Задания звук и буква ц. Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе «Цыплёнок Цып

Аннотация: Конспект занятия «Цыплёнок Цып» предназначено для детей подготовительной группы. Целью занятия является формирование правильного произношения звука [ц]; совершенствование звуко-слогового анализа слов; формирование лексико-грамматических категорий и развитие речеслуховой памяти.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе

Тема: «Цыплёнок Цып»

  • закрепить знания детей о звуке и букве «ц»;
  • закрепить правильное произношение звука «ц»;
  • упражнять в звуко-буквенном и слоговом анализе и синтезе слов;
  • активизировать предметный словарь;
  • учить составлять предложения по схемам с предлогами;
  • учить пересказывать сказку по ролям;
  • упражнять детей в чтении слов и предложений;
  • развивать мышление, внимание, память, интонационную выразитель-ность речи.

Оборудование:

  • игрушка − цыпленок Цып,
  • картина «В деревне»,
  • предметные картинки,
  • схемы слов и предложений,
  • таблица к игре «Угадай слово»,
  • слоги на карточках с магнитами,
  • таблица с предложениями,
  • маркер.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

(Дети стоят в кругу.)

− Сядет тот, кто назовет слово со звуком «ц». (Птица, цыпленок, цифра, кольцо, колодец и т.д.)

II. Постановка цели занятия.

− О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Мы будем говорить на занятии о звуке и букве «ц»).

III. Характеристика звука и буквы «ц».

− Дайте характеристику звуку «ц». (Звук «ц» − согласный, твердый, глухой.)

− Докажите, что звук «ц» согласный. (Когда мы произносим звук «ц», воздух во рту встречает преграду − зубы и язык.)

− Какой буквой обозначается звук «ц»? (Буквой «ц».) Выставляется буква «Цц».

− На что похожа буква «ц»? (На колодец с цепью. На перевернутую кро-вать. На букву «Щ» без одной палочки.)

IV. Выделение звука «ц» в словах.

− У нас в гостях цыпленок Цып. Сегодня вы послушайте историю, которая приключилась с Цыпом, и выполните интересные задания.
Однажды, летним утром Цып вылупился из яйца. Он огляделся вокруг и запищал: «Пи, пи, пи, а где же моя мама?» Никто Цыпу не ответил. Цып пошел по тропинке искать свою маму. По дороге он увидел много интересного. (Выставляется картина «В деревне»).

− Назовите слова со звуком «ц» и определите место звука «ц» в словах (цветы, гусеница, солнце, кузнец, кузница, цепь, мельница, колодец, скворец).

(Цветы. В слове «цветы» звук «ц» слышится в начале слова.)

V. Дидактическая игра «Угадай слово».

(Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе слова.)

− Помогите Цыпу отгадать слово. Назовите первые звуки в словах и впишите буквы под картинки.

Пружина, тетрадь, игрушки, цифры, арбуз.

(Пружина, в слове «пружина» первый звук «п». Я пишу букву «П» и т.д.).

− Прочитайте полученное слово. (Птица).

VI. Звуко-слоговой анализ слова «птица».

− Составьте схему слова «птица». Сколько слогов в слове? (Два слога.)

− Почему два слога? (Потому что два гласных звука «и», «а».)

− Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

− Назовите первый слог. (Пти…)

− Назовите второй слог. (…ца)

− Сколько звуков в слове «птица»? (Пять звуков.)

− Сколько звуков в первом слоге? (Три звука).

− Сколько звуков во втором слоге? (Два звука).

− Дайте характеристику звукам в слове. (первый звук «п» − согласный, твердый, глухой и т.д.)

VII. Физкультминутка

− Цып искал маму. Он посмотрел вправо, влево, через левое плечо, через правое плечо, вверх и вниз, под правое крылышко, под левое крылышко. Он увидел…

VIII. Составление слов из слогов

− Вы узнаете, кого увидел Цып, если составите слова из слогов. Это названия птиц.(На магнитной доске − слоги.Дети составляют слова.)

гал-ка
во-ро-на
ут-ка
сквор-чи-ха

− Прочитайте слова из двух слогов (из трех слогов).

Слова закрываются ширмой.

− Вспомните, кого увидел Цып. (Цып увидел галку, ворону, утку, скворчи-ху).

IX. Образование слов с суффиксами -енок-, -онок-

− Цып спросил у галки: «Может быть, вы моя мама?»

− Галка сказала: «Нет, мой птенец …» (галчонок).

− Цып спросил у утки: «Может быть, вы моя мама?»

− Утка ответила: «Нет, мой птенец …» (утенок).

− Цып увидел на дереве скворчиху и спросил: «Может быть, вы моя ма-ма?»

«Нет, мой птенец …» (скворчонок).

− Цып спросил у вороны: «Вы − моя мама?»

− Ворона ответила: «Нет, мой птенец …» (вороненок).

− И тут Цып увидел, что к нему бежит мама — курица: «Как хорошо, Цып, что я тебя нашла!». Цыпленок обрадовался и вместе с мамой пошел домой.

Х. Чтение и анализ предложений

− Прочитайте, что рассказал Цып маме по дороге домой.

Дети читаю предложения по таблице.

После дождя на дороге лужицы.

Осенью все птицы улетают на юг.

Медуница и ландыш − весенние цветы.

− Что вы прочитали. (Предложения).

− Прочтите неправильное предложение. (Осенью все птицы улетают на юг.)

− Исправьте это предложение. (Осенью все перелетные птицы улетают на юг).

− Что такое предложение? (Несколько слов связанных по смыслу.)

− Назовите признаки предложения. (Предложение пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться точка.)

− Прочитайте слова с буквой «ц». (Лужицы, птицы, цветы, медуница).

XI. Составление предложений по схемам с предлогами

− Назовите маленькое слово (В).

− Составьте предложение про Цыпа по схеме с предлогом.

(Цып живет в большой деревне.)

− Назовите слово, обозначающее живой предмет. (Цып.)

− Назовите слово, обозначающее неживой предмет. (Деревня.)

− Назовите слово-действие. (Живет.)

− Назовите слово-признак. (Большой.)

(Цып вылупился из куриного яйца.)

(Цып бежал по узкой тропе.)

XII. Пересказ рассказа «Цыпленок Цып» по ролям

Цыпленок Цып: «Пи, пи, пи! Где же моя мама?»

Галка: «Нет, мой птенец галчонок».

Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»

Утка: «Нет, мой птенец утенок».

Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»

Скворчиха: «Нет, мой сынок скворчонок».

Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»

Ворона: «Нет, мой птенец вороненок.»

Курица: «Как же ты меня напугал, Цып! Как хорошо, что я тебя нашла!»

XIII. Итог занятия

− Цыпленку Цыпу очень понравилось, как Вы занимались.

− Какой звук и какую букву мы повторяли? (Мы повторяли звук и букву «ц».)

− Что понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей.

Литература:

1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.
3. Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов.
4. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Ч. III.

Кострюкова И.А.,
учитель-логопед

Конспект занятия к НОД Область «Познание» (подготовка к обучению грамоте)

Тема: «Звук [ц]. Буква Ц»

  • Знакомить со звуком [ц] и буквами Ц,ц.
  • Учить определять место звука в слове.
  • Продолжать учить звуковому анализу слов
  • Развивать внимание, моторику
  • Материал: мешочек, игрушки, предметы на звук [ц], мяч, схемы слов, предметные картинки со звуком [ц], изображение буквы Ц, фасоль, тетради, карандаши, таблица со слогами, кассы букв, изображение сосулек с буквами.

    Части занятия

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

  • Орг. Момент. Игра «Волшебный мешочек»
  • Педагог предлагает детям достать из мешочка предмет, назвать его и сказать с какого звука начинается его название.

    Дети достают из мешочка предметы (цепь, цветок, цифры, цыплёнок, циркуль), называют их, определяю тпервый звук в словах.

  • Характеристика звука [ц]
  • На какой звук начинаются все предметы, которые вы достали?

    Этот звук гласный или согласный? Почему?

    Звонкий он или глухой? Почему?

    Звук [ц] всегдя твёрдый. Как мы его будем обозначать?

    На звук [ц]

    Согласный, так как при произношении воздух встречает преграду(язык, зубки).

    Глухой, так как горлышко при произнесении не дрожит.

    Синим квадратом.

  • Игра «Будь внимателен»
  • Выполните действие, если услышите звук [ц].

  • Хлопнуть: ц, т, с, ц, ш, з, ц, д, ты
  • Топнуть: ца, от, сы, уц, до, цу, ыц.
  • Дети выполняют действие.

  • Определение места звука в слове
  • На доске схемы слов (звук в начале, конце, середине). Дети по очереди выходят к доске, берут предметную картинку, называю слово, и кладут под соответствующую схему.

    Слова: Цыплёнок, цепь, цветы, цапля, кольцо, яйцо, курица, овца, индеец, палец, огурец и т.д.

    Дети определяют место звука в слове, вешают под соответствующую схему.

  • Физ. Минутка. Игра с мячом «Измени слово»
  • Педагог предлагает детям назвать ласково предметы так, чтобы в них появился звук [ц]:

  • Дерево
  • Кресло
  • Масло
  • Платье
  • Зеркало
  • Блюдо
  • Дети отвечают:

  • Деревце
  • Креслице
  • Оконце
  • Мыльце
  • Маслице
  • Платьице
  • Зеркальце
  • Дельце
  • Блюдце
  • Знакомство с буквой.
  • Звук [Ц] обозначается буквой Ц. (показ на доске)

    На что она похожа?

    Буква Ц стоит бочком

    И цепляет всех крючком.

    Выложите букву Ц из фасоли.

    Обведите её пальцем.

    На стенку с крючком.

    Дети выкладывают букву из фасоли.

    Дети обводят.

  • Задние «Найди букву»
  • Перед детьми на листочках буквы, дети должны найти и обвести только букву Ц.

    Дети находят и обводят букву Ц.

  • Пальчиковая игра «Цыплята»
  • Пять цыпляток,

    Пять комочков

    Во дворе стоят у бочки

    Захотелось им напиться

    Из щелей течёт водица

    Вот из лужи пьют цыплятки

    И у всех озябли лапки

    Вот поджали коготочки

    Побежали греться к квочке.

    Большой и указательный пальцы - клювик, остальные прижаты к ладони.

    Все пальцы сжать в кулак

    Пальцами изобразить бочку

    Приоткрыть пальцы-клювики

    Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз

    Показать, как пьют цыплятки

    Пальцы дрожат

    Прижать скрюченные пальцы к ладони

    «Пробежаться» пальцами по столу

  • Работа в тетради.
  • Написать букву Ц

    Дети выполняют работу в тетради.

  • Чтение слогов по табличке.
  • Дети читают слоги.

  • Работа со словами.
  • На сосульках написаны буквы. Педагог предлагает сложит сначала слово из букв, написанных на длинной, а потом на короткой сосульке (слова: овца, лицо) и сделать их звуковой анализ.

    Дети составляют из букв разрезной азбуки слова, выполняют их звуковой анализ.

  • Итог занятия.
  • Чем мы занимались сегодня? С какой новой буквой познакомились.

    Ответы детей


    Ашарина Марина Павловна

    МКДОУ д/с №14

    Логопедическое занятие

    Тема: Звук и буква Ц. Цветы. Прогулка в мире цветов.

    Поготовила: училель-логопед Васиченко Л.А.

    Интеграция образовательных областей: Познание, развитие речи, здоровье, музыка, художественное слово, экологическое воспитание.

    Цель: Познакомить с разнообразием цветов, уточнять и закреплять представление о звуке и букве Ц.

    Задачи:

    Образовательные:

    Формирование практических умений и навыков пользоваться фонетически чистой, грамматически правильной речью;

    Формирование кинестетического образа звука «ц» (ощущения положения органов артикуляции); закрепление буквы Ц;

    Уточнение и расширение словарного запаса по теме «Цветы».

    Коррекционно-развивающие:

    Развитие фонематического восприятия и представления;

    Развитие грамматического строя речи;

    Развитие мелкой, артикуляционной, общей моторики и координации движений.

    Коррекционно-воспитательные:

    Воспитание любви, бережного отношения в природе (цветам);

    Прививать навыки работы в малой группе, индивидуально.

    Методы и приёмы:

    Упражнение;

    Игровое упражнение;

    Дидактическая игра;

    Художественное слово;

    Словесное пояснение;

    Игра малой подвижности.

    Оборудование:

    Интерактивная доска, слайды по теме, картинки цветов, пчелки из тонкой бумаги на нитке, мяч, панно для размещения цветов (раскрашенных детьми)-3 штуки (проталины, поле, сад), схема характеристики звука, маски цветов, дидактическая игра «Ромашка» с предметными картинками (со звуком Ц) на лепестках, карандаши цветные, листки бумаги с раскрасками цветов на каждого, «волшебный мешочек» с объемными буквами, «волшебная коробочка» с манной крупой, клей-карандаш.

    I. Организационный момент. Психогимнастика . Слайд 1.

    Сегодня мы совершим прогулку по одной прекрасной стране. Куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

    Нарядные сестренки

    Весь день гостей встречают,

    Медом угощают. (цветы)

    Какой первый звук вы слышите в слове ЦВЕТЫ? - Звук Ц.

    Вы догадались куда мы отправимся на прогулку? - в Мир цветов и звуков.

    Скажите, как называют человека, который

    Пчел разводит (пчеловод)

    Птиц разводит (птицевод)

    Овощи разводит (овощевод)

    Цветы разводит (цветовод) .

    Входит «Цветовод»:

    Ребята, чтобы стать хорошим цветоводом, надо много знать о цветах, о том как за ними ухаживать.

    Давайте на минутку представим себя цветками – имитация движений:

    Этюд “Цветы на поляне” (Цветовод изображает посадку семян, ухаживает за ними:дети комочками сидят на корточках, голову нагнули к коленям, проходит, гладит каждого по голове, «поливает») Цветовод посадил семена цветов в землю. Он заботится о них. Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в земле маленькое семечко. Напоил семечко водой. Из семечка проклюнулся маленький росток. Росток стал вытягиваться в стебелёк. На стебельке появились тонкие листочки. Вскоре появились первые бутоны. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая бутон вслед за солнцем, тянет листочки к солнышку, раскрывается, ему тепло и радостно (поднимается голова, корпус распрямляется, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, руки поднимаются вверх, глаза полузакрыты, на лице улыбка).

    Вот с таким цветочным настроением мы отправляемся дальше.

    II. Пальчиковая гимнастика.

    У цветовода какие руки? (умелые, заботливые). Давайте разогреем руки, чтобы они тоже стали умелые, вместе с ними и язычок станет послушным.

    а) самомассаж с Су-Джок шариками.

    б) Упражнение «Цветок»

    Мы цветка все части знаем:

    Корень, Стебель, Лист, Бутон.

    А когда цветок завянет,

    Семена подарит он.

    III Артикуляционная гимнастика

    Вы знаете, что хороший цветовод умеет разговаривать со своими цветами, умеет их слушать. Подготовим наши органы речи к правильному произнесению звука Ц.

    (Упражнения для звука ц)

    Улыбка-Хоботок

    Пчелка собирает нектар (Пошлёпаем язычок)

    Лепесток (Лопатка)

    Наклоны стебелька (Качеля, Часики)

    Цветок завял (Киска сердится)

    Лепесток свернулся от жары (Трубочка)

    На дыхание: Вдохнем аромат цветов (короткий глубокий вдох через нос, длинный плавный выдох с призвуком Ха-а-а)

    IV Беседа с демонстрацией по теме цветы

    а) Первыми нас встречают самые ранние весенние цветы (СЛАЙД 2), помогите мне их назвать (подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха). Отчего такое название у цветов? Листья у мать-и-мачехи с одной стороны гладкие, с другой – шершавые. Этот цветок одной стороной листа погладит, как мать, а другой стороной пожурит, словно мачеха. Отсюда и название. Эти цветы первыми расцветают – поэтому их называют … (первоцветы).

    б) В конце весны (в мае), летом на лесных полянах расцветают васильки, маки, ромашки, колокольчики, незабудки (СЛАЙД 3). Они растут на полях – поэтому эти цветы называются …(полевые). Многие из этих цветов занесены в Красную книгу, их в природе становится все меньше, поэтому срывать без причины их нельзя. Ими лучше полюбоваться со стороны, и бережно к ним относиться.

    в) В разгар лета многие цветоводы радуются красотой цветов, выращенных в своих садах, на дачах. Это астры, пионы, тюльпаны, ирисы, розы, гладиолусы, они бывают разных цветов и оттенков (СЛАЙД 4). Такие цветы можно срезать и поставить в вазу – их называют … садовые.

    V Динамическая пауза - Координация речи с движением (с использованием масок цветов)

    (Звучит произведение «Вальс цветов» П.И. Чайковского)

    Цветовод выходит с детьми в круг. «Замечательный букет»

    По тропинке, по дорожке

    К вам цветы - был путь далёк.

    Мак, ромашка, колокольчик,

    Незабудка, василёк.

    На полях большой букет,

    Лучше вас цветочков нет:

    Красный, белый и лиловый,

    Голубой и синий цвет.

    Цветовод: Ах, какой букет красивый!

    Замечательный букет!

    Ориентировка в пространстве. Детям раздаются предметные картинки с изображением цветов. На нашей клумбе будут расти разные красивые цветы. Роза будет расти между астрой и гладиолусом… (Дети встают так, как их просит логопед).

    VI Закрепление названий цветов

    Игра «Помогите пчеле». - Как сказано в загадке, цветы пчел медом угощают. Положите перед собой карточки, и посадите на цветы пчел. - Где сидит пчела? (ответы детей полным предложением: «Пчела сидит на маке. … гладиолусе, васильке, пионе,…») . - Помогите пчелке взлететь, подуйте на нее. Не забывайте, как правильно дуть, следите за щеками (дети несколько раз выполняют задание).

    Скажите, где сидела пчела, пока не улетела? (каждый ребенок составляет предложение, используя глагол в прошедшем времени: «Пчела сидела на гладиолусе, на пионе, …»,

    VII Звук и буква Ц.

    Ребята, вокруг наших цветов собралось много насекомых. Чтобы их не спугнуть будем вести себя тише: Ц-Ц-Ц! - Какой звук я произнесла?

    Послушайте внимательно: У цветовода в цветнике цветут цветы. Что я произнесла? (предложение) Сколько слов со звуком Ц вы услышали? - В каком месте слова мы услышали звук Ц? - Как мы произносим этот звук? (артикуляционный уклад).

    Что вы можете сказать про этот звук? (с помощью схемы: согласный, глухой, всегда твёрдый).

    а) Игровое упражнение с мячом на слуховое внимание, фонематическое восприятие

    Как стрекочут кузнечики среди цветов:

    АЦ-ОЦ-УЦ-ЫЦ

    ОЦ-УЦ- ЫЦ-АЦ

    ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ

    ЦМУ-ЦМЫ-ЦМА-ЦМО

    Сколько звуков вы услышали в слоге АЦ (ОЦ, ЦУ, ЦМЫ)?

    б) игра «Ромашки» Цветовод помогает раскладывать на полу сердцевинки цветов, на которых изображены жук, пчела, бабочка.. Каждому ребёнку раздаётся по лепестку (на лепестках изображены различные предметы, в названии которых есть звук Ц, с разной слоговой структурой: из 1-го, 2-х, 3-х слогов). Подобрать лепестки к ромашкам, на которых сидят жук, пчела, бабочка (слова-лепестки подбираются к соответствующей сердцевинке: жук – слова с 1-м слогом, пчела – с 2-мя слогами, бабочка – с 3-мя слогами).

    Назови своё слово, сколько слогов в этом слове, в каком месте слова услышал звук Ц?

    в) Какой буквой обозначается звук Ц?

    Кто поможет найти эту букву в алфавите. На что она похожа?

    Буква Ц – Внизу крючок,

    Точно с краником бачок.

    Изобразим букву Ц в воздухе. Кто сможет написать самостоятельно букву Ц (пальцем на манке в «волшебной коробочке»).

    Цветовод: У меня в теплице завалялся вот такой мешочек, давно хочу узнать, что там лежит. Помогите мне. Дети на ощупь определяют, что это буквы. А кто сможет найти среди этих букв нашу букву Ц?

    Молодцы, какие вы сегодня внимательные!

    VIII Заключительная часть.

    Раскрашивание цветов и приклеивание на панно.

    Ребята, а теперь, помогите все цветы раскрасить в нужные цвета и разместить их на своих местах: первоцветы – на проталинках, полевые – в поле, садовые – в саду. (Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»)

    Логопед с цветоводом помогают детям при раскрашивании.

    Молодцы, ребята, теперь вы точно знаете как называются первые весенние цветы?

    Какие цветы растут на полянах?

    Как называются цветы, которые выращивают в саду?

    Какой звук мы научились слушать и выделять?

    Какой буквой его обозначаем?

    Мы надеемся, вы хорошо запомнили, что рвать цветы на полях и лугах не надо, многих цветов в природе становится все меньше, часть из них (подснежник) занесены в Красную книгу.

    Пусть они растут, цветут и всех радуют. Обращаем внимание на Цветовода, Цветовод стоит задумчивый:

    О чем мечтает цветовод?

    В его мечтах весь мир цветет.

    И люди, глядя на цветы, становятся добрей.

    Пусть эти славные мечты исполнятся скорей. (Е. Серова)

    Цветовод: Какие вы молодцы, теперь вы много о цветах узнали, я вас обязательно возьму в помощники.

    Отгадайте загадки:

    Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь.
    Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый….

    Стоит в саду кудряшка — белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое?…

    Белые горошки на зелёной ножке….

    Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок — остался стебелек….

    Синенький звонок висит, никогда он не звенит….

    Это василёк, ромашка, ландыш, одуванчик и колокольчик.

    Какие ещё вы знаете цветы?…

    А вы знаете, что…

    Древние египтяне первые начали выращивать цветы. И было это более 4000 лет назад.

    Некоторые цветы можно кушать. Из одуванчиков, хризантем делают салаты. Цикорий заменяет кофе. Из корня лотоса варят суп и делают муку.

    Гладиолус в переводе с римского обозначает «меч» из-за сходство цветка с оружием гладиаторов.

    Тюльпан – один из самых быстрорастущих видов растений. За сутки он может подрасти в среднем на 2 см.

    Страна тюльпанов — Голландия. Тысячи видов цветов растут на полях этого государства. Хотя, было время, когда в Голландии тюльпанов не было. Они были завезены из Турции в XVI веке. В те времена тюльпаны стоили баснословных денег. Одна луковица тюльпана стоила дороже, чем драгоценные камни и металлы: около 2 тысяч долларов.

    В XIII веке во Франции дамы носили венки из роз, которые назывались «шапель». Видимо, от этих венков и произошло французское слово «шапо», что в переводе значит «шляпа».

    Хризантемы – императорские цветы в Японии. В стране даже существует орден Хризантемы и праздник в честь этого цветка.

    Большинство любимых цветов японцев – без запаха, потому что в Японии принято любоваться красотой растений, а не ли вдыхать его аромат.

    Плавучая ряска волффиа аррхиза – самое маленькое цветущее растение во всем мире. Размер ее крохотных листиков едва достигает одного миллиметра.

    Многие красивые цветы – отличные лекари. К примеру, дельфиниум когда-то часто использовали при переломах в качестве примочек.

    На склонах гор Южной Америки растет цветок, который зацветает лишь в 150 лет. После этого он погибает.

    Цветы невероятно красивы, но что мы всё о цветах, да о цветах. Ведь у нас сегодня новый звук! Догадались какой? Это первый звук в слове цветы… Верно, это звук [ц].

    1. Лови звук . Хлопните в ладоши, если услышите звук [ц]

    Царь, королева, яйЦО, ЦУкаты, зебра, ЦИфра, огурЦЫ, покупка, магазин, цена.

    2. Вспомните другие слова, в котором есть новый звук.

    Произнесите вместе звук [ц]. Опишите его. Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Придумайте слово, где звук [ц] будет произноситься мягко. Кстати, какие гласные звуки должны стоять после него? ….. Сделайте вывод. В чем особенность нового звука?

    Это важно! Звук [ц] обозначает звук всегда твердый глухой. Звук [ц] не имеет мягкой и звонкой пары это, непарный звук.

    3. Повтори цепочки слогов со звуком [ц]
    ац — оц — иц цо — ца — ци ец — уц — оц цо — ца — цу иц — ыц — ац цу — цо — це ца — це — цу цу — цы — цо — це — цу — ы цы — цу — ца

    4. Повтори слова (сначала повторяйте за взрослым, затем самостоятельно).

    Отец, боец, борец, конец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, леденец, молодец, продавец.

    Заяц, палец, ранец, танец, колодец, мизинец, братец.

    Цапля, овца, кузница, луковица, курица, мельница, пуговица, куница, рукавица, водица, певица, теплица, граница, больница, горчица, умница, кузница, царапина.

    Цыпленок, улицы, пальцы, цыганка, ножницы, пловцы, рукавицы, лекция, милиция, акация, циркуль, птицы.

    Цветы, цепь, цифры, блюдце, полотенце, мотоцикл.

    5. Замени в слове первую букву на звук [ц]
    Какое слово у тебя получилось?

    • мех — …ех
    • сель — …ель
    • ларь — …арь
    • мена — …ена
    • свет — …вет
    • лапка — …апка

    6. Повтори словосочетания

    бойцы на границе, огурцы и луковицы, целая цепочка, больница на улице, полотенце в горнице, целебные цветы, в колодце водица, птенец в яйце, ценное кольцо, кольцо с цирконием,
    разноцветные цветы, цепкие пальцы, конец улицы, цветок цикламена,
    цирковая медведица, кузнец в кузнице, цветы под оконцем

    7. Чистоговорки

    Ца-ца-ца - вот идет овца.

    Цо, цо, цо, — на руке кольцо.
    Цу-цу-цу - не боюсь овцу.
    Цы-цы-цы - поспели огурцы.
    Цы, цы, цы, — поспели огурцы.
    Ец-ец-ец - мы ели огурец

    8. И г р а «Волшебная цепочка»

    Подберите слова, в которых есть буква «Ц» так, чтобы конечная буква предыдущего слова была начальной буквой последующего.

    Ответ: цветок – красавец – цвет – танцор – рубец – царство – огурец – царевич – частица.

    9. И г р а «Вспомните сказки»

    Назовите как можно больше слов из сказок с буквой «ц».

    О т в е т: царство, цветочек аленький, царь, царевич, царевна Несмеяна, царевна-лягушка, царевна-лебедь, златая цепь, зеркальце, Жар-птица, падчерица.

    10. И г р а «Слоговой аукцион»

    Подберите слова, оканчивающиеся на —ца (курица, куница, единица, луковица, синица, овца ); на —цо (кольцо, яйцо, крыльцо ); на —цы (ножницы, концы, птенцы, огурцы ).

    11. И г р а «Доскажи словечко»

    Рвать цветы легко и просто

    Детям маленького роста,

    Но тому, кто так высок,

    Не легко сорвать… (цветок)

    Длинным клювом тонким

    Схватит лягушонка.

    Капнет с клюва капля.

    Кто же это?.. (Цапля)

    12. «Один - много»

    Курица - курицы, мельница - …, больница - …, рукавица - …, пуговица - …, луковица - …, граница - …

    13. «Большой - маленький»

    Дерево - деревце, блюдо - …, болото - …, зеркало - …, тело - …, масло - …, дело - …, мыло - …

    14. «Назови женскую профессию»

    Учитель - учительница, воспитатель - …, писатель - …, художник - …, охотник - …, укротитель - …


    15. «Во что положим?»

    Вафли положим в вафельницу, хлеб - …, конфеты - …, пепел - …, мыло - …

    16. «Назови, кто это»

    В пехоте служит пехотинец, ходит по канату…, подковывает лошадей…, продает…, поет…, плавает…, борется…

    А вот и буква Ц ! Она думает, что она ц арица…

    1. Раскрась обе буквы синим цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу. Найди и раскрась букву Ц с правой стороны рисунка.


    2 . Соедини с буквой Ц только те предметы, названия которых начинаются со звука [ц] .


    3. Соедини все точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ц с правой стороны рисунка.


    4. Найди спрятанные буквы Ц . Обведи их.

    5. Раскрась только те цветы, на которых написана буква Ц . Соедини их с цыплёнком.

    6. И г р а «Лесенка»

    7. Кроссворды

    1. Что обогревает Землю?

    2. Животное с ценным мехом.

    3. Твердый покров черепахи.

    4. Ценная бумага (документ).

    5. Как называется ряд ступенек?

    О т в е т ы: Солнце, песец, панцирь, акция, лестница.

    8.

    Вот какая буква Ц :
    С коготочком на конце.
    Коготок-царапка,
    Как кошачья лапка.

    Возьми жёлтый карандаш и закрась все участки рисунка с буквой Ц .

    9. Читаем…

    10. Пишем…

    11.

    Наталия Ивановна Каштанова
    Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в подготовительной группе «Звук [ц]. Буква Ц»

    Программное содержание :Закрепить навык правильного произношения звука [ц] ; научить определять позицию звука [ц] в словах ;познакомить с буквой Ц ;развивать слуховое внимание и фонематическое восприя­тие детей;развивать зрительное восприятие.

    1. Организационный момент.

    *Игра с мячом "Продолжи слово"

    Логопед называет первый слог, дети продолжают слово :

    ли-мон,ко-нь,за-яц,до-ждь.

    2. Знакомство со звуком . Анализ артикуляции звука .

    *Улыбнись, язык-за зубки.

    Произносим быстро звуки [тс] .

    Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц.

    Логопед объясняет :-Звук [Ц]согласный , всегда твердый,глухой. При произношении звука [Ц] губы в улыбке , язык поднимается вверх и опускается, сильная воздушная струя, голос не работает.

    *Поймай звук .

    Дети с закрытыми глазами хлопнуть в ладоши, услышав звук [Ц] среди согласных звуков : м-к-ц-н-л-ц-ц

    Дети повторяют чистоговорки : цо-цо-цо - посмотрите на крыльцо

    цы-цы-цы - на крыльце сидят птенцы

    ца-ца-ца - два цыпленка, два птенца.

    *Третий лишний.

    Дети должны убрать картинки в названии которых нет звука [Ц] .

    цапля,цукаты,лиса

    цыплята,сапоги,цветы

    кольцо,курица,окно

    огурец,лошадь,заяц.

    *Звуковая рыбка

    Дети определяют место звука [Ц]в словах (картинки на доске) .

    *Подскажи словечко

    Дети заканчивают предложение словом со звуком [Ц]

    Из яйца,как из пеленок

    Появляется. (цыпленок)

    У цыпленка мама - курица. А кто мама у ягненка (овца)

    Был в столице государь.

    Во дворце сидел кто?. (Царь)

    Царь - это государь. А как звали государыню? (Царица)

    Лечатся звери,лечатся птицы

    В ветеринарной специальной. (Больнице)

    Звери лечатся в специальной больнице. Как можно по другому можно по другому назвать эту больницу? (Лечебница)

    Ловит зайца и таится

    Целый час в кустах. (Лисица)

    Лисица обычно рыжего цвета. Полярная лисица белого цвета , как её называют? (Песец)

    Из ведра водица льется,

    Холодная вода в. (колодце) .

    Вода находится не только в колодце. Она есть в реке,что можно делать в воде? (мыться,купаться,плескаться,резвиться) .

    3. Пальчиковая гимнастика.

    Цапля весело шагала, Сгибать пальцы в кулак.

    Цапля слоги называла :

    ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ-ЦЭ Загибать по очереди пальцы правой и левой руки .

    ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ-ЦЭ

    4. Физкультминутка.

    Дует ветер нам в лицо Произвольные взмахи руками.

    Закачалось деревцо Наклоны туловища влево, вправо .

    Ветер тише,тише,тише Руки медленно опустить вниз

    Деревцо все выше,выше Руки вверх,потянуться.

    5. Знакомство с буквой Ц .

    Дети рассматривают иллюстрацию с буквой Ц , учат стихотворение :

    Буква Ц - внизу крючок

    Точно с краником бочок.

    Дети обводят трафарет буквы Ц , раскрашивают её и печатают в тетради строчку буквы Ц .

    6. Составь предложение.

    Дети составляют предложения по опорным словам.

    Цветы,много,клумбы,на,разные (На клумбе много разных цветов.)

    Курица,у,цыплята,двенадцать,пестрая (У пестрой курицы двенадцать цыплят.

    Хлебница,холодильник,на,стоять (На холодильнике стоит хлебница) .

    Вода,колодец,в,холодная (вКолодце холодная вода) .