«Она», анализ стихотворения Гумилёва. Николай Гумилев «Она» анализ «Она» Николай Гумилев
Анализ стихотворения Гумилева «Она» поможет узнать жанр, тему, идею, средства выразительности
Николай Гумилев «Она» анализ
Год написания — 1912
Николай Гумилев «Она» история создания : стихотворение «Она» впервые опубликовано в сборнике «Чужое небо» в 1912 году, который критики считают первым по-настоящему акмеистическим. По словам , это стихотворения о ней.
Основная тема – тема любви лирического героя.
Основная мысль — только любовь делает человека счастливым.
Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом , в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.
Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».
Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».
Композиция стихотворения:
Произведения состоит из трех частей:
1) 1-3 строфы,
2) 4 строфа,
3) 5 строфа.
Гумилев «Она» средства художественной выразительности:
— эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);
— сравнения («четки сны ее, как тени»);
— гиперболы («держит молнии в руке»);
— метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль», «душа открыта жадно» ).
— аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.
— Ассонанс. В стихотворении доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].
С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.
Н. Гумилев «Она»
Я
знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий,
И смел и горд – я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке
В качестве собственного исследования данной темы, мною было выбрано стихотворение Н. Гумилева «Она»
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной,
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий
И смел и горд — як ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.
2. В стихотворении основная тема - тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она - поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».
Композиционно стихотворение состоит из трех частей:
1-3 строфы,
Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.
3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».
3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:
эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);
сравнения («четки сны ее, как тени»);
гиперболы («держит молнии в руке»);
метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).
Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:
душа - 1)внутренний мир человека;
2)свойства характера;
открыта - 1)поднять что-либо;
2)сделать доступным;
3)обнажить;
жадно - 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;
2)скупость, корысть.
Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.
3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.
Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].
3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.
4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.
5. С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.
А.А. Ахматова. Лирика. Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 341 с.
Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения / Учебное пособие к спецкурсу. - Вологда, 1998.
Поэзия серебряного века. В 2 т.: Т. 1. - М.: Дрофа: Вече, 2002. - 368 с.
Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание - М., 1974.
Гумилев Н. Избранное / Сост., выступ. ст., коммент., лит.-биогр. Хроника И.А. Панкеева; Худож. С.Соколов. - М.: Просвещение. 1990. - 383 с.: ил.-(Б-ка словесника).
Гумилев Н. Сочинения. Т.3, М., 1991
Лотман Ю.М. Поэзия и проза / Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Ляпина Л.Е. - М.: Флинта. Наука. - 1998.
Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз. - 1989.
Памятные книжные даты. 1988. М., 1988.
Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - В 2 ч. Ч. 1/ В.В. Агеносов и др.; Под ред. В.В. Агеносова. - 3-е изд. - М.: Дрофа, 1998. - 528 с.: ил.
Титова Е.В. Тема, идея, сюжет лирического стихотворного произведения: к проблеме определения./ Анализ литературного произведения. - Вологда: Русь. - 2001.
Гумилев Н. Избранное / Сост., выступ. ст., коммент., лит.-биогр. Хроника И.А. Панкеева; Худож. С.Соколов. - М.: Просвещение. 1990. - 383 с.: ил.-(Б-ка словесника). - с.81
Стихотворение «Она» Н. С. Гумилев написал в 1912 году и включил в сборник «Чужое небо». Его жена, А. А. Ахматова признавалась, что в стихотворении описана она.
Герой стихотворения рассказывает о своей любимой, избегая описания её внешнего вида и черт, чтобы показать, что главнее - то, какой человек внутри. Читателю представляется женщина, которая часто молчит, чужда к жизни. Она живет в своем мире, и только «медная музыка стиха» способна пробудить её чувства. Герой счастлив рядом с ней, но не видит проявления её чувств к себе. Не так уж она и тиха - «держит молнии в руке»(метафора), значит, может сказать свое резкое слово. Лирический герой её любит.
Он восхищается ей, описывая сначала её характер, потом их отношения. Герой намеренно не называет её имени - это не важно, важно то, что он духовно чувствует, что эта женщина – его счастье.
Он говорит «я знаю женщину» – значит, он видит её душу, знает, какая она. «В таинственном мерцанье» глаз (эпитет) герой может разглядеть душу женщины, которая «открыта миру» (метафора). Но не всему миру, а лишь «медной музыке стиха» (эпитет и метафора».
Образ героини противоречив - она чувствует прекрасное и открыта лирике, но при этом «высокомерна и глуха» (метафора). У них разные ценности в жизни - он доволен земными радостями, она вся погружена в творчество и внутренний мир. Герой готов делить с возлюбленной всё свои достижения, брать у неё уроки, как у мудрой наставницы.
Читая стихотворение, возникает ощущение, что главный герой нелюбим. Возможно, именно это - основная тема стихотворения: любит она или нет?
Даже рифма передает соединение мужского и женского в стихотворении - мужская рифма чередуется с женской.
Написано стихотворение четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.
В качестве собственного исследования данной темы, мною было выбрано стихотворение Н. Гумилева «Она»
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной,
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий
И смел и горд - як ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.
2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».
Композиционно стихотворение состоит из трех частей:
1-3 строфы,
Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.
3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».
3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:
эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);
сравнения («четки сны ее, как тени»);
гиперболы («держит молнии в руке»);
метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).
Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:
душа – 1)внутренний мир человека;
2)свойства характера;
открыта – 1)поднять что-либо;
2)сделать доступным;
3)обнажить;
жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;
2)скупость, корысть.
Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.
3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.
Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].
3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.
4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.
5. С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.
А.А. Ахматова. Лирика. Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 341 с.
Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения / Учебное пособие к спецкурсу. - Вологда, 1998.
Поэзия серебряного века. В 2 т.: Т. 1. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 368 с.
Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание - М., 1974.
Гумилев Н. Избранное / Сост., выступ. ст., коммент., лит.-биогр. Хроника И.А. Панкеева; Худож. С.Соколов. – М.: Просвещение. 1990. – 383 с.: ил.-(Б-ка словесника).
Гумилев Н. Сочинения. Т.3, М., 1991
Лотман Ю.М. Поэзия и проза / Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Ляпина Л.Е. - М.: Флинта. Наука. - 1998.
Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз. - 1989.
Памятные книжные даты. 1988. М., 1988.
Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – В 2 ч. Ч. 1/ В.В. Агеносов и др.; Под ред. В.В. Агеносова. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 528 с.: ил.
Титова Е.В. Тема, идея, сюжет лирического стихотворного произведения: к проблеме определения./ Анализ литературного произведения. - Вологда: Русь. - 2001.
Гумилев Н. Избранное / Сост., выступ. ст., коммент., лит.-биогр. Хроника И.А. Панкеева; Худож. С.Соколов. – М.: Просвещение. 1990. – 383 с.: ил.-(Б-ка словесника). – с.81
Которая стала женой Гумилёва в 1910 г., утверждала, что в тексте речь идёт о ней. По легенде, Гумилёв прислал ей стихотворение в письме, написанном в дальнем путешествии, как признание в любви, но ответа не получил.
Литературное направление и жанр
Стихотворение - образец акмеистической интимной лирики Гумилёва. Поэту удалось создать образ возлюбленной, не описывая её внешность. Для Гумилёва важен внутренний мир, но он настолько конкретен, что женщина почти осязаема.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из пяти строф. Имя возлюбленной не вынесено в заголовок. Местоимение «она» позволяет проследить женское начало в союзе с лирическим героем, который называется местоимением «я». Стихотворение написано от первого лица. Она – это инь, необходимая часть целого – союза двух сердец. Имена героев в стихотворении неуместны. Поэтому ошибочным будет анализ стихотворения только как отражения отношений Гумилёва и Ахматовой.
В первых трёх строфах раскрываются черты характера и общий облик героини. Четвёртая и пятая строфы говорят о сложности и противоречивости её характера. Лирический герой превозносит её, для него она почти богиня.
Тема стихотворения – восхищение женщиной, возлюбленной лирического героя. Основная мысль: только любовь делает человека счастливым. Состояние счастья даёт возможность рассмотреть лучшие черты возлюбленной.
Тропы и образы
Стихотворение начинается с утверждения, что лирический герой знает женщину, которой посвятил стихи. Глагол знаю здесь означает не факт знакомства, а, скорее, познание в библейском смысле: герой проникает в её душу. Стихотворение и построено как проникновение в душу героини.
В тишине, где слова лишние, вызывают горькую усталость, возникает близко-близко лицо, на котором видны только расширенные зрачки. Через них-то, в их таинственном мерцанье (эпитет) герой видит душу, описанную во второй строфе: она тоже жадно открыта (метафора), но не для всего мира, а только медной музыке стиха (метафора и эпитет). Этот странный образ восходит к звучанию духовых инструментов, труб. Речь идёт о силе таланта, с которым женщина заявляет о себе.
Лирическому герою трудно понять, как открытая поэзии душа может быть одновременно высокомерна и глуха (метафоры) к чему-то другому. В этой антитезе намечается вопрос, проблема лирического героя. Возлюбленная высокомерна и глуха «пред жизнью дольней и отрадной» (эпитеты). То есть возлюбленная не приемлет удовольствий земной, материальной жизни, которая дарит радость лирическому герою.
В третьей строфе точка зрения лирического героя снова меняется. Это не взгляд максимальной близости, как в первой строфе, и не отстранённые рассуждения о внутреннем мире, как во второй. В третьей строфе лирический герой смотрит на фигуру возлюбленной. Как и в первой строфе, он выделяет её способность не производить шума. Её плавный шаг неслышный и неторопливый (эпитеты). Неожиданным становится окончание третьей строфы: «Нельзя назвать её красивой». Так лирический герой подчёркивает, что его возлюбленная – земная женщина, что именно к любви обычной женщины он стремится, в ней всё его счастье.
Стихотворение вполне могло бы окончиться третьей строфой. Но лирическому герою важно показать собственные взаимоотношения с возлюбленной. В четвёртой строфе она предстаёт как мудрая наставница. Как и любой мужчина, лирический герой готов положить к ногам возлюбленной все свои победы, которыми он «смел и горд», для неё он ломает стереотипы, жаждет своеволий. Возможно, речь идёт о поэзии. Гумилёв, открывший в Ахматовой поэтический талант, был поражён его силой, многому учился у неё, отдавая должное «мудрой сладкой боли» (эпитет), которую она изливала в стихах.
Истома и бред героини, о которых упоминает лирический герой, свидетельствуют о нотках непонимания со стороны лирического героя, хотя и высоко ценящего талант женщины, но опасающегося её непоследовательности и импульсивности. Говорят, именно эти качества в сочетании с холодностью привели к разрыву Гумилёва и Ахматовой.
Последняя строфа изображает женщину в повседневной жизни: в часы томлений, во время сна. Героиня предстаёт перед читателем в облике, подобном божественному. Даже в часы томлений она остаётся светлой (эпитет), а в руке у неё молнии (метафора). Женщина сочетает в себе образ грозный, поражающий, прямо Зевс в женском обличье, и свет, смирение, которое не затмевает даже томление.
Последние две строчки раскрывают самое сокровенное, что есть у человека, скрытое от посторонних – мир снов. Они входят в противоречие с истомой, бредом, томлениями женщины, потому что чёткие (эпитет). По этому качеству Гумилёв сравнивает их с тенями, которые ложатся на песок. А песок не простой, а «райский огненный» (метафорические эпитеты). Наверное, такой песок Гумилёв видел вдали от дома, скучая по возлюбленной.
Для создания возвышенного образа Гумилёв использует старославянизмы: пред, дольняя, отрадная, своеволие, томление, жажду, истома.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской. Чёткая форма, выверенная композиция – всё передаёт мужскую точку зрения на женскую сущность.