Выделение возрастной психологии в самостоятельную науку джеймс. Выделение психологических знаний в самостоятельную науку (середина XIX века по настоящее время)

Дисциплина: Психология
Тип работы: Курсовая
Тема: Выделение психологии в самостоятельную науку

Курсовая работа

«Выделение психологии в самостоятельную науку»

Введение 3

Глава 1. Периодизация истории психологической науки 6

Глава 2. Становление и развитие эмпирической психологии как

науки. Естественнонаучные предпосылки оформления психологии 10

Глава 3. Оформление психологии как экспериментальной науки 14

Глава 4. Методологические аспекты становления психологии

как науки 18

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение

Переход от знания к науке, который для ряда областей должен быть отнесен к XVIII в., а для некоторых, например, механики - еще к XVII в., в психологии был совершен к середине XIX в. Лишь к этому времени многообразные психологические знания оформились в самостоятельную науку, вооруженную собственной, специфической для ее предмета методикой исследования и обладающей своей системой, т.е. специфической для ее предмета логикой построения относящихся к нему знаний.

Методологические предпосылки для оформления психологии как науки подготовили главным образом те, связанные с эмпирической философией, течения, которые провозгласили в отношении познания психологических, как и всех других, явлений необходимость поворота от умозрения к опытному знанию, осуществленного в естествознании в отношении познания физических явлений. В этом отношении особую роль сыграло материалистическое крыло эмпирического направления в психологии, которое связывало психические процессы с физиологическими.

Однако для того, чтобы переход психологии от более или менее обоснованных знаний и воззрений к науке действительно осуществился, было необходимо еще соответствующее развитие научных областей, на которые психология должна опираться, и выработка соответствующих методов исследования. Эти последние предпосылки для оформления психологической науки дали работы физиологов первой половины XIX века.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX века. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта, создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получили физиологическую трактовку. Их схема была определена по аналогии с рефлексами: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой М. Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с её физиологической основой, не учитывалась роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии человеческой психики.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову. Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев. Усилия И. П. Павлова были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

Настоящая курсовая работа посвящена проблемам становления психологии как целостной науки.

Цель работы – представить различные предпосылки и аспекты оформления психологии как научной дисциплины.

Предмет работы – психология как теоретическая и эмпирическая наука.

Объект работы – трансформирующаяся и изменяющаяся система взглядов на психологию как науку.

В соответствии с целью в процессе написания были решены следующие задачи:


Выделены хронологические рамки, определяющие период развития психологии, как самостоятельной науки,
Сделан анализ естественнонаучных предпосылок оформления психологии как науки, выделены отправные точки становления эмпирической психологии,
Дано описание ряда методологических особенностей становления психологической науки.

Глава 1. Периодизация истории психологической науки

Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в до н.э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй - когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н.э. - середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй - чуть больше столетия; (середина XIX в. - настоящее время). По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю1. Выделение этих двух периодов не требует специальных обоснований, так как его критерии очевидны, но поскольку каждый из них растягивается на столетия, необходима более дробная периодизация. Ее можно проводить по чисто формальным признакам - хронологическому (можно различать историю психологии XVII в., историю психологии XVIII в. и т.п.), можно различать периодизацию мировой и отечественной психологии. Учитывая условность всякой периодизации и принимая во внимание неразработанность этой проблемы, следует рассматривать предлагаемую далее периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов. В ней история отечественной психологической мысли включена составной частью в историю развития мировой науки. В качестве основания для разделения этого процесса на этапы Ждан А.Н. были выбраны содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического и отличающие каждый из этапов (см. табл. 1.1.)2.

Таблица 1.1.

Периодизация развития психологии как науки

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ

Хронология

Предмет изучения

Важнейшие итоги

VI в. до н.э. – V в.

Формирование двух направлений – материализма и идеализма — в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).


Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души

Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний

Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования

XIV – XVI вв.

Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв.

Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений.


Введение термина «психология»

XVII – сер. XIX вв.

Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания

Формирование эмпирической интроспективной и асоцианистической психологии.


Понятие о бессознательной психике.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Нач. XIX – б0-е гг. XIX в.

Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов

Формирование естественно научных предпосылок психологии как самостоятельной науки.


Экспериментальный метод.


Факты и теории ощущений и восприятии.


Формирование психофизики.


Формирование психометрии.


Учение о рефлексе

60-е гг. XIX в. – конец XIX в.

Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении

Проникновение экспериментальных методов в психологию.


Формирование теоретических программ психологии.


Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную


на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру.


Возникновение прикладных исследований в психологии.


Возникновение новых областей психологии

10-е гг. – сер. 30-х гг. XX в.

Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями. Установка. Развитие высших психических функции. Психологическое исследование деятельности

Открытый кризис в психологии.


Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др.


Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности.


Развитие психотехники и педологии в отечественной


и зарубежной психологии.


Развитие естественно научных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов.


Возникновение проблемы «психология и марксизм»

Конец 30-х – 50-е гг. XX в.

Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода

Эволюция научных школ периода открытого кризиса.


Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых


отраслей и направлений: генетическая психология,


персоналистические концепции личности и др.


Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки).

Развитие теории деятельности в советской психологии

60-е гг. XX в. – конец XX в.

Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность

Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология.


Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке.


Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.

Глава 2. Становление и развитие эмпирической психологии как науки. Естественнонаучные предпосылки оформления психологии

Становление эмпирический психологии связано с идеями Ф. Бэкона, У. Гоббса, Д. Локка в том, что явления сознания являются той областью, которая должна придти на смену понятия о душе. Д. Локк сформулировал представления о внутреннем опыте как о новом предмете психологического исследования. Возникает новое направление исследования, в котором единственным предметом изучения признаются явления сознания. Вся психология как самостоятельная наука развивалась на базе этого представления (наибольшее развитие эта линия получила во французском материализме). В философском плане основные понятия этого направления связаны с именами Д. Локка, У. Гоббса, Р. Декарта и Ф. Бэкона. С середины ХIХ века выделение психологии как самостоятельной науки (как эмпирической науки о сознании), связано с именами В. Вундта, Э. Титченера, У. Джеймса, Ф. Брентано, Г.И. Челпанова.

Основными вопросами данного направления являлись следующие:

Представление об опытных, а не врожденных источниках сознания. Тезис Д. Локка о душе как о tabula rasa применим исключительно к явлениям сознания. Содержание, которое мы приобретаем с помощью нашего сознания складывается при жизни, поэтому в душе нет никаких опыта, знаний, вне полученного опыта. Опыт понимался как индивидуальный, пассивный (воздействие внешнего мира). Объяснение явлений сознания происходит из самого сознания, то есть из более простых образований сознания объясняются более сложные. Сознание замкнуто в самом себе и его описание и объяснение не выходят за рамки самого сознания. Здесь встает вопрос о механизмах работы сознания, решаемые у Д. Локка следующим образом:


механизм ассоциации (собственный механизм сознания, некоторым образом отражающий внешние по отношению к человеку связи, которые в силу повторения становятся фактами сознания субъекта;
собственные акты ума (акт обобщения, например).

В такой замкнутой структуре возникает проблема механизмов, законов, которые действуют при возникновении таких связей (особенно у В. Вундта). Единственным адекватным методом получения научного знания о сознании является интроспекция (позже дополненная В. Вундтом методом эксперимента, а также исследованием явлений развития человеческого духа -- речи, мифов, обычаев и т.п.).

Таким образом, складывается эмпирическая психология как опытное знание о явлениях сознания (включающее изучение процессов ассоциации и т.д.). Сразу же возникает принципиальные трудности в подходе эмпирической психологии указанные еще В. Лейбницем: невозможность представления души как «чистой доски». В душе уже от рождения существуют какие-то ростки, задатки знания, то есть нечто врожденное, что уже после рождения получает развитие. Это критика базового понятия эмпирического подхода. Также В. Лейбниц, признавая важность опыта как образующего сознание, протестовал против пассивности сознания, требуя апперцепции (активности, благодаря которой внешние явления становятся фактами нашего сознания; того, что присоединяется к перцепции).

Также В.Лейбниц не соглашался с положением о тождественности всех психических явлений сознанию. Лейбниц был первым, который ввел понятие бессознательного на основе общего закона о непрерывности, который он распространял на всю Вселенную.

С одной стороны эмпирическая психология являлась основной формой развития психологических знаний в это время (была еще рационалистическая, схоластическая традиция, идущая от Фомы Аквинского, которая тоже развивалась, но достаточно узко и завершилась в ХVIII в. в философии Х. Вольфа), но ее развитие было крайне противоречивым.

Л.С. Выготский указывал, что эмпирическую психологию путают с эмпиризмом как отсутствием теории3. Но эмпирическая психология это теория, определенная концепция, в основе которой лежит представление Д. Локка и Р. Декарта о сознании, об основных характеристиках и источниках понимания этого сознания.

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. С этого времени не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения4. На первых порах руководящим принципом физиологии было «анатомическое начало»5. Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.

Так, фантастическая по своей эмпирической фактуре рефлекторная схема Р. Декарта оказалась правдоподобной благодаря обнаружению различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг. Открытие принадлежало И. Прохазке, Ф. Мажанди и Ч. Беллу. Оно позволило объяснить механизм связи нервов через так называемую рефлекторную дугу, возбуждение одного плеча которой закономерно и неотвратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную реакцию. Наряду с научным (для физиологии) и практическим (для медицины) это открытие имело важное методологическое значение. Оно опытным путем доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстрата, а не от сознания (или души) как особой бестелесной сущности.

Второе открытие, которое подрывало версию о существовании души, было сделано при изучении органов чувств, их нервных окончаний. Оказалось, что какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовать, результатом будет один и тот же специфический для каждого из них эффект.

На этом основании немецкий физиолог И. Мюллер сформулировал «закон специфической энергии органов чувств»: никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает. Выводы И. Мюллера укрепляли научное воззрение на психику, показывая причинную зависимость ее чувственных элементов (ощущений) от объективных материальных факторов – внешнего раздражителя и свойств нервного субстрата6.

Еще одно открытие подтвердило зависимость психики от анатомии центральной нервной системы и легло в основу приобретшей огромную популярность френологии. Австрийский анатом Ф. Галль предложил «карту головного мозга», согласно которой различные способности «размещены» в определенных участках мозга. Это, по мнению Ф. Галля, влияет на форму черепа и позволяет, ощупывая его, определять по «шишкам», насколько развиты у данного индивида ум, память и другие функции7. Френология, при всей ее фантастичности, побудила к экспериментальному изучению локализации психических функций в головном мозге.

Взгляды Ф. Галля подвергались критике с различных позиций. Идеалисты нападали на него за подрыв постулата о единстве и нематериальности души. Французский физиолог и врач П. Флуранс, не отступая от учения о мозге как органе мысли, показал, что френология не выдерживает экспериментальной проверки. Используя методику удаления отдельных участков центральной нервной системы, а в ряде случаев воздействуя на центры наркотиками, П. Флуранс пришел к выводу, что основные психические процессы – восприятие, интеллект, воля – являются продуктом головного мозга как целостного органа. Мозжечок координирует движения, в продолговатом мозгу находится «жизненный узел», с четверохолмием связано зрение, функция спинного мозга состоит в проведении по нервам возбуждения. Работы Флуранса сыграли важную роль в разрушении созданной френологией...

Забрать файл

Во второй половине XIX в. создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку. В зарубежной и отечественной науке все чаще встречается мысль о необходимости самостоятельного, отдельного от философии и естествознания, в рамках которых зародилась психологическая мысль, развития психологии.

Мысль о том, что одним из условий достижения психологией самостоятельности является ее отделение от философии, выразил Г. И. Челпанов в докладе на I Всероссийском съезде по психоневрологии (1923) «О предпосылках современной эмпирической психологии».

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х- гг. XIX в. Оно ознаменовалось появлением первых программ (В. Вундт, И. М. Сеченов), созданием специальных научно-исследовательских учреждений - психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, начавших подготовку научных кадров психологов, выходом специальных психологических журналов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведением международных конгрессов по психологии.

По С. Л. Рубинштейну, решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента. Эксперимент был заимствован психологией из естествознания (из физиологии органов чувств и нервной системы). Интенсивное развитие этих и других областей естествознания, успехи в области объяснения явлений жизни (механико-физико-химическая теория жизни, концепция К. Бернара о гомеостазе), возникновение психофизики и психометрии явились важнейшими предпосылками преобразования психологии в самостоятельную науку и обусловили ее развитие по образцу естественных наук.

27.Учение о непосредственном опыте в. Вундта.

Эксперимент в психологии стал решающим фактором в преобразовании психологических знаний, он выделил психологию из философии и превратил ее в самостоятельную науку. Различные виды исследования психики при помощи экспериментальных методов это и есть экспериментальная психология .

С конца 19 века ученые вплотную занялись изучением элементарных психических функций - сенсорных систем человека . Вначале это были первые робкие шаги, которые подвели фундамент под здание экспериментальной психологии, отделив ее от философии и физиологии.

Особенно следует заметен Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Он создал первую в мире психологическую лабораторию (международный центр). Из этой лаборатории, получившей впоследствии статус института, вышло целое поколение специалистов по экспериментальной психологии.

В первых своих работах В. Вундт выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними.

Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт - доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля), он считал недоступными эксперименту, и предложил изучать их культурно-историческим методом.

Вначале главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), а затем эксперименты проводились над животными (К. Ллойд-Морган, Э. Ли Торндайк), исследовались душевнобольные, дети.

Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии, изучающей индивидуальные различия между людьми и группами, на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов.

В настоящее время методы экспериментальной психологии широко применяются в различных областях человеческой деятельности. Прогресс человеческого познания уже немыслим без методик экспериментальной психологии, тестирования , математической и статистической обработки результатов исследований. Успехи экспериментальной психологии основаны на использовании методов различных наук: физиологии, биологии, психологии, математики.

Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса (60-е гг. XIX - 10-е гг. XX в.в.)

Первые программы психологии как самостоятельной науки. В. Вундт (1832 - 1920) и становление экспериментальной психологии. Предмет, методы и задачи психологии по Вундту. Дуализм программы. Школа Вундта. Программа построения научной психологии И.М. Сеченова (1829 - 1905). Рефлекторная концепция психического. Определение предмета психологии. Методы психологии. Исследования Сеченова в области восприятия, памяти, мышления, воли. Роль Сеченова в развитии отечественной и мировой психологической науки.

Другие психологические программы в зарубежной науке. Структурализм Э. Титченера (1867 - 1927) как развитие идей Вундта в американской психологии. Метод аналитической интроспекции. Психология акта Ф. Брентано (1838 - 1917) и ее развитие в философии и психологии. Психология функций К. Штумпфа (1848 - 1986). Австрийская психологическая школа: А. Мейнонг (1853 - 1920), С. Витасек (1870 - 1915), Х.-Фон - Эренфельс (1859 - 1932). Развитие идей Брентано в Англии (Дж. Стаут, 1860 - 1944; Дж. Уорд (1843 - 1925); в Германии (Т. Липпс, 1851 - 1914); в Швейцарии (Э. Клапаред).

Психология У. Джемса (1842 - 1910). Понимание психики как фактора приспособления организма к среде. Характеристика сознания. Теория психического автоматизма. Учение об эмоциях, воле, личности. Значение психологии Джемса для возникновения функционализма. Прагматизм как методологическая основа функционализма. Основные положения функционально; психологии. Ее влияние на развитие прикладных областей и возникновение бихевиоризма.

Важнейшие направления развития психологии в России. Психология в университетах: Московском (М.М. Троицкий, Н.Я. Грот, Л.М. Лопатин), Петербургском (М.И. Владиславлев, А.И. Введенский), Киевском (С.С. Гогоцкий) и ее роль в создании научных школ.

Естественно-научное направление. Борьба за объективные методы исследования на разных этапах творчества В.М. Бехтерева (1857 - 1927). Сравнительная психология В.А. Вагнера (1849 - 1934). Учение А. А. Ухтомского (1875 - 1942) о доминанте. Понятие функционального органа, хронотопа. Физиология высшей нервной деятельности И.П. Павлова (1849 - 1936) и ее значение для развития психологии.

Роль Г.К. Челпанова (1862 - 1936) в организации научных исследований и создании системы психологического образования в России. Созданный Челпановым Институт психологии (1912, официальное открытие 1914) - крупнейший центр теоретических и экспериментальных исследований. Вопросы теории и метода в трудах Челпанова. Школа Челпанова.

Философская психология (С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Г.Г Шпет). Значение для психологии философии Вл. Соловьева, Н.А. Бердяева.

Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей. Открытие лабораторий экспериментальной психологии в странах Европы и Америки. Первые психологические лаборатории в России (В.М. Бехтерев - Казань, Петербург, С.С. Корсаков, А.А. Токарский - Москва, П.К. Ковалевский -- Харьков, Г.Ф. Чиж - Дерпт и др.). Распространение эксперимента на изучение высших психических процессов. Классические работы по памяти Г. Эббингауза (1885), Г.Э. Мюллера (1911, 1913, 1917). Исследования по психологии слуха К. Штумпфа (1883, 1890). Экспериментальные исследования восприятия и внимания Н.Н. Ланге (1888, 1893). Исследования мышления в вюрцбургской школе (1901 - 1911). Изучение процесса формирования навыков (У. Брайан, Н. Хартер, У. Бук, Дж. Мак-Кин Кеттел). Экспериментальные исследования психологии животных (Э.Торндайк, В. Смолл и др.), их значение для утверждения объективных методов в психологии.

Возникновение психологии индивидуальных различий. Исследования Ф. Гальтона (1882-1911) в области способностей и измерения интеллекта. Метод тестов (1890, Кеттел). Основание лондонской школы психологии Ч. Спирменом (1863-1945). Двухфакторная теория интеллекта Спирмена (1904). Дальнейшее развитие факторной теории интеллекта (Л. Терстоун, 1931, Дж. Гилфорд, 1967). «Индивидуальная психология А. Бине и В. Анри» (1895). Дифференциальная психология В. Штерна (1900). Развитие индивидуальной психологии в России. Характерология А.Ф. Лазурского (1874 - 1917). Челпанов о состоянии и значении психологии индивидуальных различий.

Приложение психологии к педагогике. Общие руководства по психологии в применении к педагогическим вопросам (У. Джемс, Г. Мюнстерберг, Дж. Дьюи). Экспериментальные исследования процесса учения. Э. Торндайк (1874-1949). Законы научения. Исследования А. Бине (1875 - 1911) в области тестирования интеллекта. Метрическая шкала интеллекта (1905, 1908). Ее усовершенствование Л. Терменом (1916).

Г. Ст. Холл (1863 - 1924). Теория рекапитуляции, методы эмпирических исследований в области психического развития. Идеи педологии (1893). Организаторская деятельность Холла. Экспериментальная педагогика Э. Меймана (1862 - 1915).

Развитие психолого-педагогической мысли в России. П.Ф. Лесгафт и его «Школьные типы» (1890). Основание А.П. Нечаевым (1870 - 1948) лаборатории экспериментальной педагогической психологии (1901). Экспериментальные исследования Нечаева по детской и педагогической психологии. Съезды по педагогической психологии в России (1906, 1909, 1910, 1913, 1916). «Психологические профили» Г.И. Россолимо (1910). Возникновение специальной психологии и педагогики трудных детей (дефектологии) - М.А. Сикорский, Г.Я. Трошин, А.С. Грибоедов, В.П. Кащенко.

Педологическое движение в России

Приложение психологии к медицине. Пионеры применения методов экспериментальной психологии в психиатрической клинике (Э. Крепелин, Р. Зоммер, Э.Блейер.). Метод ассоциативного эксперимента. Аутистическое мышление (Блейлер, 1919). Понятие конституции в психиатрии (Э. Кречмер, 1921; У. Шелдон, 1927) и проблема соотношения души и тела в норме и патологии. Исследование реактивных состояний (К. Ясперс, 1913, Э. Кречмер) и психопатий (К. Шнайдер, П.Б. Ганнушкин, 1933). Размывание границ между нормой и патологией в психологии. Переход к проблемам психологии личности.

Клинические исследования в области истерии и неврозов (А. Льебо, I823 - 1904; М. Шарко, 1825 - 1893; И. Бернгейм, 1837 - 1919). Роль психологических факторов в объяснении истерии и гипноза. Психопатология и основание научной психология во Франции. Психология Т. Рибо (1813 - 1916). Психология как наука о поведении П. Жане (1859-1947). Открытие бессознательного в трудах Жане. Спор о приоритете по поводу открытия бессознательного между Жане и З. Фрейдом.

Приложение психологии к области промышленного производства. Первые попытки рационализации условий труда с целью повышения производительности труда (Ф. Тейлор, конец ХIX в.). Начало научной разработки психологических проблем труда. Г. Мюнстерберг (1863 - 1916) и возникновение психотехники. Задачи, проблемы и методы психотехники. Становление психологии труда и психотехники в России.

Проблемы соотношения теории и практики в психологии в связи с ростом прикладных исследований. Методологическое значение психотехники (Выготский).

Ключевые понятия: структурализм, интроспекция, функционализм, Вюрцбургская школа, французская социологическая школа, описательная психология, структурная психология, экзистенциальная психология, «контекстная теория значения», интенция, качества Х. Эренфельса, гештальткачества, эмпатия, поток сознания, динамическая психология, теория «потока сознания», социологизм, коллективные представления, психотехника, условный рефлекс, безусловный рефлекс, объективная психология, ассоциативная психология, модальность, волюнтаризм, апперцепция.

Выделение психологических знаний в самостоятельную науку (середина XIX века по настоящее время)

Становление психологии как самостоятельной науки

К 70-м годам XIX века развитие науки привело к необходимости объединить разрозненные знания о психике в отдельную дисциплину, отличную от других.

В. М. Вундт (1832-1920) начал заниматься психологией, будучи физиологом (одно время он был ассистентом Г.Гельмгольца). В труде «Основы физиологической психологии» (1873-1874) он объединил накопленные знания в новую дисциплину, дав ей древнее имя - психология, однако, стремясь расстаться с ее прошлым, присоединил к нему эпитет физиологическая.

Большой заслугой Вундта было основание в Лейпциге в 1879 году первой в мире экспериментальной психологической лаборатории, которая стала главным «питомником» первого поколения

психологов-экспериментаторов. Историки психологии подсчитали, что школу Вундта прошло 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза. В ней изучались закономерности ощущений, время реакции на различные раздражители, механизмы ассоциаций, внимание. Уникальным предметом психологии был признан «непосредственный опыт», главным методом - интроспекция: наблюдение субъекта за процессами в своем сознании. Интроспекция понималась в. м. Вундт как особая процедура, требующая специ-

альной длительной тренировки. От испытуемых требовалось отвлечься от всего внешнего с тем, чтобы найти исходные элементы внутреннего опыта, добраться до первичной «ткани» сознания, которая представлялась состоящей из сенсорных (чувственных) «нитей». Когда возникал вопрос о сложных психических феноменах, где в действие вступали мышление и воля, сразу же обнаруживались недостатки вундтовской программы. Тем не менее, проделанная школой Вундта работа заложила основы экспериментальной психологии.

Американский психолог У. Джеймс (1842-1910) сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, президентом Американской психологической ассоциации (1894-1895). В своих научных исследованиях Джеймс занимался проблемами личности, изучением деятельности головного мозга, развития познавательных процессов и эмоций. Одной из основных задач он считал исследование сознания. Джеймс сделал многое для того, чтобы психология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины и философии. Он положил начало функционалистскому подходу (1881). Функционалисты считали, что роль сознания состоит в том, чтобы дать индивиду возможность приспособиться к ситуациям, возникающим на протяжении жизни, с помощью выработанных, измененных, новых форм поведения (процесс научения). В своих исследованиях они также использовали метод интроспекции.

У. Джеймс

Американский психолог Э. Титченер (1867-1927) после окончания Оксфордского университета работал в Лейпциге у Вундта. В 1892 году он вернулся в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую в этой стране научную школу. В своем четырехтомном труде «Экспериментальная психология» Титченер изложил основные достижения науки с вундтовских позиций (Титченера иногда называют американским Вундтом). Это направление получило название структурализма, поскольку основной задачей в нем считалось изучение структуры сознания безотносительно к тому, как эта структура работает.

Функционалистский и структуралистский подходы в изучении сознания не получили своего дальнейшего развития в современной психологии. На это повлиял ряд причин, в том числе использование субъективного метода исследования и умозрительных представлений о статичности структуры сознания.

Этот период был отмечен важными для развития психологического знания достижениями - первыми экспериментами в области психологии. Немецкий психолог Г. Эббингауз (1850-1909) в книге «О памяти» изложил результаты опытов, проведенных на себе, и вывел математические законы, по которым сохраняется и воспроизводится выученный материал.

Разработка статистических методов применительно к психологии связана с творчеством кузена Дарвина Ф. Гальтона (1822-1911). Он изучал индивидуальные различия, считая, что они генетически предопределены. В книге «Наследственный гений» (1869) он доказывал, ссылаясь на множество фактов, что выдающиеся способности передаются по наследству. В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за небольшую плату измерить свои физические и психические способности, между которыми, как он считал, существуют корреляции. Через эту антропологическую лабораторию прошло около 9000 человек. Он рассчитывал охватить все население Англии с тем, чтобы определить уровень психических ресурсов страны. Свои испытания он обозначил словом «тест», которое навсегда вошло в психологический лексикон.

Первый вариант решения задачи диагностики принадлежал французскому психологу А. Вине (1857-191 1). Он начинал с экспериментальных исследований мышления (испытуемыми служили его дочери). Однако вскоре по заданию правительства А. Вине стал искать психологические средства, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдает прирожденными дефектами. Опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены на многих испытуемых различных возрастов. Экспериментальные задания А. Вине превратил в тесты, установив шкалу, каждое из делений которой содержало задания, выполнимые нормальными детьми определенного возраста. Эта шкала приобрела популярность во многих странах. В Германии В. Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» (10). Техника измерения интеллекта позволяла на основе данных психологии решать вопросы обучения, отбора кадров, оценки достижений, профпригодности и другие.

Таким образом, можно констатировать, что во второй половине XIX века психология выделилась в самостоятельную науку: была определена специфика предмета, разработаны методы исследования, открыты экспериментальные лаборатории, возникли новые отрасли психологии - дифференциальная, детская, зоопсихология и другие.