Пролог обсуждается в форме беседы. Поэма «Кому на Руси жить хорошо И старое и новое

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

ЭПОПЕЯ - художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа

Cлайд 4

КОМПОЗИЦИЯ«календарная» «Пролог» - весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка) «Поп» - «А время уж нераннее,подходит месяц май» «Сельская ярмонка» - «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю) «Последыш» - «Петровки.Время жаркое. В разгаре сенокос»(12 июля)

Cлайд 5

«Пир на весь мир» - сенокос кончается (ранняя осень) «Крестьянка» - жатва Задуманная петербургская часть должна была происходить в зимнее время (

Cлайд 6

Подтянутая губерния Терпигорев уезд Пустопорожняя волость Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг!... Н.А.Некрасов Названия губерний, уездов,волостей, деревень говорят о бедственном положении народа

Cлайд 7

Заплатово Разутово Горелово Дырявино Знобишино Неелово (Неурожайка) село Кузьминское «Сельская ярмонка» Вахлаки «Последыш» Наготино Клин «Крестьянка» «Пир на весь мир»

Cлайд 8

1. Сколько мужиков сошлись на «столбовой дороженьке»? 2. О чём затеяли спор? 3. Какие сказочные помощники появляются в «Прологе»? Как в дальнейшем они будут помогать странникам? 4. Какой зарок дали крестьяне?

Cлайд 9

За спором мужики не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор, который перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий вопрос.

Cлайд 10

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки. Чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где найти скатерть самобранную. Теперь мужики обес- печены хлебушком, водкой, огурчиками, квасом и чаем. Да к тому же скатерть самобранная будет чинить и стирать их одежду!

Cлайд 11

Cлайд 12

Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Cлайд 13

Счастье - «покой, богатство, честь» 1.Покой: «как достаётся грамота поповскому сынку», «болящий, умирающий, рождающийся в мир не избирают времени», «Зимой, в морозы лютые, и половодье вешнее иди - куда зовут!» «Нет сердца, выносящего без некоего трепета предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль» Покой - жизнь без душевных затрат без занятий - хлопотливых, хотя и нужных другим

Cлайд 14

2.Почёт: «Кого вы называете породой жеребячьею?» «О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные, и всякую хулу?» «Мать-попадью степенную, Попову дочь безвинную, Семинариста всякого - Как чествуете вы? Кому вдогон, как мерину, Кричите: «го-го-го» Честь - желание всеобщего уважения

Cлайд 15

Богатство: в прошлом, когда господа были богаты и щедро платили за службу во время рождения, крестин, свадеб и похорон, священникам жилось хорошо. «Плодилися и множились И нам давали жить...» Теперь время не то - приношения народа попу очень скромны: «...мирские гривенки, Да пироги по праздникам, Да яйца о Святой» С такого не разбогатеешь. «...не брать, так нечем жить» Богатство - мечта о богатствах, полученных в «подарок»

Cлайд 16

Некрасовский поп вызывает симпатию. Это неглупый, незлой, ответственный человек. Труд его нелёгок и беспокоен, а вознаграждение бывает мизерным. Может ли Некрасов сочувствовать этому сословию? Возможно, в среде простого духовенства было немало честных, добросовестных, и образованных людей. Своим словом они и просвещали, и лечили

Cлайд 17

Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какова его композиционная роль в главе? Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке «лавочки с картинками и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?

Cлайд 18

В начале главы - весенний пейзаж, каким его видит крестьянин Это образ земли, лишённый жизни, - «зелени ни травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным, «как мертвец без савана», «печальна и нага». Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездолен- ности,горя.

Cлайд 19

Некрасов стремится дать читателю полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Картина 1.Богатство красок(пестро, красно кругом; рубахи всех цветов, платья красные; косы с лентами). Безудержная весёлость, жизнерадостность, царящие на ярмарке («играет солнце вешнее, хмельно, горласто, празднично») Картина 2. Глаголы: шумит, поёт, ругается, качается, валяется...- передают поведение народа на празднике; сравнения(не ветры воют буйные, не мать-земля колышется) заставляют почувствовать размах, удаль, силу молодецкую, проявляющуюся даже в гульбе.

Cлайд 20

Картина 3. Художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно») говорят о талантливости, чуткости и душевной силе народа. Картина 4. Крестьянин Вавила - Павлуша Веретенников Картина 5.Веселье переходит в ничем не сдерживаемое пьянство Вывод:Сознание народное сложное и противоречивое. Это народ - труженик, талантливый,чуткий, умный. Но и:невежественный, тёмный, смиренный, пьющий народ

Cлайд 21

Яким Нагой В деревне Босове Яким Нагой живёт, Он до смерти работает, До полусмерти пьёт! -так определяет себя сам персонаж. В поэме ему доверено выступить в защиту народа от имени народа. Живёт - с сохою возится, А смерть придёт Якимушке - Как ком земли отвалится, Что на сохе присох... ...у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле... ...шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо. В образе неразделимость человека и природы, единство труженка с землёй.

Cлайд 22

Биография Якима не совсем типична для крестьянина, богата событиями: Яким, старик убогонький, Живал когда-то в Питере, Да угодил в тюрьму: С купцом тягаться вздумалось! Как липочка ободранный, Вернулся он на родину И за соху взялся. Во время пожара большей части своего добра, поскольку первым делом бросился спасать картиночки, которые купил для своего сына: И сам не меньше мальчика Любил на них глядеть. Однако и в новом доме герой принимается за старое: покупает новые картинки. Бесчисленные невзгоды лишь укрепляют его твёрдую жизненную позицию. В главе «Пьяная ночь» Яким Нагой произносит монолог. где его убеждения сформулированы предельно отчётливо: каторжный труд, результаты которого достаются трём дольщикам(Богу, царю и господину), а подчас и вовсе уничтожаюся пожаром; бедствия, нищета – всем этим оправдываеся мужицкое пьянство.

Cлайд 23

Cлайд 24

Глава «Счастливые» Мужики не теряют надежды найти людей, которым живётся весело на Руси. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удаётся найти таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы объявить себя и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый человек, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Cлайд 25

1. Дьячок уволенный Счастье В благодушестве… Коль обогреет солнышко Да пропущу косушечку

Cлайд 26

2. Старуха старая Счастье Что у нее по осени Родилось реп до тысячи На небольшой гряде

Cлайд 27

3. Солдат с медалями Счастье В двадцати сражениях Я был, а не убит! Ходил ни сыт, ни голоден, А смерти не дался! За провинности нещадно бит, А хоть пощупай – жив!

«Культура Руси 10-15 века» - Религия. Культура и быт 10-15 век. Певческое искусство. Искусство. Храм Святой Софии. Свидетельство о развитии грамотности. Влияние иноземных культурных традиций. Как зарождалась культура Руси. Политические трудности. Развитие русской культуры. Новгородская школа живописи. Свидетельство византийского дипломата.

«Русь в 11-13 веке» - Реконструкция. Торжок.Гравюра 16 века. Типичный вид боярских хором. Золотые ворота во Владимире. Вершиной древнерусской архитектуры стали сооружения Северо-Восточной Руси. Как правило на въез-де строили Золотые ворота. 2.Архитектура.Живопись. План Киева в сер. 12 века. План урока. Храм Покрова-на-Нерли..

«Культура Волжской Булгарии» - Письменность. Астрономия. Медицина. Наука и культура Волжской Булгарии. Богословы и философы. Ученые - историки. Литература, написанная на бумаге. Наука. География. Химия. Образование. Записи арабского автора. Поэты и писатели. Ученые Волжской Булгарии.

«Архитектура на Руси» - Архитекторы Великого Новгорода стремились к строгости и лаконизму форм, простоте украшений. Москва. Московское княжество. Архитектура Древней Руси. Псков (13-15 вв). Церковь спаса на Ильине улице. 1374. Владимиро-Суздальское княжество (12 в). Стены собора богато украшены резными рельефами. Внутри собора – мозаика, фрески, резной камень, майолика.

«Быт Древней Руси» - Исследовательский проект по теме «Быт людей Древней Руси». На печи всегда красное лето. Как тысячу лет назад сеяли хлеб? Я поняла, насколько нелегкой была раньше жизнь крестьян. Все надворные постройки делились на жилые и служебные. Однако есть у дерева заклятые враги: огонь и влага. Не меньшей заботы требовал скот.

«Культура в Древней Руси» - Вся архитектура города носила облик крепости. Возрождение самобытность слияние традиций шедевры. Влияния. «Москва не сразу строилась». Даниил Чёрный и Андрей Рублёв – мастера иконописи. Домашнее задание: 1.Прочитать параграф №7, записи в тетрадях. 2.Подготовиться к проверочной работе. История России. учебник. ч.I под ред.

Всего в теме 39 презентаций

Конспект открытого урока

Предмет: литература

Класс: 10

Учитель: Фомичева Т.Ю.

Тема: Замысел поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Отражение социальных противоречий эпохи. Образы крестьян-правдоискателей.

Имя урока: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?»

Цели: Определить историческую основу поэмы, замысел автора, жанр и композицию.

Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка".

Развивать умение коллективной работы в группах над анализом текста.

Помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства, пробудить интерес к поэме.

Знать: Историческую основу поэмы.

Понятие поэма-эпопея.

Уметь: Самостоятельно анализировать текст по вопросам и опорным таблицам.

Ход урока

Презентация Слайд 1.

Слово учителя. Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.

Сегодня мы будем говорить о поэме – эпопее «Кому на Руси жить хорошо?»

Дома вы должны были найти ответ на вопрос: Что значит «поэма-эпопея»?

Образец ответа: Слайд 2-3.

ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объёма.

ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.

Какую эпоху освещает Некрасов?(Послереформенная Россия)

Слайд 4. Имя урока: « Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

Н.А.Некрасов.

Из какого произведения эта строка? (Стихотворение «Элегия»)

Вы уже знакомы с содержанием поэмы. Как вы думаете, почему именно таково имя урока?

(Передаёт основную мысль – позицию Некрасова по отношению к крестьянской реформе 1861 года.)

Что вы знаете о реформе? Запишите тезисы.

Начнем урок с исторической справки. Прослушайте и добавьте новое к уже записанным тезисам.

Историческая справка. Слайд 5.

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.

Как же воспринял Н.А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его». Итак, Н.А. Некрасов еще в день опубликования Манифеста понял, что народ обманут.

Какие тезисы отметим? ( Примерные тезисы: Слайд 6._

1861 год – отмена крепостного права;

Крестьяне получили свободу;

Земля – собственность помещиков;

Крестьяне должны были выкупить землю;

Временнообязанные – не перешедшие на выкуп, исполняли обязательные повинности;

Стоимость наделов завышена в 2-3 раза;

Массовое разорение деревни.

Сейчас вы услышали о том, как принял реформу Некрасов. Думаю, ни у кого из вас не возникает вопроса: почему появилась в его творчестве поэма-эпопея. Как же возник замысел, и как создавалось произведение?

    Замысел поэмы. Реформа 1861 года только формально лишила помещиков их былой власти, а на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых - как и во всей России - нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, - синоним представителя привилегированных классов. Не случайно в стихотворении "Размышления у парадного подъезда" звучит горькая строчка: "...но счастливые глухи к добру". Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику».

    История создания поэмы и ее композиция. Слайд 7. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.

Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата - 1865 год, которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.

Даты написания других глав: «Последыш», 1872 год; «Крестьянка», 1873 год; «Пир на весь мир», 1877 год.

Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.

Литературный критик В. В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно».

Слайд 8-9.

Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней «по календарю»: действие «Пролога» начинается весной, когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка. В главе «Поп» странники говорят: «А время уж нераннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос». В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» - жатва. События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа «к вельможному боярину, министру государеву».

Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: состоит из отдельных частей и глав, связанных мотивом дороги. Слайд 10 .

Художественное пространство. Слайд 11.

Где происходит действие? Вся Русь. Обратите внимание на названия губерний, уездов, волостей, деревень. О чем они говорят?

Названия населенных пунктов, из которых шествуют путники: Терпигореап, Пустопорожней, Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки.

Вопросы и задания для обсуждения "Пролога":

Пролог обсуждается в форме беседы .

В чем суть спора между мужиками? Как они пытаются его разрешить?

Слайд 12.

Какую клятву дают они в конце "Пролога"?

" В домишки не ворочаться... покуда не доведают... кому живется счастливо, вольготно на Руси? "). Мужики решают, что пока не выяснят, кому живется "весело, вольготно на Руси", не возвращаться домой.

Какие фольклорные мотивы появляются в "Прологе"? Слайд 13.

Фантастические элементы русских сказок : птичка-пеночка, которая просит отпустить птенчика, а взамен рассказывает, как найти скатерть-самобранку; скатерть-самобранка.

число семь : 7 мужиков.

Народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др .

Формула поисков счастливого. Слайд 14.

1.Помещик

2.Чиновник

3.Священник (поп)

4.Купец

5.Вельможа

6.Министр

7.Царь

Как вы думаете, что знаменует эта формула? Композиционный замысел или уровень народного самосознания?

Уровень народного самосознания, т.е. его ограниченность – мужики понимают счастье примитивно, сводя его к сытой жизни и богатству.

Фронтальная работа. Работа с текстом.

Вопросы и задания для обсуждения главы

1. Можно ли считать, что образ Руси постоянно сопровождает странствия мужиков, является своеобразным "героем" поэмы? Подтвердите текстом.

Совместно с учителем в ходе беседы заполняется Рабочий лист (вариант ответов)

Леса, луга поёмные, Ручьи и реки русские Весною хороши!

Деревни наши бедные, а в них крестьяне хворые..

Глава «Поп» начинается с пейзажа, образ Руси постоянно сопровождает мужиков.

В какую формулу собирает священник смутные для самих странников представления о счастье? Согласен ли он с крестьянами?

Покой, богатство, честь

Священник не согласен с крестьянами. Он отрицает данную формулу счастья

Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?

Ну, вот тебе хваленое, Поповское житьё!

Покой: «как достаётся грамота поповскому сынку», «болящий, умирающий, рождающийся в мир не избирают времени»,«Зимой, в морозы лютые, и половодье вешнее иди - куда зовут!» «Нет сердца, выносящего без некоего трепета предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль»

Почёт: «Кого вы называете породой жеребячьею?» «О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные, и всякую хулу?»«Мать-попадью степенную, Попову дочь безвинную, Семинариста всякого - Как чествуете вы? Кому вдогон, как мерину, Кричите: «го-го-го»

Богатство: в прошлом, когда господа были богаты и щедро платили за службу во время рождения, крестин, свадеб и похорон священникам жилось хорошо. «Плодилися и множились И нам давали жить...»Теперь время не то - приношения народа попу очень скромны: «...мирские гривенки, Да пироги по праздникам, Да яйца о Святой» С такого не разбогатеешь.«...не брать, так нечем жить»

Покой – жизнь без душевных затрат, без занятий хлопотливых, хотя и нужных другим.

Честь – желание всеобщего уважения.

Мечтает о богатствах, полученных в подарок.

Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

Угоды наши скудные, пески, болота, мхи…

Деваться с хлебом некуда!..продашь его за сущую безделицу…

Безрадостна, горька и тяжела жизнь крестьянина.

Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?

А если и раздобрится сыра земля-кормилица...

Путь-дорога, солнце-дедушка

Солнце красное

Да женщины печальницы, кормилицы, поилицы, рабыни, богомолицы и труженицы вечные…

Олицетворения

Сравнения

Просторечия

Безграничная боль о народе, сочувствие, понимание, забота

Священник близок к народу, сочувствует ему, поддержит в горести и в радости

Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Эпитеты

Повтор

Сказочный пейзаж

Народные приметы: пошли крутую радугу …

Фольклорные строки помогают приобщиться к внутренней жизни, душе народа.

Слайд 16-17.

Слово учителя (к выводу): во второй половине 19 века проблема духовенства была одной из самых актуальных. Не получая никакого постоянного жалования, священник жил только подношениями прихожан. Уже с поступления в духовные училища, находившиеся в крайней бедности, будущие священники испытывали моральные и физические страдания.

Анализ главы Слайд 18-19

Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки "с картинами и книгами"? Каково его отношение к народному просвещению? вопрос

цитата

вывод

Весна нужна крестьянину и ранняя и дружная, а тут – хоть волком вой!

Как грязи тут не быть…

Ох, жажда православная, куда ты велика!

Когда …дадут понять крестьянину, что розь портрет портретику, что книга книге розь?

Природные условия, не позволяющие вовремя выйти в поле.

Невежество, безграмотность.

Стр. 232

Похож на купца.

Любит народ, его песни

Стр. 233-234.

Картины выбирают поярче да подешевле, с генералами предпочтительнее.

Среди книг нет Гоголя и Белинского – «народных заступников».

Необразованность.

Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом!

Так были разутешены, так рады словно каждого он подарил рублём!

Случись, работой, хлебушком ему бы помогли…

Вставляют слово меткое, какого не придумаешь, хоть проглоти перо!

Умение веселиться, забыв о горестях и невзгодах.

Умение радоваться за других.

Мудрость, остроумие.

Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

И рад бы в рай, да дверь то где?

Всю жизнь свою ты кланялся. Замок – собачка верная…

Видимо-невидимо

поговорка

загадка

элементы сказок

Подведём итоги анализа главы. Что показал Некрасов в этих главах? Каково его отношение к русскому народу? Назовите темные и светлые стороны русской души по Некрасову. Какими средствами пользуется автор, изображая своих героев?

Выводы .

Некрасов задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении времени менялся его замысел, произведение так и осталось незавершенным.

Темные стороны – суеверие, пьянство, семейный деспотизм.

Светлые стороны – талантливость, одарённость, стремление и способность осмыслить своё положение, несогласие с существующим порядком.

Согласны ли вы с формулой счастья, сформулированной священником?

Домашнее задание. Выразите одним словом: Счастье – это …..

Рабочий лист 1.

вопрос

цитата

вывод

В какую формулу собирает священник смутные для самих странников представления о счастье? Согласен ли он с крестьянами?

Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?

Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?

Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Рабочий лист 2

Вопрос

цитата

вывод

Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?

Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?

Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?

Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

Первая глава рассказывает о встрече правдоискателей с попом. В чем же ее идейно-художественный смысл? Предполагая найти счастливого «в верхах», мужики прежде всего руководствуются мнением, что основа счастья всякого человека — «богачество», и пока им встречаются «мастеровые, нищие, / Солдаты, ямщики» да «свой брат крестьянин-лапотник», не возникает и мысли спрашивать

Как им — легко ли, трудно ли

Живется на Руси?

Ясно: «Какое счастье тут?»

И картина холодной весны с бедными всходами на полях, и печальный вид русских деревень, и фон с участием нищего, исстрадавшегося народа — все навевает странникам и читателю тревожные мысли о народной судьбе, тем подготовляя внутренне ко встрече с первым «счастливцем» — попом. Поповское счастье в представлении Луки рисуется так:

Попы живут по-княжески...

Малина — не житье!

Попова каша — с маслицем,

Попов пирог — с начинкою,

Поповы щи — с снетком!

и т.д.

И когда мужики спрашивают попа, сладка ли жизнь поповская, и когда соглашаются с попом, что обязательными условиями счастья являются «покой, богатство, честь», кажется, что исповедь поповская пойдет по пути, намеченному колоритной зарисовкой Луки. Но Некрасов придает движению основной мысли поэмы неожиданный поворот. Поп очень серьезно отнесся к вопросу крестьян. Прежде чем поведать им «правду-истину», он «потупился, задумался» и начал говорить совсем не о «каше с маслицем».

В главе «Поп» проблема счастья раскрывается в плане не только социальном («Сладка ли жизнь поповская?»), но и нравственно-психологическом («Ты как — вольготно, счастливо / Живешь, честной отец?»). Отвечая на второй вопрос, поп в своей исповеди вынужден говорить о том, в чем он видит истинное счастье человека. Повествование в связи с рассказом попа обретает высокий учительный пафос.

Мужикам-правдоискателям встретился не сановный пастырь, а обыкновенный сельский поп. Низшее сельское духовенство в 60-е годы составляло самый многочисленный слой русской интеллигенции. Как правило, сельские попы хорошо знали быт простого народа. Конечно, это низшее духовенство не было однородным: были здесь и циники, и забулдыги, и стяжатели, но были и такие, кому оказывались близки нужды мужиков, понятны их чаяния. Встречались среди сельского духовенства люди, оппозиционно настроенные по отношению к высшим церковным кругам, к гражданским властям. Не нужно забывать, что значительная часть демократической интеллигенции 60-х годов вышла из среды сельского духовенства.

Образ встреченного странниками попа не лишен своеобразного трагизма. Это тип человека, характерный для 60-х годов, эпохи исторического разлома, когда ощущение катастрофичности современной жизни либо толкало честных и мыслящих людей господствующей среды на путь борьбы, либо загоняло в тупик пессимизма и безысходности. Нарисованный Некрасовым поп — один из тех гуманных и нравственных людей, которые живут напряженной духовной жизнью, с тревогой и болью наблюдают всеобщее неблагополучие, мучительно и правдиво стремясь определить свое место в жизни. Для такого человека счастье невозможно без душевного покоя, удовлетворения собой, своей жизнью. Покоя же в жизни «доведываемого» попа нет не только потому, что

Болящий, умирающий,

Рождающийся в мир,

Не избирают времени

и поп в любое время должен идти, куда зовут. Гораздо тяжелей физической усталости моральные муки: «намается, переболит душа» смотреть на человеческие страдания, на горе нищей, осиротевшей, потерявшей кормильца семьи. С болью вспоминает поп те минуты, когда

Старуха, мать покойника,

Глядь, тянется с костлявою

Мозолистой рукой.

Душа переворотится,

Как звякнут в этой рученьке

Два медных пятака!

Рисуя перед слушателями потрясающую картину народной нищеты и страданий, поп не только отрицает возможность лично своего счастья в обстановке всенародного горя, но внушает мысль, которую, пользуясь более поздней поэтической формулой Некрасова, можно выразить словами:

Счастье умов благородных

Видеть довольство вокруг.

Поп первой главы не безразличен к народной судьбе, не безразличен он и к мнению народному. Каков же в народе попу почет?

Кого вы называете

Породой жеребячьею?

...О ком слагаете

Вы сказки балагурные

И песни непристойные,

И всякую хулу?..

Эти прямые вопросы попа странникам раскрывают встречающееся в крестьянской среде неуважительное отношение к духовному сословию. И хотя мужикам-правдоискателям неловко перед стоящим рядом попом за столь обидное для него мнение народное (странники «кряхтят, переминаются», «потупились, молчат»), они не отрицают распространенности этого мнения. Известная обоснованность враждебно-иронического отношения народа к духовенству доказывается рассказом попа об источниках поповского «богачества». Откуда оно? Взятки, подачки от помещиков, но основной источник поповского дохода — собирание последних грошей с народа («Живи с одних крестьян»). Поп понимает, что «крестьянин сам нуждается», что

С таких трудов копейками

Живиться тяжело.

Он не может забыть эти медные пятаки, звякнувшее в старушечьей руке, но даже он, честный и совестливый, берет их, эти трудовые гроши, потому что «не брать, так нечем жить». Рассказ-исповедь попа построена как суд его над жизнью того сословия, к которому он сам принадлежит, суд над жизнью своей «духовной братии», над своей собственной жизнью, ибо собирание народных грошей для него — источник вечной боли.

В результате беседы с попом мужики-правдоискатели начинают понимать, что «не хлебом единым жив человек», что для счастья мало «каши с маслицем», если она у тебя одного, что честному человеку жить захребетником — тяжко, а те, кто живет чужим трудом, кривдой, — достойны лишь осуждения и презрения. Счастье на неправде — не счастье — таков вывод странников.

Ну, вот тебе хваленое,

Поповское житье —

набрасываются они «с отборной крепкой руганью / На бедного Луку».

Сознание внутренней правоты своей жизни есть обязательное условие счастья человека — учит поэт читателя-современника.

1. Что такое счастье, в представлении мужиков?

2. Кому задают вопросы (подробности описать ответы)?

3. Почему в перечне счастливцев не оказалось бедных людей?

4. Меняют ли ходоки свои представления о счастье по ходу произведения?

5. Находят ли они счастливого? Кто это? В чем его счастье?

6. Почему поэма не закончена?

7. За кем будущее Руси, почему?

Ответы

1. У каждого из мужиков свое представление о счастье. Один считает что счастлив боярин, другой дворянин и так далее.

2. Вопросы задают встретившимся им на пути людям.

Спросили у Попа, а хорошо ли ему живется, и он сказал им, что счастье в понимании человека есть богаство и покой, но не тем не другим поп не обладает. Он бескорыстно помогает людям и постоянно страдает душой, видя убитых горем женщин и стариков.
Потом мужики заглядывают на ярмарку. Там видят старика Вавила, который не может купить своей внучке башмачки, потому что он пропил все свои деньги. Мужички понимают что трезвому на Руси жить плохо.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живет Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.

До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для нее та ночь,

когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил ее и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свекра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнется, да не ломится».

Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребенка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие ее ребенка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у нее родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: ее мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно - так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от ее счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трех лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину свое усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни - барщинную, голодную, солдатскую, соленую - и истории о крепостном времени. Одна из таких историй - про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе еще большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребенком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову - единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провел ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.

Еще одну историю - о двух великих грешниках - рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.

Мужики-странники слушают и историю еще одного грешника - Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

4. Да меняется. Мужики, после услышанной истории про Ермила Гирина, переосмыслили свое понимание о счастливом человеке. Теперь в их понимании счастливчиком являлся человек, который был предан Родине и занимался благими делами, которые ему самому нравились.

5. В конце своего пути мужики находят одного счастливца - это семинарист Гриша Добросклонов. Его счастье заключается в том, что он высоконравственный человек и видит в бескорыстном служении народу.

6. Над этой поэмой автор работал до конца своей жизни, но не закончил ее. Некрасов очень сожалел об этом. Вся поэма проникнута бесконечной любовью автора к родному народу, к родной земле. А также он ярко раскрывает перед нами целую эпоху жизни крепостных крестьян, их мысли, чувства и борьбу против угнетающего их мира помещиков и буржуазии.

7. Будущие Руси в руках тех людей, которые оценивают свое счастье не деньгами.