Принципы систематики. Тема: Многообразие органического мира

1. Многообразие организмов

Задания с решениями

1. Промежуточное положение между беспозвоночными и позвоночными занимают

1. Скаты

2. Акулы

3. Ланцетники

4. Гаттерии

Объяснение: скаты и акула - это хрящевые рыбы, гаттерии - подкласс рептилий, промежуточное положение занимает ланцетник. Правильный ответ - 3.

2. Вид ромашка аптечная объединяет

1. Разнообразные цветковые растения

2. Множество сходных популяций

3. Родственные роды растений

4. Растения одного природного сообщества

Объяснение: вид подразделяется на популяции, которые являются элементарными единицами эволюции (то есть из них, потенциально, возникнут новые виды в процессе эволюции). Правильный ответ - 2.

3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.

1. Волчьи (псовые)

2. Млекопитающие

3. Обыкновенная лисица

4. Хищные

5. Хордовые

6. Лисица

Объяснение: классификация животных выглядит так: тип → класс → отряд → семейство → род → вид. Тип - хордовые, класс - млекопитающие, отряд - хищные, семейство - волчьи (псовые), род - лисица, вид - обыкновенная лисица. Но нам нужен обратный порядок (так как с наименьшей категории). Правильный ответ - 361425.

1. Ласка и горностай относятся к отряду хищных млекопитающих, так как

1. Это небольшие животные с длинным узким телом на коротких ногах

2. У них хорошо развиты клыки и коренные зубы

3. У них хорошо развит волосяной покров с подшерстком

4. Они имеют покровительственную окраску тела

Ответ: 2.

2. Основная задача систематики - изучение

1. Этапов исторического развития организмов

2. Отношений организмов и окружающей средой

3. Приспособленности организмов к условиям обитания

4. Многообразия организмов и установление их родства

Ответ: 4.

3. Исходная единица систематики организмов -

1. Вид

2. Род

3. Популяция

4. Отдельная особь

Ответ: 1.

4. Правильная схема классификации растений:

1. Вид → род → семейство → класс → отдел

2. Вид → семейство → род → класс → отдел

3. Вид → отдел → класс → род → семейство

4. Вид → класс → отдел → род → семейство

Ответ: 1.

5. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

1. Покрытосеменные

2. Пасленовые

3. Двудольные

4. Паслен черный

5. Паслен

Ответ: 45231.

6. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы.

1. Насекомые

2. Капустная белянка

3. Чешуекрылые

4. Членистоногие

5. Белянки

Ответ: 25314.

7. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с наименьшей.

1. Млекопитающие

2. Куньи

3. Лесная куница

4. Куницы

5. Хордовые

6. Хищные

Ответ: 342615.

2. Царство бактерий.

Задания для самостоятельного решения

1. Почвенная среда

2. Водная среда

3. Воздушная среда

4. Другой организм

2. Хемосинтезирующими бактериями являются

1. Железобактерии

2. Бактерии брожения

3. Молочнокислые бактерии

4. Синезеленые (цианобактерии)

Объяснение: хемосинтетики - это организмы, получающие энергию за счет переработки неорганических веществ (соединений железа, серы, азота и т.д.). Молочнокислые и бактерии брожения расщепляют сахара, а цианобактерии - фотосинтетики. Правильный ответ - 1.

3. Почему бактерий выделяют в особое царство?

1. У бактерий нет оформленного ядра, митохондрий

2. Клетка бактерии не имеет цитоплазмы и рибосом

3. Среди них есть только одноклеточные формы

Объяснение: бактерии выделяют в отдельное царство, потому что они слишком по многим признакам отличаются от других организмов (отсутствие мембранных органелл, кольцевая ДНК, экстрахромосомный генетический материал, строение клеточной стенки и многие другие). Правильный ответ - 1.

Задания для самостоятельного решения

1. К какой группе по образу жизни относят бактерию дизентерийную палочку?

3. Симбионтам

4. Автотрофам

Ответ: 2.

2. Группа бактерий, живущих в содружестве с другими организмами, - это

2. Симбионты

3. Консументы

Ответ: 2.

3. Клубеньковые бактерии по способу питания относят к

1. Хемотрофам

2. Гетеротрофам

3. Автотрофам

Ответ: 2.

4. Какие бактерии улучшают азотное питание растений?

1. Брожения

2. Клубеньковые

3. Уксуснокислые

Ответ: 2.

5. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором бактерии и грибы выполняют роль

1. Производителей органических веществ

2. Разрушителей органических веществ

3. Источника энергии для других организмов

4. Источника азота, воды и углекислого газа

Ответ: 2.

6. Что представляет собой белый пушистый налет, образующийся при длительном хранении хлеба и других продуктов?

1. Слоевище лишайника

2. Споры растения

3. Мицелий плесневого гриба

4. Колонию бактерий

Ответ: 3.

7. При неблагоприятных условиях бактерии образуют

1. Гаметы

2. Зиготы

3. Споры

4. Зооспоры

Ответ: 3.

8. Почему бактерий относят к прокариотам?

1. Они не имеют цитоплазмы и клеточной стенки

2. Они не имеют оформленного ядра

3. Их тело состоит из одной клетки

4. Они имеют микроскопические размеры

Ответ: 2.

9. Какой процесс отсутствует у болезнетворных бактерий?

1. Дыхание

2. Фотосинтез

3. Размножение

4. Выделение

Ответ: 2.

3. Царство грибов.

Задания с решениями

1. Для питания грибы-сапротрофы используют

1. Азот воздуха

2. Углекислый газ и кислород

3. Органические вещества отмерших тел

4. Органические вещества, которые создают сами в процессе фотосинтеза

Объяснение: сапротрофы разлагают организмы, соответственно, правильный ответ - 3.

2. Что представляет собой микориза?

1. Грибокорень

2. Корневую систему растения

3. Грибницу, распространившуюся в почве

4. Нити гриба, образующие плодовое тело

Объяснение: микориза - это симбиоз гриба и растения (дерева). Правильный ответ - 1.

3. Клетки грибов, в отличие от клеток бактерий, имеют

1. Цитоплазму

2. Плазматическую мембрану

3. Ядро

4. Рибосомы

Объяснение: клетки бактерий не имеют оформленного ядра (ядерной мембраны), а клетки бактерий - не имеют. Правильный ответ - 3.

Задания для самостоятельного решения

1. Трутовик, обитающий на березе,

1. Улучшает азотное питание дерева

2. Разрушает ткани дерева, используя для питания органические вещества

3. Улучшает всасывание деревом воды и минеральных веществ из почвы

4. Обеспечивает дерево органическими веществами

Ответ: 2.

2. Грибы, в отличие от растений,

1. Размножаются с помощью спор

2. Не имеют клеточного строения

3. Не способны к фотосинтезу

4. Имеют в клетке оформленное ядро

Ответ: 3.

3. Оболочка клеток большинства грибов содержит

1. Хитин

2. Целлюлозу

3. Клетчатку

4. Гликоген

Ответ: 1.

4. Что общего у грибов и бактерий?

1. Наличие цитоплазмы с органоидами и ядра с хромосомами

2. Бесполое размножение при помощи спор

3. Разрушение ими органических веществ до неорганических

4. Существование в виде одноклеточных и многоклеточных организмов

Ответ: 3.

5. Грибы длительное время считали растениями, так как они

1. Имеют сходное клеточное строение с растениями

2. Неподвижны, растут в течение всей жизни

3. Относятся к группе гетеротрофных организмов

4. Имеют сходный процесс обмена веществ

Ответ: 2.

6. Грибница белых грибов, поселяясь на корнях березы, получает от нее

1. Минеральные вещества

2. Органические вещества

3. Соединения фосфора

4. Соединения серы

Ответ: 2.

7. Какова роль грибов в круговороте веществ в природе?

1. Образуют белки из неорганических веществ

2. Синтезируют углеводы из углекислого газа и воды

3. Разрушают органические остатки

4. Выделяют в атмосферу кислород

Ответ: 3.

8. Каковы особенности питания шляпочных грибов?

1. В мицелии синтезируются органические вещества из неорганических

2. Используют готовые органические вещества

3. Всасывают воду и соли из почвы ризоидами

4. В клетках верхних слоев шляпки происходит фотосинтез

Ответ: 2.

9. Грибы, по сравнению с бактериями, имеют более высокий уровень организации, так как

1. Их клетки имеют плотную оболочку

2. По способу питания они являются гетеротрофами

3. Их клетки имеют оформленное ядро

4. Их споры переносят неблагоприятные условия

Ответ: 3.

10. Чем отличаются грибы от бактерий?

1. Составляют группу ядерных организмов (эукариот)

2. Относятся к гетеротрофным организмам

3. Размножаются спорами

4. Одноклеточные и многоклеточные организмы

5. При дыхании используют кислород воздуха

6. Участвуют в круговороте веществ в экосистеме

Ответ: 134.

11. Установите соответствие между характеристикой и группой грибов, к которой она относится

Характеристика Группа грибов

А. Образуют плодовые дела 1. Шляпочные

Б. Образуют на концах гифов 2. Плесневые

головки со спорами

В. Развиваются на пищевых продуктах

Г. Используются для получения

антибиотиков

Д. Вступают в симбиоз с корнями растений

Ответ: 12221.

4. Царство растений

Задания с решениями

1. Клубень и луковица - это

1. Органы почвенного питания

2. Видоизмененные побеги

3. Генеративные органы

4. Зачаточные побеги

Объяснение: клубень - это видоизмененный укороченный побег растения, луковица - это видоизмененный, как правило, подземный побег растения. Правильный ответ - 2.

2. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав

1. Споры

2. Семени

3. Почки

4. Заростки

Объяснение: зародыш с запасом питательных веществ входит в состав семени (для питания зачатка растения в первое время жизни). Правильный ответ - 2.

3. Растения, в отличие от организмов других царств,

1. Имеют клеточное строение

2. Содержат в клетках хлоропласты

3. Имеют различные органы и ткани

4. Размножаются с помощью спор

Объяснение: подавляющее количество растений - зеленое (содержит хлоропласты). Правильный ответ - 2.

4. В процессе дыхания растения обеспечиваются

1. Энергией

2. Водой

3. Органическими веществами

4. Минеральными веществами

Объяснение: растения, как и все остальные организмы, дышат и в ходе этого процесса выделяется энергия. Правильный ответ - 1.

5. Генеративный орган - цветок - имеется у

2. Папоротниковидных

3. Покрытосеменных

4. Плауновидных

Объяснение: наличие цветка и плода - отличительные признаки покрытосеменных растений, у остальных групп таких органов нет. Правильный ответ - 3.

Задания для самостоятельного решения

1. Элементы проводящей системы листа, состоящие из неживых клеток, -

1. Ситовидные трубки

2. Волокна

3. Сосуды

4. Клетки камбия

Ответ: 3.

2. Рост древесного стебля в длину происходит за счет деления и роста

1. Клеток камбия

2. Ситовидных трубок

3. Клеток верхушки стебля

4. Клеток основания стебля

Ответ: 3.

3. Корневые волоски обеспечивают

1. Рост корня в толщину

2. Рост корня в длину

3. Защиту корня от соприкосновения с почвой

4. Поглощение корнем из почвы воды и минеральных солей

Ответ: 4.

4. Рост растений происходит благодаря делению, росту и дифференциации клеток ткани

1. Покровной

2. Механической

3. Фотосинтезирующей

4. Образовательной

Ответ: 4.

5. Какова роль бобовых растений в природе?

1. Служат продуктом питания для человека

2. Являются консументами в природном сообществе

3. Образуют нижний ярус в природном сообществе

4. Обогащают почву азотными солями

Ответ: 4.

6. Через устьица растений происходит

1. Газообмен

2. Транспорт минеральных солей

3. Транспорт органических веществ

4. Выделение тепла

Ответ: 1.

7. Всасывающая зона корня состоит из

1. Ситовидных клеток

2. Корневого чехлика

3. Корневых волосков

4. Сосудистых клеток

Ответ: 3.

8. Какая растительная ткань участвует в процессе испарения?

1. Покровная

2. Механическая

3. Основная

4. Образовательная

Ответ: 1.

9. Все растения - от водорослей до покрытосеменных - имеют

1. Клеточное строение

2. Ткани

3. Стебель с листьями

4. Проводящую систему

Ответ: 1.

10. Пыльца цветковых растений формируется в

1. Семязачатке

2. Рыльце пестика

3. Тычинках

4. Завязи пестика

Ответ: 3.

11. Хлоропласты играют важную роль в жизни большинства

1. Бактерий

2. Беспозвоночных животных

3. Шляпочных грибов

4. Растений

Ответ: 4.

12. Какой признак характерен только для царства растений?

1. Образуют полимеры из мономеров

3. Имеют целлюлозную клеточную оболочку

Ответ: 3.

13. Подземный побег отличается от корня наличием у него

1. Почек

2. Зоны роста

3. Сосудов

4. Коры

Ответ: 1.

14. Для организмов какого царства характерно почвенное и воздушное питание?

1. Грибов

2. Бактерий

3. Растений

4. Животных

Ответ: 3.

15. Вода и минеральные вещества поступают из корня к листьям по

1. Лубу

2. Древесине

3. Сердцевине

4. Пробке

Ответ: 2.

16. Побег - вегетативный орган, образованный

1. Верхушкой стебля

2. Междоузлиями и узлами

3. Зачаточными листьями

4. Стеблем с листьями и почками

Ответ: 4.

17. Каковы особенности растений, опыляемых насекомыми?

1. Имеют нектарники и яркоокрашенные околоцветники

2. Растут группами, образуя заросли или рощи

3. Цветут до распускания листьев или одновременно с их появлением

4. Имеют невзрачные мелкие цветки, собранные в соцветия

Ответ: 1.

18. Видоизмененный побег - это

1. Корневище

2. Грибокорень

3. Корнеклубень

4. Корнеплод

Ответ: 1.

19. Какие признаки присущи растениям?

1. Ограниченный рост

2. Рост в течение всей жизни

3. Автотрофный способ питания

4. Гетеротрофный способ питания

5. Наличие клетчатки в оболочках клеток

6. Наличие хитина в оболочках клеток

Ответ: 235.

20. Установите последовательность расположения зон (участков) в корне, начиная с верхушки.

1. Зона проведения

2. Зона деления

3. Зона всасывания

4. Зона роста

Ответ: 2431.

5. Многообразие растений.

Задания с решениями

1. Усложнение папоротников по сравнению с водорослями состоит в появлении у них

1. Клеточного строения

2. Хлоропластов

3. Тканей и органов

4. Фотосинтеза

Объяснение: водоросли не имеют тканей, вся водоросль представляет собой таллом - слоевище, у папоротников уже происходит дифференциация тканей. Правильный ответ - 3.

2. Высшие растения отличаются от низших

1. Расчленением тела на органы

2. Наличием таллома

3. Вегетативным размножением

4. Размножением спорами

Объяснение: низшие растения - это водоросли, их тело не разделено на органы, а представляет собой слоевище (таллом), у высших же растений уже есть дифференциация тканей и тела на органы. Правильный ответ - 1.

3. Растения отдела покрытосеменных, в отличие от голосеменных,

1. Имеют корень, стебель, листья

2. Имеют цветок и плод

3. Размножаются семенами

4. Выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза

Объяснение: отличительной особенностью покрытосеменных растений является наличие плода и цветка. Правильный ответ - 2.

4. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них

1. Нет корней

2. Стебель с узкими листьями

3. Образуется много спор

4. Есть воздухоносные клетки

Объяснение: мхи имеют стебель, образуют споры, не имеют воздухоносных клеток, не имеют корней, а только ризоиды (корнеподобные структуры). Правильный ответ - 1.

5. Главный признак, по которому растения объединяют в семейства, - особенности строения

1. Семени

2. Цветка и плода

3. Листьев и стебля

4. Корневой системы

Объяснение: каждое семейство характеризуется собственной формулой цветка и характеристикой плода (это относится только к покрытосеменным растениям, так как только они имеют эти структуры). Правильный ответ - 2.

Задания для самостоятельного решения

1. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют

1. Проводящей системы

2. Цветков и плодов

3. Хлоропластов в клетках

4. Эпидермиса с устьицами

Ответ: 2.

2. Растения какой группы образовали залежи каменного угля?

1. Моховидные

2. Папоротниковидные

3. Цветковые

4. Древние водоросли

Ответ: 2.

3. Папоротниковидные растения, в отличие от цветковых, размножаются с помощью

1. Спор

2. Корней

3. Почкования

4. Корнеклубней

Ответ: 1.

4. Водоросли, в отличие от моховидных,

1. Имеют покровную ткань

2. Синтезируют органические вещества из неорганических

3. Размножаются половым путем

4. Имею слоевище

Ответ: 4.

5. Какие признаки характерны для класса однодольных покрытосеменных растений?

1. Мочковатая корневая система, дуговое жилкование листьев

2. Стержневая корневая система, цветки четырехчленного типа

3. Развитие с чередованием поколений

4. Наличие двойного оплодотворения

Ответ: 1.

6. По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

1. Имеют плоды и семена

2. Половые клетки созревают в шишке

3. Цветут весной, до распускания листьев

4. Имеют ксилему и флоэму

Ответ: 2.

7. Почему цветковые относят к высшим растениям?

1. Они обитают в наземно-воздушной среде

2. Их организм состоит из тканей и органов

3. Их организм - скопление клеток - слоевище

4. В их цикле развития бесполое поколение сменяется половым

Ответ: 2.

8. Укажите признак, характерный только для царства растений

1. Имеют клеточное строение

2. Дышат, питаются, растут, размножаются

3. Имеют фотосинтезирующую ткань

4. Питаются готовыми органическими веществами

Ответ: 3.

9. По какому признаку мхи относят к царству растений?

1. В процессе дыхания мхи расходуют органические вещества

2. Мхи содержат в клетках хлоропласты, в которых осуществляется фотосинтез

3. Клетки мхов имеют ядро, цитоплазму, наружную клеточную мембрану

4. Мхи имеют клеточное строение и образованы различными тканями

Ответ: 2.

10. Для класса однодольных растений, в отличие от двудольных, характерно

1. Наличие плода, защищающего семена от неблагоприятных условий

2. Наличие цветков трехчленного типа с простым околоцветником

3. Двойное оплодотворение и развитие семян и семязачатка

4. Распространение плодов, семян ветром, насекомыми, водой

Ответ: 2.

11. Двудольные растения, в отличие от однодольных, имеют

1. Сетчатое жилкование листьев

2. Мочковатую корневую систему

3. Цветки трехчленного типа

4. Стебель-соломину

Ответ: 1.

12. У хвойных растений отсутствуют

1. Пыльцевые зерна

2. Семязачатки

3. Семена

4. Плоды

Ответ: 1.

13. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, -

1. Строение плода

2. Строение семени

3. Способ размножения

4. Совместное обитание

Ответ: 2.

14. У хвойных, в отличие от папоротниковидных, появляются

1. Гаметы

2. Корни

3. Плоды

4. Семена

Ответ: 4.

2. Развиваются из зиготы

3. Лежат открыто на чешуях шишек

4. Развиваются на побегах

Ответ: 3.

16. Сходство мхов и папоротников состоит в

1. Образовании заростка

2. Гетеротрофном способе питания

3. Размножении спорами

4. Наличии корней

Ответ: 3.

17. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого он характерен.

Признак растений Отдел

А. Листостебельные растения, 1. Моховидные

не имеющие корней 2. Папоротниковидные

Б. Имеют хорошо развитую

проводящую систему

В. Некоторые растения содержат

водоносные клетки, в которых запасается вода

Г. Недоразвита проводящая система,

поэтому рост растения ограничен

Д. Половое поколение (гаметофит)

преобладает над бесполым (спорофитом)

Е. Спорофит преобладает над гаметофитом

Ответ: 121112.

18. Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят

Признак растений Отдел

А. Половое поколение - заросток 1. Папоротниковидные

Б. В основном деревья и кустарники 2. Голосеменные

В. Имеют семязачаток

Г. Образуют пыльцу

Д. Для полового размножения необходима вода

Отдел: 12221.

19. Мхи, ка и покрытосеменные растения,

1. Имеют клеточное строение

2. Имеют корни, стебли, листья

3. Образуют цветки и плоды

5. Способны к фотосинтезу

6. Размножаются семенами

Ответ: 145.

1. Являются автотрофными организмами

2. Образуют семязачатками

3. Размножаются спорами

4. Не нуждаются в наличие воды при оплодотворении

5. В процессе жизнедеятельности взаимодействуют с окружающей средой

6. В основном имеют форму деревьев, реже кустарников

Ответ: 246.

21. Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому он относится

Признак растений Отдел

А. Размножение не связано с водой 1. Моховидные

В. Наличие ризоидов

Г. Гаметофит доминирует над спорофитом

Д. Представителями отдела являются кукушкин лен и сфагнум

Е. Представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

Ответ: 211112.

22. Одноклеточная зеленая водоросль - хламидомонада - как представитель царства растений имеет

1. Клеточную стенку, содержащую хитин

2. Клеточную стенку, содержащую клетчатку

3. Хроматофор, содержащий хлорофилл

4. Ядерное содержимое, находящееся в цитоплазме без оболочки

5. Запасное вещество крахмал

6. ДНК, замкнутую в виде кольца

Ответ: 235.

23. Покрытосеменные растения отличаются от папоротников тем, что

1. Имеют двойное оплодотворение

2. Образуют сухие и сочные плоды

3. Имеют хлоропласты, в которых происходит фотосинтез

4. Имеют вегетативные органы

5. Имеют цветки разных размеров, формы, окраски

6. Не нуждаются в воде при прорастании

Ответ: 125.

6. Царство животных.

Задания с решениями

1. У бабочки после стадии куколки образуются

1. Кладки яиц

2. Гусеницы первого поколения

3. Гусеницы второго поколения

4. Взрослые насекомые

Объяснение: развитие насекомых идет с превращением и после стадии куколки начинается стадия взрослого насекомого. Правильный ответ - 4.

2. К какому типу относят животных, наружный скелет которых содержит хитин?

1. Хордовых

2. Членистоногих

3. Моллюсков

4. Кольчатых червей

Объяснение: наружный скелет, который животные сбрасывают периодически, среди перечисленных животных, есть только у членистоногих. Правильный ответ - 2.

3. Клетка одноклеточного животного

1. Не имеет эндоплазматической сети

2. Создает органические вещества из неорганических

3. Имеет вакуоли с клеточным соком

4. Выполняет все функции живого организма

Объяснение: одноклеточные животные (простейшие) состоят из одной клетки, которая выполняет все функции живого организма и имеет все органеллы эукариотической клетки. Тип питания у них как гетеротрофный так и автотрофный. Правильный ответ - 4.

4. Какое животное размножается почкованием?

1. Белая планария

2. Пресноводная гидра

3. Дождевой червь

4. Большой прудовик

Объяснение: почкование - довольно примитивный способ размножения, характерен низшим организмам, например. таким как пресноводная гидра. Правильный ответ - 2.

5. У всех простейших и беспозвоночных животных

1. Тело имеет клеточное строение

2. Клетки образуют ткани

3. Клетки и ткани образуют органы

4. Органы образуют системы органов

Объяснение: простейшие и беспозвоночные состоят из клеток, но тело простейших состоит только из одной клетки, которая выполняет все функции живого организма. Следовательно, у простейших нет ни тканей ни органов. Правильный ответ - 1.

Задания для самостоятельного решения

1. У личинок насекомых отсутствует способность к

1. Активному перемещению

2. Половому размножению

3. Самостоятельному питанию

4. Линьке и росту

Ответ: 2.

2. Тело кишечнополостных состоит из

1. Одной клетки

2. Одного слоя клеток

3. Двух слоев клеток

4. Трех слоев клеток

Ответ: 3.

3. Чешуйки на крыльях, сосущий ротовой аппарат, личинку-гусеницу имеют

1. Бабочки

2. Двукрылые

3. Перепончатокрылые

4. Жуки

Ответ: 1.

4. Лучевая симметрия тела отсутствует у

1. Медузы-корнерот

2. Белой планарии

3. Пресноводной гидры

4. Красного коралла

Ответ: 2.

5. К типу моллюсков относят животных, имеющих

1. Вытянутое цилиндрическое тело, заостренное с обоих концов

2. Тело, разделенное на сходные членики

3. Хитиновый покров

4. Мягкое нечленистое тело

Ответ: 4.

6. В каком случае поведение животных можно назвать инстинктом?

1. Пчелы несут нектар и пыльцу в ульи

2. В ответ на раздражение солью инфузория отплывает в сторону

3. Зеленая эвглена плывет в освещенное место

4. Рыбки в аквариуме подплывают к кормушке на постукивание

Ответ: 1.

7. У насекомых, в отличие от других беспозвоночных,

1. На головогруди четыре пары ног, брюшко нечленистое

2. Конечности прикрепляются к головогруди и брюшку

3. На голове две пары ветвистых усиков

4. Тело состоит из трех отделов, на груди три пары ног

Ответ: 4.

1. Лейкоцитах

2. Эритроцитах

3. Тромбоцитах

4. Лимфоцитах

Ответ: 2.

1. Опорная

2. Дыхательная

3. Половая

4. Пищеварения

Ответ: 3.

10. Почему пресноводную гидру относят к типу кишечнополостных?

1. Питается плавающими животными

2. Имеет два слоя клеток: эктодерму и энтодерму

3. Обитает в пресном водоеме

4. Отвечает на действие развдражителей

Ответ: 2.

11. Полость тела, мантию и раковину имеют

1. Кишечнополостные

2. Ракообразные

3. Моллюски

4. Членистоногие

Ответ: 3.

12. Эвглена зеленая, в отличие от других простейших,

1. Способна к фотосинтезу

2. Поглощает кислород при дыхании

3. Активно передвигается

4. Реагирует на изменения окружающей среды

Ответ: 1.

13. Кровь у дождевого червя

1. Заполняет промежутки между органами

2. Течет в кровеносных сосудах

3. Выливается в парные выделительные трубочки

4. Из полости тела попадает в кишечник

Ответ: 2.

14. Какой моллюск является промежуточным хозяином печеночного сосальщика?

1. Катушка

2. Перловица

3. Малый прудовик

4. Беззубка

Ответ: 3.

15. Первыми двустороннесимметричными трехслойными животными были

1. Моллюски

2. Кишечнополостные

3. Кольчатые черви

4. Плоские черви

Ответ: 4.

16. Кишечнополостное животное - пресноводная гидра - извлекает при дыхании кислород из воды через

1. Жабры

2. Кровеносные сосуды

3. Поверхность тела

4. Легкие

Ответ: 3.

17. Крупный рогатый скот заражается печеночным сосальщиком при

1. Повреждении покровов тела

2. Выпасе на лугах вблизи пресных водоемов

3. Подкормке высохшим сеном

4. Укусе кровососущими насекомыми

Ответ: 2.

18. Среди беспозвоночных животных только кольчатые черви имеют

1. Брюшную нервную цепочку

2. Замкнутую кровеносную систему

3. Членистое тело

4. Двустороннюю симметрию тела

Ответ: 2.

19. Какой признак позволяет отнести обыкновенную амебу к подцарству простейшие?

1. Одноклеточное строение

2. Обитание в водной среде

3. Мелкие размеры

4. Способность к передвижению

Ответ: 1.

20. Установите соответствие между признаком животного и типом, для которого он характерен

Признак животного Тип животных

А. Рост и развитие сопровождаются линькой 1. Кольчатые черви

Б. Членики тела примерно одинаковые, 2. Членистоногие

не образуют отделов

В. Отделы тела отличаются

по строению и размерам

Г. Есть кожно-мускульный мешок

Д. Дыхание с помощью трахей

Е. Покровы плотные, состоят из хитина

Ответ: 212122.

21. Установите соответствие между особенностью строения членистоногих и классом, для которого она характерна

Особенность строения Класс членистоногих

А. Отделы тела: голова, грудь, брюшко 1. Паукообразные

Б. Три пары ходильных ног 2. Насекомые

В. Наличие паутинных желез

Г. Четыре пары ходильных ног

Д. Отделы тела: головогрудь, брюшко

Е. Наличие усиков

Ответ: 221112.

22. Установите, в какой последовательности происходит развитие бычьего цепня, начиная с яйца

1. Образование взрослого цепня в кишечнике человека

2. Попадание финн вместе с недостаточно проваренным или прожаренным мясом в кишечнике человека

3. Превращение шестикрючных личинок в финны

4. Выход микроскопических шестикрючных личинок из яиц в желудке

5. Захватывание крупным рогатым скотом яиц цепня вместе с травой

6. Проникновение личинок в кровь, а затем в мышцы

Ответ: 546321.

23. Установите соответствие между признаком животного и типом, для которого этот признак характерен

Признак животного Тип

А. Тело состоит из головы, 1. Кольчатые черви

туловища и ноги 2. Моллюски

Б. Туловище образует

кожистую складку - мантию

В. Кровеносную систему замкнутого типа

Г. Полость тела разделена на

сегменты поперечными перегородками

Д. Органы выделения - почки

Ответ: 22112.

7. Хордовые животные.

Задания с решениями

1. У млекопитающих газообмен происходит в

1. Трахеях

2. Бронхах

3. Гортани

4. Легочных пузырьках

Объяснение: млекопитающие дышат легкими, которые состоят из альвеол (пузырьков, к которым подходят кровеносные сосуды). Правильный ответ - 4.

2. Сердце у птиц -

1. Четырехкамерное

2. Двухкамерное

3. Трехкамерное, с перегородкой в желудочке

4. Трехкамерное, без перегородки в желудочке

Объяснение: птицы - очень развитые животные, имеют много прогрессивных черт, таких, как четырехкамерное сердце и теплокровность. Правильный ответ - 1.

3. В процессе эволюции позвоночник впервые появился у

1. Ланцетника

2. Членистоногих

3. Земноводных

4. Рыб

Объяснение: первыми позвоночными животными являются рыбы. У ланцетника нет позвоночника. Правильный ответ - 4.

4. В процессе эволюции два предсердия в сердце впервые появились у

1. Пресмыкающихся

2. Рыб

3. Земноводных

4. Бесчерепных

Объяснение: у рыб двухкамерное сердце - одно предсердие и один желудочек, у земноводных трехкамерное сердце - два предсердия и один желудочек. Правильный ответ - 3.

5. Позвоночные с трехкамерным сердцем, легочным и кожным дыханием -

1. Земноводные

2. Хрящевые рыбы

3. Млекопитающие

4. Пресмыкающиеся

Объяснение: у земноводных трехкамерное сердце - два предсердия и один желудочек, легочное дыхание (у взрослых особей), очень тонкая кожа, через которую происходит газообмен. Правильный ответ - 1.

Задания для самостоятельного решения

1. Млечные железы млекопитающих - это видоизмененные железы

1. Потовые

2. Сальные

3. Слюнные

4. Эндокринные

Ответ: 1.

2. Какой отдел головного мозга наиболее развит у млекопитающих?

1. Передний мозг

2. Мозжечок

3. Средний мозг

4. Промежуточный мозг

Ответ: 1.

3. Какая особенность строения органов кровообращения птиц, обеспечивающая высокий уровень обмена веществ, появилась в процессе эволюции?

1. Наличие двух кругов кровообращения

2. Полное разделение артериальной и венозной крови

3. Ритмичная работа сердца и автоматия

4. Наличие клапанов между предсердиями и желудочками

Ответ: 2.

4. Змеи отличаются от ящериц

1. Наличием рогового покрова

2. Питанием живой добычей

3. Сросшимися прозрачными веками

4. Способностью прятаться в норы

Ответ: 3.

5. Сухая кожа с роговыми чешуями или щитками покрывает тело

1. Земноводных

2. Пресмыкающихся

3. Хрящевых рыб

4. Костных рыб

Ответ: 2.

6. Среди позвоночных животных наиболее сложное строение кровеносной и нервной систем имеют

1. Хрящевые и костные рыбы

2. Хвостатые и бесхвостые земноводные

3. Водные пресмыкающиеся

4. Птицы и млекопитающие

Ответ: 4.

7. Рост резцов в течение всей жизни наблюдается у

1. Ласки

2. Белки

3. Кошки

4. Крота

Ответ: 2.

8. Чем отличаются высшие млекопитающие от сумчатых?

1. Развитием шерстного покрова

2. Продолжительностью внутриутробного развития

3. Выкармливанием потомства молоком

4. Внутренним оплодотворением

Ответ: 2.

9. Змеи могут заглатывать добычу, во много раз превышающую диаметр их тела, благодаря

1. Уплощенной голове и широкой пасти

2. Небольшому количеству зубов и объемному желудку

3. Высокой подвижности челюстных костей

4. Большим размерам головы и тела

Ответ: 3.

10. Сердце головастика по строению напоминает сердце

1. Рыбы

2. Моллюска

3. Пресмыкающегося

4. Взрослого земноводного

Ответ: 1.

11. У бесчерепных животных скелет

1. Костный

2. Хрящевой

3. Состоит из хитина

4. Представлен хордой

Ответ: 4.

12. Особенность покрова пресмыкающихся - наличие

1. Однослойного эпидермиса

2. Роговых чешуй

3. Хитинового покрова

4. Кожных желез

Ответ: 2.

13. Несмотря на то, что сердце у крокодилов состоит из четырех камер, клетки их тела снабжаются кровью

1. Насыщенной кислородом

2. Венозной

3. Насыщенной углекислым газом

4. Смешанной

Ответ: 4.

14. У позвоночных животных с постоянной температурой тела и высоким уровнем обмена веществ клетки снабжаются кровью

1. Венозной

2. Смешанной

3. Артериальной

4. Насыщенной углекислым газом

Ответ: 3.

15. Внутренний скелет - главный признак

1. Позвоночных

2. Насекомых

3. Ракообразных

4. Паукообразных

Ответ: 1.

16. Какие позвоночные стали первыми настоящими наземными животными?

1. Земноводные

2. Пресмыкающиеся

3. Птицы

4. Млекопитающие

Ответ: 2.

17. Какая особенность размножения птиц отличает их от пресмыкающихся?

1. Обилие желтка в яйце

2. Откладывание яиц

3. Выкармливание потомства

4. Внутреннее оплодотворение

Ответ: 3.

18. Свойство ящериц, позволяющее им избежать схватывания хищником, -

1. Отбрасывание хвоста

2. Хорошо развитое обоняние

3. Отсутствие конечностей у безногих форм

4. Выделение шейного отдела тела

Ответ: 1.

19. В связи с выходом на сушу у земноводных

1. Половые клетки утратили запас питательных веществ

2. Между пальцами стопы сформировались перепонки

3. Тело приобрело обтекаемую форму

4. Появились подвижные веки, защищающие глаза

Ответ: 4.

20. Какой из перечисленных ниже признаков указывает на усложнение организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?

1. Увеличение поверхности газообмена в легких

2. Появление внутреннего скелета

3. Изменение строения конечностей

4. Увеличение числа отделов тела

Ответ: 1.

21. В неблагоприятные периоды года пресмыкающиеся

1. Активно отбрасывают кожу

2. Подвергаются метаморфозу

3. Впадают в оцепенение

4. Усиленно питаются

Ответ: 3.

22. Выберите один из характерных признаков типа хордовых животных

1. Нервная система в виде трубочки

2. Брюшная нервная цепочка

3. Однокамерное сердце

4. Пятипалые конечности

Ответ: 1.

23. Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен

Признак Класс животных

А. Образование цевки 1. Птицы

Б. Развитие на теле волосяного покрова 2. Млекопитающие

В. Наличие в коже потовых желез

Г. Развитие у большинства плаценты

Д. Наличие копчиковой железы

Е. Формирование воздушных мешков

Ответ: 122211.

24. У собак, кошек и других млекопитающих

1. Сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке

2. Сердце четырехкамерное

3. Артериальная кровь не смешивается с венозной

4. Артериальная и венозная кровь разделены не полностью

5. Обмен веществ происходит интенсивно

6. Зубы не дифференцированы

Ответ: 235.

25. Установите соответствие между признаком животного и классом, к которому его относят

Признак животного Класс

А. Кожа тонкая, слизистая 1. Земноводные

Б. Дышит при помощи 2. Пресмыкающиеся

легких и влажной кожи

В. Кожа сухая, органы дыхания - легкие

Г. Сердце трехкамерное с неполной

перегородкой в желудочке

Д. Сердце трехкамерное без

перегородки в желудочке

Е. Размножается в воде

Ответ: 112211.

26. Установите, в какой последовательности располагаются отделы в позвоночнике млекопитающего, начиная с шейного

1. Поясничный

2. Грудной

3. Хвостовой

4. Крестцовый

5. Шейный

Ответ: 52143.

27. По каким признакам определили принадлежность археоптерикса к классу птиц?

1. Тело покрыто перьями

2. На передних конечностях три пальца с когтями

3. На задних конечностях удлиненная кость - цевка

4. На ногах четыре пальца (три направлены вперед, один - назад)

5. На челюстях зубы

6. Грудина небольшая, без киля

Ответ: 134.

28. Установите соответствие между представителями позвоночных животных и особенностью температуры их тела

Животные Особенность температуры тела

А. Водоплавающие птицы 1. Постоянная

Б. Двоякодышащие рыбы 2. Непостоянная

В. Китообразные

Г. Хвостатые амфибии

Д. Чешуйчатые рептилии

Е. Человекообразные обезьяны

Ответ: 121221.

Автор решения: Лунькова Е. Ю.

Задания взяты из сборника задания для подготовки к ЕГЭ под редакцией Г. С. Калиновой.

Cлайд 1

Тема: Многообразие органического мира. Классификация организмов. Задачи: Дать характеристику современной классификации живых организмов. Рассмотреть характерные особенности прокариот и эукариот. Глава ХIII. Развитие жизни на Земле Пименов А.В. На дом: подготовка к зачету

Cлайд 2

Мы уже встречались с искусственной системой К.Линнея, который разделил все растения на 24 класса, а животных на 6 классов. Линней был метафизиком и считал, что виды неизменны. В его классификации наивысшей таксономической единицей был класс, который объединял отряды, отряды состояли из родов, роды объединяли виды, сходные по определенным признакам. Кроме того, К.Линней прочно закрепил в науке использование бинарной номенклатуры. Латинские названия обеспечили взаимопонимание ученых разных стран. Классификация К.Линнея Первые попытки классификации живых организмов не отражали родственных связей между различными видами, создавались искусственные системы, которые основывались на небольшом количестве определенных признаков.

Cлайд 3

Теории Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина привели к развитию исторического подхода в биологии, в том числе и в систематике. В одну систематическую категорию стали объединять на основе единства происхождения, классификация стала естественной, то есть отражающей эволюцию и родственные связи. Современная систематика основывается не только на внешнем сходстве, но и на данных молекулярной биологии (изучении ДНК, белков), сравнительной анатомии, физиологии, эмбриологии, палеонтологии, географического распространения. Естественная классификация

Cлайд 4

Империя? Надцарство? Царство? Подцарство? Тип? Класс? Отряд? Семейство? Род? Вид? Современные систематические категории

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Бактериофаги Вирусы способны поражать большинство существующих живых организмов, вызывая различные заболевания. К числу вирусных заболеваний человека относятся: ВИЧ, грипп, оспа, бешенство.

Cлайд 8

Для искусственной классификации характерно …. Естественная классификация отражает …. Вирусы относятся к империи …, царству …. Для вирусов характерно …. Вирусы вызывают заболевания …. Бактериофаги – это вирусы, название которых переводится как …. Итак:

Cлайд 9

Cлайд 10

К прокариотам относятся организмы, имеющие клеточное строение, но не имеющие ядра. Бактериальная клетка заключена в плотную, жесткую клеточную стенку. Основным компонентом клеточной стенки бактерий является полисахарид - муреин. Надцарство Прокариоты

Cлайд 11

Бактерии участвуют в круговороте веществ в природе, многие бактерии могут фиксировать атмосферный азот, благодаря этим бактериям почва обогащается азотом и повышается урожайность растений.

Cлайд 12

Cлайд 13

У высших растений появляются различные ткани и органы, высшие споровые (мохообразные и папоротникообразные) размножаются спорами, на половом поколении образуются подвижные, снабженные жгутиками гаметы.

Cлайд 14

У высших семенных растений (голосеменных и покрытосеменных) вода для размножения не нужна, после опыления и оплодотворения образуются семена. Гаметы (как правило) жгутиков не имеют. Клеточная стенка содержит целлюлозу, запасное питательное вещество - крахмал.

Cлайд 15

Царство Животные объединяет организмы с гетеротрофным типом питания, подвижных, с ограниченным ростом. Делится на подцарства Одноклеточные и Многоклеточные животные. Активное передвижение привело к появлению у большинства многоклеточных животных нервной системы и органов чувств.

Многообразие живых организмов нашей планеты обусловлено множеством факторов. Это уровни их организации: доклеточные формы жизни (вирусы и бактериофаги), доядерные организмы (прокариоты), одноклеточные эукариоты (протесты) и многоклеточные эукариоты (представители грибов, растительного и животного мира). Многообразие форм организмов определяет и среда их обитания. Они заселяют все среды — воздух, воду, почву. Различны их размеры. Вирусы и бактерии можно увидеть в электронный микроскоп, протисты, некоторые кишечнополостные, черви, членистоногие — в световой микроскоп. Гигантских размеров достигают отдельные виды растений (баобаб, секвойя) и животных (киты, жирафы). Проблема изучения огромной массы представителей органического мира при его многообразии требует систематики и разработки определенной их классификации.

Принципы систематики. Классификация живых организмов. Основные систематические категории. Вид — элементарная единица систематики.

Систематика — раздел биологии, разрабатывающий естественную классификацию организмов на основе родственных связей между отдельными группами в свете их исторического развития.

Классификация — это условная группировка совокупности предметов, явлений, индивидуумов по любому схожему признаку (или признакам) на основе их родства.

Естественные классификации должны отражать закономерный порядок в природе, взаимоотношения и взаимосвязи организмов, их происхождение, особенности внешнего и внутреннего строения, химический состав, особенности жизнедеятельности.

Карл Линней в работе «Виды растений» (1753 г.) заложил основы классификации растений, дав понятие рода и вида, а затем порядка как более крупной категории.

Организмы объединяют в систематические (таксономические) группы с учетом генеалогических связей, особенностей морфологии, способов размножения и развития.

Элементарной единицей классификации является вид. Вид — это совокупность особей, заселяющих определенную территорию (ареал), сходных по строению, имеющих общее происхождение, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

Виды со сходными признаками объединяются в роды, роды — в семейства, семейства — в порядки (отряды), порядки — в классы. Классы относятся к определенным отделе (типам), отделы — к подцарствам, подцарства — к царствам.

Например: вид — Гречиха культурная, род — Гречиха, семейство — Гречишные, порядок — Гречишноцветные, класс — Двудольные, отдел — Цветковые, подцарство — Высшие растения, царство — Растения.

Классификация К. Линнея получила название бинарной (двойной) номенклатуры . Каждое растение независимо от места встречаемости имеет постоянное название: первое родовое, второе - видовое.

Царства живых организмов

В настоящее время выделяют 5 царств живой природы : Бактерии (Дробянки); Протисты; Грибы; Растения; Животные.

Составила: учитель биологии Марушенко Е.А.

« Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов »


Цель: Углубить знания о разнообразии органического мира, познакомить с научной системой и их классификации. Показать принципы классификации живых организмов.

Задачи:

Обучающие : Рассмотреть возникновение систематики, кто был основателем, познакомиться с искусственными и естественными системами, рассмотреть клеточные и внеклеточные формы жизни, расширить знания об эукариотах и прокариотах. Р азвивающие : Р азвивать умение: логически мыслить, учить анализировать факты, образно мыслить , кратко писать конспект.

В оспитывающие – стимулировать развитие познавательного интереса к науке биологии, воспитывать умение связать теоретический материал с практикой жизни, продолжить формирование мотивации учебной деятельности; продолжить формирование представлений о положительной роли биологии в жизни.

Реактивы и оборудования: Мел, доска, учебник.

Литература:

Для учителя: 1) Беляев Д.К., Дымшиц Г.М.

2) Дымшиц Г.М., Саблина О.В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 10-11 классы. - М.: «Просвещение» 20 12 .

Для ученика: Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Биология. 10-11 класс. Базовый уровень.10-11 класс - М: «Просвещение» 2012 г – 205 с.

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Открыли дневники, записали домашнее задание §60 - 61, вопросы на странице 210 и 216 устно.

Записывают домашнее задание.

2. Актуализация знаний

Вам на дом задавалось ответить на вопросы после параграфа. Сегодня проверять не буду, как вы справились с заданием, проверю на обобщающем уроке, т.е. на следующем уроке.

3. Объяснение нового материала

Сегодня на уроке мы рассмотрим тему «
Цель урока: у глубить знания о разнообразии органического мира, познакомить с научной системой и их классификации. Показать принципы классификации живых организмов.

Запишите тему урока (тема записана на доске).

В итоге эволюционного процесса возникло разнообразие форм современных и ископаемых видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Их классификацией, т. е. группировкой по сходству и родству, занимается отрасль биологии, называемая систематикой.

Изучение разнообразия животного мира пока далеко от завершения. Находки новых видов возможны даже среды таких крупных животных, как млекопитающие. Например, в фауне России раз в 3-4 года описывается новый, неизвестный науке вид. Скажем, что вишь в середине 50-х гг. ХХ в. зоолог А. В. Иванов открыл новый тип животных – погонофор, откройте учебник на странице 208 рис. 83. По масштабам это открытие может быть сравнимо с открытием новой планеты Солнечной системы.

1.Первый вопрос, который мы рассмотрим это

возникновение систематики.

Как вы думаете кто был основоположник систематики?

Он впервые предложил классифицировать организмы на виды, роды и классы. Он впервые выделил классы млекопитающих и птиц, смело объединив обезьян н человека в один ряд приматов. Однако Линней не утверждал, что человек произошел от обезьяны, а лишь отметил их несомненное внешнее сходство.

Всю жизнь великий ученый посвятил систематизации живой и неживой природы. Основной его труд – «Система природы» в котором он описал огромное для того времени число видов ранений и животных.

Карл Линней впервые ввел в науку системы двойных латинских названий живых организмов, так называемую бинарную номенклатуру, которая позволила установить порядок в описании новых видов. Введение латыни для научных наименований живых организмов существенно облегчило общение ученых разных стран.

2.Искусственная и естественная системы.

Если нам нужно установить порядок в книгохранилище, то мы можем исходить из самых разных принципов. Можем классифицировать книги, например, по цвету обложки или формату. Подобная классификация книг искусственна, так как она не отражает главного - содержания книг.

Как вы думаете система Линнея была искусственной или натуральной?

Правильно. В основу классификации он положил сходство организмов по некоторым наиболее легко отличимым признакам.

Но эти сходные признаки не всегда означают их общее происхождение. Линнею еще не были известны очень многие научные факты, позволяющие оценить степень родства тех илы иных организмов. Объединив растения по числу тычинок, по характеру опыления, Линней в ряде случаев создам совершенно искусственные группы. Так, в класс растений с пятью тычинками он объединил морковь, лен, лебеду, колокольчики, смородину н калину. Из-за различий в числе тычинок ближайшие родственники, например брусника и черника, попали в разные классы. Зато в другом классе (однодомных растений) встретились осока, береза, дуб, ряска, крапива и ель. Однако, несмотря на эти очевидные просчеты, искусственная система Линнея сыграла огромную роль в истории биологии, так как помогала ориентироваться в огромном многообразии живых существ.

Ч. Дарвину, который показал, что причиной сходства может быть общность происхождения, т. е. родство. Со времен Дарвина систематика стала эволюционной наукой.

Нужно сказать, что система безъядерных организмов оставалась искусственной вплоть до второй половины ХХ столетия. Это объясняется тем, что в распоряжении ученых еще не было точных методов определения степени родства микроорганизмов. Применение современных методов молекулярной биологии позволило положить в основу систематики прокариот строение их геномов. Результаты оказались впечатляющими. Стало очевидным, что многие прокариоты, ранее объединявшиеся в те илы иные систематические группы, совсем не родственны друг другу. Хорошо известная ранее группа экстремофильных (как вы думаете что это значит?) прокариот оказалась настолько отличной от бактерий, что их пришлось выделить в отдельное царство - археи. Ранее включавшиеся в царство растений сине-зелёные водоросли оказались совсем не растениями, они составляют подцарство цианобактерий в царстве бактерий. Вот как выглядит упрощенная схема соподчинения систематических единиц, используемых для естественной классификации:

ПОДЦАРСТВО (одноклеточные. многоклеточные) ТИП (например, членистоногие или хордовые) КЛАСС (например, насекомые)

ОТРЯД (например, бабочки)

РОД (например, белянка)

Сейчас переходим к рассмотрению следующего параграфа классификация организмов.

3.Существует две империи природы. Как вы думаете что это за империи?

Правильно.

Подавляющее большинство ныне живущих организмом состоит из клеток. Лишь немногие наиболее просто устроенные организмы - вирусы и фаги - не имеют клеточного строения. По этому важнейшему признаку все живое делится на две империи - неклеточных (вирусы и фаги) и клеточных, или карп от (от греч. «карион» - ядро) (рис. 84).

Империя неклеточных состоит из единственного царства - вирусов.

Следующая форма жизни это клеточная форма жизни , их разделение на безъядерные и ядерные. Типичная структура клетки, свойственная большинству организмов, возникла не сразу. В клетке представителей древнейших из современных типов организмов цитоплазма и ядерный материал с ДНК еще не отделены друг от друга, отсутствуют мембранные органоиды. По наличию или отсутствию ядра клеточные организмы делят на два надцарства: безъядерные (прокариоты) н ядерные (эукариоты).

Прокариоты. К прокариотам относят наиболее просто устроенные формы клеточных организмов.

А р х е и. - безъядерные организмы, по размерам и форме клеток похожие на бактерий, к которым их раньше и относили. Однако по строению генома, аппарата белкового синтеза, клеточных мембран они очень сильно отличаются от бактерий. Большинство архей являются экстремофилами, живущими в таких условиях, в которых не могут существовать другие живые организмы, - при очень высоких температурах и давлениях около глубоководных термальных источников, в насыщенных соляных растворах, в очень кислых или очень щелочных водоемах.

Как вы думаете, источниками чего они являются?

Бактерии. Царство бактерий включает в себя подцарства цианобактерий и бактерий. Цианобактерии раньше относили к растениям и до сих пор иногда называют сине-зелеными водорослями (рис. 85). Это древнейшие организмы на Земле. Цианобактерии сыграли огромную роль в образовании почвы и современной атмосферы Земли. К ним относились и те древнейшие фотосинтезирующие одноклеточные организмы, которые, вступив в симбиоз с другими прокариотами, стали предками хлоропластов всех существующих сейчас зеленых растений.

Какую роль играют настоящие бактерии или эубактерии?

В настоящее время многие микроорганизмы используются для промышленного получения нужных человеку веществ, например лекарств. Микробиологическая промышленность стала важной отраслью производства.

Эукариоты. Все остальные организмы относят к ядерным, или эукариотам.

Сейчас вы будите рассматривать их самостоятельно.

Разделитесь на две группы, одна группа берет зеленые растения на странице 212, а вторая грибы и животные на странице 214. Выписывайте самое главное. На работу дается 7-10 минут. Посмотрим, как вы умеете составлять краткий конспект вопроса.

Приступайте.

    Актуализация знаний

Слушают.

Слушают.

Записывают тему урока.

Слушают.

Записывают: Систематика занимается классификацией, т. е. группировкой по сходству и родству, занимается отрасль биологии

Слушают.

Открывают учебник, смотрят на рисунок и слушают.

Отвечают: шведский натуралист Карл Линней.

Слушают.

Записывают: Основной его труд – «Система природы», описаны виды растений и животных.

Слушают.

Слушают.

Отвечают: Искусственной.

Записывают: В основу классификации он положил сходство организмов по некоторым наиболее легко отличимым признакам.

Слушают.

Слушают.

Записывают: Применение современных методов молекулярной биологии позволило положить в основу систематики прокариот строение их геномов.

Слушают.

Отвечают: Ж ивущих в экстремальных условиях.

Слушают.

Записывают: ИМПЕРИЯ (неклеточные и клеточные) НАДЦАРСТВО (прокариоты и эукариоты)

ЦАРСТВО (растения, животные, грибы, бактерии, археи, вирусы)

ПОДЦАРСТВО (одноклеточные. многоклеточные)

ТИП (например, членистоногие или хордовые)

КЛАСС (например, насекомые)

ОТРЯД (например, бабочки)

СЕМЕЙСТВО (например, белянки)

РОД (например, белянка)

ВИД (например, капустная белянка)

Отвечают: Неклеточные и клеточные формы жизни.

Слушают.

Записывают: Неклеточные формы жизни – это вирусы и фаги.

Слушают.

Записывают: Клеточная форма жизни.

Слушают.

Записывают: . По наличию или отсутствию ядра клеточные организмы делят на два надцарства: безъядерные (прокариоты) н ядерные (эукариоты).

Записывают: Надцарство прокариот разделяют на два царства - архей и бактерий.

Слушают

Отвечают: Некоторые архей, используя в качестве источника энергии различные органические соединения, вырабатывают метан, что не свойственно никаким другим организмам. Метанобразующие археи, входящие в состав кишечной микрофлоры не-которых животных и человека, обеспечивают своих хозяев жизненно необходимым витамином В12.

Записывают: Царство бактерий включает в себя подцарства цианобактерий и бактерий.

Слушают.

Записывают: Среди бактерий выделяют группу пурпурных протеобактерий, к которым относят прокариотических предков митохондрий.

Ответ: играют огромную роль в биологическом круговороте веществ в природе и хозяйственной жизни человека. Изготовление простокваши, ацидофилина, творога, сметаны, сыров, уксуса немыслимо без действия бактерий.

Слушают.

Записывают: Эукариоты разделяют на три царства: зеленые растения, грибы и животные.

Слушают задание.

Выполняют задание.

Приблизительный ответ группы Зеленые растения:

Зеленые растения: 1.Автотрофное питание, очень редко гетеротрофные

2.Всегда есть пластиды. Клетки имеют наружную оболочку из целлюлозы.

3.Царство растений подразделяют на три подцарства:

3.1.Настоящие водоросли -низшие растения, встречаются одноклеточные и многоклеточные.

Замечательно, что в разных типах водорослей прослеживаются переход от одноклеточности к многоклеточности, к специализации и разделению половых клеток на мужские и женские.

3.2.Красные водоросли - многоклеточные организмы. Окраска красных водорослей определяется наличием в их клетках, помимо хлорофилла, красного и синего пигментов. Отличаются от настоящих водорослей что даже мужские гаметы -спермии лишены жгутиков н неподвижны.

3.3.Высшие растения: относят группу растений, которые имеют специальную сосудистую систему, по которой транспортируются минеральные и органические вещества. Относят споровые - моховидные, папоротниковидные и семенные - голо-семенные, покрытосеменные (цветковые).

Споровые растения - первые из зеленых растений, вышедшие на сушу. Однако их подвижные, снабженные жгутиками гаметы способны передвигаться только в воде.

Переход к семенному размножению позволил растениям отойти от берегов в глубь суши.

Ответ второй группы, грибы и животные:

Грибы. Среди грибов различают разнообразные форты: хлебную плесень, плесневой грибок пенициллум, ржавчинные грибы, шляпочные грибы, трутовики. Общее: образование вегетативного тела гриба из тонких ветвящихся нитей, образующих грибницу.

К группе низших эукариот относят.лишайники. Это группа организмов, возникшая в результате симбиоза. Тело лишайника образовано грибом, в котором могут жить цианобактерии и зеленые водоросли.

Животные : 1. гетеротрофные организмы.

2.Активно добывают органические вещества, поедая те или иные, как правило, живые организмы - требует подвижности.

3. С этим и связано развитие разнообразных органов движения.

4.Имеется подвижный скелет, к которому крепится мускулатура. Так возникает наружный хитиновый скелет членистоногих, внутренний костный скелет позвоночных.

5.Клетка животных лишена плотной наружной оболочки, сохраняя лишь внутреннюю цитоплазматическую мембранную оболочку.

6. Распадается на два подцаретва: простейших (или одноклеточных) и многоклеточных животных.

4. Закрепление

Рефлексия по пройденному материалу:

1.Какая наука занимается классификацией организмов?

2. Что она делает?

3.Чем занимался всю жизнь Карл Линней?

4.Какой его основной труд?

5. Что он положил в основу классификации?

6. Приведите примеры неклеточной формы жизни.

7.Приведите примеры клеточной формы жизни.

Отвечают:

1. Систематика

2. Группирует по сходству и родству

3. Всю жизнь великий ученый посвятил систематизации живой и неживой природы.

4.Основной его труд – «Система природы».

5.В основу классификации он положил сходство организмов по некоторым наиболее легко отличимым признакам.

6. Это вирусы и фаги.

7. Прокариоты (археи и бактерии), эукариоты (Зеленые растения, грибы, животные).

5. Вывод

Сегодня на уроке мы рассмотрели тему: Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов».

Рассмотреть возникновение систематики, кто был основателем; познакомиться с искусственными и естественными системами, рассмотреть клеточные и внеклеточные формы жизни, расширить знания об эукариотах и прокариотах. Так же поработали в группах, и поучились составлять краткий конспект.

Выставление оценок.

Всем спасибо за внимание, До свидания!

Слушают:

Прощаются.

Технологическая карта урока

Предмет

Биология

Класс

11 класс

Тип урока

Урок изучения нового материала

Технология урока

Технология развития критического мышления

Тема

Многообразие органического мира. Принципы систематики

Цель

Создать условия для формирования знаний о мноогобразии органического мира и принципах систематики

Задачи

Образовательные: расширить знания о о мноогобразии органического мира и принципах систематики

Развивающие: развитие самостоятельной деятельности, усиление активации и мотивации учения, анализировать, делать выводы, развивать творческие и коммуникативные способности

Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения

Образовательные ресурсы

http: //School-collection.edu.ru

Оборудование

Мультимедиапроектор, ПК, доска

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация "Классификация живых организмов"

Урок " Развитие жизни на Земле"

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель предлагает ответить на вопросы домашнего задания:

1.Распределите живые организмы по эрам.

2. Когда появились Членистоногие?(Кембрий)

3. В каком периоде появляется семенное размножение - крупнейший ароморфоз, давший возможность продвигаться вглубь материков (каменноуг.период, карбон)

4. Когда появляется человек? (антропоген)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

2. Актуализация знаний

Личностные: самопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог

Учитель предлагает определить тему урока и цель урока.

Определяют тему урока ".

Цель: Изучить многообразие живых организмов и их классификацию

3. Проблемное объяснение нового материала

Коммуникативные

Учитель предлагает ответить на вопросы, которые подготовлены в раздаточном материале учителем. Раздел "До"

Ученики заполняют таблицу, раздел "До"

Работа в группах

Познавательные: формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

Коммуникативные : умение слушать других людей, участвовать в коллективном обсуждении

Учитель, предлагает обратиться к тексту учебника стр.207 и заполнить таблицу, поделив страницу тетради на две части: Искусственная и естественная систематика

Учащиеся изучают п.п.учебника, составляют таблицу

4. Первичное закрепление

Рефлексия: дифференцированные задания

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании

Коммуникативные : умение слушать других людей, участвовать в коллективном обсуждении

Учитель предлагает группам озвучить написанное, предоставляет слово 1 группе

Учитель предлагает вновь вернуться к тексту учебника, рассмотреть основные систематические единицы, используемые для естественной классификации

Учитель предоставляет слово 2 группе.

Учитель обращается к презентации, обобщает представленный учащимися материал.

В качестве рефлексии учитель предлагает заполнить таблицу часть "После"

Домашнее задание Параграф 60,61, ответить на вопрос № 4 для тех, кто хочет получить "5"

Учащиеся озвучивают особенности систематик Линнея и Дарвина

Учащиеся рассматривают систематические единицы, выписывают их в тетрадь.

Учащиеся заполняют часть "После"