Свободы сеятель пустынный эмоциональный настрой. «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина

1823 год стал для А.С.Пушкина не лучшим годом для творчества. Южная ссылка, которую он отбывал из-за того, что написал стихотворение против императора, оставила глубокий след в его жизни и работе. В этот период, он создал одно из своих лирических произведений «Свободы сеятель пустынный».

Это стихотворение образец гражданской лирики.

Тема произведения – разочарование в огромной роли поэта как вестника истины и свободы.

Основная мысль заключается в побуждении народа к стремительным действиям за светлое будущее страны.

Условно, произведение можно разделить на две части. В первой повествуется о сеятеле, а во второй – обращение к мирным народам.

Основой сюжета стихотворения становится популярный библейский рассказ о земледельце, который сеет пшеницу, но он не уверен в том, что из всех семян прорастет колосок. Одну часть зерен съедят птицы, вторая – попадет на камень и высыхает без воды, другую – потоптают люди. Лишь небольшая часть семян, попав в благоприятную среду, обязательно взойдет. А.С.Пушкин сравнивает себя с сеятелем. Он верит в то, что ему удастся донести до народа необходимость перемен в обществе. С помощью этого, каждый человек сможет обрести настоящую свободу. Однако, А.С.Пушкин уверен в том, что ему меньше повезло, чем земледельцу, который получил хоть часть хорошего урожая. Поэт расстроен, он считает, что попросту потратил время и силы.

Автор называет народ стадом, которому воля и даром не нужна. В то же время, А.С.Пушкин жалеет о том, что каждый человек заботиться лишь о собственном благе и не осознает, чем это может грозить в будущем. Имея крышу над головой и сытый желудок, современники писателя не хотят осознавать, что они лишь марионетки в руках властей. И это терзает душу поэта. Он осознает, что не в состоянии изменить мнение народа, который привык терпеть и довольствоваться малым.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Поэт чередует перекрестную рифму с парной. А.С.Пушкин использует средства художественной выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты и стилистические приемы.

Вариант 2

Это стихотворение Пушкин писал в 1823 г. Надо сказать, что то время было сложным для поэта. Он был разочарован в мечтах о любви к вольным поступкам и мыслям.

Пушкин понимает всю несостоятельность попыток добиться свободы. В его произведении он говорит об отсутствии уверенности в результативности своих слов, он не видит влияния своих призывов и наставлений на публику.

Произведение Пушкина “Свободы сеятель пустынный” является позднеромантическим. В нем поэт полностью разочарован в своих романтических идеалах. Стихотворение можно отнести к гражданской лирике.

Сам поэт - просветитель, который сеет в народы идеи преобразований, в том числе революционных. Но в то же время его наставления не предназначены для тех, кого Пушкин ассоциирует со скотом. В нем герой говорит о бездействии народа и отсутствии у него необходимости что-то изменить, сам же он более ничего не может сделать для изменения ситуации.

Он вынужден смириться с пассивной ролью народа. Однако он винит его в отсутствии поддержки его призывов. Все это недовольство и отчаянность выражены романтическим восприятием мира писателя.

Темой произведения является разочарование в самой главной миссии поэта, его отказ от следования пути свободы. Главная мысль все-таки кроет робкую надежду на то, что люди услышат его наставления и призывы.

Во 2-ой части произведения герой призывает к народам, будто решив отказаться от будущих наставлений из-за бездействия людей. Однако произведение обращено к немногочисленной массе, способной понять ее роль в истории и откликнуться на наставления поэта.

В своем стихотворении мастер слова пытается разбудить те единицы масс, которые еще могут высказать свое недовольство и начать двигаться к свободе. Те же, кто причислен к «стаду» не находят поддержки в его словах.

Эпиграф заимствован из Евангелия Матфея. Это 1-ая строчка притчи про сеятеля. В ней Иисус говорит о восприятии Слова Бога. Но не все слышат его и действуют по его законам.

Сеятель в притче является самим Иисусом. Поэт же сравнивает с ней свои задачи и призывы к освобождению и противоречию проповедям Иисуса. Поэт, однако, уже не надеется получить отклик толпы. В стихотворении он говорит о том, что потерял немало времени и его труды были напрасны.

Данное сочинение можно разделить на 2 части. В 1-ой из них рассказывается о деятельности поэта-сеятеля, и его “живительном семе” – работах политического характера и высказываниях. Во 2-ой же части вначале был использован черновик “Моего беспечного незнанья”, а потом она приобрела свою окраску.

Анализ стиха Свободы сеятель пустынный

Пушкин открывает свое стихотворение фразой на стилизованном церковнославянском, которая отсылает к Евангелию от Матфея. В этом Евангелии, а также в некоторых других библейских источниках, есть притча о сеятеле, который засеивает семена в сердца людей, каждый из которых по-своему воспринимает дарованное семя.

Вообще трактовки тут могут быть немного разные. С одной стороны сеятель является Господом и семя даровано каждому человеку изначально, только он может распорядиться им различным образом. Например, жизнь праведная и с верой является взращиванием семени, а жизнь бездарная – не дает полезных всходов.

Также сеятелем является пророк и несущий слово Божие. Учитывая то, что новый Завет посвящен в основном Иисусу, то сеятелем является именно он, тот, кто засевает слово, которое также пробуждает, то изначальное семя. Иисус является самим Господом, точнее Его сыном, но Он – составная часть Троицы и представляет собой небесную иерархию, поэтому дар его слова тоже является даром божественным.

Соответственно, так или иначе, Пушкин обращается к Господу и в рекомендательном тоне указывает не засеивать «семена своя». Вполне возможно также сеятелем Пушкин считает и себя, тогда он кощунственно сравнивает себя с Иисусом или, как минимум, великим пророком. Подобная гордыня и надменность уже являются препятствием для того чтобы выступать в качестве настоящего пророка.

На мой вкус, дальнейшее стихотворение пронизано не только надменным, но и человеконенавистническим настроением. Пушкин берет на себя какую-то миссианскую роль, в которой, будто бы разочаровывается после стараний «но потерял я только время» и понимает, что простые люди – не более чем скот. Мне кажется, подобное отношение может обуславливаться только слабостью и несостоятельностью автора, который на фоне своего привилегированного положения и каких-то достижений, начинает мнить себя великим созданием, превосходящим других.

Тем не менее, совершенно очевидно, что, если взять, даже пусть не всех, но некоторых из «народов» про которых пишет Пушкин и предоставить этим людям подобные условия, то они смогли бы достигнуть не меньшего. Поэтому пренебрежительное отношение к «стадам», которым не нужны «дары свободы» кажется слегка опрометчивым, ситуация не так однозначна. С другой стороны нотки разочарования и общий посыл данного стихотворения мне вполне понятны, толпа – тупа, действительно, этот факт довольно часто имеет свое подтверждение.

Анализ стихотворения Свободы сеятель пустынный по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ахматовой Не с теми я, кто бросил землю…

    С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание.

  • Анализ стихотворения Сосна (На севере диком) Лермонтова 6 класс

    Лермонтов знал множество языков, но никогда не переводил иностранные произведения, по мнению поэта у него было достаточно своих размышлений и образов, он не хотел заимствовать их у иностранных писателей. Но всё же 1841 году он сделал несколько переводов

  • Анализ стихотворения Пушкина Туча 7, 8 класс
  • Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

    Стиль написания поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль» - это записи пассажира поезда, который решил совершить путешествие через всю страну.

  • Анализ стихотворения Певице Фета

    Использованные в стихотворении выразительные средства хорошо гармонируют с его названием. Поэт стремился передать словами воздействие другого искусства – музыки.

Произведение было написано в 1823 году. Это время исследователи творческой биографии поэта определяют как период духовной депрессии. Читать стих “Свободы сеятель пустынный ” Пушкина Александра Сергеевича можно на сайте.

После южной ссылки Пушкин много думал о роли поэта в обществе, его воздействии на умы и настроения масс. Автор сравнивает роль поэта в обществе с предвестником свободы – пророком, который будит светлый разум, заставляет дышать полной грудью. Основная идея стихотворения перекликается с библейским сюжетом о сеятеле. Сеятель-пророк с благими намерениями нес живительное семя в народ, однако лишь малая часть его проросла и дала пользу. В стихе Пушкина - горькие строки сожаления о том, что время потеряно тщетно, а труды напрасны. Ни одно семя не дало всходов. В этом произведении Пушкин выразил гражданскую позицию, мечтая о вольной жизни народа, из рода в род привыкшему к смирению под вековым ярмом в отечестве, где еще почти сорок лет будет царствовать крепостное право. Однако до восстания декабристов на Сенатской площади оставалось менее двух лет.

Текст стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный» можно полностью скачать и учить наизусть или читать на уроке литературы в классе онлайн.

Изыде сеятель сеяти семена своя.

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Дата создания: ноябрь 1823 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный…»

Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в адрес императора его ждало более серьезное наказание.

Тем не менее, этот период жизни связан у Пушкина далеко не с самыми лучшими воспоминаниям, хотя именно на юге России он смог переосмыслить значение слова «родина» и определился собственным призванием.

В 1823 году поэт, размышляя над своей судьбой, написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный…», за основу сюжета которого взял известную библейскую притчу. Суть ее сводится к тому, что землепашец, разбрасывая зерна пшеницы, не может рассчитывать на то, что каждое из них даст новый колосок. Однако зерна, попавшие в благодатную почву, непременно прорастут и окупят все сторицей . Сравнивая себя с сеятелем, поэт отмечает, что он с надеждой и верой «в порабощенные бразды бросал живительное семя». Автор подразумевает свои стихи, в которых хотел донести до соплеменников необходимость изменения общественного строя, благодаря чему каждый человек сможет получить подлинную свободу. Правда, Пушкин считает, что ему повезло гораздо меньше, чем библейскому землепашцу, который сумел получить прекрасный урожай. Сам же поэт убежден, что он лишь потерял «время, благие мысли и труды», пытаясь опередить ход событий.

Обращаясь к своему народу, автор называет его стадом, которому «дары свободы» совершенно не нужны. «Вас не разбудит чести клич», - резюмирует поэт. При этом он сожалеет о том, что люди, погруженные в собственные заботы, не хотят видеть очевидного и не желают понимать, что их бездействие весьма пагубно отразится и на будущих поколениях. Довольствуясь малым и отдавая гораздо больше за сомнительное право иметь собственный кров и пищу, современники поэта совершенно не задумываются о завтрашнем дне и не понимают, что ими манипулируют в угоду своим интересам власть имущие . И это вызывает в душе поэта огромное возмущение. Тем не менее, Пушкин понимает, что не в состоянии что-либо изменить, так как наследством его народа являются «ярмо с гремушками да бич». Именно поэтому автор считает свое творчество напрасным и никому не нужным. Однако поэт все же изменит свое мнение, когда поймет, что часть брошенным им в благодатную почву семян все же проросла, породив поколение декабристов, которым суждено было изменить ход российской истории.

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году , в период южной ссылки.

Волна освободительных волн в западной и южной Европе будоражила российское общество, но путь революций оказался неприемлем для русского народа, что было доказано впоследствии декабрьским восстанием 1825 года.

Пушкин предчувствовал инертность народных масс и с ветхозаветным гневом предсказывал неудачу всякой попытки посеять семена свободы. Он переосмысливает библейскую притчу в остросоциальном контексте.

Цензура не допустила бы произведение до печати при жизни Пушкина. Стихотворение было издано посмертно.

2. Литературное направление

Несмотря на внешнюю архаичность стиля, произведение обращено прямо к современникам Пушкина и касается не отвлечённых образов, а наиболее актуальной проблемы русской жизни всего 19 столетия – проблемы крепостного права.

Произведение написано в реалистической манере.

3. Род

Стихотворение является образцом гражданской лирики.

4. Жанр

Жанр стихотворения – послание.

Поэт обращается к «мирным народам» и понимает, что не может быть услышан. Его печаль, скорее, адресована в будущее.

Она свидетельствует о том, что поэт не чувствует себя всесильным. Даже если сеятель хорош и в руках у него доброе зерно, оно не прорастёт на необработанной дикой почве.

5. Проблематика

В стихотворении затронута социальная проблематика.

Проблема свободы, по мнению Пушкина, не решается единичными усилиями созидающей личности. Глобальные перемены в устройстве общества станут возможными лишь тогда, когда необходимость перемен станет очевидной для всех. До тех же пор, пока люди не осознают необходимость переустройства, слова о ценностях свободы произносить бесполезно.

6. Тематика

Главной темой произведения становится евангельская притча о сеятеле и зерне, которое прорастёт только тогда, когда упадёт в добрую почву.

В стихотворении затронуты такие темы, как «поэт и толпа» (сеятель и народ), напрасные усилия, обречённость России на рабство и безволие.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что движение к свободе должно быть всесторонним.

Бесполезно ждать доброго сеятеля, который придёт и взрастит семена свободы. Нужно проращивать их в своей душе, соизмеряя с ценностями свободы каждый свой поступок, каждое слово.

Нельзя в одночасье сделать из рабов свободных людей. Нужно много труда, а главное личной воли, чтобы преодолеть косность, безволие и ограниченность. Рабство начинается внутри нас, никто не может поработить нас сильнее, чем мы сами.

8. Пафос

Стихотворение написано с пафосом отрицания.

Поэт предстаёт перед нами в редкой ипостаси: разгневанным и укоряющим. Он прямо бросает обвинение в косности всем, кто не поддерживает идеи свободы: «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь…»

9. Система образов

Традиционные евангельские образы переосмыслены Пушкиным через пафос отрицания.

Евангельский сеятель , с которым сравнивается лирический герой, не оценивает качество почвы, а лишь исполняет свой долг. Поэт же видит перед собой «порабощённые бразды» — землю, окаменевшую от социального недуга .

Его семя (поэтическое слово) живительно, но он понимает, что труд окажется напрасным. Народ не воспримет призыв к свободе так, как должно. Люди предпочтут привычный путь покоя, довольства и лени.

Библейский образ агнца , связанный с Иисусом Христом и его паствы, как стада верующих, переосмысливается в бытовом контексте. Поэт подчёркивает безволие, тупость, покорность человеческих стад.

Как приговор погрязшему в животно-материальной стихии человечеству, звучит вывод: «их должно резать или стричь», как бы объясняющий позицию вышестоящих лиц в отношении невинного народа.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – сеятель и народ.

Сеятель активен, он пытается изменить мир, бросая «живительное семя» «рукою чистой и безвинной».

Народ же пассивен, его «не разбудит чести клич». Дары свободы ему не нужны.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения – сеятель. От его лица идёт повествование.

Первая часть стихотворения посвящена тому, как обстоятельно и трепетно старается сеятель подарить людям семена свободы. Он «вышел рано, до звезды». Его руки чисты и невинны, а сердце полно мечтой о прекращении рабства.

Но почве, «стадам» это не нужно. Ей милее привычное «ярмо с гремушками» и те «порабощённые бразды», брести по которым можно, ни о чём не рассуждая.

12. Сюжет

Сюжет произведения прост. Он состоит из двух частей, в которых описывается:

  1. Попытка сеятеля посеять доброе зерно.
  2. Неготовность почвы принять зерно

В качестве вывода звучит последнее четверостишие:

К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

13. Композиция

Линейная композиция отражает последовательное развитие сюжета.

В первой части (семистишии) прославляется сеятель и ценность свободы.

Во второй части (семистишии) осуждается толпа, не готовая услышать «клич свободы».

14. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Женские и мужские рифмы чередуются.

Схема рифм в каждом из двух семистиший такова: АБАБВВБ.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения подчёркивает трудность воплощения задачи сеятеля.

Ассонансы с «ы», «у», «и», труднопроизносимые, вязкие аллитерации («св», «тр», «пр») создают ощущение сопротивления материала. Кажется, будто почва тверда, непроходима и сеятелю приходится продираться к истине сквозь дикие дебри бурьяна.

Итоговая строчка выглядит жёсткой и хлёсткой. Фраза «ярмо с гремушками» будто произносится сквозь зубы, а слово «бич» бьёт наотмашь.

Синтаксис первой строфы представляет собой сложное предложение с противительным союзом «но». В нём рассказывается, как старался сеятель, какой потерей времени это обернулось.

Вторая строфа состоит из призыва с обращением: «Паситесь, мирные народы», риторического вопроса «К чему рабам дары свободы?» и простых предложений, заключающих в себе приговор «мирным народам».

Лексика высокого стиля («сеятель пустынный», «живительное семя», «бразды») сочетается с просторечиями «ярмо с гремушками». Контраст подчёркивает несовместимость высоких идеалов гуманизма с самим ходом русской жизни.

16. Средства художественной выразительности

В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «сеятель пустынный», «порабощённые бразды», «мирные народы». Они подчёркивают авторское отношение к теме произведения.

Метафоры «живительное семя» (поэзия), «паситесь, народы» (оставайтесь покорными, соотечественники), «ярмо с гремушками» (власть), «бич» (закон) придают произведению характер притчи.

Овеществление «стада», превращающее людей в скотов, обесценивает жизнь, лишённую духовных запросов и попыток к освобождению.

17. Значение произведения

Смирение не входило в перечень важных для Пушкина жизненных ценностей. Значение данного произведения в том, что в нём порицается человеческая пассивность.

Знаменитая пушкинская фраза о том, что мы «ленивы и нелюбопытны», а также завершение трагедии «Борис Годунов» словами «народ безмолвствует» подтверждают пафос отчуждения поэта от той части народа, которая не готова к гражданской осмысленности.

Поэт произносит приговор человеческому равнодушию и напоминает о том, что свободы нужно по-настоящему желать, чтобы её получить.

18. Актуальность

Тема свободы, столь остро озвученная Пушкиным, актуальна до сих пор. Рабство живёт в душах людей, в их исторической памяти. Вероятно, предсказание о ярме, которое передается «из рода в род» сбывается.

19. Моё отношение

Непривычно видеть Пушкина гневным и рассерженным. Обычно его воспринимают как певца гармонии. Однако его неравнодушие к проблемам общества задевает за живое.

Чувствуется, что поэту небезразличны его соотечественники. Ему жаль, что люди ничего не делают для своего же блага. Душа у поэта болит, а потому его стихи глубоко трогают и вызывают горечь и досаду.

20. Чему учит

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» учит неравнодушию и ответственности. Чтобы быть свободным, нужно научиться брать на себя ответственность за свои поступки и всю жизнь.

«Свободы сеятель пустынный» - попытка осмыслить проблему русского народа XIX века в библейском контексте. Стихотворение изучается в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Свободы сеятель пустынный» по плану.

Краткий анализ

История создания – Стихи были написаны в 1823 году во время пребывания поэта в Южной ссылке, опубликован после смерти Пушкина.

Тема стихотворения – порабощение народа.

Композиция – Анализируемое стихотворение имеет форму монолога лирического героя. По содержанию текст делится на две части: рассказ о тщетной попытке получить плоды «живительного семя», обращение героя к народам. Формально стих разделен на два семистишья.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА

Метафоры «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».

Эпитеты – «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».

История создания

История создания стихов связана с революционными событиями в Западной Европе и личными жизненными перипетиями А. Пушкина. Произведение было написано в 1823 г., когда Александр Сергеевич пребывал в Южной ссылке. Он на протяжении 4 лет находился под строгим присмотром, и это угнетало поэта. Он считал такой распорядок унижением.

Масла в огонь подливали революционные события в Западной Европе, где люди боролись за свои права. Русский народ же отвергал такой путь к свободе, предпочитая оставаться в ярме. Свое отношение к такой позиции Пушкин выразил в анализируемом стихотворении. При жизни поэта его не публиковали, так как мастер пера поднял очень острую проблему.

Тема

В литературе XIX века проблема порабощения народа имела широкий резонанс в литературе. Мало таких произведений допускалось цензурой к публикации, но писателей это не останавливало. Эта тема развивается и в строках анализируемого стихотворения. Начинается оно эпиграфом, взятым из Библии. Чтобы донести свои идеи до читателя, Александр Сергеевич интерпретировал притчу про сеятеля, который засевал разные почвы. В благодатной зерна прорастали, а те, которые попали в неблагоприятные условия, гибли.

Произведение написано от первого лица, что позволяет читателю приблизиться к сеятелю, понять его переживания и выводы. В эпицентре стихотворения лирический герой (это и есть сеятель), который рассказывает, как засевал семена. Не зря мужчина называет себя « сеятелем пустынным »: так он намекает, что кроме него еще никто не пытался засеять « порабощенные бразды » семенами свободы. К сожалению, его труд не дал плодов. Герой считает, что попусту потратил время.

Он очень разочаровался, когда увидел, что его усилия не привели ни к чему. Из-за этого из уст сеятеля вылетают резкие гневные слова. Мирные народы он называет пасущимися стадами, которые обрекли на рабскую жизнь не только себя, но и потомков.

Образы, созданные Пушкиным, символичные. Так, сеятель - человек с высокими помыслами, готовый вести людей к справедливости и свободе. Семена - это его идеи. Фразу «Я вышел рано, до звезды» тоже нельзя воспринимать дословно. Она означает, что человек начал свой путь в то время, когда его позиция еще не стала популярной.

Композиция

Композиция простая. Это монолог сеятеля, который автор делит его на две части по смыслу: рассказ сеятеля о своем тщетном труде и его резкое обращение к порабощенным народам. Формальная организация стихотворения соответствует смысловой: два семистишья, границы которых совпадают с содержательными частями. Таким образом, поэт выделяет каждую ключевую мысль стиха.

Жанр

Жанр произведения - гражданская лирика. В то же время в нем есть признаки послания (во втором куплете) и сюжетной лирики. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. А. Пушкин использует два вида рифмовок: большинство строк соединены перекрестной АВАВ, некоторые - кольцевой. В стихотворении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору интерпретировать сюжет из Библии.

Преобладают в тексте метафоры : «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич». В наборе метафор много традиционных образов: сеятель, семена, стада. Эпитеты придают мыслям завершенности: « рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».

Речь сеятеля эмоциональная, поэтому значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллите-рация, например, «с», «ч», «з»: «Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы?».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 36.