Шрифт и шрифтовые композиции. Тренинг «Креативная типографика»

В зависимости от отношений, которые складываются между шрифтом и изображением выделяют 2 вида композиций: собственно шрифтовая (шрифт вступает во взаимодействие с незапечатанным пространством или цветным фоном) и шрифтовая изобразительная, включающая шрифтовую графическую, шрифтовую орнаментальную, шрифтовую изобразительную и шрифтовую фотографическую.

Шрифтовая графическая композиция представляет собой сочетание геометрических форм и шрифта. Наиболее широкое применение она нашла при разработке логотипов, фирменных знаков.

Шрифтовая орнаментальная композиция представляет собой своеобразные орнаментальные построения, в которых в определённом порядке чередуются знаки букв. Она является декоративным элементом.

Шрифтовая изобразительная композиция (сочетание шрифта и рисунка). Широко представлена в книге. Главным носителем является буквица. В последнее время интерпретированная буква часто встречается не только в виде буквицы, но и входит в состав заглавия.

Шрифтовая фотографическая распространена в сфере рекламы. Данная композиция представляет товар посредством фотографии в наиболее выгодном свете. Это требует творческого подхода к поставленной задаче. Шрифтовая фотографическая композиции характеризуется простотой, лаконизмом и очевидными ассоциативными связями.

Графика слова. Этапы построения изобразительной

Интерпретации слова с помощью композиционных средств шрифтового дизайна.

В дизайне слову принадлежит значительная роль. Слово является базовым элементом для создания шрифтовой композиции. Слово позволяет передать содержание и правильно воспринять его.

Основная функция слова определяется как номинативная, т. е. служащая для названия или обозначения предмета. Неопределённые философские понятия, прилагательные вызывают разные образы у людей. Форма графики имеет основополагающее значение, а второе место занимает содержание. В языке слово применяется в 2-х физических формах: в звуковой и в графической.



Звуковое слово позволяет человеку совершать мысленные операции с предметом не входя с ним в непосредственную связь. Но звук имеет существенный недостаток. Он относительно ограничен в пространстве и во времени. Графическое слово компенсирует эту ограниченность и передаёт мысль на большие расстояния, а также сохраняет её в течение длительного периода. Но оно уступает звуковому слову в скорости воспроизведения. Это делает обе формы функционально обусловленными и взаимодействующими как целое.

Сначала человек воспринимает форму слова, кот. вызывает в его сознании понятие предмета или образ. Или, наоборот, на сознание воздействует сам предмет (его образ). Он называет соответствующее ему слово в виде понятия. Затем возникают ассоциации, слово обретает ряд смысловых оттенков. Это важно в рекламе. Образ или текст всегда должен быть легко запоминаемым.

Под формой слова всегда понимают последовательное расположение определённых форм, букв. Определение содержания следует рассматривать через понятие или значение. Понятие – это целостная совокупность суждений (совокупность мыслей), в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта. Главным среди этой совокупности является ядро с его существенными признаками.

Значение слова шире самого понятия и его следует рассматривать с точки зрения его специфики и, исходя из этого, устанавливать связи и особенности. Работа над графикой слова должна включать следующие этапы:

1) постановка задачи;

2) определение содержания слова, рассматриваемого через понятие или значение;

3) выбор смысловых эмоциональных и волевых оттенков слова, на кот. будет сделан акцент в процессе гарфической интерпретации слова;

4) выбор графических и технических средств для решения поставленной задачи.

Графика фразы. Этапы создания графического

Образа фразы с помощью композиционных средств

Шрифтового дизайна.

Основное внимание в композиции шрифта уделяется содержательной структуре предложения. Главная роль принадлежит суждению о предмете. Предложение при этом выступает как оболочка суждения, обеспечивая их единство и невозможность функционирования одного без другого.

Суждение – это ф-ма мысли, в кот. утверждается (или отрицается) что-либо относительно предметов, их свойств, связей и отношений. Сначала определяется структура предложения (подлежащее, сказуемое), затем анализируется логическая структура суждения. Особое внимание уделяют таким методам как членение на главное и вспомогательное, соподчинённость, выделение, ритм и движение по композиции. Предложение по содержанию богаче суждения, т. к. несёт в себе эмоциональные и эстетические св-ва.

Выявление иерархической связи элементов и частей фразы даёт возможность обнаружить и усилить то, что должно быть главным, учитывая смысл и особенности зрительного восприятия. Важное значения имеют отношения главного слова или части фразы к другим элементам или действиям, соотношения с контекстом. Фраза может строится и на ассоциативных представлениях, кот. усиливают общее значение (метафора, гипербола, игра слов и т. д.). Выделение, смещение, изменение смыслового акцента также пораждает ассоциации, активизируют воображение. Необходим найти оптимальный вариант соотношения ритмики интонационного членения фразы с ритмикой шрифтовой графики.

В случаях, где усилена худ. выразительность ф-мы, графика и читается и рассматривается. Шрифтовая графика фразы предназначена для рассмотрения и отличается от чтения пространственно-временной последовательностью формирования образа. Членение – это постепенное накопление данных, из кот. строится образ, т. е. процесс развивается от частного к общему. При рассмотрении происходит обратное действие, образ складывается сразу, а дальнешее исследование графики закрепляет его.

Этапы работы над графикой:

1) исследование содержания фразы;

2) определение приоритетов (что явл-ся главным, а что имеет подчинённую роль)

3) выбор средств графического оформления.

Современные подходы к проектированию шрифтов.

Этапы проектирования шрифтов:

1) накопление и анализ информации;

2) разработка концепций (концепция-это описание целей, замыслов;

3) разработка эскизов (на данном этапе речь идёт о разработке основн. элементов шрифта: о засечках, надбуквенных элементах; прорабатываются пропорции; некоторые буквы шрифта создаются в нескольких вариантах);

4) выбор и утверждение эскизов заказчиками;

5) разработка всего проекта;

6) анализ;

7) корректировка проекта;

8) заказ продаётся на носителе, оговоренном в договоре.





















































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: приобщение учащихся к графическому дизайну.

Задачи:

  • познакомить учащихся с искусством шрифта, выразительностью и образностью шрифтовой композиции;
  • научить построению рубленого шрифта;
  • развить навыки работы с чертежными инструментами (линейка, угольник, циркуль);
  • формировать представления о свободном шрифте;
  • развить компоненты визуального мышления (фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое восприятие действительности);
  • воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству, эмоциональную отзывчивость;
  • воспитать прилежание, аккуратность, требовательность и уважение к труду, повысить самооценку.

Оборудование для педагога:

  • презентация. PPT;
  • выставка работ учащихся из фонда кабинета изобразительного искусства;
  • маркерная доска с цветными фломастерами или компьютерная графическая программа, в которой учитель может чертить (например, Компас-3D-LT);
  • чертежные инструменты для доски.

Оборудование для учащихся:

  • чертежные инструменты и материалы (линейка 30 см, угольник, циркуль, простой карандаш);
  • бумага для черчения формама А4 (А3 для работы в малых группах);
  • графический материал (цветные карандаши, фломастеры, ручки) и Клей-карандаш, ножницы, цветная бумага, страницы глянцевых журналов с текстами или газеты;
  • клеенка.

Музыкальное сопровождение: пожеланию учителя можно выполнять практическую работу в сопровождении спокойной,инструментальной музыки.

План урока :

  1. Организационный момент. Приветствие. (1 мин.)
  2. Проверка домашнего задания – визуально. (2 мин.)
  3. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока. (2 мин.)
  4. Восприятие учащимися учебного материала. Изучение нового материала. (10 мин.)
  5. Практическая работа. (25 мин.)
  6. Подведение итогов урока. Выставка работ. Обсуждение результатов. (3 мин.)
  7. Рефлексия деятельности на уроке. (2 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие

2. Проверка домашнего задания (визуально)

Давайте посмотримваши «Коллекции шрифтов», подготовленные к этому уроку (учащиеся нашли и вырезали из старых газет и журналов буквы разного размера, формы, стиля, разместили их и приклеили на формате А4, композиционное решение свободное). Как вы объясните данный выбор элементов (букв) композиции?
– Ребята, перед вами глянцевые журналы и газеты. Какой текст привлекает ваше внимание? Почему? (Учащиеся предполагают: крупный, яркий, контрастный, простой для прочтения и т.д.)

3. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока

– Повсюду нас окружают рекламные вывески и баннеры, мы читаем книги и журналы. В них нас привлекает броское название, выделяющиеся размером, цветом и характером буквы. Все это – шрифт. Шрифт – это основа для всей полиграфической продукции (рекламы, объявлений, вывесок, указателей, буклетов, проспектов, программок и т.д.) и является одной из областей дизайна. А профессия дизайнера – одна из востребованных сейчас профессий.

3. Восприятие обучающимися учебного материала. Изучение нового материала

Слайды 1-2

– Тема урока "Шрифтовая композиция". Мы сегодня будем играть с буквами. Наша задача: познакомиться с искусством шрифта, выразительностью и образностью шрифтовой композиции. Мы сегодня – дизайнеры.

Слайды 3-4

– Что такое шрифт? Это графический рисунок начертаний букв и знаков , составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. Шрифт (нем. Schrift , от нем. schreiben - писать).

Слайд 5

– Какой бывает шрифт? Сегодня многообразие шрифтов постоянно пополняется новыми видами. Мы познакомимся с основными видами шрифта. Вы видите, что шрифты бывают с засечками (антиква ), без засечек (гротеск) , пропорциональный (отображает символы разной ширины) , непропорциональный, или моноширинный , (отображает символы, размещенные на кегельных площадках постоянной фиксированной ширины ). Шрифты отличаются гарнитурой. Группа шрифтов разных видов и кеглей , имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой .

Слайды 6-7

– Как различать шрифты?

Основные характеристики шрифтов:

  • начертание : прямой, курсивный ;
  • насыщенность : светлый, полужирный, жирный (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета);
  • ширина : нормальный, узкий, широкий, шрифт фиксированной ширины ;
  • размер (кегль) в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма);
  • контраст;
  • различимость;
  • удобочитаемость;
  • ёмкость;

Слайды 8-11

Каждый шрифт – это определенная композиционная система, имеющая свой художественный облик.Рассмотрим основные характеристики шрифта.

Художественный облик шрифтов:

  • Декоративный.
  • Динамичный .
  • Изящный. Римский капитальный, антиква, академический шрифты. Используются для литературных и искусствоведческих текстов, оформления архитектурных проектов, написания текстов на мемориальных досках.
  • Курсив. Применяется для написания текстов почётных грамот, поздравительных адресов, поздравлений и приглашений.
  • Монументальный. Рубленый плакатный, брусковый шрифт и гротеск . Применяется для написания лозунгов , плакатов , транспарантов .
  • Свободный.
  • Строгий. Применяется на диаграммах, схемах, графиках, технических и производственных плакатах, указателях.
  • Фольклорный (украинский, арабский и т. д.).

4. Подготовка к художественной деятельности. Показ на доске.

Слайды 12-13

– Сегодня мы подробно поговорим о монументальном (рубленом) шрифте, о его особенностях начертания, пропорции и художественных характеристиках. На уроке мы рассмотрим понятие «типографика» (типографика – это уже творческое преображение печатного текста в элемент графического оформления, оно обходится без использования иллюстративной и изобразительной графики, а выполняется с помощью моделирования и монтажа текста ). Типографика превращает текст в яркие и оригинальные графические образы.

Слайд 14

Шрифт рубленый по начертанию можно разделить на три группы: буквы, состоящие из прямых элементов (Г, Е, Ё, Н, П, Т, Ц, Ш, Щ – верхняя строчка слайда), буквы, состоящие из прямых и наклонных элементов (А, Д, Ж, И, Й, К, Л, М, У, Х – средняя строчка), буквы с округлыми элементами (Б, В, З, О, Р, С, У, Ф, Ч, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я – нижняя строчка).

Одним из методов точного построения шрифта является метод модульной сетки (3 по горизонтали и 5 по вертикали). Модуль является постоянной и основной единицей измерения буквы, который дает возможность сохранить основные пропорции букв и знаков. Модульная сетка 3 на 5 применяется в группе букв (Б, В, Е, З, И, К, Л, Н, О, П, Р, С, Т, У, Х, Ч, Ь, Э, Я) и для группы букв, которые пишутся несколько больше остальных 4 на 5 (А,М, Ц, Ъ) и 5 на 5 (Д, Ж, Ф, Ш, Ю), модульная сетка 2,5 на 5 (Г), модульная сетка 6 на 5 (Щ).
Учитель на доске демонстрирует построение букв по масштабной сетке. Учащиеся на листочках в клетку отстраивают буквы чертежными инструментами.

Научившись строить буквы рубленого шрифта, вы сможете видоизменять и совершенствовать шрифты, которыми уже овладели, или даже придумывать свои собственные, оригинальные шрифты!

5. Практическая работа учащихся

Слайд 15

Задание 1: построить шрифтовую композицию «Мое имя» в центре листа А4 чертежными инструментами по масштабной сетке 20х20 мм (высота букв 100 мм).

Слайд 16-20

Далеевыполнить шрифтовую композицию «Мое имя» в цвете графическими материалами, отображая образы времен года. Просмотр фотографий с изображением природы. Обращение внимания на цвет, характерные признаки и состояние.

Слайд 21-23

Критерии:

Слайды 24-25

Задание 2: построить шрифтовую композицию «Говорящее слово» в центре листа А4 чертежными инструментами (рубленый шрифт).

Сначала подбирается слово (имя существительное, нарицательное, включающее от 4 до 6 букв). Необходимо изобразить выбранное слово так, чтобы все буквы были «опредмечены»: слово должно читаться через изображенный образ в силуэтах букв и вокруг них, каждая буква должна нести на себе смысловую нагрузку всего слова. Затем отстраиваются буквы рубленого шрифта на листе формата А4 по масштабной сетке 10х10 мм, между буквами промежуток 10 или 20 мм в зависимости от количества букв в слове. Затем работа выполняется графическими материалами, которыми необходимо передать фактуру и образ изображения. Изображение должно получиться ярким, красочным, фактурным.

Слайды 26-31

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 32

Задание 3: создание шрифтовой композиции из инициалов (вариант 1).

Инициалы – это первые буквы фамилии, имени, отчества (3 буквы). Начинается работа с поисковых эскизов композиции (соприкосновения букв в точке, в линии, буква в букве). Учащиеся выполняют по 5 вариантов композиций размером не более 20х20 мм на формате А4 слева простым карандашом. Выбирается учителем наиболее удачный эскиз, далее разрабатывается учеником на этом же листе справа размером не менее 100х100 мм в цвете графическими материалами (вариант 1) или в технике аппликация (вариант 2). Главное в работе добиться отражения своего стиля, своих интересов и характера.

Слайды 33-35

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 36

Задание 3: создание шрифтовой композиции из инициалов (вариант 2).

Слайды 37-39

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 40

Задание 4: создать шрифтовую композицию «Рисованные буквы (свободный шрифт)» в центре листа А4.

– Мы рисуем предмет буквами. Начать работу необходимо с контурного рисунка какого-либо предмета или животного. Затем надо вписать в этот предмет букву за буквой так, чтобы осталось как можно меньше промежутков между ними. Буквы могут быть разной высоты и ширины, конфигурации, но всё же выполнены в едином стиле. Потом убираем контур изображения. Далее прорисовываем композицию цветом. Здесь необходимо как можно точнее передать фактуру и образ предмета или животного, чтобы при первом взгляде воспринималось цельное изображение, а потом уже прочитывались буквы.

Слайды 41-43

– Каких животных вы знаете? Чем отличаются птицы от зверей, насекомые от рыб и т.п.? Обратите внимание на силуэт различных животных.

Слайды 44-47

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 48

Задание 5: «Выставка кошек и собак» – создание образа животных в технике аппликация из букв, вырезанных из старых газет и журналов по контуру. Работа выполняется в малых группах (по 2 человека). Перед выполнением задания учитель беседует с учащимися о характерных особенностях формы головы, тела, хвоста и т.д. кошек и собак. Можно предложить учащимся посмотреть фотографии животных.

Слайды 49-52

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайды 53-54

Задание 6: «Город из букв. Памятники архитектуры в буквах» – создание образа всемирно известного памятника архитектуры в технике аппликация из букв, вырезанных по контуру из газет и журналов. Работа выполняется в малых группах (по 2 человека) или индивидуально.

Слайды 55-69

– Рассмотрим памятники архитектуры разных эпох. Обратите внимание на силуэты, пропорции сооружений, на компоновку листа, на детали и архитектурные конструкции.

Слайды 70-71

– Посмотрите, варианты выполнения задания (демонстрируются работы учителя).

Слайды 72-83

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

6. Подведение итогов урока

Выставка работ. Обсуждение результатов

7. Рефлексия деятельности на уроке

– Что мы сегодня нового узнали (выстраивание смысловой цепочки, сравнение способов и методов работы, применяемые другими со своими)? Какие понятия и термины запомнили (типографика, монументальный рубленый и свободный рисованный шрифты, модульная сетка и т.п.? Чему научились?

– Задания 1-3, 6 предлагаются учащимся 7-х классов (программа «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» под руководством Б.М. Неменского).
– Для выполнения заданий 4-6 урок следует начать со знакомства с различными видами и характеристиками шрифта (слайды 1-11), пропускается раздел построения рубленого шрифта (слайд 12-35), далее учитель переходит к объяснению заданий и просмотру с учащимися иллюстративного материала по теме задания (слайды 40-69).
– Иллюстрации на слайдах 16-19, 41-43, 48 можно растянуть на весь экран.
– Смена слайдов в презентации автоматическая.

Важнейшим элементом в шрифтовой композиции всегда является текст — его смысловое содержание и грамматический строй, причем особенно ярко это проявляется в заголовках. Композиция шрифтовой надписи, выбранная в соответствии с ее содержанием, выявляет смысловое значение фразы и облегчает ее понимание. Если же дизайнер старается втиснуть текст в заранее придуманную схему, это неизбежно приводит как к формальным ошибкам, так и к несоответствиям между формой и содержанием.

Общая форма надписи, как правило, определяется уже при ее разбивке на строки. Тексты из трех или более слов при членении на строки дают несколько вариантов, одинаково правильных грамматически, но различающихся смысловыми оттенками и акцентированием того или иного слова. Например, название «Новые цифровые технологии» можно скомпоновать четырьмя способами (рис. 1).

Рис. 1. Основные варианты разбивки заголовка

Можно заметить, что слова приобретают различную значимость в зависимости от их расположения в строке. Первый вариант довольно нейтрален, во втором варианте внимание привлекает слово «новые», в третьем — особняком стоит слово «технологии». Эти, казалось бы, малоразличимые нюансы могут быть усилены рисунком шрифта, его размерами или цветом (рис. 2).

Рис. 2. Акцентирование размером и насыщенностью

В некоторых случаях грамматическая правильность компоновки слов может вступать в противоречие с их содержанием. Показательный пример — название книги В.Катаева «Белеет парус одинокий» (рис. 3). Все четыре варианта грамматически имеют право на существование, но именно композиция из одной строки в смысловом отношении более правильна, так как в качестве названия повести взята первая строка известного стихотворения М.Ю.Лермонтова. Это же обстоятельство заставляет использовать для всех слов шрифт одинакового размера, насыщенности и цвета.

Рис. 3. Варианты разбивки заголовка

Для больших заголовков, например полного названия «Слова о великом князе Дмитрии Ивановиче», возможно еще большее число вариантов группировки текста. Композиция надписи, представленной в верхней части рис. 4, явно не сбалансирована, отсутствует акцент на главном в этом названии. После небольшой доработки композиция становится более приемлемой (рис. 4, внизу).

Рис. 4. Вариант разбивки большого заголовка

Переносы слов в титульных элементах разрушают цельность композиции, поэтому их стараются избегать. Но в принципе переносы могут употребляться в художественной литературе при многострочном заголовке, а также в научной и технической литературе в многозначных и составных словах. Использование переносов всегда должно быть мотивировано как в смысловом, так и в композиционном отношениях.

Пропуск знаков препинания (точки, запятой, скобок и пр.) давно уже стал традицией при оформлении титульных элементов. Обычно подобное нарушение правил синтаксиса всегда компенсируется какими-либо композиционными приемами: красной строкой, изменением рисунка шрифта, вторым цветом, разделительными украшениями и т.п.

Органичность букв в слове — не только эстетическое требование. Она закономерно проистекает из особенностей чтения текста, когда человек читает не по буквам, а охватывает взглядом целое слово или даже несколько слов.

В некоторых «самодеятельных» руководствах по созданию шрифта, коих сейчас великое множество в Интернете, организация ритма в словах рассматривается очень ограниченно и часто сводится всего лишь к выравниванию пробелов между знаками. Однако ритмичность зависит еще и от начертания самих букв, поэтому в процессе создания гармоничного заголовка часто приходится опробовать несколько гарнитур, прежде чем будет найдена оптимальная.

Оптическое равенство пробелов между буквами является важнейшим условием легкой читаемости шрифта любого рисунка и вида. Дело в том, что не все пространство между буквами составляет межбуквенный пробел — часть этого пространства принадлежит самому изображению буквы и входит в ее оптическое поле, размер которого можно установить только визуально. Указанное обстоятельство не позволяет свести процесс выравнивания пробелов к механическому выравниванию свободных площадей между буквами даже в простых шрифтах, не говоря уже о шрифтах сложного рисунка. По этой причине опытный дизайнер при выравнивании межбуквенных пробелов все делает на глаз.

На размер каждого пробела в слове влияют не только конфигурации букв, но и засечки, и размеры штрихов, и характер внутрибуквенного просвета. При определенном расположении букв их оптические поля не сливаются, разделяясь при этом минимальным по величине пробелом. Такая расстановка знаков характерна для наборных текстовых шрифтов и обеспечивает наилучшую удобочитаемость текста (рис. 5 а ) — эти пробелы между буквами в слове будем называть «нормальными». В результате правильной установки величины пробелов достигается такая слитность слова, при которой связь между всеми буквами будет равнозначна. Неточная расстановка букв приводит к нарушению этих связей.

Изменение нормальных пробелов в сторону их уменьшения или увеличения может привести к резкому снижению удобочитаемости. При небольшом сближении букв произойдет соединение засечек соседних букв и слияние оптических полей некоторых знаков (рис. 5 б ). При дальнейшем сближении букв слово будет все более походить на орнаментальный узор, степень декоративности которого определяется самим рисунком шрифта (рис. 5 в ). Одновременно с этим будет ухудшаться читаемость шрифта.

По мере удаления букв друг от друга и увеличения пробелов между ними будет происходить обратный процесс — связь между буквами будет слабеть. При небольшом увеличении нормальных пробелов связь между буквами останется тесной, но средняя цветовая насыщенность слова уменьшится, что скажется на общей композиции (рис. 5 г ). При значительном увеличении пробелов слово распадается на отдельные буквы, связь между которыми теряется.

Для поддержания линии строки при большой разрядке прибегают к дополнительным средствам: подчеркиванию слова линейкой, применению шрифта с длинными горизонтальными засечками, помещению разреженной строки рядом с плотной строкой, с орнаментом или рисунком (рис. 5 д ).

При применении декоративных гарнитур изменение величины пробелов не слишком заметно благодаря особому композиционному построению и иному ритму чтения таких шрифтов.

Рис. 5. Зависимость ритмического строя от величины межбуквенных пробелов

Очень важную роль в ритмической организации шрифтов играют выносные элементы букв или штрихи, вводимые с декоративной целью. Буквы с такими элементами включают в свое оптическое поле соседние знаки, что придает шрифтовой надписи особую монолитность (рис. 6).

Рис. 6. Суперобложка. Художник С. Телингатер

Надо отметить, что буквы алфавита имеют различную динамику, то есть направленность по горизонтали. Каждое слово состоит из определенной комбинации знаков с разной направленностью, что оказывает влияние на его зрительное восприятие (рис. 7). Подбирая начертание шрифта, дизайнер может изменять и усиливать динамику букв в слове, создавая тот или иной ритмический эффект. Сочетая направленность каждой буквы с общей направленностью слова, а движение слова и строки — с общим направлением, можно получать самые разнообразные ритмические эффекты.

Рис. 7. Динамика букв в ритмическом строе слова

Большими возможностями в отношении динамики обладают курсивные шрифты с их композиционной подвижностью. В шрифтах с большим углом наклона направленность каждой отдельной буквы снимается единым движением слова по направлению строки (рис. 8).

Рис. 8. Общая динамика слова

В прямых шрифтах направленность каждого отдельного знака проявляется сильнее, но и в этом случае дизайнер всегда сможет найти объединяющее начало для разнонаправленных букв. Можно, например, придать всему слову вертикальное или горизонтальное движение, изменив пропорции букв. Объединение строк с различной направленностью — один из способов создания интересной и выразительной композиции.

Некоторые буквы шрифтов, которые можно отнести к гуманистической антикве, имеют интересную особенность — их вертикальные оси не совпадают с направлением основных штрихов в знаках с овалами и полуовалами («Р», «О», «З» и т.п.). Обычно такие наклоны вертикальных осей почти не влияют на ритм в слове, однако их увеличение может быть использовано как средство изменения ритма. Шрифты, в которых буквы резко отличаются по своей ширине, также образуют своеобразный ритм.

Овладение ритмом дает возможность влиять на процесс чтения, делать его медленным или быстрым, плавным или скачкообразным. Ритм не только организует процесс чтения, но и придает слову характерный облик, долго сохраняющийся в зрительной памяти.

На восприятие текста влияет и расположение строк в надписи. Некоторые надписи легко приобретают компактную и вполне завершенную форму, другие же выглядят как механическое соединение строк, не связанных между собой композиционным единством. Работа дизайнера как раз и заключается в том, чтобы преодолеть графическую разрозненность строк, подчеркнуть при необходимости смысловое значение некоторых важных слов, добиваясь ясного выражения мысли. При этом механически применять какие-либо правила нельзя, а следует исходить из конкретного смыслового содержания и состава слов в надписи. Схематическое представление строк в виде прямоугольников, о котором будет сказано ниже, создается на основе реальных, а не воображаемых строк.

Усиление смыслового значения слов путем изменения ритма букв и размера шрифта выполняется таким образом, чтобы важность слов в надписи была видна сразу и трактовалась однозначно (рис. 9).

Рис. 9. Смысловое акцентирование размером шрифта

Еще более резкое разделение слов по смысловой значимости получается при применении в одной надписи двух или трех шрифтов. Такой прием часто используется при оформлении обложек. Если чисто шрифтовые средства не позволяют сделать надпись на обложке выразительной, можно прибегнуть к другим средствам: рисунку, орнаменту, цвету, блинтовому тиснению и т.п.

Расстояния между словами в строке должны быть такими, чтобы каждое слово отчетливо отделялось от других и чтобы строка не распадалась на отдельные части, теряя при этом свою цельность. Абсолютная величина расстояния между строками может сильно колебаться от слитного начертания строк до расстояния, превышающего высоту строк в несколько раз. Ритмическое чередование строк и межстрочных интервалов должно всегда согласовываться с содержанием надписи.

Слитное или очень близкое расположение строк друг к другу часто превращает надпись в своего рода орнаментальный узор, составленный из букв. Удобочитаемость таких надписей обеспечивается контрастностью в длинах строк, при которой четко выделяется начало каждой строки (рис. 10), или сравнительно крупным размером шрифта (рис. 11).

Рис. 10. Контраст в длине строк при их слитном расположении

Рис. 11. Крупный размер шрифта при слитном расположении строк

Если разместить строки одной надписи на большом расстоянии друг от друга, то они будут читаться в замедленном ритме. Такие композиции характерны для титульного набора XVIII — начала XIX века и соответ-ствуют самим текстам старинных заглавий.

Нормальными расстояниями между строками можно считать такие, когда при четком отделении одной строки от другой сохраняется един-ство надписи в целом. В этом случае зрительная тяжесть строки полностью уравновешивается окружающими ее полями. Оптимальные соотношения между величиной интервала и высотой строки лежат в интервале от 3:5 до 1:1, а их точные размеры зависят от рисунка шрифта и длины строк. Большое влияние на величину межстрочных расстояний в надписи оказывают надстрочные и подстрочные элементы букв. При сильной разрядке слов в двух соседних строках расстояние между ними тоже должно увеличиваться — иначе произойдет объединение отдельных букв в вертикальные ряды, при которых горизонтальная линия строки разрушится.

Объединение в одной надписи разнородных по рисунку и резко контрастных по размеру шрифтов требует особо точного ритмического по-строения надписи, при котором расстояния между строками могут немного отличаться. Интервалы в таких надписях определяются, как правило, на глаз.

Иногда в шрифтовых композициях союзы, предлоги и короткие слова выносятся в отдельную строку, вслед-ствие чего можно достигнуть значительного усиления смыслового значения заголовка, например при противопоставлении слов-антонимов. К этому приему прибегают в поисках ясной и красивой формы надписи, для сокращения размеров слишком длинной строки, в случае усиления вертикальной направленности всей композиции и т.д. Однако выделение союзов и предлогов в отдельную строку приводит к тому, что они начинают мешать смысловому выделению главных слов. Поэтому рекомендуется делать их по высоте несколько меньшими, чем соседние с ними строки. Уменьшение высоты коротких строк и интервалов вокруг них необходимо и для того, чтобы сблизить основные строки во избежание оптического разрыва надписи на несколько частей (рис. 12).

Рис. 12. Уменьшение строки с предлогом и межстрочных интервалов снизу и сверху

Выбор способа группировки строк в надпись выполняется исходя из общего композиционного замысла. Из двух принципиально различных систем компоновки надписей — симметричной и асимметричной — первая имеет наибольшее распространение, поскольку придает надписи спокойную, уравновешенную форму.

Разновидностью симметричной композиции являются надписи, внешний абрис которых имеет вид прямоугольника, треугольника, круга или других геометрических фигур. В таких надписях мы видим прежде всего их внешний контур и только потом осмысливаем содержание. Геометрические построения строк могут оказаться полезными при перегруженности композиции текстовым и изобразительным материалом, когда несколько элементов объединяются в один сложный рисунок.

Симметричный баланс надписи может нарушаться большими просветами между словами, а также элементами букв, выходящими за линии шрифта. Во избежание этого расстояния между словами сокращаются до минимума, а начертания строчных и курсивных букв выбираются такие, чтобы выносные элементы распределились по всей надписи равномерно.

Инициал, начинающий текст, также нарушает симметрию надписи. И если небольшой инициал частично уравновешивается той смысловой нагрузкой, которую он несет (акцентировка начала текста), то крупная буквица настолько сильно смещает центр тяжести строк, что вся надпись может быть отнесена к разряду асимметричных.

Асимметричные надписи сами по себе не имеют той завершенности формы, коей обладают симметричные тексты, а свою композиционную завершенность получают благодаря связи с другими изобразительными элементами. Наиболее четким принципом построения обладают асимметричные надписи с флаговой и ступенчатой композициями строк. Подобной компоновке особенно хорошо поддаются строки, мало отличающиеся по количеству знаков и по ритму.

Шрифтовые композиции нередко используются вместе с графическими элементами, например с орнаментами. Для того чтобы все эти элементы объединить в одно целое, необходимо разбираться в общих закономерностях построения изобразительно-шрифтовых композиций. Об этом мы и поговорим в следующих статьях.

Виды шрифтовой композиции. Характеристика композиций.

Шрифтов композиция может быть разных видов:

1. Симметричная;

2. Блочная;

3. Флаговая.

1. Симметричнаякомпозиция - вертикальная ось симметрии проходит через середину надписи и делит её на две равные части - левую и правую. При небольшом тексте лучше применить «золотое сечение», когда текст делится на две половины, из которых верхняя относится к нижней как 5:8. Если текст значительный по объему, то основная строка поднимается сравнительно высоко. Такая схема позволяет освободить нижнюю часть плаката для оставшегося текста.

2. Блочная композиция - все строки текста вписываются в прямоугольник. В этом случае увеличивают межбуквенный просвет; буквы в коротких словах пишутся с разрядкой до ширины шрифтовой полосы. Однако слишком сильное увеличение расстояния между буквами может привести к нарушению ритмического строя шрифтовой надписи. Блочная композиция находит применение в шрифтовом плакате. Она целесообразна тогда, когда строки имеют приблизительно одинаковое количество букв. Если строки очень разные по длине и содержат союзы и предлоги, затрудняющие уравновешивание строки, то достигнуть хороших результатов в блочной композиции не удается.

Блочная композиция может быть симметричной (если один блок) и асимметричной (если несколько блоков).

3. Флаговаякомпозиция - текст сдвигается в сторону: либо влево, либо вправо от вертикально проведенной оси. Разметка букв и строк начинается от этой вертикальной прямой. Флаговая схема позволяет расположить все строки на одной линии от края листа. Такая композиция носит динамичный (ассиметричный) характер. Иногда применяют флаговую композицию текста, скомпонованную таким образом, что она носит не динамичный, а статичный характер.

Параметры фото для полиграфии.

Цветовая модель СМYК используется в публикациях, предназначенных для печати.

Основные цветовые компоненты этой модели:

Cyan - голубой, Magenta - пурпурный, Yellow - желтый, Key color - ключевой цвет, в качестве которого, как правило, используется черный.

Цветовая модель – это способ описания цвета.

Разрешение не менее чем 300 dpi. При плохом качестве фото может быть больше (400 dpi, 600 dpi), но это утяжеляет файл.

Размер 100% (можно увеличить, но не более чем на 15% без потери качества).

Форматы растровых фотоизображений (TIFF, EPS, Jpg ).

1. Что такое сграффито? Особенности техники.

Сграффито (от итальянского sgraffito или graffito - выцарапанный).

Подготовительные работы для техники сграффито . Оштукатуривание стены, нанесение обрызга и грунта. Особенности оштукатуривания различных стен (кирпич (известковые растворы), бетон (известково-цементные растворы), разные способы выравнивания и поддержания влажности нанесённого раствора). 1

Нанесение декоративных составов . Толщина нижнего слоя 7-8 см, следующий меньше по размеру 6 см, потом 5 см, и т.д. Препдпоследний цветной слой 2 см. Белый просто белится водоэмульсионной краской размер примерно 2 мм. Затереть и выровнить поверхности. Последовательность и особенности нанесения слоёв (от самого тёмного слоя к чисто белому, просушивание каждого слоя до лёгкого схватывания). Возможно использование шаблонов.

Декоративные составы. Цементовый раствор, наполнители (мелкая крошка, кварцевые пески, порошок дроблённого красного кирпича, каменная пудра и др.). Зернистость песка - от 0,1 до 0,5 мм. Для верхних слоёв ещё меньше. Для придания цвета слоям в раствор добавляются пигменты.

Отделка цветных рисунков . Процарапывание слоёв. Нанесение декора. Используемые инструменты (долота, стеки, царапки, ложки, зубчатки, косари). По мере затупления инструменты подтачивать.

Что называется шрифтом? Виды письма.

Слово «шрифт» (schrift) – немецкого происхождения и в переводе означает – письмо, начертание букв.

Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма. Современное оформительское искусство невозможно представить себе бес применения шрифта. Чем разнообразней его употребление, тем больше внимания необходимо уделять его качеству, что невозможно без серьезного изучения его структуры.

История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность.

Из истории мировой письменности известны четыре вида письма:

1) пиктографическое – в виде наскальных рисунков у первобытных людей;

2) идеографическое – письмо при помощи идеограмм, а не букв. Одним письменным знаком (солнце, луна, птица) обозначалось целое понятие, слово. Было распространено в Египте, Китае.

3) слоговое – письмо, в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмом древние египтяне писали на папирусе. Оно было очень громоздким. Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии – Японии, Китае, Корее.

4) буквенно-звуковое – появилось во втором тысячелетии до н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы).

Визитка как атрибут фирменного стиля компании. Виды визиток. Атрибуты визитки. Размер визитки.

Один из главных элементов визитки - логотип.

Виды визиток

1. Личная;

2. Деловая;

Корпоративная.

Визитка включает в себя:

1. Имя владельца;

2. Компанию (обычно с логотипом);

3. Контактную информацию (адрес, телефонный номер и/или адрес электронной почты, адрес сайта).

Размер визитки:

Размер визитки стандартный, обусловлен размером визитницы.

Х85(90) мм

К размеру 50х90 мм добавляются дополнительные мм для обрезки (по 5 мм с боков и сверху). Разделяются пополам и получается по 2,5 мм с каждой стороны (сверху, снизу, слева и справа).

Кегль шрифта для визиток:

не менее 6-8 пунктов в зависимости от шрифта.

1. Материалы и инструменты, используемые для мозаичной отделкистен . Основание под мозаику.

Материалы для мозаики: Камень (поделочный камень, гранит, мрамор, сланец, галька). Стекло (смальта, цветная стеклянная мозаика, цветное стекло округлой формы, витражное стекло, прозрачное стекло). Керамика (керамическая плитка, осколки керамической посуды, терракота). 1

Подготовка материалов для мозаики . Резка смальты специальной гильотиной. Резка керамической плитки (стеклорезом, ручным плиткорезом, плиткорезом). Резка стекла стеклорезом.

Клеи и составы для приклеивания мозаики. Временные клеи (клейстер, обойный клей) для обратного метода набора. Постоянные клеи: бывают три основных вида (акриловые смеси, смеси на основе цемента, эпоксидная смола). Разное назначение этих клеев.

Содержание: Инструменты для создания мозаики (стеклорез, плиткорез, плиткорез ручной, рабочие плоскогубцы, кусачки, молоток и ручник, щипцы для мозаики, плоскогубцы для стекла, угольник, металлическая линейка, гладилки, тёрки). Как ими пользоваться. Дополнительные инструменты (бумага, калька, карандаши, маркеры, гуашевые краски, различные ёмкости).

Основа под мозаику (бетонная или кирпичная стена, фанера, ДСП, плоский шифер).

Техника безопасности при изготовлении мозаики. Использование специальных очков, чтобы избежать попадания в глаза осколков. Использование защитных перчаток. Использование защитной одежды. Использование защитных материалов для покрытия рабочего пространства.

1. Листовка;

2 Плакат;

3. Календарь;

4. Буклет;

Многостраничные издания:

1. Каталог - сброшюрованное или переплетённое печатное издание, содержащее систематизированный перечень большого числа товаров, как правило, иллюстрируемое фотографиями товара;

2. Проспект - сброшюрованное или переплетённое печатное издание, информирующее о конкретном товаре или группе товаров или, вообще о фирме;

3. Книга;

4. Справочник;

Периодические издания:

1. Газета;

2. Журнал;

3. Корпоративное издание .

С каждого края листовки должны быть предусмотрены поля, необходимые для резки тиража, так как при этом процессе возможно отклонение ножа в каждую сторону на 2,5 мм.

Наиболее важные элементы макета, такие как логотип, телефоны, адреса и т.п., должны быть удалены от линии реза не менее чем на 5 мм.

Элемент, примыкающий непосредственно к линии реза, что называется «печатью на вылет», требует продления данного элемента за линию реза на 3 мм. Текст переводится в кривые.

Красочность листовок:

4+0(полноценная печать с 1-й стороны)

4+4(полноценная печать с 2-х сторон)

1+0(печать черным с 1-й стороны)

1+1(печать черным с 2-х сторон) и любая другая по Вашему желанию

Бумага для печати листовок:

Мелованная средних плотностей 125-170 г/кв.м

Тонкая мелованная 90-115 г/кв.м

Плотная меловання 200-300 г/кв.м

Офсетная 80 г/кв.м и любые другие виды бумаг по желанию

Дополнительная обработка листовок:

сплошной ВДУФ и офсетный лак; ыборочный УФ-лак; ламинация; тиснение фольгой; вырубка.

Резка бумаги и картона

Инструменты:

ножницы, нож-резак, подрезная доска, металлические линейки разных размеров, графитный карандаш.

Резка бумаги и картона по прямым линиям ножом-резаком:

нанесение меток резки графитным карандашом;

расположение бумаги на подрезной доске лицевой стороной вниз;

линейку возможно сильнее прижать левой рукой книзу, чтобы сдвигание её с места во время работы было исключено;

рукоятку ножа следует держать сверху четырьмя пальцами. Пятый, указательный палец должен лежать на обушке клинка для нажима на нож в процессе работы;

клинок ножа должен во время работы плотно прилегать к рабочей грани линейки, т. е. двигаться в плоскости, перпендикулярной плоскости подрезной доски. Ось ножа при резке бумаги должна быть наклонена к линии реза и составлять с ней угол в 35-45°.

Резка бумаги и картона по криволинейным контурам ножницами:

нанесение меток резки графитным карандашом, применение шаблонов и лекал (если нужно);

резка небольшим участком;

концы ножниц разводятся широко;

вырезаемая деталь располагается слева от ножниц, а линия реза проходит по правой стороне разметочной линии, проведённой карандашом;

листы бумаги, чтобы они не смещались, скрепить по краям канцелярскими скрепками или булавками.

Складывание бумаги при резке ножницами:

при массовом изготовлении из бумаги небольших по размерам деталей со сложными криволинейными очертаниями бумага складывается, в зависимости от её плотности, в четыре, восемь и более слоев, вырезание производится по карандашной разметке, нанесённой на верхнем листе;

если деталь имеет ось симметрии, то бумагу сложить пополам, вычертить на ней половину детали так, чтобы о Наклеивание бумаги.

Правила наклеивания бумаги:

намазывать клеем всегда нужно наклеиваемую деталь изделия, а не ту, на которую производится наклеивание;

смазать клеем и некоторое время подержать чтобы бумага намокла и набухла;

при склеивании двух деталей из бумаги или картона намазывать клеем более тонкий материал;

при соединении «внахлёстку» листов бумаги одинакового качества смазывать клеем обе кромки;

при намазывании бумаги клеем её нужно класть на лист ненужной бумаги;

намазываемый лист или деталь придерживать концами пальцев левой руки, чтобы они не сдвигались с места.

Способ смазывания клеем узких полосок «от доски».сь симметрии совпала с линией сгиба, вырезать и распрямить.

Склеивание деталей:

после укладки смазанной клеем детали на место приклеивания прикрыть чистым листом бумаги и притереть всю поверхность детали мягкой чистой тряпочкой или ребром ладони от середины к краям по направлению волокон, положить под пресс до окончания приклеивания.

Оформление фирменного буклета, текст, иллюстрации в краткой и доступной форме должны представить содержимое издания до читателя.

Элементы фирменного оформления буклета: логотип; стиль; шрифт.

Этапы создания буклета: разработка дизайна макета; обработка иллюстраций; вёрстка; подготовка к печати.

Дополнительные отделочные операции при печати буклета:

УФ-лакирование; вырубка; тиснение фольгой; блинт; конгрев; печать пантонными красками.

Стиль разработки оформления буклета может быть выполнен как в классическом оформлении так и в оригинальном с использованием различных полиграфических материалов.

Печать буклетов производится на мелованой или офсетной бумаге из листа формата А4 (297х210 мм) или А3 (420х297 мм), с 1, 2 и более фальцами (сгибами).

Печать полноцветная с двух сторон (4+4). Плотность бумаги для печати буклета выбирается от 115 до 300 г/м. Для буклетов, предназначенных для особых случаев, применяется плотная бумага или картон с использованием вырубки и высечки.

Способы печати буклетов:

офсетный;

Цифровой.

При изготовлении буклетов офсетным способом обеспечивается наилучшее качество полиграфии. Тираж может быть разный (от 100 штук, офсет от 200 штук).

Лифлет - лист формата А4 с двумя фальцами (сгибами).

Понятие орнамента.

Орнамент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства.

Связанный с поверхностью, которую он украшает, орнамент выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который нанесён.

Орнамент состоит из фона и мотива.

Фон - поверхность материала, на котором выполняется орнамент.

Мотив - многократно повторяющийся рисунок.

Зависимость характера орнамента от материала и техники исполнения.

Плоскостной орнамент - украшение на плоской или кривой поверхности, исполненный с помощью различных линий, включая цвет.

Рельефный или выпуклый орнамент - украшения, выполненные на дереве, кости, камне, металле с помощью специальной обработки. Глубина рельефа зависит от размера оформляемой площади, насыщенности рисунка и освещения.

Орнаменты делятся по закономерностям построения:

ленточный (фризы, окаймления, бордюры и т.д.);

замкнутый (вписанный в форму окружности, квадрата, прямоугольника, треугольника);

сетчатый (заполняющий поверхность сплошным узором).

Виды орнаментов:

Геометрический (состоящий из геометрических фигур);

Растительный (состоящий из стилизованный растений);

Зооморфный (состоящий из стилизованных животных);

Антропоморфный (состоящий из мужских и женских стилизованных фигур или отдельных частей тела человека).

Способы построения орнамента:

поворот в другую сторону;

движение по вертикальной оси;

движение по горизонтальной оси;

зеркальная симметрия;

построение при помощи сетки (квадратная форма, треугольная форма, ромбовидная форма, прямоугольная форма).

Наружная (Outdoor-реклама) - реклама, которая размещается на специальных временных и/или стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях зданий, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог или на них самих, а также на автозаправочных станциях.

Рассчитана на водителей, пассажиров транспорта, пешеходов. Несёт напоминающий характер.

световые вывески;

щиты с информацией (билборды, брандмауэры, сити-форматы, тривижены, штендеры (арочные и прямоугольные);

электрофицированное (или газосветное) панно с неподвижными или бегущими надписями («бегущая волна»);

пространственные конструкции для размещения плакатов в нескольких плоскостях;

надписи в небе (воздушные шары, дирижабли);

Билет №11

Водорастворимые краски.

Водорастворимые краски - краски, хорошо растворимые водой.

К водорастворимым краскам относятся: акварель , гуашь , темпера , водоэмульсионная , акриловая .

Акварель - водно-клеевая краска.

Состав акварельных красок:

Связующие вещества (камедь, декстрин, глицерин, мёд, сахар).

Выпускаются сухие в плитках, полусырые в кюветах, баночках и полужидкие в тюбиках.

Поверхность для работы акварелью - бумага (сухая и влажная).

Основные качества - прозрачность, чистота цвета, богатство тоновых решений.

Сочетается с белилами, гуашью, пастелью, темперой, тушью, бронзой и др. материалами.

Гуашь - водно-клеевая краска.

Состав гуашевых красок:

Связующие вещества (гуммиарабик, декстрин, фруктовая камедь);

Наполнитель: цветные пигменты, цинковые белила;

Смягчающие и консервирующие вещества (глицериновое масло);

Поверхностно-активное вещество (животная желчь);

Антисептик (фенол);

Пластификатор (глицерин).

Поверхность для работы: бумага, картон, двп, ткань, с предварительным проклеиванием.

Краска непрозрачная, плотная, высыхая высветляется и приобретает матовую бархатистую поверхность.

Темпера - клеевая краска.

Состав темперных красок:

Связующее вещество (эмульсия казеиновая или яичная).

Разбавляют водой и маслом, в последствии не растворяется.

Поверхность для работы:

картон, холст с белым грунтом или бумага с предварительным проклеиванием, другие загрунтованные поверхности (дерево, бетон и т.д.).

Мазки темперы имеют матовую, плотную, бархатную, мягкую поверхность.

Акрил - это синтетическая краска, на основе акриловой кислоты.

Состав темперных красок:

Связующее вещество (акриловая полимерная эмульсия (состоит из полиакрилов и полиметакрилов).

Наполнитель (цветные пигменты).

Стабилизаторы (коалесцентные вещества).

Применение акриловых красок:

могут применяться практически для любых работ.

Поверхность для работы акрилом:

можно использовать для работы на разных поверхностях (бумага, картон, холст, дерево, металл, ткань, фарфор, стекло), Но необходимо руководствоваться типом окрашиваемой поверхности., и использовать специальную краску, подходящую для этих поверхностей.

Для росписи и окраски стен учитывать местонахождение помещения (внутреннее, наружное). Разбавляют водой, в последствии не растворяется. Высыхает очень быстро.

По высыхании даёт прочный слой, напоминающий пластик или резину. Тон немного темнеет.. К недостаткам можно отнести грубость и низкую (ниже, чем у гуаши и масла) укрывистость. Акрилом трудно прописывать детали.

Водоэмульсионная краска.

Разбавляется водой, не смешивается с другими видами красок и растворителей. Время высыхания при температуре 20С - 24 часа.

Предназначена для окраски и огрунтовки ДВП, ДСП, панелей, гипсокартонных, и других отштукатуренных сухих поверхностей.

Оформление и печать календарей.

Оформление календаря зависит от его вида. Отличаются по форме, формату (А4, А3, А5 и т.д.), количеству листов, биговке (2, 3, 4 бига и т.д.), виду и плотности бумаги.

Послепечатная обработка календарей:

тиснение, фигурная вырубка. Шапка квартального календаря или карманный календарь могут быть заламинированы глянцевым или матовым ламинатом.

Билет №14

Подготовка эскизов для оформительских работ.

Определение понятия эскиз.

Эскиз (от французского - «esqusse») - предварительный набросок, фиксирующий замысел художника. Эскиз - основной вспомогательный инструмент.

Визуализация идей (перенос идеи на бумагу). Черновые наброски.

Мозговой штурм - быстро заносить все мысли на бумагу. Возможный масштаб эскизов 1:3 или 1:2.

Сбор материала для эскиза, исследование материала - можно использовать в любой работе: стиль иллюстраций для серии книг, план выставочного стенда, корпоративные логотипы, стиль фотографий для рекламной компании.

Сбор материала - собрать различные предметы, ассоциируемые с проектом, (цвета, характерные формы букв, текстуры или пропорции - любые типы графики из книг, журналов и газет, фото аналогичных проектов). Предметы можно закрепить на штекерной панели или приклеить к листу картона форматом А1, чтобы увидеть их вместе для сравнения и ассоциаций.

Эскизы бывают: графические; живописные.

Виды эскизов:

фор-эскиз;

творческий эскиз;

Рабочий эскиз (картон).

Аэрограф.

Из чего состоит аэрограф: корпус, ванночка для краски, педаль подачи воздуха/краски, сопло, защита сопла, игла, регуляторы давления/хода иглы, место подачи воздуха. Принцип работы аэрографа. Разновидности аэрографов: одинарного действия - наружного и внутреннего смешения, внешнего смешения без иглы, внешнего смешения с неподвижной иглой и подвижным соплом; двойного действия - с взаимозависимой регулировкой подачи потоков, независимого двойного действия. Эксплуатация аэрографа (сборка/разборка аэрографа, хранение аэрографа, меры предосторожности, чистка, техническое обслуживание). Возможные погрешности в работе инструмента, способы настройки и устранения погрешностей.

Краски:

Автомобильные (металлик, ксираллик, флуоресцентные, хамелеон).

Сведения о древнейших жителях дошли до нас в виде рисунков на стенах, камнях, кости и дереве. Уже тогда письменность состояла из конкретных изображений -- пиктограмм. С целью ускорения письма эти изображения упрощались и постепенно превратились в абстрактные знаки -- иероглифы, соответствующие отдельным словам, затем слогам и, наконец, отдельным звукам

Были алфавиты только из согласных или гласных. Текст стал делиться на слова и предложения, появились цифры. Возникли надписи, высеченные на памятниках, книжный шрифт, бытовые и рукописные шрифты. Все они были только прописными. Писали сверху вниз, справа налево, зигзагом, а также слева направо.

Клинопись, предположительно возникшая у шумеров, служила вавилонянам. Персы, ассирийцы и хетты переняли этот шрифт, сохранив, однако, свой язык. До нас дошли надписи на камне, вырезанные из камня печати, оттиски крупных печатей на строительных кирпичах и множество глиняных дощечек с клинописными текстами.

Иероглифы -- древние рисуночные знаки египетского письма -- насчитывали до 500 знаков, соответствовавших слогам и отдельным звукам. Иероглифы вырезали на камне, изображали на стенах и различных предметах или на папирусе. Так как иероглифы писали тростниковыми палочками или трубчатыми перьями и чернилами, они постепенно превратились в курсив. Строки писались сверху вниз, справа налево и наоборот. Иератический шрифт образовался на основе иероглифов. В результате быстрого написания изображения были очень упрощены и изменены. Демотический шрифт -- последующая ступень обобщения. Первоначальные иероглифические знаки совершенно видоизменились. Ныне мы можем расшифровать и прочитать почти все виды египетского письма.

Рунический шрифт наиболее близок к буквенному, он получил свое распространение на севере Европы. Наиболее известны скандинавские руны, хотя на Руси тоже существовал свой рунический алфавит.

Финикийский шрифт состоит из 22 знаков, соответствующих согласным звукам. Гласные звуки произносились, но не писались. Направление письма справа налево. Возникновение этого вида письма не выяснено. Знаки финикийского письма целиком были переняты греками. Греческий алфавит, как и финикийский, состоит из заглавных букв. Знаки, обозначавшие финикийские согласные, чуждые греческой фонетике, греки использовали для обозначения гласных звуков. В V веке до н.э. возник хищнический шрифт -- самая совершенная система знаков с геометрическими элементами.

Латинский алфавит основан на греческом с добавлением знаков для отсутствовавших в греческом языке звуков. Законченность формы знаков демонстрирует высеченная на камне надпись прямым капитальным шрифтом -- прописными знаками антиквы, а также оттиски с печатей -- гротесковая форма знаков (без засечек). Знаки были только прописные. Еще не было пробелов между словами, но уже писали слева направо. С этого времени латинский шрифт распространяется по всему миру. Дальнейшее развитие антиквы -- изменение ее формы в духе времени.

Кириллический шрифт согласно официальной версии был создан первопечатниками Кириллом и Мефодием специально для славянской группы языков. В нем есть наследие как греческого, так и латинского алфавита. Наиболее интересны сейчас в историческом и декоративном плане шрифты ""Устав"" и ""Полуустав"", которые обыватели воспринимают как церковно-славянские.

Прямой прописной шрифт -- книжный шрифт, написанный пером, которое держали в горизонтальном положении. Шрифт ""Рустика"" (""крестьянский"") писался пером в наклонном положении. Буквы писались быстрее, теснее, и поэтому шрифт отличался тонкими вертикальными прямыми штрихами и жирными засечками -- серифами (прописной шрифт).

Фрактура -- придворный шрифт времен императора Максимилиана. Для этого шрифта характерны хоботообразные завитки элементов прописных букв и спиральные росчерки в духе рукописных шрифтов.

Украшенные и орнаментированные шрифты служили титульными и выделительными. В XIX веке разработано множество новых шрифтов. Новые рисунки, разработанные на основе исторических шрифтов после 1800 года, характеризовались холодным и бездушным начертанием. Шрифты в стиле «модерн» и экспериментальные шрифты своими характерными начертаниями ярко отражали стиль того времени.

Лучшие шрифты нашего времени созданы выдающимися художниками шрифта. Их благородные формы возникли в итоге изучения красоты и практичности всех прежних шрифтов. Создать шрифт могут лишь немногие. Шрифтовое оформление требует больших практических знаний. Типографические шрифты часто называют по имени создателей, но иногда им дают звучные собственные имена.

Среди всего многообразия шрифтов можно выделить три основные группы -- шрифты с засечками, шрифты без засечек и декоративные шрифты.

Различные исследования показали, что шрифты с засечками читаются легче, так как засечки помогают взгляду передвигаться от буквы к букве, и буквы при этом не сливаются друг с другом. Исследования показали, что наиболее удобными для чтения являются старинные шрифты с засечками, с умеренными параметрами, многие из которых были первоначально разработаны в XV и XVI столетиях. Доказано, что многие из этих шрифтов имеют испытанные временем формы букв, которые ведут читателя по тексту без усилий, слово за словом, потому что они тщательно спроектированы.

Буквы без засечек легче читать в шрифтах очень большого или очень малого размера. Но установить единообразные правила очень сложно, так как кроме начертания огромное значение имеет кегль шрифта, длина строк, интерлиньяж, свободное пространство и даже бумага.

Засечки (serif) -- это поперечные элементы на концах штрихов буквы. Шрифты с засечками также называют антиквенными, от названия основного шрифта «Антиква» (античный), разработанного в эпоху Возрождения на основе латинского алфавита.

В шрифтах без засечек отсутствуют завершающие элементы на концах штрихов. Название sans-serif происходит от французского sans -- без. Они появились в конце XIX века. Европейцы дали им название гротеск (от фр. причудливый, смешной), а американцы назвали эти шрифты готикой, подчеркивая грубость и простоту первых проектов. В начале XX века в проектировании шрифтов без засечек особое внимание уделяется структурному конструированию знаков и алфавита без какого-либо намека на влияние рукописных приемов формообразования.

Стало ясно, что как геометрическая конструкция гротески лучше подчеркивают чистоту рисунка знаков и гармоничность их пропорций. Большинство этих шрифтов стало проектироваться с заранее разработанной программой развития.

Основной рисунок алфавита трансформировался по двум параметрам: изменение толщины шрифтов и ширины знаков. Большинство гротесков может применяться для набора текстов и акциденции любой тематики. Шрифты гротескной группы не контрастные, почти все они имеют незначительный или оптимальный контраст. При оптимальном контрасте вертикальные и горизонтальные элементы знаков воспринимаются как элементы, имеющие одну толщину. В целом гротески делятся на две группы -- гротески разноширинные (знаки алфавита построены на пропорциональной основе ренессансной антиквы) и гротески моноширинные (на основе антиквы классицизма).

Эту категорию составляют многочисленные шрифты, описание которых не укладывается в описания обычных групп. Чаще всего их используют, чтобы подчеркнуть новизну, яркость, индивидуальность. Но не стоит использовать их в качестве основного текста, где бы то ни было. Мало того что они неудобочитаемы, так еще и эффект выделения текста пропадает. Заголовки, выделения - вот где эти шрифты к месту. К декоративным следует отнести и так называемые ""рукописные"" или каллиграфические шрифты.

Под гарнитурой понимаются вариации одного шрифтового семейства, отличающиеся различной насыщенностью, пропорциями, наклоном и стилем.

Некоторые гарнитуры располагают большим количеством начертаний, чем другие. Благодаря этому можно построить весь документ на одной гарнитуре, используя, где это необходимо, различные варианты начертаний. Примером может служить шрифт Helios который насчитывает 33 типа начертания.

Существует несколько способов начертания одного и того же шрифта. Читатель, знакомый с офисными текстовыми программами, например Microsoft Word, наверняка помнит кнопки ""Ж"" и ""К"" на панели инструментов Форматирование -- они позволяют придавать выделенному тексту полужирное и курсивное начертание. Иногда такие начертания на западный манер называют ""болд"" и ""италик"", что для нашей страны, учитывая ее богатое типографское прошлое и настоящее, неправильно. Если есть русские профессиональные аналоги жаргона, то нужно использовать их. Применение различных начертаний как бы дополняет текст некой интонацией, дополняющей знаки препинания.

Более жирное или полужирное начертание слова привлекает к себе внимание, и его, как правило, используют в заголовках. Курсив же нужно использовать в тех случаях, когда не хочется нарушать оптическую равномерность полосы. Если выделено только одно слово в предложении жирным или полужирным начертанием, то читатель увидит его раньше, чем дойдет до выделяемого места. Но иногда это лишает некой «сюрпризности» текста и лучше в таком случае все же использовать курсив. Итак, получается, что в наборном тексте лучше использовать курсивное выделение, а заголовки делать полужирными.

Не следует большие куски текста набивать курсивом -- это утомляет глаза. В некоторых случаях при использовании жирного начертания можно слова выделить жирным курсивом, но сам по себе жирный курсив очень редко используется и немного раздражает. Опять же, если во фразе, написанной курсивом, необходимо выделить одно слово или несколько слов, то можно использовать некурсивное начертание.

Полужирный и жирный шрифты подходят скорее для рекламной продукции. Это особенно удобно использовать в текстах газетных и журнальных объявлений, на рекламных плакатах с большим текстовым наполнением.

Насыщенностью называется визуально воспринимаемый цвет шрифта, зависящий от толщины его штрихов. Непрерывный ряд начертаний составляют: светлое (light), нормальное (regular, book), полужирное (demi), жирное (bold), темное (heavy), черное (black) и сверхжирное (extra bold).

В зависимости от пропорций знаков шрифт может быть узким (condensed), нормальным (normal) и широким (extended). Обычно в комплекте идут шрифты с нормальным начертанием, но большинство программ позволяет менять соотношение высота-ширина шрифта и получать нужный эффект.

С начала XX столетия физиологи, в частности М.А. Тинкер, провели обширные исследования в области разборчивости и удобочитаемости печатных текстов. Классический труд Тинкера ""Разборчивость печати"" является одной из основополагающих работ, которые обеспечили дизайнеров и типографов большей частью первых научных данных для решения важных проблем, связанных с параметрами шрифта, которые могут уменьшать или увеличивать его разборчивость и удобочитаемость.

В исследованиях Тинкера рассматривались человеческие факторы, которые оказывают влияние на распознавание слов, запоминание информации, скорость чтения и распознавание отдельных букв. Общие итоги этих исследований показали, что для больших объемов текста наибольшую легкость чтения, недостижимую для шрифта без засечек, обеспечивает шрифт с засечками. Шрифт без засечек обеспечивает прямое и непосредственное распознавание слов, играющих ключевую роль для понимания их значений. Другими словами, совокупность рубленых штрихов большинства шрифтов без засечек вызывает непосредственное понимание текста со стороны читателя.

Результаты исследований Тинкера проложили путь к созданию стандартов современной типографики и продолжают оказывать сильное влияние на использование шрифтов в цифровых технологиях. Тинкер стремился к тому, чтобы дизайнеры больше занимались типографическими стилями, а не человеческими факторами, которые способствуют разборчивости и удобочитаемости. В результате его исследований были получены данные, которые помогли продемонстрировать важность измерений визуальных свойств шрифтов.

Кегль (size), или размер, шрифта определяется его высотой, измеренной в типографских пунктах (point или pt):

12 пунктов = 1 пика, 6 пик = 1 дюйм.

Существуют размеры шрифтов, которые наиболее удобны для чтения. Большинство дизайнеров согласны с тем, что для чтения нужно применять шрифт размером от девяти до двенадцати пунктов, причем наиболее оптимальным считается размер 10-11 пунктов. Эти размеры могут варьироваться в зависимости от выбранной гарнитуры, от наличия или отсутствия засечек. Выбор стиля, размера и параметров шрифта должен определяться так, чтобы обеспечить баланс между визуальной теорией и эстетикой шрифта.

Интерлиньяж -- это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Оно измеряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояния между строками. Например, кегль 10 пунктов при расстоянии между строками в 2 пункта называют кеглем 10 пунктов при интерлиньяже 12 пунктов.

Выключка -- параметр, показывающий размещение текста в параграфе. Выключка бывает: по левому краю, по правому краю, по центру, по формату и полная выключка. В зависимости от выбранного типа выключки текст размещается по-разному, текст этой главы набран с выключкой по формату.

Каждый шрифт имеет индивидуальный «облик», который делает его в большей или меньшей степени подходящим для данной публикации. Уверенный, элегантный, богемный, оригинальный, романтический, дружеский -- шрифт может иметь самый разный «облик». Возможности практически безграничны, вам только нужно определить, какое впечатление вы хотите произвести, и выбрать подходящий для этого шрифт.

Разнообразие шрифтов может напугать. Но не стоит бояться, приглядывайтесь к тому, какие шрифты используют ваши коллеги, создайте шрифтовой каталог шрифтов, имеющихся в вашем распоряжении, выберите 2-7 шрифтов, которые наиболее вам симпатичны, и пользуйтесь ими. Постепенно добавляйте в вашу гарнитуру новые начертания, разнообразьте свой стиль. Как верно замечено, для каждого дизайнера существует два вида шрифтов -- те, с которыми он умеет работать, и те, работать с которыми он еще не умеет.

Текст для дизайнера -- это не только набор букв, содержащий определенную информацию, но еще и декоративный элемент.Во-первых, текст можно использовать в верстке как текстовый блок, т.е. примерно в таком виде, как он мог бы быть в книге. Текстовый блок, как правило, используется при создании печатной продукции, содержащей большое количество текста. Текстовый блок может иметь множество форм -- от простого прямоугольника до круга, -- может даже заполнить собой произвольную форму.

Во-вторых, это отдельные надписи в виде отдельных слов или предложений. Они также могут иметь разную форму -- от простой прямой линии до разорванной линии, спирали.

В-третьих, даже одно слово или буква могут иметь непривычную форму. Слово может быть похоже по форме на то, что обозначает. Например, вот так можно написать слово ""чай"": в виде чашки на блюдце, где черта над буквой Й превратилась в завиток пара, буквы ""Ч"", ""А"" и ""И"" составляют саму форму чашки.

Из текстовой композиции такого рода могут получаться логотипы или заголовки рекламных объявлений.

Таким образом, при обилии предложений, которые есть сегодня на рынке, человек часто ориентируется на определенный образ, эмоции, которые он вызывает. Человек во многом определяет и выделяет тот или иной объект из множества в силу того, что он привлекателен.

Чтобы научиться в точности воспроизводить увиденное и иметь возможность далее использовать изображение, необходимо получить предварительно понятие о свойстве линий, фигуре поверхностей, форме тел, степени их освещения и об изменении цвета.

Задача профессионального дизайнера - опираясь на знание компьютера и художественные данные, использовать визуальные средства рекламы, чтобы сформировать положительный образ товара или услуги.