ("Ethik", 1935): "Поскольку упомянуто, что действительно критерий всегдашней "максимы" поведения состоит в том, может ли она быть в то же время всеобщим законом или нет, то в ней, очевидно, заключено нечто такое, чего человек как личность принципиально не может хотеть. Он скорее должен хотеть, чтобы сверх всякой всеобщей значимости в его поступках было ещё нечто собственное, что на его месте никто другой не мог бы или не должен был бы делать. Если он отказывается от этого, то он является просто одним из множества номеров, который можно заменить любым другим; его личное существование ненужно, бессмысленно".

Императив

♦ Imperatif

Приказ, но обращенный к себе самому; не противоположность свободе, а необходимость, накладываемая свободой. Повиноваться суверену или Богу – это одно (приказ); повиноваться только себе – совсем другое (императив). Повиновение приказу означает подчинение, и, нет сомнений, оно часто необходимо. Повиноваться императиву означает управлять собой, и это необходимо всегда.

Начиная с Канта различают два типа императива: гипотетический и категорический.

Гипотетический императив подчиняется какому-либо условию, которое обычно определяется преследуемой целью. Пример: «Если ты хочешь, чтобы твои друзья были с тобой честны, будь честен с ними». Еще пример: «Если не хочешь попасть в тюрьму, не совершай бесчестных поступков». Подобные сентенции суть правила благоразумия и искусного поведения, не более того. Речь идет всего лишь о выборе средств, годных для осуществления поставленной перед собой цели; они приобретают какое-то значение только в том случае, если поставленная цель действительно достигается.

Напротив, категорический императив свободен от каких-либо условий. Он не ставит перед собой никакой цели. Например: «Будь честен с друзьями». Или: «Не лги». Таковы нравственные императивы, носящие абсолютный характер: они не имеют ничего общего с успехом или результатом, осторожностью или ловкостью; их диктует долг. Например, поясняет Кант, человек должен свидетельствовать перед судом. Если он хотя бы задается вопросом, для чего ему говорить правду, он уже – ничтожество.

Гипотетический императив носит частный характер. Он имеет смысл только для того, кто способен проверить его условия, иначе говоря, для того, кто действует исходя из какой-то цели (честность друзей, доверие, успех и т. д.). Категорический императив, являясь безоговорочным и не имеющим перед собой цели, носит универсальный характер; он имеет значение для всякого конечного мыслящего существа, включая тех, как подчеркивает Кант, кто этого императива не соблюдает. Он есть сама универсальность, в силу того, что его формулирует и предписывает себе сам разум – и не только в мысленной (теоретический разум), но и в деятельной (практический разум) сфере. Все это и определило широко известную формулировку Канта, предъявляющую к человеку весьма высокие требования: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом» («Основы метафизики нравственности», раздел II). Значит, повиноваться следует только разуму в себе, иными словами, той части себя, которая остается свободной (ибо она не подчинена наклонностям или инстинктам «себя любимого»). Значит, повиноваться следует только себе (автономия), одновременно освобождаясь от себя (универсальность). Таким образом, мораль имеет значение для всех лишь потому, что она имеет значение для каждого (Ален называл это состояние «универсальным одиночеством»), а единственный долг каждого – быть свободным.