Конспект урока по географии на тему "Глобальные проблемы человечества" (11 класс). Глобальные проблемы чеповека Поурочный план проблемы развивающихся стран

Урок обобщающего повторения и систематизации ЗУН по теме "Повестка дня XXI век: глобальные проблемы человечества". 11-й класс

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме на основе применения знаний естественно – научных дисциплин школьной программы.

Цель урока : Создать условия для обобщения и систематизации ЗУН по теме “Глобальные проблемы человечества”.

Задачи:

Образовательные: осознать целостность географической оболочки нашей планеты; необходимость международного сотрудничества в решении глобальные проблем, с учетом особенностей развития каждого государства и жизни населения отдельных территорий; показать масштабы влияния человека на биосферу, выявить причины таких влияний; подвести учащихся к пониманию необходимости рационального природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере; доказать значимость мирного сосуществования всех стран и народов Земли.

Развивающие: формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся и во взаимодействии в группе, умения аргументировано выступать перед аудиторией, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи на основе комплексного применения знаний; формирование географического мышления; культуры умственного труда, формирование общеучебных компетенций.

Воспитательные: эколого-географическое воспитание, нравственное воспитание, воспитание ответственного отношение к выполнению полученных заданий, способность принятия решений в новой учебной ситуации, социально-активное становление личности.

Форма организации учебного занятия: конференция на основе творческого сотрудничества учащихся и учителя в режиме развивающего обучения.

Основные методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, анализа и синтеза, моделирования и прогноза.

Оборудование и средства обучения: компьютер, проектор, презентации, учебники, групповые творческие проекты учащихся, атласы для 10 класса, настенные карты, тетради на печатной основе по географии для 10 класса (авт. В.П. Максаковский).

План урока:

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем.

4. Пути решения.

Ход урока:

1.Мотивационно-целевой блок.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами. Перед вами лежит стихотворение Р. Рождественского (Приложение 1) прочтите его и попытайтесь определить тему нашего урока.

Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.

Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. (Работа учащихся с учебником стр. 353 : выписать 4 типа глобальных проблем).

1. «Универсального» характера.

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

2. Природно – экономического характера.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

3. Социального характера.

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

4. Смешанного характера.

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. (Варианты ответов учащихся).

2. Обобщение материала. Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.

План характеристики глобальной проблемы:

1. Сущность проблемы.

2. Причины ее возникновения.

3. Пути решения проблемы.

Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.

Глобальная проблема

Доказательства существования проблемы

Пути решения

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

Накопление средств массового уничтожения в мире.

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

2. Экологическая проблема.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

Рост числа ООПТ.

Очистные сооружения.

Создание безотходных технологий.

Рациональное размещение «грязных производств».

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольствен-ная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.

Просмотр видеоролика о глобальных проблемах человечества

Итак. Ребята, вы догадались. какой теме посвящен наш урок?

Почему средства массовой информации всё больше и больше говорят о будущем человечества. Почему эти проблемы волнуют умы учёных, писателей, журналистов, кинорежиссёров? Как вы думаете, что мы понимаем под понятием проблема ?

«Истребилось всякое существо, которое было на поверхности Земли; от человека до скота и гадов. И птиц небесных, все истребилось с Земли, остался только Ной, и что было с ним в ковчеге»

Библия. Бытие.гл7№2

Назовите мне первую глобальную проблему, которая привела к катастрофическим последствиям и была описана в Библии в Ветхом завете (на доске появляется высказывание из Библии о Всемирном потопе).

Но сам термин глобальные проблемы человечества появился лишь 1945 году. А как вы думаете, почему?

Да, вы абсолютно правы. Т.к. Вторая мировая война, безусловно, показала всю опасность современной войны. Но весь ужас в конце воины показала бомбардировка двух японских городов Хиросима и Нагасаки, где пострадали те, кто не держал в руках оружие, а мирные люди – старики, женщины и дети. Последствия этой бомбардировки ощущаются и сегодня, когда потомки пострадавших после бомбардировки и сегодня страдают от лучевой болезни.

Из курса географии, биологии, обществознания вы рассматривали проблемы, стоящие перед человечеством, вы смотрите телевизор, читаете книги, общаетесь в интернете и уже много знаете по теме данного урока.

Итак первая глобальная проблема мира –проблема мира и разоружения

Выступление 1 группы. Обсуждение.

Демографическая проблема

Об этой глобальной проблеме мы можем прочесть у Роберта Рождественского:

Много нас – людей – на белом свете.

Маются серьёзные умы:

В этой жизни, в этой круговерти, сумасшедшие, расплодились мы!

Бьют демографические взрывы, сохнут реки и чернеет наст

Города вступают как нарывы.

Очень много, слишком много нас!

Много нас!

Учёный бомбу хвалит.

Много нас!

Эсминец рвёт волну.

Только всё-таки не хватит нас людей на новую волну.

Что значит много нас? Сформулируйте проблему.

Выступление 2 группы. Обсуждение.

Чем дольше человечество живёт на земле, тем всё чаще и больше болеет от вирусов и болезней, о которых раньше не слышали. Только человек учится бороться с одними болезнями, например оспой или холерой, то им на смену приходят рак и СПИД. Но может быть так и должно быть! Выживают сильнейшие! Чем больше человек умрёт от болезней, тем больше места освободится для грядущих поколений? Как вы думаете?

Проблема энергетическая и сырьевая

Задача мирового сообщества не просто помочь деньгами, а научить население зарабатывать, поделившись технологиями и местом на мировом рынке.

Чем больше на Земле населения, тем больше тратится различных минеральных и энергетических ресурсов. Не зря этой теме уделяется пристальное внимание.

Выступление 3 группы

Продовольственная проблема

Скажите, пожалуйста, а кто-нибудь из вас голодал? А вы знаете, что такое голод, голод по-настоящему? А кто-нибудь из вас помогал голодному на улице? Голод – явление не новое. Лишь в Китае в ХIХ веке умерло от голода 100 млн. человек. За последние 50 лет в Индии умерло 20 млн. человек. За всю долгую человеческую историю впервые встал вопрос о дефиците продовольствия. Без преувеличения можно сказать, что африканский континент – «Полюс голода» нашей планеты. Вы наверное догадались. Что это за проблема?

Выступление 4группы

Экологическая проблема

Выступление 5 группы

Что же мы видим, что все проблемы между собой взаимосвязаны и невозможно в этом клубке проблем, решить одну конкретную проблему. Мне хотелось бы привести одну известную притчу: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: это конец, сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась, барахталась... сбила под собой комок масла и выбралась из горшка». Как бы хотелось видеть судьбу человечества в образе не первой, а второй из лягушек. И если бы лягушки боролись за жизнь вместе, то выбрались бы из горшка гораздо быстрее. И какой же можно сделать из всего этого вывод: Бороться со всеми проблемами и всем человечеством, так как каждая проблема касается каждого из нас .

Главное в решении любой проблемы – знать её суть. У человечества нет сегодня заботы более серьезной, чем найти силы, найти средства, найти разум, чтобы поладить с природой и разрешить социальные конфликты. Иначе придется возвращаться к некоему подобию каменного века, мрачной эпохе насилия и культурной деградации. Вы хотите?

Видеоролик « Берегите Землю!»

Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем?(Варианты ответов учащихся)

Причины глобальных проблем:

    Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;

    Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

    Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.

    Привить людям новые нравственно-этические ценности;

    Сплотиться всему человечеству;

    Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;

Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели - сохранения возможности жить на Земле.

Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.

3. Рефлексия Прием «тонкий» и «толстый» вопросов – учит учащихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы может задавать как учитель, так и учащиеся друг другу.

1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?

Какие глобальные проблемы наиболее характерны для нашего времени?

Согласны ли вы с тем, что глобальные проблемы наиболее актуальны для развивающихся стран?

Объясните почему именно во второй половине XX века обострились глобальные проблемы?

Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными? Почему?

Домашнее задание : Написать мини-сочинение, эссе. На тему: « Каждый из нас в силах изменить »

Подумайте и объясните, что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем её взаймы от наших потомков»?

Список литературы:

1. Ануфриева О.И. «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, 2 часть, Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского, Волгоград, «Учитель», 2006

2. Жижина Е.А., Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии, 10 класс, Москва «ВАКО», 2006.

3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география, 10-11 классы, Москва, «Дрофа», 2009

4.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Экономическая и социальная география мира, Москва, «Русское слово», 2010.

4. Do.gendocs.ru›docs

5. BestReferat.ru›Глобальныепроблемы

6.Рhilosophica.ru›volkov/20.htm

  • Типология стран современного мира Урок географии в 10 классе Разработала: учитель географии Пономарева Елена Владимировна

  • Тип урока: урок общеметологической направленности.
  • Цели урока:познакомить с разнообразием стран мира и их классификацией;совершенствовать навыки работы с контурными картами и тематическими картами.
  • Оборудование: учебник, атлас,рабочая тетрадь,контурные карты, тематические карты, статистические материалы, интернет-ресурсы, интерактивная доска.

  • 1.Орг. момент

2.Актуализация знаний

  • -Какая страна
  • имеет самую большую площадь территории?(покажите на карте)
  • -С какими странами граничит Россия?(покажите на карте)
  • -На какой карте показаны страны мира?(на политической)
  • -Как называется главный город страны?(столица)
  • -Докажите, что страны мира разнообразны.
  • -Какие страны входили в СССР?(покажите на карте)

  • Задание. Установите соответствие между странами и материками, на которых они расположены.
  • Страна Материк
  • Страна Материк 1)Китай А)Евразия 2)Канада Б)Африка 3)Бразилия В)Северная Америка 4)ЮАР Г)Южная Америка 5)Франция 6)Индия 7)Ливия
  • Страна Материк 1)Китай А)Евразия 2)Канада Б)Африка 3)Бразилия В)Северная Америка 4)ЮАР Г)Южная Америка 5)Франция 6)Индия 7)Ливия
  • Страна Материк
  • 1)Китай А)Евразия
  • 2)Канада Б)Африка
  • 3)Бразилия В)Северная Америка
  • 4)ЮАР Г)Южная Америка
  • 5)Франция
  • 6)Индия
  • 7)Ливия
  • Ответ:1А,2В,3Г,4Б,5А,6А,7Б,8А.

3.Работа по теме урока.

План урока

1.Количество и группировка стран.

2.Типология стран.

3.Экономически развитые страны.

4.Развивающиеся страны.

5 Страны с переходной экономикой.

В чем состоит многообразие современного мира? (Работа в тетрадях со схемой)


Типология стран мира

По численности населения

По площади территории

По географическому положению

По социально-экономическому статусу

  • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
  • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
  • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
  • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
  • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
  • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
  • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
  • Работа с картой
  • Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте.
  • (работа в микрогруппах(4))
  • Вопросы:1) Почему количество стран постоянно меняется?(распадаются, обЪединяются, добиваются независимости.) Большая часть стран современного мира- суверенные,т.е.независимые. Задание:Найдите в учебнике определение суверенное государство и запишите в тетради. Остальные страны-это несамоуправляющиеся территории(преимущественно бывшие колонии Великобритании,Франции,Нидерландов)

ВВП (валовый внутренний продукт) - показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за год (долларах США).

ИЧР (ИРЧП) – индекс человеческого развития (индекс развития человеческого потенциала).

Включает: Уровень душевых доходов, среднюю продолжительность жизни, уровень образования и здравоохранения.


Страны мира

Развитые

Развивающиеся

С переходной экономикой


  • Что такое ИЧР?(индекс человеческого развития).
  • Найдите в учебнике примеры стран по этим критериям, покажите на карте.
  • Изучите источники дополнительной информации и ответьте на вопросы:
  • Назовите страны с ИЧР больше 0,9.(Норвегия,Австралия,Швеция,Швейцария,Нидерланды,Германия, Дания,Сингапур,Канада,США, Япония и др.)
  • Назовите страны с ИЧР меньше 0,3.(Чад,Нигер,ЦАР).
  • Какое место по ИЧР занимает Россия?(49)
  • Работа с картой

Развитые страны

Внеевропейские страны

Большая семёрка


Развитые страны

Внеевропейские страны

Большая семёрка

США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Россия.


Развитые страны

Внеевропейские страны

Менее крупные страны Западной Европы

Большая семёрка

Австрия, Швейцария, Норвегия, Швеция, Финляндия, Испания, Нидерланды, Бельгия и др.


Развитые страны

Внеевропейские страны

Менее крупные страны Западной Сибири

Большая семёрка

Австралия, ЮАР, Новая Зеландия, Израиль.


Развивающиеся страны

Ключевые страны

Нефти-экспорт страны

Наименее развитые страны

Отстающие в развитии


Развивающиеся страны

Страны достигшие относительно высокого уровня развития

Нефти-экспорт страны

Ключевые страны

Индия, Китай, Мексика, Бразилия.

Наименее развитые страны

Отстающие в развитии



Развивающиеся страны

Ключевые страны

Страны достигшие относительно высокого уровня развития

Нефти-экспорт страны

Наименее развитые страны

Отстающие в развитии

Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла



Развивающиеся страны

Ключевые страны

Страны достигшие относительно высокого уровня развития

Нефти-экспорт страны

Респ. Корея, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Малайзия, Индонезия.

Наименее развитые страны

Отстающие в развитии



Развивающиеся страны

Ключевые страны

Страны достигшие относительно высокого уровня развития

Нефти-экспорт страны

ОАЭ, Кувейт, Катар, Бруней, Саудовская Аравия.

Наименее развитые страны

Отстающие в развитии



Развивающиеся страны

Ключевые страны

Страны достигшие относительно высокого уровня развития

Нефти-экспорт страны

Наименее развитые страны

Отстающие в развитии

Большинство стран Африки, есть в Азии и Латинской Америки



Развивающиеся страны

Ключевые страны

Страны достигшие относительно высокого уровня развития

Нефти-экспорт страны

Наименее развитые страны

Отстающие в развитии

Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен, Мали, Нигер, Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик, Гаити.



Страны с переходной экономикой

Страны Балтии

Страны Центрально-Восточной Европы Страны

Польша, Чехия, Словакия, Венгрия

Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Армения, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан.

Эстония, Латвия, Литва



  • Задание: Найдите в тексте учебника социалистические страны и нанесите их а контурную карту.
  • (КНДР,КУБА,КИТАЙ.)

Богатые страны способны не только обеспечивать полноценное развитие собственной экономики, но и стимулировать развивающиеся страны и своих соседей. Чем богаче страна, тем больше она пытается расширить сферу влияния.

Самые богатые страны мира , отобранные по размеру ВВП на душу населения.


  • 4.Закрепление(работа с картой)
  • -Покажите самые большие по площади страны.
  • -назовите и покажите страны,имеющие больше пяти соседей(Россия,Китай,ФРГ.)
  • -Назовите и покажите пять развивающихся стран.(Например:Индия,Китай,Аргентина,Малайзия, Бангладеш.)
  • -Назовите и покажите страны «Большой семерки».(США,Япония,ФРГ,Франция,Великобритания,Италия,Канада).
  • -Почему Китай относят к развивающимся
  • странам?(ВВП-9 тыс.дол.)
  • 5.рефлексия
  • -Я понял(не понял) тему урока.
  • -Я оцениваю свою работу на уроке(отлично,хорошо,удовлетворительно).
  • -У меня были проблемы на уроке.
  • Домашнее задание 1.Параграф 1.(стр.6-11) 2.Ответить на вопросы в учебнике стр.12. 3.Выполнить задание 2 стр. 13 учебника. 4.Подготовить сообщение или презентацию(по выбору) на тему: «Военно-политический блок НАТО»

Тема: Глобальные проблемы человечества

Цели урока:

    Образовательная: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения.

    Развивающая: развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.

    Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.

Задачи :

Познавательные :

    изучение нового источника географической информации и алгоритма его применения для анализа проблем;

    отработка навыка анализа проблем;

    отработка навыка работы с различными источниками информации – электронными и традиционными – картами, таблицами, диаграммами, текстом, рисунками, космическими снимками;

    выработка навыка выстраивать исследовательскую работу (сбор необходимой информации, нахождение взаимосвязей, умение составлять план действий и делать выводы).

Эмоционально-ценностные:

    развитие способности интеллектуального восприятия явлений окружающего мира;

    осмысление ценностных ориентаций, нахождение взаимосвязей явлений.

Коммуникативные :

    развитие навыков работы в группе;

    отработка навыков составления электронной презентации и умения публично выступать.

Форма организации учебной деятельности: работа в группах.

Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, раздаточный материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок-конференция (обобщения и систематизации знаний)

Учебно-методическое обеспечение: УМК: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» Москва, «Просвещение», 2011.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт – М.: Дрофа, 2013.

План урока:

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем.

4. Пути решения.

Ход урока:

1.Мотивационно-целевой блок.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами. Перед вами лежит стихотворение Р. Рождественского (Приложение 1) прочтите его и попытайтесь определить тему нашего урока.

Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.

Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. ( Работа учащихся с учебником стр. 353 : выписать 4 типа глобальных проблем).

1. «Универсального» характера.

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

2. Природно – экономического характера.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

3. Социального характера.

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

4. Смешанного характера.

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. (Варианты ответов учащихся).

2. Обобщение материала. Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.

План характеристики глобальной проблемы:

1. Сущность проблемы.

2. Причины ее возникновения.

3. Пути решения проблемы.

Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.

Глобальная проблема

Доказательства существования проблемы

Пути решения

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

Накопление средств массового уничтожения в мире.

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

2. Экологическая проблема.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

Рост числа ООПТ.

Очистные сооружения.

Создание безотходных технологий.

Рациональное размещение «грязных производств».

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольствен-ная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.

Учитель: Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем , которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.

Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем? (Варианты ответов учащихся)

Причины глобальных проблем:

    Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;

    Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

    Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.

    Привить людям новые нравственно-этические ценности;

    Сплотиться всему человечеству;

    Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;

Моя планета – человеческий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан?!

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!..

Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,

Все еще живет! и людям еще верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Выскажите своё мнение, почему планета «просит прийти на помощь»? (Любые проблемы, связанные с воздействием человека на природу и обратным воздействием изменой среды на здоровье и хозяйственную деятельность людей – экологические проблемы.)

Среди глобальных экологических проблем выделяют:

Климатические изменения

Нарушение озонового слоя

Загрязнение водных систем

Загрязнение атмосферы

Уничтожение лесов

Опустынивание

Потеря биоразнообразия

Урок хочу закончить словами Михаила Дудина:

Как яблоко на блюде,

У нас земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все вычерпать до дна!

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня.

Нам жировать позорно

В счет будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ.

Не то Земли не будет

У каждого из нас.

Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели - сохранения возможности жить на Земле.

Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.

6.

Урок 13. Демографическая проблема и пути ее решения

Цели:

Образовательная: сформировать у учащихся понятия: демография и демографическая проблема, причины ее возникновения; познакомить учащихся со способами решения демографических проблем.

Развивающая: развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока, анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.

Воспитательная: сформировать мировоззрение учащихся, систему взглядов и убеждений, воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной, осмысление ценностных ориентаций, нахождение взаимосвязей явлений.

Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, учеб­ник В.П. Максаковского «География» 10 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I . Изучение нового материала

Слово учителя:

В 1988 году Национальное географическое общество США опубликовало карту мира

под названием «Земля в опасности». Опасность номер один на этой карте –

давление населения. Дело в том, что с середины XX века происходит

беспрецедентный в истории человечества рост численности мирового населения.

Homo sapiens – человек разумный как вид живых существ, вершина творения

жизненных форм на Земле – существует на планете около 100-тысяч лет, но лишь

примерно 8 тысяч лет назад на Земле стало насчитываться около 10 миллионов

человек. Численность землян увеличивалась очень медленно, пока они жили

охотой и собирательством, вели образ жизни кочевников. Но с переходом к

оседлому земледелию, к новым формам производства, особенно промышленного,

число людей стало быстро увеличиваться и к середине XVIII составило около 800

миллионов. Затем наступил период всё большего ускорения прироста населения на

Земле. Примерно в 1820 году численность землян достигла 1 миллиарда. В 1927

году эта величина удвоилась. Третий миллиард был зафиксирован в 1959 году,

года было объявлено ООН «днем рождения 5-миллиардного человека». Шестой

миллиард вступил на планету в 2000 году.

Если этот рост продолжится хотя бы ещё пару веков, вся земная поверхность

заполнится жителями с плотностью населения сегодняшней Москвы. А через шесть

столетий на каждого жителя планеты останется лишь 1 кв. м. земли.

По прогнозам экспертов ООН, к 2025 году население мира достигнет 8,3 млрд.

человек. В настоящее время на земном шаре ежегодно рождается свыше 130 млн.

человек, умирает 50 млн.; таким образом, прирост населения составляет

примерно 80 млн. человек.

Современная демографическая ситуация представляет собой глобальную проблему

прежде всего потому, что стремительный рост населения происходит в странах

Азии, Африки и Латинской Америки. Так, численность населения мира ежедневно

увеличивалась в 1992 году на 254 тыс. человек. Менее 13 тыс. из этого числа

приходилось на долю промышленно развитых стран, остальные 241 тысяча – на

развивающиеся страны. 60% от этого числа приходилось на страны Азии, 20% - на

Африку и 10% на Латинскую Америку. Вместе с тем эти страны вследствие своей

экономической, социальной и культурной отсталости меньше всего способны

обеспечить своё удваивающееся каждые 20-30 лет население продовольствием, а

также другими материальными благами, дать хотя бы элементарное образование

подрастающему поколению и предоставить работу населению в трудоспособном

возрасте. Кроме того, быстрый рост населения сопровождается своими

специфическими проблемами, одной из которых является изменение его возрастной

структуры: доля детей до 15 лет на протяжении последних трёх десятилетий

увеличилась в большинстве

развивающихся стран до 40-50% их населения. В результате значительно выросла

так называемая экономическая нагрузка нетрудоспособного населения на

трудоспособное, которое ныне в этих странах почти в 1,5 раза превышает

соответствующий показатель в промышленно развитых странах. А с учётом более

низкой общей занятости трудоспособного населения в развивающихся странах и

огромного относительного аграрного перенаселения в большинстве из них,

самодеятельное население испытывает фактически ещё более значительную

экономическую перегрузку.

Как показывает опыт целого ряда стран, снижение темпов роста населения

зависит от многих факторов. К таким факторам относятся обеспечение всего

населения жильём должного качества, полная занятость, свободный доступ к

образованию и медицинскому обслуживанию. Последнее же невозможно без развития

национальной экономики на основе индустриализации и модернизации сельского

хозяйства, без развитития просвещения и образования, решения социальных

вопросов. Исследования, проведенные в последние годы в ряде стран Азии и

Латинской Америки, показывают, что там, где уровень экономического и

социального развития наиболее низок, где большинство населения неграмотно,

рождаемость очень высока, хотя во многих из них и проводится политика по

регулированию рождаемости, и наоборот, налицо её снижение при прогрессивных

экономических преобразованиях.

Не менее актуальна непосредственная связь между ростом мирового населения и

такими глобальными проблемами, как обеспеченность человечества природными

ресурсами и загрязнение окружающей среды. Быстрый рост сельского населения

уже привел во многих из развивающихся стран к такому «давлению» на природные

ресурсы (почву, растительность, животный мир, пресную воду и т. д.), которое

в ряде районов подорвало их способность к естественному возобновлению.

Сейчас потребление различных природных ресурсов для промышленного

производства в развивающихся странах в расчёте на душу населения в 10-20 раз

меньше, чем в развитых. Тем не менее, предположив, что со временем эти страны

станут экономически развитыми и достигнут такого же уровня данного

показателя, как в наше время в Западной Европе, их потребность в сырье и

энергии оказалась в абсолютных величинах примерно в 10 раз больше, чем сейчас

у всех стран Европейского сообщества. Если же учесть темпы роста населения

развивающихся стран, то их потенциальная потребность в природных ресурсах

должна была бы удвоиться к 2025 году, а соответственно могло бы значительно

возрасти и загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства.

По данным ООН, при удовлетворении запросов, соответствующих современному

западному обществу, сырья и энергии хватит только на 1 млрд. человек, как раз

на население США, Западной Европы и Японии. Поэтому эти страны стали называть

«золотым миллиардом». Все вместе они потребляют более половины энергии, 70%

металлов, создают ¾ общей массы отходов, из них: США потребляют около

40% мировых природных ресурсов, выделяя свыше 60% всех загрязнений.

Значительная доля отходов остаётся в странах, добывающих сырьё для «золотого

миллиарда».

Остальное население Земли находится за бортом «золотого миллиарда». Но если

бы оно сумело дойти в росте минеральных ресурсов до уровня США, то известные

запасы нефти истощились бы через 7 лет, природного газа – через 5 лет, угля –

через 18 лет. Остаётся надежда на новые технологии, но все они способны к

эффекту при стабильной, а не удваивающейся каждые несколько десятков лет

численности населения.

С 1984 года мировой сбор зерна увеличивается на 1% в год, а численность

населения – почти на 2%. Удвоить производство продовольствия уже не

представляется возможным. Количество голодающих в мире быстро возросло от 460

млн. в 1970 году до 550 млн. в 1990 году. Сейчас оно составляет 650-660 млн.

человек. Ежедневно в мире умирают от голода 35 тыс. человек. За год – 12

млн. людей. Но рождается ещё больше: за этот же год прибавляется 96 млн., и

погибшие миллионы остаются незамеченными.

Землю заселяют не только её жители, но и автомобили, мотоциклы, самолеты. Для

250 млн. автомобилей в мире требуется столько же кислорода, сколько всему

населению Земли. А через 2 столетия, по мнению некоторых учёных, кислород

вообще исчезнет из атмосферы. Не хватает даже подземного пространства. Под

землёй образуются целые города: канализации, проводящие системы, метро,

Заполнение пространства идёт очень быстро, умножаются также отбросы, что

делает ещё более угрожающим его нехватку. Проблема жизненного пространства не

нова. Для английской нации она решалась колонизацией Северной Америки, для

испанской – Южной, для русской – освоением Сибири и Средней Азии. Германии

решить проблему пространства не удалось, что и послужило причиной двух

мировых войн.

Последние 50 лет происходит перемещение переселенцев из трудоизбыточных стран

третьего мира в те богатые страны, где детей мало, пожилых пенсионеров много,

а работников с каждым годом всё меньше. Разницу пришлось заполнять

иностранной рабочей силой, и народы с высокой рождаемостью стали стремительно

распространяться среди сокращающихся по численности европейских народов.

Уже не удается приостановить приток иммигрантов в Западную Европу из стран

Юго-Восточной Европы, Северной Африки и Турции. Растёт число легальных и

нелегальных иммигрантов в США из Латинской Америки. Приехавшие в богатые

страны люди готовы браться за любую работу, не требуя за нее высокой платы.

Поэтому почти все индустриальные страны Запада под давлением своих профсоюзов

приняли законодательные меры по ограничению въезда иностранных рабочих. Но

поток иммигрантов продолжает нарастать. Въезд в страны рыночной экономики

начинает охраняться мощнейшими полицейскими силами. Поначалу мигранты

довольствуются низкооплачиваемыми местами, затем начинают требовать

экономического и

культурного равноправия. На жителей страны, принявших пришлых, начинают

сыпаться упреки в расизме. Происходят бунты «цветных» в странах Западной Европы.

Люди покидают свои места также в силу политических, национальных или расовых

причин. Если в 1970 году в мире насчитывалось 2 млн. беженцев, то в 1992 году

их стало 19 млн. Ввод советских войск в Афганистан положил начало

многомиллионному потоку беженцев из страны. К концу 80-х годов их количество

оценивалось в 6-8 млн. человек, больше половины из них сосредоточилось в

Пакистане, меньшая часть рассеялась в Иране, Турции и странах Европы. В 1990-

х годах сформировал, а также принял многочисленные потоки беженцев Северный

Новые волны беженцев вызвали натовские бомбардировки Югославии и

антитеррористические операции в Афганистане. Большинство этих беженцев

сосредоточено в особых лагерях на содержании ООН.

Миграции населения в настоящее время связаны, в основном, с экономическими и

политическими причинами. "Экономические" беженцы мигрируют из бедных стран -

в богатые, из депрессивных районов в быстроразвивающиеся. Наибольшее число

экономических мигрантов направляется в США (нелегальная миграция из стран

Латинской Америки), Западную Европу, особенно в ФРГ из Югославии и Турции, в

Гонконг из Вьетнама, на нефтеразработки Персидского залива из стран Южной

Азии и Северной Африки. Коренное население принимающих стран весьма негативно

относится к росту иммигрантов и беженцев, которые, как правило, заняты на

самых низкооплачиваемых работах, среди них отмечаются самые высокие

показатели преступности.

Проблема беженцев (они, как правило, пересекают границу своего государства

из-за обоснованного страха перед религиозными, расовыми и национальными

преследованиями или по политическим убеждениям) в современном мире стала

одной из глобальных проблем человечества. На конец 90-х годов, по оценкам

экспертов ООН, общее число беженцев в мире достигло 15 млн. человек, причем

большая их часть (9/10) приходится на развивающиеся страны. Рост числа

беженцев сопутствует крупным межгосударственным и внутригосударственным

конфликтам.

В связи с обострением политической ситуации в странах ближнего зарубежья

России, в ней самой обострилась проблема беженцев. Их число уже достигло к

концу 1992 г. 400 тыс. человек, ожидается, что общее число русских,

выезжающих из бывших республик бывшего СССР, достигнет 700 тыс. чел.

Появлению "экологических беженцев" способствует опасное для жизни загрязнение

окружающей среды в районах прежнего проживания (например, беженцы из района,

прилегающего к Чернобыльской АЭС) и природные катастрофы - извержение

вулканов, наводнения, опустынивание.

Пути решения демографической проблемы.

Первая попытка оценить

динамику численности населения и ответить на вопрос, может ли Земля прокормить

всех на ней живущих связана с именем Томаса Мальтуса, который в быстром росте

населения усматривал губительные экологические последствия.

Томас Роберт Мальтус (1766 - 1834)- один из самых известных ученых своего

времени, пропагандировавший идею о том, что быстрый рост населения -

естественная и главная причина бедности трудового народа. Изучая работы

философов и экономистов предшествующих эпох, он натолкнулся на мысль, что

люди размножаются быстрее, чем растут средства существования, и что если рост

населения ничем не сдерживается, то каждые 25-30 лет население будет

удваиваться. Развивая эти идеи, он пришел к очевидному, на первый взгляд

выводу, что плодовитость бедняков - главная причина их жалкого положения в

законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества". Всего

при жизни вышло 6 изданий его книги. В 1805 г. он получил кафедру профессора

современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании.

Т. Мальтус утверждал, что численность населения возрастает в геометрической

прогрессии, в то время как пищевые ресурсы, необходимые для пропитания этого

населения - в арифметической. Таким образом, рано или поздно, как бы медленно

население ни росло, линия его роста пересечется с прямой пищевых ресурсов -

арифметической прогрессией (на графике - точка Х). Когда численность

населения достигнет этой точки, затормозить его рост могут только войны,

нищета, болезни и пороки (необходимо отметить, что к этим способам борьбы с

увеличивающимся населением он никогда не призывал, о чем довольно часто пишут

трактователи его теории). В других изданиях своей книги Мальтус предлагал

другие способы "торможения" роста численности населения: безбрачие, вдовство,

поздние браки. Перенаселение в концепции Мальтуса - не только беда

человечества, но определенное благо, которое заставляет многочисленных и

ленивых от природы рабочих из-за конкуренции качественно трудиться за

невысокую плату.

Теория Мальтуса с момента выхода книги стала предметом острых дискуссий -

увидев в ней закон, действительный для любой эпохи. Последователи Мальтуса в

20 в. – мальтузианцы и неомальтузианцы объясняют бедность населения не

уровнем развития производительных сил, а "естественным законом природы", а

социально-экономическую отсталость развивающихся стран не экономической

ситуацией в стране и мире, а исключительно чрезмерным ростом населения. В

действительности, замеченная тенденция, что рост средств существования

вызывает немедленный рост рождаемости, на некотором этапе переходит в прямо

противоположную - повышение уровня жизни ведет к снижению рождаемости и не

только к стабилизации численности населения, а даже к абсолютному его

снижению.

Важность и значимость глобальной демографической проблемы в наши дни по

существу признана всеми государствами, осознавшими, что быстрый рост мирового

населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны,

отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии

обратить этот рост во благо своего развития; что распространение опасных

заболеваний типа СПИДа, мощные очаги которого приходятся опять же на самые

бедные страны, ведут к увеличению смертности; что неконтролируемые миграция и

урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные; что связь

между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось

ранее; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в

развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно

ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для

решения проблем народонаселения.

Осознанно, что решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях

всего мирового сообщества. В значительной мере способствовало создание в 1969

году в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области

народонаселения (ЮН ФПА) и проведение под его эгидой трех Всемирных

конференций по проблемам народонаселения. Фонд уже в начале своей

деятельности разработал программу ООН в области народонаселения, охватившую

более 100 стран и включающую около 1400 проектов. За прошедшие годы только

финансовая помощь Фонда на осуществление национальных программ в области

народонаселения превысила 100 млн. долларов в год, на международные программы

в 1998 году было выделено 56.3 млн. долларов.

Особая роль принадлежит Фонду по организации и проведению Всемирных

конференций народонаселению, состоявшихся в 1974 году в Бухаресте, в 1984

году в Мехико и в 1994 году в Каире, на которых были рассмотрены острые

проблемы народонаселения, приняты важнейшие программные документы в этой

Важное отличие этих конференций от других научных и практических форумов

состояло в том, что они проходили на высоком правительственном уровне в

отличие от предыдущих конференций по проблемам народонаселения, на которых

эксперты выступали только от своего собственного имени.

Одним из таких основных документов стал Всемирный план действий в области

народонаселения, принятый в Бухаресте в 1997 году на 20 лет.

В плане было подчеркнуто, что основой для действительного решения проблем

народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические

преобразования. В1984 году в Мехико состоялась вторая Международная

конференция по народонаселению, в которой участвовали правительства 147 стран

против 136 стран, принявших участие на конференции в 1974 году. На ней были

подведены итоги Всемирного плана действий за 10 лет в области

народонаселения и принята Декларация по проблемам населения и развития, в

которой была подтверждена важность принципов и целей принятого 10 лет назад

В 1994 году в Каире прошла третья Всемирная конференция по народонаселению и

развитию, которой приняло участие уже 179 государств. Был принят итоговый

документ конференции – 20-летняя Программа действий в области народонаселения

и развития, состоящая из 16 глав, касающихся практически всех злободневных

проблем в области народонаселения.

В программе было подчеркнуто, что все больше государств осознают

необходимость расширения международного сотрудничества в вопросах

народонаселения. В программе рассматриваются взаимосвязи между

народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием.

В Программе содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих

более эффективную поддержку семьи, которая является основной ячейкой

общества, а также содействовать ее стабильности и учитывать многообразие ее

форм. Рассматриваются вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста

населения. Вопросы урбанизации и миграции. В частности, обращается внимание

на проблемы «оттока населения» из сельских районов и предлагаются

соответствующие решения этих и некоторых других проблем, связанных с

переселением в города, с вынужденными перемещениями населения, обусловленных

ухудшением окружающей среды, ростом вооруженных конфликтов.

В главе XI Программы, посвященной вопросам народонаселения, развития и

образования, утверждается, что в «мире женщины составляют 75% неграмотных» и

что на мировом сообществе лежит особая ответственность за обеспечение того,

чтобы «все дети получали более качественное образование и чтобы они

оканчивали начальную школу». В ней обращается внимание на то, что существует

тесная и сложная взаимосвязь между образованием, возрастом вступления в брак,

рождаемостью и смертностью.

В Программе рассматривается значение разработки и осуществления

правительственных программ действий, направленных на решение проблем

народонаселения и развития.

Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой

многолюдной страны – КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив

семьям иметь больше одного ребенка (за исключением некоторых автономных

районов Тибета, Синьцзяня, Внутренней Монголии). Это было не легко, ведь в

Китае любят детей, но правительство было неумолимо: семьи, в которых

появлялся второй ребенок, подвергались штрафам, а то и выселялись в

отдаленные автономные районы. В результате годовой прирост населения снизился

с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового.

По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия. Здесь был

выдвинут лозунг: «Одна семья – два ребенка». Но индийцы не смогли преодолеть

многовековую традицию многодетной семьи. По этому население Индии

стремительно приближается к 1млрд., а к 2030 году обгонит Китай и по

численности выйдет на первое место в мире.

Политику государственного ограничения рождаемости проводили Бангладеш,

Индонезия, Иран, Пакистан, но в странах ислама, где престиж главы семейства

определяется числом его сыновей, она еще более была обречена на неудачу, чем

в Индии. А такие страны как Бирма, Бутан, Малайзия, Ирак, Ливия и Сингапур,

Наименьшую эффективность демографическая политика имела в странах Африки.

Если в 1990 году их население составляло 9% мирового, то к 2020 году оно

достигнет 20%.

Наиболее высокими темпами растет население Мозамбика (4,6% в год) и

Афганистана (5,2% в год). На каждую здоровую женщину здесь приходится 8-10

В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания, Бельгия, Венгрия)

проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с

двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные

В России официальных заявлений по поводу целей демографической политики не

делалось. Правительство Российской Федерации только наметило меры по изучению

перспектив демографического развития, решения неотложных проблем населения.

Проводится политика социальной защиты семей с детьми, действует система

семейных пособий.

II . Закрепление изученного материала

    Что такое демографическая проблема мира и чем она грозит?

    Что привело к такой ситуации на данный момент?

    Какие пути решения принимает мировое сообщество для решения демографической проблемы?

III . Домашнее задание

1. Написать эссе на тему «Демографическая проблема. Есть ли она в Казахстане?»

Волык Наталья Анатольевна

учитель географии

Гвардейской общеобразовательной I-III ступеней школы №1

Симферопольский район АР Крым

10 класс

Урок №12

Тема. Глобальные проблемы человечества.

Цель: сформировать у учащихся представление о глобальных проблемах человечества;

способствовать развитию логического мышления учащихся, умению вести диалог.

Оборудование: политическая карта мира, иллюстрации и фотографии с изображениями

военных действий, экологических бедствий, промышленных предприятий, насе-

ления. Изображение богини правосудия - Артемиды.

Тип урока: нетрадиционный, урок-игра "Народный суд".

Структура урока:

I. Организационный момент………………………………………………..1 мин.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся……………………2 мин.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся……….1 мин.

IV. Изучение нового материала……………………………………………...37 мин.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся…………………………2 мин.

VI. Итог урока…………………………………………………………………..1 мин.

VII. Домашнее задание………………………………………………………….1 мин.

Ход урока.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Беседа по вопросам.

1)Как человек влияет на окружающий его мир?

2)Каковы последствия этого влияния? Чем оно угрожает планете Земля в целом?

3)Как вы понимаете выражение "глобальные проблемы человечества"?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Рассказ учителя.

Современные проблемы существования и развития человечества в целом - предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами - продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники. Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует развертывания международного сотрудничества.

Запись в тетради:

Глобальные проблемы - наиболее масштабные, актуальные и неотложные проблемы человечества, отчетливо оформились во второй половине ХХ века: проблемы мира и разоружения, экономического роста и социального развития, использование природных богатств и их истощения, проблема численности населения Земли (по А. А.Ене., А. В. Супрычеву).

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Состав участников: пять учащихся представляют себя в виде глобальных проблем (учащимся роздан вспомогательный материал).

Ход игры.

1). Учащимся предлагается сделать выбор в самой важной глобальной проблеме человечества и проголосовать (1-2 раза, в зависимости от количества учащихся в классе) за каждую "глобальную проблему" отдельно. Результаты записываются на доске.

2). Каждый участник, представляя глобальную проблему, доказывает, что именно она является самой важной, опираясь на факты, изложенные в дополнительном материале и собственные знания по теме.

(Например: дополнительный материал

ВОЙНА: ядерное оружие, ядерные технологии. "Ядерные" державы США, Россия, Франция, Великобритания, Китай. I и II мировые войны, Афганистан, Чечня. Меняются границы государств, гибель людей, "отмывание" больших денег.

ДЕМОГРАФИЯ: перенаселение (Китай и Индия), превышение смертности над рождаемостью в странах Европы, уровень образованности населения, перемещение населения, возрастание преступности.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ: нефть, уголь, газ - основные источники тепла и энергии на Земле; все