Презентация на тему истина и ее критерии. «Гипотез не измышляю», - выражение, принадлежащее




Философы об истине Аристотель Истина – это соответствие знания объекту, действительности Беркли, Э.Мах, Авенариус Рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства Платон, Гегель Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной, разумной первоосновы мира Р.Декарт Важнейший признак истинного знания - ясность






Критерии истины Эмпирики – источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт Сенсуализм – ощущения являются единственным источником и обоснованием знания Рационалисты – критерием является разум Конвенционалисты – истина является результатом соглашения Прагматики – истина – знание, которое способствует решению практических задач




ВИДЫ ИСТИНЫ Абсолютная истина- это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Не может быть опровергнута. Относительная истина – это неполное, ограниченное знание. Мир бесконечно изменчив, возможности познания зависят от условий своего времени и определяется уровнем развития духовной культуры


Истоки заблуждений 1. Причины заблуждений кроются в некоторых особенностях познавательной деятельности человечества. Ф.Бекон назвал их «идолами», он сравнивал ум человека с зеркалом, которое искривляет мир. 2. Э.Мах считал, что для выявления причин заблуждений полезно обратиться к тем реальным случаям из истории науки, опыта отдельных людей, когда познавательная деятельность заканчивалась неудачей.


Истина и заблуждение 3. Современная психология выявила некоторые механизмы восприятия и мышления, которые приводят нас к ложным умозаключениям. 4. Отсутствие полной и точной информации о предмете изучения. 5. Поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, часто принимается решение, основанное не на анализе, а на стереотипе.



Урок 56-57

Обществознание, профильный уровень

ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ

Д.З: § 22, ?? (с.234),

задания (с.234-236)

© ред. А.И. Колмаков


  • содействовать философскому осознанию истины, её критериев, абсолютности и относительности истины
  • продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать: основные подходы к пониманию истины и ее критериев, анализировать абсолютную и относительную истину, соотносить истину и заблуждение.
  • Уметь: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности, объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов

  • эмпиризм;
  • рационализм;
  • объективная истина;
  • абсолютная истина;
  • относительная истина;
  • критерий;
  • практика;
  • научное познание;
  • эмпирики;
  • рационалисты;
  • конвенционалисты;
  • практики

Изучение нового материала

  • Понятие научной истины.
  • Относительность истины.
  • Истина и заблуждение.

Вспомните. Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания? В чем выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания? Как менялась оценка роли и места познающего субъекта в познании?




Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно».

(В.С.Соловьев, русский философ)


важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.

Какие трактовки истины дают философы?

«истина есть тождество вещи и представления»

«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».

Фома Аквинский

Р. Декарт

Аристотель

Работа с учебником (стр. 227)


«…одно и то же существует и не существует, оно и плохо и хорошо, другие противолежащие друг другу высказывания также верны…»

Позиция Протагора

« Что каждому кажется, то и достоверно».

На чьей стороне вы? Аргументируйте своё утверждение!

Критика позиции Протагора Аристотелем


Критерий истины

Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

  • Сколько позиций представлено в учебнике?
  • В чём их суть?
  • Назовите слабые стороны каждой?

Работа с учебником (стр. 228-230)



Эмпирики

(взгляды)

Критика позиции эмпириков

  • на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
  • чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
  • многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
  • чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
  • источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
  • ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
  • мышление рассматривается как производное от ощущений;

Критика рационалистов

Рационалисты

(взгляды)

  • Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
  • Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
  • критерием истины выступает разум;
  • За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.

Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.

«Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)

Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты .

При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.


Критерии истины

Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, полностью исчерпывающее предмет, которая не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.

Относительная истина – неполное, ограниченное знание.

Критерий истины – практика:

практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,

материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.

ИСТИНА

КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:

1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО

2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА


Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины

Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?

Отказ от идеи

развития знания

Критерий истинности - теория

Истина – это знание, соответствующее предмету познания, совпадающее с ним.



Свойства истины

это такое содержание

наших знаний, которое

не зависит ни от человека,

ни от человечества

зависимость истины

от места, времени и

других условий её получения

Объективность

Конкретность

Формы истины

  • научная истина
  • обыденная или житейская истина
  • художественная истина
  • нравственная истина

Причины относительности истины

Мир бесконечно изменчив

Познавательные возможности человека ограничены

Возможности познания зависят от реальных исторических условий развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента своего времени и определяются уровнем

Особенности познавательной деятельности человека



Причины заблуждений – в особенностях сознания

«Идолы сознания» Р. Бэкона


Связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т.д.

В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры .

В какой «пещере» человек обитает, с такими представлениями и взирает на мир. Одному нравятся танцы, но он ненавидит живопись. Другой – никогда не восхитится водопадом, он любит футбол и играть на барабане в новогоднюю ночь. Такова сущность людей.


Труднее поддаются устранению призраки театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу.

Это всем хорошо известные суеверия и предрассудки, пропаганда, мода. Люди отводят себе и окружающим некие роли, как на сцене театра, играют эти роли, не удосуживаясь задуматься, а таков ли я или тот джентльмен на самом деле.


Нелегко победить также идолов площади, источник которых - само общение людей, предполагающее использование языка.

Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка, и тем самым опять-таки оказываемся в плену заблуждений.

Таковы стереотипы обыденного сознания, закрепляющиеся в общении.


Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека и освободиться от них всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все, что в нем отражается.

Например, люди с трудом отказываются от однажды принятых и закреплённых догм, и новые факты стремятся подогнать под уже имеющиеся объяснения.


Проверь себя

1) Каково классическое определение истины как философского понятия?

2) В чём выражается объективность истины?

3) Чем, по мнению эмпириков, обеспечивается истинность наших знаний?

4) Покажите познавательную и мировоззренческую ограниченность эмпиризма?

5) Каков главный критерий истины с позиций рационалистов?

6) В чём недостатки этого подхода?

7) Что включает в себя практика как критерий истины?

8) Раскройте возможности и границы использования критерия «практика» в оценке результатов познавательной деятельности.

9) Дайте определение понятию «абсолютная истина».

10) В чём выражается относительность добываемых нами истин?

11) Каковы, на взгляд философов и психологов, истоки человеческих заблуждений?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

  • Верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики, называется:

а) истиной; б) догмой; в) понятием;

г) суждением.

  • Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира:

а) эмпиризм; б) рационализм;

в) агностицизм; г) алогизм.


3. Критерий истины для рационалистов:

а) опыт; б) разум; в) эксперимент;

г) практика.

4.Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется:

а) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;

г) относительной истиной.


5. Полное, исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем:

А) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;

г) относительной истиной.

6. Научные истины, не создающие полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете и которые в процессе познания будут изменяться, углубляться новыми, называются:

А) объективными; б) абсолютными;

в) относительными; г) абстрактными.


7. Расположите в правильной последовательности этапы любого исследования:

1) сбор материала 2) выработка гипотезы исследования 3) подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и т.п.) 4) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) 5) поиск и предложение возможных вариантов решения 6) анализ и обобщение полученных данных.

8. Кто из ученых предложил использование термина «научные революции» для отображения коренных изменений в системе научных знаний:

А) Т.Кун; б) Ф.Бэкон; в) Р.Декарт; г) Ф.Ницше.


9. «Гипотез не измышляю», - выражение, принадлежащее:

А) И.Ньютону; б) В.Гилберу; в) Б.Спинозе; г) Д.Локку.

10. Вставьте пропущенное слово:

«……. в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р.Декарт).


  • Источники
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
  • Гульнара Равильевна Хамитова;
  • Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ№ 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.

КЛЮЧИ К ТЕСТУ «Истина и ее критерии»

  • 4,2,5,1,6,3
  • Истина

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

1. Что такое познание? 2. Виды знаний. 3. Способы познания. 4. Интуиция. 5. Истина и ее критерии План урока

3 слайд

Описание слайда:

1. Что такое познание? Познание – это отражение и воспроизведение действительно-сти в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действитель-ности в мышлении человека; научные сведения. Процесс познания предполагает наличие двух сторон: Субъект познания – человек, познающий предмет или явление. Объект познания – предмет или явление, которые изучаются человеком.

4 слайд

Описание слайда:

Пути приобретения знаний: стихийный (ребенок, играя мячом, разбил стекло  узнал, что стекло хрупкое); организованный (ученики на уроке химии проводят опыты; ученый-биолог исследует поведение животных). Результаты познавательной деятельности отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.). Не может быть единственно правильного абсолютного метода. Допускается существование нескольких различных теорий, объясняющих одно и то же явление.

5 слайд

Описание слайда:

2. Виды знаний. Первая классификация: знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?). знания о действии (как поджарить бифштекс, сшить костюм и т.д.) знание о свойстве, использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.) Вторая классификация: Перцептивное (от лат. – восприятие) или эмпирическое (от греч. – опыт) знание человек получает через чувственное восприятие предметов (напр., знание о том, как выглядит корова, как пахнет аммиак, как звучит скрипка и т.д.). Обыденно-практическое знание человек черпает из опыта повседневной жизни, из практики. Это элементарные сведения о природе и людях (напр., знания о том, что появление туч предвещает дождь, а негров отличает темная кожа).

6 слайд

Описание слайда:

Научное знание – это знание о сущности предметов и явлений, о связях между ними; используются понятия, доказательства, теоретическое объяс-нение (напр., знания о строении атома, о химическом составе раствора и т.д.). Третья классификация: Фундаментальные знания – теоретические знания об основных закономерностях строения и развития человека, общества, природы. Прикладные знания – знания, направленные на достижение практичес-ких целей и решение конкретных задач. Четвертая классификация: Естественно-научные знания – сведения из наук: физика, химия, биология, география, астрономия и др. Гуманитарные знания – историчес-кие, философские, психологические и др.

7 слайд

Описание слайда:

3. Способы познания. Чувственное познание осуществляется с помощью пяти основных чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Элементы чувственного опыта: Ощущения (возникают в резуль-тате непосредственного воздействия предмета на органы чувств); Восприятие (целостный образ предмета, сформированный из множества самых разных его свойств); Представление (чувственный образ предмета, сохраняемый в сознании без его непосредственного воздействия). Пример. Человек листает книгу. Органы чувств позволяют ему увидеть ее цвет, ощутить шероховатость обложки. Эти ощуще-ния соединяются в единый образ книги, – возникает восприятие. В другой раз, не видя книги, человек сможет представить ее.

8 слайд

Описание слайда:

Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек стремиться проникнуть глубже в суть вещей, понять закономерности явлений. Элементы рационального познания: Понятие (отражение предметов в их общих и существенных признаках); Суждение (мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо); Умозаключение (выводы из логически связанных суждений). Пример. Люди, сравнивая яблоки, груши, сливы, выявляя их сходство и различие, существенные свойства, выделили их в группу похожих предметов, которая получила название – «плод» (понятие).

9 слайд

Описание слайда:

Какой из этих источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности? Сторонники сенсуализма (лат. «сенсус» – чувство), эмпирики (греч. «эмпирия» – опыт) признавали решающую роль чувственного опыта, считали, что ощущения и восприятия – основа познания. Сторонники рационализма – рационалисты (греч. «ратио» – разум) признавали разум главной формой достоверного познания. Обе ступени познания должны находится в единстве, взаимно дополняя друг друга. Одно без другого не ведет к объективно верному знанию, к истине.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

СВОЙСТВА ИСТИНЫ Истина – это соответствие знания объекту, действительности Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной первоосновы мира Важнейший признак истинного знания -ясность.

Истина и ее критерииЧеловеку важно, «чтобы
предмет его воли... был
объективным благом...
предмет и содержание его
мысли были объективно
истинны и предмет его
чувства был объективно
прекрасен, т. е. не только
для него, но и для всех
безусловно». (В.С.Соловьев)
ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ

Какое знание следует считать истинным? В какой мере оно доступно познающему человеку? Какими способами достигается?

«Слово
«истина»
означает
соответствие
мысли
предмету».
«истина есть
тождество вещи
и
представления»
Фома Аквинский
Позиция Аристотеля
Р. Декарт

«Что каждому кажется, то и достоверно». (Протагор)

«что одно и то же
существует и не
существует, что оно и
плохо и хорошо, что
другие противолежащие
друг другу высказывания
также верны…» (критика
позиции Протагора
Аристотелем)
«ЧТО КАЖДОМУ КАЖЕТСЯ, ТО И
ДОСТОВЕРНО». (ПРОТАГОР)

Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

Эмпирики
источник и
обоснование всех
знаний чувственный
опыт;
ощущения
являются
единственным
источником и
основанием
знания
(сенсуалисты);
Мышление
рассматривается
как производное
от ощущений;
Критика позиции эмпириков
на уровнях восприятия и
представления для получения
целостной картины мира наше
сознание использует элементы
обобщенных знаний;
чувственный опыт может давать
искаженное представление о
действительности;
многие теоретические постулаты,
лежащие в основе научного знания,
нельзя обосновать опытным путем;
чувственный опыт есть результат
понимания, интерпретации.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

рационалисты
критерием истины
выступает разум;
За образец истинного
знания принималась
математика,
начинающаяся с
очевидных истин и
использующая
методы логического
выведения нового
знания из
несомненных
посылок.
критика
Трудности в определении
безусловных основ познания
(Декарт - «врожденные
идеи», Лейбниц «врожденные интуиции;
Эвклидова и неевклидова
геометрия - идеал
теоретически обоснованного
знания. Какая же из них
соответствует
действительному
пространству, является
истинной?

Каждая из системы
аксиом Евклида,
Лобачевского и Римана
была теоретически
строга, возникал вопрос
о том, какая же из них
соответствует
действительному
пространству, является
истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное, как
соглашение, и было бы настолько же неразумно
доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.

ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ

Критерий истины –
практика:
ИСТИНА
КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ
ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО
ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ
ЧЕЛОВЕКА
9
практическое
взаимодействие
наблюдаемого
явления с каким-либо
другим,
материальное
производство,
накопленный опыт,
научный эксперимент.

Критерии истины

Эмпирики считали, что источником и
обоснованием всех знаний является чувственный
опыт.
У рационалистов - критерием истины выступал
разум.
Конвенционалисткие теории исходили из того, что
истинное научное знание – это соглашение между
исследователями - «конвенции»
Прагматические теории истины предполагают, что
истинным является то сознание, которое
способствует решению практических задач.
10

Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.

Если
практическую
задачу удалось
решить, значит,
полнота знания
о предмете
достигнута?
Критерий истинности - теория
Отказ от идеи
развития знания

Формы истины

Научная истина
Обыденная или
житейская истина
Художественная
истина
Нравственная истина

Виды истины

Абсолютная истина
Идеал, предел к
которому стремиться
наше знание.
Полное,
исчерпывающее знание
о предмете, тот элемент
знаний, который не
может быть
опровергнут в будущем.
Относительная истина
На пути к абсолютной
истине мы получаем
относительные истины.
Знания, которые будут
изменяться,
углубляться,
заменяться новыми в
процессе развития
познания.

Свойства истины

Конкретность –
зависимость истины
от места, времени и
других условий её
получения.
Объективность –
это такое
содержание наших
знаний, которое не
зависит ни от
человека, ни от
человечества.

ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ

«Ум человека
уподобляется неровному
зеркалу, которое,
примешивая к природе
вещей свою природу,
отражает вещи в
искривленном и
обезображенном
виде».(Ф.Бэкон)
Это заблуждения, истоки
которых коренятся в
самой человеческой
природе, в особенностях
нашего познания.
«полнотелость» -
признак здоровья.
всякая власть от Бога
отсутствие полной и
точной информации об
интересующем нас
предмете, а также
необходимых средств для
ее обработки

Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс
Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.
Интернет-ресурсы:
http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
http://www.eurosmi.ru/science/41.html
http://his.1september.ru/2002/01/5.html
http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
http://activerain.com/blogs/sashadear
http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
http://www.rkm.kz/node/672
http://eva.ru/eva-life/contest/contestphoto.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true Человеку важно, «чтобы
предмет его воли... был
объективным благом...
предмет и содержание его
мысли были объективно
истинны и предмет его
чувства был объективно
прекрасен, т. е. не только
для него, но и для всех
безусловно» (В.С.Соловьев)
1

Какое знание
следует считать
истинным?
В какой мере
оно доступно
познающему
человеку?
Какими
способами
достигается?

Понятие истины

«Слово
«истина»
означает
соответствие
мысли
предмету»
«Истина есть
тождество вещи
и
представления»
Фома Аквинский
Аристотель
Р. Декарт

Понятие истины

«Что каждому кажется, то и
достоверно» (Протагор)
«что одно и то же существует
и не существует, что оно и
плохо и хорошо, что другие
противолежащие друг другу
высказывания также
верны…» (критика позиции
Протагора Аристотелем)

Понятие истины

“Истина - это соответствие знаний действительности”
“Истина - это опытная подтверждаемость”
“Истина - это полезность знания, его эффективность”
“Истина - соглашение”
“Истина - это свойство самосогласованности”
«Истина есть процесс» (во-первых, как процесс
изменения в направлении все большей полноты
отражения объекта и, во-вторых, как процесс
преодоления заблуждения в структуре концепций,
теорий)

ИСТИНА – это знание, соответствующее
предмету познания, совпадающее с ним

Свойства истины

1
2
зависимость истины
от места, времени и
других условий её
получения
это такое содержание
наших знаний, которое
не зависит ни от
человека,
ни от человечества
Конкретность
Объективность

Виды истины

Абсолютная
истина
Исчерпывающее
достоверное знание о
природе, человеке и
обществе.
Знание о предмете, которое
не может быть
опровергнуто в будущем
или дополнено.
Таких знаний немного.
Относительная
истина
Неполное, неточное знание,
соответствующее
определенному уровню
развития общества,
которое обусловливает
способы получения этого
знания.
Знание, которое может
изменяться, углубляться,
заменяться новым в
процессе развития
познания.

Причины относительности истины

Мир бесконечно изменчив
Познавательные возможности человека
ограничены
Возможности познания зависят от реальных
исторических условий развития духовной культуры,
материального производства, имеющимися
средствами наблюдения и эксперимента своего
времени и определяются уровнем
Особенности познавательной деятельности
человека

Формы истины

Научная истина
Обыденная или
житейская истина
Художественная
истина
Нравственная истина

Противоположности истины

Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами
за истину.
Первую классификацию заблуждений дал Ф. Бэкон под
именем «идолов» («идолы рода», «идолы пещеры», «идолы
площади (рынка)», «идолы театра»)
Причину возникновения заблуждений одни философы видят в
человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же
приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс).
Ложь – утверждение, не соответствующее истине,
высказанное в таком виде сознательно – и этим
отличающееся от заблуждения.

Что является критерием (мерилом) истины?

Критерий – (от греч. kriterion – средство для
суждения) –
1) признак, на основании которого
производится оценка, определение или
классификация чего-либо;
2) мерило оценки.
Критерий истины – средство проверки
истинности человеческих знаний.

Критерии истины в разных теориях

Эмпирики считали, что источником и обоснованием
всех знаний является чувственный опыт.
У рационалистов - критерием истины выступал
разум.
Конвенционалисткие теории исходили из того, что
истинное научное знание – это соглашение между
исследователями - «конвенции»
Прагматические теории истины предполагают, что
истинным является то сознание, которое
способствует решению практических задач.
Марксизм: критерием истины является практика =
материальное производство + научный
эксперимент.

Эмпирики

Источник и
обоснование всех
знаний чувственный
опыт;
Ощущения
являются
единственным
источником и
основанием
знания
(сенсуалисты);
Мышление
рассматривается
как производное
от ощущений;
Эмпиризм сформировался в 17 – 18
вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
КРИТИКА:
на уровнях восприятия и
представления для получения
целостной картины мира наше
сознание использует элементы
обобщенных знаний;
чувственный опыт может давать
искаженное представление о
действительности;
многие теоретические постулаты,
лежащие в основе научного знания,
нельзя обосновать опытным путем;
чувственный опыт есть результат
понимания, интерпретации.

Рационалисты

Критерием истины
выступает разум;
За образец
истинного знания
принималась
математика,
начинающаяся с
очевидных истин и
использующая
методы логического
выведения нового
знания из
несомненных
посылок.
КРИТИКА:
Трудности в определении
безусловных основ познания
(Декарт - «врожденные
идеи», Лейбниц «врожденные интуиции;
Эвклидова и неевклидова
геометрия - идеал
теоретически
обоснованного знания. Какая
же из них соответствует
действительному
пространству, является
истинной?

Каждая из системы
аксиом Евклида,
Лобачевского и
Римана была
теоретически строга,
возникал вопрос о
том, какая же из них
соответствует
действительному
пространству,
является истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное,
как соглашение, и было бы настолько же неразумно
доискиваться, истинны ли они или ложны».
(А. Пуанкаре). Сторонники такой точки зрения –
конвенциалисты. При таком подходе вопрос
16
об истинности
вообще снимается.

Практика не может рассматриваться как
универсальный критерий истины.
Если
практическую
задачу удалось
решить, значит,
полнота знания
о предмете
достигнута?
Критерий истинности - теория
Отказ от идеи
развития знания

Практика как критерий истины

Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) –
целостная органическая система активной
материальной деятельности людей, направленная на
преобразование реальной действительности,
осуществляющаяся в определенном социокультурном
контексте. Её формы:
11
Click
Материальное
to add Titleпроизводство
22
Click
Социально-преобразующая
to add Title
деятельность
13
ClickНаучный
to add Title
эксперимент

Функции практики:

1) исходный пункт, источник познания (потребностями
практики вызваны к жизни существующие науки);
2) основа познания (именно благодаря
преобразованию окружающего мира происходит
наиболее глубокое познание свойств окружающего
мира);
3) практика является движущей силой развития
общества;
4) практика – цель познания (человек познаёт мир,
чтобы использовать результаты познания в
практической деятельности);
5) практика – критерий истинности познания.

Подведем итог

Каково классическое определение истины как
философского понятия?
В чем выражается объективность истины?
Дайте определение понятию «абсолютная истина»
В чем выражается относительность добываемых
нами истин?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Прочитать п.6, выполнить задания, поработайте с
источником.