Что свидетельствует о родстве организмов. Какие факторы свидетельствуют о единстве органического мира

Вариант 1

    Что свидетельствует о родстве всех видов растений и животных?

а) участие их в круговороте веществ; б) взаимосвязь организмов и среды;

в) клеточное строение организмов; г) приспособленность организмов к среде обитания.

2. Какая теория обобщила знания о сходстве строения и функций клеток

растений, животных, человека, бактерий?

а) эволюции; б) клеточная; в) происхождения человека;

г) индивидуального развития организмов.

3. Какие функции в клетке выполняет цитоплазма?

а) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов;

б) придает клетке форму; в) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов;

г) защищает содержимое клетки от воздействия среды.

4. Процесс окисления органических веществ до углекислого газа и воды с освобождением

энергии происходит в

а) хлоропластах; б) митохондриях; в) лизосомах; г) комплексе Гольджи.

5. Фотосинтез происходит в клетках организмов, имеющих

а) ядро; б) митохондрии; в) хлоропласты; г) хромосомы.

6. В процессе энергетического обмена органические вещества

а) расщепляются; б) образуются; в) транспортируются; г) превращаются в полимеры.

7. Хромосомы считаются носителями наследственной информации, так как в них

располагаются

а) молекулы белка; б) полисахариды; в) гены; г) ферменты.

8. Образование ферментов происходит в процессе

а) дыхания; б) брожения; в) пластического обмена; г) энергетического обмена.

Часть 2.

В1. Какую функцию выполняет в клетке плазматическая мембрана?

1) отграничивает содержимое клетки; 2) участвует в биосинтезе белков;

3) осуществляет поступление веществ в клетку;

4) участвует в процессе окисления веществ;

5) способствует ускорению химических реакций в клетке;

6) обеспечивает удаление ряда веществ из клетки.

В2. В каких структурах эукариот имеются молекулы ДНК?

1) ядре; 2) лизосомах; 3) комплексе Гольджи; 4) хлоропластах; 5) рибосомах;

6) митохондриях.

В3.

которого они характерны.

Строение и функция клетки Органоид

А) расщепление сложных органических веществ до 1) лизосома

менее сложных 2) митохондрия

Б) окисление органических веществ до углекислого газа и воды

В) имеет множество крист

Г) отграничена от цитоплазмы одной мембраной

Д) при расщеплении белков, жиров и углеводов освобождается

энергия, которая рассеивается в виде тепла.

В4. Установите соответствие между строением или функцией клетки и организмом, в состав

которого она входит.

Строение и функции клетки Организм

А) не имеет плотной оболочки 1) растительный

Б) содержит хлоропласты 2) животный

В) создает органические вещества из неорганических

Г) преобразует световую энергию в химическую

Д) поглощает органические вещества, окружая их плазматической мембраной

Е) не может использовать энергию света на синтез

органических веществ.

Контрольная работа «Клеточный уровень»

Вариант 2

Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех.

    Все организмы состоят из клеток, сходных по строению и химическому составу. Это свидетельствует об их

а) эволюции; б) родстве; в) индивидуальном развитии; г) наследственности.

2. Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы является

одним из доказательств

а) единства органического мира, их родства;

б) единства живой и неживой природы; в) эволюции органического мира;

г) происхождения высокоорганизованных организмов от простоорганизованных.

3. Хромосомы в эукариотической клетке расположены в

а) ядре; б) цитоплазме; в) комплексе Гольджи; г) эндоплазматической сети.

4. Какой органоид клетки имеет многочисленные выросты – кристы на внутренней

мембране?

а) хлоропласт; б) комплекс Гольджи; в) эндоплазматическая сеть; г) митохондрия.

5. В процессе фотосинтеза происходит

а) поглощение растением кислорода; б) выделение клетками углекислого газа;

в) образование органических веществ из неорганических;

г) окисление органических веществ.

6. Синтез молекул АТФ происходит в процессе

а) энергетического обмена; б) пластического обмена;

в) деления клетки; г) биосинтеза белков.

7. Гены – это участки молекулы

а) белка; б) полисахарида; в) ДНК; г) АТФ.

8. Образование органических веществ из неорганических, с использованием энергии

света - это особенность пластического обмена веществ у

а) грибов; б) животных; в) растений; г) бактерий сапротрофов.

Часть 2.

Выберите три верных ответа из шести.

В1. Каково строение и функции митохондрий?

1) участвуют в расщеплении биополимеров до мономеров;

2) используют энергию солнечного света в реакциях синтеза веществ;

3) способствуют передвижению веществ в клетке;

4) имеют кристы, на которых расположены ферменты;

5) участвуют в окислении органических веществ до углекислого газа и воды;

6) имеют молекулы ДНК.

В2. Какую функцию в клетке выполняет ядро?

1) осуществляет поступление веществ в клетку; 2) в нем локализованы хромосомы;

3) участвует в синтезе молекул иРНК; 4) происходит синтез молекул ДНК;

5) участвует в процессе фотосинтеза; 6) участвует в синтезе молекул АТФ.

В3. Установите соответствие между строением или функцией клетки и органоидом, для

которого они характерны.

Строение и функция клетки Часть клетки

А) обеспечивает связь между клетками растений 1) ядро

Б) регулирует процессы жизнедеятельности в клетке 2) цитоплазма

В) составляет внутреннюю среду клетки

Г) обеспечивает связь между органоидами клетки

Д) служит местом расположения органоидов

В4. Установите соответствие между характеристикой обмена веществ и его видом.

Характеристика обмена веществ Вид обмена

А) осуществляет синтез органических веществ 1) пластический

Б) реакции происходят с использованием энергии 2) энергетический

В) сопровождается запасанием энергии

Г) происходит расщепление органических веществ

Д) в клетке образуется строительный материал.

Помогите плиз

1. Что свидетельствует о родстве всех видов растений и животных?
а) участие их в круговороте веществ; б) взаимосвязь организмов и среды;
в) клеточное строение организмов; г) приспособленность организмов к среде обитания.
2. Какая теория обобщила знания о сходстве строения и функций клеток
растений, животных, человека, бактерий?
а) эволюции; б) клеточная; в) происхождения человека;
г) индивидуального развития организмов.
3. Какие функции в клетке выполняет цитоплазма?
а) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов;
б) придает клетке форму; в) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов;
г) защищает содержимое клетки от воздействия среды.
4. Процесс окисления органических веществ до углекислого газа и воды с освобождением
энергии происходит в
а) хлоропластах; б) митохондриях; в) лизосомах; г) комплексе Гольджи.
5. Фотосинтез происходит в клетках организмов, имеющих
а) ядро; б) митохондрии; в) хлоропласты; г) хромосомы.
6. В процессе энергетического обмена органические вещества
а) расщепляются; б) образуются; в) транспортируются; г) превращаются в полимеры.
7. Хромосомы считаются носителями наследственной информации, так как в них
располагаются
а) молекулы белка; б) полисахариды; в) гены; г) ферменты.
8. Образование ферментов (белки) происходит в процессе
а) дыхания; б) брожения; в) пластического обмена; г) энергетического обмена.
Часть 2.
Выберите три верных ответа из шести.
В1. Какую функцию выполняет в клетке плазматическая мембрана?
1) отграничивает содержимое клетки; 2) участвует в биосинтезе белков;
3) осуществляет поступление веществ в клетку;
4) участвует в процессе окисления веществ;
5) способствует ускорению химических реакций в клетке;
6) обеспечивает удаление ряда веществ из клетки.

В2. В каких структурах эукариот имеются молекулы ДНК?
1) ядре; 2) лизосомах; 3) комплексе Гольджи; 4) хлоропластах; 5) рибосомах;
6) митохондриях.
В3. Установите соответствие между строением или функцией клетки и органоидом, для
которого они характерны.
Строение и функция клетки Органоид
А) расщепление сложных органических веществ до 1) лизосома
менее сложных 2) митохондрия
Б) окисление органических веществ до углекислого газа и воды
В) имеет множество крист
Г) отграничена от цитоплазмы одной мембраной
Д) при расщеплении белков, жиров и углеводов освобождается
энергия, которая рассеивается в виде тепла.

В4. Установите соответствие между строением или функцией клетки и организмом, в состав
которого она входит.
Строение и функции клетки Организм
А) не имеет плотной оболочки 1) растительный
Б) содержит хлоропласты 2) животный
В) создает органические вещества из неорганических
Г) преобразует световую энергию в химическую
Д) поглощает органические вещества, окружая их плазматической мембраной
Е) не может использовать энергию света на синтез
органических веществ.
С1. Перечислите одномембранные органоиды клетки и дайте им характеристику.
С2. Дайте характеристику профазе и телофазе митоза.

Палеонтологические доказательства

1. На основании каких находок ученые сделали вывод о постоянных изменениях животного мира

Ископаемые останки - окаменелые раковины моллюсков, зубы и чешуя рыб, скорлупа яиц, скелеты животных, отпечатки и следы их жизнедеятельности, сохранившиеся в мягком иле, в глине, в песчанике. По окаменелым находкам ученые воссоздают животный мир прошлых эпох

2. Как устанавливается родство современных и вымерших животных?

Родство современных и вымерших животных устанавливается по находкам промежуточных форм. Выяснилось, что окаменелые останки животных несут в себе черты строения, сходные с современными животными, в то же время отличаются от них

3. Ученые установили, что у археоптерикса были признаки пресмыкающихся и птиц одновременно. Назовите признаки археоптерикса, сближающего его

С пресмыкающимися: тяжелый скелет, мощные зубы, длинный хвост

С птицами: крылья, покрытые перьями

4. Какие причины вымирания динозавров вы можете назвать?

Похолодание климата. Другие версии: падение астероида (кометы), солнечная вспышка, пандемия, вулканическая активность, изменение состава атмосферы, обеднение пищевого рациона, малое генетическое разнообразие, изменение гравитационного притяжения и другие

Эмбриологические доказательства

1. О чем говорит сходство зародышей всех позвоночных на ранних стадиях развития?

Сходство зародышей всех позвоночных на ранних стадиях развития свидетельствует о единстве происхождения живых организмов и является доказательством эволюции

2. Когда у зародышей позвоночных появляются признаки, свойственные определенному виду животных?

На поздних стадиях развития зародыша

3. На основании каких фактов мы может говорить о том,что далекими предками зверей были рыбы и земноводные?

На основании сходства их зародышей на ранних стадиях. Начальные стадии развития зародышей млекопитающих сходны с зародышами рыб, на следующей стадии зародыш напоминает зародыш тритона. Следовательно, в ряду предков млекопитающих были земноводные и рыбы

Сравнительно-анатомические доказательства

1. О чем говорит единый план строения организмов позвоночных животных?

Общий план строения организмов позвоночных животных свидетельствует об их близком родстве и позволяет утверждать, что современные хордовые берут начало от примитивных предковых организмов, существовавших в далеком прошлом

2. Закончите утверждения

Органы, сходные по общему плану строения, но имеющие различную форму, величину и по-разному приспособленные к выполнению разнообразных функций, называются гомологичными

Например, передние конечности позвоночных животных

Органы, утратившие свою функцию в результате длительного неприменения, называются рудиментарными

Например, крылышко у киви, задние конечности питона, тазовые кости кита

Атавизм - это появление у данной особи признаков, свойственных отдаленным предкам, но отсутствующих у ближайших

Например, трехпалость у современных лошадей, дополнительные пары молочных желез, наличие волосяного покрова на всем теле

3. Как изменялась связь между материнским и «детским» организмом при развитии систем размножения в ряду: яйцекладущие - сумчатые - плацентарные животные?

По ходу эволюции связь между материнским организмом и потомством становилась ближе. У яйцекладущих - откладывание яиц и забота о них, но детеныш развивается вне материнского организма. У сумчатых детеныш окончательно развивается в специальной «сумке». Плацентарные вынашивают потомство внутри материнского организма, детеныш развивается в матке. То есть, связь матери с «детским» организмом» становилась более прочной, это обеспечило большую выживаемость потомков

Определяя сходства и различия в структуре нуклеиновых кислот и белков у организмов, относящихся к разным систематическим группам, можно установить степень их родства и время возникновения.

Если сравнить зародыши разных видов позвоночных, то окажется, что на самых ранних стадиях развития они очень похожи друг на друга.

Факты, накопленные эмбриологией, доказывают, что индиви-дуальное развитие организмов, относящихся к различным классам позвоночных животных, начинается с оплодотворённой яйцеклетки , и на начальных этапах развития они очень схожи между собой, а впоследствии происходит дивергенция зародыша. Биогенетический закон играет важную роль при доказательстве эволюции органи-ческого мира.

Известный отечественный учё-ный Карл Максимович Бэр пи-сал: «У меня имеется два ма-леньких эмбриона в спирту, для которых я забыл написать назва-ние, и я теперь уже не в состоя-нии определить класс, к которо-му они принадлежат. Это могут быть ящерицы, маленькие птич-ки или млекопитающие ; настоль-ко сходно образование головы и туловища у этих животных».

Сравнительная анатомия доказывает эволюцию на основе многочисленных фактов. К их числу относятся гомологичные и аналогичные органы, рудиментарные органы, явления атавизма, промежуточные формы , схожесть строения тела позвоночных животных, в том числе и человека с другими животными .

Гомологичные органы

Рука человека и различные по форме передние конеч-ности позвоночных животных (например, кита, кроко-дила, лягушки, летучей мыши , крота) состоят из сход-ных элементов: лопатки, костей плеча, предплечья, кисти. Это варианты типичной пятипалой конечности, характерной для предков всех позвоночных.

Единый план строенияимеют кости, мышцы, кровеносные со-суды, нервы позвоночных животных.

Палеонтология на примере вымерших животных и раститель-ных организмов подтверждает, что на Земле, начиная с древних эр до настоящего времени, органический мир постепенно изменялся от простого к сложному, росло многообразие органического мира.

Реликты

Реликтами (лат. reliquus — оставшийся) называют ныне существующие древние виды ор-ганизмов.

На Земле обитают отдельные виды жи-вотных и растений , имеющие строение и образ жиз-ни, характерные для давно вымерших организмов прошлых эпох. Примеры реликтов: Материал с сайта

  • На островах Новой Зеландии в глубоких норах живут гаттерии. Особенностями своего строения они похожи на ископае-мых ящеров — динозавров , живших 70-80 млн лет назад.
  • Во многих оранжереях выращивается живое ископаемое — знаменитое дерево гинкго. Глядя на него, мы можем представить себе, какие деревья росли на Земле 150 млн лет назад и каковы бы-ли условия их обитания.

Ископаемые останки

В недрах земли учё-ные находят окаменевшие остатки живых организмов (кости, раковины, зубы, древесину), отпечатки (ске-летов, коры, листьев). Они образовались в необычных условиях: организмы или их трупы погружались в ил, песок, смолу, вулканический пепел и не подвер-гались разложению. Наука об ископаемых организ-мах — палеонтология — неопровержимо доказывает, что десятки и сотни миллионов лет назад животный и растительный мир отличался от знакомого нам современного мира живых существ.

А. Группа клеток, выполняющих различные функции
Б. Группа клеток, образующих ткани, выполняющих различные функции
В. Группа клеток, образующих ткани и органы, осуществляющих только одну определенную функцию
Г. Согласованное взаимодействие клеток, тканей и органов, составляющих этот организм
2. Популяция – это:
A. Особи одного вида
Б. Особи одного вида, обитающие на одной территории
B. Все живые организмы, обитающие на одной территории
Г. Особи одного вида, обитающие на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп
3. Оболочка земли, заселенная живыми организмами, это:
А. Атмосфера
Б. Литосфера
В. Биосфера
Г. Биоценоз
4. В основе систематики лежит:
A. Изучение многообразия живых организмов
Б. Изучение строения живых организмов
B. Распределение живых организмов по группам на основе сходства и родства
Г. Изучение ископаемых видов живых организмов
5. Основоположником систематики является:
А. Карл Линней
Б. Чарлз Дарвин
В. Аристотель
Г. Теофраст
6. Выберите правильную последовательность систематических категорий.
А. Вид, семейство, род, отряд, класс, тип, подтип, царство
Б. Вид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство
В. Род, вид, семейство, класс, отряд, тип, подтип, царство
Г. Вид, подвид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство
7. Способ передвижения бактерий:
A. При помощи жгутиков
Б. «Реактивный» – выбрасывание слизи
B. При помощи крылышек
Г. Все утверждения верны
8. Спора бактерий – это...
А. Половая клетка
Б. Форма для размножения
B. Форма для выживания бактерий в неблагоприятных условиях
Г. Название бактерий
9. Для получения энергии бактерии используют:
А. Органические соединения
Б. Неорганические соединения
B. Солнечный свет
Г. Все утверждения верны
10. Грибы изучает наука:
А. Микология
Б. Экология
B. Микробиология
Г. Биология
11. Грибы размножаются:
А. Вегетативно
Б. Спорами
B. Семенами
Г. Половым путем
12. У грибов споры развиваются в:
А. Гифах
Б. Спорангиях
B. Почках
Г. Микоризе
13. Микориза – это:
A. Название гриба
Б. Грибокорень
B. Разновидность грибницы
Г. Спора
14. Выживание гриба в неблагоприятных условиях обеспечивается:
А. Запас питательных веществ откладывается в клетках утолщенных частей грибницы
Б. Образуется спора
B. Запасается большое количество воды
Г. Происходит замедление процессов обмена веществ
15. К классу базидиомицеты относятся:
А. Сыроежка
Б. Трутовик
B. Звездовик
Г. Картофельный гриб
16. Какой гриб поражает злаковые культуры и может вызвать отравление человека, попадая в муку?
А. Спорынья
Б. Пеницилл
B. Фитофтора
Г. Дрожжи
17. Образует плесень на пищевых продуктах:
А. Мукор
Б. Пеницилл
B. Спорынья
Г. Фитофтора
18. Лишайники – это организмы, питающиеся:
А. Гетеротрофно
Б. Автотрофно
B. Автогетеротрофно
Г. Хемотрофно
19. В теле лишайника водоросли находятся:
А. Вдоль нижнего коркового слоя
Б. В сердцевине
B. Между сердцевиной и нижним корковым слоем
Г. Между сердцевиной и верхним корковым слоем

1.У одноклеточных организмов клетка выполняет все функции,свойственные любому живому организму.Назови эти функции.2.В многоклеточном организме жизнь Какое участие в образовании осадочных пород принимают живые организмы.заполни таблицу.Мел__________(какие живые организмы принимали участие в ее