Особенности экспериментально-психологического исследования в клинической психологии. Тиганов А.С

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-1.jpg" alt=">Методы и исследования в клинической психологии ">

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-2.jpg" alt="> Методы исследования в клинической психологии можно разделить на три группы: § 1) клиническое"> Методы исследования в клинической психологии можно разделить на три группы: § 1) клиническое интервьюирование, § 2) экспериментально-психологические методы исследования, § 3) оценка эффективности психокоррекционного воздействия.

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-3.jpg" alt=">Клиническое интервьюирование § Мы отдаем себе отчет в том, насколько сложным является унификация"> Клиническое интервьюирование § Мы отдаем себе отчет в том, насколько сложным является унификация и схематизация творческого процесса, а ведь интервьюирование можно с полным основанием назвать творчеством. В этом отношении мы осознаем пределы своих возможностей и не претендуем на нахождение истины в последней инстанции. Каждый психолог вправе выбрать себе из множества существующих наиболее подходящий для него (его характера, интересов, пристрастий, уровня общительности, мировоззрения, культуры и т. д.) способ интервьюирования клиента (пациента). Поэтому следует рассматривать предлагаемый текст и мысли, заложенные в нем, как еще одну возможность, еще один вариант, который может удовлетворить взыскательного читателя и привести к применению на практике положений именно данного руководства.

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-4.jpg" alt=">§ Если же информация способна вызвать неприятие, тогда за читателем остается возможность продолжить"> § Если же информация способна вызвать неприятие, тогда за читателем остается возможность продолжить поиск наиболее подходящего для него руководства по клиническому методу в клинической психологии. § Одной из основных целей клинического интервьюирования является оценка индивидуально- психологических особенностей клиента или пациента, ранжировка выявляемых особенностей по качеству, силе и тяжести, отнесение их к психологическим феноменам или к психопатологическим симптомам.

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-5.jpg" alt=">Функциями интервью в клинической психологии являются: § диагностическая и терапевтическая. Они должны осуществляться"> Функциями интервью в клинической психологии являются: § диагностическая и терапевтическая. Они должны осуществляться параллельно, поскольку только их сочетание может привести к желаемому для психолога результату - выздоровлению и реабилитации пациента. В этом отношении практикующийся клинический расспрос, игнорирующий психотерапевтическую функцию, превращает врача или психолога в статиста, чью роль мог бы с успехом выполнять и компьютер. § Клиенты и пациенты зачастую не могут точно описать свое состояние и сформулировать жалобы и проблемы. Именно поэтому способность выслушать изложение проблем человека - это лишь часть интервью, вторая - способность тактично помочь ему сформулировать его проблему, дать ему понять истоки психологического дискомфорта - кристаллизовать проблему. «Речь дана человеку для того, чтобы лучше понимать себя» , - писал Л. Выготский, и это понимание через вербализацию в процессе клинического интервью может считаться существенным и принципиальным.

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-6.jpg" alt=">Принципами клинического интервью являются: § однозначность, § точность и доступность"> Принципами клинического интервью являются: § однозначность, § точность и доступность формулировок-вопросов; § адекватность, § последовательность (алгоритмизованность); § гибкость, § беспристрастность опроса; § проверяемость получаемой информации.

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-7.jpg" alt=">§ Под принципом однозначности и точности в рамках клинического интервью понимается правильное, корректное"> § Под принципом однозначности и точности в рамках клинического интервью понимается правильное, корректное и точное формулирование вопросов. Примером неоднозначности может служить такой вопрос, обращенный к пациенту: «Испытываете ли Вы на себе психическое воздействие? » Утвердительный ответ на этот вопрос не дает диагносту практически ничего, поскольку интерпретировать его можно разнообразно. Пациент мог подразумевать под «воздействием» как обычные человеческие переживания, события, людей, окружающих его, так и, к примеру, «энергетический вампиризм» , воздействие инопланетян и т. д. Вопрос этот неточен и неоднозначен, следовательно малоинформативен и является лишним.

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-8.jpg" alt=">§ Принцип доступности базируется на нескольких параметрах: словарном (лингвистическом), образовательном, культурном, культу-ральном, языковом, национальном,"> § Принцип доступности базируется на нескольких параметрах: словарном (лингвистическом), образовательном, культурном, культу-ральном, языковом, национальном, этническом и других факторах. Обращенная к пациенту речь должна быть ему понятна, должна совпадать с его речевой практикой, основанной на множестве традиций. Воцрос диагноста: «Не бывает ли у Вас галлюцинаций? » - может быть неправильно понят человеком, который впервые сталкивается с подобным научным термином. С другой стороны, если у пациента спросить, не слышит ли он голосов, то его понимание слова «голоса» может кардинально отличаться от понимания врачом того же термина. Доступность основывается на точной оценке диагностом статуса пациента, уровня его знаний; словарного запаса, субкультуральных особенностей, жаргонной

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-9.jpg" alt=">§ Одним из важным параметров интервью считается алгоритмизированность (последовательность) расспроса, основанная на"> § Одним из важным параметров интервью считается алгоритмизированность (последовательность) расспроса, основанная на знаниях диагноста в области сочетаемости психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов; эндогенном, психогенном и экзогенном типах реагирования; психотического и непсихотического уровней психических расстройств. Клинический психолог обязан знать сотни психопатологических симптомов. Но если он будет спрашивать о наличие каждого известного ему симптома, то это, с одной стороны, займет большое количество времени и будет утомительным как для пациента, так и для исследователя; с другой, отразит некомпетентность диагноста. Последовательность строится на известном алгоритме психогенеза: на основании предъявления первых жалоб больными, рассказе его родственников, знакомых или на основании непосредственного наблюдения за его поведением формируется первая группа феноменов или симптомов.

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-10.jpg" alt=">§ Наиболее значимым являются принципы проверяемости и адекватности психологического интервью, когда для уточнения"> § Наиболее значимым являются принципы проверяемости и адекватности психологического интервью, когда для уточнения конгруэнтности понятий и исключения неверной интерпретации ответов диагност задает вопросы типа: «Что Вы понимаете под словом «голоса» , которые Вы слышите? » или «Приведите пример испытываемых «голосов» . При необходимости пациенту предлагается конкретизировать описание собственных переживаний. § Принцип беспристрастности - основной принцип феноменологически ориентированного психолога-диагноста. Навязывание пациенту собственного представления о наличие у того психопатологической симптоматики на основании предвзято или небрежно проведенного интервью может происходить как по причине сознательной установки, так и на базе незнания принципов интервью или слепой приверженности одной из научных школ.

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-11.jpg" alt=">Модель (структуру) клинического интервью: § I этап: Установление «доверительной дистанции» . Ситуативная поддержка, предоставление"> Модель (структуру) клинического интервью: § I этап: Установление «доверительной дистанции» . Ситуативная поддержка, предоставление гарантий конфиденциальности; определение доминирующих мотивов проведения интервью. § § II этап: Выявление жалоб (пассивное и активное интервью), оценка внутренней картины - концепции болезни; структурирование проблемы, §

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-12.jpg" alt=">§ III этап: Оценка желаемого результата интервью и терапии; определение субъективной модели "> § III этап: Оценка желаемого результата интервью и терапии; определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса. § IV этап: Оценка антиципационных способностей пациента; обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания (при его обнаружении) и терапии; антиципационный тренинг.

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-13.jpg" alt=">3 уровня невербального языка: § Условия взаимодействия: например, время и место беседы, оформление"> 3 уровня невербального языка: § Условия взаимодействия: например, время и место беседы, оформление кабинета, одежда и другие важные детали, большинство из которых влияет на характер взаимоотношений между двумя людьми; § Информационный поток: например, важная информация часто приходит к нам в форме невербальной коммуникации, но гораздо чаще невербальная коммуникация модифицирует смысл и переставляет акценты в словесном контексте;

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-14.jpg" alt=">§ Интерпретация: каждый индивид, принадлежащий к любой культуре, имеет совершенно разные способы"> § Интерпретация: каждый индивид, принадлежащий к любой культуре, имеет совершенно разные способы интерпретации невербальной коммуникации. То, что воспринял из невербального языка один, может в корне отличаться от того, что понял другой.

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-15.jpg" alt="> Визуальный контакт. § Не забывая о культуральных различиях, следует все "> Визуальный контакт. § Не забывая о культуральных различиях, следует все же отметить важность того, когда и почему индивид перестает смотреть вам в глаза. «Именно движение глаз - ключ к тому, что происходит в голове клиента, - считает А. Айви, - Обычно визуальный контакт прекращается, когда человек говорит на щекотливую тему. Например, молодая женщина может не смотреть в глаза, когда говорит об импотенции партнера, но не тогда, когда говорит о своей заботливости. Это может быть реальным знаком того, что она бы хотела сохранить взаимоотношения с любовником» . Тем не менее, чтобы точнее вычислить значение изменения невербального поведения или визуального контакта, требуется не одна беседа, в противном случае велик риск сделать ошибочные выводы.

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-16.jpg" alt="> Язык тела. § По этому параметру естественно различаются представители разных культур."> Язык тела. § По этому параметру естественно различаются представители разных культур. Разные группы вкладывают неодинаковое содержание в одни и те же жесты. Считается, что наиболее информативным в языке тела является изменение наклона туловища. Клиент может сидеть естественно, и затем, без всякой видимой причины сжать ладони, скрестить ноги или сесть на край кресла. Часто эти вроде бы незначительные изменения являются индикаторами конфликта в человеке.

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-17.jpg" alt="> Интонаиия и темп речи. § Интонация и темп речи человека может столько"> Интонаиия и темп речи. § Интонация и темп речи человека может столько же сказать о нем, особенно о его эмоциональном состоянии, сколько и вербальная информация. То, насколько громко или тихо произносятся предложения, может служить индикатором силы чувств. Быстрая речь обычно ассоциируется с состоянием нервозности и гиперактивностью; в то время как замедленная речь может свидетельствовать о вялости и депрессии.

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-18.jpg" alt=">Экспериментально-психологические (пато- и нейропсихологические) методы исследования: Патопсихологические методы исследования. § Под патопсихологическими исследованиями"> Экспериментально-психологические (пато- и нейропсихологические) методы исследования: Патопсихологические методы исследования. § Под патопсихологическими исследованиями (экспериментами) в современной психологи понимается использование любой диагностической процедуры в целях моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и «отношений личности» (Б. В. Зейгарник). § Основными задачами параклинических методов в клинической психологии является обнаружение изменений функционирования отдельных психических функций и выявление патопсихологических синдромов. Под патопсихологическим синдромом понимают патогенетически обусловленную общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных (В. М. Блейхер). К патопсихологическим синдромам относят совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях (В. В. Николаева, Е. Т. Соколова, А. С. С-пиваковская).

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-19.jpg" alt=">§ В результате выявления патопсихологических синдромов возможным становится оценка особенностей структуры и"> § В результате выявления патопсихологических синдромов возможным становится оценка особенностей структуры и протекания самих психических процессов, приводящих к клиническим проявлениям - психопатологическим синдромам. Патопсихолог направляет свое исследование на раскрытие и анализ определенных компонентов мозговой деятельности, ее звеньев и факторов, выпадение которых является причиной формирования наблюдаемых в клинике симптомов.

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-20.jpg" alt="> Выделяют следующие патопсихологические регистр- синдромы (И. А. Кудрявцев): § шизофренический"> Выделяют следующие патопсихологические регистр- синдромы (И. А. Кудрявцев): § шизофренический § аффективно-эндогенный § олигофренический § экзогенно-органический § эндогенно-органический § личностно-аномальный § психогенно-психотический § психогенно-невротический

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-21.jpg" alt=">§ Шизофренический синптомокомплекс складывается из таких лич-ностно-мотивационных расстройств как: изменение структуры и"> § Шизофренический синптомокомплекс складывается из таких лич-ностно-мотивационных расстройств как: изменение структуры и иерархии мотивов, расстройства мыслительной деятельности, нарушающего целенаправленность мышления и смыслообразование (резонерство, соскальзывание, разноплановость, патологический полисемантизм) при сохранности операционной стороны, эмоциональные расстройства (упрощение, диссоциация эмоциональных проявлений, знаковая парадоксальность), изменение самооценки и самосознания (аутизм, сенситивность, отчужденность и повышенная рефлексия). § В психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс входит: эмоционально-волевые расстройства, нарушения структуры и иерархии мотивов, неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение мышления в виде «относительного аффективного слабоумия» , нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт.

Src="https://present5.com/presentation/3/161445703_134739524.pdf-img/161445703_134739524.pdf-22.jpg" alt=">§ Органический (экзо- и эндогенный) симптомокомплекс характеризуется такими признаками, как: общее снижение"> § Органический (экзо- и эндогенный) симптомокомплекс характеризуется такими признаками, как: общее снижение интеллекта, распад имевшихся сведений и знаний, мнестическиерасстройства, затрагивающие как долговременную, так и оперативную память, нарушения внимания и умственной работоспособности, нарушение операционной стороны и целенаправленности мышления, изменение эмоциональной сферы с аффективной лабильностью, нарушение критических способностей и самоконтроля.

Методики, использующиеся в настоящее время в практике медицинского психолога, можно разделить на 2 большие группы: первая объединяет методики, ориентированные на оценку познавательных (когнитивных) психических процессов, вторая включает методические приемы, применяемые при исследовании личности. Методики исследования познавательных (когнитивных) процессов. В обобщенной, соответствующей клинической терминологии форме этими методиками пользуются для оценки мнестико-интеллектуальной сферы больного, т.е. при изучении процессов восприятия, памяти, мышления, внимания, речи и других функций. Патопсихологические и нейропсихологические методики оценки восприятия построены с учетом его различных модальностей. К последним относятся зрительное опознавание реальных, контурных, зашумленных и расфокусированных изображений (например, проба Поппельрейтера), опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними в тактильной сфере (например, доска Сегена); восприятие на слух и оценка ритмических структур; узнавание знакомых портретов известных лиц; восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной переработки (схематические часы, контурная географическая карта). Следует подчеркнуть, что нарушение или искажение восприятия нередко выявляется при опознании не единичных объектов, а их комплекса с увеличением объема перцептивного задания. Выявление нарушений памяти осуществляется в ситуации произвольного или непроизвольного запоминания. При этом используются задания на заучивание последовательностей слов, зрительных объектов, цифр, фраз и специальных рассказов. Одной из информативных методик исследования памяти является "Пиктограмма", в которой запоминание осуществляется с помощью специальных средств в виде выполняемых больным рисунков, отражающих его ассоциации в связи с каждым из элементов предлагаемой для запоминания последовательности слов и словосочетаний. Достаточно большое число клинико-экспериментальных методик направлено на исследование мышления. Это прежде всего методика "Классификация предметов", предоставляющая возможность изучить различные аспекты мыслительной деятельности. Известны также такие методики, как сравнение и определение понятий, решение арифметических задач различной степени сложности; понимание переносного смысла пословиц и метафор; интерпретация больным сюжетной картинки или набора картинок с последовательным изложением сюжета; методика "Исключение предметов" и т.д. Некоторые методики целенаправленно создавались для оценки внимания (его устойчивости, избирательности) в сочетании с оценкой общей работоспособности больного, темпа и стабильности выполнения заданий. К ним относятся корректурная проба (вычеркивание на бланке с напечатанными буквами заданной экспериментатором буквы), метод составления натуральной арифметической последовательности из случайного разброса чисел в таблице (таблицы Шульте, таблица Горбова); сложение однозначных чисел, записанных на бланке в столбик (счет по Крепелину) и т.п. Эти методики основаны на выполнении заданий в течение достаточно длительного времени с фиксацией в эксперименте определенных временных отрезков в общем континууме времени выполнения и последующей оценкой продуктивности работы больного и темпа выполнения задания. Существует множество патопсихологических и нейропсихологических методик, применяемых для диагностики речевых расстройств в их разнообразных и специфических проявлениях, оценки выполнения специальных произвольных движений по заданной программе и других (более подробное описание методик клинико-психологического исследования — см. С.Я. Рубинштейн. Экспериментальные методики патопсихологии.—М.: Медицина, 1970; Е.Д. Хамская. Нейропсихологическая диагностика,—М., 1995; Общая психодиагностика/Под ред.А.А. Бодалева, В.В. Сталина.—М.: Изд-во МГУ, 1987; и др. ). Методики исследования личности. Методические приемы исследования личности больного можно разделить на 2 подгруппы: методики прямого исследования личности и методики косвенного (опосредованного) ее изучения. В подгруппу методик прямого исследования личности традиционно входят методика оценки запоминания прерванных действий (выявляющая мотивационную активность больного), методика исследования уровня притязаний (позволяющая оценить динамические характеристики мотивации в зависимости от успешности или неуспешности решения отдельных субтестов в общей структуре методики); методика самооценки Дембо — Рубинштейн (направленная на выявление рефлексивных возможностей больного и его критичности в актуальной ситуации). В настоящее время весь спектр методик прямого исследования личности постоянно расширяется за счет внедрения в клиническую практику экспериментальных процедур, разрабатываемых в общей психологии для изучения личности в норме. Применение этих методик в клинико-диагностических целях еще требует их клинической апробации и нозологической верификации с учетом клинических особенностей изучаемого заболевания и концептуальных построений, касающихся структуры личности. Последний тезис имеет отношение и ко второй подгруппе личностных методик. К методикам косвенного изучения личности относятся проективные тесты, а также различные опросники и шкалы. Все они позволяют на основе специально разработанных процедур интерпретации получаемых данных (в их количественном и качественном выражении) получить сведения об особенностях личности через оценку ее динамических характеристик и отдельных составляющих (мотивация, самооценка, эмоции, уровень субъективного контроля, межперсональные взаимодействия и отношения, акцентуации характера и т.д.). Основная ценность этих методик определяется возможностями многомерного подхода к исследованию личности, позволяющего "объединить достоинства целостного подхода, свойственного клиническому методу, с достоинствами метрического подхода, присущего двухмерному эксперименту" (Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.—М.: Просвещение, 1985.—С.5 ). Приведенная цитата имеет своей целью привлечь внимание читателя к необходимости глубокого понимания методической направленности личностно-ориентированных процедур при их выборе для решения клинико-диагностических задач. На современном этапе в практике работы медицинского психолога наиболее часто используются следующие методики: "Незаконченные предложения", "Тематический апперцептивный тест" (ТАТ), "Цветовой тест Люшера", "Цветовой тест отношений" (ЦТО), Миннесотский мультифазный личностный тест (Minnesota multiphasic personality inventory — MMPI ), тест Кеттелла (16 PF — опросник), диагностика межличностных отношений Т. Лири, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко и Н.Я. Иванова, косвенное измерение системы самооценок (КИСС). Основные принципы проведения исследования по перечисленным методикам, направленность их на те или иные функции и оценка результатов даны в табл.1.

Методика Направленность Задача испытуемого Принципы оценки результатов
Тест Люшера Исследование функционального, эмоционального состояния (настроения), наиболее устойчивых черт личности Предъявляются карточки 8 цветов (каждый цвет имеет свою психологическую интерпретацию). Испытуемый составляет последовательность цветов по предпочтению (делается 2 выбора) Статистическая обработка оценки положения и взаимного расположения основных цветов
ЦТО Исследование сознательного и неосознаваемого уровней отношения человека (цветовые ассоциации) Совместно с психологом составляется список лиц (понятий) из окружения. Предъявляется 8 цветов (соответствующих цветам теста Люшера). Каждому лицу (понятию) подбираются подходящие цвета а) качественный анализ цветоассоциативных ответов;
б) формализованный анализ цветоассоциативных ответов
MMPI Многопрофильное исследование личности по 9 шкалам Предлагается текст опросника, утверждения которого касаются состояния здоровья и характера испытуемого. На специальном бланке фиксируются ответы испытуемого (да или нет) На основе ответов испытуемого строится профиль его личности с учетом значения шкалы коррекции. По показателям 9 шкал дается интерпретация личностных особенностей
Опросник Кеттелла Исследование диагностирует черты личности (конституциональные факторы) Испытуемому предлагается текст опросника, вопросы которого носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации. Ответы заносятся на специальный бланк (да, нет, иногда) Ответы испытуемого оцениваются с помощью специального "ключа". Затем проводится интерпретация результатов
ТАТ Проективное исследование раскрытия внутреннего мира личности, субъективных переживаний, мыслей Испытуемому предлагается ряд фотографий, отображающих неопределенные ситуации (с участием одного или нескольких персонажей) и имеющих эмоциональный подтекст. Испытуемый составляет по этим картинкам рассказ, в котором отражается временная перспектива сюжета а) качественный анализ ассоциативных ответов; б) формализованный анализ ассоциативных ответов. На основании этого делается вывод о характере межличностных отношений обследуемого
Тест Т.Лири Исследование представлений о себе и идеальном "Я", изучение взаимоотношений в малых группах Испытуемому предлагается опросник из 128 оценочных суждений. Делается выбор утверждений, относящихся к себе, к другим и идеалу Производится подсчет баллов с помощью специального "ключа", полученные показатели переносятся на диско-грамму, строится личностный профиль
Методика КИСС Исследование целостной системы самооценки, иерархии ценностей и личностных смыслов Испытуемому предлагаются схематические изображения человеческих лиц (на схеме лица отсутствует рот). Испытуемый ранжирует "лица" по параметрам, задаваемым экспериментатором. Затем нужно разложить карточки по "похожести на себя" Определяется коэффициент ранговой корреляции. Строится графическое изображение самооценки, делается вывод об общем принятии себя и о том, насколько данное качество ценится испытуемым
ПДО Исследование акцентуаций характера Испытуемому предъявляется опросник, от него требуется осуществить выбор вопросов из групп, объединенных в "тематические блоки" Подсчитываются баллы с помощью специального "ключа". Результаты сравниваются с нормативными показателями
Незаконченные предложения Исследование системы отношений к себе и к своему социальному окружению Испытуемому предъявляется 60 незаконченных предложений, которые он должен закончить Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную

Методы исследования в медицинской (клинической) психологии

Клиническая психология при выборе методов исследования руководствуется задачами, вытекающими из профессиональных обязанностей: участие в решении задач дифференциальной диагностики, анализ структуры и установление степени психических нарушений, диагностика психического развития, характеристика личности и системы ее отношений, оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии, решение экспертных задач.

Диагностическая задача диктует использование таких психологических методик, которые способны оценить деятельность отдельных психических функций, а также дифференцировать психологические феномены и психопатологические симптомы и синдромы. Задача психокоррекции подразумевает применение различных шкал для анализа эффективности применяемых психокоррекционных и психотерапевтических методик.

При подборе методик клинический психолог учитывает прежде всего цели психологического обследования, а также соматическое состояние испытуемого, его возраст, профессию и уровень образования, время и место проведения исследования.

В.Д. Менделевия делит все методы исследования в клинической психологии на три группы: 1) клиническое интервьюирование, 2) экспериментально-психологические методы исследования и 3) оценка эффективности психокоррекционного воздействия. Большей частью эти методы заимствованы из общей психологии, часть же создана в медицинской психологии и предназначена для решения специфических задач в работе психолога-клинициста.

Существует еще одна классификация методов медицинской психологии - условное деление на нестандартизированные и стандартизированные методы. Нестандартизированные методы представлены набором так называемых психологических методик (Б.В. Зейгарник, 1976 г., С.Я. Рубинштейн, 1970 г.). Эти методы направлены на выявление определенных видов психической патологии. Выбор их осуществляется индивидуально для конкретного испытуемого, в основном с целью дифференциальной диагностики. Психологическое заключение основывается не столько на количественном анализе конечного результата деятельности пациента, сколько на качественном анализе способов деятельности, характерных особенностей самого процесса выполнения задания.

В случае применения стандартизированных методик способ анализа результатов основывается преимущественно на количественной оценке, которая сопоставляется с оценками, полученными на соответствующих выборках больных и здоровых испытуемых.

Клиническое интервьюирование. Термин «интервью» стал использоваться клиническими психологами недавно. Раньше говорили о клиническом расспросе или беседе. Некоторые рекомендации к проведению такой беседы встречаем в работах Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн.

Основными целями клинического интервьюирования являются оценка индивидуально-психологических особенностей клиента, ранжировка выявляемых особенностей по качеству, силе и тяжести, отнесение их к психологическим феноменам или к психопатологическим симптомам. Клиническое интервью - метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента и структуры проблемы клиента, а также способ психологического воздействия на человека, производимого непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента (В.Д. Менделевич, 1998 г.).

Интервью нацелено не только на активно предъявляемые человеком жалобы, но и на выявление скрытых мотивов поведения человека и оказание ему помощи в осознании внутренних оснований для измененного психического состояния. Психологическая поддержка - существенный момент интервью.

Клиническое интервью строится на следующих принципах:

  • однозначности, точности и доступности формулировок и вопросов;
  • адекватности и последовательности;
  • гибкости, беспристрастности опроса;
  • проверяемости получаемой информации.

Принцип однозначности и точности касается корректного и точного формулирования вопросов, задаваемых клиенту (пациенту). Принцип доступности заключается в том, что речь клинического психолога должна быть понятна клиенту, приближена к его разговорной речи, не должна содержать специальных терминов.

Последовательность в проведении интервью - еще один принцип, который сводится к тому, что сначала формируется первая группа феноменов или симптомов. Это вытекает из анализа жалоб пациента, рассказов его родственников или наблюдения за его поведением. В опросе выявляются феномены, симптомы, синдромы, которые сочетаются с уже выявленными. Затем определяеются тип формирования (эндо-, психо- или экзогенный) и уровень расстройств, а также этиологические факторы.

Принцип проверяемости и адекватности психологического интервью подразумевает уточнение конгруэнтности понятий и правильной интерпретации ответов пациента. Принцип беспристрастности заключается в ненавязывании пациенту собственного представления о наличии у него психопатологических симптомов. Подкрепляясь практическими процедурами, эти принципы становятся действенными.

Существуют различные методологические подходы к проведению интервью. Некоторые ученые считают, что 50 мин. - это оптимальная длительность первого интервью, последующие с тем же клиентом (пациентом) могут быть короче. В.Д. Менделевич предлагает следующую структуру клинического интервью, состоящую из четырех эпатов:

  • 1) установление доверительной дистанции; ситуативная поддержка, предоставление гарантий конфиденциальности; определение ведущих мотивов проведения интервью;
  • 2) выявление жалоб (пассивное и активное интервью), оценка внутренней картины - концепции болезни; структурирование проблемы;
  • 3) оценка желаемого результата интервью и терапии, определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса;
  • 4) оценка антиципационных способностей пациента; обсуждение возможных вариантов исхода заболевания (если оно обнаружено) и терапии; антиципационный тренинг.

Эта схема может использоваться при каждой беседе, но время и усилия, отводимые на тот или иной этап, различны в зависимости от очередности встреч, эффективности терапии и др.

Клиническое интервью состоит из вербальных и невербальных способов. Невербальные проявления клиента позволяют распознавать массу важной информации. Визуальный контакт, язык тела, интонация и темп речи, структура предложений могут явиться индикаторами конфликта в человеке. Использование вербальной и невербальной коммуникации способствует более точному пониманию проблем клиента и создает благоприятную ситуацию во время клинического интервью.

Экспериментально-психологические методы исследования психических процессов и состояний. Методы исследования ощущений и восприятия. Исследование тактильной и болевой чувствительности осуществляется обычно клиническим методом Фрея с помощью набора специально подобранных градуированных волосков и щетинок, прикрепленных под прямым углом к ручке. Кожную дискриминационную чувствительность определяют с помощью циркуля Вебера.

Для определения общей болевой чувствительности чаще всего применяют методику сенсографии А.К. Сангайло. При изучении расстройств функций органов зрения и слуха имеют значение опрос и наблюдение за больным, а также специальные приемы: проекционный периметр, таблицы Е.Б. Рабкина, адаптометр, аудиометры.

Особенно трудна в клинической практике диагностика и дифференциальная диагностика психогенных расстройств функций органов чувств, особенно зрения и слуха. Здесь необходимо комплексное исследование сенсорной сферы пациента. Частично оно осуществляется невропатологами, окулистами, отиатрами. Более сложные программы изучения особенностей сенсорных процессов осуществляют психологи, используя психологические и патопсихологические методики (шумовые пробы, сравнительная оценка парных стимулов, пробы с включенными изображениями, тахистоско- пический метод).

Методы исследования памяти. Наиболее часто для оценки мне- стических нарушений используется методика запоминания десяти слов. Она направлена на изучение способности к непосредственному краткосрочному или долговременному, произвольному и непроизвольному запоминанию. Для исследования опосредованного запоминания используют приемы, предложенные Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и А.Р. Лурия. Эти приемы основаны на сочетанном предъявлении испытуемому стимульного ряда слов и вспомогательного визуального материала, так или иначе связанного по смыслу с вербальным. С этой же целью используют метод пиктограмм.

При исследовании расстройств непосредственной памяти могут использоваться пробы на запоминание искусственных звукосочетаний, цифр. Изменяя способ предъявления (написано на карточках или произнесено вслух), можно изучать особенности различных видов памяти.

Методы исследования внимания. При выявлении отдельных свойств внимания - объема, переключаемости, устойчивости, концентрации и избирательности используют следующие приемы:

  • таблицы Шульте и тахистоскопический метод (объем внимания);
  • красно-черную таблицуа Шульте-Горбова (переключаемость внимания);
  • корректурную пробу, таблицы Бурдона-Анфимова (устойчивость внимания);
  • методику Торндайка (концентрация внимания);
  • методикуМюнстерберга (избирательность внимания).

С помощью каждой из этих методик могут быть получены и более широкие характеристики внимания. Так, тахистоскопическая методика выявляет не только объем, но и устойчивость и переклю- чаемость внимания. Таким образом, корректнее говорить о преимущественной направленности того или иного приема на отдельные свойства внимания.

Методика «счет по Крепелину» используется в основном для исследования утомляемости.

Методы исследования мышления и интеллекта. Для исследования интеллекта используют ряд стандартизированных методик - Бине- Симона, Векслера, Равена и др. Благодаря апробации на большом количестве испытуемых, стандартизированные методики позволяют подвергнуть результаты не только качественному, но и количественному анализу, опирающемуся на статистически обоснованное представление о выполнении этих заданий в норме.

Существует большое количество экспериментально-психологических методов исследования нарушений мышления. Это так называемый набор патопсихологических методик: классификация, исключение предметов, исключение понятий, выделение существенных признаков, методика Эббингауза, ассоциативный эксперимент, простые аналогии, сложные аналогии, сравнение понятий, пиктограммы, методика Выготского - Сахарова.

Представление об особенностях мышления и интеллекта можно получить в процессе беседы с пациентом. Надо обращать внимание на темп и активность выполнения мыслительных операций. Если темп мышления пациента ускорен, для него характерны повышенная отвлекаемость, поверхностность ассоциаций, легкая переклю- чаемость. В случае замедленности процессов мышления переклю- чаемость нарушена, ассоциации возникают с трудом, пациент медленно переходит от одного суждения к другому. Из беседы выявляется и патология мышления: навязчивые, бредовые идеи, разорванность мышления, резонерство.

Методы исследования эмоций. Особая роль в исследовании эмоциональных расстройств принадлежит анамнестическому методу (изучается эмоциональная сфера в процессе жизни пациента) и клиническому наблюдению за его поведением. Одним из наиболее значимых в оценке эмоциональных нарушений является тест цветовых выборов Люшера.

Для оценки аффективных нарушений используются опросники шкалы самооценки: определение выраженности тревоги (шкала

Спилбергера, Шихана), депрессии (Бека, Гамильтона). Испытуемый самостоятельно оценивает уровень собственной эмоциональности, а затем результаты сравнивают с клиническими показателями. Чаще эти методики применяются при оценке эффективности терапии.

Для исследования эмоциональной сферы используются и такие психологические методы, как семантический дифференциал, методика Б.В. Зейгарник (феномен незавершенных действий), методика сопряженных моторных действий А.Р. Лурия (оценка эмоционально-моторной устойчивости), методика К.К. Платонова (эмоционально-сенсорная устойчивость). Сведения о состоянии эмоциональной сферы испытуемого можно получить и с помощью проективных методов исследования личности (ТАТ, тест Роршаха и др.), опросников и шкал {MMPI, Уэсмана-Рикса и др.).

Методы исследования индивидуально-психологических особенностей личности. Условно методы исследования личности делят на две основные группы: клинические и лабораторные. В основе первых лежат беседа и наблюдение за поведением пациента. Вторые подразумевают использование психологического инструментария. Традиционно применяемые в психологии методики исследования личности - тест незаконченных предложений, фрустрационный тест Ро- зенцвейга, ТАТ, проективные рисунки, MMPI, личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ).

ЛОБИ имеют определенное значение при экспресс-диагностике, при массовых исследованиях. Но сами по себе эти методы недостаточны для изучения отдельных случаев, где нужна глубокая характеристика личности.

Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия. Проблема оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия - важная методологическая проблема клинической психологии. Б.Д. Карвасарский предложил клиническую шкалу (М.М. Кабанов, В.М. Смирнов,

А.Е. Личко, 1983 г.), в которую включены следующие четыре критерия:

  • 1) степень симптоматического улучшения;
  • 2) степень осознания психологического механизма болезни;
  • 3) степень изменения нарушенных отношений личности;
  • 4) степень улучшения социального функционирования.

Наряду с этой шкалой используются показатели динамики психического состояния пациентов по данным различных психологических тестов {MMPI, метод цветовых выборов Люшера и др.).

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

· Наблюдение

· Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)

· Биографический метод

· Изучение продуктов творчества

· Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)

· Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)

Наблюдение - познавательный процесс, в котором человек внимательно отслеживает происходящее с ним или вокруг него. Например, наблюдение за поведением ребенка. Или, наблюдение за собственным поведением в группе.

Наблюдатель - тот, кто наблюдает. В процессе наблюдения человек использует механизмы восприятия (зрение, слух и т.п.) и мыслительный анализ. Наблюдательный - человек, который способен подмечать ценные факты «на ходу», в любых ситуациях жизни, в процессе любой деятельности. Наблюдательность предполагает постоянную готовность восприятия.

Что можно наблюдать

Наблюдение происходит постоянно, но часто человек не осознает этого. В фокусе его внимания оказывается множество мыслей. Эти мысли наблюдаются. Эмоциональные остояния, которые переживает человек, тоже наблюдаются. Все происходящие с человеком явления наблюдаются. Постоянно наблюдаются и все видимые объекты. Наблюдение настолько привычно и постоянно для человека, что он попросту его не замечает. Наблюдение - сложный познавательный процесс, в котором сочетается чувственного восприятия и рационального.

Наблюдение может быть преднамеренным, планомерным восприятием, предпринимаемым с какой-либо определённой целью. Наблюдение - это изучение, исследование объекта, непосредственное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Виды наблюдений :

· Внешнее наблюдение (за другими)

· Внутреннее наблюдение (за самим собой - самонаблюдение)

· Включённое (исследователь является непосредственным участником того процесса, за которым наблюдает)

· Cтороннее (наблюдатель не является участником процесса)

· Эпизодические (от нескольких минут)

· Длительные (дни-недели)

· Поисковое (направлено на первичный анализ (выделение) признаков и элементов наблюдения)

· Стандартизированное (основывается на использовании уже выработанной схемы наблюдения)

БИОГРАФИЧЕСКИЕ ЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ


Биографические методы в психологии (ново - жизнеописание от жизнь, пишу) - способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.

В двадцатом веке ленинградский ученый и психолог Б.Г. Ананьев положил начало развитию биографического метода в современной психологической науке. Его последователь и ученица Н. А. Логинова продолжает теоретическое и практическое исследование метологических основ биографического метода в психологии. Известен ее труд «Психобиографический метод исследования и коррекции личности», изданный при Казахском Национальном университете имени аль-Фараби.

Биографический метод в работе руководителя

Интересный материал для руководителя дает биографический метод, то есть анализ жизненного пути человека по тем сведениям, которые он может сообщить о себе по памяти. Этот метод доступен каждому руководителю и не требует предварительной подготовки с его стороны. Однако надо помнить, что литературная обработка биографий часто искажает наиболее ценные для психолога непосредственные высказывания самих сотрудников.

Расстановка ударений: КЛИНИ`ЧЕСКИЙ МЕ`ТОД в психологии

КЛИНИЧЕСКИЙ МЕТОД в психологии - более или менее длительное изучение личности, включающее в себя как наблюдение, так и применение других, в частности экспериментальных, методик с целью более углублённого исследования различных сторон личности и постановки психологич. диагноза. К. м. в психологии применяется при изучении как психически здоровых людей (для исследования закономерностей развития личности), так и в случаях различных нарушений психич. процессов. При изучении здорового человека К. м. чаще всего применяется для исследования закономерностей развития психич. процессов в дет. возрасте (см. Детская психология ). В этом случае длительное ("продольное") изучение ребёнка сочетается со спец. психологич. пробами и с тщательным опросом ребёнка (такой вариант К. м. применялся, напр., швейц. психологом Ж. Пиаже и его сотрудниками при исследовании мышления ребёнка).

Начало спец. разработке К. м. в психологии при изучении больной психики и в особенности применению в составе этого метода экспериментально-психологич. методики было положено в Германии в психиатрич. клинике Э. Крепелина (1856 - 1926). Дальнейшее развитие К. м. связано с именами Э. Блейлера - в Швейцарии, К. Гольдштейна - в США и др. В России первая экспериментально-психологич. лаборария в составе клиники была создана В. М. Бехтеревым в 1885 в Казани. Большое внимание уделяли развитию К. м. С. С. Корсаков, А. А. Токарский, Г. И. Россолимо, А. Н. Бернштейн, Л. С. Выготский . Благоприятные условия для развития К. м. создало проникновение в психологию сеченовских и павловских идей нервизма, на основе к-рых ведётся разработка К. м. в ряде неврологич. и психиатрич. учреждений (А. Р. Лурия , Б. В. Зейгарник, В. Н. Мясищев и др.).

К. м. применяется в дефектологии , в целях дифференциальной диагностики аномальных детей, подлежащих направлению в спец. школы, а также в психиатрич., неврологич. и нейрохирургич. клиниках. Используется К. м. также в целях судебно-мед. и трудовой экспертизы.

Обычно при изучении больной психики К. м. применяется в системе комплексного исследования, когда наряду с изучением анамнестич. данных и клинич. наблюдением включаются неврологич. и физиологич. исследования. При таком комплексном исследовании К. м. выступает не только как существенное средство дифференциальной диагностики нарушений психия. деятельности, но и как способ контроля за ходом развития коррекционной или компенсаторно-восстановительной работы, а также для выявления наиболее эффективных методов и приёмов такой работы.

Экспериментально-психология. методики, применяемые при использовании К. м., можно разделить на несколько групп: методики, направленные на изучение состояния слухового, зрительного, кинестезич. и двигательного анализа и синтеза, нарушения к-рых могут быть вызваны поражением того или иного отдела мозга; эти методики дают исходные ориентировочные данные для дальнейшего изучения, К-рое включает в себя: методики, направленные на анализ познавательной деятельности (восприятие, представления, память, мышление, речь, внимание), методики изучения эмоционально-волевой сферы.

Наиболее разработаны методики исследования познавательной деятельности (воспроизведение рассказов, объяснение сюжетных картин, классификация предметов, выделение существенных признаков понятий и др.). В наименьшей степени разработаны методики изучения эмоциональной и волевой сферы.

К. м. предполагает индивидуализированный подход к выбору методик исследования в зависимости от особенностей изучаемого лица и получаемых результатов.

Лит.: Бернштейн А. Н ., Клинические приемы психологического исследования душевнобольных, 2 изд., М., 1922; Лурия А. Р ., Травматическая афазия, М., 1947; его же, Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, М., 1962; Принципы отбора детей во вспомогательные школы. Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия, М., 1960; Зейгарник Б. В ., Патология мышления, М., 1962; Рубинштейн С. Я., Методика экспериментальной патопсихологии. Метод. пособие, М., 1962; Кононова М. П ., Руководство по психологическому исследованию психически больных детей школьного возраста, М., 1963; Rеу A ., Monographies de psychologie Clinique, Neuchatel - P., 1952; Contributions toward medical psychology, ed. by A. Weider, v. 1 - 2, N. Y., ; Handbuch der klinischen Psychologie, hrsg. von E. Stern, Bd 1 - 2, Z#252;rich, 1954 - 55; Lоuttit С. M ., Clinical psychology of exceptional children, 3 ed., N. Y., ; Handbook of abnormal psychology, ed. by H. J. Eysenck, N. Y., ; Meili R ., Lehrbuch der psychologischen Diagnostik, 4 Aufl., Bern - Stuttg., .