Премьеры. Невидимый слон

И всего-то 24 странички в книге, а столько всего передумалось после прочтения..

Рассказывает книга о вещах вполне обыденных. О девочке, о маме ее и папе. О том, как девочка играет в прятки, ходит в музей и занимается в художественной школе. О том, как принимает гостей, гуляет по зоопарку, выбирает в магазине с мамой новое пальто и печет с ней торт...

Такие мелочи, правда? Все - как у всех, обычные будни.

За исключением одного - ни слона в зоопарке, ни свои обновки, ни мольберт в школе, ни даже лица мамы девочка не видит... и никогда не видела.

Художник: Лапшина Диана

Издательство: Фома, 2013 г.

Серия: Настя и Никита

ISBN: 978-5-91786-110-4

Страниц: 24 (Офсет)

Масса: 86 г

Размеры: 270x210x2 мм

В детстве обычно все принимаешь, как должное.

Детство шумно грохочет ботинками по лестницам школы на переменках, стучит мячиком, шуршит велосипедными шинами, шелестит страницами книг, поет и смеется заливисто, сердится, грустит, радуется, дружит, пахнет мамиными пирогами и новыми резиновыми сапожками, показывает цветные сны, оставляет на губах соленый вкус каникулярного моря и на коленках ожоги от злой крапивы в бабушкином деревенском огороде.

И конечно, в этом пестром калейдоскопе редко задумываешься, что рядом с тобой живут люди, которые чего-то из этого лишены. Как героиня книги, слепая девочка.

Я думаю, в детстве для меня эти 24 простых страницы были бы потрясением. Я вообще очень бурно переживала за книжных героев. И Нине и Захару обязательно прочту "Невидимого слона".

Даже не столько для того, чтобы, скажем, научить сочувствию.

Девочка в этой книге, надо вам сказать, мало задумывается о нашем или чьем-либо еще сочувствии.

Она живет полной жизнью, много смеется и много мечтает, радуется каждому дню и всем тем простым событиям, которые мы с вами так редко замечаем и так мало ценим.

Эта книга о том, что счастье - всегда внутри нас.


«Мне выпало водить. Я громко считаю до десяти и иду искать маму. Вот дверь, коридор с шершавыми обоями, наряженная пухлая вешалка, а мамы нет. Открываю дверь на кухню. Прислушиваюсь. Тикают часы, бурчит холодильник, больше ничего не слышно. Но на всякий случай я дохожу до стола и шарю под ним рукой - пусто. Тогда мне надо в гостиную: больше на кухне нигде не спрятаться. За дверью в гостиной никого. И под диваном, и под столиком. Я подхожу к окну и слышу мамино дыхание. Одёргиваю штору и касаюсь мамы рукой - нашла. Нашла!...»

«...Папа берёт мою руку и проводит по чему-то холодному и очень длинному.
- Это бивни слона. Два зуба, которые торчат рядом с хоботом - длинным-предлинным носом. Вот таким.
Папа прислоняет к моему носу свою руку и изображает для меня хобот слона. Я трогаю папину руку-хобот, чтобы представить... И как только слон с таким носом ходит? Неудобно же.
- А бивни такие ценные, - продолжает папа, - что из-за них на слонов охотятся...
Я вожу пальцами по бивням и внимательно слушаю. Зубы, которые выше меня и папы! Нос как папина рука! Неужели он такой большой, этот слон?!...»

«Мама говорит, что надо выбрать цвет пальто: есть красное и зелёное.
- Какой красный? - спрашиваю я.
- Как помидор, - говорит мама.
- А зелёный какой?
- Как яблоко.
Конечно, я выбираю яблочное пальто! Потому что яблоки звонко хрустят, а помидоры хлюпают и капают.
- А слон яблоки ест? - спрашиваю маму дальше.
- Ещё как. Он же травоядный. Ест всё, что растёт. Траву, яблоки, морковку...
Я вспоминаю запахи травы, яблока и морковки. Морковка больше всего слону подходит. Папа говорил, что слоны серого цвета. Наверное, серый - это как морковный. Морковный слон - это даже звучит красиво.»

«В художественной школе я решаю нарисовать слона. Я сижу отдельно от других ребят. Как будто я слон и мне нужно много места. А на самом деле это Пашка вместо слона. Всё у него падает: карандаши, листочки, даже он сам!
Все рисуют по заданию учительницы натюрморт, а я - слона. Все рисуют кисточками, а я - пальцами. Указательным пальцем левой руки поставила точку. А от точки повела пальцем правой руки круг, чтобы пальцы соединились. Большой круг сделала: ведь слон большой и толстый, потому что много ест. Теперь большие зубы. Большие уши. Длинный хобот...
Учительница хвалит мой рисунок. Меня все окружают. Вот зачем так много места вокруг - чтобы другие могли встать рядом.
Пашка говорит:
- А я тоже так смогу! Можно, я тоже буду пальцами рисовать?
И роняет на пол краски!
- Паша! - говорит учительница. Но остальные тоже начинают просить:
- И я, можно?
- Я тоже хочу пальцами!
Все хотят, как я. Все хотят слона.»

«Ночью мне снится, что слоны лежат на траве и смотрят на небо. А по небу плыву я. Слонята спрашивают у своих мам:
- На кого похоже это облако?
Но слонихи молчат: или не знают, или стесняются сказать.
Тогда я кричу:
- На вас! Я похожа на вас! Я тоже слон! Если вы подпрыгнете, то сможете обнять меня хоботом! Как рукой!
Но слоны даже не шевелятся. Слоны такие тяжёлые, что не умеют прыгать.»

В этой удивительно светлой и трогающей сердце книжке, казалось бы, не происходит ничего особенного. Просто девочка очень радостно и тепло рассказывает о своей жизни. О том, как дома вместе с мамой играла в прятки и готовила торт к приходу гостей. О том, как с папой ходила в музей, услышала там про слона и даже потрогала его бивни, а после чистила пол, и думала, что пылесос похож на слона, только без ушей. А ещё про занятиях в художественной школе, об облаках, плывущих в небе, про настоящего слона в зоопарке, которому она бросила морковку… И лишь постепенно в этих рассказах читателю открывается пронзительная истина: Невидимый слон стал частью большого мира, в котором полно и ярко живет ребенок, лишенный зрения, и который так бережно хранят окружающие девочку люди.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Невидимый слон" Анисимова Анна Павловна бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Героиня которой — незрячая девочка.

Отрывки из книги:
Мне выпало водить. Я громко считаю до десяти и иду искать маму. Вот дверь, коридор с шершавыми обоями, наряженная пухлая вешалка, а мамы нет. Открываю дверь на кухню. Прислушиваюсь. Тикают часы, бурчит холодильник, больше ничего не слышно. Но на всякий случай я дохожу до стола и шарю под ним рукой — пусто. Тогда мне надо в гостиную: больше на кухне нигде не спрятаться. За дверью в гостиной никого. И под диваном, и под столиком. Я подхожу к окну и слышу мамино дыхание. Отдёргиваю штору и касаюсь мамы рукой — нашла. Нашла!

Как я люблю прятки! Я знаю все места для пряток в нашем доме, ну и что! Ведь играть я могу только дома. А я так люблю прятки! И теперь мамина очередь меня искать. Мама завязывает шарфом глаза (хочет, чтобы было по-честному) и медленно начинает считать. Я прохожу столик, диван, дверь, шершавые обои в коридоре, дверь в мамину комнату. Подхожу к большому шкафу и стараюсь открыть дверцу тихо-тихо. Залезаю внутрь и замираю среди маминых юбок и платьев. Их тут много — как будто заросли. И они так вкусно пахнут мамой, что я дышу, дышу в этом мамином лесу, дышу...

И даже не слышу, как мама меня находит. Мама распахивает дверцы шкафа и молчит. Что с ней? Я протягиваю руки к её лицу: губы у мамы улыбаются, но брови немножко хмурятся. Может, она переживает, что я что-нибудь помяла? Я быстро поправляю все юбки и платья и обнимаю маму изо всех сил. Она гладит меня по голове. Она не переживает!

***

Мы с папой идём в музей. В музеях нам разрешают трогать любое чучело, разные камни и вещи. Другим нельзя, а нам можно. В первой комнате папа кладёт руку мне на плечо и спрашивает:

— Я с девочкой. Мы посмотрим экспонаты?

Кто-то хмуро сопит в ответ:

— Только осторожнее. А то ходил тут уже один... Как слон в посудной лавке! Трогал-трогал и все копья уронил.

Папа обещает хмурому, что мы будем очень осторожны. А мне очень хочется увидеть слона — где же он? Его я ещё ни разу не трогала. Папа объясняет, что слона можно увидеть только в цирке или зоопарке. А «слон в посудной лавке» — это так неуклюжего человека называют. Потому что слон — самое большое животное. Если бы он смог зайти в музей, то наверняка бы всё тут порушил.

— А ну-ка, — говорит папа и быстро ведёт меня за собой. — Гляди!

Папа берёт мою руку и проводит по чему-то холодному и очень длинному.

— Это бивни слона. Два зуба, которые торчат рядом с хоботом — длинным-предлинным носом. Вот таким.

Папа прислоняет к моему носу свою руку и изображает для меня хобот слона. Я трогаю папину руку-хобот, чтобы представить... И как только слон с таким носом ходит? Неудобно же.

— А бивни такие ценные, — продолжает папа, — что из-за них на слонов охотятся...

Я вожу пальцами по бивням и внимательно слушаю. Зубы, которые выше меня и папы! Нос — как папина рука! Неужели он такой большой, этот слон?!

Ночью мне снится, что слоны лежат на траве и смотрят на небо. А по небу плыву я. Слонята спрашивают у своих мам:

— На кого похоже это облако?

Но слонихи молчат: или не знают, или стесняются сказать. Тогда я кричу:

— На вас! Я похожа на вас! Я тоже слон! Если вы подпрыгнете, то сможете обнять меня хоботом! Как рукой!

Но слоны даже не шевелятся. Слоны такие тяжёлые, что не умеют прыгать.

Анна Анисимова:

Однажды я подумала: чтó такого я могу рассказать детям из своего маленького, но реального жизненного опыта, чтобы это было для них ново? И поняла, что могу попробовать передать свой опыт общения с незрячими людьми.

В 2000 году, когда я поступала в Новосибирский госуниверситет, там запустили программу «Доступное высшее образование для людей с ограниченными возможностями». Благодаря этой программе университет смог поддерживать молодых людей: незрячих, слабовидящих, с диагнозом ДЦП, других — в их желании получить высшее образование. И я очень хорошо помню, что в свои шестнадцать лет поняла, что просто не знаю, как живется таким моим сверстникам, как они учатся, какие у них вообще есть возможности. А всё почему? Потому что за всю жизнь я ни разу с ними не сталкивалась. И мне кажется, что это неправильно. Мы же не разделяем в обществе детей, у которых есть мама и папа, и детей, у которых есть только мама или только папа. Тогда почему мы отделяем детей, которые хорошо видят, от детей, которые видят плохо или не видят совсем? Мы сами создаем разные миры там, где может быть один общий мир.

Мой рассказ вышел не проблемным, а скорее ознакомительным. Эта книга не призвана учить сочувствию. Мне хотелось, чтобы ребенок узнал в моей героине себя — веселого, любознательного, любимого родителями. И понял, что если человек немного другой, то для общения, дружбы и поддержки это не препятствие.

Мультфильм

Начало проката:

О фильме

Традиционно блок «Премьеры» состоит из российских мультфильмов, вышедших за последний год. Но в нынешней программе есть четыре фильма, снятых отечественными режиссерами за границей: Юлия Аронова (фильм «One, Two, Tree»), Олеся Щукина («Слон и велосипед»), Марина Мошкова («Мужчина познакомится») и Александр Гейфман («Зоя») - работали во Франции.

В этом году премьерная программа оказалась невероятно большой – целых шесть сборников, такого на БФМ еще никогда не было. И очень разнообразной: от фильмов, рассчитанных на самых маленьких (программа «Как живут котики») и дошкольников («Невидимый слон»), до сборников для подростков разного возраста («Очень одинокий петух», «Корабли прошлых лет», « Мужчина ищет женщину» ) и только для взрослых («Мадам и дева»). В этом году снова много музыкального видео, причем, появились и детские клипы (один из лучших мастеров по этой части Алексей Алексеев), и фильмы на песни популярных исполнителей (например, целая трилогия на песни группы «Мумий Тролль») и даже оригинальный музыкальный проект на стихи Дмитрия Пригова. И как всегда – несколько фильмов программы попали на фестиваль прямо с монтажного стола, так что на БФМ будут их настоящие премьеры.

Не забудьте, что за фильмы этого блока идет зрительское голосование. Картины, набравшие по анкетам наибольшее количество голосов, получат маленькую скульптуру эмблемы нашего фестиваля – девочки Анимаши.

Дополнительно

    «Невидимый слон»

    6+/69 мин. Сеанс 17.30

    НИ ПУХА, НИ ПЕРА

    Режиссер и художник: Рим Шарафутдинов, «Башкортостан», Россия, 2015, 10 мин, рисованный

    Занимательные истории из жизни трех охотников и их собачки.

    ЗАПРЕТНАЯ ЕДА

    Режиссер: Олег Ужинов, художник-постановщик: Антон Дьяков, Школа-студия «ШАР», Россия, 2015, 11 мин, компьютерная перекладка

    Новая серия познавательно-развлекательного цикла «Ин и Яна», про девочку и инопланетянина, питающегося информацией. В ней рассказывается о том, что может произойти, если поменяться едой с другом.

    Из сериала «Королевство М» о жизни в самом маленьком королевстве в мире, но только по размеру, а не по душевным качествам его обитателей. В эпизоде "Границы" Король решил расширить свои владения и вернуть старый дуб на историческую родину.

    ПРИВИДЕНИЕ

    Режиссер: Наталья Мирзоян, художник-постановщик: Мария Якушина, Студия комьютерной анимации «Петербург», Россия, 2014, 3 мин, перекладка

    Из сериала «Королевство М». Во дворце королевства было все, что полагается: тронный зал для церемоний, портреты предков, ковры и коллекции оружия, потайные комнаты и темные лестницы. Не было в королевском дворце только одного - дворцового привидения.

    УЧЁНЫЙ МЕДВЕДЬ

    Режиссер и художник: Андрей Кузнецов, Московская анимационная студия «Пилот», Россия, 2014, 13 мин, компьютерная перекладка

    Сказка из цикла «Гора самоцветов». В фильме рассказывается о том, как ум, смекалка и удачное стечение обстоятельств позволили небогатому деревенскому парню жениться на царской дочери.

    БУМЕРАНГ

    Режиссер и художник: Павел Погудин, студия «А-фильм», Россия, 2015, 5 мин, техника.

    Австралийская сказка «Бумеранг» рассказывает о том, что добрые дела всегда возвращаются сторицей, расширяя границы мира в целом.

    НЕВИДИМЫЙ СЛОН

    Режиссер: Анастасия Соколова, художник постановщик: Анна Крицкая, Анастасия Соколова, студия «Снега», Россия, 7 мин 25 сек, компьютерная перекладка, рисованная анимация.

    “Невидимый Слон” ­ это фильм­метафора о такой прекрасной поре, как детство. “Все мыродом из детства”, оно уходит безвозвратно, приходит время расставания, но хотя бы крохотный кусочек этого чудесного мира навсегда остаются в нашем сердце.