Содержание и объем понятия функция.

Любое понятие имеет содержание и объем.

Объем понятия составляет совокупность или множество предметов, которое мыслится в понятии. Достаточным содержанием для образования понятия «равнобедренный прямоугольный треугольник» будет указание на наличие в составе геометрической фигуры двух углов, равных 45°. Объемом же такого понятия станет вся совокупность возможных равнобедренных треугольников.

Любое понятие может быть полно охарактеризовано при помощи определения его содержания (иными словами - смысла) и установления предметов, с которыми данное понятие имеет определенные связи.

Независимо от сознания человека в окружающем мире существуют различные предметы. Эти предметы характеризуются множеством. Множество может быть конечным или бесконечным. Если количество предметов, входящих в множество, поддается исчислению, множество считается конечным. Если такие предметы не поддаются исчислению, множество называют бесконечным. Необходимо упомянуть об отношениях включения, принадлежности и тождества.

Отношение включения - это отношение вида и рода. Множество А является частью или подмножеством множества В , если каждый элемент А есть элемент В . Отражается в виде формулы АсВ (множество А входит в множество В ). В отношении принадлежности класс а принадлежит классу А и записывается как а є А .

Отношение тождества подразумевает, что множества А и В совпадают. Это закрепляется как А ≡ В .

Интенсиональность понятий . Чаще всего в процессе толкования термина «содержание понятия» его определяют в качестве понятия как такового. В этом случае подразумевается, что содержание понятия есть система признаков, при посредстве которых предметы, содержащиеся в понятии, обобщаются и выделяются из массы других. Иногда под содержанием понимается значение понятия или все взятые вместе существенные признаки предмета, содержащиеся в понятии. В некоторых исследованиях содержание понятия отождествляется со всем комплексом сведений, которые известны о данном предмете.

Из сказанного выше видно, что содержанием понятия является некая информация, содержащая сведения о предметах, явлениях, процессах, входящих в данное понятие. Эти сведения необходимы для образования понятия, определения его формы и рационального рассмотрения. Такими сведениями может быть любая информация о предмете, позволяющая выделить его из массы однородных (и неоднородных) предметов и четко определить его характеристики. Другими словами, это информация о существенных и иных признаках предмета.

В процессе общения с точки зрения эффективности передачи информации особый интерес вызывает такой элемент содержания понятия, как коннотация. Она в большей или меньшей степени характерна для языков разных стран и в очень большой степени - для русского языка. Это всевозможные вариации произношения, интонации, ударения на отдельные слова, этические, эстетические, этнические, профессиональные, уменьшительно-ласкательные и другие оттенки и окрасы понятий, применяемые в речи. Такие вариации могут приводить к изменению значения понятия без изменения его словесной формы, а изменение словесной формы чаще всего приводит к изменению значения. Например, слова «книга» - «книжонка»; «бабка» - «бабушка» - «бабуля» вполне иллюстрируют коннотацию.

Необходимо сказать о так называемой величине содержания понятий. Она неразрывно связана с их объемом. В данном случае подразумевается способность одних понятий быть шире, чем другие, и тем самым как бы «перекрывать» их. Например, понятие «наука» по содержанию значительно больше, чем понятие «логика» и перекрывает последнее. При характеристике первого понятия можно использовать, а можно и не использовать второе, а заменить его другим или вообще обойтись иными средствами. Однако, давая характеристику понятию «логика», нам неизбежно придется использовать понятие «наука». Понятие «наука» в данном случае является подчиняющим, а «логика» - подчиненным. Возьмем для примера два других понятия - «вертолет» и «самолет». Эти понятия по отношению друг к другу не являются подчиненным и подчиняющим. Дать определение одного из них, используя другое, практически невозможно. Единственным признаком, связывающим эти два понятия, является то, что их предметы есть приспособления для совершения полетов. Подчиняющим понятием как для первого, так и для второго будет «летательный аппарат».

Таким образом, сравнению по величине содержания объема подлежат лишь подчиненные и подчиняющие понятия.

Экстенсиональность понятий . Любое понятие отражает какой-либо предмет, содержит признаки, характеризующие и отделяющие его от других предметов. Этот предмет всегда связан с другими предметами, которые не входят в содержание данного понятия, однако имеют признаки, частично повторяющие признаки предмета, отраженного в понятии. Эти предметы составляют особую группу. Такую группу можно определить как совокупность объектов, характеризующихся наличием общих признаков, закрепленных хотя бы одним понятием.

Однако одного только отражения предмета тем или иным понятием недостаточно. Предмет, который существует реально, и предмет как объект мысли не тождественны. Это связано с представлением абстрактного (мнимого, мыслимого) и реального (имеющего реальное воплощение) предмета.

Абстрактный предмет - это мыслительная конструкция, которая может точно отражать признаки, свойства предмета, но может и содержать ошибку или неточность. В данном контексте можно определить объем понятия как совокупность абстрактных предметов, относящихся к нему.

Таким образом, реальный предмет - это объект материального мира, обладающий присущими только ему характерными признаками. Абстрактный предмет не имеет материального воплощения и характеризуется только информацией о своей принадлежности к какому-либо понятию.

К вопросу о принадлежности к понятию существует два подхода, согласно которым объем понятия может быть объемом разнообразия или количественным. Первый подход подразумевает, что в объем понятия входит несколько других понятий. Соответственно, это последнее понятие является общим для всех входящих. Например, в понятие «летательный аппарат» входят «самолет», «вертолет», «дирижабль» и другие, поэтому оно является общим. Этот подход показывает наличие достаточного количества элементов, входящих в объем предмета, соответственно, такой объем именуется объемом разнообразия.

К понятию имеют отношение не только сами предметы, но и категории, этим предметам свойственные. Объем же понятия составляет вся совокупность предметов, связанных с ним. Понятие, а соответственно, характеризующие его содержание и объем являются мыслительными образованиями. Поэтому объем понятия не может состоять из реальных предметов, как не может мысль о воде состоять из самой воды. Он состоит из мысленных отражений этих предметов и их свойств. Главным условием является то, что такие отражения, мысль о предметах, должны подпадать под признаки, подразумевающиеся в понятии. Реальными понятие и предметы, входящие в его объем, делает представление о реальности этих предметов. Таким образом, количественным объемом понятия можно назвать объем, составленный из мысленных отражений реально существующих предметов, соответствующих данному понятию.

Следует всегда помнить о правильности обращения с любыми логическими категориями. Так, возможна ошибка, связанная с объемами понятий. Недопустимо отождествлять части предмета и части объема понятия об этом предмете. В противном случае часть физического предмета (колесо автомобиля, крыло самолета, оружейный ударник) отождествляется с самостоятельными предметами, мысленные отражения которых входят в объем соответствующего понятия.

Необходимо также упомянуть о пустых объемах. В некоторых случаях может идти речь о так называемых пустых объемах. Есть два варианта возникновения пустого объема: вспомним, что в понятие входит не сам предмет, а лишь его мысленное отражение. Поэтому, если предмет, отраженный в понятии, противоречит объективным физическим законам, объем такого понятия считается пустым. Это происходит либо с понятиями, содержащими фантастические предметы, либо с понятиями о предметах, существование которых невозможно (например, вечный двигатель). В другом случае подразумеваются самопротиворечащие (ложные) понятия. Они имеют содержание при пустых объемах.

Разные случаи существования объемов изучает формальная логика. Она рассматривает мышление с точки зрения его экстенсиональности. Или, другими словами, в экстенсиональном контексте. В рамках формальной логики мышление представляется процессом осуществления различных операций с объемами понятий без рассмотрения содержания этих понятий. Цель формальной логики - определить истинность либо ложность понятий, опираясь лишь на их объемы.

Если есть формальная логика, занимающаяся изучением только объемов понятий, разумно было бы предположить и существование логики содержания, которая занималась бы изучением содержательной стороны понятий и суждений. Объектом рассмотрения логики содержания должна быть интенсиональная часть мышления, взаимодействие содержания различных понятий и степень правильности отражения в понятиях и суждениях объективного мира.

Логика изучает понятия и суждения о предметах реального мира. Понятия есть лишь мысленные отражения реально существующих предметов. Однако понятие подразумевает существование своего предмета. Тут возникает понятие модальности. Модальность - это способ существования определенного объекта или процесса (онтологическая модальность). Существует также понятие логической модальности. Это способ понимания, получение заключения об объекте, явлении или процессе.

Логическое существование можно назвать абсолютным, так как этим понятием определяется существование само по себе, существование как оно есть, без привязки к какому-либо конкретному объекту.

Существование может быть следующих видов:

1) чувственное . Это существование объектов, процессов и явлений, воспринимаемое человеком. Чувственное существование может быть объективным и субъективным. Первое подразумевает реальное существование объекта, отраженного в восприятии человека. Такой объект существует независимо от воспринимающего. Второе (субъективное) существование отражает не реальные предметы, процессы и явления, а лишь мнимые. Это может быть фантазия человека, его мысль о чем-либо, мечта, образ;

2) скрытое существование . Интересно тем, что его предметы скрыты от восприятия человека в силу определенных причин. Может быть объективным и субъективным.

Объективное . Причиной невозможности восприятия реально существующих объектов является неспособность органов чувств человека к восприятию микроскопических объектов, различного рода волн, электромагнитных полей и других подобных явлений.

Субъективное . Сюда следует отнести существование не осознаваемых психологических особенностей, входящих и составляющих подсознание. Это различные стремления, инстинкты, влечения, комплексы и т.д.

Объем понятия может существовать или в чувственном, или в скрытом виде существования, независимо от того, объективно оно или нет. Однако такая зависимость возникает при совершее нии ошибки. Будучи определенным не в свой вид существования, объем становится пустым.

При этом нельзя забывать, что виды существования иногда не имеют четких границ. В зависимости от обстоятельств один из этих видов может перетекать в другой - скрытое существование может стать чувственным, объективное - субъективным. Поэтому зачастую и объем понятия может оказаться не пустым. Необходимо в каждом случае рассматривать объем понятия отдельно.

Отношение категорий внутри понятия подчиняется логичее ским законам и имеет свою специфику. Так, особенности действия содержания и объема понятия друг на друга отражены в законе обратного отношения содержания и объема понятий. Этот закон основан на логической природе понятий. Взяв два понятия, мы можем заметить, что одно из них шире другого по объему, другое же входит в объем первого. Однако понятие, входящее в объем другого (имеющего, соответственно, меньший объем), в содержании отражает больше признаков, более насыщено ими. Именно это явление положено в основу закона обратной связи, который звучит так: чем шире объем понятия, тем его содержание уже, чем богаче содержание, тем меньше объем. Суть данного закона состоит в том, что чем меньше информации о предмете отражено в содержании понятия, тем шире класс предметов и неопределеннее состав. Например, понятие «самолет» бедно содержанием, но при этом в объем включает самолеты различных видов, фирм и конструкций. Расширяя содержание, мы добавляем еще одно характеризующее слово и получаем понятие «пассажирский самолет». Теперь объем понятия значительно сузился, однако содержит еще значительное количество предметов. Понятие «пассажирский самолет "Боинг"» имеет почти максимально широкое содержание, однако класс предметов, входящий в объем, теперь четко очерчен и немногочислен. Таким образом можно сузить объем понятия за счет расширения его содержания вплоть до одного предмета.

ТЕМА 2 . П О Н Я Т И Е

Основные вопросы : Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Виды понятий. Отношения между понятиями. Неопределенные понятия. Логические операции с понятиями: обобщение и ограничение понятий, определение понятий, деление и классификация понятий.

Ключевые термины и понятия

ПОНЯТИЕ – это форма мышления (мысль), в которой обобщаются и выделяются предметы по их существенным признакам. Например, мысль, выраженная словосочетанием «предусмотренное криминальным законом об щ ественно опасное деяние», является понятием, поскольку она позволяет мысленно собрать в один класс все деяния (действия или бездействия), обладающие признаками «быть социально опасным» и «быть предусмотренным криминальным законом», и тем самым отличить их от всех иных деяний, не обладающих данными признаками. Эта мысль может быть соединена с термином (именем) «преступление», закреплена в этом термине, и тогда она указывает на наше понимание этого термина и является понятием преступления.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ – это совокупность существенных признаков предметов, в соответствии с которыми предметы обобщаются и выделяются в мысленные классы. Простые признаки, входящие в содержание понятия, соединяются, как правило, при помощи союзов «и» и «или». Соединение простых признаков при помощи союза «и» означает одновременную присущность простых признаков всем предметам, составляющим объём данного понятия. Соединение простых признаков при помощи союза «или» означает, что каждый из этих признаков не обязательно присущ каждому предмету, входящему в объем понятия, а может быть присущ только части таких предметов.

ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ – это множество (класс) предметов, которые обобщаются в понятии и которым присущи признаки, составляющие содержание понятия. Элемент объема – отдельный предмет из объема понятия, обладающий признаками, включенными в содержание данного понятия, иными словами, каждый предмет, к которому можно отнести имя, выражающее это понятие . Часть объема (или множество, подкласс) – это совокупность таких элементов объема, которые обладают каким-то специфическим (т.е. несущественным) признаком, не входящим в содержание понятия и отличающим их от остальных элементов. Часть можно выделить в каждом объеме, содержащем более одного элемента. Например, в объеме понятия «преступление» можно указать такую часть, как «умышленное преступление»,

или другую часть – «умышленное убийство». Добавление к содержанию понятия нового признака, присущего лишь некоторым обобщенным в понятии предметам, выделяет часть объема. Если же добавленный признак присущ всем элементам объема, то он не выделяет часть объема. Например, добавив к содержанию понятия «преступление» признак «быть умышленным или неосторожным», мы не укажем никакой части объема, так как данный признак присущ всем преступлениям, т.е. любое преступление или умышленное, или неосторожное.

ЗАКОН ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОДЕРЖАНИЕМ И ОБЪЕМОМ ПОНЯТИЯ – увеличение содержания некоторого понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и, наоборот, увеличение объема понятия ведет к образованию понятия с меньшим содержанием.

ВИДЫ ПОНЯТИЙ – это подмножества понятий, которые выделяются в соответствии с основными логическими характеристиками понятия – объемом и содержанием. По объему понятия делятся на пустые и непустые (единичные и общие) ; по типу элементов, входящих в объем, понятия делятся на конкретные и абстрактные , собирательные и несобирательные ; по характеру признаков, входящих в содержание, понятия делятся на положительные и отрицательные , относительные и безотносительные.

ПУСТОЕ (С НУЛЕВЫМ ОБЪЕМОМ, МНИМОЕ) ПОНЯТИЕ – это понятие, в объеме которого нет ни одного элемента («идеальный газ», «кентавр», «вечный двигатель», «бездетный отец» , «холодный огонь», «экономический кризис, повышающий благосостояние гра ж дан» ).

ЕДИНИЧНОЕ ПОНЯТИЕ – содержит в своем объеме ровно один элемент («город Киев», «Солнце», «Земля», « Е вропейская валютная едница», «автор картины „Черный квадрат”»).

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ – объем этого понятия содержит более чем один элемент («писатель», «суд», «свидетель», «картина художника П.Пикассо»).

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими . Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них элементов поддается учету, регистрируется (хотя бы в принципе). Например, «древнегреческий философ», «планета Солнечной системы», «стихотворение С.Есенина», «поэма Т.Г.Шевченко», «статья УК Украины, принятого в 2001 г.», «участник Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», «древнеримский поэт». Регистрирующие понятия имеют конечный объем. Общ и е поняти я , относящ и еся к неопределенному числу элементов, называ ю тся нерегистрирующим и . Например, «человек», «художник», «писатель», «юрист», «дилер», «вексель», «указ», «преступление», «картина», «фреска». Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

КОНКРЕТНОЕ ПОНЯТИЕ – это понятие, элементами объема которого являются предметы или некоторые классы предметов («государство», «юрист», «приговор», «международный договор», «металл», ценная бумага»).

АБСТРАКТНОЕ ПОНЯТИЕ – это понятие, элементами объема которого являются свойства или отношения предметов («смелость», «дружба», «компетентность», «справедливость», «невнимательность»).

СОБИРАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, элементами объема которого являются множества однородных предметов, мыслимых как единое целое («библиотека», «созвездие», «прокуратура», «букет роз»). Собирательные понятия могут быть общими («библиотека», «коллектив», «оркестр», «хор», «роща», «созвездие») или единичными («созвездие Ориона», «военный блок НАТО», «коллектив нашего университета»).

НЕСОБИРАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, элементами объема которого являются отдельные предметы, свойства, отношения, к каждому из которых относится данное понятие («человек», «справедливость», «прокурор», «звезда»).

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ – это понятие, в содержании которого отражено наличие признака у предмета («столичный город», «родственник»).

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, в содержании которого отражено отсутствие признака у предмета («человек, не знающий логики», «некомпетентность»).

ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, в содержании которого имеется признак, прямо указывающий на отношение к какому-то другому предмету («брат», «студент, сдавший все экзамены сессии», «отец Сократа», «столица Украины»). Среди относительных понятий можно выделить пары понятий, которые называются соотносительными . К их числу принадлежат понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого. Например, «дети» – «родители», «учитель» – «ученик», «спрос» – «предложение», «начальник» – «подчиненный», «студент» – «преподаватель», «причина» – «следствие», «часть» – «целое», «покупатель» – «продавец». «получение взятки» – «дача взятки», «расход» – «доход».

БЕЗОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, в содержание которого включены только признаки-свойства, которые присущи или не присущи предмету самому по себе, вне зависимости от другого предмета («общественный прогресс», «зеленая трава», «преступное де яние »).

Логическая характеристика понятия – это определение того, к какому из вышеперечисленных видов относится рассматриваемое понятие. Например, понятие «студент педуниверситета» – общее (нерегистрирующее), конкретное, несобирательное, положительное, относительное. Понятие «юрист» – общее (нерегистрирующее), конкретное, несобирательное, положительное, безотносительное. Понятие «современная столица Украины» – единичное, конкретное, несобирательное, положительное, относительное. Понятие «рассеянная невнимательность» – общее (нерегистрирующее), абстрактное, несобирательное , отрицательное, безотносительное.

Если понятие имеет несколько значений, то логическая характеристика ему дается в соответствии с каждым значением. Так, понятие «музей» имеет два значения: 1) здание и 2) собрание интересных предметов. В первом значении это понятие общее (нерегистрирующее), конкретное, несобирательное, положительное, безотносительное. Во втором значении – общее (нерегистрирующее), конкретное , собирательное, положительное, безотносительное. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

Определенное понятие – понятие, имеющее ясное содержание и резкий объем. Иными словами, – это понятие, относительно которого можно точно указать совокупность существенных признаков, составляющих его содержание, а также точно установить границу между теми предметами, которые включаются в его объем, и теми, которые не принадлежат к его объему («человек», «европейское государство», «молекула», «основатель логики», «мастер спорта», «фреска», «планета Земля», «доктор философских наук», «столица государства», «имя существительное», «доцент», «опера», « созвездие Большая Медведица», «симфоническая музыка», «облигация», «кража», «арбитражный суд», «односторонняя сделка», «юрист», «преподаватель философии», «мастер спорта», «учебник по логике»).

Неопределенное понятие – понятие, которое имеет неясное содержание и нерезкий объем. Если понятие характеризуется неясным содержанием, то невозможно точно указать существенные отличительные признаки тех предметов, которые им выражены; а нерезкий объем понятия свидетельствует о невозможности установить точную границу между предметами, входящими в объем данного понятия, и теми, которые не принадлежат его объему («известный писатель», «хороший спортсмен», «ударный труд», «скучная лекция», «любовь», «интеллигентность», «порядочность», «хороший фильм», «высокий человек», «яркая звезда», «престижное учебное заведение», «высокие горы», «красивый пейзаж», «талантливый художник», «высокая зарплата», «молодой», «старый», «недостойный поступок», «умный человек», «модная одежда»). Возникновение и существование неопределенных понятий обусловлено тем, что : 1 ) многие предметы, свойства и явления окружающего мира многогранны и сложны; 2 ) все существующее в мире постоянно меняется; 3 ) сами люди зачастую по-разному оценивают одни и те же предметы.

Неопределенные понятия довольно широко распространены и играют важную роль в мышлении и языке. Использование этих понятий не создает особых помех в повседневном общении, так как они интуитивно понятны и очевидны. В некоторых областях мышления и языка (например, художественной литературе, публицистических текстах) такие понятия даже необходимы. Однако в научной и некоторых видах практической деятельности (например, юриспруденция или дипломатия) неопределенные понятия могут привести к различного рода трудностям, создать основу для разночтений и неверных решений.

Для устранения неопределенности там, где это возможно, в содержание неопределенных понятий вводятся дополнительные признаки, в результате содержание становится ясным, а объем – резким. Например: «Молодой семьей будем называть семью, если супругам не более 30 лет», « Н есовершеннолетние – это молодые люди, не достигшие 16-летнего возраста». Однако проясняющий признак для содержания неопределенного понятия, как правило, относителен, поэтому процедура превращения неопределенного понятия в определенное является условной и искусственной. Неопределенные понятия по своей сути остаются неопределенными и составляют неотъемлемый компонент мыслительного процесса.

Логические отношения между понятиями устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются. Рассматривая отношения между понятиями, следует различать понятия несравнимые и сравнимые.

НЕСРАВНИМЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, не имеющие общих признаков («алиби» – «всемирное тяготение»).

СРАВНИМЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, имеющие общие признаки, т.е. имеющие общее родовое понятие («роза» – «ромашка»; «красный» – «зеленый»; «адвокат» – «прокурор»). Сравнимые делятся на совместимые и несовместимые .

СОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, объемы которых совпадают полностью или частично. Различают равнообъемные, подчиненные и пересекающиеся (перекрещивающиеся) понятия.

РАВНООБЪЕМНЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, различающиеся по содержанию, но объемы которых полностью совпадают, т.е. все элементы объема одного понятия являются элементами объема второго, и, наоборот, все элементы объема второго понятия есть элементы первого. В них мыслится один и тот же класс каких-либо объектов. («дочь» – «внучка»; «преступление» – «криминально наказуемое деяние»). Другие названия равнообъемных понятий – тождественные, эквивалентные, равнозначные.

ПОДЧИНЕННЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, объемы которых имеют такое отношение, что все элементы одного объема являются элементами второго, но не всякий элемент второго является элементом объема первого («юрист» – «судья»). Иными словами, объем одного из них полностью входит в объем другого, составляя его часть. Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим («юрист») ; понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия, называется подчиненным («судья»). Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом («юрист») , а подчиненное – видом («судья»). Если в отношении подчинения находится общее и единичное (индивидуальное) понятие, то общее (подчиняющее) называется видом, а единичное (подчиненное) – индивидом («город Украины» – «город Луганск») .

ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ (ПЕРЕКРЕЩИВАЮЩИЕСЯ) ПОНЯТИЯ – понятия, объемы которых частично совпадают, т.е. некоторые (но не все) элементы объема одного понятия являются элементами другого и наоборот. Иными словами, объемы пересекающихся понятий имеют общие (совпадающие) и несовпадающие элементы («поэт» – «драматург»; «юрист» – «член парламента»).

НЕСОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, объемы которых не имеют общих элементов, т.е. ни один элемент объема одного понятия не является элементом объема другого и наоборот. Различают соподчиненные, противоположные (контрарные) и противоречащие (контрадикторные) понятия.

СОПОДЧИНЕННЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, объемы которых исключают друг друга, но одновременно каждое из них подчинено новому (родовому) понятию («цветок»: «роза» – «тюльпан»; «право»: «гражданское право» – «криминальное право»).

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ (КОНТРАРНЫЕ) ПОНЯТИЯ – понятия, входящие в объем некоторого родового понятия, и объемы которых не имеют общих элементов. При этом одно из них содержит определенные признаки, а другое понятие эти признаки отрицает, исключает, заменяя несовместимыми с ними. Объемы противоположных понятий в своей сумме составляет лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчинены («черный» – «белый»; «мудрец» – «глупец»; «судья» – «подсудимый»).

ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ (КОНТРАДИКТОРНЫЕ) ПОНЯТИЯ – понятия, являющиеся видами некоторого рода, признаки которых взаимоисключают друг друга, а объемы их в своей сумме исчерпывают объем родового понятия («черный» – «нечерный»; «виновный» – «невиновный»; «справедливость» – «несправедливость»).

Все указанные отношения между понятиями можно изобр а зить с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг с о ответствует объему т о го или иного понятия.

Совместимые понятия

Равнообъемные Подчиненные Пересекающиеся

Понятия понятия понятия

Несовместимые понятия

Соподчиненные Противоположные Противореч а щие

Понятия (контрарные) (контрадикто р ные)

Понятия понятия

ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ - логическая операция, посредством которой осуществляется переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Ограничение производится всегда путем увеличения содержания данного понятия (на основе закона обратного отношения). Увеличение содержания может быть осуществлено четырьмя способами:

  1. добавлением к содержанию признаков с помощью союза « и » («студент» – «талантливый студент»);
  2. исключением из содержания признаков, соединенных союзом « или » («талантливый или способный студент» – «талантливый студент»);
  3. заменой в признаке общего имени со словом « некоторые » на единичное имя («студент, сдавший некоторые экзамены на «отлично» – «студент, сдавший экзамены по психологии и математике на «отлично»);
  4. заменой в признаке слова « некоторые » на слово « все » («студент, сдавший некоторые экзамены на «отлично» – «студент, сдавший все экзамены на «отлично»).

Если ограничение последовательное, многоступенчатое, то оно выражается цепочкой: род – вид – индивид. Пределом ограничения является единичное понятие. Например: «населенный пункт» – «город» – «столица государства» – «столица Украины» – «Киев».

ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЯ – логическая операция, при помощи которой происходит переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. При этом содержание понятия уменьшается. Обобщение производится четырьмя способами, обратными тем, что дают ограничения:

  1. отбрасыванием признаков, включенных в содержание понятия при помощи союза « и »;
  2. присоединением признаков союзом « или »;
  3. заменой в признаке единичного имени на общее имя со словом « некоторые »;
  4. заменой слова « все » в таком признаке на слово « некоторые ».

Если обобщение многоступенчатое, то оно может выражаться цепочкой: индивид – вид – род. Пределом обобщения являются категории – наиболее общие понятия. Например: «студент Петров» – «студент» – «человек, который учится» – «человек» – «живое существо» – «организм».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ИЛИ ДЕФИНИЦИЯ) ПОНЯТИЯ – логическая операция, которая раскрывает содержание понятия или устанавливает значение термина. Определением (дефиницией) также называют высказывание, в котором зафиксирован результат этой операции.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАЛЬНОЕ – определение, раскрывающее существенные признаки предмета. Например: «Человек – это разумное существо», «Улика – доказательство виновности обвиняемого в совершении преступления».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМИНАЛЬНОЕ – определение, с помощью которого объясняется значение некоторого термина, его происхождение. Например: «Термин «юридический» (от латинского слова juridicus – «судебный») означает относящийся к правоведению, правовой»; «Флорой называют видовой состав растений, произрастающих на той или иной территории». Иногда значение термина объясняется путем указания на существенные признаки предмета, обозначаемого этим термином. Такое номинальное определение можно легко преобразовать в реальное. Например: «Флора – это видовой состав растений, произрастающих на той или иной территории». Однако многие номинальные определения строятся без указания на существенные признаки предмета, поэтому не раскрывают содержания понятия.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯВНОЕ – определение, раскрывающее существенные признаки предмета, состоящее из двух четко выраженных понятий, – определяемого и определяющего, – между которыми устанавливается отношение тождества, эквивалентности. Основным видом явного определения является определение через ближайший род и видовое отличие .

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ БЛИЖАЙШИЙ РОД И ВИДОВОЕ ОТЛИЧИЕ – определение, в котором определяемое понятие сначала подводится под ближайшее родовое понятие, а затем указывается видовое отличие, т.е. признаки, отличающие определяемый предмет как вид этого рода от других видов, входящих в данный род. Например: «Барометр – это прибор для измерения атмосферного давления»; «Кража есть тайное хищение чужого имущества».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЕ – определение, в котором в качестве видового отличия выступает способ происхождения, образования или конструирования объекта. Например: «Шар –геометрическое тело, образованное вращением окружности относительно одного из своих диаметров»; «Обычай – правило поведения, сложившееся вследствие фактического применения его в течение длительного времени».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ – определение, в котором предмет выделяется посредством указания каких-либо операций, позволяющих распознать его среди других предметов. Например: «Атмосферное давление есть характеристика, измеряемая барометром».

ПРАВИЛА ЯВНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ

1. Определение должно быть соразмерным , т.е. объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого. Вышеприведенные примеры соответствуют этому правилу. Ошибки , связанные с нарушением правила соразмерности: а) слишком широкое определение , когда определяющее понятие по объему шире, чем определяемое понятие. Например: «Человек – это двуногое существо», «Кража – это хищение чужого имущества» (без указания, что оно «тайное »); б) слишком узкое определение , когда определяющее понятие по объему уже, чем определяемое понятие. Например: «Кража – это тайное хищение чужих денег»; «Логика – это наука об умозаключениях».

2. Определение не должно содержать круга , т.е. явного или скрытого вхождения определяемого понятия в состав определяющего (тавтология ). Например: «Бизнесмен – человек, занимающийся бизнесом»; «Неосторожное преступление – это преступление, совершенное по неосторожности»; «Смешное – это то, что вызывает смех».

3. Определение должно быть четким, ясным . Это значит, что в определении не допускается использования неясных и многозначных понятий, метафор, сравнений, аналогий и т.д. Не являются правильными определениями следующие суждения: «Индетерминизм – это философская концепция, противоположная детерминизму»; «Скрипка – это царица оркестра»; «Лень – мать всех пороков».

4. Определение не должно быть отрицательным . Отрицательное определение не раскрывает определяемого понятия. Например: «Пальма – это дерево, не растущее в холодном климате». Однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется. «Безбожник – это человек, не признающий существование бога» – пример правильного определения.

НЕЯВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – определение, в котором в качестве определяющего понятия выступает контекст (контекстуальное определение ), набор аксиом (аксиоматическое определение ), описание способов построения определяемого объекта (индуктивное определение ), указание на отношение предмета к своей противоположности (определение через отношение к противоположному).

ОСТЕНСИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ДЕМОНСТРАЦИЯ) – прием, заменяющий определение, устанавливающий значение термина путем непосредственного показа предмета, обозначаемого этим термином.

ОПИСАНИЕ – прием, состоящий в перечислении внешних черт предмета с целью отличия его от других предметов.

ХАРАКТЕРИСТИКА – прием, состоящий в указании некоторых существенных признаков человека, явления, предмета.

СРАВНЕНИЕ – прием, при помощи которого устанавливается что-либо существенно общее у предметов, о которых идет речь, и у других, сходных с ними предметов.

РАЗЛИЧЕНИЕ – прием, состоящий в указании признака, отличающего один предмет от других, сходных с ним предметов.

ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ – логическая операция, посредством которой объем родового понятия (множество) распределяется на объемы соподчиненных видовых понятий (подмножества) с помощью избранного основания деления. В структуре деления различают делимое понятие , члены деления и основания деления . Родовое понятие, объем которого подвергается операции деления, называется делимым ; соподчиненные видовые понятия, являющиеся результатом деления, называются членами деления ; признак, по которому происходит деление, называется основанием деления . Например: «По процессуальному положению допрашиваемые делятся на свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, экспертов». Понятие «допрашиваемый» – делимое понятие; понятия «свидетель», «потерпевший», «подозреваемый», «обвиняемый», «эксперт» – члены деления; основанием деления является процессуальное положение допрашиваемого.

Логическое деление как деление рода на виды следует отличать от физического деления как мысленного расчленения целого на части . Например: «Конституция делится на разделы, главы и статьи».

ДЕЛЕНИЕ ПО ВИДОИЗМЕНЕНИЮ ПРИЗНАКА – деление, основанием которого является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия (см. вышеприведенный пример).

ДЕЛЕНИЕ ДИХОТОМИЧЕСКОЕ – деление, при котором объем данного понятия делится на два вида по наличию или отсутствию некоторого признака. Например: «Граждане делятся на совершеннолетних и несовершеннолетних»; «Природа делится на живую и неживую».

ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ, ВОЗМОЖНЫЕ В ДЕЛЕНИИ

1. Деление должно быть соразмерным , т.е. сумма объемов членов деления должна совпадать с объемом делимого понятия; иначе возникают ошибки : а) неполное деление , когда пропущен один (или несколько) членов деления; б) деление с лишними членами , когда объем некоторого члена деления не включается в объем делимого понятия. Например: «Химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы». Здесь лишний член («сплавы»), а сумма объемов понятий «металл» и «неметалл» исчерпывают объем понятия «химический элемент».

2. Деление должно производится по одному основанию . В противном случае возникает ошибка – смешения оснований . Например, если мы разделим население на мужчин, женщин, стариков и детей, то это будет смешение оснований по полу и возрасту.

3. Члены деления должны исключать друг друга . Они могут быть лишь несовместимыми соподчиненными понятиями. Это правило вытекает из предыдущего. Нарушение этого правила влечет ошибки : а) пересечение в делении понятий («преступления делятся на умышленные, неосторожные и воинские»); б) включение в делении понятий («студенты делятся на отличников, успевающих и неуспевающих»).

4. Деление должно быть последовательным и непрерывным . В процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, а затем от них – к ближайшим подвидам. В противном случае возникает логическая ошибка – скачок в делении . Пример скачкообразного деления. Если понятие «культура» разделить на понятия «наука», «театральное искусство», «литературное творчество», «музыкальное искусство», «кино» …, то возникает скачок в делении, т.к. не назван ближайший к родовому делимому понятию «культура» видовой член деления – «искусство».

КЛАССИФИКАЦИЯ – логическая операция, представляющая собой многоступенчатое, разветвленное деление объема некоторого родового понятия, где каждое выделенное множество элементов имеет свое постоянное место.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ – классификация, в основание которой положены существенные для выделяемых классов признаки.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСКУССТВЕННАЯ – классификация, которая проводится по несущественным для выделяемых классов признакам.

Литература

  1. Войшвилло Е. К. Логика : учебник для вузов / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 528 с. – Гл. 5, 6.
  2. Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев / В. Н. Брюшинкин. – М. : Н о вая школа, 1996. – 320 с. – Гл. 4 – 7.

3. Гусев А. Д. Логика: учеб. пособие для вузов / Д. А. Гусев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 272 с. – Гл. 1.

4. Демидов И. В. Логика : учебник / И. В. Демидов. – М. : Дашков и К 0 , 2004. – 348 с. – Гл. 2.

5 . Ивин А. А. Логика : пособие для учащихся / А. А. Ивин. – М. : Пр о свещение, 1996. – 206 с. – Гл. 3.

6 . Иванов Е. А. Логика : учебник / Е. А. Иванов. – М. : БЕК, 1996. – 309 с. – Разд. 1.

7 . Казаринов М. Ю. Логика : конспект лекций / М. Ю. Казаринов. – СПб . : изд-во Михайлова В. А., 2000. – 64 с. – С. 22 – 30.

УПРАЖНЕНИЯ І - Х IV

І. Укажите простые признаки, включенные в содержание следующих понятий, и определите их виды; определите вид связи между простыми признаками в содержании понятий:

1. Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка по мотивам явного неуважения к обществу, сопровождавшееся особой дерзостью или исключительным цинизмом.

2. Иллюстрация – изображение, переводящее образы литературы на язык графики или живописи.

3. Афоризм – это обобщенная мысль, выраженная в лаконичной, художественно заостренной форме.

4. Мошенничество - завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

ІІ. Укажите объем, элементы объема и части объема следующих понятий (кавычки опущены):

писатель, юрист, европейское государство, университет, учитель, треугольник, спортсмен, художник, спутник Земли, футбольная команда, ценная бумага, озеро, колледж, прокуратура.

ІІІ. Дайте логическую характеристику следующим понятиям:

естественный спутник Земли, планета Солнечной системы, внеземная цивилизация, соната Бетховена, ананас, кража, племянник, беспорядок, король современной Франции, криминально наказуемое деяние, чемпион Олимпийских игр, прокуратура, смелость, дружба, правительство, физический закон, созвездие.

IV . Какие из следующих понятий являются определенными, а какие неопределенными?

ценная бумага, юрист, кандидат философских наук, престижное учебное заведение, интересная книга, планета Нептун, несовершеннолетний, молодая семья, высокий человек, богач, лысый, металл, млекопитающее животное, ученый, стихийное бедствие, большое здание, хороший спортсмен, ненормальное поведение, отличный спектакль, толстый человек, яркая звезда, скромная пища.

V . Введите в содержание следующих понятий дополнительные признаки и превратите тем самым неопределенные понятия в условно определенные:

молодая семья, выдающийся ученый, особо тяжкое преступление, современная музыка, кража в особо крупном размере, хорошие соседи, высокая зарплата, двоечник, известный писатель, опытный преподаватель, большой стадион, несвежие продукты, крупное военное сражение, толстый человек, редкая удача.

VI. Какие из приведенных примеров отражают отношение рода и вида, а какие выражают отношение части и целого?

1. Учебное заведение, университет.

2. Музыкальное произведение, опера.

3. Норма права, диспозиция.

4. Государственная власть, парламент.

5. Конституция, статья конституции.

VII. Установите отношения между понятиями, изобразив их графически с помощью кругов Эйлера:

1. Государство, европейское государство, федеративное государство, унитарное государство, Россия, Украина, столица государства, город Киев.

2. Кража, разбой, мошенничество, преступление против собственности, грабеж.

3. Отец, сын, мужчина, внук, дедушка.

4. Глава государства, президент, монарх.

5. Водоплавающее животное; рыба; животное, дышащее жабрами; кит; акула; треска.

6. Планета; астероид; комета; планета Солнечной системы; планета Солнечной системы, имеющая атмосферу; Земля; спутник Земли; Луна.

7. Число; четное число; нечетное число; простое число; число 2; число, делящееся на 4; число, делящееся на 8.

VIII. Обобщите и ограничьте следующие понятия:

город в Крыму; студент, знающий всех преподавателей; студент, сдавший логику или психологию на «отлично»; педагогический университет.

I X . Определите, произведено ли последовательное многоступенчатое обобщение или ограничение:

1. Киев – столица Украины – столица – главный город государства – город.

2. Юрист – адвокат – адвокат, который ведет дело, связанное с обманом покупателей.

3. Время – час – минута – секунда.

4. Квадрат – ромб – параллелограмм – трапеция.

5. Аристотель – древнегреческий философ – философ – мыслитель.

6. Украина – Луганская область – Луганск.

X . Установите вид, состав и правильность следующих определений:

1. Кража – это преступление против собственности, состоящее в тайном хищении чужого имущества.

2. Термин «консенсус» заимствован из латинского языка и означает «согласие, общее мнение».

3. Автократия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью сосредоточена в руках единоличного главы государства.

4. Газета – периодическое издание в виде больших листов бумаги, освещающее события политической жизни.

5. Логика – это наука об умозаключениях.

6. Фреска – живописная картина, выполненная водяными красками по сырой штукатурке.

7. Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.

8. Преступление – это общественно опасное деяние.

9. Пальма – дерево, не растущее в холодном климате.

  1. Повторение – это мать учения.
  2. Индетерминизм – это философская концепция, противоположная детерминизму.

XI . Установите, какие приемы, заменяющие определение, использованы в следующих контекстах (описание, характеристика, сравнение, различение , остенсивное определение):

1. «Приближалось утро. Еще одна ночь уходила, еще один день нарождался. В светлеющем, сероватом сумраке постепенно вырисовывалось, как губа оленя в сизом облаке дыхания, бушующее соприкосновение моря с берегом. Море дышало» (Чингиз Айтматов).

2. « Ми йдемо… Шумлять гаї,

Ллються пахощі розкішні,

Щось кричать нам солов’ї,

Щось шепочуть трави пишні» (Олександр Олесь).

3. «Если кто-нибудь силой пытается овладеть страной , то, вижу я, он не достигает своей цели. Страна подобна таинственному сосуду, к к о торому нельзя прикоснуться. Если кто-нибудь тронет [его], то потерпит неудачу. Если кто-нибудь схватит [его], то его потеряет» («Дао дэ цзин», § 29).

4. «На корточках ползали слухи,

Судили, решали, шепча» (С.Есенин).

5. «Стоит мне и теперь закрыть глаза, Мари встает передо мной: щеки смуглые, как лепестки мускатной розы; взгляд карих глаз нежен и в то же время смел; волосы черные, как смоль, будят волнение в крови и в стихи просятся; а фигурка – точно молодая березка на ветру» (А.Конан Дойл).

6. «Луна хохотала, как клоун» (С.Есенин).

7. «Учитель сказал: «Даже в селении с десятью домами есть люди, подобные мне по преданности [государю] и искренности, но они не могут сравниться со мной в любви к учению» («Лунь юй», 5:27).

8. « Хмарна ніч проплаче аж до ранку дощем рясних невтішних сліз…» (Олександр Олесь).

9. « В залихватском степном разгоне

Колокольчик хохочет до слез» (С.Есенин).

10. «В лодке было трое охотников и с ними мальчик. Двое мужчин, что помоложе и покрепче, гребли в четыре весла. На корме, правя рулем, сидел самый старший из них, степенно посасывая деревянную трубку, – коричневолицый, худой, кадыкастый старик, очень морщинистый – особенно шея, вся изрезанная глубокими складками, и руки были под стать – крупные, шишковатые в суставах, покрытые рубцами и трещинами. Седой уже. Почти белый… А на другом конце каяка, примостившись, как кулик, на самом носу, … с великим трудом удерживал себя на месте… черноглазый мальчик лет одиннадцати – двенадцати» (Ч. Айтматов).

11. «Плачет метель, как цыганская скрипка» (С. Есенин).

12. «…Елки молча торговали своими голубоватыми пирогами» (В.Набоков).

13. Это — верблюд , и все животные, похожие на него, тоже верблюды.

14. «И березы в белом плачут по лесам» (С.Есенин).

15. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. Поэтому, кто не заслуживает доверия, не пользуется доверием [у людей]. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности» (Дао дэ цзин», § 17).

16. «Ветерок веселый робок и застенчив,

По равнине голой катится бубенчик.

Эх вы, сани, сани! Конь ты мой буланный!

Где-то на поляне клен танцует пьяный» (С.Есенин).

17. «Ленность – это отвращение человека от усилий» (К.Д.Ушинский).

18. «Аристотель – величайший мыслитель древности» (К.Маркс).

19. «Филипп… двигался легко и бесшумно, как ягуар. И вообще во всем его облике было что-то от ягуара. Красивого хищника – вот кого он напоминал» (Агата Кристи).

20. «Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках» (В.А.Сухомлинский).

21. Цветок гороха напоминает сидящего мотылька.

22. Это – стол , и все предметы, похожие на него, тоже столы.

XII. Определите, в каких случаях имеет место логическое деление, а в каких - физическое (мысленное расчленение целого на части):

1. Правоохранительные нормы делятся на диспозицию и санкцию.

2. Земной шар делится на Западное и Восточное полушария.

3. История человечества делится на древнюю, средневековую, новую и новейшую.

4. Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны.

5. По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков или меланхоликов.

XIII. Дайте характеристику (укажите вид, состав, правильность) следующих делений и классификаций:

1. К ценным бумагам относятся акции и чеки.

2. Республики разделяются на парламентские, президентские и унитарные.

3. Сделки бывают двусторонние, многосторонние и завещания.

4. Предложения бывают распространенные, нераспространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные.

5. Университеты делятся на украинские, зарубежные, американские.

6. Треугольники делятся на прямоугольные, равносторонние, равнобедренные, тупоугольные.

7. Члены предложения делятся на подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения.

8. Растения делятся на съедобные и несъедобные, однолетние и многолетние.

9. Основные компоненты ЭВМ делятся на: процессор, память, устройство ввода – вывода.

10. Различают следующие части речи: самостоятельные, служебные и местоимения.

XIV . Постройте классификацию из перечисленных понятий:

католицизм, хинаяна, христианство, ислам, махаяна, протестантизм, мировая религия, суннизм, православие, шиизм, буддизм, хариджизм, ламаизм.

Любое понятие имеет содержание и объем .

Объем понятия составляет совокупность или множество предметов, которое мыслится в понятии.

Достаточным содержанием для образования понятия «равнобедренный прямоугольный треугольник» будет указание на наличие в составе геометрической фигуры двух углов, равных 45°. Объемом же такого понятия станет вся совокупность возможных равнобедренных треугольников.

Любое понятие может быть полно охарактеризовано при помощи определения его содержания (иными словами - смысла) и установления предметов, с которыми данное понятие имеет определенные связи.

Интенсиональность понятий . Чаще всего в процессе толкования термина «содержание понятия» его определяют в качестве понятия как такового. В этом случае подразумевается, что содержание понятия есть система признаков, при посредстве которых предметы, содержащиеся в понятии, обобщаются и выделяются из массы других. Иногда под содержанием понимается значение понятия или все взятые вместе существенные признаки предмета, содержащиеся в понятии. В некоторых исследованиях содержание понятия отождествляется со всем комплексом сведений, которые известны о данном предмете.

Экстенсиональность понятий . Любое понятие отражает какой-либо предмет, содержит признаки, характеризующие и отделяющие его от других предметов. Этот предмет всегда связан с другими предметами, которые не входят в содержание данного понятия, однако имеют признаки, частично повторяющие признаки предмета, отраженного в понятии. Эти предметы составляют особую группу. Такую группу можно определить как совокупность объектов, характеризующихся наличием общих признаков, закрепленных хотя бы одним понятием.

Виды понятий

В современной логике принято делить понятия на: ясные и размытые; единичные и общие; собирательные и несобирательные; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безотносительные и соотносительные . Перейдем к рассмотрению каждого вида понятий отдельно.

Ясные и размытые . В зависимости от содержания понятий они могут отражать действительность более или менее точно. Именно это качество положено в основу разделения понятий на ясные и размытые. Как несложно догадаться, четкость отражения значительно выше у ясных понятий, размытые же нередко отражают предмет с недостаточной полнотой. Например, ясное понятие «инфляция» содержит в своих характеристиках достаточно четкое указание на степень экономической дестабилизации в стране.

Единичные и общие понятия . Такое разделение связано с тем, подразумевается ли в них один элемент или же несколько. Как нетрудно догадаться, понятия, в которых подразумевается лишь один элемент, называются единичными (например , «Венеция», «Дж. Лондон», «Париж»). Понятия же, в которых мыслится несколько элементов, называются общими (например, «страна», «писатель», «столица»).

Общие понятия могут быть регистрирующими и не регистрирующими . Отличаются они тем, что в регистрирующих понятиях множество подразумеваемых элементов поддается учету, может быть зафиксировано. Не регистрирующие понятия характеризуются тем, что множество их элементов не поддается учету, они имеют бесконечный объем.

Понятия собирательные и не собирательные . Понятия, содержащие признаки некоторой совокупности элементов, входящих в один комплекс, принято называть собирательными . В качестве примера собирательных понятий можно привести понятия «команда», «стая», «отряд». Необходимо отметить, что содержание единичного понятия нельзя относить к отдельному элементу, входящему в его объем, так как оно относится сразу ко всем элементам. Собирательные понятия бывают общими («команда», «стая») и единичными («команда «Сокол «», «отряд «Альфа «»).

Понятия, содержащие признаки не целой совокупности, а отдельных элементов, называются несобирательными . Если употребление в речи такого понятия относится к каждому из элементов, составляющих его объем, такое выражение именуют разделительным. Если же упоминаются все элементы в комплексе (совокупности) и безотносительно к каждому из элементов, взятому в отдельности, такое выражение называют собирательным.

Конкретные и абстрактные понятия . Такое разделение понятий зависит от предмета, отражаемого в содержании понятия. Это может быть предмет, или некая совокупность предметов, или признак этого предмета (отношение между предметами). Соответственно понятие, содержание которого составляет информация о признаке предмета или отношение между предметами, именуется абстрактным понятием . Напротив, понятие о предмете или совокупности предметов называется конкретным .

Главным признаком, чертой, по которой проводится разделение понятий на конкретные и абстрактные, является соотношение предмета и его признаков. Иными словами, хотя признаки предмета и не могут существовать без последнего, в результате логического приема «абстрагирование» они выделяются в самостоятельный объект мысли и рассматриваются безотносительно своего предмета. Соответственно и понятие носит название абстрактного.

Нельзя забывать о том, что конкретные и единичные понятия не являются синонимами, также как и абстрактные необходимо отделять от общих. Так, общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными. Например, понятие «купец» является общим и конкретным , а понятие «посредничество» - общим и абстрактным .

Положительные и отрицательные понятия . В основу классифицирования данных понятий положены свойства предмета, явления или процесса. Вид понятия здесь поставлен в зависимость от наличия либо отсутствия у предмета характеризующих свойств. Говоря иначе, понятие именуется положительным , если в нем содержится указание на наличие свойств, присущих предмету. В противоположность положительным выступают отрицательные понятия , которые подразумевают отсутствие таких свойств. Так, положительным понятием будет «сильный», а отрицательным - «слабый»; положительным - «спокойный», отрицательным - «беспокойный».

Безотносительные и соотносительные понятия . В основу этой классификации положено наличие либо отсутствие связи предмета, составляющего объем понятия, с другими предметами материального мира. Таким образом, безотносительными будут понятия, существующие отдельно друг от друга и не оказывающие на существование каждого из них существенного влияния. Такими понятиями, например , могут быть «гвоздь» и «пуговица». Каждый из этих предметов существует отдельно и независимо от другого.

Отталкиваясь от сказанного выше, можно определить соотносительные понятия как имеющие связь друг с другом, заложенную в признаках предметов, составляющих их объем. Такими понятиями будут : «сюзерен» - «вассал» или «брат» - «сестра».

Введение_____________________________________________________3

1. Понятие как форма мышления_____________________________4

1.1. Общая характеристика понятия. Свойства и признаки_______4

1.2. Логические приёмы образования понятий_________________6

2. Понятие и слово_________________________________________9

Заключение____________________________________________________13

Список использованной литературы_________________________

Введение.

«… Употребляйте с пользой время:

Учиться надо по системе.

Сперва хочу Вам в долг вменить

На курсы логики ходить.

Ваш ум, не тронутый доныне,

На них приучат к дисциплине,

Чтоб взял он направленья ось,

Не разбредаясь вкривь и вкось».

В.Гете «Фауст» ч. I «Ночь»

Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина, каким правилам мышление при этом должно подчиниться основная задача, которая стоит перед студентами при изучении курса логики, научиться сознательно применять законы и формы мышления, усвоить основные принципы правильного логического мышления – определенность, последовательность, доказательность; приобрести навыки и умения, требующие точности мышления, обоснованности и убедительности выводов.

Логика (от греческого слова logos – «мысль», «слово», «разум», «закономерность») – наука о мышлении. Но в отличии от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания. Одной из форм мышления является понят

1. Понятие как форма мышления.

1.1. Общая характеристика понятия. Свойства и признаки.

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Признаком предмета называется, то в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) так же рассматривается как его признак: Например, отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника. Признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или его собственник не известен.

Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки. Одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка, жестикуляция, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей. Другие (профессия, национальность, социальная принадлежность и т.д.) являются общими для определенной группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и не существенные.

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными.

Существенные признаки могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов включают общие существенные признаки. Например, общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются существенными. Понятие, отражающее один предмет (например, «Аристотель»), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включаетединичные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которой отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно.

Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятий и представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Мы не можем, например, представить, а таем более воспринять здание вообще. Восприятие или представление - это чувственно-наглядный образ, какого-либо конкретного здания, например храм Василия Блаженного на Красной площади. Понятие лишено наглядности. Понятие «здание» характеризуется отсутствием единичных признаков отдельных зданий, в нём отражаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся общими для всех строений, предназначенных для посещения, учёбы, работы или жилья.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «стоимость»; правовые науки – понятия «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «правоспособность» и др.

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятий и представлений. Вместе с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

1.2. Логические приёмы образования понятий.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от не существенных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные, с помощью анализа, должны быть соединены, в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, - синтеза , представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.

Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.

Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления – понятия.

2. Понятие и слово.

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирования понятий, ни оперирование ими.

Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В разных национальных языках одно и тоже понятие выражается разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают. Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Например, слово русского языка «связка» употребляется в значениях:

1. несколько однородных предметов, связанных вместе («связка книг»),

2. сухожилие, соединяющее отдельные части скелета или органа тела («мышечные связки»)

3. элемент суждения, связывающий субъект и предикат или простые суждения.

Несколько значений имеет слово « закон », « субъект », « край » и др.

В любом языке существуют омонимы и синонимы.

Омонимы (от греч. homos – «одинаковый» и onyma – «имя») – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия (например, коса – это сплетенные вместе пряди волос, и идущая от берега узкая полоска земли, и орудия для срезания травы, злаков и т.п.; нота – графическое изображение музыкального звука и дипломатическое обращение одного государства к другому; заключение – суждение, полученное логическим путем из посылок, и состояния лица, лишенного свободы, и последняя часть, конец чего – либо).

Синонимами (от греч. synonymus – «одноименный») называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, «родина» и «отечество», «юридическая наука», «правоведение» и «юриспруденция», «договор», «соглашение» и «контракт» и многие другие.

Многозначность слов (полисемия ), слова – омонимы и синонимы нередко проводят к смешению, а, следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значения слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определенном смысле.

Логику кратко определяют как науку о формах и законах правильного мышления. Какие же существуют формы мышления?

Выделяют следующие формы мышления: понятие , суждение , умозаключение .

Например: «апельсин», «фрукт», «трапеция», «белизна», «река Нил», «ураганный ветер», «студент медицинского института» - это понятия.

Из понятий можно построить суждения: «Апельсин является фруктом», «Река Нил находится в Европе», «Мне нравится ураганный ветер».

Из одного или более суждений по определенным правилам можно получить новые суждения, построив умозаключения. На первых нескольких занятиях мы будем подробно рассматривать форму логического мышления – «понятие ».

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные отличительные признаки предметов .

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Существенными называются такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью отличить (выделить) данный предмет (явление) от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс.

Например, одним из существенных признаков понятия «человек» является наличие сознания.

Несущественные - это преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет остается самим собой. Например, несущественным признаком понятия «человек» является цвет его волос, вес, рост и др.

Необходимо подчеркнуть, что различия между существенными и несущественными признаками имеют относительный характер. В определенных условиях они могут меняться местами.

Например, существенными признаками понятия «апельсин» будут: круглый, оранжевый, упругий, сладкий, ароматный и другие. Можно ли по этим признакам отличить апельсин от не апельсина? По этим признакам легко отличить апельсин от яблока, но нельзя отличить апельсин от мандарина: большой мандарин можно спутать с маленьким апельсином. Поэтому для точной идентификации апельсина необходимо ввести дополнительные признаки.

Содержание понятия «ученик» включает в себя признаки «познавать новое», «заниматься под руководством учителя» и «посещать школу». Содержание понятия «хороший ученик» включает в себя признаки «познавать новое», «заниматься под руководством учителя», «посещать школу», «получать хорошие отметки», «исполнительность», «обязательность», «воспитанность». Любой ли отличник может в соответствии с этими признаками называться хорошим учеником? Отметим, что разные люди по-разному представляют себе хорошего ученика, поэтому для каждого человека может быть свой набор существенных признаков.

Объем понятия - это множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. Например, объем понятия «река» включает в себя множество, состоящее из рек, носящих имена Обь, Иртыш, Енисей, Волга и др. Объём понятия «ученик» включает в себя всех людей, которые когда-либо учились (чему-нибудь и как-нибудь), учатся сейчас или будут учиться.

Автомобиль - транспортное средство, имеющее двигатель, кузов, колеса и устройство управления. Это содержание понятия, а его объемом являются все существующие в мире автомобили.

Объемы и содержания понятий находятся в тесной взаимозависимости. Одно из важнейших проявлений этой связи фиксируется в законе обратного отношения между содержанием и объемом понятия: если одно понятие шире другого по объему, то первое беднее второго по содержанию; если же первое понятие уже второго по объему, то оно богаче его по содержанию.

Задания

Укажите хотя бы один элемент объема понятия:

1. Президент

2. Алфавит

3. Прокуратура

4. Текст

5. Поезд

6. Мелодия

7. Студенческая группа

8. Толпа

9. МГУ имени М.В. Ломоносова

10. Вечный двигатель

11. Русский алфавит

12. Созвездие

13. Созвездие Большого Пса

14. Клавиатура

15. Квартира

16. Сад

17. Бусы

18. Предложение

19. Клуб собаководов

20. Родительское собрание

21. Бригада скорой помощи

22. Мурманск

23. Нынешний царь России

24. Собрание сочинений

25. Полное собрание сочинений Л.Н. Толстого

26. Человек, который побывал на всех материках, но не бывал в Антарктиде.