Сообщение на тему о любви есенина. Урок «Любовная лирика в творчестве Сергея Есенина

Любовная тематика красной нитью проходит через все этапы творческого пути великого русского поэта. Сергей Александрович Есенин в каждую сочиненную строку словно вкладывал частичку своей души, выражая искреннюю любовь к родному краю, к природе, к людям. Его чувства, переживания, раздумья близки каждому читателю. Именно поэтому лирика Сергея Есенина по сей день остается горячо любимой и почитаемой среди представителей разных поколений.

С самого начала творческого пути в лирике поэта прочно закрепился образ родного края: любимого и незаменимого, согревающего сердце в самые тяжелые времена. Сельская жизнь, русский фольклор, девичий смех и красота российской природы – все это вдохновляло поэта, благодаря чему на свет появилось множество чудесных сочинений.

Любовь к родному краю стала основной темой творчества поэта. В стихотворении «Запели тесаные дроги» теплая искренняя любовь носит немного печальный оттенок, а вот в знаменитом «Гой ты, Русь моя родная» Есенин выражает восторг, радость и преданность Родине. Сергей Александрович не любил городскую жизнь, а воспевал лишь то, что близко к природе, к истокам культуры народа. В позднем творчестве такая любовь выражается в сожалении об ушедшем, а также в презрении к безбожию и нежелании жить по новым законам общества («Возвращение на Родину», «Русь советская»).

Любовь к России тесно перекликается в лирике Есенина с любовью к матери. Знаменитое стихотворение «Письмо матери» является напряженным лирическим монологом. В этом письме-послании, используя разговорную лексику, просторечья, жаргонизмы, метафоры в сочетании с высоким книжным стилем, автор выражает множество чувств, переполняющих его ранимое сердце: тревогу, боль, нежность, доверие, тоску. И это неудивительно, ведь порой только матери можно довериться и открыться.

В философской лирике Есенина прослеживается любовь к животному миру. Трагическое стихотворение «Лисица» показывает, как безжалостны люди к беззащитным животным. В произведениях «Корова», «Песнь о собаке» автор передает трагизм через восприятие самих животных. Для поэта животный мир – это важная часть природы, часть родного края, а значит его невозможно не любить.

Любовная лирика Сергея Есенина наполнена как радостными, так и печальными чувствами. Многие стихи посвящены конкретной женщине. Несмотря на то, что прекрасный пол не обделял вниманием талантливого поэта, а сам он трижды был женат, любовные стихотворения Есенина в большинстве своем носят трагический характер. Таковы «Письмо к женщине», «Ты меня не любишь, не жалеешь», «Ну целуй меня, целуй» и другие.

Любовь для поэта становится не просто источником вдохновения, но и смыслом жизни. Это проявляется во всех сферах его творчества, наполненного гаммой истинно человеческих чувств, которые переживал сам Сергей Есенин и которые переживает каждый человек, познакомившись с его лирикой. Поэт воспевал искреннюю, чистую, возвышенную любовь, и, наверняка, верил, что именно она победит все печали и невзгоды.

Сочинение Любовь в творчестве и лирике Есенина

Великий поэт, который родился в России того времени, был очень талантливым. Есенин, так как это был он, с того самого момента, как стал писать свои прекрасные произведения, вкладывал в них всю свою душу. Он любил свой край, любил родных людей, а также, часто питал возвышенные чувства просто ко всем людям на земле, так как он был немного гуманист. Когда он писал о чем либо, о своих чувствах, или о чем-либо другом, все свои эмоции, которые он передавал в строках, он адресовывал к своим читателям.

Любовь – это была самая главная тема во всех произведениях Есенина. Потому что,как было сказано выше, он был очень гуманным, то есть любил людей, природу и все вокруг, и не питал ненависти ко всему миру, как иногда преследуется это у некоторых поэтов и писателей. Но больше всего наверно, он любил собственный край – такой красивый, такой процветающий, всю природу вокруг, такую романтичную и таинственную.

Родной край для Есенина был очень важным фактором в жизни, именно потому он часто упоминает в своих стихотворениях природу вокруг, описывая все ее красоты, а также, те эмоции и чувства, которые он питает по отношению к ней. Именно потому, читая его произведения, на душе становиться как-то более радостно, намного милее. Начинаешь представлять этот, как будто бы неземной край – такой родной поэту. Природа – всегда была родной поэту Есенину. Ведь даже она была –как оживленный герой в его стихотворениях. Она жила, чувствовала боль, радость и спокойствие.

Иногда в произведениях Есенина преследуется такие эмоции, как печаль, горесть по отношению к природе Руси. Не всегда, как оказалось, Есенин выражал восторг и радость, иногда в его строках в стихотворениях проскальзывает печаль, и даже иногда – боль.

Кроме темы любви по отношению к природе, Есенин высказывал в своих произведениях любовь и к Руси, такой величественной, и вместе с тем – простой. Россия для чувствительного поэта была отождествлена с образом матери, нежной и любящей. Именно потому Есенин иногда печалиться о том, что прошлое ушло, и не вернется никогда.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Гробовщика Андриана Прохорова в рассказе Пушкина Гробовщик

    Андриан Прохоров является единственным главным героем произведения, вошедшего в цикл «Повести Белкина».

  • Образ учителя Харлампия Диогеновича в повести Тринадцатый подвиг Искандера

    Название рассказа – цитата этого героя. Собственно, рассказ о нём. Это ведь воспоминания писателя о своих школьных годах и конкретном случае, в котором судьей стал этот самый учитель математики.

  • Характеристика Тибальта в Ромео и Джульетте Шекспира сочинение

    Тибальт является одним из второстепенных персонажей всемирно известной классической пьесы Уильяма Шекспира, трагедии под названием «Ромео и Джульетта».

  • Особенности языка и стиля Лескова

    Творчество писателя отличается своеобразной манерой изложения с использованием собственного стиля повествования, позволяющего с величайшей точностью передавать народные речевые мотивы.

  • Сочинение Образ Лели и ее характеристика в рассказе Елка Зощенко

    Одним из основных персонажей произведения является семилетняя девочка по имени Леля, представленная писателем в образе старшей сестры Миньки, мальчика пяти лет.

Есенин раскрывается в своих стихах. Он дает возможность каждому, кто читает поэмы, заглянуть прямо в душу одному из самых гениальных людей России того времени.

Биография поэта

Сергей Есенин (3 октября) в 1895 году в Рязанской губернии, а умер 28 декабря в 1925 г. в Ленинграде. Всю жизнь он страстно любил свою родину, что, безусловно, прослеживается во многих его стихах. Страна вдохновляла его на лирику.

Жители России становились героями в поэмах. Зачастую он описывал простую крестьянскую жизнь.

В отличие от того же Некрасова, Сергей Александрович знал о крестьянских проблемах не понаслышке, поскольку и сам был в том же положении.

Судьба была к нему благосклонна, и в 1904 году мальчик отправился постигать основы наук в земское училище Константинова. Затем продолжил обучение в церковноприходской школе. Закончив ее, Есенин собрал вещи и переехал в Москву. Там он поначалу работал в лавке у мясника, потом в типографии. При этом не забывал про обучение. Был вольнослушателем в Народном университете им. Шанявского, где посещал курсы истории и философии.

Начало поэтической жизни

Работа в типографии позволяла знакомиться с писателями и поэтами, которые приходили издаваться. Его первые стихотворения опубликовал журнал “Мирок” в 1914 году. Его не смутило то, что пришлось писать на детскую тематику. Любовь в лирике Есенина проявилась позже.

В 1915 году его впервые услышали Городецкий и Блок. А годом позже его забрали в армию. Шла война, на которой он стал санитаром. В то же время вышел первый сборник стихов «Радуница», принесший ему популярность.

Есенина любила императрица Александра Федоровна и ее дети. Он выступал перед ними в Царском Селе.

Новая эра

В начале 20-х годов молодой Сергей Александрович открывает для себя имажинизм и становится его представителем.

После поездки по Средней Азии увлекся восточными мотивами, песнями, стихами.

В двадцать первом году происходит событие, которое меняет его жизнь. Он влюбляется в Айседору Дункан, танцовщицу, на которой через полгода женится. После свадьбы они уехали за границу и там провели В Америке пара задержалась на четыре месяца.

Вскоре по возвращении брак распался.

Есенин посвятил себя издательскому делу и небольшому книжному магазинчику. До самой смерти много путешествовал.

Последние годы

В последние годы на него заводили несколько уголовных дел за драки, пьянство, неприличное поведение.

Советское правительство старалось поддерживать Есенина, считая его гением того времени. Раковский советовал Дзержинскому отправить поэта в санаторий, где того вылечат от пьянства.

В 1925 году Сергея Александровича удалось заставить лечь в больницу. Но в декабре того же года он выписался, взял все деньги из своих сбережений и уехал в Ленинград. Там он встречался с видными писателями и литераторами, жил в дорогой гостинице.

Есенин страдал от депрессии. И в той же гостинице, написав пару строчек нового стихотворения, он повесился.

Тема любви в лирике Есенина

Сергей Александрович был не просто поэтом, он был художником и даже музыкантом. Такая чувственная натура артиста страдала от одиночества. Он был женат три раза. Менял одну любовницу за другой. Ни одна не принесла ему долгожданного счастья.

Но все они были в свое время откровением для поэта. Каждая становилась музой.

Тема любви в лирике Есенина не была похожа на те же переживания у других. Автор сделал ее актуальной и очень интимной.

Эта тема начала звучать с самого начала в его поэмах. В первых стилизованных под фольклор произведениях вроде «Подражания песне» он наслаждается желанием быть любимым, возможностью украсть поцелуй девушки. Стихотворение больше напоминает лирический напев.

Юная любовь в творчестве Есенина

Первые произведения он посвящал Анне Сардановской. В них Есенин предчувствует радость предстоящей встречи.

Тема любви в творчестве Есенина позже стала смешиваться с восторгом от природы его страны. Он наделяет цветы, деревья, природные явления характерными женскими обличьями. К примеру, Кашину он сравнивает с невинной юной березой. Длинные косы ее причесывает луна. И в то же время в стихотворении рассказывается о том, как пастушок приходит к дереву, что превращается метафорически в девушку. Он обнимает ее за оголенные коленки. Но ухаживания эти невинны.

Книга Есенина «Стихи о любви» тоже пропитана целомудренными чувствами. Она не получила должного внимания и не была опубликована. А затем тема любви в стихотворениях Есенина начала преображаться. Она видоизменилась.

Есенин на перекрестке

Меняется его настроение в «Москве кабацкой». Мало того что Есенин переживал трудности в личном плане. Менялась Россия. Возникало абсолютно новое государство, с другими моральными ценностями. Ему казалось, что больше никому его творчество не понадобится.

В то же время поэт начал искать утешения в алкоголе. Он попробовал заглушить боль, и ему ненадолго стало легче. С тех пор Есенин не мог себе отказать.

Опьянелый от вина, он утратил свою невинность взглядов. Поэт пишет «Письмо к женщине», ставшее его исповедью, признанием в том, что напивается из-за страданий.

Тема любви в творчестве Есенина превращается отныне из божественного знака в чуму, в болезнь. И он становится циником, видящим лишь плотские проявления чего-то ранее святого.

Женщины превращаются в собачью свору, готовую загрызть его. Но в конце стихотворения поэт описывает, что не в силах сдерживать слезы, и просит прощения.

Сергей старается заглушить собственную боль любовью. Тема любви в поэзии Есенина становится лекарством. И снова его произведения становятся окрыленными и преисполненными надежд.

Новая любовь

У него появляется новая муза - Августа Миклашевская. Она исцеляет Есенина, дает возможность творить. У поэта рождается цикл стихов «Любовь хулигана». Он опять идеализирует некогда ненавистное чувство.

Ярким примером этого периода жизни можно назвать стих «Заметался пожар голубой». Есенин уверяет, что для него это чувство возникло как впервые, и он теперь не хочет скандалов и ссор. Алкоголь забыт. Жизнь окрасилась в яркие краски. Тема любви в лирике Есенина преобразилась. Себя поэт сравнивал с хулиганом, которого приручили.

Августа стала его новым смыслом. Он сравнивал ее даже с Богоматерью.

А в 1924 году у поэта наступает новый виток в жизни. Он знакомится в Батуми с другой музой, Шаганэ. Ей лирик посвятил множество стихов. Для нее создал «Персидские мотивы». Все они словно одно признание своих чувств.

Он писал о том, что не знает персидского, но язык не помеха. Тема любви в поэзии Есенина понятна для всех. В этом сборнике светлое чувство смешивается с ностальгией по родному дому.

В нем сражаются две стороны. Одна из них сходит с ума по девушке, вторая не может оставить Родину.

Финальные аккорды лирики

Есенин после многих попыток обрести любовь, окончательно в ней разочаровывается. Последние стихи больше пропитаны ненавистью к светлому чувству, иронией, цинизмом. Он подмечает лишь неискренность в женском поле, видит его лукавство. В одном из стихов Есенин называет дам пустыми.

До последнего момента он верил, что может встретить свою мечту, настоящее чувство. Ему хотелось увидеть идеал. В стихотворении «Листья падают, падают листья» звучит не столько отчаяние, сколько желание быть любимым, отдаться любви, повстречать чистую девушку, с которой можно прожить до конца дней. Есенину хотелось успокоиться. И он искал ту, которая могла бы излечить раны повидавшего многое поэта.

Лирика Есенина передает читателям полную и подлинную гамму его чувств. В ней нет лжи. Она целиком соответствует биографии поэта. Все его эмоции были выплеснуты на бумагу. Казалось, что Есенин ничего не утаивал от других. Он жил, словно открытая рана.

Возможно, именно поэтому его поэзия до сих пор остается такой актуальной. Она всегда будет популярной, любимой многими. Ведь он говорил для людей и о человеческих чувствах.

Поэт понимал это. Тема любви в лирике Есенина доступна и понятна каждому. Все ее переживают. Большинство страдает от каких-то проблем.

Любовь к России

Виды любовной лирики бывают разными. Она может быть адресована к родным, к близким, а может относиться и к целому государству.

Есенин был любимым поэтом для императорской семьи, а позже стал народным достоянием при советском обществе. Как так могло произойти?

Все дело в том, что он говорил общим языком с народом. Тема любви в была наполнена признательностью к своей стране. Он не один раз пожертвовал личным счастьем ради нее.

Чаще всего Родина отвечала ему взаимностью.

Сергей Александрович как-то подметил, что вся лирика его живет только благодаря любви к России. В его поэзии это название встречается, возможно, чаще, чем все остальные.

Есенин не уставал делать признания в своих чувствах к Руси. Эта любовь легла в основу всех его жизненных деяний. Она оказалась сильнее, чем сам поэт.

Все, что ощущал Есенин, что окружало его, и было Родиной. Ему сложно давалось отделить одну тему от другой. Любовь к своему государству вплеталось в другие сюжеты. Очень часто она соединялась с женскими образами и становилась еще более личной.

К примеру, в его строках про осень описывается девушка, «выпитая» другими, с усталостью в глазах.

Природа России всегда была для Есенина чем-то живым, с душой и сердцем. Животные и деревья, времена года становятся такими же важными, как и образы женщин.

Быть может, только эта красота, нежность окружающей среды удерживала долгое время депрессию, которую испытывал Сергей Есенин. Тема стала его отдушиной.

Поэт и политика

В своей любви он не был слеп. Сергей Александрович видел порочность труда крестьян, их нелегкую жизнь. стала для него небывалым достижением, прогрессом. Он надеялся на изменения.

Есенин разочарован тем, что к власти приходят не эсеры, а большевики, и культурой перестают интересоваться.

Со временем поэт предпринимал попытки смириться и полюбить новую власть. У него практически получилось это после поездки в Америку. Но поздние стихи свидетельствуют о том, что он прекрасно помнит те времена, когда власть принадлежала монархии, и ему тяжело угнаться за прогрессом.

Творчество С. А. Есенина неразрывно связано с те­мой любви, оно как бы и не существует без этого высо­кого чувства. Душа поэта не может не любить, не восхищаться, не пылать страстью. Она дышит любовью, живет ею, что и находит свое отражение в лирике.

Первая любовь поэта рождается на его родине, в «стране березового ситца». Стихотворения, относя­щиеся к этому периоду (начало десятых годов XX века), схожи по своему настроению с народными пес­нями, полны деревенской мелодичности и напевно­сти. В них отчетливо слышны фольклорные мотивы («Подражанье песне», 1910г.). С ранних лет в душу С. А. Есенина запали народные сказания, поговорки, загадки. Поэтому первые его стихи отличаются пол­нотой красок, звуков, запахов. В его стихах - мягкая зелень полей, алый свет зари, белый дым черемухи, голубой песок неба.

Любовная лирика занимает значительное место в поэзии С. А. Есенина. В его стихотворениях нашли свое отражение разнообразные переживания поэта - радость встреч с любимой, тоска в разлуке, грусть, от­чаяние. Но тема любви в его стихах тесно переплета­ется с главной есенинской темой - темой любви к Ро­дине. Любовь к женщине раскрывается у него через любовь к родной земле. Он с поразительной способно­стью одушевляет природу отчего края:

Зеленая прическа,

Девическая грудь.

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Березка - его любимый образ, становится берез­кой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер; клен на одной ноге; горящая своими плодами рябина; осины, смотрящие в розовую воду; рожь с ле­бединой шеей и множество других удивительных ме­тафор и образов создают в творчестве С. А. Есенина свой особый мир - мир живой и одухотворенной при­роды, в котором жил он сам.

Поэзия любви, сливаясь воедино с поэзией приро­ды, черпает из нее целомудренность весеннего цвете­ния, чувственность летнего зноя.

Возлюбленная поэта - это воплощение красоты окружающего мира, красоты родного деревенского пейзажа. Она предстает перед нами «со снопом во­лос... овсяных», «с алым соком ягоды на коже», а ее «гибкий стан и плечи» придумала сама природа. Так С А. Есенин описывает свою любимую в стихотворе­нии «Не ходить, не мять в кустах багряных...», напи­санном в 1916 году.



В стихотворении «Зеленая прячется...» девушка предстает перед нами в любимом образе поэта - в об­разе тонкой березки, что «загляделась в пруд». Сама березка нам рассказывает, как «ночью звездной» «за голые колени... обнимал» ее пастух и «слезы лил», прощаясь с ней «до новых журавлей ».

В начале двадцатых годов происходит резкая сме­на настроения поэта в стихотворениях о любви. Есе­нин, став свидетелем событий революции, видя изме­нения, происходящие в стране, глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цик­ле стихотворений «Москва кабацкая», где деревен­ский песенный лиризм заменяется отчетливым рез­ким ритмом. Поэт, переживая вместе с народом тяже­лые перемены в России, не может определить своего места в жизни, глубоко страдает от сознания душев­ной раздвоенности. Он ждал от революции осуществ­ления мечты о «мужицком рае», вольной, сытой, сча­стливой жизни на земле. Но на самом деле произошло разорение деревенской «голубой Руси». С. А. Есенин почувствовал, что происходит разрушение гармонии с природой. В одном из своих писем этого времени он писал: «Трогает меня... только грусть за уходящее ми­лое, родное звериное и незыблемая сила мертвого, ме­ханического... Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о ко­тором я думал». Это тяжелое настроение выражается и в любовной лирике. Здесь мы уже не встретим слов о возвышенной любви, нет того любования природой, что всегда присутствовало в ранних стихах. Поэт «без возврата» покидает «родные поля». «Да! Теперь ре­шено. Без возврата...», - пишет он в 1922 году. Чувст­ва попраны, на первый план выходят сиюминутные влечения: «Когда... светит месяц... черт знает как», он идет «переулком в знакомый кабак». Нет красоты розового заката, есть только «шум и гам в этом логове жутком».

Отношение к женщине резко изменяется: она уже не стройная березка-девушка, а «паршивая» прости­тутка, которую «излюбили», и «замызгали». Она грязна, глупа, а вместо любви вызывает только нена­висть. Такое настроение поэта выражается в стихо­творении «Сыпь, гармоника. Скука... Скука...», напи­санном в 1923 году. Однако подобные образы являют­ся демонстративным выражением подавленного состояния внутреннего мира поэта. Порочная «кабац­кая » любовь - это отчаянный поэтический крик о гу­бительной страсти кабаков. И все же через тягостный душевный настрой поэтических произведений проби­вается присущий С. А. Есенину лиризм, вырывается на страницы стихотворений задушевность, которые еще больше подчеркивают глубокую трагичность со­стояния души поэта: Дорогая, я плачу, Прости... прости...

В 1923 году поэт возвращается из большого зару­бежного путешествия, которое сыграло значитель­ную роль в его творчестве. Он разочаровывается в бур­жуазно-демократических началах западного мира, разочаровывается и в прошлых идеалах. С. А. Есенин убеждается, «до чего прекрасна и богата Россия. Ка­жется, нет еще такой страны и быть не может». Он не пишет стихотворений о заграничных впечатлениях, ничто не вдохновляет его на творчество вдали от род­ной земли. В его лирике звучит мотив грусти, сожале­ние об ушедшей молодости, о прожитых впустую го­дах, растраченных силах и времени в кабаках среди бродяг и проституток. Теперь поэт снова «запел про любовь», зарекаясь скандалить. В стихотворении «Заметался пожар голубой...» он пишет: Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Лирический герой снова окутан «голубым пожа­ром», его разжигает «поступь нежная, легкий стан» и, конечно же, волосы «цветом в осень». Любовь, как спасительная сила, приводит поэта к возрождению, к желанию жить и творить. В стихотворении «Дорогая, сядем рядом...» он пишет:

Это золото осеннее,

Эта прядь волос белесых –

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.

В стихотворении «Сукин сын», написанном в 1924 году, С. А. Есенин вспоминает забытую «девуш­ку в белом», и душа его снова оживает: Снова выплыла боль души. С этой болью я будто моложе... В памяти возрождаются мысли о светлой, чистой деревенской юности. Но разгульная кабацкая жизнь уже успела наложить свой отпечаток на судьбу поэта и вернуть «песню былую» уже невозможно: Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом. В этот же период Есенин создает цикл стихотворе­ний «Персидские мотивы», наиболее известным из которых является «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». В нем говорится о том, как, находясь вдали от родины, поэт хочет рассказать любимой женщине о несравненной красоте рязанских раздолий, наполнивших его жизнь яркими, незабываемыми впечатлениями:

... Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне...

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий...

Как и весь цикл стихов, оно наполнено романтиче­ским настроением и светлой грустью:

Там на севере, девушка тоже,

Может, думает обо мне...

«Видно, так заведено навеки...» - в этом стихотво­рении, написанном в 1925 году, изливается грусть не­сбывшихся надежд на счастье «к тридцати годам». Лирический герой был готов гореть «розовым огнем», «сгорая» вместе с любимой. И хотя она сердце «со сме­хом» другому отдала, но, тем не менее, эта любовь, безответная и трагичная, «глупого поэта привела... к чувственным стихам». Будучи отвергнутым, лириче­ский герой остается верен прежнему чувству. Он на­ходит снова верного посланника - это «милый Джим»:

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Стихи С. А. Есенина продолжают нас волновать своим драматизмом лирических переживаний спустя много лет со времени их написания. Это связано с тем, что есенинский лиризм, трагичный и возвышено-романтический, вызывает в читателе чувства, которые близки и понятны каждому.

«Анна Снегина» (1925 г)

Поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» - произведение во многом итоговое, в котором личная судьба поэта соотнесена с судьбой народной. Поэма тесно связана с лирикой Есенина, вобрала в себя многие ее мотивы и образы.

Центральным, организующим началом поэмы являет­ся речь самого Есенина, Голос автора, личность автора, его отношение к миру пронизывает все произведение. Приме­чательно, что автор не навязывает своих взглядов, своего отношения к миру другим героям, он только объединяет их в поэме.

Поэт определил свое произведение как лиро-эпичес­кое. Главная его тема - личная. Поэтому все эпические события раскрываются через судьбу, чувства поэта и глав­ной героини.

Само название поэмы говорит о том, что все основное сосредоточено в Анне Снегиной и в тех отношениях, которые связывают с ней поэта. Не раз уже отмечалось, что имя героини звучит как-то особенно поэтично и много­значно. Снегина - символ чистоты белого снега - пере­кликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи, а значит, и символ утраченной навсегда юности. Немало встречается и знакомых по есенинской лирике образов: «девушка в белом», «тонкая береза», «снежная» черемуха. Но все знакомое соединено в образе главной героини.

То, что Анна Снегина оказалась вдали от родины, - это печальная закономерность многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы - это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь».

В поэме тесно связаны тема родины и тема времени. И хронологическом смысле основа поэмы такова: основная часть (четыре главы) - это рязанская земля 1917 года; в питой главе - набросок судьбы одного из уголков большой деревенской Руси от революции до первых мирных лет (действие в поэме кончается 1923 годом). Естественно, что за судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Автор отобрал те факты, которые относятся ко времени крупнейших исторических событий в стране: первой мировой войны, Февральской революции, Октябрьской революции и классовой борьбы в деревне. Но для нас особенно важным является не само изображение эпических событий, а отношение к ним поэта.

Есенин не идеализирует русское крестьянство, он видит его неоднородность, видит в нем и мельника со старухой, и возницу из начала поэмы, и Прона, и Лабутю, и мужика, сжимающего от прибыли руки... Своеобразную основу жизни поэт видит в трудовом крестьянстве, судьба которого является эпической основой поэмы. Судьба эта печальна, как явствует из слов старухи-мельничихи:

У нас здесь теперь неспокойно.

Испариной все зацвело.

Сплошные мужицкие войны -

Дерутся селом на село.

Символичны эти мужицкие войны, являющиеся про­образом большой братоубийственной войны, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея...» Осужде­ние войны - империалистической и братоубийственной - одна из главных тем. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами - мельником и его старухой, возницей, двумя главными трагедиями жизни Анны Сне­гиной (гибель мужа, эмиграция). Отказ от кровавой бойни - выстраданное убеждение автора и исторически точная поэтическая оценка событий:

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Я понял, что я - игрушка,

В тылу же купцы да знать...

И лишь в финале поэмы звучит светлый аккорд - воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда ушедшем. Мы убеждаемся в том, что все лучшее, что осталось позади героя, живет в его душе:

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погордившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково:

«Нет!» Далекие, милые были!

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Эпилог был очень важен для Есенина - поэта и человека: ведь все это помогало ему жить. Эпилог означает и то, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны, он как бы соединяет времена, подчеркивая их неотдели­мость от судеб родной земли.

Широта исторического пространства поэмы, ее откры­тость жизненным впечатлениям, лучшим движениям души человека характеризует последнюю и главную поэму «поэ­тического сердца России» Сергея Есенина.

Тема любви в лирике Есенина занимает особое место. Настоящих ценителей русской литературы никак не могут оставить равнодушными эти проникновенные строки, наполненные живым светлым чувством. Читаешь их и, кажется, прикасаешься к вечности, поскольку они пробуждают в душе самые сокровенные чувства. Адресаты любовной лирики Есенина - это женщины, которыми он восхищался и которых боготворил. Надо заметить, с какой искренней нежностью он обращается к ним, насколько чарующие эпитеты подбирает. Стихи Есенина про любовь невероятно мелодичны и красивы. Их хочется читать вслух, вдумываясь в каждое слово.

Никто не может остаться равнодушным к этим потрясающим строкам. В данной статье мы рассмотрим тему любви в лирике Есенина. Чем она отличается? Что в ней можно найти по-настоящему удивительного обычному человеку?

Особенности любовной лирики Есенина

Когда знакомишься с этими завораживающими стихами, создается впечатление, что они затрагивают каждую струну вашей души. Происходит полное погружение в процесс созерцания этих проникновенных строк. Читаешь их и наполняешься какой-то величественной красотой, приносящей радость и моральное удовлетворение. Особенности любовной лирики Есенина заключаются в том, что она очень легко ложится на музыку.

Вот почему так много прекрасных и душевных песен появилось на стихи этого замечательного поэта. Сергея Есенина литературоведы справедливо называют «стихотворным певцом», который умел сказать многое, выразив свои чувства в рифме.

«Заметался пожар голубой»

Одно из самых красивых лирических произведений. Стихотворение проникнуто нежными чувствами и отражает переоценку ценностей, которая происходит в душе лирического героя. Кажется, он готов безраздельно покориться судьбе, отказаться от вредных привычек и даже «перестать скандалить». Сердце лирического героя наполнено светлыми эмоциями, он чувствует в себе возможность многое изменить в жизни, исправить ошибки прошлого.

Сергей Есенин использует очень красивые средства художественной выразительности для выражения своего состояния: «пожар голубой», «злато-карий омут», «волос цветом в осень». По всему видно, что переживание чувства пробуждает в его душе чувства, ведущие к изменению. Стихотворение оставляет приятное ощущение нежной грусти по нереализованным мечтам и помогает вспомнить настоящие цели.

«Ты меня не любишь, не жалеешь»

Стихотворение достаточно известное и красивое. Эти строки пленяют воображение, заставляют душу сжиматься от восторга. Лирический герой находится в состоянии смятения. Ключевой здесь является строка «Кто любил, уж тот любить не может». Сердце лирического героя еще не готово к переживанию новой любви. Слишком много рубцов в душе, которые не дают возможность почувствовать себя по-настоящему счастливым. Может показаться, что он слишком замкнут и опасается наступления дополнительных переживаний. Моральные терзания доставляют много душевной боли, от которой иногда невозможно найти избавления. Лирический герой в какой-то степени разочарован в жизни.

Он одновременно и хочет что-то изменить, и боится принять в свою судьбу значимые события, вот почему в стихотворении появляются слова: «Кто любил, уж тот любить не может». Ведь всегда есть вероятность того, что окажешься обманутым и покинутым. Именно такие чувства испытывает лирический герой, боясь наступления нового разочарования.

«Руки милой - пара лебедей»

Стихотворение невероятно нежное, трепетное и исполненное душевной теплоты. Лирический герой Сергея Есенина восторгается женской красотой, оказывается пленен ею. Он хочет обрести свое истинное счастье, однако конфликт неизбежен: в его душе слишком много сожалений, которые препятствуют счастливому самоощущению. Велика сосредоточенность на проживании субъективного чувства.

«Я не знаю, как мне жизнь прожить» - это выражение растерянности, тревоги и незримого одиночества. Лирического героя беспокоит мысль о том, что большая часть жизни прожита напрасно. Ему трудно определиться с выбором направления, в котором ему нужно следовать. Чувство любви манит его покорять неизведанные вершины, однако он опасается испытать разочарование, боится оказаться обманутым. Лирический герой часто обращается к своему прежнему опыту для того, чтобы сопоставить некоторые вещи, понять, как следует поступить.

«Пой же, пой. На проклятой гитаре...»

Стихотворение невероятно чувственное и посвящено проживанию страстного чувства. Лирический герой ощущает себя безоружным рыцарем, который пустился в захватывающее приключение. Его манят прекрасные порывы и в то же время настораживают. Это одно из самых проникновенных произведений Сергея Есенина.

«Я не знал, что любовь - зараза» - эта строка показывает, насколько мы иногда оказываемся не готовы к проживанию чувства любви. Многих оно страшит, потому что приходится сталкиваться с чем-то доселе неизведанным, отправляться в непознанные дали. Лирический герой понимает любовь как «погибель», которая неизбежно наступает, когда речь идет о красивой женщине. Он уже внутренне готов к разочарованию.

«Глупое сердце, не бейся»

Стихотворение отражает состояние лирического героя, переживающего экзистенциальный кризис. Лирический герой не верит в любовь, называет ее обманом, потому что само чувство всегда заставляет его страдать. Он уже прошел через многочисленные испытания в результате прошлых отношений и не желает повторять совершенные когда-то ошибки. Произведение окутано нотой печали, однако в ней не чувствуется безысходность. Тема любви в лирике Есенина занимает центральное место.

«Я помню, любимая, помню»

Стихотворение проникнуто нотой ностальгии. Лирический герой тоскует по тому времени, когда он был другим: не задумываясь ни о чем, заводил отношения, при этом не накладывал на себя определенных обязательств. Он тоскует по прошлому и, кажется, на мгновение хочет в него вернуться. Вместе с тем какие-то обстоятельства жизни не позволяют туда возвратиться.

Герой сожалеет о каких-то ошибках прошлого, но в то же время понимает, что уже не остается дополнительного времени для того, чтобы попытаться их исправить. Стихи Есенина про любовь проникнуты небывалой нежностью, воодушевлением и светлой печалью. Сильные чувства охватывают душу читателя и долго не отпускают. Эти лирические произведения хочется перечитывать вновь, чтобы ощутить всю их прелесть и величие.

Вместо заключения

Таким образом, тема любви в лирике Есенина - это особенное направление в творчестве поэта. Здесь большое значение имеют чувства и их развитие. Лирический герой раскрывается с неожиданной и прекрасной стороны. Ему предстоит многое узнать о самом себе, научиться принимать собственное эмоциональное состояние.

С. А. Есенин известен как поэт, воспевший красоту русской природы и любовь к женщине. Как ни у кого другого, тема любви звучит у него очень ярко, завораживающе и, в большинстве случаев, печально. Особенность любовной в том, что она показывает две стороны чувства: счастье и следующие за ним грусть и разочарование. Любвеобильный поэт посвящал стихи многим женщинам, каждая из ни была для него неповторимой, поэтому по-особому звучит и каждое стихотворение.

Объекты стихотворений любовной тематики

Особенность любовной лирики Есенина невозможно понять, не узнав о женщинах, которым поэт посвящал свои стихи. Есенин имел репутацию не только разгульного хулигана, но и Дон Жуана, у которого было много женщин. Безусловно, поэтическая натура не может жить без любви, таким и был Есенин. В собственных стихах он признавался, что его любила ни одна женщина, да и он тоже не раз был влюблен. Одним из первых ярких увлечений поэта стала Анна Сардановская. Тогда еще 15-летний Сережа влюбился и мечтал, что, достигнув определенного возраста, женится на ней. Именно о доме Анны поэт сказал: "Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда".

Следует сказать о том, что не всегда по лирике поэта можно было точно определить, какая женщина стала адресатом. К примеру, героиня поэмы "Анна Снегина" имеет сразу три прототипа: Анна Сардановская, Лидия Кашина, Ольга Сно. С именем последней у Есенина были связаны очень яркие воспоминания о его первых шагах на литературном поприще. Поэт посещал салон этой писательницы, где участвовал в дебатах и спорах, постепенно привыкая к столичной жизни литераторов.

Нельзя не сказать о жене поэта, Ее образ стал важен не только при создании любовных стихотворений. Ей также была посвящена поэма "Инония". О Зинаиде говорится в стихотворении Есенина "Письмо от матери": "Свою жену легко отдал другому". Именно Райх является лирической героиней стихотворения "Собаке Качалова".

Пожалуй, самое яркое и противоречивое чувство в судьбе поэта - это его любовь к До сих пор не все могут понять, что привлекло совсем молодого русоволосого красавца в уже зрелой женщине Айседоре. Результатом отношений с известной танцовщицей стал цикл кабацкая". "Я искал в этой женщине счастья, а нечаянно гибель нашел", - восклицает поэт.

Анализ поэзии

Уже в самых первых стихах проявляется основная особенность любовной лирики Есенина: любовь для любого человека - это трагедия. В качестве примера можно привести стихотворение "Хороша была Танюша ". Легкий стиль подчеркивает удалую молодую жизнь, но противоречит звучанию стиха его финал. Танюша убивает себя из-за несчастной любви. Безусловно, ранняя лирика поэта - это прежде всего гимн Родине. Большинство произведений этого периода посвящены Руси, деревне, животным. Зато в более поздние годы Есенин реализовал себя как истинный воспеватель любви.

Стихотворения 20-х годов

Удивительно, но тема любви стала одной из основных именно в тот период, когда поэт начал величать себя хулиганом. В цикле стихов "Любовь хулигана" отчетливо слышатся мотивы мимолетности любви, ее недолговечности, но при этом чувство описывается как очень яркий момент в жизни, ради которого человек готов на все. В некоторых текстах Есенин использует вульгарную, грубую лексику, даже порой нецензурную. Несмотря на это, они полны чувства, глубокой боли, в них слышен крик души, жаждущей любви, потерянной и запутавшейся в житейской рутине ("Сыпь гармоника ", "Пой же, пой").

Анализ стихотворения "Заметался пожар голубой"

В этом тексте ярко проявилась такая особенность любовной лирики Есенина, как использование ярких метафор и эпитетов. Поэт выражает сожаление о том, что потратил много времени на кутежи и скандалы, забыв о том, что является в жизни главным. Есенин произносит такую мысль: он отрекся бы даже от поэзии, только бы прикасаться к нежной руке и волосам "цветом в осень". Пожалуй, ни один из поэтов не смог бы настолько трогательно описать чувства удалого хулигана. Стихотворение демонстрирует все важные особенности любовной лирики Есенина (сочинение на данную тему обязательно должно содержать его анализ), одной из которых является жизненность. Прежде всего она обусловлена автобиографичностью. Каждое описанное чувство было пережито самим поэтом.

"Пускай ты выпита другим"

Стихотворение исполнено благородной печали по прошедшему. Автор выражает сочувствие всему тому, что было раньше, и тому, что так и не свершилось. Особенность любовной лирики Есенина в том, что любовь всегда печальна. Поэт акцентирует внимание на том, что в человеческой жизни все происходит не так, как в мечтах. Виной этому человеческая глупость, стремление к мелочным ценностям, беспечность. В этом тексте поэт признается своей лирической героине: лишь она одна могла быть ему настоящим другом и женой, но они оба не сберегли себя друг для друга.

Цикл "Персидские мотивы"

Это настоящая жемчужина любовной поэзии. Красивый восточный стиль, особая музыкальность и яркие образы - таковы особенности любовной лирики Есенина в данном цикле. Одно из самых ярких произведений "Шаганэ ты моя, Шаганэ". Оно необычно благодаря своей композиции. Первые строки стиха звучат рефреном и повторяются в последней строфе. Но главная особенность в том, что каждая строфа строится по принципу кольцевой композиции.

В этом тексте наиболее ярко воплотились особенности любовной лирики Есенина. Сочинение по литературе, написанное на данную тему, непременно должно включать рассмотрение средств художественной выразительности, ведь здесь поэт добился потрясающей красоты именно благодаря необычным речевым оборотам. Как странно и одновременно сильно звучит строка "Я готов рассказать тебе поле". Обилие эпитетов позволяет автору выразить любовь к своей родной стране и тоску по ней.

"Я спросил сегодня у менялы..."

В этом удалось выразить свое отношение к такому загадочному чувству, как любовь, прямо. Лирический герой узнает от персидского менялы о том, что любовь не может быть обозначена никакими словами, ее могут выразить только прикосновения, взгляды и поцелуи. Снова необычная композиция. Первая строка повторяется в каждой строфе, создавая особую ритмичность.

Особенности любовной лирики Есенина (кратко)

Рассмотрим основные черты любовных стихотворений поэта:

  1. Любовь как наваждение, болезнь, описание чувства, которое губит человека - вот особенности любовной лирики Есенина. И Маяковского, и некоторых других поэтов того времени. В начале 20 века такой взгляд на это чувство был очень актуальным среди писателей.
  2. Любовное чувство способно на мгновение вытащить человека из повседневной рутины, но, к сожалению, оно не вечно. А после остаются лишь приятные, но в то же время и мучительные воспоминания, щемящие грудь.
  3. Использование ярких поэтических образов (сравнений, метафор и эпитетов). Кстати, это особенности любовной лирики Есенина, Блока, Маяковского и других поэтов Серебряного века, которые искали поиски нового стиха, новой формы и слова.

Таковы особенности любовной лирики Есенина. Краткое сочинение должно отразить все три пункта, причем их необходимо подтвердить конкретными примерами. Это сделать легко, ведь практически в каждом из стихотворений так или иначе затрагивается эта тема. В качестве материала для создания работы по теме "Особенности любовной лирики Есенина" (сочинение или эссе) можно взять такие запоминающиеся тексты, как "Руки милой - пара лебедей", "Письмо к женщине", "Собаке Качалова", "Никогда я не был на Босфоре".