Памятники киргизии. Манас великодушный Герой киргизского эпоса в парке дружбы

С сегодняшнего дня начну цикл записей о столице нашей прекрасной страны – Бишкеке. Ведь, как известно, туристы обычно начинают свои маршруты именно со столицы республики. Тем более, что здесь немало памятников и достопримечательных мест, получивших отражение в различных путеводителях для туристов.

Кыргызский герой Манас баатыр

И первым местом, где мы побываем, будет площадь, связанная с именем легендарного героя эпоса «Манас» – поистине великого произведения кыргызского народа, занимающего особо почетное место среди памятников эпической поэзии народов мира, и памятник Манасу.

Обоснованием выбора именно этого места явилось то, что во многих путеводителях и буклетах не только о Бишкеке, а даже о Кыргызстане, изображение бюста Манаса с данного ансамбля предваряет все другие фотографии о стране. Также свою роль сыграло то, что я живу недалеко от этого места:)

Памятник Манасу — вид с одноименного проспекта

Площадь Манаса особенно красива весной и летом

Памятник мудрецу Бакаю — верному советнику Манас баатыра

Данный скульптурный ансамбль «Манас» расположен перед зданием Кыргызской государственной филармонии, придавая особую торжественность и красоту всей площади. Авторами ансамбля «Манас» являются известный кыргызский скульптор Садыков Т. и талантливый архитектор Печенкин А.

Выходящий из воды богатырь Манас

Вид сзади на скулптуру Бакая

В центральной части композиции возвышается конная статуя богатыря Манаса, поставленная на высоченный пьедестал. При этом высота данного постамента с конной скульптурой составляет 21 м, материалом скульптуры служит кованая медь.

Искусный автор монумента в своем произведении смог в образе Манас-батыра (батыр – богатырь, герой) воплотить истинно народные представления о настоящем вожде нации, которому свойственны доброта, справедливость, мужество и воинская доблесть. Не случайно скульптор Тургунбай Садыков облачил героя в доспехи богатыря с мифологическим изображением грозного дракона – символом мощи, величия, и в то же время справедливости.

Потомки Манас баатыра

Аккула — верный конь богатыря

Художественное и образное содержание композиции «Манас» обогащают боковые скульптуры других героев эпоса – Бакая и Каныкей. Стройная и изящная фигура жены Манаса – Каныкей олицетворяет народный идеал женской красоты и высокой нравственности. Старик Бакай воплощает мудрость, справедливость и доброту.

Каныкей — народный идеал женской красоты и высокой нравственности

Манас и его мудрый советник Бакай

Площадь Манаса

Прямо у подножия скульптурного трио спланирован бассейн с фонтанами – любимое место маленьких детей во время летней жары.

Не страшны Манасу тучи

Фонтаны — любимое место детей

Город может спать спокойно

По бокам данных скульптур расположена галерея бюстов великих манасчи – сказителей «Манаса»: Тыныбека Жапиева, Найманбая Балыкова, Сагынбая Орозбакова и Саякбая Каралаева. Лики манасчи высечены из красного курдайского гранита, хорошо контрастирующего с зеленью газонов.

Манасчи Найманбай Балыков

Манасчи Сагынбай Орозбаков

Прозванный «кыргызским Гомером» манасчи Саякбай Каралаев

Манасчи Тыныбек Жапиев

Можно сказать, что памятник Манасу и, в целом, скульптурный ансамбль «Манас» в центре Бишкека материализует целый пласт культуры кыргызского народа, т.к. эпос сопровождал духовную жизнь кыргызов на протяжении многих веков, сохранив при этом уникальную популярность и даже почитание в народе. Главным мотивом эпоса являлось стремление различных разрозненных кыргызских племен к сплочению, к достижению независимости.

Площадь Манаса со стороны филармонии

Популярность «Манаса» непреходяща, что в значительной степени обусловлена его замечательными художественными и поэтическими достоинствами, меткостью и отточенностью слова, образными характеристиками и осязаемостью изображаемых в эпосе различных явлений социальной среды и окружающей природы.

Вид на площадь Манаса с проспекта Чуй

В настоящее время сокровищница кыргызского народа – эпос «Манас» признан во всем мире и занимает свое достойное место в среде великих эпических произведений мира. Не зря 1995 год, когда проходило празднование 1000-летия эпоса, был определен решением ООН годом всемирного празднования эпоса «Манас».

Скульптурный памятник работы Т.Садыкова

Все цвета радуги у ног великого Манаса

Расположение скульптурного ансамбля «Манас».

Площадь «Манас» расположен на пересечении проспектов Манас и Чуй, перед фасадом Кыргосфилармонии имени Токтогула Сатылганова. Через дорогу, с южной стороны, расположена мэрия города Бишкек. Западнее площади находится Международный университет Кыргызстана. Также отсюда в северном направлении начинается бульвар молодежи (студенческий бульвар), который заканчивается перед главным корпусом Кыргызского национального университета.

Манас сквозь радугу

Памятник Манасу в плане Бишкека

У могучего богатыря и конь могуч!

Однажды кто-то из классиков кыргызской литературы сказал, что: «Манас » - это золотая сокровищница народной мысли , отразившая тысячелетний опыт истории и духовной жизни кыргызского народа ». И с этим невозможно не согласиться. Действительно, по своей природе эпос «Манас» относится к лучшим образцам устного творчества, а по жанровому содержанию, к героическим эпосам. Однако, по охвату событий в повествовании, он выходит далеко за рамки традиционного жанра и становится своеобразной летописью жизни многих поколений.

Главная тема в сказании, его центральная идея, посвящена основным событиям в жизни нации, становлении кыргызского народа . Эпос рассказывает о борьбе кыргызов за независимость, воспевает доблесть героев в борьбе с вероломными врагами, идеализирует великих богатырей, не жалеющих жизни в борьбе за идею народного единства.

«Манас » состоит из 500 тысяч стихотворных строк и по объему превосходит все известные мировые эпосы. Он в 20 раз больше «Одиссеи » и «Иллиады », в 5 раз больше «Шах-намэ » и в 2,5 раза длиннее индийского «Махабхарат ».

Грандиозность и масштабность «Манаса » составляет одну из отличительных особенностей эпического кыргызского творчества и объясняется своеобразием исторического прошлого нации.

Кыргызы - один из древнейших народов в Центральной Азии , на протяжении всей своей истории постоянно подвергался нападению могущественных завоевателей, которые уничтожали вековые государства и истребляли многочисленные народы. Только упорство в борьбе, невероятная сопротивляемость, сила и героизм помогли кыргызам избежать полного уничтожения. Каждое сражение было обильно полито кровью и овеяно славой героических сыновей и дочерей многострадального народа. Мужество и героизм стали предметами поклонения, обожествления и воспевания.

Однако, «Манас » - это еще и летопись, совершенно бытовых, жизненных событий, ведь невозможно представить ни одной стороны жизни кыргызского народа , которая бы не нашла отражение в сказании. Бытует мнение, что человек даже никогда не посещавший Кыргызстан , способен познать менталитет и жизненную позицию народа, просто ознакомившись с «Манасом ».

В повествовании нашли свое применение различные художественные жанры народного творчества, такие как: завещания (керээз), причитания (кошок), назидания(санаат-насият), песни-жалобы (арман), а так же предания, мифы, сказания и легенды. Но это отнюдь не означает, что «Манас » является их механическим сборником, в эпосе существует совершенно определенная сюжетная линия, а художественные дополнения, лишь красивая канва, для основной композиционной структуры.

Центральная фигура эпопеи - богатырь Манас - великий и мудрый воин . Трудно сказать, явлся ли он собирательным образом, или действительно был такой исторический персонаж, однако события, описываемые в сказании, действительно имели место и охватывали огромную территорию от Енисея до Средней Азии , через Алтай и Хангай .

Скорее всего, сначала в эпосе был только один эпизод - «Великий поход », посвященный жизни и подвигам главного героя, а в конце повествования все положительные персонажи, включая Манаса , погибали. Однако народ не захотел мириться с потерей любимых действующих лиц и на их смену пришли, сначала сын Манаса - Семетей , а затем и Сейтек . Так и получились три части эпоса, каждая из которых посвящена одному герою.

Все части трилогии связаны сюжетной линией, однако в отличие от первой части, жизнеописания Манаса , история «Семетей» не только героико - эпическая, она имеет любовно-романтическое обрамление и более жизненна, за что снискала огромную популярность в народе.

Исторические события на этом отрезке эпоса происходят в Средней Азии XVI-XVII веков и виновниками гибели главных героев, становятся не кровавые

Сама жизнь требовала продолжения героического сказания, что бы, наконец одолеть силы зла. Так на свет появилась третья часть эпоса - «Сейтек» . В ней завершилась многовековая борьба народа за свободу и справедливость. Упорная борьба многих поколений принесла долгожданную победу над внутренними и внешними врагами кыргызского народа .

Именно этой высокой и благородной цели - защите родного края от иноземных завоевателей и освобождения народа от самозванных тиранов и узурпаторов, посвящена трилогия «Манас» , этой светлой идеей проникнуто все повествование.

«Манас» , несомненно, исторический документ и несет в себе настоящий кладезь знаний о различных этапах развития нации. Поэтому, на примере героев эпического произведения воспитывалось ни одно поколение кыргызов.

Особая заслуга в сохранении этого памятника культуры принадлежит народным сказителям эпоса - «манасчи », прозванных в народе «жомокчу ». Изначально, они составляли совершенно определенную группу народных расказчиков, разительно отличающуюся от других. В их творчестве сочеталась абсолютная традиционность с артистической импровизацией донесения поэтических текстов. В зависимости от степени мастерства сказители получали народные прозвища: ученика («уйрёнчук »), начинающего («чала манасчы ») и искусного рассказчика («чыныгы манасчы »). Истинные сказители своим творчеством не только доносили эпос до слушателей, но и по-своему обогащали и украшали его. До сих пор в памяти благодарных потомков сохранились имена талантливых и знаменитых «манасчи » прошлого.

«Манас » - произведение устного народного творчества и не имеет канонического текста. Однако на сегодняшний день науке известно 34 варианта записанного эпоса, которые значительно отличаются друг от друга.

Однако, не смотря на множество вариантов, «Манас » - единое произведение, объединенное сюжетной линией, общей тематикой и единством образов.
Сегодня в современной фольклористике Кыргызстан а сложилось особое направление изучение любимого эпоса - «манасоведение », в котором существуют даже свои специализации:

Сбор и запись текстов,

Научное издание существующих вариантов,

Исследование поэтики произведения через творчество «манасчи ».

И это действительно очень актуально, ведь «Манас », как живой организм, существует и развивается, до тех пор, пока есть люди заинтересованные в сохранении его как исторического документа о героической истории нации , дошедшей до нас в такой прекрасной литературной форме.

Киргизский эпос о Манасе - богатыре, объединившем киргизов - крупнейший эпос киргизского народа и самый длинный эпос в мире: сказания о подвигах богатыря, его сына и внука в 2 раза длиннее древнеиндийской "Махабхараты" и охватывают значительный исторический период.

Скульптура "Манас Великодушный" в московском , которая изображает богатыря верхом на коне, была установлена в 2012 году - как дар Киргизской республики городу Москве. Авторами памятника стали скульпторы Ж. Кадралиев, Д. Жолчуев, Б. Сыдыков и Т. Медеров, а также архитекторы Д. Ырыскулов, А. Насирдинова и М. Склярова.

Манас - герой киргизского эпоса, описывающего борьбу киргизов с внешними (в лице китайских и афганских захватчиков) и внутренними (в лице предателей и интриганов) врагами. Сюжет начинается со смерти киргизского хана Ногоя, после которой китайцы, воспользовавшись слабостью его преемников, захватывают земли киргизов и изгоняют их из Таласского Алатау (Ала-Тоо). Младший сын Ногоя Жакыл попадает на Алтай, где живёт среди калмыков и, будучи человеком трудолюбивым, зарабатывает состояние. Поначалу судьба отказывается посылать ему сына, и он в надежде на чудо молит всевышнего и путешествует по святым местам; усердие было вознаграждено, и у Жакыла рождается сын, названный Манасом - необыкновенной силы и ума ребёнок, слава о котором разнеслась далеко за пределы Алтая. Совершая воинские подвиги, Манас объединяет многие калмыкские и киргизские рода и племена маньчжуров и становится ханом. Впоследствии, собрав войско, он освобождает земли своего народа от захватчиков.

Смерть Манаса была трагичной: до хана дошли вести, что китайцы под предводительством хана Конурбая вновь собирают войско для вторжения на киргизскую землю, и он решает разбить врага первым. Киргизы движутся к китайской столице Бейджину и разбивают китайское войско, после чего китайцы уплачивают дань и просят о мире. Манас великодушно решает пощадить Конурбая и прочих китайских лидеров, но тот не может смириться с поражением: по одному он убивает лучших киргизских богатырей и сторонников Манаса, а самому Манасу наносит смертельную рану, тайно проникнув в его ставку и ударив киргизского хана копьём, когда тот совершал утреннюю молитву.

Позже сын Манаса Семетей отомстил за смерть отца, убив Конурбая во время одного из набегов на китайскую территорию. Но Семетея предают его сторонники и, получив смертельную рану, он исчезает; ханом становится предатель Канчоро. Жена Семетея Айчурёк тайно ждёт от него ребёнка: богатырь Сейтек, внук Манаса, растёт среди врагов и не знает о своём происхождении, но позже раскрывает эту тайну и изгоняет предателей. Семетей возвращается к своему народу, киргизы объединяются и наступает мирная жизнь.

Почти всю информацию я получила из путеводителя по Бишкеку и пересказала вам доступным языком.

Памятники Манасу вы увидите по всей Киргизии.

А ведь это литературный герой! Эпос «Манас» по объему больше всех известных в мире эпосов и является мировым памятником культуры. Интересно, что сюжет эпоса по сути является крутым боевиком с элементами мистики. Манас только и делает, что сражается то с богатырем китайским Джолоем («хотя был он невелик ростом, едва сравнялся с минаретом, толщина его была безмерна… Руки его были так сильны, что сжимали скалу, превращая её в порошок.»), то с Железным стрелком, у которого воины были сплошь Кинжалорукие, и т.д.

За Манасом скульптура его жены Каныкей.


Очень образованную девушки сосватал отец Манасу, первую красавицу Бухары. Но герой сам решил посмотреть на невесту- а вдруг не понравится! Ему говорят: «Наш обычай запрещает жениху видеть невесту до свадьбы», а он отвечает: «Моё желание- мой обычай!», и прорвался в её покои. Разгневанная Каныкей вонзила нож ему в руку, когда он пытался взять её за руку.

Оскорбился Манас и решил разрушить Бухару, но умная девушка вышла к войску и сказала: «Мой богатырь! Ты обиделся на меня, а жертвой избрал мой город, К чему придет вселенная, если ссоры женихов и невест будут заканчиваться войнами? Я ранила тебя- возьми мою голову за эту рану, я оскорбила тебя- возьми мою душу за это слово. Пусть пути наши переплетутся.»

Люди проживают свою жизнь со всеми взлетами и падениями, а в результате становятся историей…

Это памятник в честь столетия присоединения Киргизии к России


Началось присоединение в 1862 году с просьбы манапа (вождя) племени сарыбагыш Байтик-батыра о принятии в подданство России.

Байтик- батыр несмотря на то, что был незаконнорожденным сыном манапа племени со смертью отца сам стал манапом. Тогда Киргизия была под властью кокандских наместников. Манапы должны были отдавть своих сыновей на службу наместнику хана Коканда, а тот надругался над младшим сыном Байтика. Оскорбленный манап поубивал весь двор наместника и его самого и осадил крепость Пишпек (тогда Бишкек назывался) и срочно обратился за помощью к российскому правительству. Из Алма-аты (тогда город Верный) пришли войска генерала Колпаковского и присоединили Киргизию к России.

Южную Киргизию присоединили только в 1876 г. из-за сопротивления Курмаджан-датки.


Курманджан-датка- исключительная женщина! Её называли «Алайской царицей». Уже в юности она была крайне строптивой особой. Отец попытался выдать её замуж за старика- она сбежала и наотрез отказалась возвращаться. По такому случаю приехал бек Алымбек разбираться в таком неслыханном деле, в результате признал её брак недействительным и сам на ней женился.

После его смерти она возглавила войско из десяти тысяч воинов! И всем давала жару- Кокандский хан её боялся, русские никак не могли победить, чтобы присоединить южную Киргизию. В плен взял Курманджан-датку Карл Маннергейм - в то время блестящий российский офицер, а позже- первый президент Финляндии и создатель «линии Маннергейма», на которой обожглась Красная Армия в Финскую войну. Но к Курманджан-датке отнеслись со всем уважением, император ей золотые часы подарил, все в бриллиантах, генерал Скобелев письма писал с просьбой отказаться от сопротивления - так велико было её влияние! Годы жизни 1810-1907

Про Кожамкула и говорить нечего- сразу ясно, чем знаменит был.


Это памятник Жаил-батыру, рядом музей, но он закрыт, и узнать про не него не удалось.


В Киргизии нет прикольных скульптур, как сейчас модно во всех городах России, но в дубовой роще Бишкека находится парк скульптур под открытым небом еще советских времён.