Сценарий праздника «Птицы-наши друзья. Наши пернатые друзья Почему у нас солнце рано встаёт

Внеклассное мероприятие в начальных классах

Тема: Птицы и я – большие друзья.

Цели проведения внеклассного мероприятия :

    развитие познавательной и творческой активности учащихся

    расширение и углубление кругозора ребят;

    развитие творческих способностей;

    воспитание любви к родной природе и бережного отношения к птицам

Ход мероприятия.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ( звучит мелодия - голоса птиц)

Птицы – это песнь и полет.

Птицы – дети воздуха, покровители воздушного океана.

Птицы – дети радуги. Перо их переливается всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов, плодожорок и грызунов.

Птицы – это тайна и красота. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц.

А теперь мы с вами отправимся в прекрасный, многообразный мир птиц. Посмотрите, здесь собрались три стаи. Представьтесь, пожалуйста.

I СТАЯ (ВОРОБЬИ)

(чтение стихотворения Загрустил воробей”)

Загрустил воробей.

Загрустил воробушка в сером зипуне.
- Что же ты не весел, иль не рад зиме?
- Я тебе отвечу, мой давнишний друг,
Опустело поле, речка тихо спит,
Облетели листья с кленов и ракит.


Солнышко далекое стало слабо греть.
Мне же все не хочется никуда лететь.
Знаю, будет вьюга петь тут и кружить,
Но разлуки с Родиной мне не пережить

У меня есть дружок – воробей.
Совершенно бесстрашная птица!
Не боится больших голубей
И вообще никого не боится.
Не боится голодных котов,
Не боится высоты и вьюги….
Будь здоров, воробей, будь здоров!
Прилетай поболтать на досуге!

Сообщение о воробьях.

Я вам хочу рассказать о воробьях. Воробьи, которые живут рядом с человеком, под крышами домов – это домовые, но есть и полевые воробьи. Гнездятся полевые воробьи в старых парках, гнезда устраивают либо в дуплах, либо в куче хвороста, скворечниках и дуплянках, которые в лесу развешивают школьники. Гнездо они делают из всякого мусора, из травинок, из сена, соломы. Внутри гнезда все устлано обязательно перьями. Ярких красок в их одежде – перышках, нет: спинка коричневая, брюшко серое, на голове светло-коричневая шапочка. Их перышки всегда чистые, аккуратные и смотреть на них приятно, так как они постоянно следят за чистотой своего тела.

II СТАЯ (СНЕГИРИ)

(чтение стихотворения А. Кондратьева Огоньки – снегири.)

Откуда в дремучем лесу огоньки
Садятся на ветки, на снег, на сучки?
Что ж ветки от тех огоньков не горят?
Не тает нисколько их снежный наряд.

Пощиплют репьев и щебечут на ветках
О новых полетах, о новых разведках.
Всю зиму, весь день – от зари до зари –
Летают в лесу огоньки – снегири.

Пусть я птичка-невеличка, у меня, друзья, привычка,
Как начнутся холода – прямо с Севера сюда.
Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой ярко-красный галстук мой.

Сообщение о снегирях.

Снегири величиной чуть крупнее воробья. Красные грудки самцов зимой видны издалека. Зимой в лесу снегири едят ягоды рябины и бузины, семена ольхи, клена. Ну, а если красногрудый прилетит на поле, то полакомится семенами конского щавеля, репейника или лебеды. Прилетают снегири покормиться в сады и в парки. Сидящие на ветках снегири похожи на красные фонарики, которые украшают лес и делают его очень нарядным.

III СТАЯ (ДЯТЛЫ)

(чтение стихотворения Трудолюбивый дятел.)

Трудолюбивый дятел.

Сколько сноровки, к труду интереса
У пестрого дятла – защитника леса.
Он никогда не бывает без дела,
Строит жилища для птиц и для белок.

Лечит деревья от многих болезней,
Стук его слышен издалека.
Труд его сложный и очень полезный
Не нравится только вредным жукам. (Г. Ладонщиков)

Если в лесу захворала сосна,
Если болезнь у сосны не ясна,
Доктор к сосне прилетит на заре,
Сядет на сук, постучит по коре.
В красном берете и в белом халате
Лечит деревья заботливый дятел. (В. Кожевников)

Сообщение о дятлах.

Дятел – древесная птица. Он долбит больные деревья клювом и вытаскивает длинным языком из – под коры жуков – короедов, личинки.

Иногда под деревом навалена целая куча вышелушенных сосновых шишек. На дереве – кузница дятла. Зимой за дятлом летает стайка синиц. Они кормятся около него. Дятел не все семечки выклюет из шишки – синицы доклюют. Дятел раздолбит трухлявое дерево, и синицам жучок или личинка достанется.

Молодцы, ребята. То что вы нам рассказали о птицах- очень интересно. А сейчас мы посмотрим на сколько вы внимательны.

Игра.

Условие: хлопать в ладоши, если речь идет не о птицах.

Прилетели птицы Чибисы, чижи
Голуби, синицы Галки и стрижи
Мухи и стрижи Комары, кукушки
Прилетели птицы Прилетели птицы
Голуби, синицы Голуби, синицы
Аисты, вороны Галки и стрижи
Галки, макароны Аисты, кукушки
Прилетели птицы Даже совы – сплюшки
Голуби, синицы Лебеди, утки и спасибо шутке.

Молодцы, ребята.

Посмотрите на доску. Здесь представлена выставка ваших замечательных рисунков, на которых вы изображали птиц.

А сейчас мы посмотрим, действительно ли вы так хорошо знаете птиц?

Игра ” Живые синонимы”

Необходимо подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми (мокрый, как курица.)

Мудрый, как … (ворон)

Задиристый, как … (петух)

Вороватый, как … (сорока)

Важный, надутый, как … (индюк)

Длинноногий, как … (цапля)

Глазастый, как … (филин)

Взгляд хищный, как у … (ястреба)

Взгляд зоркий, как у … (сокола)

Нос с горбинкой, как у … (орла)

Нос приплюснутый, как у … (утки)

Шея нежная, длинная, как у … (лебедя)

Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава)

Викторина.

Для всех команд:

1. Сколько видов птиц известно человеку? (Более 8500 видов.)

2. Какая птица нашей страны самая большая? (Пеликан.)

3. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус – длина яйца 15-17см, а диаметр – 13-15см.)

4. Во сколько раз зрение орлов, ястребов, грифов острее человеческого? (В 8 раз.)

5. Какая птица может нырять глубже всех? (Императорский пингвин, на глубину 200 метров.)

6. Сколько раз в секунду во время полёта взмахивает крыльями колибри? (До 55 раз.)

7. С какой скоростью может бежать страус? (До 50 км/ч.)

8. Какова температура тела большинства птиц? (Около 41 градуса.)

9. Какая птица имеет самый большой размах крыльев? (Альбатрос, свыше 5,5 метров.)

10. В какой день года на Руси было принято выпускать на волю птиц? (7 апреля – Благовещенье.)

11. Сколько пород голубей выведено человеком? (Более 800.)

12. Какие птицы на Земле наиболее многочисленные? (Куры.)

13. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

14. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одинакова.)

15. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

16. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15см.)

17. Где синицы вьют гнёзда? (В дуплах деревьев)

Игра «Да-нет»

1. …как-то раз в желудке одного страуса нашли 4кг монет, пуговиц, гвоздей (Да.)

2. …цапля пудрится (Да.)

3. …ква-ква это лягушка (Нет, это птица из отряда аистообразных.)

4. … птица может убить крокодила (Да, бразильский ябиру.)

5. … яйцо бескрылой гагарки стоит как автомобиль (Да.)

6. …среди отряда воробьиных есть те, кто весит 1,5кг и крошки менее5 грамм (Да.)

7. …грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)

8. … попугай и ворона относятся к одному и тому же отряду птиц (Нет.)

10. …чижи обитают и в тропических лесах (Нет.)

11. …ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет.)

12. …есть птица шалашник, которая строит шалаш (Да.)

13. … журавли любят танцевать (Да.)

14. …гнездо у колибри величиной с половину грецкого ореха (Да.)

Загадки

1. Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как родная его мать! (Утёнок.)

2. Что за весенняя чёрная птица – любит за плугом ходить и кормиться? (Грач.)

3. Живёт в глуши лесной, и летом и зимой – старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)

4. Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

5. Какая птица ходит под водой? (Оляпка.)

6. Пингвин – птица или нет? (Птица.)

7. Стали братья на ходули, ищут корма по пути, на бегу ли, на ходу ли – им с ходулей не сойти. (Журавли.)

8. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.)

9. Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь.)

10. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

11. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

12. Прилёт каких птиц означает начало весны? (Грачей.)

Ведущий: Кто ещё не разобрал дома новогоднюю ёлку и оставил её до 1 мая? (Слово уходящему игроку.)

Угадай птицу

1. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан.)

2. Кто умеет точно находить дорогу домой? (Голубь.)

3. Кого называют «крылатыми крысами»? (Вороны.)

4. По повадкам какой домашней птицы можно определить погоду? (Гусь.)

5. Какая хищная птица гнездится на скалах? (Орёл.)

6. Кто из птиц с древних времён служит символом красоты и нежности? (Лебедь.)

7. Кто селится на крышах домов и, по приданию, приносит счастье? (Аист.)

8. Кто подражает человеческой речи? (Попугай.)

9. Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой? (Пингвин.)

10. У какой птицы длинная шея? (Журавль.)

11. Какая птица является символом мудрости? (Сова.)

12. Какая птица по дереву клювом весь день стучит? (Дятел.)

Беседа” забота о птицах”

Зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить и не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Нужно поддерживать птиц.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Сколько гибнет их - не счесть!

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Мы для праздника птиц
Для скворцов, для синиц
Не один приготовили домик
Всякой птице на вкус
Приспособить берусь
Теремок, что и буря не сломит.

Вы сделали дома замечательные кормушки. После классного часа мы наполним кормушки кормом и, когда пойдем на прогулку,развесим их по территории нашей школы. Каждый день будем их проверять и самое главное – пополнять. Мы с вами будем заботиться о птицах. Ведь ПТИЦЫ-НАШИ ДРУЗЬЯ!

Приход весны чувствуют все живые существа, но особенно птицы. На проталинках и на припёках пробивается несмелая травка, горделиво расхаживают чёрно-сизые грачи и кричат от радости, что дома ничего не изменилось.

Над полями уже звенят еле заметные в небе жаворонки, а в лесах зяблики, пеночки голос пробуют. Скоро-скоро кукушка примется года отсчитывать - и листочки проклюнутся, и главный солист соловей прилетит и спрячется в густом раю белой пахучей черёмухи.

Что ни день, то новые перелётные птицы! И свои, оседлые, из леса возвращаются. Весну Николай Сладков называл «птичьей» не случайно. Он сочинил проникновенный гимн птицам, составил «атлас птиц», приносящих на своих крыльях из далёких тёплых стран весну-красну. Большой знаток птичьего пения, писатель-натуралист подмечал все тонкости между мастерами большими и не очень. Мало ли кому захочется петь!

Освоились гости, обжились, пора и домиком заняться. «А где они, дома птичьи? Скво­речники, синичники, совятники, гоголятники, галочники? Домики для трясогузок, мухоловок, пищух?.. Есть, есть и скворечни­ки и синичники. Но маловато! И надо бы скорее ещё сколотить и развесить, пока не поздно. На радость себе и на пользу птицам!» Этим делом можно увлечься так же серьёзно, как и герои рассказа Михаила Алексеева «Как мы встречали скворцов» - Миша и Ваня.

Н. Сладков

Птицы

Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океа­на. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.

Птицы - дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета.

Птицы - вестники радости. Каждый год они при­носят нам на крыльях весну.

Птицы - верные наши помощники, защитники на­ших лесов и полей, садов и огородов.

Птицы - это тайна и красота. Птицы - друзья на­шего детства.

О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки, без птиц нам не обойтись. Невозмож­но даже представить нашу Землю без птиц!

Вот что такое птицы.

Птицы весну принесли

Зарянки в лесу появились - и первые ручейки в лесу зажурчали. Зарянки на деревьях звенят, а ручейки под деревья­ми.

Кукушки прилетели, закуковали - леса тёплой зелёной дымкой окутались. Это на кустах и деревьях весенние почки лопнули, зелёные листики показались.

Дикие утки с юга вернулись - первые полыньи на реках и озёрах открылись, заплескались в них живая вода.

Журавли явились, затрубили под облаками, а внизу для них все болота оттаяли, клюква подснежная показалась.

Соловьи с юга вернулись, засвистели, застукотали - везде черёмуха зацвела, духом черёмуховым потянуло.

Ласточки прилетели, замелькали, защебетали - цветы первые доцвели, над цветами бабочки запорхали.

Весна пришла, весна на дворе!

Так вот весна и делается: каждый понемножку, каждый что может, каждый своё.

Весничка

Весничку, как и весну, всю зиму ждёшь с нетерпе­нием: скорей бы весенняя зелёная дымка, золотые иво­вые барашки и пичужка росточком с берёзовый лист, с милой весенней песенкой.

Песенка веснички хоть и звучная, но чуточку груст­ная. Это не ядрёные выкрики зяблика-драчуна, не хо­лодные хлёсткие посвисты соловья-зазнайки. В песне веснички весеннее журчание ручьёв и негромкие пос­висты тёплого ветра.

Встретишь весной весничку, обрадуешься и... скоро перестанешь её замечать! Вернее, и видишь и слышишь её, но она уже не так привлекает внимание, птицы бо­лее яркие и голосистые отвлекают тебя. Но потом, к осени, очень жалеешь, что отвлекался, не нагляделся на весничку досыта, не наслушался её песен в запас. И те­бе уже не хватает её, и ты начинаешь скучать, и снова ждёшь и торопишь весну.

И снова весна, и дымка берёз, и весничка. И первая песня её, свитая из журчания ручьёв и посвистов ветра. И снова скоро она теряется в торопливой череде весен­них событий. И снова жалеешь потом, что не насмотрел­ся и не наслушался на всю зиму.

И снова ждёшь...

Трясогузка

Та самая, что гузкой трясёт, покачивает длинным хвостиком. Стройная, быстрая, ловкая! По кромке воды или по коньку крыши так быстро бегает, что и ножек её не видно! Словно на велосипедике катит. Ещё на бегу и выпады клювиком вправо и влево - как рапирой. Раз, два - и мухи нет!

Поёт трясогузка незамысловато, но ранней весной и такой песне рад. А прилетает она к нам, как только жи­вая вода пробьётся. Даже примета есть: трясогузка прилетела - ледохода жди. Она, мол, длинным хвостом лёд на реке разбивает!

Трясогузка и впрямь всегда у воды. И если уж не у озера или речки, то хотя бы у лужи. У воды ей и стол и дом.

А ещё трясогузки любят... деревенское стадо!

У лошадей и коров под копытами путаются, на ло­шадиных и коровьих спинах катаются. Не баловства ради, а ради слепней, комаров и мух. И все довольны коровы и трясогузки. И пастухи: спокойные коровы больше молока приносят. А лошади не брыкаются.

Синички-арифметички

Весной звонче всех белощёкие синички поют: колокольчиками звенят. На разный лад и манер. У одних так и слышится: «Дважды-два, дважды-два, дважды-два!» А другие бойко высвистывают: «Четыре-четыре-четыре!»

С утра до вечера зубрят синички таблицу умножения.

Дважды-два, дважды-два, дважды-два! - вы­крикивают одни.

Четыре-четыре-четыре! - весело отвечают дру­гие.

Синички-арифметички.

Все хотят петь

Жабы поют, совы бубнят. Шмель гудит басом. Про птиц и говорить нечего! От зари до зари поют, иные и ночью.

Скворцу своей песни мало, так он чужие перепевает. Сидит на берёзе, блестящий и чёрный, словно в деготь окунутый, разводит крылышками и щёл­кает клювом, как парикмахер ножницами.

То белобровиком просвистит, то вертишейкой проскочит, то уточкой крякнет. И петухом, и гусаком, и барашком. Иволгой, пеночкой, сорокой! На разные голоса: и за себя, и за всех.

Пять тетеревей

Прилетел в зорьку на обочину тетеревиного тока рябчик и завёл свою песенку:

Я пересчитал: шесть косачей на току! Пять в стороне на снегу, а шестой рядом с шалашкой, на седой кочке сидит.

А рябчик своё:

Пя-ять, пя-ять, пять тетеревей!

Шесть! - говорю я.

Пя-ять, пя-ять, пять тетеревей!

Ближний - шестой - услышал, испугался и улетел.

Пя-ять, пя-ять, пять тетеревей! - свистит рябчик.

Я молчу. Сам вижу, что пять. Улетел шестой. А рябчик не унимается:

Пя-ять, пя-ять, пять тетеревей!

Я же не спорю! - говорю я. - Пять так пять!

Пя-ять, пя-ять, пять тетеревей! - рябчик свистит.

Без тебя вижу! - рявкнул я. - Небось не слепой!

Как залопочут, как замельтешат белые крылья - и ни одного тетерева не осталось! И рябчик улетел с ними.

Ночная кукушка

Ночная кукушка дневную перекукует. Днём все ей мешают, а ночью она одна. Ночь весенняя тёплая. Глухо вода бормочет, глухо урчат лягушки. Свет мутной луны с трудом делит темноту на небо и землю. И над приглушённо бормочущей тишиной разносится печальное и далёкое кукование, словно бьют невидимым молоточком по сияющим шляпкам звёзд.

Любо петь в ночной тишине. Все тебя слушают и догадываются: скоро и их черёд.

Ночная кукушка как запевала. Всех будит до солнца. Проснутся и залетают над болотцем, скрипя крыльями, хохлатые чибисы.

Уныло засвистят на седых кочках длинноносые кулики-кроншнепы: «Ку-ли-ик! Ку-ли-и-ик!»

Закудахтают в тёмной чапыге дрозды-рябинники.

Журавли протрубят в гулкие трубы. Зяблик пропоёт бойко, с трескучим росчерком, словно горлыш­ко прополощет.

А там, глядишь, и солнце взойдёт.

Но это потом. А пока тишина, и кукует ночная кукушка. Бьёт и бьёт невидимый молоточек по звон­ким звёздам: «Ку-ку-у, ку-ку-у, ку-ку-у!»

Если хочешь долго, жить - поторопись в лес года считать. Вот уж накукует тебе ночная кукушка! На две жизни хватит. Ещё и останется!

А. Тумбасов

Мой дом

Повсюду галочье беспокойство, воробьиная суета, грачиная деловитость, скворчиная поспешность – птицы обзавелись семьями.

«Трюи, лели-люль!» - не унимается какая-то птаха, укрывшаяся в кустах.

А песня её, как и у всякой птицы: «Здесь занято – здесь мой дом!»

М. Алексеев

Как мы встречали скворцов

Жавороночья пора проходила, и на смену ей являлась не менее волную­щая: со дня на день должны были при­лететь скворцы. Эти озорные, весёлые пересмешники-пародисты, объявившись, надолго останутся с нами как бы в награду за то, что мы, люди, избав­ляем их от больших забот-хлопот по сооружению гнездовий, строим для них домики, один краше и замысловатее, затейливее другого.

Я, например, с ползимы начинал одолевать своего дедуш­ку Михайлу, чтобы он, великолепный мастер строить скворечники, поскорее приступал к делу.

Дедушка каждую весну обновлял скворечные жилища, старые домики отправлялись либо на топку, либо на ящики для помидоров будущего уро­жая.

Па изготовление одного скворечника у старика уходило несколько дней и даже ночей, поскольку конструкция бы­ла весьма сложной: скворечник снаб­жался крылечком с железной крышей над ним, с какими-то изразцами по кра­ям и ещё чем-то, настолько уж хитро­умным, что и не назовёшь, что бы это было такое. При входе на крыльцо дед встраивал ограждение из тонкой прово­локи: оно свободно впускало в дом его законного хозяина, то есть скворца, но не позволяло проникнуть туда пернатым, вороне или сороке, да и кошке тоже.

Над крышей самого домика маячила красивая, вся в согревающих глаз придумках маленькая кружевная труба.

Мне нравились такие скворечники, и я канючил у деда:

Деда Миша, скворцы прилетели.

Правда? А не спутал ли ты, тёзка, их с воробушками?

Не, не спутал. Ванька сказывал. Он видал на хуторе.

Врунишка твой Ванька. Скворцы так рано не прилетают.

Почему? - спрашивал я. - На улице-то тепло.

Он скоро растает.

Вот тогда и прилетят твои сквор­цы, Мишанька, - и дед раскрывал пе­редо мной свою неписаную азбуку природы. - Прилети они сейчас, помрут от голоду. Скворцы чем питаются?

Червяками.

Правильно. А где живут червяки?

В земле.

И опять верно. А где она сейчас, земля?

Под снегом.

Под снегом, стало быть, и хоро­нятся червячки и разные букашки. Убе­рётся снежок с полей, объявятся на огородах большие проталины, выпол­зут погреться на солнышке малые божьи твари - скворец тут как тут. Цап-ца­рап их длинным своим клювом - и сыт, и нос в табаке...

Разве скворцы табак клюют? - удивлялся я.

Не клюют, конечно. Они не такие дураки, как твой отец или дядя Петруха. Просто поговорка есть такая: «Сыт, пьян, и нос в табаке». Придумана она, Мишанька, для непутёвых мужиков. Надеюсь, ты не будешь таким?

Не буду, - заявлял я решительно, потому что успел в достаточной степени наглядеться на своего родителя, когда тот был и сыт, и пьян не в меру, и таба­чищем от него разило за версту, и когда он был не только противен внешне, но и опасен, потому что лез на всех с кула­ками.

И не надо, Мишанька, - удовлет­ворённо говорил дед и, успокоенный, возвращался к скворцам:

Дней через десять, не раньше, твои крикливые го­сти пожалуют. А к тому времени я тебе сколочу не один скворечник, а сразу два и сам принесу к вам. Один поставим во дворе, а другой на улице, под ок­ном, чтобы ты мог слушать песенника прямо на дому.

Вот здорово! - восклицал я и, подпрыгнув, повисал на дедушкиной шее, обхватив её своими тонкими, но крепенькими ручонками. Неловко ты­кался и его бороду: мне хотелось рас­целовать человека, который после моей матери был для меня, пожалуй, самым дорогим и близким.

К прилёту скворцов почти во всех дворах, на шестах, увенчанных ветви­стыми сучьями, или на ветлах, растущих перед домом, золотились новенькие, не­крашеные (краску эта избалованная птица не любит, мы это знали) домики для них, радуя расцветающие наши ребячьи души.

Каждому хотелось, чтобы именно на его подворье объявился первый скворец, чтобы потом можно было заявить об этом во всёуслышанье.

Зная, что прилетает он рано поутру, я просыпался до восхода солнца и, за­кутавшись во что попало, выходил во двор, усаживался на пеньке и не отры­вал глаз от скворечника часами, ёжил­ся при этом от утреннего морозца, чаше орудовал рукавом шубейки под своим всё более увлажняющимся носом, но терпел, не уходил в избу: вдруг, думал, прилетит, а я и не увижу.

Терпение моё в конце концов возна­граждалось. Правда, я не улавливал самого мига, в какой птица объявля­лась, и обнаруживал её лишь тогда, когда она уже высовывала свой длин­ный клюв из домика и издавала звон­кий, предупреждающий всех и вся свист: вот он, мол, я, прилетел!

Прежде чем вспорхнуть на ветку и уже оттуда сообщить эту новость всему белу свету, скворец раз десять кряду нырнёт в своё новое жилище, исследует его со всей возможной тщательностью. Ведь не кому-нибудь ещё, а ему прихо­дилось принять ответственное решение: годится ли домик для того, чтобы в нём жить и выводить потомство?

Самец первым и прилетает к местам гнездовья. Найдя новое жилище впол­не подходящим, он сперва взлетит на его крышу, помашет там часто-часто своими крыльями, посеребрёнными снизу под цвет брюшка, затем переберётся на самую высокую ветку и там уж даст полную волю своему редкому дарова­нию петь и под соловья, и под воробыш­ка, и под горлицу, и под грача, и даже под гортанного долгожителя - чёрного ворона. Целая капелла в одном малю­сеньком горле - это ли не диво, это ли не чудо?! И где только, когда и как под­слушал он на коротком своём веку все эти разнозвучные птичьи голоса. И если бы только птичьи скворец вам изо­бразит и кошачье мяуканье, и коровий мык, и блеяние овцы, и промекекекает по-козлячьи. Он всяко может, скворец!

Воспетый поэтами всех времён и на­родов соловей не сможет исполнить и сотую часть этих песен, а мы не устаём хвалить его и восхищаться его голосом. Понимаем, что у соловья хоть и одна песня, но она соловьиная. У скворца вроде бы нету своей собственной песни, но собрать в одно целое великое мно­жество песен и превратить их в нечто единое и неповторимое умеет лишь скво­рец, и никто другой, разве этого ма­ло?! Не потому ли ждём мы его прилёта с не меньшей (если не большей) радо­стью, чем соловья?! Близок он нашему сердцу ещё и потому, что не прячется от нас в тёмных зарослях где-то там за рекой, а заливается, радуется возмож­ности жить, петь и творить прямо на наших глазах, ничего не скрывая - ни своих песен, ни своих любовных сцен, ни своих больших семейных забот, явив­шихся следствием этой любви...

Вань... Ванька! Скворцы приле­тели!..

Подумаешь - у нас тоже! - мгновенно парировал мой приятель. - Ещё вчерась!

Поди, врёшь? - несколько огоро­шенный, спрашивал я.

Ей-богу! Вот те крест! Но, видя, что этого слишком мало, чтобы я пове­рил, Ванька тут же добавлял:

Чест­ное пионерское!..

Мать Ванькина, как и всякая мать, не любила, когда дети её лгут, говорят не­правду, сокрушённо вздыхала и, грозя сыну ухватом, говорила с горьким уп­рёком:

Врёшь ведь, шельма. Ты и во двор-то не выходил ни вчерась, ни нынче.

Я слыхал, мам.

Ничего ты не слыхал. Матери-то хотя бы не врал! А ещё пионером называешься. Эх ты!

Можа, и вправду слыхал, тёть Ве­ра! - вступался я за своего дружка.

Ах, да ну вас совсем! - И Ваньки­на мать демонстративно уходила к печ­ке, гремя там ухватами и кочергой.

Мы выбегали во двор, взбирались на завалинку и, задравши головы, ждали появления Ванькиных скворцов. В душе мне было жалко своего товарища, вынужденного из самолюбия лгать, и я наблюдал за его скворечником с не меньшим, чем он, нетерпением. И когда птица с лёта, без всяких предостереже­ний, нырнула в новый и потому незна­комый ещё для неё домик, закричал первым и громче Ванькиного:

Прилетел! Прилетел!.. Вань, ви­дал?.. Приле-те-э-э-л!

Да не ори ты так, Миш! - Ванька придерживал меня за рукав, будто я собирался взлететь на ветлу, где крепился скворечник. - Спугнёшь ещё!

Я видел, что Ванькины глаза красне­ли, и крепко прижимал товарища к себе. И было нам обоим так-то уж хорошо, что и не передать словами.

Н. Устинович

Весенняя почта

Это случилось как-то неожиданно, и потому было особенно радостно. Утром, ещё лёжа в постели, слышит дед Назар: поёт во дворе скворец. Да как поёт! То защебечет, то засвистит, то соловьиной трелью зальётся...

Вышел дед на крыльцо, вздохнул полной грудью: воздух чистый, свежий. Крепко ещё подмораживает, но всё равно - весна!

Долго заливался скворец, потом улетел куда-то. А к вечеру вернулся не один - с подругой. И тут началась война. За зиму скворечню воробьи заняли, прочно там обосновались. Не пускают хозяев домой!

Много было шума у скворечни. Кончилось тем, что воробьи отступили. Обиженно чирикая, скрылись под стрехами.

Посочувствовал дед воробьям, да что поделаешь... Не занимай чужую квартиру!

Прошло сколько-то времени с того дня, и дед совсем забыл о птичьей войне. Мало ли других, более важных дел, о которых надо помнить...

Сидит раз дед на лавочке, греется на солнышке. Видит: почтальон идёт с полной сумкой. Как шёл по улице, так и прошёл, а в переулок, где жил Назар, даже не заглянул.

«Что-то долго нет письма от внука Миши», - подумал дед. И тут же вспомнил, что в ящик для писем, приколоченный к забору, не заглядывал уже недели две.

«Вот ведь какой беспамятный! - досадливо покачал головой дед. - Жду письма, а оно, может, давно в ящике лежит».

И он поднялся с лавочки, пошёл во двор.

Ящик у деда был самый простенький. В старом заборе широкая щель образовалась, к ней и подвесил дед плоскую фанерную коробку. Если просунуть в щель с улицы письмо, оно прямо в коробку упадёт. А чтоб не размокла бумага в ненастную погоду, сверху дощечка приспособлена.

Вот подошел дед к ящику, поднял крышку, а оттуда порх воробей.

Чего тебя леший сюда занес? - проворчал Назар и заглянул в коробку.

И тут он так удивился, что даже присвистнул тихонько. Да и было чему удивиться: в ящике воробьи свили гнездо и уже яички успели положить.

Ну и нахальные же эти воробьишки! - засмеялся дед. - Всё норовят в неположенное место залезть.

Постоял Назар, подумал, потом принёс гвозди, молоток. Оторвал дощечку, на которой было написано «для писем», повернул её обратной стороной и приколотил к забору так, что осталось от щели только маленькое отверстие. Письмо теперь опустить в ящик стало нельзя, а воробей мог пролезть свободно.

Закончив это дело, снова сел дед на лавочку. И вот видит: прилетел воробей и как ни в чем не бывало юрк в ящик!

Уж так и быть, живите, - прошептал дед с улыбкой. - А письмо, если будет, в избу занесут.

После этого Назар долго всем рассказывал, какую почту прислала ему весна.

О. Скалон

Весна идёт!

Чуть веет тихий ветерок,

И по утрам царит прохлада.

И тонкий ломится ледок

В глуши проснувшегося сада.

Но вот и солнышко встаёт -

И вот уже растаял лёд.

И птичек радостная стая

Кричит: «Весна! Весна идёт!»

Вот первый побежал ручей,

И снег повсюду исчезает,

А шустрый, звонкий воробей

Нам о весне напоминает.

В. Папин

Весна

Скворцы прилетели и заняли гнёзда,

Весёлые песни поют.

И стали большими и яркими звёзды,

И люди пораньше встают.

И. Михайлова

В деревне

Тараторят скворцы у скворешни,

Пеньем радуя наши сердца.

Тихо дзынькает воздух вешний -

А у самого старого сада,

Там, где почки на ветках видны,

Отдыхает усталое стадо,

Тихо слушая звуки весны.

М. Валек

Камышовка

Из тростинок-камышинок

Наплела она корзинок,

В них яички положила

Да всю ночку сторожила.

Ранним утром на базар

Привезла она товар.

Там на ярмарке я был:

Сто корзинок накупил

Да яичек целый воз -

Еле до дому довёз!

М. Валек

Воробей

Хорошо в чужом дому,

На чужих хлебах ему,

Ах, как сладко спится!

Бьют дождинки о навес,

Словно сыплются с небес

Зёрнышки пшеницы.

Хорошо бы поклевать.

Только б глаз не открывать!

Воробьишка под стрехой

Клюнул носом - раз, другой,

Клюнул, покачнулся.

Прямо в лужицу упал,

Половину расплескал -

Тут он и проснулся!

А. Мурашов

Воробей

Старый серый воробей

Улетел от кошки,

На заборе посидел

И почистил пёрышки.

А чтоб знали, что он жив,

Звонко пискнул:

«Чив, чив, чив!»

М. Валек

Песенка синицы

В цветочки весна нарядилась.

Побольше бы мух уродилось!

Не смейтесь, я знаю сама -

Всю зиму их сеет зима!

Из каждой снежинки

На каждой опушке

По чёрненькой

Маленькой мушке!

А вы и не знали про это…

Ах, только дождаться бы лета!

С. Данилов

Разговор с жаворонком

Ещё под ледяною коркой

Снег высок и бел.

Послушай, жаворонок звонкий,

Ты слишком рано прилетел!

Я вместе с ветерком проворно

Снега в долинах

Растоплю!

Я вместе с солнышком узорно

Лёд на озёрах

Да ты не хвастайся заранее!

Вон сколько впереди труда!..

И жаворонковых стараний

Не хватит, может... Что тогда?..

Тогда, под солнышко взлетая,

Зальюсь я песенкой своей!

Согреет песенка простая

М. Танк

Почему у нас солнце рано встаёт

Только-только мы к берёзе

Прикрепили домик птичий,

Как слетелись новосёлы -

Уж такой у птиц обычай.

Но на ветках перед входом

Вышел спор: кому селиться?

«Мне!» - кричит сизоворонка.

«Ни-ни-ни!» - звенит синица.

Воробей скворца толкает,

Весь взъерошился от крика:

«Прилетел сюда я первый!

Гость залётный, пропусти-ка!»

А скворец: «Ты что, приятель?

Я не гость, я житель здешний.

Домик этот, между прочим.

Называется скворешней!»

Со дворов сбежались люди.

Увидали: спорят громко

Воробей, скворец, синица

И ещё - сизоворонка.

Крикуны, угомонитесь.

Вам квартирок, что ли, мало?

Обещаем: будет столько,

Чтобы всем как раз хватало!..

С той поры не спорят птицы,

Прилетая в наш посёлок.

Сколько домиков на ветках!

Сколько песен там весёлых!

Птиц послушать любит солнце –

Потому оно так рано

И встаёт весной и летом

Из рассветного тумана.

С. Маркова

Кормушка

Висит кормушка на окне

На радость нам и птицам.

И каждый день по сто друзей

В окно моё стучится.

Синицы, галки, воробьи -

Тихони и задиры -

Стучатся дружно по утрам

В окно моей квартиры.

Какая радость видеть птиц

И слышать трель синичек!

Я каждый раз встречаю их,

Как дорогих сестричек.

Цели:

1. Обобщить и расширить знания детей о птицах;
2. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Подготовка:

Стены зала оформляются плакатами "Птицы – друзья леса, сада и огорода!", "Ребята, любите и охраняйте птиц!", "Школьники, готовьтесь к встрече пернатых друзей!"; оформляется выставка детских рисунков и поделок на тему "Мир птиц"; сцена зала оформляется силуэтами берёз и елей, чучелами птиц, взятых из кабинета биологии.

Ход игровой программы

Ведущий:
Сегодня в нашей школе праздник – День птиц. Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Помните. Ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. Де ти исполняют песню "У дороги чибис".

На сцену поднимаются дети в костюмах, изображающие разных птиц.

Ученик 1:
От рассвета до заката –
Вот рабочий день пернатых!
Рано солнышко встаёт
За собою в путь зовёт:
Если вырубить леса.
Пыль пойдёт под небеса,
Высохнут озёра,
Обмелеют реки
И не станут птицы
В пустыне гнездиться.
Это очень грустно,
Когда вокруг пусто.

Ученик 2:
"Люди добрые, - проснитесь!
На работу торопитесь…

Птичий хор уже давно
Раздаётся за окном.
Ждёт птиц трудная работа,
Целый день одна забота –
Накормить своих птенцов,
Желторотых "молодцов".
Ну, а им и горя мало,
Потому что кормит "мама".

Ученик 3:
В тёплом гнёздышке лежат
Потихонечку пищат.
Им родители приносят
Много разных вредных мошек.
Столько…, что не перечесть
Вот за это птицам – честь!
Очень ловко ловят мух
Наши мухоловки
Лишь мелькают тут и там
Серые головки.

Вихрем ласточки летают.
Что захватывает дух,
Мошек на лету хватают,
Очищают воздух.

Трясогузка в огороде
На пружинке будто ходит.
Вся изящна и стройна
В тёмной шапке голова.
Очень ловко вправо, влево
Всё шныряет то и дело,
Достаёт из-под комков
И жуков, и червяков,
И никто не скроется
От такой работницы.

Кто-то там верху на ёлке
Виден чуть из-за иголки,
Это птичка королёк –
Золотистый хохолок.
Весит он всего 5 грамм,
Но известен по делам,
Потому что круглый год
Работать он не устаёт:
Насекомых достаёт из хвоинок ёлок
И зимой он на "посту" несмотря на холод.

Что за облако с небес
В озеро скатилось,
Это лебедь белая на воду опустилась.
Поплыла,как пава,гордо,величаво,
Распушила пёрышки, вытянула шею.
До чего ж красиво, это просто диво!

Оляпка – птичка-водолаз
И этим удивляет нас,
По дну реки заправски ходит
И много корма там находит.
Оляпка очень осторожна
И подойти к ней невозможно.
Чуть звук какой-то раздаётся,
Птичка тотчас окунётся.

Над рекой на ветке
Лазурный огонёк,
Это птичка зимородок
Добычу стережёт.
Сидит долго, долго,
Свесив длинный клюв,
Кажется, уснула
Нет... рыбок обманула,
Стремительный бросок –
Попалась рыбка на "крючок".

А это птичка – ремез-синичка
У неё гнездо – рукавичка,
Она сама "вяжет"
И на ветку прилаживает.
И висит она, как гамачок
Для синичьих "деточек".

Дятел – лесу приятель
Как заправский лекарь
Он деревья лечит.
Клювом по стволу стучит
Тут же хворь определит.
Если дерево больное,
То звучание глухое,
Если звонко звук стучит –
Дятел дальше полетит.
Долбит клювом дупло-дом
И птенцов выводит в нём.
Там они на жёстком дне
Сидят долго в темноте,
Выбираются на волю,
Когда вырастут мозоли.
Разлетаются потом,
Оставляя "родной дом".

На берёзовом стволе
Выросла вдруг шишка,
Берестой опутана серая кубышка
Это зяблик трудится,

Он большая умница,
Смастерил себе гнездо
И замаскировал его.
И никто не поймёт,
Что зяблик в нём живёт.

А гнездо у славки
Только одна травка
Всё оно, как сито,
Паутинкой свито
И в кустарник вплетено,
Прочно держится оно.
И никакие ветры
Его не растреплют.
Славки славно трудятся
Собирают гусениц в огороде и в саду,
Урожай нам берегут.

А щегол – настоящий "щеголь".
Оперение просто диво,
Всё подобрано красиво,
Где он только пролетит,
Всякий в след ему глядит.
Стайками щеглы посещают пустыри,
Будто бабочки порхают,
Сорняки уничтожают.

Удивительная птичка –
Ну, а кто скажите нам,
Ловко ходит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица – поползень.
Настоящий акробат,
Чистит все стволы подряд.

А у удода клюв, как шило
Гребешок – петушиный.
Он как бабочка порхает
В тёмных дуплах проживает.

Ну, а аист, такой франт,
Он одет в парадный фрак
И на ножках красные сапожки,
Часами терпеливо стоит аист в болоте,
Подбоченившись игриво,
Будто танцевать он хочет.
Нет… он просто ждёт лягушек,
Потому что хочет кушать.

Всё вокруг белым бело,
За окном зима давно,
Только вот на яблонях
Румяные яблочки.
Не съедобные они
Это птицы-снегири.

А у горихвостки
Огонь-хвостик,
Точно пламя он мерцает,
Чем людей он удивляет.
Люди думают – "дом горит"!
А это птичка на крыше сидит.

Ученик 4:
С птичками-певуньями
Веселей живётся,
Потому и надо нам
О них позаботиться.

Сделать домик для скворца,
Для синиц – синичник,
А когда придёт зима –
Подготовить им корма:
Мячики репейные.
Веники крапивные,
Букетики лебеды –
И не будет им беды.

Ведущий:
Для игры нам необходимо выбрать участников, а ими станут те, кто правильно отгадает загадки.

1. Не княжеской породы,
А ходит с короной,
Не ратный ездок,
А с ремнём на ноге,
Не сторожем стоит,
А всех рано будит (Петух).

2. По ночам летает
На охоту.
Днём не видит
Да и спать охота (Филин).

3. Чёрный, проворный,
Кричит "крак",
Червякам враг (Грач ).

4. Белее снега, чернее сажи,
Выше дома, ниже травы (Сорока).

6. Белый, как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогами ест (Гусь).

7. Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сам мал,
А за морем бывал (Ласточка).

8. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (Скворец).

9. Длинноноги, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
А как лето пробежит,
Он уже на юг спешит
По путям старинным, длинным
В стае, выстроенной клином (Журавль).

10. Мать отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду (Кукушка).

11. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
Тем ещё известна птица,
Что морозов не боится:
Может в холод самый злой
Деток вывести зимой(Клёст).

12. Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрёкот-крик (Сорока).

Ведущий:
Те, кто за правильный ответ получили синие жетоны, занимают места игроков, а кто получил зелёные – их помощников.

Условия игры:
Участники игры выходят в следующий тур по наибольшему количеству набранных очков и звёзд.
За правильный ответ игроки получают по одному очку. В случае, если ответ правильный и у игроков и у помощников, добавляется и звезда.
У игроков и у помощников на столах есть "ладошки" с числами1, 2, 3, 4. Они нужны вам для ответов.

1. Какая из птиц быстрее всех летает?
Ласточка
Стриж
Сокол
Кулик

2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй?
Королёк
Страус
Колибри
Пингвин

3. О какой птице идёт речь в сказке дацкого писателя Г.-Х. Андерсена "Дюймовочка".
Синица
Ласточка
Ворон
Гусь

(4 игрока выходят во второй тур).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

Нужно отгадать ребусы. Победителей ждут призы. (1.Сорока, 2. Стриж, 3. Цапля, 4. Ласточка, 5. Воробей, 6. ворона, 7. Чайка, 8. Сокол, 9. Чиж).

Ведущий:
Сейчас из этой коробки–грамматейки выскочат 12 кубиков с изображёнными на них буквами. Вы должны за 2 минуты составить слова, имеющие отношение к миру пернатых, используя буквы только один раз. Сколько использовано букв, столько и очков.

П Я И Т А Ц С Р Б Ж Л Е

(Птица, аист, ястреб, стриж, цапля и т. д.)

Тот, кто составил самое длинное слово, выходит к 5-ти коробкам, в которых лежат призы. Среди них – "зрительские аплодисменты". Игрок может выбрать себе коробку с призом, отдав звезду. Если ему приз не нравится, он может открыть другую коробку, но за это ему снова придётся отдать звезду.

(В 3 тур выходят 3 человека).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

(Предлагается головоломка. Ведущий читает описание птицы, а зрители должны угадать её название. Правильные ответы сопровождаются демонстрацией иллюстрации с изображением этой птицы. За правильный ответ участник игры получает приз).

Вопросы:
1. Птица семейства вороновых отряда воробьиных. Оперение рыхлое, красновато-серое; хвост чёрный, на крыле голубое пятно с чёрными пёстринами, на голове хохол с чёрными пятнами. Полезна уничтожением насекомых; делает на зиму запасы желудей, чем способствует расселению дуба; вместе с тем вредит, разоряя гнёзда мелких птиц. (Сойка.)

2. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)

3. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)

4. Птица подотряда стрижей отряда длиннокрылых. Крылья длинные, узкие. Оперение тёмно-бурое или черноватое. Гнёзда этой птицы состоят из растительных материалов, склеенных слюной, или из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнёзда); в Китае эти гнёзда люди употребляют в пищу.(Саланган.)

5.Птица из отряда воробьиных. Голова большая, клюв на вершине с крючком и зубцом перед вершиной, хвост длинный. Оперение рыхлое, чаще серых тонов в сочетании с белым и чёрным, реже с рыжим. Избегая сплошных лесов, селится в лесотундре, на опушках леса, на полянах, в степи или пустыне с зарослями кустарника или отдельными деревьями. Некоторые из них запасают пищу, накалывая добычу на сучки или колючки. (Сорокопут).

6. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель).

"Логическая цепочка"

Нужно найти ошибку в цепочке предложенных ответов и показать номер, который ей не соответствует.

1. Я думаю, что все эти птицы роют норы для гнезда.
Береговая ласточка
Зимородок
Дятел
Щурка

2. У всех этих птиц весной появляются птенцы.
Скворец
Клёст
Жаворонок
Иволга

3. У этих птиц все пальцы на ногах соединены между собой перепонками.
Чайка
Пингвин
Утка
Индюк

4. Я думаю, что все эти птицы охотятся днём.
Сокол
Орёл
Филин
Беркут

(В финал выходят 2 человека).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

А сейчас мы проверим знания о птицах у наших зрителей. В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно соединить первую часть пословицы с другой. За правильный ответ игрок получает приз.

НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… , А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.
ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.
У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.
ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.
РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ.
СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ.
ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.
ГЛУПА ТА ПТИЦА… СЧИТАЮТ.
ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.
НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ… ВЫЛЕТИТ, _ НЕ ПОЙМАЕШЬ.
МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.
КОГОТОК УВЯЗ… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.

4 ТУР (ФИНАЛ)

За одну минуту игрокам и их помощникам нужно составить как можно больше слов из слова – Л А С Т О Ч К А. По истечении одной минуты игроки начинают поочереди перечислять составленные слова. Можно пользоваться словами помощников. Если слова закончились можно отдавать звезды, заработанные во время игры. Побеждает тот, кто называет слово последним.

Награждение победителей и участников игры.

Ведущий:
Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела
наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут птицы?
(Дети отвечают.)

Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень
быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель.
Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случится. Давайте
вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как
птицы. (Дети отвечают.)

Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять кормом…

Ученик:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин. Покормите птиц.)

Дети исполняют песню "Про воробья".


© Все права защищены

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Сценарий

праздника- игры

«Птицы- наши верные друзья».

(для учащихся начальной школы)

Подготовила

учитель начальных классов

Жигулина Оксана Валерьевна

с. Любимовка, 2018г.

Сценарий праздника- игры

«Птицы- наши верные друзья».

Цели:

1. Обобщить и расширить знания детей о птицах;
2. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Подготовка: стены зала оформляются плакатами "Ребята, любите и охраняйте птиц!", "Школьники, готовьтесь к встрече пернатых друзей!"; оформляется выставка детских рисунков и поделок на тему "Мир птиц"; сцена зала оформляется силуэтами берёз и елей, чучелами птиц, взятых из кабинета биологии.

Ход игровой программы

Ведущий:
Сегодня в нашей школе праздник – День птиц. Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Помните. Ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.
Дети исполняют песню "У дороги чибис".

На сцену поднимаются дети в костюмах, изображающие разных птиц.

Ученик 1:
От рассвета до заката –
Вот рабочий день пернатых!
Рано солнышко встаёт
За собою в путь зовёт:
Если вырубить леса.
Пыль пойдёт под небеса,
Высохнут озёра,
Обмелеют реки
И не станут птицы
В пустыне гнездиться.
Это очень грустно,
Когда вокруг пусто.

Ученик 2:
"Люди добрые, - проснитесь!
На работу торопитесь…
Птичий хор уже давно
Раздаётся за окном.
Ждёт птиц трудная работа,
Целый день одна забота –
Накормить своих птенцов,
Желторотых "молодцов".
Ну, а им и горя мало,
Потому что кормит "мама".

Ученик 3: В тёплом гнёздышке лежат
Потихонечку пищат.
Им родители приносят
Много разных вредных мошек.
Столько…, что не перечесть
Вот за это птицам – честь!
Очень ловко ловят мух
Наши мухоловки
Лишь мелькают тут и там
Серые головки

1.Вихрем ласточки летают.
Что захватывает дух,
Мошек на лету хватают,
Очищают воздух.

2.Трясогузка в огороде
На пружинке будто ходит.
Вся изящна и стройна
В тёмной шапке голова.
Очень ловко вправо, влево
Всё шныряет то и дело,
Достаёт из-под комков
И жуков, и червяков,
И никто не скроется
От такой работницы.

3.Кто-то там верху на ёлке
Виден чуть из-за иголки,
Это птичка королёк –
Золотистый хохолок.
Весит он всего 5 грамм,
Но известен по делам,
Потому что круглый год
Работать он не устаёт:
Насекомых достаёт из хвоинок ёлок
И зимой он на "посту" несмотря на холод.

4.Что за облако с небес
В озеро скатилось,
Это лебедь белая на воду опустилась.
Поплыла, как пава, гордо, величаво,
Распушила пёрышки, вытянула шею.
До чего ж красиво, это просто диво!

5.Оляпка – птичка-водолаз
И этим удивляет нас,
По дну реки заправски ходит
И много корма там находит.
Оляпка очень осторожна
И подойти к ней невозможно.
Чуть звук какой-то раздаётся,
Птичка тотчас окунётся.

6.Над рекой на ветке
Лазурный огонёк,
Это птичка зимородок
Добычу стережёт.
Сидит долго, долго,
Свесив длинный клюв,
Кажется, уснула
Нет... рыбок обманула,
Стремительный бросок –
Попалась рыбка на "крючок".

7.Дятел – лесу приятель
Как заправский лекарь
Он деревья лечит.
Клювом по стволу стучит
Тут же хворь определит.
Если дерево больное,
То звучание глухое,
Если звонко звук стучит –
Дятел дальше полетит.
Долбит клювом дупло-дом
И птенцов выводит в нём.
Там они на жёстком дне
Сидят долго в темноте,
Выбираются на волю,
Когда вырастут мозоли.
Разлетаются потом,
Оставляя "родной дом".

8.На берёзовом стволе
Выросла вдруг шишка,
Берестой опутана серая кубышка
Это зяблик трудится,

9.Он большая умница,
Смастерил себе гнездо
И замаскировал его.
И никто не поймёт,
Что зяблик в нём живёт.

10.А гнездо у славки
Только одна травка
Всё оно, как сито,
Паутинкой свито
И в кустарник вплетено,
Прочно держится оно.
И никакие ветры
Его не растреплют.
Славки славно трудятся
Собирают гусениц в огороде и в саду,
Урожай нам берегут.

11.А щегол – настоящий "щеголь".
Оперение просто диво,
Всё подобрано красиво,
Где он только пролетит,
Всякий в след ему глядит.
Стайками щеглы посещают пустыри,
Будто бабочки порхают,
Сорняки уничтожают.

12.Удивительная птичка –
Ну, а кто скажите нам,
Ловко ходит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица – поползень.
Настоящий акробат,
Чистит все стволы подряд.

13.А у удода клюв, как шило
Гребешок – петушиный.
Он как бабочка порхает
В тёмных дуплах проживает.

15.Ну, а аист, такой франт,
Он одет в парадный фрак
И на ножках красные сапожки,
Часами терпеливо стоит аист в болоте,
Подбоченившись игриво,
Будто танцевать он хочет.
Нет… он просто ждёт лягушек,
Потому что хочет кушать.

16.Всё вокруг белым бело,
За окном зима давно,
Только вот на яблонях
Румяные яблочки.
Не съедобные они
Это птицы-снегири.

17.А у горихвостки
Огонь-хвостик,
Точно пламя он мерцает,
Чем людей он удивляет.
Люди думают – "дом горит"!
А это птичка на крыше сидит.

Ученик 4:
С птичками-певуньями
Веселей живётся,
Потому и надо нам
О них позаботиться.

Сделать домик для скворца,
Для синиц – синичник,
А когда придёт зима –
Подготовить им корма:
Мячики репейные.
Веники крапивные,
Букетики лебеды –
И не будет им беды.

Ведущий:
Для игры нам необходимо выбрать участников, а ими станут те, кто правильно отгадает загадки.

1. Не княжеской породы,
А ходит с короной,
Не ратный ездок,
А с ремнём на ноге,
Не сторожем стоит,
А всех рано будит (Петух).

2. По ночам летает
На охоту.
Днём не видит
Да и спать охота (Филин).

3. Чёрный, проворный,
Кричит "крак",
Червякам враг (Грач ).

4. Белее снега, чернее сажи,
Выше дома, ниже травы (Сорока).

6. Белый, как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогами ест (Гусь).

7. Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сам мал,
А за морем бывал (Ласточка).

8. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (Скворец).

9. Длинноноги, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
А как лето пробежит,
Он уже на юг спешит
По путям старинным, длинным
В стае, выстроенной клином (Журавль).

10. Мать отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду (Кукушка).

11. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
Тем ещё известна птица,
Что морозов не боится:
Может в холод самый злой
Деток вывести зимой (Клёст).

12. Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрёкот-крик (Сорока).

Ведущий:
Те, кто за правильный ответ получили синие жетоны, занимают места игроков, а кто получил зелёные – их помощников.

Условия игры:
Участники игры выходят в следующий тур по наибольшему количеству набранных очков и звёзд.
За правильный ответ игроки получают по одному очку. В случае, если ответ правильный и у игроков и у помощников, добавляется и звезда.
У игроков и у помощников на столах есть "ладошки" с числами1, 2, 3, 4. Они нужны вам для ответов.

1 ТУР

1. Какая из птиц быстрее всех летает?
Ласточка
Стриж
Сокол
Кулик

2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй?
Королёк
Страус
Колибри
Пингвин

3. О какой птице идёт речь в сказке дацкого писателя Г.-Х. Андерсена "Дюймовочка".
Синица
Ласточка
Ворон
Гусь

4. Какая из птиц весной может подражать голосам многих своих собратьев, причём так увлечённо, что не слыша ничего вокруг, может стать жертвой охотника или хищника.
Глухарь
Рябчик
Тетерев
Куропатка

(4 игрока выходят во второй тур).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

Нужно отгадать ребусы. Победителей ждут призы.





(1. Воробей, 2. Ворона, 3. Стриж, 4. сорока, 7.снегирь, 9. скворец).

2 ТУР

Ведущий:
Сейчас из этой коробки–грамматейки выскочат 12 кубиков с изображёнными на них буквами. Вы должны за 2 минуты составить слова, имеющие отношение к миру пернатых, используя буквы только один раз. Сколько использовано букв, столько и очков.

П Я И Т А Ц С Р Б Ж Л Е

(Птица, аист, ястреб, стриж, цапля и т. д.)

Тот, кто составил самое длинное слово, выходит к 5-ти коробкам, в которых лежат призы. Среди них – "зрительские аплодисменты". Игрок может выбрать себе коробку с призом, отдав звезду. Если ему приз не нравится, он может открыть другую коробку, но за это ему снова придётся отдать звезду. (в 3 тур выходят 3 человека).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

(Предлагается кроссворд. Зрители должны ответить, кто ответить быстро и правильно. Правильные ответы сопровождаются демонстрацией иллюстрации с изображением этой птицы. За правильный ответ участник игры получает приз).

Вопросы:
По горизонтали:

1. Золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка. О ком это? 2. У него большой клюв с мешком, который эта птица использует для рыбной ловли. 3. В сказках его карканье, может накликать беду. 4. Разновидность орла. 5. «Финист – ясный...». 6. Морская любительница рыбки. 7. Про болтливых людей говорят, что похожи на эту птицу. 8. В честь него получил название птичий домик. 9. Удивительно красиво поет. 10. Яркая, тропическая птица, можно обучить ее произносить слова.

По вертикали:

1.Люди поселили эту птичку в часы. 2. Веселая птица из семейства воробьиных. 3. Одна из самых красивых птиц отряда куриных. 4. Серый, маленький, юркий. 5. Хищная птица. 6. Настоящая жар-птица. 7. Он принес Ною в клюве веточку маслины. 8. Она любит постоять на одной ноге. 9. Знатоки узнают ее по яркому голубому пятнышку на крыле.


Ответы:

По горизонтали:

1. Петух. 2. Пеликан. 3. Ворон. 4.Беркут. 5.Сокол. 6. Чайка. 7. Сорока. 8. Скворец. 9. Соловей. 10. Попугай.

По вертикали:

1.Кукушка. 2. Щегол. 3. Фазан. 4. Воробей. 5. Ястреб. 6. Павлин. 7. Голубь. 8. Цапля. 9. Сойка.

В исполнении детей песня: «Скворушка»

3 ТУР

"Логическая цепочка"

Нужно найти ошибку в цепочке предложенных ответов и показать номер, который ей не соответствует.

1. Я думаю, что все эти птицы роют норы для гнезда.
Береговая ласточка
Зимородок
Дятел
Щурка

2. У всех этих птиц весной появляются птенцы.
Скворец
Клёст
Жаворонок
Иволга

3. У этих птиц все пальцы на ногах соединены между собой перепонками.
Чайка
Пингвин
Утка
Индюк

4. Я думаю, что все эти птицы охотятся днём.
Сокол
Орёл
Филин
Беркут

(В финал выходят 2 человека).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

А сейчас мы проверим знания о птицах у наших зрителей. В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно соединить первую часть пословицы с другой. За правильный ответ игрок получает приз.

НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… , А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.
ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.
У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.
ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.
РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ.
СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ.
ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.
ГЛУПА ТА ПТИЦА… СЧИТАЮТ.
ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.
НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ… ВЫЛЕТИТ, _ НЕ ПОЙМАЕШЬ.
МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.
КОГОТОК УВЯЗ… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.


4 ТУР (ФИНАЛ)

За одну минуту игрокам и их помощникам нужно составить как можно больше слов из слова – Л А С Т О Ч К А . По истечении одной минуты игроки начинают по очереди перечислять составленные слова. Можно пользоваться словами помощников. Если слова закончились можно отдавать звезды, заработанные во время игры. Побеждает тот, кто называет слово последним.

Награждение победителей и участников игры.

Ведущий:
Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут птицы?
(Дети отвечают.)
- Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель. Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случится. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы . (Дети отвечают.)

Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять кормом…

Ученик:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.


А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин. Покормите птиц.)

Дети исполняют песню "Про воробья".