Житие епифания кипрского. Епифаний Кипрский, свт

) - один из ранних Отцов Церкви , который прославился значительными обличениями ересей , одним из главных источников которых он считал учение Оригена . Воззрения его слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время борьбы Церкви с арианством , в которой и сам Епифаний принимал деятельное участие.

Епифаний Кипрский
Ἐπιφάνειος Κύπρου
Рождение кон. III века - начало IV века
с. Висандук, Финикия
Смерть (0403 )
по пути из Константинополя на остров Кипр
В лике святителей
День памяти 12 (25) мая
Труды ересеологические, догматико-полемические, экзегетические
Категория на Викискладе

Причислен к лику святых в Православной и Католической церквях. Память - 12 (25) мая .

Биография

Сочинения

Епифаний много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект; имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими; обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно; особенно неудовлетворительны хронологические показания. Отношение Епифания к античной культуре категорически отрицательное; философские и теологические мысли вызывали у него подозрения.

Обличению ересей посвящены два его сочинения: «Анкорат» (греч. ανκύρωτος , якорь), где раскрывается православное учение о Троице , воплощении, воскресении мёртвых и будущей жизни, преимущественно против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов; и «Панарион » (греч. πανάριον - аптека, ящик с лекарствами), в котором описываются и опровергаются 20 ересей дохристианских и 80 христианских. Оригена , к которому наиболее знаменитые богословы III и IV вв. относились с особенным уважением, широко пользуясь его трудами и идеями, Епифаний считает более языческим философом, чем христианином и приписывает ему такие мнения, которых Ориген никогда не высказывал. При всех своих недостатках, оба сочинения Епифаний представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории.

Другие сочинения Епифания:

  1. «Книга о весах и мерах» (библейских), важная для истории метрологии ; здесь же сведения о греческих переводах Библии ;
  2. «Физиолог» - наблюдения над свойствами библейских животных (в этом сочинении Епифанию принадлежат лишь примечания);
  3. «О камнях» - объяснение 12 камней, бывших на нагруднике иудейского первосвященника;
  4. «О 22 пророках Ветхого Завета и трех Новых Заветов и о 12 апостолах и 70 учениках Христовых» - сочинение, ценное по устным церковно-историческим преданиям;
  5. 12 проповедей, подлинность которых оспаривается.

Издания его сочинений:

  1. Д. Петавия (греческий текст и латинский перевод, с примечаниями и с древней биографией его) - «Sancti Epiphanii Opera» (Париж , г. и Кёльн, г.). Следующие издания перепечатывались с него.
  2. Минь , в «Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca» (тт. XLI-XLIII).
  3. Oeler’a - греческий текст сочинений ересеологических, Берлин , 1859-1869 гг.

Свя-ти-тель Епи-фа-ний, епи-скоп Кипр-ский, жил в IV ве-ке в Фини-кии, по про-ис-хож-де-нию был ев-рей, в мо-ло-до-сти по-лу-чил хо-ро-шее об-ра-зо-ва-ние. Он об-ра-тил-ся к хри-сти-ан-ской ве-ре по-сле то-го, как уви-дел од-но-го мо-на-ха, по име-ни Лу-ки-ан, от-дав-ше-го ни-ще-му свою одеж-ду. По-ра-жен-ный ми-ло-сер-ди-ем мо-на-ха, Епи-фа-ний про-сил на-ста-вить его в хри-сти-ан-стве. Он при-нял Кре-ще-ние и уда-лил-ся в мо-на-стырь, устро-ен-ный его на-став-ни-ком Лу-ки-а-ном. В мо-на-сты-ре он под-ви-зал-ся под ру-ко-вод-ством опыт-но-го стар-ца Ила-ри-о-на за-ни-мал-ся пе-ре-пиской гре-че-ских книг, пре-успе-вая в ино-че-ской жиз-ни. Свя-той Епи-фа-ний за свои по-дви-ги спо-до-бил-ся да-ра чу-до-тво-ре-ний, но, чтобы из-бе-жать люд-ской сла-вы, он уда-лил-ся из оби-те-ли в пу-сты-ню Спа-нид-ри-он. Там его за-хва-ти-ли раз-бой-ни-ки и три ме-ся-ца дер-жа-ли в пле-ну. Сво-им сло-вом о по-ка-я-нии свя-той при-вел од-но-го из шай-ки раз-бой-ни-ков к свя-той ве-ре в Ис-тин-но-го Бо-га. Ко-гда свя-то-го по-движ-ни-ка от-пу-сти-ли, с ним ушел и раз-бой-ник. Свя-той Епи-фа-ний при-вел его в свой мо-на-стырь и кре-стил с име-нем Иоанн. С тех пор он стал вер-ным уче-ни-ком свя-то-го Епи-фа-ния и тща-тель-но за-пи-сы-вал жизнь и чу-до-тво-ре-ния сво-е-го на-став-ни-ка. Мол-ва о пра-вед-ной жиз-ни свя-то-го Епи-фа-ния рас-про-стра-ня-лась да-ле-ко за пре-де-лы оби-те-ли. Свя-той вто-рич-но уда-лил-ся в пу-сты-ню вме-сте с Иоан-ном. Но и в пу-сты-ню к нему ста-ли при-хо-дить уче-ни-ки. Так воз-ник-ла но-вая оби-тель. Через неко-то-рое вре-мя свя-той Епи-фа-ний и Иоанн пред-при-ня-ли пу-те-ше-ствие в Иеру-са-лим для по-кло-не-ния его свя-ты-ням и от-ту-да воз-вра-ти-лись в мо-на-стырь Спа-нид-ри-он. Жи-те-ли го-ро-да Ли-кии по-сла-ли к свя-то-му Епи-фа-нию ино-ка По-ли-вия пе-ре-дать их прось-бу за-нять епи-скоп-ский пре-стол вме-сто умер-ше-го ар-хи-пас-ты-ря. Од-на-ко про-зор-ли-вый по-движ-ник, узнав об этом на-ме-ре-нии, тай-но уда-лил-ся в Па-фий-скую пу-сты-ню к ве-ли-ко-му по-движ-ни-ку Ила-ри-о-ну (па-мять 21 ок-тяб-ря), под ру-ко-вод-ством ко-то-ро-го он под-ви-зал-ся в мо-ло-дые го-ды. Свя-тые два ме-ся-ца про-ве-ли в сов-мест-ных мо-лит-вах, а за-тем Ила-ри-он по-слал свя-то-го Епи-фа-ния в Са-ла-мин. Там епи-ско-пы со-бра-лись для из-бра-ния но-во-го ар-хи-ерея вме-сто недав-но скон-чав-ше-го-ся. Ста-рей-ше-му из них, епи-ско-пу Пап-пию, Гос-подь от-крыл, что епи-ско-пом сле-ду-ет из-брать при-шед-ше-го в го-род ино-ка Епи-фа-ния. Ко-гда Епи-фа-ния на-шли, свя-той Пап-пий ввел его в цер-ковь, где по по-слу-ша-нию во-ле участ-ни-ков со-бо-ра Епи-фа-ний дол-жен был дать свое со-гла-сие. Так со-сто-я-лось воз-ве-де-ние на епи-скоп-скую ка-фед-ру Са-ла-ми-на свя-то-го Епи-фа-ния око-ло 367 го-да.

Свя-ти-тель Епи-фа-ний про-сла-вил-ся на ар-хи-ерей-ской ка-фед-ре ве-ли-кой рев-но-стью о ве-ре, лю-бо-вью и ми-ло-сер-ди-ем к бед-ным, про-сто-той нра-ва. Он мно-го пре-тер-пел от кле-ве-ты и за-ви-сти неко-то-рых из сво-их кли-ри-ков. За чи-сто-ту сво-ей жиз-ни свя-ти-тель Епи-фа-ний по-лу-чил да-ро-ва-ние ви-деть во вре-мя Бо-же-ствен-ной ли-тур-гии на-и-тие Свя-то-го Ду-ха на Свя-тые Да-ры. Од-на-жды свя-ти-тель, со-вер-шая Та-ин-ство, был ли-шен это-го ви-де-ния. То-гда он по-до-звал од-но-го из кли-ри-ков и ти-хо ска-зал ему: "Вый-ди, сын мой, ибо ты се-го-дня недо-сто-ин при-сут-ство-вать при со-вер-ше-нии Та-ин-ства".

На этом со-бы-тии пре-рва-лись за-пи-си его уче-ни-ка Иоан-на, так как он за-бо-лел и скон-чал-ся. Даль-ней-шее опи-са-ние жиз-ни свя-ти-те-ля Епи-фа-ния про-дол-жил вто-рой его уче-ник По-лу-вий (впо-след-ствии епи-скоп Ри-но-кир-ский).

В кон-це жиз-ни свя-ти-те-ля Епи-фа-ния по про-ис-кам им-пе-ра-три-цы Ев-док-сии и Алек-сан-дрий-ско-го пат-ри-ар-ха Фе-о-фи-ла вы-зва-ли в Кон-стан-ти-но-поль на со-бор, ко-то-рый был со-зван для су-да над ве-ли-ким свя-ти-те-лем . Но свя-ти-тель Епи-фа-ний, не же-лая быть участ-ни-ком без-за-кон-но-го со-бо-ра, по-ки-нул Кон-стан-ти-но-поль. Во вре-мя пла-ва-ния на ко-раб-ле свя-ти-тель по-чув-ство-вал при-бли-же-ние сво-ей смер-ти, он пре-по-дал сво-им уче-ни-кам по-след-нее на-став-ле-ние - со-блю-дать за-по-ве-ди Бо-жии и хра-нить ум от нечи-стых по-мыс-лов - и через двое су-ток скон-чал-ся. Жи-те-ли го-ро-да Са-ла-ми-на с ры-да-ни-я-ми встре-ти-ли те-ло сво-е-го ар-хи-пас-ты-ря и 12 мая 403 го-да с че-стью по-греб-ли в но-вой церк-ви, воз-ве-ден-ной Свя-ти-те-лем.

Седь-мой Все-лен-ский Со-бор на-име-но-вал свя-ти-те-ля Епи-фа-ния от-цом и учи-те-лем Церк-ви. В тво-ре-ни-ях свя-ти-те-ля Епи-фа-ния "Па-на-рий" и "Ан-ко-рат" со-дер-жит-ся опро-вер-же-ние ари-ан-ской и дру-гих ере-сей. В дру-гих со-чи-не-ни-ях встре-ча-ет-ся мно-го дра-го-цен-ных цер-ков-но-ис-то-ри-че-ских пре-да-ний и ука-за-ний на гре-че-ские пе-ре-во-ды Биб-лии.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

(0403 )
по пути из Константинополя на остров Кипр В лике: День памяти: Труды:

ересеологические, догматико-полемические, экзегетические

Епифаний Кипрский (Епифаний Саламский , греч. Ἐπιφάνειος Κύπρου ; ум. май ) - один из ранних Отцов Церкви , который прославился неистовыми обличениями ересей , одним из главных источников которых он считал учение Оригена . Воззрения его слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время самой горячей борьбы церкви с арианством , в которой и сам Епифаний принимал деятельное участие.

Биография

Сочинения

Епифаний много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект; имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими; обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно; особенно неудовлетворительны хронологические показания. Отношение Епифания к античной культуре категорически отрицательное; философские и теологические мысли вызывали у него подозрения.

Обличению ересей посвящены два его сочинения: «Анкорат» (греч. ανκύρωτος , якорь), где раскрывается православное учение о Троице , воплощении, воскресении мертвых и будущей жизни, преимущественно против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов; и «Панарий» (греч. πανάριον - аптека, ящик с лекарствами), в котором описываются и опровергаются 20 ересей дохристианских и 80 христианских. Оригена , к которому наиболее знаменитые богословы III и IV вв. относились с особенным уважением, широко пользуясь его трудами и идеями, Епифаний считает более языческим философом, чем христианином и приписывает ему такие мнения, которых Ориген никогда не высказывал. При всех своих недостатках, оба сочинения Епифаний представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории.

Другие сочинения Епифания: 1) «Книга о весах и мерах» (библейских), важная для истории метрологии ; здесь же сведения о греческих переводах Библии ; 2) «Физиолог» - наблюдения над свойствами библейских животных (в этом сочинении Е. принадлежат лишь примечания); 3) «О камнях» - объяснение 12 камней, бывших на нагруднике иудейского первосвященника; 4) «О 22 пророках Ветхого Завета и трех Новых Заветов и о 12 апостолах и 70 учениках Христовых» - сочинение, ценное по устным церковно-историческим преданиям; 5) 12 проповедей, подлинность которых оспаривается. Издания его сочинений: 1) Д. Петавия (греческий текст и латинский перевод, с примечаниями и с древней биографией его) - "S. Epiphanii opera " (Париж , г. и Кельн, г.). Это издание перепечатано - 2) Минем , в «Patrolog. cursus compl. ser. graeca» (тт. XLI-XLIII). 3) Dindorf’a - Лейпциг , г.; 4) Oeler’a - греческий текст сочинений ересеологических, Берлин 1859-1869 гг. Лучшая биография Е. - у Миня, т. XLI.

Примечания

Литература

Издание греческого текста: «Corporis haereseologici» (1856). Vol. II. Панарион Епифания (с латинским переводом): Pt. 1 ; Pt. 2 ; Pt. 3 .

Русские переводы:

  • Епифаний Кипрский . Творения. В 6 ч. / Пер. Московской духовной академии. М., 1863-1883.
    • Ч. 1-5. Панарий, или Против ересей.
      • Ч. 1. Ереси 1-33. 1863. 384 стр.
      • Ч. 2. Ереси 34-56. 1864. 460 стр.
      • Ч. 3. Ереси 57-66. 1872. 304 стр.
      • Ч. 4. Ереси 66-73. 1880. 364 стр.
      • Ч. 5. Ереси 74-80. 1882. 408 стр.
    • Ч. 6. Слово якорное (с. 5-212). 1883. 291 стр.
    • Указатель. М., 1885. CCCXVII стр.
  • Панарион Перевод Р. Хазарзара (современная орфография,

перевод и восстановление купюр)

Исследования

  • Дунаев А. Г. , Макаров Е.Е. , Фокин А. Р. Епифаний Кипрский // Православная энциклопедия . - Т. 18. - С. 557-581
  • Махарашвили С. И. Грузинский перевод сочинения Епифания Кипрского «О восьмидесяти ересях». Автореф. дисс. … к. филол. н. Тб., 1990.

См. А. В. Горского, «Епифаний Кипрский», в прибавлениях к творениям св. отцов, в русском переводе, т. XXII ( г.). Русский перевод его сочинений (моск. ак., 1863-1860 гг.) ценен по ученым примечаниям. См. также Дарраса, «Histoire de l"église», т. X; у Вильмена - в «Tableau d"éloquence au IV siècle»; Липсиуса, «Quellenkritik des Ep.» (оценка источников первых 37 ересей Панария, с неодобрительным отзывом о личности Е.).

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Умершие в 403 году
  • Святые по алфавиту
  • Патристика
  • Святые Единой Церкви
  • Отцы Церкви
  • Святители
  • Принявшие христианство иудеи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Епифаний Кипрский" в других словарях:

    - (ок. 315 403) епископ г. Саламин и митрополит Кипра (с 367). Защищал православное вероучение в полемике с многочисленными еретическими учениями. Сочинение Панарий (букв. ящик с лекарствами) содержит подробное описание и опровержение 80 ересей.… … Большой Энциклопедический словарь

    ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ - [греч. ᾿Επιφάνιος ὁ τῆς Κύπρου; лат. Epiphanius Constantiensis in Cypro], свт. (пам. 12 мая) (ок. 315, сел. Бесандука, Палестина 12 мая 403), еп. г. Констанции (древний Саламин, ныне пригород Фамагусты, Кипр), отец и учитель Церкви, богослов… … Православная энциклопедия

    - (род., по одним известиям, в 310, по другим в 332 г., † в 403 г.) по национальности финикиец, получивший образование в доме богатого еврея и потому сначала по религии еврей; после смерти своего воспитателя принял христианство, роздал полученное… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (около 315 403), епископ города Саламин и митрополит Кипра (с 367). Защищал православное вероучение в полемике с еретическими учениями: сочинение «Панарий» (буквально «ящик с лекарствами») содержит подробное описание и опровержение 80 ересей. *… … Энциклопедический словарь

    ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ - (EpifЈnioj), свт. (ок.315–403), вост. отец Церкви, ересеолог. Род. в *Палестине, по нек–рым сведениям, в евр. семье. С юных лет стал христианином и имел призвание к монашеству. Посещал егип. пустынников и настоятельствовал в одном из м–рей близ… … Библиологический словарь

    Епифаний Кипрский - ЕПИФÁНИЙ КИ́ПРСКИЙ (ок. 315–403), епископ г. Саламин и митрополит Кипра (с 367). Защищал православное вероучение в полемике с еретич. учениями: соч. Панарий (букв. ящик с лекарствами) содержит подробное описание и опровержение 80 ересей … Биографический словарь

    Епифаний, в русском просторечии Епифан мужское имя от греческого греч. Ἐπιφάνειος «явленный». Русский разговорный вариант традиционно был простонародным именем. Известные носители: Епифаний Кипрский Епифаний Премудрый Епифаний Славинецкий См.… … Википедия

    Епифаний - – св. архиепископ кипрский, сын бедного еврейского земледельца из деревни Безандорки в Палестине, усыновлен ликийцем Трифоном в IV в. и крещен иноком Лукианом. Он жертвовал собой в борьбе за православие против ариан, основал в Египте близ… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ИПЦ - (ИПЦ; Иерусалимский Патриархат; греч. Πατριαρχεῖον τῶν ῾Ιεροσολύμων; араб. ; англ. The Greek Orthodox Patriarchate of Jerusalem; франц. Patriarchat Grec Orthodoxe de Jérusalem), древнейшая христ. Церковь. Возглавляет ИПЦ Его Божественнейшее… … Православная энциклопедия

    - (Греческая патрология) отредактированное собрание трудов Отцов Церкви и различных светских авторов, написанных на греческом койне и византийском языке. Состоит из 161 го тома, напечатанных в 1857 1866 годах в Католической типографии Миня.… … Википедия


Епифаний I (310/332 - 403), архиепископ Константский, Кипрский, святитель, отец и учитель Церкви.

Родился по одним известиям, в 310, по другим - в 332 году, по национальности финикиец, получивший образование в доме богатого еврея и потому сначала принявший иудаизм. В молодости получил хорошее образование. Он обратился к христианской вере уже после смерти своего воспитателя, после того, как увидел одного монаха, по имени Лукиан, отдавшего нищему свою одежду. Пораженный милосердием монаха, Епифаний просил наставить его в христианстве. Он принял крещение, роздал полученное наследство бедным и удалился в Египет.

Возвратясь в Палестину, сделался учеником знаменитого аввы Илариона. В монастыре он занимался перепиской греческих книг, преуспевая в иноческой жизни.

Святой Епифаний за свои подвиги сподобился дара чудотворений, но, чтобы избежать людской славы, он удалился из обители в пустыню Спанидрион. Там его захватили разбойники и три месяца держали в плену. Своим словом о покаянии святой привел одного из шайки разбойников к святой вере в Истинного Бога. Когда святого подвижника отпустили, с ним ушел и разбойник. Святой Епифаний привел его в свой монастырь и крестил с именем Иоанн. С тех пор он стал верным учеником святого Епифания и тщательно записывал жизнь и чудотворения своего наставника.

Молва о праведной жизни святого Епифания распространялась далеко за пределы обители. Святой вторично удалился в пустыню вместе с Иоанном. Но и в пустыню к нему стали приходить ученики. Так возникла новая обитель. Через некоторое время святой Епифаний и Иоанн предприняли путешествие в Иерусалим для поклонения его святыням и оттуда возвратились в монастырь Спанидрион.

Жители города Ливии послали к святому Епифанию инока Поливия передать их просьбу занять епископский престол вместо умершего архипастыря. Однако прозорливый подвижник, узнав об этом намерении, тайно удалился в Пафийскую пустыню к великому подвижнику Илариону, под руководством которого он подвизался в молодые годы. Святые два месяца провели в совместных молитвах, а затем Иларион послал святого Епифания в Саламин (Кипр). Там епископы собрались для избрания нового архиерея вместо недавно скончавшегося. Старейшему из них, епископу Паппию, Господь открыл, что епископом следует избрать пришедшего в город инока Епифания. Когда Епифания нашли, святой Паппий ввел его в церковь, где по послушанию воле участников собора Епифаний должен был дать свое согласие. Так состоялось возведение на архиепископскую кафедру Константии (Саламина) святого Епифания около 367 года, и управлял Церковью Кипрской 36 лет.

Святитель Епифаний прославился на архиерейской кафедре великой ревностью о вере, любовью и милосердием к бедным, простотой нрава. Одной из главных забот Епифания стало основание и усиление монашества в епархии. Он много претерпел от клеветы и зависти некоторых из своих клириков. За чистоту своей жизни святитель Епифаний получил дарование видеть во время Божественной литургии наитие Святого Духа на Святые Дары. Однажды Святитель, совершая Таинство, был лишен этого видения. Тогда он подозвал одного из клириков и тихо сказал ему: "Выйди, сын мой, ибо ты сегодня недостоин присутствовать при совершении Таинства".

На этом событии прервались записи его ученика Иоанна, так как он заболел и скончался. Дальнейшее описание жизни святителя Епифания продолжил второй его ученик Полувий (впоследствии епископ Ринокирский).

В конце жизни святителя Епифания по проискам императрицы Евдоксии и Александрийского патриарха Феофила вызвали в Константинополь на собор, который был созван для суда над великим святителем Иоанном Златоустом. Но святитель Епифаний, не желая быть участником беззаконного собора, покинул Константинополь. Во время плавания на корабле святитель почувствовал приближение своей смерти, он преподал своим ученикам последнее наставление - соблюдать заповеди Божии и хранить ум от нечистых помыслов - и через двое суток скончался. Жители города Саламина с рыданиями встретили тело своего архипастыря и 12 мая 403 года с честью погребли в новой церкви, возведенной им.

VII Вселенский Собор наименовал святителя Епифания отцом и учителем Церкви.

Воззрения св. Епифания слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время самой горячей борьбы церкви с арианством, в которой и сам Святитель принимал деятельное участие.

Св. Епифаний много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект; имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими; обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно; особенно неудовлетворительны хронологические показания. Оригена, к которому наиболее знаменитые богословы III и IV вв. относились с особенным уважением, широко пользуясь его трудами и идеями, св. Епифаний считал источником всевозможных ересей.

Творения

Обличению ересей посвящены два его сочинения: "Анкорат" (ανκύρωτος, якорь), где раскрывается православное учение о Троице, воплощении, воскресении мертвых и будущей жизни, преимущественно против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов; и "Панарий" (πανάριον - аптека, ящик с лекарствами), в котором описываются и опровергаются 20 ересей дохристианских и 80 христианских.

Подробному изложению этих сочинений и их оценке посвящена значительная часть сочинения прот. А. М. Иванцова-Платонова: "Ереси и расколы первых веков христианства" .

При всех своих недостатках, оба сочинения Епифания представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории.

Часть I - обозрение источников для истории древнейших сект, М., 1877

(род., по одним известиям, в 310, по другим - в 332 г., † в 403 г.) - по национальности финикиец, получивший образование в доме богатого еврея и потому сначала по религии еврей; после смерти своего воспитателя принял христианство, роздал полученное наследство бедным и удалился в Египет; возвратясь в Палестину, сделался учеником знаменитого Аввы Илариона; предавался аскетическим подвигам в уединенной пустыне, где едва не был убит хищными бедуинами; ходил с проповедью евангелия к огнепоклонникам-парсам; наконец, переселился на остров Кипр, где в 367 г. был сделан епископом Саламина и управлял церковью кипрской 36 лет, отличаясь благочестием и благотворительностью. Воззрения Е. слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время самой горячей борьбы церкви с арианством, в которой и сам Е. принимал деятельное участие. Обличению ересей посвящены два его сочинения: "Анкорат" (ανκύρωτος, якорь), где раскрывается православное учение о Троице, воплощении, воскресении мертвых и будущей жизни, преимущественно против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов; и "Панарий" (πανάριον -ΰптека, ящик с лекарствами), в котором описываются и опровергаются 20 ересей дохристианских и 80 христианских. Подробному изложению этих сочинений и их оценке посвящена значительная часть сочинения прот. А. М. Иванцова-Платонова: "Ереси и расколы первых веков христианства" (часть I - обозрение источников для истории древнейших сект, М., 1877). Е. много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект; имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими; обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно; особенно неудовлетворительны хронологические показания. Оригена, к которому наиболее знаменитые богословы III и IV вв. относились с особенным уважением, широко пользуясь его трудами и идеями, Е. считает источником всевозможных ересей. При всех своих недостатках, оба сочинения Е. представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории. Другие сочинения Епифания: 1) "Книга о весах и мерах" (библейских), важная для истории метрологии; здесь же сведения о греческих переводах Библии; 2) "Физиолог" - наблюдения над свойствами библейских животных (в этом сочинении Е. принадлежат лишь примечания); 3) "О камнях" - объяснение 12 камней, бывших на нагруднике иудейского первосвященника; 4) "О 22 пророках Ветхого Завета и трех Новых Заветов и о 12 апостолах и 70 учениках Христовых" - сочинение, ценное по устным церковно-историческим преданиям; 5) 12 проповедей, подлинность которых оспаривается. Издания его сочинений: 1) Д. Петавия (греческий текст и латинский перевод, с примечаниями и с древней биографией его) - "S. Epiphanii opera" (Париж, 1622 г. и Кельн, 1682 г.). Это издание перепечатано - 2) Минем , в "Patrolog. cursus compl. ser. graeca" (тт. XLI-XLIII). 3) Dindorf"a - Лейпциг, 1860 г.; 4) Oeler"a - греческий текст сочинений ересеологических, Берлин 1859-1869 гг. Лучшая биография Е. - у Миня, т. XLI.

См. А. В. Горского, "Епифаний Кипрский", в прибавлениях к творениям св. отцов, в русском переводе, т. XXII (1863 г.). Русский перевод его сочинений (моск. ак., 1863-1860 гг.) ценен по ученым примечаниям. См. также Дарраса, "Histoire de l"église", т. X; у Вильмена - в "Tableau d"éloquence au IV siècle"; Липсиуса, "Quellenkritik des Ep." (оценка источников первых 37 ересей Панария, с неодобрительным отзывом о личности Е.).

  • - Софроний - см. в статье Софроний...

    Биографический словарь

  • - - епископ Саламина на о. Кипр. Е. был чрезвыч. ревностным, но довольно огранич. представителем ортодоксии. В его осн. труде собрано много сведений о раннехрист. сектах, исследованы утрач. источ...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - Epiphanios, из Саламины, ок. 315-403 гг. н. э., греческий христианский писатель...
  • - см. Эпический цикл...

    Энциклопедия античных писателей

  • - упоминается в анналах Ассоргаддона при перечислении западных царей-данников...
  • - священномученик, епископ кипрский, пострадал при Диоклетиане. Перед нашествием на остров Кипр сарацин мощи Ф. были перенесены в Константинополь...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - священномученик, пострадал при Диоклетиане. Перед нашествием на остров Кипр сарацин мощи Ф. были перенесены в Константинополь...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - епископ г. Саламин и митрополит Кипра. Защищал православное вероучение в полемике с многочисленными еретическими учениями. Сочинение "Панарий" содержит подробное описание и опровержение 80 ересей. Память 12 марта...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - гр"еко-к"...
  • - к"...

    Русский орфографический словарь

  • - тур"ецко-к"...

    Русский орфографический словарь

"Епифаний Кипрский" в книгах

IV. ЕПИСКОП ЕПИФАНИЙ

Из книги Очерки поповщины автора Печерский Андрей

IV. ЕПИСКОП ЕПИФАНИЙ Пока Стародубье и Ветка, не жалея ни денег ни трудов, хлопотали в Яссах об епископе, великороссийские старообрядцы нашли себе архиерея в самой Москве.В конце 1731 года между московскими старообрядцами разнесся неясный вначале слух, что при синодальной

Епифаний Премудрый

автора Брокгауз Ф. А.

Епифаний Премудрый Епифаний Премудрый (не канонизованный святой) – составитель житий, ученик преп. Сергия Радонежского. Жил в конце XIV и начале XV в.; путешествовал по Востоку, был в Константинополе на Афоне, в Иерусалиме; умер около 1420 г., в сане иеромонаха и духовника

Епифаний Славинецкий

Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Епифаний Славинецкий Епифаний Славинецкий – иеромонах, филолог и проповедник. Уроженец Малой России, он учился в киевской братской школе до преобразования ее Петром Могилою, так что был чужд схоластической философии и диалектики. Тем не менее он был в «философии и

Епифаний Премудрый

БСЭ

Епифаний Славинецкий

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕП) автора БСЭ

ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (? – между 1418–1422), инок Троице-Сергиева монастыря 75 Простота без пестроты. «Житие преподобного Сергия Радонежского» (в переработке Пахомия Логофета середины XV в.), разд. «О переселении родителей святого» ? ПЛДР. XIV – сер. XV вв. – М., 1981, с. 290 В пер. М.

§ 3.10. Кипрский офшор

Из книги автора

§ 3.10. Кипрский офшор 23 января 2013 года стало известно, что в расследовании хищений в Минобороны появились фирмы-двойники, совладельцами которых являются компании, зарегистрированные в Лимасоле.Бюджетные деньги, которые расхищались в Минобороны, уходили через

Поучение 1-е. Св. Епифаний, архиепископ Кипрский (Как легче всего обращать неверующих ко Христу?)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 1-е. Св. Епифаний, архиепископ Кипрский (Как легче всего обращать неверующих ко Христу?) I. Св. Епифаний, ныне прославляемый, архиепископ Кипрский, имел родителей-евреев и был воспитан в жидовской вере. Раз он, будучи юношей, встретил на пути одного инока, именем

Св. Епифаний Кипрский. Панарион (фрагменты)

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I автора Автор неизвестен

Св. Епифаний Кипрский. Панарион (фрагменты) 23. Он же [Виталий, епископ Антиохии, поставленный Аполлинарием] отвечал: пусть они [сторонники Павлина Антиохийского] говорят. И они сказали, что [обвиняют аполлинариан, что те] не учат о том, что Христос соделался совершенным

§169. Епифаний

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Сколько кораблей выставил на Троянскую войну кипрский царь Кинир?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Сколько кораблей выставил на Троянскую войну кипрский царь Кинир? Кипрский царь Кинир, сын Аполлона, был одним из женихов Елены, доставшейся в жены Менелаю. Когда Менелай и Одиссей вместе с Талфибием, глашатаем Агамемнона, прибыли на Кипр, чтобы заручиться поддержкой

1. Св. Епифаний Кипрский

Из книги Ветхозаветные апокрифы (сборник) автора Берснев Павел В.

1. Св. Епифаний Кипрский Но в Книге Юбилеев, называемой также и Малым Бытием, можно найти, что эта книга содержит имена жен Каиновой и Сифовой, чтобы всяким образом были посрамлены эти слагатели басен для жизни (то есть Сифияне). Когда Адам родил сынов и дочерей, было

ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

IV. Св. Епифаний Кипрский.

Из книги Восточные Отцы IV века автора Флоровский Георгий Васильевич

IV. Св. Епифаний Кипрский. Епифаний был уроженцем Палестины, родился около 315 года. Мы не знаем, где он учился. Но по его творениям видно, что был он человек начитанный, - знал пять языков: греческий, еврейский, сирский, коптский, немного латинский. С ранних лет определилось

Епифаний Кипрский. Слово на Святое Воскресение Христово

Из книги Православная Пасха. Светлое Христово Воскресение автора Печерская Анна Ивановна

Епифаний Кипрский. Слово на Святое Воскресение Христово Ныне прекращен плач смертных и воссиял свет Воскресения – знак высшей Божией любви к нам. Ныне смерть, которой должен был подвергнуться человек, Христос разрушил Своей смертью, представив в цену искупления: за душу