«Зелёный призрак»: сколько жизней немцев забрал советский бронепоезд. Герои войны: Зеленый призрак

4 ноября в осажденном уже Севастополе закончилась постройка бронепоезда №5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков», которому суждено было войти в историю как «Зеленый призрак». Рабочие Севастопольского морского завода вместе с моряками из экипажей разбитых бронепоездов нарастили на обычные платформы под 60-тонные вагоны стальные листы, сшив их электросваркой и укрепив армированной бетонной заливкой (прообраз композитной брони). На бронеплощадках установили пять 76-миллиметровых орудий (три универсальные корабельные установки 34-К с орудиями калибром 76,2-мм, два зенитных орудия 76,2-мм обр 1902/1930,), 15 пулеметов. Бронепоезд имел специальную площадку с 6, по другим данным с 8 минометами. Для повышения скорости помимо бронированного паровоза составу был придан мощный локомотив. Командиром бронепоезда был назначен капитан Саакян.

7 ноября 1941 года «Железняков» вышел на первое боевое задание. Выдвинувшись за Камышловский мост, бронепоезд обстрелял скопление вражеской пехоты у деревни Дуванкой (нынешнее Верхнесадовое) и подавил батарею на противоположном склоне Бельбекской долины.

На небольшой территории осажденного Севастополя бронепоезд мог «выжить» только благодаря скорости и скрытности. Каждый рейд «Железнякова» тщательно планировался. Перед бронепоездом на позицию всегда выходила дрезина, проверяющая состояние железнодорожных путей. После стремительного артиллерийского и минометного удара по целям, заранее разведанным морской пехотой, состав быстро уходил на участки, где железная дорога проходила в узких в скалах выемках, или в тоннели, до того, как немцы успевали пристреляться артиллерией или поднять авиацию. Немцы предприняли немало попыток подавить бронепоезд. Железнодорожное полотно было пристреляно тяжёлой артиллерией, а над дорогой постоянно дежурил самолёт корректировщик. Но ни артиллерии ни авиации всё же не удалось нанести серьёзный урон бронепоезду. По свидетельствам пленных, немецкие солдаты назвали неуловимый бронепоезд «зеленым призраком».

Через месяц из-за ранения Саакяна командование бронепоездом принял лейтенант Чайковский. Позднее бронепоездом командовал инженер-капитан М.Ф. Харченко.

Командир «Железнякова» капитан М.Ф. Харченко

17 декабря 1941 года начался второй штурм Севастополя. «Железняков» поддерживал морских пехотинцев 8-й бригады и части 95-й стрелковой дивизии. Бронепоезд выходил буквально навстречу наступающим немецким частям, ведя огонь не только минометами, но и всеми пулеметами. По приказу командира на переоборудованных контрольных площадках перед бронепоездом разместили бойцов с личным стрелковым оружием и гранатами.

К бронепоезду была прикомандирована специальная восстановительная бригада дорожного мастера Никитина, которая практически каждый день под огнем противника восстанавливали поврежденный железнодорожное полотно. Прекрасно понимая цену атакам «Железнякова», командир 8 бригады морской пехоты Вильшанский специально выделил автоматчиков для прикрытия огневых позиций бронепоезда.

«Бронепоезд все время изменял свой облик. Под руководством младшего лейтенанта Каморника матросы неутомимо расписывали бронеплощадки и паровозы полосами и разводами камуфляжа так, что поезд неразличимо сливается с местностью. Бронепоезд умело маневрировал между выемками и тоннелями. Чтобы сбить с толку противника, все время меняем места стоянок. Подвижной тыл наш тоже в непрерывных разъездах», — вспоминал старшина группы пулеметчиков бронепоезда мичман Н.И. Александров.

«Железняков» действовал не только в районе Мекензиевых гор, но и выходил на Балаклавскую железнодорожную ветку, где немецкие войска рвались к Сапун-горе. Командование Севастопольского оборонительного района очень ценило «Желязняков». Когда во время отхода состава с боевой позиции был разбит путь, и бронепоезд оказался под ударом немецкой артиллерии, которая наводилась самолетом-корректировшиком, на выручку ему было выслано звено советских истребителей, поднимать которые с Херсонесского аэродрома при полном господстве в небе немецкой авиации было очень рисковано.
В конце 1941 года бронепоезд был отправлен в тыл на ремонт. На бронеплощадки поставили часть нового вооружения. Одно из старых орудий заменили двумя новыми автоматическими пушками (всего 5 установки 34-К с орудиями калибром 76,2-мм, и 1 зенитное орудие 76-мм обр 1902/1930). Вместо четырех 82-миллиметровых минометов поставили три полковых 120-миллиметровых (всего 7 миномётов). Установили и 3 новых пулемета, доведя их число до 18.

22 декабря, когда немецкие войска захватили поселок и станцию Мекензиевы горы, бронепоезд ворвался прямо на станцию и в упор открыл огонь по скоплению солдат и техники противника. «Железняков» прикрывал и дерзкую операцию по доставке новых стволов орудий на легендарную 30-ю батарею.

«Как ненавидели этот бронепоезд немцы, и сколько добрых, полных благодарности слов говорилось в его адрес нашими бойцами и командирами, - писал впоследствии участник обороны Севастополя полковник И. Ф. Хомич. - На бронепоезде работали моряки. Отвага черноморцев давно вошла в поговорки. Бронепоезд и в самом деле налетал на противника и вел огонь с такой стремительной неожиданностью, словно бегал не по рельсам, а прямо по неровной земле полуострова».

Немецкая авиация постоянно охотилась за последним крымским бронепоездом (всего в Крыму было построено 5 бронепоездов, но 4 из них были потеряны в боях при обороне полуострова в октябре-ноябре 1941 года), доставлявшим им столько проблем. В ночь с 28 на 29 декабря 1941 года экипаж отведенного на отдых бронепоезда поставил состав не в тоннель, а под отвесную скалу на станции Инкерман, подогнав между скалой и бронепоездом пассажирские вагоны для отдыха. Этим воспользовались немцы, нанеся авиаудар, стоивший жизни многим «железняковцам».

Но в бою 5 орудий и пулеметы бронепоезда были серьезным противником и для . Так, только в первый день 1942 года расчеты «Железнякова» сбили два немецких истребителя, решивших обстрелять остановившийся состав.

Во время боев за Мекензиевы горы немецкой тяжелой артиллерии удалось разбить железнодорожный путь перед движущимся бронепоездом. Под откос полетели балластные платформы, сошла с рельсов бронеплощадка. Осколки очередного снаряда вывели из строя магистральный локомотив, а мощности второго бронированного паровоза не хватало для того, чтобы поднять бронеплощадку на рельсы. Бронепоезд спас помощник машиниста Евгений Матюш. Для ремонта локомотива он забрался в забросанную сырым углем топку. Вода, которой поливали смельчака, тут же испарялась. Закончив работу, Матюш еле успел выбраться наружу и потерял сознание от ожогов. Благодаря его подвигу удалось ввести в строй паровоз, поднять на рельсы бронеплощадку и вывести состав из-под удара тяжелых батарей противника.

Вскоре в Севастополе подошли к концу запасы угля. Несколько раз «железняковцам» удавалось вывезти уголь буквально из-под носа у противника – со станции Мекензиевы горы, которая переходила из рук в руки. Когда закончился и этот уголь, машинист Галинин предложил изготовлять специальные брикеты из угольной пыли и гудрона. Эта идея оказалась вполне жизнеспособной, и угольную пыль собирали на территории железнодорожной станции и по всему Севастополю.
Действия бронепоезда «Железняков» были очень эффективны. В течение почти всей обороны Севастополя в условиях позиционной обороны «Железняков» совершил более 140 рейдов. Из имеющихся данных только в период с 7 января по 1 марта 1942 года бронепоезд совершил 70 боевых рейдов и уничтожил: 9 ДОТ, 13 пулемётных гнёзд, 1 тяжёлую батарею, 3 автомобиля, 3 самолёта, порядка 1500 солдат и офицеров противника. А 15 июня 1942 года «Железняков» вступил в бой с колонной немецких танков, подбив не менее 3 бронированных машин.
21 июня отходящие к Севастопольской бухте защитники города подорвали на Северной стороне всю оставшуюся артиллерию. Мощной артиллерийской единицей остался только бронепоезд, который теперь базировался в Троицком тоннеле. «Железняков» обстреливал немецкие части на Северной стороне до тех пор, пока на стволах орудий не начинала гореть краска.

Немецкая авиация несколько раз обрушивала вход в тоннель. 26 июня 1942 года более 50 бомбардировщиков противника нанесли мощный удар по Троицкому тоннелю. Многотонная глыба обрушилась на 2-ю бронеплатформу. Часть экипажа удалось вытащить через десантные люки в полу вагона, затем рельсы лопнули, и приваленная глыбами бронеплощадка оказалась прижатой ко дну тоннеля.

Второй выход из тоннеля оставался свободным, паровоз вывел уцелевшую бронеплощадку, которая вновь открыла огонь по противнику. Погребенный под толщей скалы «Зеленый призрак» нанес свой последний удар.

На следующий день немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля. Бронепоезд погиб, но его экипаж еще сражался. Оставшиеся в живых железняковцы, сняв пулеметы, продолжали драться с врагом в районе Килен-балки и установив несколько минометов в районе ГРЭС.

30 июня остатки экипажа были блокированы в полузасыпанном тоннеле. Немцы, выслав парламентера, предложили покинуть тоннель скрывавшимся здесь от бомбежек мирным жителям. С ними отправили медсестер бронепоезда. «Железняковцы» держались в тоннеле до 3 июля. Только немногие уцелевшие попали в плен.

Троицкий тоннель, начало 20 века

Сегодня в память о славном боевом пути бронепоезда «Железняков» у Троицкого тоннеля установлена мемориальная доска, а в районе автомобильного и железнодорожного вокзалов на вечный прикол установлен паровоз-памятник, однотипный со вспомогательным паровозом из состава «Зелёного призрака». Хотя есть информация, что это именно тот паровоз.

Троицкий тоннель, начало 21 века

В начале 90-х годов рядом с паровозом разместили железнодорожную артиллерийскую установку ТМ-1-180 которая активно участвовала в боевых действиях, в составе 16-й отдельной железнодорожной артиллерийской батареи береговой обороны Черноморского Флота. И которое принимают теперь за одну из бронеплощадок легендарного бронепоезда «Железняков». Но это орудие не входило в состав бронепоезда «Железняков».

Руденко-Миних Игорь

P.S. В общем «Железняков» это уникальный бронепоезд. Самый что не наесть эрц, он в тоже время концептуально является идеальным бронепоездом. Дешёвая и в тоже время крайне эффективная защита из композитного материала давала надёжную защиту. Два поезда позволяли быстро менять позицию и выходить из под обстрела. Но главное, это был единственный бронепоезд с практически полностью универсальным вооружением. Позволявшим крайне эффективно бороться и с наземными целями. И в тоже время создавать достаточно проблем для воздушного противника. А наличие большого количества миномётов, не оставляло врагу мёртвых зон. Не доступных для поражения с бронепоезда.

Севастополь — город-крепость, и как большинству крепостей, ему пришлось испытать осаду. Их было 2(не путать со штурмом). Увы, войны являются составной частью человеческой истории. О них говорят и спорят историки, они обрастают слоем мифов, легенд, домыслов, и чем больше проходит лет, тем слой вымыслов становится толще. Такой легендой в нашем городе стал бронепоезд «им. Железнякова».

Конечно же, все севастопольцы, да и не только, видели памятник в виде «бронепоезда» около автовокзала. Огромный чёрный паровоз сцепленный с орудийной площадкой на ж.д.-платформе с огромным орудием (180мм). Но я думаю мало кто знает, что этот памятник кроме названия «Бронепоезд «им.Железнякова» ничего общего с настоящим бронепоездом не имеет.

История «бронепоезда Железнякова » удивительна, запутанна и покрыта тайной. Как он выглядел, мы можем судить по киносъёмке фронтовых операторов Владислава Микоши и Рыморева, людей ставших легендами ещё при жизни. К слову, говоря, бронепоезда до сих пор состоят на вооружении российской армии. Изменилось их вооружение и техника, но они, как и прежде остаются крепостями на колёсах.

Строители «бронепоезда Железняков » подошли к его созданию поистине творчески. Приспособив под бронеплощадки 60-ти тонные вагоны, широко применили электросварку для сшивки бронелистов, усилив их армированной бетонной заливкой (прообраз композитной брони).
Вместе с основным паровозом использовался дополнительный, небронированный.

4-го ноября 1941 года постройка и вооружение бронепоезда были завершены. «Бронепоезд Железняков » был вооружён 5-ю 76мм орудиями, 2 из которых были дореволюционного выпуска, 2-я бронеплощадка служила командным и наблюдательным пунктом, была оснащена 2-мя пулемётами ДШК 12.7мм. Помимо этого «Железняков» имел одну миномётную площадку с миномётами 82 мм. Такое вооружение делало бронепоезд грозным и эффективным средством в условиях жёсткой позиционной обороны. Командиром бронепоезда был капитан Саакян.

Вечером 6-го ноября перед командиром бронепоезда была поставлена боевая задача. Выйти в район Камышловского моста и обстрелять скопление врага у деревни Дуванкой (нынешнее Верхнее-Садовое). На следующее утро бронепоезд произвёл свой первый залп, уничтожив врага мощным артиллерийско-миномётным огнём. В дальнейшем «Железняков» принемал активное участие в обороне Севастополя. Более 140 боевых выходов на позицию в 1941-1942гг. Через месяц из-за ранения Саакяна командование бронепоездом принял лейтенант Чайковский. Позднее бронепоездом командовал инженер-капитан М.Ф. Харченко. 17-го декабря начался второй штурм города немцами. «Железняков» своим огнём поддержал морских пехотинцев 8-й бригады и части 95-й стрелковой дивизии. Об ожесточённом ходе тех боёв говорит такой эпизод: железняковцем часто приходилось применять не только минометы, но и практически все 12 «максимов», по приказу командира на переоборудованных контрольных площадках перед бронепоездом разместили бойцов с личным стрелковым оружием и гранатами. Спустя 5 дней «крепость на колёсах» не только поддержала своим огнём 388ю дивизию, но и помогла развернуться 79-й бригаде морской пехоты, а затем совершила дерзкий налёт на станцию «Мекензевы горы». В конце 1941 года Бронепоезд Железняков был отправлен в тыл на ремонт.

Не смотря на типичные действия бронепоезда, машинистам с величайшей лёгкостью удавалось уводить «Железняков» в туннели и выемки от вражеского огня. Выводить скрытно ночью на указанные позиции, прикрыв состав маскировочными сетями. А с рассветом внезапно проводить артналёт. Мастерство железнодорожных бригад в таких условиях играло особую роль. Кроме того, находясь на позициях, «Железняков» мог подключаться к телефонным линиям и вызывать помощь ремонтной бригады или авиационное прикрытие, за это немцы окрестили его «Зелёным призраком». Особые меры скрытности привели к тому, что бронепоезд не имел постоянного места стоянки. До конца обороны немцам так и не удалось разбить «Железнякова» .

На рассвете 7-го июля 1942 года начался 3-й (последний) штурм города. Тысячи бомб мин и снарядов рвались как на передовой, так и в Севастополе. Но перепаханная воронками земля лжила, когда гитлеровцы пошли в наступление. Из полуразрушенных окопов и блиндажей в них поелтели гранаты, ударили пулемёты. В районе Мекензевых гор «Железняков» вновь оказал поддержку славным защитникам города. Всё чаще приходилось выходить ему в боевые рейсы. От множества повреждений вышла из строя телефонная связь. Было разрушено железнодорожное полотно. Его под огнём врага восстанавливали ремонтники и моряки бронепоезда.
15-го июля командующий приказал обстрелять скопление танков в лощине кордона «Мекензия».

«Железняков» с расстояния 400 метров открыл огонь по танковой колонне неприятеля. И лишь только появление авиации спасло танки от полного уничтожения. В те дни авиация противника господствовала в небе над Севастополем. Самолёты охотились буквально за каждым человеком.

21-го июня на Северной стороне советским войскам пришлось подорвать всю артиллерию и бронетехнику. Бронепоезд остался единственной мощной боевой единицей. Чтобы не оказаться в окружении «Железняков» перешёл в «Циганский» туннель, прикрывая отход наших частей, истощенных и обескровленных непрерывными боями. Во время очередной бомбёжки в ход в туннель был завален, пока его расчищали, часть моряков сняла с платформ миномёты и установила их перед тоннелем. Затем, 25-го июня, бронепоезд ушёл в Троицкий тоннель, откуда он выходил около 20 раз для обстрела противника в районе Братского кладбища. Несколько раз удалось сорвать попытку немцев переправиться через севастопольскую бухту на Корабельную сторону. За это время «Железняков» выпустил около 150 снарядов. На следующий день во время очередного боевого выхода из тоннеля бронепоезд подвергся массированному авианалёту. Был загнан обратно в тоннель, где после мощного взрыва на него обрушилась многотонная глыба, похоронив под собой 1-ю и 2-ю бронеплощадки. В казематах погас свет. Уцелевших людей удалось эвакуировать через десантные люки в полу казематов. После этого под колёсами лопнуло железнодорожное полотно, бронеплощадки ушли в грунт. Отцепив погребённые платформы, «Железняков» вышел из другой стороны тоннеля, оказавшись полной неожиданностью для врага. Был сбит пикирующий самолёт. «Зелёный призрак» оправдал своё название.

30-го июня гарнизону Севастополя ставка приказала оставить город, через несколько дней экипаж «Железнякова» принял решение взорвать свой бронепоезд. Оставшиеся из моряков установили в районе киленбалочных высот миномёты и какое-то время оказывали врагу ожесточённое сопротивление. Их судьбы сложились по-разному. Кто-то погиб вместе с Харченко в бою у железнодорожного вокзала, кто-то попал в плен и бежал, как Александров.

Но самое удивительное что во время оккупации Севастополя гитлеровцам удалось откопать и восстановить часть бронепоезда «Железняков» , создав 2 бронесостава- «Ойгент» и «Михоэль». В последствии уничтоженные или захваченные в ходе крымской освободительной операции.

Что же касается вышеупомянутого памятника у автовокзала, то его история такова: в 70-е годы был установлен паровоз типа «ОВ» (овца), под названием «Памятник железнодорожникам, погибшим во время обороны Севастополя 1941-1942гг». Затем к очередному юбилею его переименовали а «Бронепоезд «Железнякова» , украсив надписью «Смерть фашизму». В начале 90-х к поезду прицепили бронеплатформу.

Заканчивая своё повествование, мне хочется подчеркнуть героизм как экипажа бронепоезада Железняков , его создателей так и всех защитников Севастополя, благодаря подвигам которым мы с вами сейчас живём и читаем эти строки.

Кононцев Алексей

Севастопольский Национальный Технический университет, победитель конкурса «Стань журналистом», в номинации «Бессмертие подвига» — 2006

Об авторе: Татьяна Воронина:
Писатель, председатель правления Севастопольского регионального отделения Союза писателей Россси, Секретарь Правления СПР, член Союза журналистов России, редактор газеты "Литературная газета+Курьер культуры:Крым-Севастополь" , руководитель Севастопольского творческого объединения литераторов (СТОЛ) и Балаклавского литературного объединения «Поэтическая гавань Сюмболон». Обладатель Золотой медали "Василий Шукшин", лауреат Всероссийской литературной премии им. Николая Гумилёва, обладатель памятной медали Года литературы "За особый вклад в книжное дело". Лауреат премии города Севастополя в области журналистики за 2018 год. Ведущая рубрики «Дом писателей», Фото, Музыкальный альбом, Соотечественники и др.

Война - тяжелая работа! Не только для живого солдата, но и для неодушевленной техники. Для танков, кораблей, пушек, самолетов, которые и строятся только для того, чтобы помочь воину защитить свою жизнь и Родину. Еще на уроках истории нам говорили, что в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. свое мужество, героизм и самоотдачу показало огромное количество русских солдат и простых граждан от ребенка до старика. Но, если вдуматься, что есть люди без оружия и техники? Техники, на протяжении войны также служившей верой и правдой делу защиты Родины от врага. Трудно сосчитать количество таких бронированных солдат той страшной войны. Как раз об одном из "стальных героев" и пойдет наш разговор. Это бронепоезд "Железняков".

Бронепоезда отлично показали себя еще в годы Гражданской Войны в России. Они были средством передвижения для людей и перевозки оружия, осуществляли огневую поддержку и конвоирование, служили госпиталями и доставляли войскам продукты. Когда в 1941 году на Советский Союз напали фашисты, с ходу захватив много наших городов, и дефицит военной техники оказался очевидным фактом, было решено вновь принять бронепоезда на вооружение. Осенью 1941 года на корабельном заводе в Севастополе был построен бронепоезд "Железняков", на которого командованием возлагались большие надежды. И надо сказать, что надежды эти он впоследствии полностью оправдал.

Поскольку Севастополь - портовый город, то на боевую службу на бронепоезде был набран экипаж из матросов Черноморского флота. Основой бронепоезда послужили обычные железнодорожные платформы, на которые с помощью электрической сварки рабочие приварили бронелисты и дополнительно укрепили бетоном. Тянул весь состав локомотив повышенной мощности. Вооружен "Железняков" был, что называется - "до зубов": четыре корабельных артиллерийских орудия, шесть минометов, четырнадцать пулеметов. Первым командиром бронированного состава был поставлен капитан Г.Саакян и 7 ноября 1942 года бронепоезд приступил к выполнению своей первой боевой задачи. На протяжении всей службы "Железняков" выполнил более ста сорока боевых рейдов. Он поддерживал огнем пушек и пулеметов нашу пехоту, вступал в открытый бой с танками, подавлял артбатареи немцев, сбивал их самолеты. Всегда находясь на переднем крае атаки, бронепоезд наносил огромный урон неприятельским силам, сея страшную панику в стане врага. Немцам ничего не оставалось, как начать охоту за бронированным гигантом, которого они за быстроту и неуловимость окрестили "Зеленым призраком". Название было как раз в точку. Немецкие летчики на протяжении долгих месяцев тщетно пытались выследить бронепоезд и уничтожить его. Каждый раз тяжелый, но юркий состав укрывался в туннелях, только еще сильнее зля противника.

Однако, летом 1942 года бронепоезд все таки попал в засаду. В ходе последних и самых тяжелых боев за Севастополь фашисты обрушили над составом своды Троицкого туннеля, но оставшиеся в живых матросы "Зеленого призрака", взяв в руки пулеметы с бронепоезда, самоотверженно сражались с противником до последней капли крови еще несколько дней. К сожалению, им не удалось отбить атаку и состав попал в руки врага. Немцы привели его в рабочее состояние и назвали "Огейн". Теперь уже немецкий бронепоезд воевал с Советской армией до тех пор, пока в 1944 году при отступлении из города, фашисты не подорвали его на территории вокзала.

Когда закончилась война, паровоз, водивший "Зеленого призрака", восстановили и он стал служить мирным целям. Сейчас он превращен в небольшой музей - одну из достопримечательностей города Севастополя. Мемориальная доска с фотографиями тех далеких времен, которую установили рядом с паровозом, рассказывает нам о былых подвигах и славных победах бронированных героев.

Защищавший во время Великой Отечественной войны черноморское побережье броневой поезд №5 имел официальное название «Железняков». Однако немцы, осаждавшие Севастополь, за смертоносность и необычный внешний вид прозвали его «Зелёным призраком».

Формирование

Бронепоезд «Железняков» построили в ноябре 1941 года на Севастопольском морском заводе. Название он получил в честь участника Октябрьской революции матроса Анатолия Железнякова, который в Гражданскую войну командовал бронепоездом.

Состав имел 4 броневагона, оснащённых пушками 76,2 мм и 76 мм, артиллерийскими установками 34-К и миномётами 82 мм. Также с поезда могли вести огонь одновременно 16 пулемётчиков. Колёса приводились в движение бронированным паровозом серии Ов и вторым, более мощным, но не защищённым от попаданий снарядов грузовым паровозом Эл−2500, который должен был обеспечить достаточную маневренность на подъёмах в районе Севастополя.

«Зелёный призрак» в деле

Как вспоминал автор книги «Севастопольский бронепоезд» мичман Николай Александров, служивший на поезде старшиной пулемётчиков, состав постоянно менял облик. Бойцы регулярно маскировали бронеплощадки, расписывая их в защитный камуфляжный цвет, покрывая пятнами и полосами. По всей длине поезда на шестах развешивали маскировочные сети, благодаря чему состав сложно было заметить издалека.

Уже в первом рейде 7 ноября 1941 года «Железняков» успешно обстрелял силы Вермахта в районе крымско-татарского селения Дуванкой, застигнув фашистов врасплох.

"Сначала гитлеровцы считали, что по ним бьют какие-то новые батареи русских, а когда узнали, что это бронепоезд, то окрестили его «Зелёным призраком». Что ж, название меткое! Наш «Железняков» появляется неожиданно, наносит сокрушительный удар и так же внезапно исчезает", - писал Александров.

Основная тактика использования бронепоезда №5 заключалась в стремительных нападениях. Выезжая на полной скорости из железнодорожного тоннеля, состав через несколько минут скрывался в другом тоннеле. За это время артиллеристы и пулемётчики интенсивным огнём наносили врагу серьёзный урон. Немцы же, как правило, не успевали ударить по вагонам артиллерией. Если же вылетала авиация, экипаж «Железнякова» успешно отражал атаки с воздуха, подбивая самолёты.

В сутки поезд мог совершать по несколько рейсов. Чтобы состав не попал на разрушенные пути, впереди «Зелёного призрака» всегда следовала разведывательная мотодрезина. Кроме того, к поезду приписали восстановительную бригаду, занимавшуюся ремонтом повреждённых рельсов и шпал.

За восемь месяцев боёв «Зелёный призрак» совершил 140 выездов. Только с 7 января по 1 марта 1942 года в результате налётов бронепоезда было убито до 1500 вражеских солдат и офицеров. Кроме того, «Железняков» уничтожил 9 дзотов, 10 грузовых повозок, 13 пулемётных гнезд, 3 автомашины, 6 блиндажей, 3 самолёта и 1 тяжёлую батарею.

Гибель «Железнякова»

Регулярные нападения «Зелёного призрака» раздражали командование Вермахта, и 26 июня 1942 года немцы отправили эскадрилью из 50 самолётов, которые разбомбили базу бронепоезда – Троицкий тоннель. Рухнул один из входов, завалив бронеплощадку, однако с уцелевшей части состава бойцы вели бои еще в течение суток, совершив три огневых налёта на врага,

"«Зелёный призрак» оправдывал свое прозвище. Его засыпали землей, раздавили, разбомбили, а он по-прежнему живёт, действует, наносит удары", - размышлял впоследствии автор воспоминаний.

Однако 27 июня обрушился второй вход в тоннель. Выжившие члены экипажа сняли с поезда оружие и продолжили обороняться уже вместе с другими частями.

Через 2 месяца немцы вытащили бронеплощадки, расчистив тоннель, и создали на основе «Зелёного призрака» собственный бронепоезд «Ойген», который затем взорвали при отступлении в 1944 году.

От «Железнякова» остался неповреждённым только вспомогательный паровоз серии Э, который использовался по назначению до 1967 года. В 1970-х годах в память о знаменитом бронепоезде этот паровоз установили в районе железнодорожного вокзала Севастополя.

Бронепоезд «Железняков» в период обороны Севастополя 1941-42 годов стал кошмаром для немцев, прозвавших его «Зеленым призраком». Для советских людей он стал легендой, примером удачи тщательного расчета боевых операций и отчаянного героизма экипажа.





Недалеко от севастопольского автовокзала, на площади Ревякина стоит памятник самому известному крымскому паровозу, герою Великой Отечественной войны бронепоезду «Железнякову». Ни один турист не проходит мимо, не сделав несколько снимков этого колоритного состава из паровоза Эл-2500 с надписью «Смерть фашизму!» и орудийного транспортера ТМ-1-180 оснащенного внушительной пушкой Б-1-П. Самые некультурные гости города тут же начинают лазить по крыше и механизмам паровоза, не замечая табличек: «Паровоз-ветеран войны и труда. Передан навечно городу-герою Севастополю Крымскими железнодорожниками» и «Паровоз легендарного бронепоезда «Железняков», принимавшего активное участие в героической обороне Севастополя 1941-1942 гг». Ведь ветеран войны и труда, хоть он и паровоз, заслуживает особого уважения.




Необходимо уточнить, что памятник «Железнякову» - это не сам легендарный бронепоезд, а однотипный паровоз с транспортером, который к истории поезда-героя отношения не имеет. Историческая достоверность в его облике не соблюдена, но памятник выполняет свою роль, являясь постоянным напоминанием о легендарном «Зеленом призраке».



Всего во время наступления на Крым 11-й армии Манштейна в строй было введено 7 бронепоездов. На полуострове ощущался сильный дефицит бронетехники, а потому в спешном порядке в железнодорожных мастерских и цехах судоремонтных заводов строились знакомые со времен гражданской войны сухопутные броненосцы. В ход шли остатки корабельной брони и бывшее в наличии оружие. К сожалению, все крымские бронепоезда были быстро ликвидированы фашистами, одному только «Железнякову» удалось длительный период вести боевые действия - с 7 ноября 1941 года по 28 июня 1942 года, совершив 140 рейдов и нанося существенный урон противнику.



Бронепоезд №5 Береговой обороны Главной базы Черноморского флота «Железняков» был введен в строй 4 ноября в уже осажденном Севастополе, на церемонии его открытия был командующий ЧФ и члены военного Совета. Строили бронепоезд работники Севастопольского морского завода при активной помощи уцелевших моряков из экипажей других бронесоставов. Использовались платформы для 60-тонных вагонов, на которые наварили стальные листы и укрепили их армированным бетоном, получив композитную броню. Из оружия было установлено 15 пулеметов, 5 орудий калибра 76 мм, а на специальной площадке расположились 8 минометов. Также был добавлен второй локомотив, что позволило существенно повысить маневренность состава.



Первое боевое задание «Железняков» выполнил 7 ноября в районе деревни Дуванкой (ныне Верхнесадовое): была подавлена батарея и обстреляна неприятельская пехота.


Успешное выживание севастопольского бронепоезда зависело от многих факторов. Его команда умело использовала при маневрировании местный ландшафт с множеством узких оврагов, скал и тоннелей. «Железняков» молниеносно наносил удары по целям, которые разведывала морская пехота, и исчезал, прежде чем его успевала пристрелять вражеская артиллерия или выследить бомбардировщики. «Зеленым призраком» немцы его прозвали за необычайно эффективную камуфляжную раскраску, которую экипаж непрерывно менял, искажая очертания бронепоезда до неузнаваемости, добиваясь его визуальной неотличимости от местности. Также успех операций «Железнякова» обеспечивала дрезина, проверявшая и ремонтировавшая пути.


Во время отражения второго штурма Севастополя 17 декабря бронепоезд поддерживал защитников города, выезжая навстречу наступающим немецким войскам, ведя огонь из минометов и 12-и пулеметов. Прикрытие поезда осуществлялось автоматчиками из 8-й бригады морских пехотинцев. Восстановительная бригада под руководством дорожного мастера Никитина ремонтировала полотно круглосуточно, зачастую под обстрелом.


В конце 1941 года «Железняков» побывал в севастопольском тылу на ремонте и перевооружении. Поставили три новых пулемета, одно старое 76-мм орудие заменили на две новых автоматических пушки, а четыре 82-мм миномета заменили тремя 120-мм полковыми минометами.


Едва не был уничтожен «зеленый призрак» в ходе боев за Мекензиевы горы. Тяжелая артиллерия немцев разбомбила путь прямо перед бронепоездом, с откоса слетели балластные площадки, а одна из бронеплощадок сошла с рельс. Магистральный локомотив был выведен из строя осколками снаряда, а у второго не хватало мощности для того чтобы затащить на рельсы бронеплощадку. Героический поступок совершил Евгений Матюш - помощник машиниста, он полез в закиданную сырым углем топку и поливаемый тут же испаряющейся водой сделал ремонт. Состав был спасен, а Матюш тут же потерял сознание от многочисленных ожогов.


После того как 22 декабря станция Мекензиевы горы была захвачена противником, бронепоезд совершил дерзкое нападение на нее. Буквально ворвавшись на станцию «Железняков» практически в упор стал расстреливать технику и живую силу неприятеля. Также бронепоезд участвовал в отчаянной операции по доставке на 30-ю батарею новых стволов взамен изношенных.


Существенно повредить неуловимый состав фашистам удалось 29 декабря во время авианалета, погибли многие члены экипажа, но уцелевшие смогли отстреляться, используя пулеметы как зенитные орудия. Таким же образом, с помощью 18-и пулеметных стволов 1 января 1942 года было сбито два вражеских истребителя.


Неудивительно, что фашисты ненавидели «Железнякова», ведь только за зимний период 1942 года бронепоезд уничтожил около 1500 солдат противника, 3 автомашины, 10 повозок с грузом, 6 блиндажей, 9 дзотов, 13 пулеметных гнезд, тяжелую батарею. В середине июня бронепоезд вывел из строя 3 немецких танка, вступив в бой с колонной бронетехники.


К концу июня 1942 года «Железняков» остался единственной мощной артиллерийской единицей на Северной стороне Севастополя, с его стволов буквально слазила краска, так они были раскалены от стрельбы. За бронепоездом велась охота с помощью десятков самолетов противника.


26 июня «Зеленый призрак» дал свой последний бой - против него было 50 бомбардировщиков. Один из входов в Троицкий тоннель был обвален массированной бомбежкой, вторую платформу завалило, но поезд вырвался из тоннеля и открыл огонь по врагам. Полностью блокировать бронепоезд удалось только на следующий день, засыпав второй вход в тоннель. Остатки экипажа дрались до 3 июля. Так закончилась история советского «Железнякова»…


…И началась история немецкого бронепоезда «Ойген». Фашисты раскопали легендарный состав, починили его и использовали, оснастив гаубицами калибра 105 мм. «Ойген» был взорван немцами в 1944 году во время наступления советских войск.


По легенде паровоз «Железнякова» - «Ойгена» после войны был отремонтирован и еще долго водил поезда по Крыму. 24 октября 1967 года его доставила из Джанкоя в Севастополь бывшая фронтовая бригада, в которой был машинист М.Галанин, кочегар В.Иванов и тот самый помощник машиниста Е.Матюш.