Всегда ли цель оправдывает средства примеры. Цель оправдывает средства

Сочинение по направлению «Цели и средства».

Данное мне утверждение достаточно противоречиво и двусмысленно, как и любой другой вопрос, подразумевающий долгие рассуждения. Всегда ли цель оправдывает средства? И оправдывает ли вообще? Должно ли одно соответствовать другому, и какой должна быть цель, чтобы для неё все средства были хороши?

С одной стороны, вся жизнь человека представляет собой движение с какой-либо целью, её в большинстве случаев принимают за «смысл жизни». Дом, семья, хорошая работа, машина, квартира, сад с крыжовником, свой маленький бизнес, мир во всем мире – все это может стать смыслом существования каждого. Если ли при этом смысл задумываться над средствами достижения своей цели? Безусловно, да, ведь в нашей жизни любая навязчивая мысль может разбиться о реальность и сам факт того, что человек постоянно меняется, взрослеет и совершенствуется. И если сегодня мне, к примеру, кажется, что ради жизни в столице стоит идти по головам, то завтра, вполне возможно, я буду целовать руки своей бабуле в маленькой деревне на самой окраине нашей страны, стремиться к чему-то совершенно иному и осуждать себя за содеянное ранее. Так, например, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» долгое время считал своей целью доказать самому себе и окружающим, что с помощью злых поступков можно прийти к добру. Другими словами, он считал, что при достижении благородной цели допустимы преступные средства. По теории Раскольникова существовало два типа людей: достойные и недостойнее жизни, и герой считал, что с помощью убийства вторых можно создать идеальный, добрый мир. Однако, совершив убийство старушки, герой понял, что его идея является антигуманной, и сам он, пойдя на этот шаг, не стал лучше тех мерзавцев, которые его окружали. К ним относился, например, Свидригайлов, подлая и низкая личности, которая не брезговала любыми средствами ради достижения своих грязных целей. Раскаяние Раскольникова и самоубийство Свидригайлова в очередной раз доказали, что цель не всегда оправдывает средства.

Другим примером служит герой романа Н.В. Гоголя «Мертвые души». Целью Чичикова были высокий социальный статус и самообогащение. Герой решил пойти на достаточно отчаянный шаг: выкупив у различных помещиков множество «мертвых душ», он без особого труда одновременно приобрел бы статус крупного помещика, а, получив под своих крестьян большой кредит, герой к тому же получил бы возможность обладать крупным капиталом. С этой целью Чичиков начал свой нелегкий путь и прибегнул к самым различным средствам, однако сам характер героя не позволил ему опуститься слишком низко и вести себя, к примеру, так же, как те помещики, к коим он обращался со своей сделкой. Конечно, окончательный финал романа остался во втором томе, однако, как мне кажется, достаточно уже того факта, что Чичиков, сумев найти подход к каждому помещику, все же добился своего и собрал нужное количество мёртвых душ, при этом не совершив ничего такого, за что ему самому могло бы быть совестно. Таким образом, цель Чичикова оправдал средства, к ней приложенные.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что на вопрос, поставленный в тесте, нет и не может быть конкретного ответа. Цель может оправдывать средства лишь в том случае, если при этом не страдают честь и достоинство человека.

Этика Апресян Рубен Грантович

Оправдывает ли цель средства?

Оправдывает ли цель средства?

Одним из аргументов, призванных обосновать насилие во благо, является ссылка на формулу «цель оправдывает средства». Предполагается, что насилие оправдано тогда, когда служит средством на пути к цели ненасилия. Насколько оправдано такое предположение, если учесть, что ненасилие в известном смысле тождественно самой морали?

Формула «цель оправдывает средства» предполагает, что средства автономны по отношению к цели и одни и те же средства могут применяться для разных целей (камень можно положить в фундамент строящегося дома и им же можно проломить череп человека). Кроме того, средства и цели разведены во времени, первые предшествуют вторым, и могут быть оправданы как временные трудности пути, которые перекрываются выгодой конечного результата (к примеру, неудобства, связанные с ремонтом квартиры, снимаются и оправдываются тем, что после этого квартира становится более комфортабельной, чем раньше).

Цель действительно оправдывает средства в тех случаях, когда благо конкретной цели недостижимо иначе, как через посредство зла конкретных средств, и когда первое намного превышает второе. Если бы мораль была такой же осуществимой целью, каковыми являются все прочие неморальные цели, то, видимо, она бы вполне могла оправдать любые, в том числе аморальные, насильственные средства, которые ведут к ней. Но в том-то и дело, что мораль такой целью не является. Она в строгом смысле слова вообще не является целью. Мораль, как мы подчеркивали, замкнута на высшее благо как последнюю цель целей. Она есть обязательство верности этой высшей цели. Приобщенность морали к высшей цели выражается в том, что она имеет самоценное значение и никогда не может быть превращена в средство.

Так как мораль ведет к высшему благу, она есть средство по отношению к этой цели, правда, особой цели - высшей, последней, - но тем не менее цели. Так как в свою очередь высшая цель только благодаря морали становится условием возможности всех прочих целей, регулятивным принципом поведения, то сама мораль отчасти выступает как высшая цель. Получается, что мораль есть и средство и цель одновременно.

Применительно к морали следовало бы говорить не о том, что цель оправдывает средства, а о том, что цель присутствует в средствах, в известном смысле сама является средством. Если нравственное поведение описывать в терминах целей и средств, то следовало бы говорить о единстве целей и средств. Речь может идти о двояком единстве: содержательном и субъектном.

Содержательное единство выражается в том, что нравственное качество целей определяется средствами. Нельзя с помощью аморальных действий стать моральным, точно так же как нельзя приблизиться к Богу через богохульство. Пшеничный колос не может вырасти из зерен плевел, к ненасилию нельзя прийти через насилие. Ответное насилие не выводит из заколдованного круга насилия. Если руководствоваться логикой ответного насилия, то оно само в свою очередь неизбежно должно стать началом нового витка насилия. Тем самым цепочка насилия становится бесконечной. Здесь не действует формула, согласно которой цель оправдывает средства, так как средства не ведут к цели.

Субъектное единство целей и средств состоит в следующем. Расхождение между ними не должно быть таким сильным, что носителями целей выступают одни индивиды, а носителями средств - другие. Только тогда, когда одни и те же индивиды, выступая в роли средств, являются одновременно и целями, можно говорить о том, что соотношение цели и средств отвечает моральным критериям. Об этом - вторая формулировка категорического императива Канта, отождествляющая человечность с таким отношением к себе и другим, когда никто не низводится до уровня средства, а выступает одновременно в качестве цели. Такого единства целей и средств не может быть в ситуации насилия, ибо насилие по определению есть нечто прямо противоположное.

Таким образом, насилие не может получить нравственной санкции. Оно не может быть выводом силлогизма, общей посылкой которого является утверждение о самоценности человеческой личности. Речь не идет об одноразовом и окончательном устранении насилия - насилие имеет прочные, быть может, невытравимо глубокие корни в историческом и психологическом опыте человеческой жизни. Речь идет о качественной смене вектора сознательных нравственных усилий человека - и индивидуальных, и, в особенности, коллективных, социально-организованных. Выражаясь еще конкретней, отказ в этическом освящении насилия даже тогда, когда речь идет о юридически легитимном насилии государства, означает, что тем самым открывается новая эпоха, когда общественная справедливость сопрягается исключительно с ненасильственными методами решения человеческих конфликтов, в том числе с ненасильственной политикой, или, говоря по-другому, когда сами конфликты не доводятся до крайних пределов морального противостояния.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем своеобразие постановки вопроса о насилии в этике? Идет ли в ней речь о том, чтобы насилие считать благом или о том, чтобы насилие, само по себе являющееся злом, использовать во благо?

2. Чем насилие отличается от других форм отношений господства и подчинения между людьми?

3. Какое место в этической аргументации насилия занимает разделение людей на добрых и злых?

4. Почему принцип равного воздаяния, предполагающий насильственные действия, можно интерпретировать как форму справедливости?

5. В чем особенности государственного насилия?

6. Является ли по отношению к агрессивной несправедливости покорность единственной альтернативой насилию?

7. Можно ли этически аргументировать насилие с помощью формулы «цель оправдывает средства»?

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993.

Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки. М, 1996. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1992. С. 154–207,

228-237, 264–285.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Миллмэн Дэн

СРЕДСТВА ОБЛЕГЧЕНИЯ СТРЕССА Эта глава помогает создать представление о внутреннем cтроении наших привычных шаблонов поведения. Осознание является первым шагом к разрешению любой проблемы, однако это лишь начало. Помимо этого необходимо выработать в себе волю к

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ Обращаясь теперь к средствам, которыми философия ньяи думает обеспечить достижение высшего блага (апа-варга), мы находим, что они перечислены в таком порядке:Шестнадцать предметов, или падартх:1) Примана – средства знания, 2) прамея – объекты знания, 3)

Из книги Способы создания миров автора Автор неизвестен

СРЕДСТВА ЗНАНИЯ По мнению Готамы, четыре праманы таковы: пра-тьякша – чувственное восприятие, анумана – вывод, упамана – сравнение и шабда – слово.Первым будет восприятие, так как вывод может начать свое дело только после того, как восприятие откроет ему дорогу и

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

Из книги Хаус и философия: Все врут! автора Джейкоби Генри

37. Познание как процесс: цель, средства, результат. Взаимосвязь эмпирического и теоретического, теории и практики Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного

Из книги Третья волна автора Тоффлер Элвин

Кэтрин Сартин. ЕСЛИ НЕ РЕЗУЛЬТАТ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА, ТО ЧТО? Слава богу, Хаус всегда (или почти всегда) ставит правильный диагноз - обычно в заключительные десять минут эпизода, когда результат назначенной сомнительной процедуры дал либо ключ к разгадке, либо решающее

Из книги На пути к сверхобществу автора Зиновьев Александр Александрович

Средства дальней связи Тем не менее ряд мощных сил содействует созданию «электронного коттеджа». Наиболее явной является практическая замена перевозок телекоммуникацией. Самые высокоразвитые в технологическом отношении страны испытывают в настоящее время кризис

Из книги Мифологии автора Барт Ролан

СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ И ПОЗНАВАЕМОЕ Исследуемые объекты обладают какими-то признаками. И применяемые исследователем средства тоже обладают своими признаками. С помощью этих средств исследователь отражает признаки познаваемых объектов, создает их субъективные образы. Но

Из книги Апология истории, или Ремесло историка автора Блок Марк

Пеномоющие средства* После Первого всемирного конгресса по моющим средствам (Париж, сентябрь 1954 года) мы все вправе восхищаться порошком «Омо»: оказывается, моющие средства не только не оказывают вредного воздействия на кожу, но еще и способны избавить шахтеров от

Из книги Человек среди учений автора Кротов Виктор Гаврилович

2. Средства выражения С одной стороны, язык культуры, почти исключительно латинский, с другой, все разнообразие обиходных говоров - таков своеобразный дуализм, под знаком которого проходила почти вся феодальная эпоха. Он был характерен для цивилизации западной в

Из книги Четыре йоги автора Вивекананда Свами

Средства ориентирования Что позволяет, что помогает человеку ориентироваться в главном? Какие возможности ориентирования имеются у него в распоряжении? Какие из них наиболее надёжны – чтобы он мог доверять им, мог на них опираться? Вот о чём прежде всего должно

Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

МЕТОД И СРЕДСТВА О методе и средствах бхакти-йоги мы читаем в комментарии Рамануджи к «Веданта-сутрам»: «Достичь Этого можно через различение, обуздание страстей, упражнения, жертвенный труд, чистоту, силу и подавление излишней веселости».Различение, или вивека,

Из книги Германская военная мысль автора Залесский Константин Александрович

3. Средства и методы познания Разные науки, вполне понятно, обладают своими специфическими методами и средствами исследования. Философия, не отбрасывая такую специфику, тем не менее сосредоточивает свои усилия на анализе тех способов познания, которые являются общими

Из книги Аристотель для всех. Сложные философские идеи простыми словами автора Адлер Мортимер

Глава 2 Цель и средства войны Познакомившись в предыдущей главе с изменчивой и сложной природой войны, приступим к исследованию влияния этой природы на цели и средства войны.Если мы начнем с вопроса о цели военных действий, на которую должна ориентироваться вся война в

Из книги автора

29. Таким образом, теория рассматривает природу целей и средств. Цель и средства в тактике Итак, задача теории - рассмотреть природу средств и целей. В тактике средством служат обученные вооруженные силы, которые должны вести бой. Цель - это победа. Более точное

Из книги автора

Глава 9. Цель как первый принцип практического мышления и использование средств как начало действий: цель как первое в порядке намерения и последнее в порядке исполнения (Размышление о целях и средствах) Хорошее как желаемое и желаемое как хорошее.Этика, книга I, главы 1,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" (ФГБОУ ВПО "МГСУ")

Национальный исследовательский университет

Институт строительства и архитектуры (ИСА)

Кафедра Философии

на тему: «Цель оправдывает средства»

Выполнил:

Бондарь Д.Д.

Преподаватель:

Помятушева В.В.

г. Москва 2015 г.

Фраза итальянского мыслителя, философа и политика Никколо Макиавелли «Цель оправдывает средства» очень спорная. На первый взгляд кажется, что это не так, ведь, если цель, которую поставил для себя человек или несколько людей, очень важна для них, и не имеет значения, какими способами она была достигнута, значит можно «идти по головам», врать, подменять факты, совершать убийства и всячески отходить от законов и норм, принятых в обществе. Таким образом можно прийти к цели, но будет ли устраивать человека полученный результат, если человек преследовал идею сделать что-то хорошее, значимое, но при этом ему пришлось отступить от норм морали и человечности, то он вовсе не достиг нужного результата, а наоборот, сделал больше плохого, чтобы достичь изначально поставленной цели. Если человек изначально преследовал злой умысел и воплотил его в жизнь грубыми методами, то на него это никак не повлияет, но он, как и любой человек, живет в обществе и должен соблюдать законы и уважать чужие права, и скорее всего его будут осуждать или он будет сидеть в тюрьме. Значит это высказывание неверно?

Но бывают и более сложные ситуации, чаще всего они встречаются в политике, на глобальном, мировом уровне: защита интересов своей страны, будь то война или мирное время, для любого лидера это должно быть первостепенной задачей. макиавелли мораль философский мыслитель

В данной ситуации цели полностью оправдывают средства, в противном случае такое государство не сможет выстоять на мировой арене. Многие значимые люди в истории являются спорными личностями, например одни считают, что Петр I великий правитель, положительно повлиявший на дальнейшую судьбу России, но другие вспоминают мрачную сторону его достижений, например то, сколько людей погибло при строительстве Санкт-Петербурга.

В обычной жизни порой тоже возникают сложные ситуации, когда необходимо принять сложное решение, которое сперва может показаться слишком жестким, но если смотреть в будущее, этот поступок возможно принесет большую пользу. В других, более обыденных ситуациях, когда человек движется к какой-то своей цели, прописывает свои шаги к ней, он должен выбирать более консервативные методы, так как он член общества и своими действиями не должен вредить другим людям, как говорится в фразе

Из этого можно сделать вывод, что фраза Никколо Макиавелли является верной для серьезных задач, которые необходимо выполнить несмотря ни на что, иначе последствия будут хуже, либо наоборот, зная, что эта цель принесет в разы больше пользы нежели вреда. Для других, повседневных ситуаций это высказывание, по моему мнению, не подходит, поэтому я согласен с автором только отчасти.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Личность Макиавелли в рамках исторического контекста. Взгляды мыслителя на образ идеального правителя, его моральные качества и методы ведения политики. Советы государю к правильному соотношению политической сноровки и морали с целью укрепления власти.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2016

    Краткая биографическая справка из жизни Н. Макиавелли. Политические взгляды философа в работах "Государь" и "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия". Учение о государственной власти. Качества, которыми должен обладать правитель для удержания власти.

    презентация , добавлен 17.11.2014

    Характерные особенности политической концепции итальянского философа Николо Макиавелли, высказанной в трактате автора "Государь". Психологические характеристики государя в философском труде автора. Методология захвата власти, конкретные методы правления.

    реферат , добавлен 28.05.2015

    Человек, чьи слова и мысли идут в разрез с общечеловеческими. Краткая биография Никколо Макиавелли. "Государь" - гениальное произведение, великолепный учебник правителя. Узкий круг читателей. Особенности "Государя". Основные качества правителя.

    анализ книги , добавлен 19.05.2011

    Взгляды Н. Макиавелли как составляющая часть философского аспекта в его общественно-политическом учении. Размышления философа о религии, имеющей, по его мнению, рационалистическое объяснение и реализующейся как практическое средство управления державой.

    реферат , добавлен 04.09.2011

    реферат , добавлен 20.08.2015

    Сущность философии русского философа, правоведа, политического мыслителя, историка религии и культуры Ивана Александровича Ильина. Точка зрения Ильина на политическое положение в России. Раскрытие вопроса о соотношении норм морали и права в его трудах.

    контрольная работа , добавлен 28.09.2010

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого философа Древней Греции Эпикура. Сущность теории Эпикура об устройстве мира и смысле жизни, ценности эпикуровской этики. Цель построения государства и политики, по мнению мыслителя.

    доклад , добавлен 07.11.2009

    Система мировоззрения, представления о нормах морали и нравственности, категории ценностей и глубина чувств современного человека. Обмен представлениями о мире, бытии в процессе общения. Жизненная цель как реализация потребностей или философская истина.

    эссе , добавлен 20.01.2015

    Особенности культуры эпохи Возрождения. Особенности философской мысли деятелей периода Возрождения. Гуманизм. Натурфилософия. Никколо Макиавелли. Новые взгляды на общественную жизнь. Влияние Ренессанса на государственное устройство.

О мёртвых либо хорошо, либо ничего
«О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды» , - изречение древнегреческого политика и поэта Хилона из Спарты (VI в. до н. э.), приведенное историком Диогеном Лаэртским (III в. н. э.) в его сочинении «Жизнь, учение и мнения прославленных философов».

Любви все возрасты покорны
часто используют, объясняя пылкие чувства людей в годах или с большой разницей в возрасте.
Александр Сергеевич имел в виду совсем не то:


Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют -
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной

В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.

Народ безмолвствует
принято считать образом молчаливой покорности русского народа, готового принять любое решение власти и вообще любую власть. Однако у Пушкина - ровно наоборот.
Поэма заканчивается тем, что после кровавой расправы над Годуновыми народу представляют нового царя.

«МОСАЛЬСКИЙ: Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы.
Народ в ужасе молчит.
МОСАЛЬСКИЙ: Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует».

Цель оправдывает средства
Полный вариант фразы, автором которой является основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола: «Если цель - спасение души, то цель оправдывает средства».

Истина в вине
Знаменитое высказывание Плиния Старшего «Истина в вине».
На самом деле, у фразы есть продолжение «а здоровье в воде». В оригинале «In vino veritas, in aqua sanitas».

Жизнь коротка, искусство вечно
Фраза «Ars longa, vita brevis» в русском языке еще дальше ушла от оригинала, чем в латинском переводе, и понимается теперь как что-то вроде «рукописи не горят».
На самом деле изначально это цитата из Гиппократа: «жизнь коротка, путь искусств долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно». То есть, просто-напросто рассуждение о сложности медицины, для изучения которой всей жизни не хватит. В оригинале, вместо слова Ars («искусство») стоит греческое слово τέχνη, которое необязательно «искусство», но с тем же успехом «ремесло» или «умение».

Религия есть опиум для людей
Фраза, популярная у атеистов, тоже вырвана из контекста. Карл Маркс писал во введении к работе «К критике гегелевской философии права» (1843): «Религия - это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, а так же душа бездушной ситуации. Подобно тому, как она - дух бездушных порядков, религия - есть опиум для людей!»
То есть религия уменьшает боль общественного бытия в бесчеловечном обществе.

Исключение подтверждает правило
Эту фразу, которая очевидно нелогична, применяют совершенно неверно.
Выражение это образовалась как парафраз из речи Цицерона в защиту Луция Корнелия Бальба старшего. Обвиняли его в том, будто бы он получил римское гражданство незаконно. Дело слушалось в 56 г. до н. э.

Бальб был уроженцем Гадеса (совр. название Кадис), служил под началом Помпея, с которым сошелся и был дружен; Помпей и был спонсором его гражданства. Подоплека обвинения была, как и в большинстве тогдашних громких дел, политической. Хоть сам Бальб был активен политически, но удар, безусловно, направлялся на триумвиров Первого триумвирата (Цезаря, Красса и Помпея).

В защиту Бальба выступали не только Цицерон, но и Помпей и Красс. Дело было выиграно. В своей речи Цицерон приводит такой аргумент. В некоторых межгосударственных соглашениях о взаимном признании Рима с соседними странами был пункт, явно исключающий двойное гражданство: жители тех стран не могли стать римскими гражданами, не отказавшись сперва от своего. Гражданство Бальба было двойным; это и была формальная сторона обвинения. Цицерон говорит, что, поскольку в некоторых соглашениях такое исключение есть, то те соглашения, в которых его нет, подчиняются противоположному правилу, а именно позволяют двойное гражданство. Иными словами, если существует исключение, то должно быть и правило, из которого это исключение сделано, даже если это правило явно никогда не формулировалось. Таким образом, существование исключений подтверждает существование правила, из которого эти исключения делаются.

Цель оправдывает средства — старинное выражение, оправдывающее любые средства для достижения цели.

Выражение является одним из девизом ордена иезуитов и сформулировано иезуитом Эскобаре-и-Мендозе (Antonio Escobar у Mendoza, 1589 - 1669): Finis sanctiflcat media (Финис санктификат мэдиа, лат).

Выражение является основой морали иезуитов и вошла в книгу «Книга нравственного богословия» (лат. Liber theologiae moralis, 1644 г.) . К примеру, иезуитский патер Герман Бузенбаум (англ. Hermann Busenbaum (Busembaum); 1600 - 1668) в сочинении "Основы морального богословия" (1645 г.) писал:

"Кому дозволена цель, тому дозволены и средства".

Возможно, что эта мысль заимствована иезуитами у английского философа Томаса Гоббса (1588 - 1679), который в книге "О гражданине" (1642 г.) писал:

"Поскольку тому, кому отказывают в праве применять нужные средства, бесполезно и право стремиться к цели, то из этого следует, что раз всякий имеет право на самосохранение, то всякий имеет право применить все средства и совершить всякое деяние, без коих он не в состоянии охранить себя".

Французский математик и философ Блез Паскаль в «Письмах к провинциалу» вложил в уста иезуита слова:

"Мы исправляем порочность средств чистотою цели".

Иногда фразу "Цель оправдывает средства" по ошибке приписывают итальянскому мыслителю, историку и государственному деятелю Никколо Макиавелли (1469 - 1527).

Фразу "Цель оправдывает средства" часто применял русский революционер Нечаев Сергей Геннадиевич (1847 - 1882), что способствовало ее распространению в России.

Фраза "Цель оправдывает средства" на иностранных языках:

Finis sanctiflcat media (лат.)

The end justifies the means (анг.).

Il fine giustifica i mezzi (итал.)

La fin justifie les moyens (фр.)

El fin justifica los medios (испан.)

Примеры

(1844 - 1927)

"Воспоминания о деле Веры Засулич" (1904 - 1906) - Из речи Обвинителя товарища прокурора К.И. Кессель:

"Остается поэтому предположить только одно: значит, по мнению Засулич, цель оправдывает средства , флаг прикрывает груз".

(1818 - 1883)

«Переписка» , 10:

"Одни иезуиты утверждают, что всякое средство хорошо, лишь бы достигнуть цели . Неправда! Неправда! С ногами, осквернёнными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм."

(1823 - 1886)

«Мужество рождается в борьбе»:

"И везде и всюду единственными стремлениями, которыми руководился молодой человек буржуазии, были деньги, жажда власти как средство для эксплуатации, для наживы. И в борьбе за это все средства были хороши. Подлость, предательство, а где и нож - всё пускалось в ход. Цель оправдывала средства ."

(1860 - 1904)

" " (1885 г.) - один из актеров, нашедших вместе много денег, рассуждает об убийстве приятелей, чтобы завладеть всей суммой:

"Возьму и положу в водку яду. Они умрут, но зато в Костроме будет театр, какого не знала еще Россия. Кто-то, кажется, Мак-Магон, сказал, что цель оправдывает средства , а Мак-Магон был великий человек."