Народное единство для дошкольников. Краткая история праздника дня народного единства в россии






Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи: Познакомить учащихся с историей возрождённого праздника. Воспитывать познавательный интерес, чувство патриотизма.

День народного единства

В день единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России,
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

  • 4 ноября - это день единства всех российских народов, а не повод для нацистских настроении.
  • 4 ноября - это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.
  • 4 ноября - это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября.
  • 4 ноября - это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

Возвращение к старой традиции

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон "О днях воинской славы (Победных днях России)". Одной из поправок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года). (слайд 4)

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: "4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрирован образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе".

Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века (8 мая по старому стилю) вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал "спасителем Отечества".

Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

Таким образом, можно сказать, что "День народного единства" совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Что празднуем?

4 ноября в этом году Россия впервые празднует День народного единства. Эго невыдуманный, реальный, отмечавшийся до революции больше двух с половиной веков, а сегодня лишь возрожденный, но вобравший в себя новые смыслы праздник Казанской иконы Божьей Матери. Он был установлен в середине ХVII века в память об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского.

В начале ХVII столетия иезуиты затопили Русь "волной самозванцев и воровских людей". В этот период польского нашествия (1605-1612), названный в народе "Смутным временем"

Русскую Церковь возглавлял великий исповедник православия - священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Он был почитателем Казанской иконы Пресвятой Богородицы, явившейся в июле 1579 г. в Казани после гигантского пожара, автором "Сказания" о ней и Службы ей.

В 1610-1611 гг. первый описатель Казанской иконы, будучи уже Патриархом, как мог срывал планы передачи власти Владиславу и Сигизмунду, призывал страну на борьбу с поляками, благословлял ополченцев. Его бросили в тюрьму Чудова монастыря и уморили голодом в начале 1612 г. В 1914 г. он был прославлен как святой.

Но тогда, в трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и настроения, Патриарх Ермоген, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем".

Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Дbмитрий Пожарский. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмёт ополчение под свое покровительство. В осеннюю непогоду двинулось наше воинство на штурм Москвы.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. Завоеватели разоряли наши дома, глумились над нашими святынями. Тогда большинство русских поняли, что Бог попускает эту скорбь за грех богоотступничества; народ осознал, что любые несчастья в Отечестве происходят только потому, что каждый из нас грешит. Причина несчастья страны, беды государства - в грехе каждого. И тогда весь народ и войско, пришедшее из Казани под водительством князя Димитрия Михайловича Пожарского и купца новгородского Космы Миныча Сухорука, наложили на себя строгий пост во искупление личных грехов и грехов всего народа. И вот после молебна пред чудотворным образом Казанской Божией Матери и трехдневного поста, которым постился весь народ, Господь изменил Свою волю о нашей стране. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции тяжелобольной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский). Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена".

Как бы в подтверждение истинности пророчества, архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий крупную победу и взяли Китай-город, а через два дня - Кремль. В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади, был воздвигнут Казанский собор. Казанская икона, бывшая в войсках Пожарского, в 1636 году была перенесена в новый храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе столицы.

В память об освобождении Москвы от поляков установлено было совершать в этот день особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Сначала это был лишь московский праздник, а с 1649 года он стал всероссийским.

Нас не сломить

О, Русь, любимая сторонка,
Как же могла ты допустить,
Чтобы иудова душонка
Смогла союз наш распустить?

Другой народ, другие страсти
Рулят и правят как пришлось,
У них права на жизнь и счастье,
Того ж народу не нашлось.

Давно известная интрига -
Варяг и немцев "ремесло",
Переживем и это иго
Всем нашим недругам назло.

Вернем мы путь добра и чести -
Путь мира, дружбы и побед,
Одной страной великой вместе
Предохраним весь мир от бед.

Бессмертна родина и вечна,
Единый дух кому убить?
Враги хоть топчат Русь беспечно,
Россия - есть, и будет жить!
М. Хозиев

для детей подготовительной группы.

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" НОЯБРЬ 2017

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о родной стране, государственных праздниках, углублять

и уточнять представления о Родине-России.

2. Закреплять знания, связанные с событиями 1612 года, поддерживать интерес к изучению истории своей страны.

3. Воспитывать чувство гордости за достижения своей страны, уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

4. Вовлечение родителей в активное сотрудничество.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, художественное слово, беседа с детьми, выразительное исполнение музыкального сопровождения, рассматривание картин, иллюстраций, индивидуальная работа, игровые приёмы с внесением игрушек, атрибутов, введением живых персонажей в костюмах.

Словарная работа: обогащение и активизация словаря – народное единство, согласие, держава, народное ополчение; использование в речи – собор Василия Блаженного на Красной площади, памятник Минину и Пожарскому.

Предварительная работа:

  1. Познакомить детей с государственным праздником, историческими событиями 1612 года.
  2. Организовать экскурсию в детскую библиотеку на выставку «Исторические памятники Древней Руси» с просмотром видеофильма «Наши соотечественники: народное ополчение» .
  3. Прослушивание музыкального фрагмента «Вставайте, люди русские!» из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» в исполнении мужского и женского хора.
  4. Разучить музыкально-литературный материал.
  5. Закрепить танцевально-игровые навыки.
  6. Подготовка костюмов и атрибутов.

Оборудование: флажки с Российской символикой по количеству детей, дидактическая настольная игра «Угадай и составь слово» , детские костюмы: русские, белорусские, татарские, узбекские, украинские.

Декорации: домик, ширма, народная утварь, бутафорская репа, украшение зала Российской символикой и атрибутами других национальностей.

Действующие лица:

Ведущие – воспитатели и музыкальный руководитель

Россияне – дети подготовительной группы.

Гости из Белоруссии – дети подготовительной группы.

Гости из Татарстана – дети подготовительной группы.

Гости из Узбекистана – дети подготовительной группы.

Гости из Украины – дети подготовительной группы.

Пограничник, полицейский, моряк, врач, повар – дети подготовительной группы.

Ход праздника:

Под музыку «Военного марша» Г. Свиридова дети с флажками с Российской символикой торжественно заходят в зал и встают в полукруг, лицом к гостям.

Воспитатель: День нашей Родины сегодня,
Милей её на свете нет.
В единстве сила всех народов,
А в крепкой дружбе весь секрет!

Воспитатель: Мы важный праздник отмечаем,
К нему готова вся страна
Друзей улыбками встречаем
И пожелаем всем добра!

1 ребёнок: Моя большая Родина
Российская страна
На всей земле огромной
Такая ты одна.

2 ребёнок: Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы

Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Живём мы в радостном краю
И знать его должны мы.

Страну Российскую свою.
Свой светлый край любимый.

3 ребёнок: Цвети же наша Родина,
Любимая страна!
На всей земле огромной
Такая ты одна!

Исполняется «Гимн Российской Федерации» - музыка А. Александрова, слова С. Михалкова.

Воспитатель: Слово «МЫ» сильней, чем «Я»
Мы – семья, и мы – друзья
МЫ – народ, и мы – ЕДИНЫ.
Вместе мы НЕПОБЕДИМЫ!!!

Под музыку «Военного марша» Г. Свиридова дети маршируют по залу и садятся на стулья.

Воспитатель: Четвёртого ноября вся наша страна отмечается праздник – День народного единства. Знаете ли вы, в память, о каких событиях установлен этот праздник? (ответы детей) .

Ведущий: Правильно, дети. Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от врагов. Во все времена русские люди любили свою родину. Слагали о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной стороны совершали подвиги.

1 ребёнок: У меня есть Родина – Россия
Это счастье – это жизнь моя.
Это моя будущая сила,
Это моя дружная семья!

2 ребёнок: Если спросят у меня
Кто важнее для меня?
У меня готов ответ:
Мама, папа, баба, дед.

Если спросят меня снова:
Что в твоей душе основа?
Я отвечу им, друзья:
Это Родина моя!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, к чему призывает нас праздник «День народного единства» ?

Дети: К единству россиян.

Воспитатель: Правильно, ведь именно в единстве народа сила России.

Воспитатель: С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг, и на труд

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперёд.

Врага он побеждает
Объединившись в бой
И Русь освобождает,
И жертвует собой.

Во славу тех героев
Живём одной судьбой,
Сегодня День Единства
Мы празднуем с тобой.

1 ребёнок: Берегите Россию
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой
Берегите Россию
Нет России другой.

2 ребёнок: Что за радуга на небе?
Красный, синий, белый цвет –
Это флаг моей России
Красивее флага нет!

Снизу красный – цвет Победы.
В середине – синий
Это цвет великих рек,
Что текут в России.

Ну, а сверху – белый цвет.
Это всякий знает,
Что душевной чистотой
Русь гостей встречает.

Воспитатель: А какие красивые нужные слова вы можете подобрать к слову Родина?

Дети: Славная, сильная, богатая, любимая, чудесная; Россия, держава, единство.

Воспитатель: Очень много красивых и правильных слов вы назвали. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Угадай и составь слово» . (Дети делятся на четыре команды, воспитатель загадывает загадки, а дети составляют из букв ответы) .

Проводится игра «Угадай и составь слово» .

1 загадка: Есть мелодия одна,
Ей подвластна вся страна
Гражданин, отбросив всё
Стоя слушает её. (ответ: Гимн)

2 загадка: Здесь родился, живешь,
Уезжаешь – скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (ответ: Родина)
3 загадка: У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг-
С ветром гонит прочь тревоги
Бело – сине – красный … (ответ: Флаг)
4 загадка: Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ответ: Герб)

1 команда составляет слово «Гимн» , 2 – «Родина» , 3 – «Флаг» , 4 – «Герб» .

Воспитатель: Наша Родина – Россия огромная красивая и дружная страна. В ней живут люди раз-

ных национальностей со своими традициями, языком и культурой. Ребята, а какие национальности людей, живущих на территории Российской Федерации, знаете вы? (дети называют) . Правильно, дети, и сегодня у нас на празднике есть представители таких народов. Поприветствуем наших гостей.

Под русскую народную музыку выходят 2 детей (мальчик и девочка) в русских народных костюмах, хороводным шагом идут по залу. Приветствуют всех на русском языке, поздравляют с Днём единства, рассказывают о национальной одежде и демонстрируют её. Аналогично братьям-славянам в музыкальный зал выходят по 2 детей: белорусы, украинцы, татары и узбеки. Они также представляют свою культуру: музыку, танцевальные движении, костюмы, после чего поочерёдно читают стихи:

  1. пара: Живут в России разные народы с давних пор.
  2. пара: Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
  3. пара: У каждого народа язык свой и наряд.
  4. пара: Один – черкеску носит, другой надел халат.
  5. пара: Один рыбак с рождения, другой – оленевод.
  6. пара: Один - кумыс готовит, другой готовит мёд.
  7. пара: Одним – милее осень, другим милей – весна.

Все хором: А Родина Россия у нас у всех одна!

Воспитатель: Спасибо нашим ребятам за такие прекрасные слова, а теперь под бурные апплодис-менты занимайте места.

Роса состоит из росинок, из капелек пара – туман,

Песок и мельчайших песчинок, Россия – из россиян.

Главное – вместе! Главное – дружно!

Главное – с сердцем, горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

В единстве – сила, нетерпимость – гони!

Воспитатель: Россия – страна пребольшая…

От края до края…

И всюду ребята живут и играют.

Есть разные игры у разных ребят.

А ходят ребята в один детский сад.

Проводятся игра: русская хороводная «Ай, да, репка!»

Воспитатель: Ребята, сегодня в День народного единства хочется вспомнить, что люди разных

национальностей работают в разных профессиях и друг другу оказывают разную помощь, делятся опытом.

На середину зала выходят дети в костюмах моряка, пограничника, полицейского, врача, повара и рассказывают о профессиях.

Пограничник: Пограничник на посту
Зорко смотрит в темноту.
За спиной его страна
В мирный сон погружена

На границе ночь тревожна
Ночью всякое возможно,
Но спокоен часовой
Потому, что за спиной

Наша армия стоит,
Труд и сон людей хранит,
Что богата и сильна
Наша мирная страна.

Полицейский: Полицейский защищает
Нашу честь и наш покой,
И на службу заступает
В час дневной и в час ночной.

Моряк: Уходят, уходят в морские просторы
Подводные лодки, эсминцы, линкоры.
О чём я, ребята, мечтаю тайком?
О том, чтобы стать моряком.

Врач: Если вдруг со здоровьем случилась беда,
Люди в белых халатах помогут всегда,
Мчатся с красным крестом по дорогам машины,
Для хороших врачей все больные едины..

Повар: Знакомы поварам секреты
Приготовления вкусных блюд.
Спасибо скажем им за это
Быть поваром – нелёгкий труд.

Воспитатель: Чудесный день, и солнце светит,
И город флагами цветёт!
Сегодня праздник – рады дети,
Шумит на улицах народ.

Флажками детский сад украшен,
Гостей встречаем и зовём.
И песню праздничную нашу
Мы звонко, радостно поём!

Исполняется песня «Здравствуй, Родина моя!» - слова К. Ибряева, музыка Ю. Чичкова.

Воспитатель: Ребята, помните: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды.

Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушным в жизни не нужно!

Злобу, обиду из детства гони!!!

Дети вместе с родителями и гостями исполняют «Хоровод друзей» - музыка М. Кузьминой.

Воспитатель:

Праздник заканчивается дружеским чаепитием в группе.

Сорокина О.Н., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 20» , город Снежинск

Сценарий праздника День народного единства для детей 5-6 лет в ДОУ

«День Народного Единства» в старшей группе.

Воспитатель:
Праздник, праздник!
Как мы рады, наконец, то ты пришел.
Наши гости сели рядом
Это очень хорошо!
От чего у нас веселье,
Отмечаем мы сейчас.

День рожденья Родины
Радостно мы встретим
Солнцем все озарены-
Взрослые и дети.

(Дети выполняют упражнение с флажками под музыку-марш)
1. Идут по кругу, держа флажок в правой руке у плеча
2. Свободно не торопясь, размахивают флажком
3. Повтор, идут, флажки убирают.

Воспитатель:
4 ноября вся наша Россия отмечает день «Народного Единства».
Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Во все времена русский народ любил свою Родину. Слагал о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной страны совершал подвиги.

Дети читают стихи о Родине.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем

Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.

Что мы родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.

«Родина» З. Александрова.
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной и милый дом.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Холмы, перелески,
Луга и поля –
Родная, зеленая

Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей-
Частица великой
Отчизны моей.
Песня «Моя любимая Россия»
Воспитатель : «Дети вы хотите узнать, с чего началось празднование «День Народного Единства?»
- «Сейчас мы с вами отправимся в историческое путешествие в прошлое нашей России. Раньше она называлась великим словом Русь». (Картинка№ 2) Не сразу Россия стала сильным, могущественным государством. Были в России трудные, тяжелые времена. Польские враги хотели завоевать нашу Родину. (Картинка № 3 польского войска в прошлом). Но среди русского народа нашлись два мудрых человека. Они подняли и возглавили войска для победы над врагом. Один из них был из простого народа, имя его Кузьма Минин, другой князь Дмитрий Пожарский. (Картинка № 4).
Обратились они ко всему русскому народу с призывом: «Друзья, братья! Русь святая гибнет. Поможем Родине святой!» (Картинка № 5).
Воспитатель: Ребята как можно назвать этих людей, что подняли народ для победы над врагом? (смелые, мужественные, стойкие). Дети выходят и рассказывают пословицы.

Кто за Родину дерется – тому двойная сила дается!

Родина мать умей за нее постоять!

В мире нет краше родины нашей!

Жить – Родине служить!

А есть среди вас ребята сильные и ловкие?

Игры:
«Марш-бросок»
По сигналу играющие обегают «мины» (диски лежащие на полу) и бросают в танк, «гранату» (мягкий мяч).
«Перетяни канат».
«Эстафета»

Воспитатель : Ребята продолжаем наше великое путешествие в историю. (Картинка № 6).
И собрался народ государства Российского из 25 городов в Москве. Большим войском пошли они на врага, впереди войска несли икону «Казанской Божей матери». После долгих, кровопролитных боев победил русский народ лютого, польского врага.
Воспитатель: Теперь вся наша страна празднует «День Народного Единства». В Москве в честь победы над врагом, за героизм, мужество и отвагу на Красной площади установлен памятник, сделана надпись «Гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Благодарная Россия». Также построен храм «Казанской Божей матери». (Картинки № 7 и 8 памятника и храма).

Выходят дети и рассказывают стихи.

С историей не спорят,
С историей живут.
Она объединяет
На подвиг и на труд.

Единство государства,
Когда един народ.
Когда великой силой
Он движется вперед.

Врага он побеждает,
Объединившись в бой.
И Русь освобождает
И жертвует собой.

Во славу тех героев
Живем одной судьбой.
Сегодня «День Единства»
Мы празднуем с тобой.

Воспитатель: Ребята мы не должны забывать, что Россия только тогда сильна, когда она едина.
Россия многонациональная страна в ней живут русские, татары, башкиры, марийцы, мордовцы, буряты и т.д. (Картинка № 9).
Воспитатель: Россия единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает свои объятия всем народам, кто пожелает жить на земле мирно и счастливо.

Стихи о дружбе:
С песиком своим давно дружу,
К будке смело подхожу,
Песик хвостиком виляет
И со мной всегда играет
Мы с ним верные друзья
А друзей кусать нельзя

Я с Ромою давно дружу
Этой дружбой дорожу
Новый свой велосипед
Возьму и Роме подарю.

Даша дружит с Таней
Не девчонки, а картинки!
Когда разыграются
Весь садик содрогаются.

Все дети выходят и исполняют веселый танец друзей.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете название столицы нашей родины? (Картинка №10).
Назовите символы России. (Картинка № 11 и 12).
Звучит гимн России, дети стоя подпевают.
Воспитатель: Сейчас из столицы нашей родины перенесемся в нашу республику. Как она называется?
- Республика Алтай. (Картинка № 13).
Ведь совсем недавно наша республика отметила свое 85 -летие. Республика имеет тоже свой флаг и герб. (Картинка № 14 и 15). Звучит гимн, дети встают.
Выходит девочка – алтайском костюме и читает стих алтайского поэта.

Как прекрасен и добр мой Алтай!
Как богат он – поди сосчитай!
Перед ним я на вечно в долгу.
Как его я прославить смогу?
Как воздам благодарность ему?
Где слова я такие возьму?

Воспитатель: Наша Республика одна из богатейших районов нашей необъятной Родины. Богата она лесом, рыбой, редкими животными занесенными в Красную книгу, природными ископаемыми (уголь, свинец, цинк, золото, графит и т.д.).

Песня о горном Алтае – «Зов предков» в это время на экране меняются картинки № 16-26, достопримечательные места республики.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу. Надеюсь, вам понравилось это путешествие? Вы многое узнали о прошлом нашей любимой Родины и нашей республике.

Дети все встали, заключительное стихотворение зачитывает воспитатель.

Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились
Радостные сны.
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире не было войны!

В конце дети исполняют песню: «Солнечный круг»
Приложение





Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация ».

Цель : формировать основы гражданственности, патриотизма.

Задачи : дать представление о многообразии народов, проживающих на территории страны; знакомить с культурой, музыкой, играми, танцами разных народностей; воспитывать любовь к родному краю, Родине.

Планируемые результаты : владеет в соответствии с возрастом основными движениями; проявляет чуткость к художественному слову, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству; чувствует ритм и мелодику поэтического текста; речь становится главным средством общения, сопровождает реальные отношения детей, отличается от ролевой речи; соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице; знает, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна, что Москва — столица нашей Родины; имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна.

Ход развлечения:

Дети под музыку входят в зал, встают в произвольном порядке.

Ведущий.

Здесь родились и ты, и я,

Здесь, значит, Родина твоя.

Луга мы любим, горы, лес,

У каждого друзья здесь есть.

1-й ребенок.

Хорошо шагать с друзьями,

Дети всех народов с нами.

Мы горды своей страной,

Слава Родине родной.

2-й ребенок.

Все для нас: и солнце светит,

И цветы цветут в садах,

Ведь заботится о детях

Наша Родина всегда.

Общая песня «Солнечный круг» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина).

Ведущий . Да, ребята, нам с вами повезло, мы живем на щедрой, прекрасной земле, где в мире и дружбе проживают люди разных национальностей: чуваши дружат с немцами, украинцы - с татарами, русские - с корейцами. Многонациональна наша Родина, и все здесь живут в мире и согласии.

3-й ребенок.

Знай о крае своем родном,

Знай про горы, реки, хребты,

Знай о том, с кем рядом живешь,

С детства дружбой умей дорожить.

Ведущий.

Всем гостям мы дарим танец свой,

Он веселый, озорной.

Каким же танцем праздник дружбы начинать?

Хотим вам русский танец показать!

Он без лишних слов расскажет вам,

Что значит для детей любимый край.

«Русский танец» (на усмотрение музыкального руководителя).

Ведущий. Сегодня мы с вами отмечаем День единения народов. Вдумайтесь в эти слова - «единение народов»... Как вы думаете, что они означают?

Да, ребята, Русская земля стала Родиной для людей разных национальностей. И сегодня на нашем Островке дружбы праздник.

Посмотрите, сколько нам прислали цветов, чтобы мы из них венок дружбы сплести смогли.

Посмотрите, вот и первый цветок, а отправили его узбекские ребята (читает).

Сильнее дружбы силы нет,

Чудесней дружбы чуда нет.

Когда мы вместе, выше небо,

Щедрей, лучистей солнца свет.

Вам цветок свой отправляем,

Песню веселую спеть предлагаем.

Ведущий . Давайте подарим нашим узбекским друзьям веселую песню.

Сольная песня «Воробышек».

Ведущий.

Смотрите, вот еще один цветок,

Который сможем мы вплести в венок.

Нам прислали его из дальнего зарубежья друзья,

«Пернатую дискотеку» подарила им весна.

Под мирным солнцем весело плясать,

Хотим вам эту дискотеку показать.

Танец-импровизация «Пернатая дискотека».

Ведущий.

Повсюду песни звонкие

Не петь никак нельзя.

К нам отовсюду съехались

Хорошие друзья!

И каждый знает, это не секрет:

Для дружбы и любви преграды нет!

Сольная песня «А ты меня любишь?» (сл. А. Шамцилова).

Ведущий. Давайте узнаем, кто прислал нам следующий цветок.

В России дружно мы живем,

Все вместе песни русские

Дружно мы поем.

Для нас Россия - родная земля.

Мы все здесь - одна большая семья.

Ведущий. Этот цветок нам прислали наши корейские друзья.

Ведущий.

Праздник весело встречаем,

Новые цветы к нам прибывают.

Мы немного отдохнем,

Песню о музыке гостям споем.

Ведь чтоб хорошую музыку понять,

Не обязательно язык других народов знать.

Сольная песня о музыке (на усмотрение музыкального руководителя).

Ведущий . Посмотрите-ка, ребята, наши друзья из Татарстана прислали вместе с цветком загадки. Давайте их отгадаем.

В ярком платье модница -

Полетать охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится - отдыхает. (Бабочка)

Вот чудесные цветы

Небывалой красоты,

Яркие, пахучие...

Ай-ай-ай! Колючие. (Розы)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

Не ворона, не синица -

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)

На спине иголки

Длинные и колкие.

А свернется он в клубок —

Нет ни головы, ни ног. (Ежик)

Ведущий.

А этот цветок от украинских ребят,

Они предлагают всю Землю

Маленькой страной назвать.

Ведь если главными будут дети на Земле,

Никогда не бывать там войне.

А наша следующая песня расскажет,

Что нет той страны добрее и краше.

Сольная песня «Маленькая страна» (муз. И. Николаева, сл. И. Резника).

Ведущий.

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете -

Есть Родина своя.

И там, где мы родились,

Где радостно живем,

Русские просторы

Мы Родиной зовем.

Общая песня (на усмотрение музыкального руководителя).

Ведущий . Посмотрите, ребята, как много у нас друзей. Давайте вспомним, кто прислал нам свои цветы? (Ответы детей) Вот какой красивый венок получился из этих цветов.

Как хорошо, что дружба есть на свете.

Она как воздух нам с тобой нужна,

Так пусть шагает дружба по планете,

Пускай, как солнце, светит нам она.

А в заключение сюрприз,

Танец «Сюрприз».

Беседа воспитателя с детьми

«День народного единства».

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых

рядом с мамой мы идем...

Коммуникация

Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».

Свободное общение: «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство?».

Совместное изготовление стенда для родителей «Единство навсегда» (стихи о празднике, тематические фотографии, информация о самом празднике, об исторических событиях; творчество детей – рисунки, аппликации и т. д.

Познание

Рассказ воспитателя: «Начало смутного времени», «Народное единство», «Памятник Минину и Пожарскому».

Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций, и др.

Поисково-исследовательская деятельность: «Как мы сделаем праздничную стенгазету?».

Коллективное изготовление стенгазеты «День народного единства».

Конструирование: «Старинная крепость», «Кремль».

ФЭМП-(по той методике по которой вы работаете)

Чтение худ. литературы.

Писатели и поэты о празднике.

Интегрированная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки, рисование: «Открытка к празднику», «Русский воин».

2. Социально-личностное направление

Социализация, труд, безопасность

Социализация.

Посещение военных исторических музеев, выставок, музея боевой славы в школе.

Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Путешествие в Москву».

Презентации, посвящённые празднику.

Труд.

Ручной труд: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры, аппликаций, поделок оригами.

Безопасность

Безопасность нашей страны, границ государства. Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.

3. Художественно-эстетическое направление

Художественное творчество, музыка

Художественное творчество.

Продуктивная деятельность: праздничное оформление группы; изготовление праздничных открыток для родителей, Создание Коллажа на тему праздника.

Музыка

Слушание музыки: «Походный марш», «Кавалерийская»; «Моя Россия», «Марш», «Марш». Рассказ, беседа, рассматривание фото, картин, иллюстраций. Подготовка утренника для родителей.

4. Физическое развитие

Физкультура, здоровье

Физкультура

Физкультурный досуг: «Сильные, смелые, ловкие».

Здоровье

Свободное общение, беседа.

Создание условий для самостоятельной деятельности

Книжный уголок:

Книги для чтения и рассматривания: В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина», С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок).

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Российские воины»: аудиозапись с военным маршем, флаги, атрибутика военных разных времён (шлем, кивер, пилотка, бескозырка, фуражка, игрушечное оружие, бинокль, штурвал, фляжка, котелок и т. п.); фото и репродукции различных времён с изображением баталий, боёв, парада и т. п. (Игры-спутники: «Моряки», «Лётчики», «Пограничники»).

Центр строительно-конструктивных игр: создание схем, чертежей построек; строительный материал , модули, конструкторы.

Центр продуктивных видов деятельности : подборка праздничных открыток ко Дню народного единства; материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Взаимодействие с семьей

Обновление информационного стенда на тему: «Что можно рассказать ребёнку о Дне народного единства».

Посещение родителей с детьми: Государственного мемориального музея им. или Военно-исторического музея артиллерии.

Совместная поездка в Центральный военно-морской музей.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

Варианты рассказов

Памятник Минину и Пожарскому

Даже те, кто ни разу не был в Москве, без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Минину и Пожарскому. Он посвящен нижегородцам Кузьме Миничу Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период смутного времени на Руси.

Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий. Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Более с 1804 по 1815 г. трудился скульптор над созданием памятника (начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели - несколько уменьшенная копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Это же место изображено и на картине К. Маковского "Воззвание Минина".

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

1. Начало смутного времени

После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая . А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия: !

Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

2. Цари - самозванцы

Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился Самозванец.

Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием. А потом надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!" Тогда и наступил конец терпению народа.

3. Народное единство

собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство.

Собрали жители Нижнего большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".

4. Так и случилось!

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - на самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.