Практическая работа 6 по. Изучение нового материала
Темы практических работ:
- Практическая работа №1. Ввод данных в ячейки, редактирование данных, изменение ширины столбца, вставка строки (столбца)
- Практическая работа №3. Форматирование таблицы
- Практическая работа №4. Абсолютная и относительная адресация ячеек
- Практическая работа №5. Встроенные функции
- Практическая работа №6. Логические функции
- Практическая работа №7. Связывание рабочих листов
- Практическая работа №8. Обработка данных с помощью ЭТ
- Практическая работа №9. Решение задач с помощью ЭТ
- Практическая работа №10. Формализация и компьютерное моделирование
Практическая работа №1. Ввод данных в ячейки, редактирование данных, изменение ширины столбца, вставка строки (столбца)
Редактирование данных:
1) выбрать нужную ячейку;
2) щелкнуть мышью в строке формул или дважды
щелкнуть левой кнопкой мыши внутри ячейки;
3) отредактировать содержимое ячейки;
4) нажать Enter или щелкнуть мышью в другой ячейке.
Изменение ширины столбца (высоты строки):
1) подвести курсор мыши к границе столбца
(строки), курсор примет вид двойной стрелки;
2) передвигать границу до нужного размера, не
отпуская левой кнопки мыши;
3) отпустить левую кнопку мыши.
Вставка строки (столбца)
1) выделить строку (столбец), перед (слева)
которой нужно вставить новую строку (столбец);
2) выбрать Вставка, Строки (Столбцы)
Задание.
1) Введите данные следующей таблицы:
Подберите ширину столбцов так, чтобы были видны все записи.
2) Вставьте новый столбец перед столбцом А. В ячейку А1 введите № п/п , пронумеруйте ячейки А2:А7 , используя автозаполнение, для этого в ячейку А2 введите 1, в ячейку А3 введите 2, выделите эти ячейки, потяните за маркер Автозаполнения вниз до строки 7.
3) Вставьте строку для названия таблицы. В ячейку А1 введите название таблицы Индивидуальные вклады коммерческого банка.
4) Сохраните таблицу в своей папке под именем банк.xls
Практическая работа №2. Ввод формул
Запись формулы начинается со знака «=». Формулы содержат числа, имена ячеек, знаки операций, круглые скобки, имена функций. Вся формула пишется в строку, символы выстраиваются последовательно друг за другом.
Задание.
1) Откройте файл банк.xls «Лист 2» таблицу с «Лист 1».
2) В ячейку С9 введите формулу для нахождения общей суммы =С3+С4+С5+С6+С7+С8, затем нажмите Enter .
3) В ячейку D3 введите формулу для нахождения доли от общего вклада, =С3/C9*100 , затем нажмите Enter .
4) Аналогично находим долю от общего вклада для ячеек D4, D5, D6, D7, D8
5) Для группы ячеек С3:С9
установите Разделитель
тысяч и разрядность Две цифры после запятой
,
используя следующие кнопки , , .
6) Для группы ячеек D3:D8
установите
разрядность Целое число
, используя кнопку
7) Добавьте две строки после названия таблицы.
Введите в ячейку А2 текст Дата, в ячейку В2 –
сегодняшнюю дату (например, 10.09.2008), в ячейку А3
текст Время, в ячейку В3 – текущее время
(например, 10:08). Выберите формат даты и времени в
соответствующих ячейках по своему желанию.
8) В результате выполнения задания получим
таблицу
Практическая работа №3. Форматирование таблицы
1) Для изменения формата ячеек необходимо:
- выделить ячейку (группу ячеек);
- выбрать Формат, Ячейки ;
- в появившемся диалоговом окне выбрать нужную вкладку (Число, Выравнивание, Шрифт, Граница );
- выбрать нужную категорию;
- нажать ОК.
2) Для объединения ячеек можно воспользоваться кнопкой Объединить и поместить в центре на панели инструментов
Задание . 1) Откройте файл банк.xls , созданный на прошлом уроке.
2) Объедините ячейки A1:D1 .
3) Для ячеек В5:Е5 установите Формат, Ячейки, Выравнивание, Переносить по словам , предварительно уменьшив размеры полей, для ячейки В4 установите Формат, Ячейки, Выравнивание, Ориентация - 450 , для ячейки С4 установите Формат, Ячейки, Выравнивание, по горизонтали и по вертикали – по центру
4) С помощью команды Формат, Ячейки, Граница
установить
необходимые границы
5) Выполните форматирование таблицы по образцу в
конце задания.
9) Сохраните документ под тем же именем.
Практическая работа №4. Абсолютная и относительная адресация ячеек
1) Формула должна начинаться со знака «=».
2) Каждая ячейка имеет свой адрес, состоящий из
имени столбца и номера строки, например: В3, $A$10, F$7.
3) Адреса бывают относительные (А3, Н7, В9),
абсолютные ($A$8, $F$12 – фиксируются и столбец и
строка) и смешанные ($A7 – фиксируется только
столбец, С$12 – фиксируется только строка). F4
– клавиша для установки в строке формул
абсолютного или смешанного адреса.
4) Относительный адрес ячейки изменяется при
копировании формулы, абсолютный адрес не
изменяется при копировании формулы
5) Для нахождения суммы можно воспользоваться
кнопкой Автосуммирование
, которая находится на панели
инструментов
Задание.
1) Откройте файл банк.xls
, созданный на
прошлом уроке. Скопируйте на «Лист 3»
таблицу с «Лист 1».
2) В ячейку С9
введите формулу для нахождения
общей суммы, для этого выделите ячейку С9
,
нажмите кнопку Автосуммирование
,
выделите группу ячеек С3:С8
, затем нажмите Enter
.
3) В ячейку D3 введите формулу для нахождения доли от общего вклада, используя абсолютную ссылку на ячейку С9: =С3/$C$9*100 .
4) Скопируйте данную формулу для группы ячеек D4:D8
любым способом.
5) Добавьте две строки после названия таблицы.
Введите в ячейку А2 текст Дата, в ячейку В2 –
сегодняшнюю дату (например, 10.09.2008), в ячейку А3
текст Время, в ячейку В3 – текущее время
(например, 10:08). Выберите формат даты и времени в
соответствующих ячейках по своему желанию.
6) Сравните полученную таблицу с таблицей,
созданной на прошлом уроке.
7) Добавьте строку после третьей строки. Введите в
ячейку В4
текст Курс доллара
, в ячейку С4
– число 23,20
, в ячейку Е5
введите текст Сумма
вклада, руб.
8) Используя абсолютную ссылку, в ячейках Е6:Е11
найдите значения суммы вклада в рублях.
9) Сохраните документ под тем же именем.
Практическая работа №5. Встроенные функции
Excel содержит более 400 встроенных функций для
выполнения стандартных функций для выполнения
стандартных вычислений.
Ввод функции начинается со знака = (равно). После
имени функции в круглых скобках указывается
список аргументов, разделенных точкой с запятой.
Для вставки функции необходимо выделить ячейку,
в которой будет вводиться формула, ввести с
клавиатуры знак =, нажать кнопку Мастера функций на строке формул. В
появившемся диалоговом окне
выбрать необходимую категорию (математические,
статистические, текстовые и т.д.), в этой
категории выбрать необходимую функцию. Функции СУММ
,
СУММЕСЛИ
находятся в категории Математические
,
функции СЧЕТ
, СЧЕТЕСЛИ
, МАКС
,
МИН
находятся в категории Статистические
.
Задание
. Дана последовательность чисел:
25, –61, 0, –82, 18, –11, 0, 30, 15, –31, 0, –58, 22.
В
ячейку А1
введите текущую дату. Числа
вводите в ячейки третьей строки. Заполните
ячейки К5:К14
соответствующими формулами.
Отформатируйте таблицу по образцу:
Лист 1 переименуйте в Числа , остальные листы удалите. Результат сохраните в своей папке под именем Числа.xls .
Практическая работа №6. Связывание рабочих листов
В формулах можно ссылаться не только на данные
в пределах одного листа, но и на данные,
расположенные в ячейках других листов данной
рабочей книги и даже в другой рабочей книге.
Ссылка на ячейку другого листа состоит из имени
листа и имени ячейки (между именами ставится
восклицательный знак!).
Задание
. На первом листе создать
таблицу «Заработная плата за январь»
На втором листе создать таблицу «Заработная плата за февраль»
Переименуйте листы рабочей книги: вместо Лист 1 введите Зарплата за январь , вместо Лист 2 введите Зарплата за февраль , вместо Лист 3 введите Всего начислено . Заполните лист Всего начислено исходными данными.
Заполните пустые ячейки, для этого введите в ячейку С9 формулу , в ячейку D9 введите формулу , в остальные ячейки введите соответствующие формулы.
Сохраните документ под именем зарплата .
Практическая работа №7. Логические функции
Логические функции предназначены для проверки
выполнения условия или для проверки нескольких
условий.
Функция ЕСЛИ
позволяет определить,
выполняется ли указанное условие. Если условие
истинно, то значением ячейки будет выражение 1
,
в противном случае – выражение 2.
=ЕСЛИ (условие; выражение 1; выражение 2)
Например, =ЕСЛИ (В2>20; «тепло»; «холодно»)
Если значение в ячейке В2>20, то выводится
сообщение тепло
, в противном случае – холодно
.
Задание 1.
1) Заполните таблицу и отформатируйте ее по образцу:
2) Заполните формулами пустые ячейки.
Абитуриент зачислен в институт, если оценка по
математике 4 или 5, в противном случае – нет.
3) Сохраните документ под именем студент
.
Совместно с функцией ЕСЛИ
используются
логические функции И, ИЛИ, НЕ
.
Например, =ЕСЛИ(И(Е4<3; Н8>=3); «выиграет»;
«проиграет»). Если значение в ячейке Е4<3 и Н8>=3,
то выводится сообщение выиграет, в противном
случае – проиграет.
Задание 2.
1) Откройте файл «Студент».
2) Скопируйте таблицу на Лист 2
.
3) После названия таблицы добавьте пустую строку.
Введите в ячейку В2 Проходной балл, в ячейку С2
число 13. Изменим условие зачисления абитуриента:
абитуриент зачислен в институт, если сумма
баллов больше или равна проходному баллу и
оценка по математике 4 или 5, в противном случае –
нет.
4) Сохраните полученный документ.
Практическая работа № 8. Обработка данных с помощью ЭТ
1. Заполните таблицы.
2. Заполните формулами пустые ячейки. Засушливым
считается месяц, в котором количество выпавших
осадков меньше 15 мм (воспользуйтесь формулой
СЧЕТЕСЛИ).
3. Заполните столбец Прогноз
:
- засуха, если количество осадков < 15 мм;
- дождливо, если количество осадков >70 мм;
- нормально (в остальных случаях).
4. Представьте данные таблицы Количество
осадков (мм)
графически, расположив диаграмму
на Листе 2
. Выберите тип диаграммы и элементы
оформления по своему усмотрению.
5. Переименуйте Лист 1
в Метео
, Лист 2
в Диаграмма
. Удалите лишние листы рабочей
книги.
6) Установите ориентацию листа – альбомная,
укажите в верхнем колонтитуле (Вид,
Колонтитулы
) свою фамилию, а в нижнем – дату
выполнения работы.
7) Сохраните таблицу под именем метео
.
Практическая работа № 9. Решение задач с помощью ЭТ
Задача 1.
Представьте себя одним из
членов жюри игры «Формула удачи». Вам поручено
отслеживать количество очков, набранных каждым
игроком, и вычислять суммарный выигрыш в рублях в
соответствии с текущим курсом валюты, а также по
результатам игры объявлять победителя. Каждое
набранное в игре очко соответствует 1 доллару.
1. Заготовьте таблицу по образцу:
2. В ячейки Е7:Е9
введите формулы для
расчета Суммарного выигрыша за игру (руб.)
каждого
участника,в ячейки В10:D10
введите
формулы для подсчета общего количества очков за
раунд.
3. В ячейку В12
введите логическую
функцию для определения победителя игры
(победителем игры считается тот участник игры, у
которого суммарный выигрыш за игру наибольший)
4. Проверьте, что при изменении курса валюты и
количества очков участников изменяется
содержимое ячеек, в которых заданы формулы.
5. Сохраните документ под именем Формула
удачи
.
Дополнительное задание.
Выполните одну из предлагаемых ниже задач.
1. Для обменного пункта валюты создайте
таблицу, в которой оператор, вводя число
(количество обмениваемых долларов) немедленно
получал бы ответ в виде суммы в рублях.
Текущий курс доллара отразите в отдельной
ячейке. Переименуйте Лист 1
в Обменный
пункт
. Сохраните документ под именем Обменный
пункт
.
2. В парке высадили молодые деревья: 68 берез, 70
осин и 57 тополей. Подсчитайте общее количество
высаженных деревьев, их процентное соотношение.
Постройте объемный вариант круговой диаграммы.
Сохраните документ под именем Парк
.
Практическая работа №10. Формализация и компьютерное моделирование
При решении конкретной задачи необходимо формализовать изложенную в ней информацию, а затем на основе формализации построить математическую модель задачи, а при решении задачи на компьютере необходимо построить компьютерную модель задачи.
Пример 1. Каждый день по радио передают температуру воздуха, влажность и атмосферное давление. Определите, в какие дни недели атмосферное давление было нормальным, повышенным или пониженным – эта информация очень важна для метеочувствительных людей.
Формализация задачи – атмосферное давление считается:
- нормальным, если находится в пределах от 755 до 765 мм рт.ст.;
- пониженным – в пределах 720-754 мм рт.ст.;
- повышенным – до 780 мм рт.ст.
Для моделирования конкретной ситуации воспользуемся логическими функциями MS Excel.
2. В ячейку С3
введите логическую
функцию для определения, каким (нормальное,
повышенное или пониженное) было давление в
каждый из дней недели.
3. Проверьте, как изменяется значение ячейки,
содержащей формулу при изменении числового
значения атмосферного давления.
4. Сохраните документ под именем Атмосферное
давление
.
Дополнительное задание.
В 1228 г. итальянский математик Фибоначчи сформулировал задачу: «Некто поместил пару кроликов в некоем месте, огороженном со всех сторон стеной. Сколько пар кроликов родится при этом в течение года, если природа кроликов такова, что каждый месяц, начиная с третьего месяца после своего рождения, пара кроликов производит на свет другую пару?»
Формализация задачи:
Эта задача сводится к последовательности
чисел, в дальнейшем получившей название
«Последовательность Фибоначчи»: 1, 1, 2, 3, 5, 8, …,
Где два первых члена последовательности равны 1,
а каждый следующий член последовательности
равен сумме двух предыдущих.
Выполните компьютерное моделирование задачи
Фибоначчи.
Практические работы
к курсу «География» 6 класс
Практическая работа №1
Чтение плана местности
1. Изобразите в тетради расстояние 200 метров в масштабах:
А) в 1 см - 50 метров; Б) в 1 см - 100 метров.
Какой масштаб крупнее?
2. Нарисуйте дерево, от него
С - 100 м - дом
ЮВ - 150 м - куст
ЗЮЗ - 200 м - озеро
Используя план местности на форзаце учебника выполните следующие задания
3. В каком направлении от сарая находится мост?
4. На каком расстоянии от сарая находится точка с высотой 162,3?
5. Ребята из деревни Елагино решили покататься с горки. Какое место для катания на санках вы бы им предложили:
А) от оврага до оврага
Б) от сарая до точки с высотой 162,3
В) от ольхового леса до ближайшего оврага?
Практическая работа №2
Определение координат географических объектов
Работа выполняется на контурной карте, стр. 4-5
Обозначить координаты географических объектов отмеченных на контурной карте точкой.
Практическая работа №3
Определение глубин и высот
1.Определите и подпишите на карте высоту земной поверхности в районе города Дели
2.Подпишите на контурной карте глубину Бенгальского залива
3.Найдите и подпишите самую высокую точку Южной Америки, ее высоту и географические координаты
4. Подпишите наибольшую глубину Черного моря
Практическая работа №4
Определение направлений и расстояний по карте
1.Отметьте Москву и подпишите ее координаты
2.Подпишите высоту местности в районе Москвы
3. Определить и отметить на контурной карте направления и расстояния от Москвы до ближайших морей
А) Белого
Б) Балтийского
В) Черного
Г) Каспийского
Практическая работа №5
Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых
Рассмотрите горные породы и минералы: поваренная соль, гранит, мрамор, каменный уголь, известняк, заполните таблицу
Название | Цвет | Блеск | Прозрачность | Твердость | Происхождение |
поваренная соль | |||||
гранит | |||||
мрамор | |||||
каменный | |||||
уголь | |||||
известняк |
Сделайте вывод о связи свойств горных пород и минералов и их происхождения.
Практическая работа №6
Обозначение на контурной карте основных форм рельефа
Используя карты атласа, на контурной карте полушарий нанесите простым карандашом крупнейшие горы и вершины Земли:
1. Гималаи;
2. гору Джомолунгму (или Эверест и обозначьте её высоту);
4. Тянь-Шань;
5. Кавказ;
6. гору Эльбрус (обозначьте её высоту);
8. вулкан Ключевская Сопка;
10. Скандинавские горы;
11. вулкан Килиманджаро;
12. Кордильеры;
13. гору Мак-Кинли (обозначьте её высоту горы);
14. вулкан Орисаба;
16. гору Аконкагуа (обозначьте её высоту);
17. вулкан Котопахи;
18. гору Косцюшко;
19. вулкан Эребус.
Используя карты атласа, на контурной карте полушарий нанесите простым карандашом крупнейшие равнины Земли:
1. Амазонскую низменность;
2. Великие равнины;
3. Великую Китайскую равнину;
4. Восточно-Европейскую (Русскую) равнину;
5. Западно-Сибирскую равнину;
6. плоскогорье Декан;
7. Приволжскую возвышенность;
8. Прикаспийскую низменность;
9. Среднерусскую возвышенность
10. Среднесибирское плоскогорье.
Практическая работа №7
Определение географического положения гор и равнин
Используя карты атласа, дайте характеристику географического положения гор
План | Кавказские горы | Уральские горы |
Направление | ||
Протяженность | ||
Средняя высота | ||
Географические координаты и высота наивысшей точки |
Используя карты атласа, дайте характеристику географического положения равнин
План | Амазонская низменность | Бразильское плоскогорье |
На каком материке и в какой его части находится | ||
Ближайшие меридианы и параллели | ||
Протяженность | ||
Средняя высота |
Практическая работа №8
Обозначение на контурной карте частей Мирового океана
Используя текст учебника, обозначьте на контурной карте все названные в нем географические объекты (материки и океаны, моря, заливы, проливы, полуострова, острова и архипелаги)
Практическая работа №9
Определение и обозначение на карте направлений морских течений
Нанесите на контурную карту полушарий цветными стрелками течения: Гольфстрим, Перуанское, Лабрадорское, Северо-Атлантическое, Течение Западных ветров, Гвианское, Восточно-Австралийское и другие
Практическая работа №10
Обозначение на контурной карте рек и озер
Задание 1 .Найти в атласе и подписать на контурной карте полушарий следующие объекты.
Реки: Амазонка, Волга, Ганг, Евфрат, Инд, Конго, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Танганьика, Чад, Эйр.
Задание 2. Нанести на контурную карту России следующие объекты.
1.Реки: Амур, Ангара, Волга, Днепр, Дон, Енисей, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Ока, Северная Двина.
2.Озера: Байкал, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Чудское, озеро Ханка.
Практическая работа №11
Географическое положение реки
Используя карты атласа, справочные материалы и предложенные типовые планы описания реки, опишите одну из крупнейших рек мира.
План описания реки:
Название реки;
Положение реки на материке;
Местоположение и географические координаты истока;
Общее направление течения;
Длина реки;
Крупнейшие левые и правые притоки;
Характер течения реки;
Куда впадает река;
Вид устья и его географические координаты;
Использование реки человеком.
Вариант 1. Амазонка.
Вариант 2. Нил.
Практическая работа №12
Построение графика температуры и розы ветров
Цель работы: формирование умений обрабатывать материалы наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, давать описание погоды
1 задание. Используя данные наблюдения за погодой, построить
А) график изменения средних температур
Б) розу ветров
Практическая работа №13
Обозначение на контурной карте основных государств, их границ и столиц
Используя политическую карту мира в атласе, в контурных картах на политической карте полушарий красным цветом обозначьте границы, чёрным цветом подпишите названия крупнейших стран мира и подпишите их столицы.
Практическая работа №1:
«Нанесение на контурную карту
географических объектов изученных маршрутов путешественников»
Задания. На контурной карте обозначьте:
Маршруты плаваний норманнов к Северной Америке и подпишите название острова, на котором археологами в 1960 г. были обнаружены свидетельства раннего поселения викингов на американской земле.
По сведениям о путешествии Марко Поло нанесите на карту его маршрут. Подпишите названия морей и рек, которые увидел путешественник
Штриховкой покажите часть Атлантического океана, где проходили плавания X. Колумба. Нанесите на карту маршрут первого плавания X. Колумба.
Обозначьте маршрут первого плавания португальской экспедиции Васко да Гамы в Индию в 1497-1498 гг.
Нанесите на карту путь экспедиции Ф. Магеллана. Подпишите название морей и океанов, по которым проходило первое кругосветное плавание.
Практическая работа №2:
«Определение азимута» «
1 ВАРИАНТ
1.
А) от школы до колодца
Б) от мест впадения реки Змейка в реку Белую до ж\д моста
В) от точки А до начала болота
Г) от точки В до школы
Д) от точки 20,1 до колодца
Е) от елки до точки В
2. В каком направлении нужно идти, чтоб от точки А добраться до елки?
Практическая работа №2:
«Определение азимута» «
Практическая работа №2:
«Определение азимута» «
2 ВАРИАНТ
1. Определите азимут по плану местности:
А) от школы до точки 20,1
Б) от точки А до ж\д моста
В) от точки В до начала болота
Г) от школы колодца
Д) от точки 20,1 до елки
Е) от елки до точки А
2. В каком направлении нужно идти, чтоб от точки В добраться до школы?
Практическая работа №3:
«План местности»
1 ВАРИАНТ
1.
А) от точки В до дома лесника:_____
Б) от точки А до родника: ____
2. Определите азимут:
А) от точки А до родника:____
Б) от домика лесника до геодезического знака:___
3. Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных цифрами 1,2,и 3, больше всего подходит для этого. Объясните свой выбор.
_______________________________________
4. Укажите абсолютную высоту точки В:_____
5. В каком направлении от дома лесника находится луг?_____
2 ВАРИАНТ
1. Определите расстояние по прямой:
А) от геодезического знака до родника:_____
Б) от точки А до дома лесника: _____
2 .Определите азимут:
А) от точки А до точки В:_____
Б) от домика лесника до самой северной точки кустарников:_____
3. Школьники выбирают место для катания на лыжах. Оцените, какой из участков, обозначенных цифрами 1,2,и 3, больше всего подходит для этого. Объясните свой выбор.
_________________________________
4. Укажите абсолютную высоту точки А:_____
5. В каком направлении от точки В находятся кустарники?____
Практическая работа №4: « и направлений по карте » .1 ВАРИАНТ
Задание 1. Ответьте на вопросы:
Как называется условная линия, параллельная экватору?
Задание 2.
Географические объекты | Направление |
Горы Кордильеры | |
Остров Гренландия | |
Остров Мадагаскар | |
Уральские горы |
Задание 3.
Географические координаты |
||
широта | долгота |
|
вулкан Камерун | ||
вулкан Кракатау | ||
город Канберра | ||
город Мехико |
Географические координаты | Название географического объекта |
|
широта | долгота |
|
Задание 4. Расположите с севера на юг : г. Москва, Скандинавский полуостров, Аравийский полуостров, г. Мельбурн, полуостров Индостан, Альпы, полуостров Сомали, остров Новая Гвинея.
Практическая работа №4: « Определение координат географических объектов и направлений по карте » .1 ВАРИАНТ
Задание 1. Ответьте на вопросы:
Как называется линия, соединяющая полюса?
Какое направление показывают меридианы?
Задание 2. Заполните таблицу: В каком направлении от города Москва находятся следующие объекты?
Географические объекты | Направление |
Горы Анды | |
Остров Калимантан | |
Остров Ирландия | |
Кавказские горы |
Задание 3. Определите географические координаты объектов и объекты по географическим координатам:
Название географического объекта | Географические координаты |
|
широта | долгота |
|
вулкан Килиманджаро | ||
вулкан Орисаба | ||
город Каир | ||
город Лима |
Географические координаты | Название географического объекта |
|
широта | долгота |
|
Задание 4. Расположите перечисленные ниже географические объекты с юг на север : г. Киев, полуостров Флорида, полуостров Индокитай, г. Канберра, полуостров Индостан, Кавказ, полуостров Сомали, остров Мадагаскар.
Практическая работа №5:
Цель работы:
1 ВАРИАНТ
Ход работы:
Охарактеризуйте географическое положение одной из гор на ваш выбор: Кордильеры, Анды, Кавказ, Уральские, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи.
План описания гор.
Найдите горы на карте.
Определить, к каким горам по высоте относятся.
Назовите самую высокую гору
На каком материке и в какой его части расположены горы.
Между какими меридианами и параллелями они находятся.
В каком направлении и на сколько километров протянулись (примерно).
Положение гор относительно других объектов (соседние равнины, океаны, моря и т.д.)
Практическая работа №5:
«Описание равнин и гор по плану».
Цель работы: Научиться определять по карте географическое положение, высоту гор и равнин, высоту и координаты отдельных вершин.
2 ВАРИАНТ
Ход работы:
Охарактеризуйте географическое положение одной из равнин гор на ваш выбор: Амазонская, Восточно-Европейская, Среднерусская, Валдайская, Прикаспийская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Аравийское плоскогорье.
План описания равнин.
Найдите равнину на карте.
Определить, к какому типу равнин по высоте относятся.
Укажите средние и максимальные высоты.
На каком материке и в какой его части расположена.
Между какими меридианами и параллелями она находится.
Какие реки протекают по ней
В каком направлении вытянута равнина, на сколько километров в длину и ширину.
Положение равнин относительно других объектов (соседние равнины, океаны, моря и т.д.).
Практическая работа №6:
1 ВАРИАНТ
Цель работы:
Задание.
1.
(по горизонтали время,
2.Определите амплитуду
3.
(по горизонтали время,
вертикаль - температура (1см=5 градусов)).
4. Определите среднесуточную температуру июля и января.
Практическая работа №6:
«Определение среднесуточных, годовых температур, амплитуды и построение графиков».
2 ВАРИАНТ
Цель работы: Научиться определять среднесуточную, годовую температуру, их амплитуды., строить график хода температур.
Задание.
1. Построить график суточного хода температур июля
(по горизонтали время,
вертикаль - температура (1см=5 градусов)).
2.Определите амплитуду температур июля по графику и января по таблице.
3. Построить график годового хода температур
(по горизонтали время,
вертикаль - температура (1см=5 градусов)).
4. Определите среднесуточную температуру июля и января.
5. Запишите вывод об изменении температуры в течении суток и года (максимальную и минимальную температуру, сходство и различие в суточном ходе температур).
Практическая работа №7:
1 ВАРИАНТ
Цель работы: С
Задача № 1
«Розу ветров».
Дата | Ветер | Дата | Ветер | Дата | Ветер |
С –З | |||||
Ю, С-В |
Задача № 2
На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -30°С, а у поверхности Земли +12°С
Задача № 3
На высоте 8 км температура равна -18°С. Какова в это время температура у поверхности?
Задача № 4
Какова высота горы, если у подножья атмосферное давление 765 мм рт. ст., а на вершине 720 мм рт. ст.?
Задача № 5
На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм рт. ст. Каково давление у подножья
Практическая работа №7:
«Построение розы ветров. Расчет температуры воздуха и давления в зависимости от высоты местности».
2 ВАРИАНТ
Цель работы: С формирование представления о понятии «роза ветров», развитие умения выстраивать причинно-следственные связи при определении направления ветра. Научится выявлять закономерности между показателями температур, давления и высотой наблюдений
Задача № 1
По предложенным данным таблицы, постройте «Розу ветров».
Дата | Ветер | Дата | Ветер | Дата | Ветер |
В, Ю-В |
|||||
Задача № 2
На какую высоту поднялся альпинист, если на вершине горы- - 18°С, а у подножья +5°С
Задача № 3
На высоте 6 км температура равна - 36°С. Какова в это время температура у поверхности?
Задача № 3
Шахта глубиной 200 м, на поверхности атмосферное давление 752 мм рт. ст. Найти давление на дне шахты.
Задача № 4
На дне карьера барометр зафиксировал давление 780 мм рт. ст. у поверхности земли - 760 мм рт. ст. Найти глубину карьера.
Практическая работа №8:
«Обозначение на контурной карте основных объектов гидросферы»
Задания:
Найдите в атласе и подпишите на контурной карте полушарий следующие объекты.
Реки: Амазонка,
Миссисипи,
Подпишите название морей, куда они впадают.
Озера: Каспийское море,
Виктория,
По
химии
за 9 класс (О.С.Габриелян, 2011 год),
задача №6
к главе «Практические работы
».
Вариант 1.
Получение, собирание и распознавание водорода
Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность. В пробирку положите 1-2 гранулы цинка и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой (см. рис. 43) и наденьте на кончик трубки еще одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.
Снимите пробирку с водородом и, не переворачивая ее, поднесите к горящей спиртовке. Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом («гремучий газ»).
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии цинка с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
3. Опишите физические свойства водорода, непосредственно наблюдаемые при проведении опыта.
4. Опишите, как можно распознать водород.
Ответы:
Собрали прибор для получения газов и проверили его на герметичность. В пробирку положили 1-2 гранулы цинка и прилили в нее 1-2 мл соляной кислоты. Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой и надели на кончик трубки еще одну пробирку, подождали некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.
Сняли пробирку с водородом и не переворачивая ее поднесли к горящей спиртовке. Чистый водород взрывается с глухим хлопком.
Получение, собирание и распознавание аммиака
Соберите прибор, как показано на рисунке 113, и проверьте его на герметичность.
В фарфоровую чашку насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по одной ложечке для сжигания веществ. Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте ее пробкой и укрепите в лапке штатива (обратите внимание на наклон пробирки относительно отверстия!). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака.
Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю (2-3 движения пламени), а затем в том месте, где находится смесь.
Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевернутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку.
Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, снимите с газоотводной трубки. Конец газоотводной трубки сразу же закройте кусочком мокрой ваты.
Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем и опустите в сосуд с водой. Палец отнимите только под водой. Что вы наблюдаете? Почему вода поднялась в пробирке? Закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте ее из сосуда. Добавьте в пробирку 2-3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?
Проведите аналогичную реакцию между растворами щелочи и соли аммония при нагревании. Поднесите к отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку. Что наблюдаете?
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Опишите физические свойства аммиака, непосредственно наблюдаемые в опыте.
3. Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.
Ответы:
Собрали прибор для получения аммиака и проверили его на герметичность. В фарфоровую чашку насыпали хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по 1 ложечке для окисления веществ. Смесь перемешали стеклянной палочкой и высыпали в сухую пробирку. Закрыли ее пробкой и укрепили на лапке штатива. На газоотводную трубку надели сухую пробирку для собирания аммиака. Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция нагрели.
Вариант 2.
Получение, собирание и распознавание кислорода
Соберите прибор, как показано на рисунке 114, и проверьте его на герметичность. В пробирку насыпьте примерно на ¼ ее объема перманганата калия KMnO 4 и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород. Наличие кислорода в сосуде проверьте тлеющей лучинкой.
Вопросы и задания
1. Что происходит при нагревании перманганата калия? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
3. Опишите физические свойства кислорода, непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, как вы распознавали кислород.
Ответы:
Собрали прибор для получения кислорода и проверили его на герметичность. В пробирку насыпали примерно на 1/4 ее объема перманганата калия у отверстия пробирки положили рыхлый комочек ваты.
Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепили пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород.
Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)
В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1-2 мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды.
Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии мела или мрамора с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите проведенную реакцию в свете теории электролитической диссоциации.
3. Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, как вы распознавали оксид углерода (IV).
Ответы:
В пробирку поместили несколько кусочков мела и прилили 1 мл разбавленной соляной кислоты. Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустили в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды. Наблюдаем как через известковую воду проходят пузырьки газа.
Эта реакция является качественной на углекислый газ.