Развитие российского образования и науки при Петре I. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII в Духовные школы при петре 1

В эпоху Петра I в России продолжились и усилились серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России, начавшиеся еще в середине XVII в. и связанные с ее постепенным выходом из средневековой изоляции по отношению к Европе. Петр I в конце XVII – начале XVIII вв. значительно активизировал реформаторские процессы. Экономические и политические преобразования в России сразу же потребовали большого количества специально обученных людей-профессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, ученых, государственных служащих, учителей. Это, в свою очередь, потребовало проведение реформы просвещения.

На рассмотрение Петра I был представлен ряд проектов организации образования. Таким образом, в начале XVIII в. в России появились государственные школы различных типов.

Все школы создавались по указам Петра I и даже при личном его контроле.

Первой попыткой правительства Петра I создать сеть начальных школ, доступных широким народным мыслям, было открытие цифирных школ. Указами 1714 г. была введена обязательная учебная повинность для солдатских детей, детей подьячих, дьяков, также духовенства, дворян, приказных. Предполагалось, что эти школы являются подготовительным этапом для последующей профессиональной подготовки. В содержание обучения входили грамота, арифметика, начальная геометрия. Ученикам запрещалось даже жениться до тех пор, пока не выучатся цифири. Однако постепенно эти школы пришли в упадок. В 1707 г. была открыта в Москве школа математических и навигационных наук. В учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. Перед изучением этой программы учащиеся могли пройти два начальных класса («русская школа» и «цифирная школа»), где учились читать, писать и считать. Школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. В это же время в Москве открывается государственная артиллерийско-инженерная школа. Обучение в ней состояло из двух ступеней – нижней и верхней; нижняя, или «русская», учила письму, чтению, счету; верхняя – арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Первоначально в школе обучались дети из разных сословий; постепенно в ней стали учиться исключительно дворянские дети.

В 1707 г. в Москве при военном госпитале была открыта хирургическая школа – школа для подготовки врачей. В содержание обучения входили анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование; обучение велось преимущественно на латинском языке. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале.

Для обучения детей солдат и матросов в начале XVIII в. стали открываться гарнизонные и адмиралтейские школы, целью которых являлась подготовка младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей. Первая адмиралтейская школа была открыта в Петербурге в 1719 г. В 1721 г. вышел указ о создании при каждом полку гарнизонных школ.



В эпоху Петра появился еще один тип школ – горнозаводские школы, которые готовили квалифицированных рабочих и мастеров; первая из таких школ была открыта в 1716 г. на петровском заводе в Карелии. Обучались в школах дети из бедных дворянских семей; здесь же учили горному делу юношей, уже работающих на заводах, а доменному, кузнечному и якорному – воспитанников Московской школы математических и навигационных наук. В начале XVIII в. преимущественно для дворянских детей одно за другим открывались новые учебные заведения, такие как Московская инженерная школа, Петербургская инженерная школа, Петербургская артиллерийская школа и др. В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духовных школ (они получили название архиерейских) . Отличительной чертой этих школ было сочетание светской программы с религиозной. В них обучали детей чтению, письму, славянской грамоте, арифметике и геометрии. Эти школы были только начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей которые поддерживали преобразования в государстве.

В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духовных школ (они получили название архиерейских) . Отличительной чертой этих школ было сочетание светской программы с религиозной. В них обучали детей чтению, письму, славянской грамоте, арифметике и геометрии. Эти школы были только начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей необходимо отметить, что возникновение в Петровскую эпоху новых типов школ было важным этапом в организации национальной системы образования. В этот период был построен фундамент для построения школьного дела на новых началах. В учебных заведениях, созданных в начале XVIII в., обучение происходило на русском языке. Была усовершенствована русская азбука с целью облегчения усвоения учащемуся родного языка. В практике преподавателя использовались пособия зарубежных и отечественных авторов. Важно отметить, что новые учебные заведения брали на себя функции не только образования, но и воспитания.

44.Возникновение профессионального образования.

Экономические и политические преобразования в России сразу же потребовали большого количества специально обученных людей-профессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, ученых, государственных служащих, учителей. Это, в свою очередь, потребовало проведение реформы просвещения.

На рассмотрение Петра I был представлен ряд проектов организации образования. единый тип образования, характерный для допетровского времени, разделился на два направления – церковное и светское; в рамках последнего возникли различные профессиональные школы.

В начале XVIII в. в России появились государственные школы различных типов. Эти школы отличались практической направленностью и в то же время не были узкопрофессиональными В 1707 г. была открыта в Москве школа математических и навигационных наук. В учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. Школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. В это же время в Москве открывается государственная артиллерийско-инженерная школа. Обучение в ней состояло из двух ступеней – нижней и верхней; нижняя, или «русская», учила письму, чтению, счету; верхняя – арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии В 1707 г. в Москве при военном госпитале была открыта хирургическая школа – школа для подготовки врачей. В содержание обучения входили анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование; обучение велось преимущественно на латинском языке. Для обучения детей солдат и матросов в начале XVIII в. стали открываться гарнизонные и адмиралтейские школы, целью которых являлась подготовка младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей. Первая адмиралтейская школа была открыта в Петербурге в 1719 г. В 1721 г. вышел указ о создании при каждом полку гарнизонных школ.

В эпоху Петра появился еще один тип школ – горнозаводские школы, которые готовили квалифицированных рабочих и мастеров; первая из таких школ была открыта в 1716 г. на петровском заводе в Карелии. . Обучались в школах дети из бедных дворянских семей; здесь же учили горному делу юношей, уже работающих на заводах, а доменному, кузнечному и якорному – воспитанников Московской школы математических и навигационных наук.

В начале XVIII в. преимущественно для дворянских детей одно за другим открывались новые учебные заведения, такие как Московская инженерная школа, Петербургская инженерная школа, Петербургская артиллерийская школа и др.

Проблема профессиональной подготовки коснулась и государственного аппарата: стали открываться школы, где готовились канцелярские служащие.

Правительство Петра I осуществило реформы в области культуры, науки и техники. Эти реформы способствовали возвышению дворянства,т.к. все командные и государственные посты были закреплены за ними.Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительные реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, в частности издание первой газеты «Ведомости», выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук.Крупнейшим событием было открытие первых светских государственных школ.

Школа математических и навигационных наук была открыта в Москве в 1701 году. Другое, открытое в 1708 году в Германии реальное учебное заведение, называвшееся «Математическое, механическое и экономическое реальное училище», было частным, имело мало учеников (12 человек) и просуществовало всего несколько лет.Московская школа, функционировавшая в течение первой половины XVIII века, была государственной, в ней обучалось ежегодно не менее 200, а иногда до 500 учащихся.В учебный план школы входили математика, астрономия, географические сведения, геодезия, мореплавание и др. светские науки. Являясь уч. заведением широкого профиля, школа выпускала специалистов разных профессий.Сюда в принудительном порядке зачислялись дворянские дети, не желавшие учиться.

Большое количество учащихся принадлежало к «низшим» сословиям, заинтересованным в получении образования.В 1715 году морские классы школы были переведены в Петербург, где на их основе открылась Морская академия.В школе не было определенных сроков обучения. По мере усвоения одной науки учащиеся в индивидуальном порядке переходили к изучению другой и, т.о., выпускались из нее в разное время в зависимости от личных успехов, а иногда по требованию различных ведомств.По окончании этой школы ее воспитанники направлялись в разные отрасли хозяйства, управления, культуры и науки, а некоторые учителями открываемых училищ. Дворянские дети могли продолжать образование в Морской академии, в которую иногда попадали из «низшего чина» люди, отличившиеся в Московской школе своими способностями и усердием. Многие питомцы школы принимали самое активное участие в экспедициях, организуемых Академией наук для изучения России.

В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах, навигацкие школы - в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.В начале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по разработке уральской руды, которым нужны были специалисты горнорудного дела.В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева, который управлял горными заводами.

Позже при всех уральских государственных заводах были открыты арифметические школы, на некоторых - горнозаводские школы, в Екатеринбурге-Центральная школа, руководившая всеми арифметическими и горнозаводскими школами Урала. Эти школы умело сочетали общеобразовательную и специальную подготовку учащихся.В начале XVIII века была сделана попытка создать государственные общеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковным епархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии.

В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян. Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии, имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. В них обучались иногда и дети податного населения. Крепостное крестьянство было лишено возможности получать образование в государственных школах. Только редкие одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте.

В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии. При Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов.В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие иностранные ученые и русские люди

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Московский Университет имени С.Ю. Витте (МИЭМП)

Реферат

по дисциплине : История педагогики и образования

Тема : Система образования при Петре I

Выполнила: Сухорукова Ксения

Оглавление

  • 3. Морская академия
  • Заключение
  • Список литературы

1. Причины необходимости реформ в сфере образования. Начало реформ

Пока светит солнце и вертится земля, будет весенняя капель и половодье проснувшихся рек. Пока жива Россия, не умолкнут споры о Петре Великом, начатые еще его современниками. Стрельцы и петровские гвардейцы, старообрядцы и синодальные чиновники, старое боярство и новая знать - все они соответственно будут искать в Петре то "царя-анархиста", то отца отечества. Затем эти споры продолжат и углубят западники и славянофилы, "государственники" и анархисты, монархисты и социалисты. Причем каждая сторона по своему права, но права односторонне, наполовину относительно истины. Истина же в противоречивости самого царя и его реформ, неоднозначности его дела, сочетания доброго и злого, государственного блага и народного страдания. Петровское время относительно хорошо изучено русскими историками. Вряд ли есть такая тема русской истории XVIII века, освященная лучше.

К концу XVII в Россия испытывала сильную нужду в преобразованиях. Экономическая и культурная отсталость угрожала государству потерей национальной независимости. Обострение классовой борьбы, общественно-политическое движение XVII - начала XVIII в. требовали от Петра I принять меры к укреплению государственного устройства, созданию современной армии и военно-морского флота, проведению реформ в области экономики и культуры. Но Петр Великий в своем стремлении реформировать Россию столкнулся со всеобщей неграмотностью, в которой увязали его преобразовательские порывы. В допетровской России практически не существовало ни образования, ни учебных заведений, ни особой потребности в них. Патриархальная аграрная экономика не нуждалась в квалифицированных специалистах. Ремесленные навыки передавались от мастера к подмастерьям. Точно так же пополнялись и кадры управленческой бюрократии, дьяков и подьячих - их обучали грамоте и ведению дел прямо при приказных избах. Значительную роль играла и позиция русской церкви, которая не могла в полной мере обеспечить распространение образования, к тому же наблюдалась и неграмотность духовенства: многие монахи не умели ни читать, ни писать. Перед Петром I стояла трудноразрешимая задача. Создаваемые армия и флот требовали образованных офицеров, промышленность, металлургия, горное дело - соответствующих инженеров. Срочно были нужны кораблестроители, артиллеристы, горные мастера, рудознатцы, врачи наконец. И еще грамотные чиновники для государственного аппарата. Словом, возникла необходимость в высшем образовании в стране, где не было даже начального. Еще в начале своей деятельности Петр I командирует несколько групп молодежи за границу для обучения кораблестроению и мореходному делу. Первые две группы в количестве 50 человек были направлены в 1697 г. в Голландию, Англию и в Италию. В этом же году он в составе "великого посольства" сам уехал за границу учиться кораблестроению. Практика посылки молодежи за границу для обучения и усовершенствования в науках продолжалась и в последующие годы. Так, в 1716 г. было командировано для учения за границу 30 юношей, в числе которых находились В.Н. Татищев и известный своими мемуарными записками И.И. Неплюев. Они побывали в Голландии, Италии, Испании, где изучали иностранные языки, военное и морское дело, математику, обучались фехтованию и танцам. Но это дело было дорогостоящее, и таким образом можно было подготовить лишь малое число специалистов. Нанимать иностранных специалистов тоже было дело не дешевое. Поэтому основное внимание обращалось на организацию русских государственных светских школ, в которых бы готовились все нужные государству специалисты. Создавать сначала общеобразовательные школы, а затем специализированные учебные заведения у Петра не было возможности: это требовало много времени. Да и учителей не хватало. И Петр, исходя в первую очередь из сугубо утилитарных целей, пошел по пути создания того, что мы сейчас назвали бы профессионально-техническим образованием.

2. Школа математических и навигацких наук

В 1701 г. В Москве открылась школа "математических и навигацких наук", которая занималась подготовкой моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, учителей, писарей, мастеровых и т.п. Руководителем школы был Фарварсон, профессор Абердинского университета, приглашенный Петром из Англии. Вместе с ним в качестве преподавателей прибыли еще два человека. Позднее значительную роль в преподавании в Навигацкой школе играл Л.Ф. Магницкий, автор учебника "Арифметика, сиречь наука числительная." (1703). Учеников предписано было набирать "добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением". В школе изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию и математическую географию. Для подготовки к обучению в школе были открыты два начальных класса: русская школа для обучения чтению и письму и цифирная школа для преподавания элементарной арифметики. В школе обучалось не менее 200 человек, полный комплект учащихся определялся в 500 человек. Учащиеся поступали в возрасте 12-17 лет, а иногда и в 20 лет. Определенного срока обучения не было. Учащиеся получали кормовые деньги (3-5 алтын в день) …жили частью в школе, частью поблизости в наемных квартирах… По указу 1701 г. За прогульные дни ("неты") учащимся грозил очень высокий штраф: за первый день 5 руб. (очень крупная сумма по тем временам), за второй 10 руб., за каждый следующий по 15 руб. Штраф взыскивался при помощи правежа: публично били до тех пор, пока родители или товарищи не внесут денег. Если родители владели каким-либо имуществом, оно могло быть конфисковано на уплату штрафа за школьные прогулы. За побег из школы полагалась смертная казнь, родным за ходатайство об освобождении из школы их детей грозила каторга. Учиться было трудно еще и потому, что преподаватели не знали русского языка, учебники, хотя и были переведены на русский язык, были написаны так непонятно, что их невозможно было пересказать своими словами, приходилось учить наизусть. Но, несмотря на все трудности, число офицеров, выпущенных русскими школами, год от года росло и уже к 20-тым годам ХVIII в. Россия перестала приглашать иностранцев служить во флоте, ибо "своих русских офицеров довольно есть". Окончивших школу определяли во флот, направляли в артиллерию, гвардию, назначали инженерами, топографами, учителями, а также посылали учиться за границу. Важное государственное значение Школы математических и навигацких наук было особо подчеркнуто в указе Петра I 1710 г., в котором говорилось: "Школа оная не только потребна к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству.".

3. Морская академия

В 1715 г. старшие классы навигацкой школы были переведены в Петербург, и на их базе была создана Морская академия. Она функционировала на основе строгой дисциплины, как военно-учебное заведение. Петр приказал "для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат, а быть им по человеку в каждой камере для учения, и иметь хлыст в руках, а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оным бить, не смотря, какой бы он фамилии не был". В Академии занимались 300 учеников. Учащиеся изучали арифметику, геометрию, артиллерию, навигацию, фортификацию, географию, корабельное дело, рисование, танцы. С момента своего основания Морская академия планировалась как привилегированное дворянское учебное заведение. Однако в первой четверти XVIII века образование представляло интерес для немногих. Даже в Морскую академию дворянство шло неохотно. Поэтому сословный состав в ней был довольно пестрый. Морская академия, в отличие от Навигацкой школы была военным учебным заведением. Ее ученики были вооружены ружьями, несли караул, носили форменное обмундирование. В 1720 г. Петр I принял морской устав, который требовал высокой дисциплины и ответственности каждого за порученное ему дело. Одно время гардемаринам было запрещено жениться "под штрафом три года быть в каторжной работе". Затем несколько ослабили это требование: "Не позволять жениться ранее 25 лет, и чтобы было подлинное свидетельство, дабы в летах подставы и фальши не было…". Обучение в Морской академии начиналось в подготовительных классах, где учили грамоте и счету. Тех, кто успешно их заканчивал, переводили в мореходные классы. В академии, по сравнению с Навигацкой школой не только специальное, но и общее образование было существенно расширено: наряду с математическими и военными дисциплинами в ней преподавались политика, геральдика, гражданские законы, гражданская архитектура и другие "шляхетные науки", а также семь иностранных языков (по-видимому, на выбор): английский, французский, немецкий, шведский, датский, итальянский, латинский. Военная часть обучения должна была состоять, согласно адмиралтейскому регламенту из артиллерии, навигации и фортификации, обучения с мушкетами и др. На первых порах морские гвардейцы учились по тем же учебникам, что и ученики Навигацкой школы. 2 января 1721г. был издан именной указ по Адмиралтейств-коллегии о создании при Морской академии типографии. Содержание образования в Морской академии определено официальным распоряжением Петра I от 11 января 1719 г.:". учить. арифметике, геометрии, навигации, артиллерии, фортификации, географии". Математика изучалась по "Арифметике" Л.Ф. Магницкого и запискам А.Д. Фарварсона. При обучении артиллерии, фортификации, навигации использовались также переведенные на русский язык книги иностранных ученых.А.Д. Фарварсоном был написан учебник по геометрии "Эвклидовы элементы, из двенадцати Невтоновых книг выбранные." (1719), а Г.Г. Скорняков-Писарев, преподававший в Академии артиллерию и механику, составил первый русский учебник по механике - "Наука статическая, или Механика" (1722). По инициативе А.Л. Нарышкина в Морской академии было введено практическое изучение корабельной архитектуры, для чего учащиеся построили модель корабля. Для практического изучения морского дела учащиеся принимали участие в морских походах. Академия подготовила в XVIII в. много крупных специалистов флота, при ней проходили практику морские гвардейцы и геодезисты. Из воспитанников академии отбирались учителя для цифирных, адмиралтейских и гарнизонных школ. При участии Морской академии снаряжались первые географические и гидрографические экспедиции.

4. Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Хозяйственные реформы Петра Первого. Восстание Булавина

Образование будущих специалистов не исчерпывало всех потребностей российского общества. С 1701 по 1712 г. были учреждены Пушкарская (артиллерийская), Инженерная, Госпитальная (при военном госпитале) школы, работала Разноязычная школа, в которой изучались кроме латыни новые западноевропейские языки.

Пушкарская школа . В 1701 г. в Москве на новом пушечном дворе учреждается артиллерийско-инженерная школа для обучения "пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам". Руководителем этой школы был Я.В. Брюс. В 1701 - 1704 гг. в школе обучалось от 250 до 300 юношей, принадлежавших к разным сословиям и находившихся на государственном содержании.

Инженерная школа . В 1703 г. открылась Московская инженерная школа. В 1712 г. контингент ее учащихся был определен в 100-150 человек. Учащиеся сначала изучали арифметику и геометрию, для чего их нередко посылали в Школу математических и навигацких наук, а затем фортификацию

Разноязычные и частные школы . В начале XVIII в. для изучения иностранных языков были заведены государственные "разноязычные" школы и сделана попытка организации особой, так называемой "большой школы" - с преподаванием широкого круга гуманитарных общеобразовательных предметов. В царствование Петра возникло и несколько частных училищ общеобразовательного плана, таких как московская гимназия пастора Глюка (1703 год, преподавались пять-шесть языков, математика, история, география, физика, риторика, политика) или петербургская школа для сирот и бедных детей Феофана Прокоповича (1721 год, преподавались четыре языка, история, география, математика, логика, риторика, рисование, музыка). Такого рода начинания на первых порах встречали поддержку царя, в том числе и денежную, но через несколько лет она прекратилась. Петр был нацелен на немедленный результат, которого общеобразовательные гимназии не давали.

Медицинское образование . До Петра I в 1706 г. в Москве была открыта "Военная гошпиталь" для лечения нижних чинов. При ней создали Госпитальную школу, в которую царь приказал "из иностранцев и из русских из всяких чинов людей набрать для аптекарской науки 50 человек". В школе преподавали анатомию, учили делать перевязки и операции, лечить терапевтические болезни. Учащиеся изучали лекарственные растения в "аптекарском огороде" при госпитале и учились делать из них лекарства. Руководили школой голландский доктор Николай Ламбертович Бидлоо и русский врач Андрей Рыбкин. В 1712 г. Н.Л. Бидлоо докладывал Петру I о работе госпиталя и об обучении при нем первых русских врачей: "Более 1000 больных у меня оздоровели. Лучших из студентов моих рекомендовать не стыдно, ибо они не токмо имеют знание одной или другой болезни, которая на теле приключается и к чину хирурга надлежит, но и генеральное искусство о всех тех болезнях, от главы даже до ног, с подлинным и обыкновенным обучением, как их лечить,. зело поспешно научились". В 1798г. основанная Петром I Госпитальная школа была реорганизована в Московскую медико-хирургическую академию и под этим именем работает и поныне. Созданный Петром госпиталь сейчас называется Главный военный клинический госпиталь имени Н.Н. Бурденко, В нем лечат военнослужащих, а также ведут научные исследования, связанные с военной медициной. В этом госпитале лечились больные и раненые во всех войнах российские солдаты. В связи с осуществлением административных реформ была сделана попытка организовать юридическое образование. Создавались особые школы для подготовки канцелярских служащих.10 ноября 1721 г. был издан указ об учреждении школы для обучения подьячих. В 1721 г. была учреждена Петербургская артиллерийская школа.

Северная война требовала металл и порох для пушек, сукно и шелк для мундиров, лес и парусину для флота. Все это побуждало царя вплотную заняться промышленностью и торговлей. Но наследство, полученное Петром от его "тишайшего" отца, казалось, не оставляло надежд на то, чтобы в короткий срок встать на уровень с остальной Европой. Огромная страна имела население всего 13 млн. человек, т.е. в среднем 4 человека на квадратную версту. Горожане составляли 3% всего населения. Причем даже среди этого немногочисленного городского населения далеко не все занимались торговлей и ремеслом. Правда, в XVII веке мы видим начало формирования специализации отдельных областей и связанное с ним некоторое оживление торговли и рост купечества, появление первых мануфактур. Но в целом большая часть России живет в условиях натурального хозяйства. В этих условиях ликвидация технико-экономической отсталости возможна только путем государственного вмешательства сверху. Петр хотел поставить торговлю и промышленность на службу уже не личных, а государственных интересов. Понимая, что Россия обладает огромными запасами минералов, царь решает взяться за их разработку. По всей стране ездили выписанные за рубежом и русские рудознатцы. "Искали и находили то серебряные руды, то "краску марену", то каменный уголь, то селитру, торф и пр." (А.Г. Брикнер История Петра Великого Т.2). Но особенно важным в условиях северной войны был поиск железных руд. В короткие сроки на Урале создается целый металлургический комплекс. В первое десятилетие на Урале создаются и другие заводы: Каменский, Уктусский, Алпатьевский, одновременно строятся металлургические заводы на Устюжне и Белоозере. За пять лет было основано не менее 11 казенных заводов, давших столь нужный стране металл. Одновременно строятся мануфактуры в легкой промышленности. Еще в 1696-1697 в Преображенском был основан Хамовный двор для производства парусины. В 1719 г. Это уже огромное предприятие, где работало свыше 1200 человек. Одновременно с собственной промышленностью государство организовало и собственную торговлю. Это достигалось введением государственных монополий, весьма прибыльных для казны, но разорительных для народа. Отрицательно сказывались на торговле некоторые плохо продуманные административные меры. В 1713 г. Царским указом был жестко ограничен русский экспорт через Архангельск. Отныне товары должны были направляться в Петербург. Несмотря на большее географическое и климатическое удобство новый порт был совершенно не приспособлен для торговли (отсутствовали торговые склады и помещения). Более того, Петр возжелал своей волей создать не только главный порт России, но и петербургское купечество. Несколько купцов с семьями насильно были переселены в новую столицу. Насильственные переселение вообще были одним из любимых методов решения Петром экономических проблем. Для строительства Петербурга было мобилизовано 40 тысяч крестьян, этот контингент постоянно пополнялся новыми несчастными взамен умерших от тяжкого труда и малярии. Обеднение и упадок некогда богатейших купеческих фирм, разорение городов, бегство жителей - это была та высокая цена, которую заплатили русские купцы, горожане за успех Северной войны, финансируя её расходы, лишаясь своих барышей вследствие жесткой монопольной политики и различных ограничений, вошедших в практику экономической политики Петра с начала XVIII века. Не меньшие тяготы несли и русские крестьяне. Они поставляли армии рекрутов, давали подводы и лошадей, несли натуральные и денежные повинности. Не удивительно, что бегство крестьян и посадских целыми семьями стало характерной чертой Петровского времени. Некоторые из беглых становились разбойниками, многие находили приют на Дону. Игнорируя неписанный казачий закон "с Дону выдачи нет", Петр отправил туда летом сыщика, чтобы освидетельствовать и вывезти под конвоем беглых. Его отряды чинили многие насилия и вызвали сопротивление не только вчерашних крестьян, но и коренных казаков. Кондратий Булавин в ночь на 9 октября окружил с двумя сотнями человек лагерь князя и перебил всех. Однако Петр вносит некоторые коррективы в свою хозяйственную политику. В 1717 году он отказался от монополий на продажу за границей некоторых ходовых товаров. По указу 1719 года государь определил "казенным товарам быть только двум: поташу и смольчугу" Эти меры знаменовали собой новый этап торгово промышленной политики: фактически провозглашалась свобода торговли. Одновременно с частной торговлей поощрялось и частное предпринимательство. "Берг привилегия" 1719 года разрешала всем жителям не зависимо от социального статуса, отыскивать руды и основывать заводы. Найденные образцы руды надо было только предъявить в ведавшую полезными ископаемыми Бергколлегию, которая, проверив их качество, передавала заводчику месторождение. Развитием промышленности ведала Мануфактурколлегия. В 20-е годы целый ряд заводов передается в частные руки. Еще в 1702 году Невьянский металлургический завод был передан Никите Демидову, бывшему тульскому кузнецу-оружейнику. Существенную помощь предпринимателям оказывал и таможенный тариф 1724 года. Он устанавливал размер пошлин на заграничные товары в зависимости от наличия или отсутствия отечественных аналогов, чтобы стимулировать собственных производителей. К концу царствования Петра Первого внутренний рынок получил достаточно металла и страна стала экспортировать железо, год от года все больше.

реформа петр образование

5. Культура при Петре Великом

Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование совершенно новых структур чиновничье - бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. В петровское время были открыты Медицинская школа, а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. Светское образование потребовало массу новых учебников. В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П. Поликарпов, Ф. Прокопович и др. Одновременно с реформой в сфере образования бурное развитие получило развитие издательского дела. В 1708 г. Петр ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Были созданы новые типографии в Москве и др. городах. Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, была открыта государственная библиотека. Большие собрания книг принадлежали князю Д.М. Голицину, графу Б.П. Шереметеву, графу А.А. Метвееву и др. С декабря 1702 г. стало выходить первое периодическое издание - газета "Ведомости". В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии, картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей, был написан целый ряд ценных исследований по отечественной истории. По инициативе Петра в Росси было положено начало собиранию научных коллекций. В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание "раритетов" которой послужило основой для коллекций будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно морского и др. В Петровскую эпоху в градостроительстве осуществлялся переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ассамблей, в основном гражданского, а не культого назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. В эпоху Петра 1 коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобрите, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге "Юности честное зерцало". Патриархальный образ жизни постепенно уступал место "светскости" и рационализму. В 1718 г. Петр 1 издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно французских. Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

Заключение

Реформы Петра I в сфере образования были направлены, в первую очередь, на снабжение военной, экономической и политической сфер профессиональными кадрами. Экономические и политические преобразования в стране вызвали огромную потребность в специально подготовленных людях. Государственные учреждения, армия, флот, промышленность, торговля нуждались в большом числе специалистов: офицерах, моряках, артиллеристах, инженерах, врачах, государственных служащих, ученых, учителях. Ряд важных просветительных реформ удовлетворил эту потребность, дав толчок к развитию системы образования в России. По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории. Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя. Опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII в., Петр I не только развил их, но как бы "пришпорив" страну, за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень. Всего лишь за четверть века, причем века XVIII-го, отнюдь не столь стремительного, как XIX-й и уж тем более XX-ый, он превратил Россию в могущественную державу, которая по своей промышленной и военной силе не уступала самым развитым странам того времени. Петр приобщил Россию к передовым достижениям западной культуры, добился широкого выхода к Балтийскому морю, чего не могли добиться московские государи, начиная с XVIв. Из своего изолированного, захолустного положения страна не только вступила "на порог" Европы, но и стала доминировать на Востоке и Севере континента. Платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый нажим на население. И все же вряд ли можно согласиться с известным тезисом П.Н. Милюкова о том, что "ценой разорения Россия была возведена в ранг европейских держав", а уж тем более с реанимируемыми в последнее время положениями об "исторической неоправданности" действий Петра, которые де "в максимально возможной степени затормозили прогрессивное развитие России". Выше уже отмечалось, что, несмотря на огромные тяготы реформ и действительное разорение масс сельского и городского населения, промышленность и торговля при Петре I шагнули далеко вперед и даже сельское хозяйство, невзирая на кризисные явления, порожденные Северной войной, удовлетворяло в целом возросшие внутренние и экспортные потребности. Ключевым, для оценки петровских преобразований, является вопрос о том, можно ли было решать насущные проблемы с меньшими издержками, не за счет усиления крепостничества и самодержавия, а развивая капиталистические отношения? Ответ, повидимому, будет отрицательным. Объективные потребности страны в преодолении крайне неблагоприятного международного положения, в морских путях, необходимых для развития товарноденежных отношений, неизбежно подталкивали к войне, а та, в свою очередь, - к максимальной централизации власти и мобилизации всех ресурсов. Отсюда и "государственно-крепостнический" характер многих реформ и их радикализм. С точки зрения внутренних условий, российские традиции крепостничества, самодержавие (которых не было в Западной Европе), несформированность капиталистических отношений и их социальных "носителей" также делали невозможным буржуазное развитие. К тому же, не стоит забывать, что почти вся Европа, исключая Голландию и Англию, в XVIII в. отнюдь не рассталась еще с феодализмом, пусть и гораздо более мягким и предрасположенным к капиталистической эволюции, чем российский. Несмотря на всю противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства, плодотворности использования достижений Запада и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I, практически, единственный среди царей по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого.

Образование до петра 1: образование ведает низший орган гос-ва - приходская община, простая грамотность, для целого гос-ва такое образование было весьма недостаточно, сумма знаний не возвышается в течении веков: равенство, столь важное в социальном отношении, становится оковами для духовной природы человека. Образование при Петре 1: было положено начало развитию социального образования: морского, артиллерийского, инженерного, медецинского, горнозаводского. государство открывало и содержало школы. Школы находилист в ведении высших гос-х органов (коллегии).

Список литературы

1. "История России и её ближайших соседей. Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ" М.Д. Аксёнова, Аванта.

2. "Реформы российского образования" Давыдов Ю. С.

3. "Развитие военно-педагогической мысли в России в XVIII веке" Алёхин Н. А.

4. "История России с древних времен до начала XXI в." Зуев М. Н.

5. "Диалектика российского образования" Фиапшев Б. Х.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткая биография Петра I. Реформы Петра I в образовании. Открытие школы математических и навигацких наук, Морской академии, школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Ранние года, учеба и трудовая деятельность М.В. Ломоносова.

    реферат , добавлен 30.11.2015

    Прогрессивные реформы Петра I в области просвещения. Школа математических и навигацких наук. Морская академия. Школы артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих, по изучению иностранных языков. Цифирные (арифметические) школы. Учебная литература.

    контрольная работа , добавлен 11.01.2008

    Быт и нравы петровской эпохи. Система образования и ее совершенствование в I четверти XVIII века. Удовлетворение государственной потребности в управленческих кадрах как основная задача образования. Создание школы математических и навигацких наук.

    презентация , добавлен 05.04.2011

    Сближение России с Западом. Первые реформы в области образования. Открытие Навигацкой школы. Особенности обучения в школах. Открытие медицинской школы в 1706 году. Библиотека и пресса при Петре I. Гимназии, университетские курсы и академия в России.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Конец XVII - начало XVIII вв. в России - время реформ, изменивших уклад государства. Реформы, связанные с именем Петра I. Повышенное внимание государственной власти к экономическим вопросам. Развитие кораблестроения, преобразования в военной сфере.

    реферат , добавлен 03.01.2012

    Отличительные черты образования при Петре I. Реформа алфавита, упрощение его начертания. Выход первой русской печатной газеты "Ведомости" в 1702 году. Создание школы математических и навигационных наук в Москве. Архитектурные традиции, парковое искусство.

    презентация , добавлен 17.10.2010

    Причины возникновения реформ в сфере налогообложения в период царствования Петра Первого в XVIII в. Реформы косвенных и прямых налогов, финансового аппарата. Оценка налоговой реформы, ее историческое, политическое и экономическое значение для России.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2011

    Предпосылки петровских реформ. Реформы Петра I. Военная реформа. Cоциальные и экономические реформы. Административная реформа. Реформа в области культуры и быта. Церковная реформа. Итоги реформ. Преобразования Петра Великого, его роль в судьбе России.

    реферат , добавлен 22.02.2005

    Период становления отечественного математического образования. Идея ценности образования в России. Использование научно-образовательного потенциала Европы. Основание школы математико-навигацких наук. Ее преподавательский состав. Организация обучения.

    презентация , добавлен 20.09.2015

    Характеристика Российской державы на рубеже XVII-XVIII вв. Предпосылки петровских реформ. Начало модернизации России. Сущность реформы Петра I. Результаты и значение петровских преобразований. Проблема цивилизационного раскола российского общества.

Все представленные на рассмотрение Петра I проекты организации обра­зования в полной мере реализованы не были. Однако под влиянием этих проектов единый тип обра­зования, характерный для допетровского времени, разделился на два направления – церковное и светское, причем в рамках последнего возникли различные профессиональные школы. Про­фессиональная направленность новой организации образова­ния являлась его главной характеристикой. В новых учебных за­ведениях главное место занимали специальные предметы: ма­тематика, навигация, инженерия, артиллерия, медицина и т.д.

Другой важнейшей чертой образования стало преоблада­ние сословности. Внутренняя политика Петра I характеризо­валась стремлением к возвышению дворянского сословия. В итоге все создававшиеся государством средние и высшие школы предназначались в основном для детей дворян, гото­вившихся к занятию главных должностей в государственном аппарате, в армии, на флоте, для руководства промышлен­ностью и торговлей. Однако нередко в эти школы принима­ли детей и из других сословий. В целом же для различных сословий создавались свои школы. Исключение составляло лишь крестьянство, ибо крестьянский труд, как считалось, не требовал какого-либо образования. Все школы создава­лись по указам Петра I и даже при личном его контроле.

Первой попыткой петровского правительства создать в России сеть государственных начальных школ, доступных до­статочно широким народным слоям, было открытие цифир­ных школ. Они учреждались согласно указу царя от 1714 г. для детей от 10 до 15 лет с целью подготовки части народа к госу­дарственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах, верфях. Цифирные школы рассматривались также как подготовитель­ный этап для последующей профессиональной подготовки. Поэтому первоначально предполагалось, что эти школы бу­дут посещать не только дети солдатские и посадские, но и дети духовенства, дворян, приказных. В содержание обучения входили грамота, арифметика, начальная геометрия. В каче­стве учителей использовались ученики московской школы ма­тематических и навигацких наук. Однако организация и рабо­та этих учебных заведений столкнулись с трудностями, по­скольку они располагались на большом расстоянии от домов учеников. Для предупреждения побегов из школы и прогулов занятий учеников нередко содержали под караулом, приме­няли жестокие дисциплинарные меры, набирали в школу си­лой. Поскольку военная и гражданская служба дворянина с этого времени требовала первоначального обучения, своего рода прохождения учебной повинности, без которой ему зап­рещалось даже жениться, то родители изыскивали причины, по которым дети могли бы не посещать эти школы. В 1716 г. Петр I разрешил дворянским детям обучаться дома или в сто­личных школах. Вскоре была удовлетворена аналогичная просьба купцов, а возвращения церковных детей в духовные школы потребовал синод. Таким образом, цифирные школы не получили поддержки практически среди всех сословий и не могли стать базовым типом новой русской школы. Трудно­сти материального плана постепенно привели к почти повсе­местному их закрытию. Однако опыт их создания, безуслов­но, обогатил отечественную педагогическую практику.

Для обучения детей солдат и матросов в начале XVIII в. от­крывались гарнизонные и адмиралтейские школы, цель кото­рых состояла в подготовке младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей. Первая гарнизонная школа начала работу еще в 1698 г. при ар­тиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали гра­моте, счету, бомбардирскому (артиллерийскому) делу, а в 1721 г. вышел указ о создании такого рода школ при каждом полку. Первая адмиралтейская школа была открыта в Петербурге в 1719 г., затем аналогичные школы – в Ревеле и Кронштадте. Все эти новые школы назывались «русскими», так как там препода­вали чтение, письмо и счет на русском языке, в отличие от других – «разноязычных», где главным образом изучались ино­странные языки с целью подготовки переводчиков.

В это же время создавались горнозаводские школы, в ко­торых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Первая была открыта в 1716 г. на Петровском заводе в Каре­лии, куда собрали 20 детей из бедных дворянских семей и стали обучать их чтению, письму, геометрии, арифметике, артиллерии, горному делу. Здесь же учили горному делу юно­шей, уже работающих на заводах, а воспитанников Москов­ской школы математических и навигацких наук – доменно­му, кузнечному, якорному.

В 1701 г. в Москве под руководством широко образованно­го ученого-математика, астронома, географа и видного го­сударственного деятеля Якова Вилимовича Брюса (1670–1735) начала работу государственная артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чи­нов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам». Однако постепенно школу ста­ли посещать почти исключительно дворянские дети. Школа делилась на две ступени: нижняя, или «русская», учила пись­му, чтению, счету; верхняя – арифметике, геометрии, три­гонометрии, черчению, фортификации и артиллерии.

В начале XVIII в. преимущественно для дворянских детей последовательно открывались новые учебные заведения, та­кие как Московская инженерная школа (1703), Петербургс­кая инженерная школа (1719), Петербургская артиллерийс­кая шкода и др.

В 1707 г. в Москве при военном госпитале была открыта школа для подготовки врачей – хирургическая школа. В со­держание обучения входили анатомия, хирургия, фармако­логия, латынь, рисование; обучение велось преимуществен­но на латинском языке. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале. При школе имелся «ап­текарский огород», на котором учащиеся выращивали ле­карственные растения. Был свой анатомический театр.

Проблема профессиональной подготовки коснулась и го­сударственного аппарата. Для удовлетворения этой потреб­ности открывались школы, где готовились канцелярские слу­жащие (1721).

Все эти и другие новые «петровские» школы развивались, играя положительную роль в распространении грамотности и определенных профессиональных знаний и умений среди низших и высших сословий России.

Образцом для большинства из них служила Школа мате­матических и навигацких наук, открытая в Москве в поме­щении Сухаревой башни. Личным указом Петра I в 1707 г. здесь была введена жесткая система наказаний учащихся за провинности разного рода. За прогулы взимали денежные штрафы, которые пополняли школьную казну. В случае не­уплаты штрафов применялись телесные наказания; за побег из школы предусматривалась смертная казнь, за ходатайство об отсрочке от школы ученика могли отправить в ссылку. Вообще принудительный характер обучения в петровскую эпоху, когда казарма, канцелярия и школа одинаково явля­лись местом службы, подкреплялся еще и жесткой солдат­ской дисциплиной, применением к школам уголовного ко­декса. Такими варварскими методами Россия приобщалась к западноевропейской культуре. В 1715 г. школа была переведе­на в Петербург и переименована в Морскую академию.

При достаточно поспешном учреждении школ в петровс­кую эпоху организация их зачастую не была удовлетворитель­на. Часто это были, по сути, школы полурусские, так как русских учителей было мало и для преподавания приглаша­лось большое число иностранцев. Кроме того, первые про­фессиональные школы, несмотря на свою конкретную обра­зовательную задачу, выпускали «служилых людей на всякую государственную потребу», т.е. одновременно и военных и граж­данских чиновников, как, например, Навигацкая школа. От­сюда энциклопедичность образования, многопредметность, граничившая с хаотичностью: учебный курс мог включать ма­тематику, историю, географию, статистику, философию, тех­нологию, рисование и т.д. При этом сами по себе предметы были весьма обширны, в философию, например, одно время входила логика, психология, эстетика, риторика, нравоуче­ние, право естественное, право народное. Такое положение приводило к тому, что курс за недостатком времени прохо­дился не полностью, уровень образования тем самым сни­жался. Вместе с тем акцент на профессиональную подготовку в начале XVIII в. привел к тому, что государственных школ действительно общеобразовательного характера в России долго не создавалось.

Эту задачу пытались решить школы частные. Пользовав­шиеся в то время субсидиями от государства, именно они во многом послужили основой для последующего развития школьного дела в России.

Значительные преобразования произошли в петровское время и в традиционных для России духовных учебных заве­дениях, через которые еще в XVII в. в страну стало прони­кать западноевропейское образовательное влияние. Именно оно способствовало расширению целей обучения и измене­нию образовательных курсов и тем самым косвенно положи­ло начало российским просветительским реформам. Однако жесткая политика Петра I по отношению к церкви, стрем­ление полностью подчинить ее царской власти и государ­ству, желание иметь духовенство, поддерживающее преоб­разования в стране, а также появление нового, светского направления в обучении и воспитании не могли не отра­зиться на духовно-церковных учебных заведениях.

Сначала доступ в епархиальные школы и духовные семина­рии был достаточно открытым. Однако по мере возникновения светских, профессиональных школ эти учебные заведения ста­ли восприниматься как профессиональные. Кроме того, прави­тельство стало требовать, чтобы в духовные школы принима­лись лишь дети духовенства, для чего даже составлялись специ­альные списки. Наборы в школы происходили в неопределенные сроки в зависимости от количества учеников. Поступившие ис­пытывались в течение года, а затем решался вопрос об их воз­можности учиться, однако исключали крайне редко: «буде по­кажется детина непобедимой злобы, свирепый, до драки ско­рый клеветник, непокорна». Принятый ученик должен был оставаться в школе до конца учения, о чем давал письменное обязательство. В школах были распространены суровые наказа­ния, однако ученики, несмотря ни на что, часто убегали. За укрывательство беглецов из школы духовенство подвергалось денежным штрафам, лишению места и телесным наказаниям. Таким образом, постепенно устанавливался новый порядок образования духовенства: все дети этого сословия должны были учиться в духовных школах, в ином случае по указу 1708 г. их ведено было отдавать в солдаты.

В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духов­ных школ. Они получили название архиерейских, были толь­ко начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей, которые поддерживали преобразования в госу­дарстве. Такие школы были созданы в Чернигове, Тобольске, Ростове, Смоленске. Вскоре епископов обязали открывать школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. Предполагалось, что в них будут обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, арифметике и геометрии.

Наиболее значительной была деятельность Новгородской архиерейской школы. Она давала ученикам широкий курс об­разования и, по сути, являлась повышенной школой. Она была открыта в 1706 г. братьями Лихудами, которые работали в ней учителями. По примеру Московской славяно-греко-латинской академии в Новгороде изучали греческий и латинский языки. Петр I использовал эту школу для подготовки к государствен­ной службе дворянских детей. За 20 лет работы в ней было обучено большое количество православных россиян.

Новгородская школа являлась образцом при создании но­вых духовных школ и одновременно готовила учителей для них. В 20-е гг. XVIII в. под началом этой школы было открыто 15 «мень­ших школ», в которых работали ученики из Новгорода.

1. Общая характеристика

2. Цифирные школы.

3. Другие типы школ профессиональной подготовки.

4. Духовные учебные заведений

1. Все представленные на рассмотрение Петру I проекты организации образования в полной мере реализованы не были. Однако под влиянием этих проектов единый тип образования, характерный для допетровского времени, разделился на два направления - церковное и светское, причем в рамках последнего возникли различные профессиональные школы.

Главные характеристики новой организации образования:

профессиональная направленность,

преобладание сословности - внутренняя политика Петра I характеризовалась стремлением к возвышению дворянского сословия.

2. Первой попыткой петровского правительства создать в России сеть государственных начальных школ, доступных достаточно широким народным слоям, было открытие цифирных школ. Они учреждались согласно указу царя от 1714 года для детей от 10 до 15 лет с целью подготовки части народа к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах, верфях. Цифирные школы рассматривались также как подготовительный этап для последующей профессиональной подготовки.

В качестве учителей использовались ученики московской Школы математических и навигацких наук.

Цифирные школы не получили поддержки практически среди всех сословий и не могли стать базовым типом новой русской школы. Трудности материального плана постепенно привели к почти повсеместномуих закрытию. Однако опыт их создания, безусловно, обогатил отечественную педагогическую практику.

3. Для обучения детей солдат и матросов в начале XVIII века открывались гарнизонные и адмиралтейские школы, цель которых состояла в подготовке младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей. Первая гарнизонная школа начала работу еще в 1698 году при артиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали грамоте, счету, бомбардирскому (артиллерийскому) делу, а в 1721 году вышел указ о создании такого рода школ при каждом полку.

В это же время создавались горнозаводские школы, в которых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Первая была открыта в 1716 году на Петровском заводе в Карелии, куда собрали 20 детей из бедных дворянских семей и стали обучать их чтению-письму, геометрии, арифметике, артиллерии, горному делу.

В 1701 году в Москве под руководством Якова Вилимовича Брюса (1670 -173S) начала работу государственная артиллерийско-инженерная школа для обучения "пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам". Однако постепенно школу стали посещать почти исключительно дворянские дети. Школа делилась на две ступени: нижняя, или "русская", учила письму, чтению, счету; верхняя - арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии.



В начале XVIII века преимущественно для дворянских детей последовательно открывались новые учебные заведения - Московская инженерная школа (1703), Петербургская инженерная школа (1719), Петербургская артиллерийская школа и др.

В 1707 году в Москве при военном госпитале была открыта школа для подготовки врачей - Хирургическая школа. В содержание обучения входили анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование; обучение велось преимущественно на латинском языке. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале. При школе имелся "аптекарский огород", на котором учащиеся выращивали лекарственные растения. Был свой анатомический театр.

Проблема профессиональной подготовки коснулась и государственного аппарата. Для удовлетворения этой потребности открывались школы, где готовились канцелярские служащие (1721).

Образцом служила Школа математических и навигацких наук, открытая в Москве в помещении Сухаревой башни. Личным указом Петра I в 1707 году здесь была введена жесткая система наказаний учащихся за провинности разного рода. В 1715 году школа была переведена в Петербург и переименована в Морскую академию.

4. Значительные преобразования произошли в петровское время и в традиционных для России духовных учебных заведениях, через которые еще в XVII веке в страну стало проникать западноевропейское образовательное влияние.

Сначала доступ в епархиальные школы и духовные семинарии был достаточно открытым. Однако по мере возникновения светских, профессиональных школ эти учебные заведения стали восприниматься как профессиональные.

В первой четверти XVIII века была создана сеть новых духовных школ. Они получили название архиерейских, были только начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей, которые поддерживали преобразования в государстве. Такие школы были созданы в Чернигове, Тобольске, Ростове, Смоленске. Вскоре епископов обязали открывать школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. Предполагалось, что в них будут обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, арифметике и геометрии.

Наиболее значительной была деятельность Новгородской архиерейской школы.