Эовуп: тестирование как метод диагностики. Батареи тестов специальных способностей Дифференциальный тест способностей пример задания

Дискриминативностью (дифференцирующей способностью) называют способность тестового задания дифференцировать учеников на более или менее подготовленных. Так как основная цель нормативно-ориентированного теста – это достижение дифференцирующего эффекта, то высокий показатель дискриминативности очень важен для задания.

Для оценки дискриминативности задания будем использовать расчет по формуле:

Где - индекс дискриминативности для j-ого задания теста; (P 1) j – процент учеников, правильно выполнивших j-ое задание в подгруппе из 27% лучших учеников по результатам выполнения теста; (P 0) j – процент учеников, правильно выполнивших j-ое задание в подгруппе из 27% худших учеников по результатам выполнения теста.

Индекс дискриминативности изменяется в пределах [-1; 1]. Максимального значения он достигает в том случае, когда все ученики из подгруппы сильных верно выполняют данное задание, а из подгруппы слабых это задание не выполняет верно никто. В этом случае задание будет обладать максимальным дифференцирующим эффектом. Нулевого значения индекс дискриминативности достигает тогда, когда в обеих подгруппах доли учеников, справившихся с заданием равны. Соответственно дифференцирующего эффекта нет вообще. Значение меньше 0 будет в ситуации, когда данное задание теста слабые ученики выполняют успешнее, чем сильные. Естественно, что задания, у которых индекс дискриминативности равен или ниже нуля необходимо удалить из теста.

Используя данные из файла Приложение4.xls, посчитать индекс дискриминативности для каждого задания. Сделать выводы.

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ТЕСТА

Темы для самостоятельного изучения:

Надежность нормативно-ориентированного и критериально-ориентированного теста

Валидность теста

Задания выполняются в программе Microsoft Excel . Слушателям можно раздать распечатки хода выполнения работы (см. файл в приложениях Лабораторная работа02.doc )

Надежность нормативно-ориентированного и критериально-ориентированного теста

Нормативно-ориентированный тест – позволяет сравнивать учебные достижения отдельных испытуемых друг с другом. Баллы, набранные испытуемыми, широко разбросаны по шкале. (Тесты, по которым можно ставить оценки: ЕГЭ, зачетационные тесты).

Критериально-ориентированный тест используются, чтобы аттестовать испытуемых по какой-либо области знаний. Баллы, набранные испытуемыми, сконцентрированы вокруг одной точки – критерия (например, в тесте из 50 вопросов, критерием является 25 верных ответов, т.е. если испытуемый набрал 25 баллов, то он аттестован, если нет, то не аттестован. Здесь оценка не выставляется). (Тесты проф. пригодности, тесты, составленные для зачетов).

Корреляция – это степень соответствия между результатами двух измерений.



НАДЕЖНОСТЬ

Надежность – отражает точность педагогического измерения, насколько полученные результаты по каждому студенту соответствуют его истинному баллу. Надежностью называется характеристика теста, отражающая точность тестовых измерений и устойчивость результатов к действию случайных факторов.

Мера трудности задания дает информацию о степени задействования того параметра изучаемого свойства, которое оно призвано измерять. Иногда говорят, что мера трудности определяет соответствие задания целевой группе теста. В целом, можно сказать, что данный критерий позволяет судить и об этом.

Трудное задание или легкое, определяют путем подсчета доли неправильных ответов к каждому из них. Однако сегодня применяется и не совсем классический способ определения трудности задания -- умозрительно, на основе предполагаемого числа и характера тех элементов, которые участвуют в выполнении задания (и входят в параметр измеряемого свойства). Допустим, в тесте на объем памяти присутствует задание, связанное с произвольным запоминанием, в котором могут участвовать речь (проговаривание списка цифр вслух или "про себя"), мышление (построение ассоциативных связей) и т.п. В этом случае задание на запоминание числового ряда с отвлеканием испытуемого может повысить трудность его выполнения.

Дифференцирующая способность.

Дифференцирующая способность задания -- насколько оно может отличить сильного испытуемого от слабого по измеряемому свойству. Если по одному из заданий у всех испытуемых имеется одинаковое значение -- это задание нецелесообразно включать в тест. Очень сложно не сделать ошибку и не принять дифференцирующую способность задания за его трудность / легкость. Дело в том, что в тестах, измеряющих качество выполняемой деятельности, знаний и т.п., тестах достижений, ряд одинаковых ответов на задание будет означать два варианта: правильно / неправильно. Соответственно, по этому ряду можно сделать неверный вывод о трудности (в случае всех неправильных ответов) или легкости (в случае всех правильных ответов) задания.

Необходимо заметить, что данным критерием часто пренебрегают составители современных тестов. Это приносит большие неудобства и испытуемым, которым приходится отвечать на лишние вопросы, и психологам, которые вынуждены обрабатывать лишнюю информацию.

дипломная работа

2.4 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ

Дифференцирующая способность (ДС) - способность тестового задания дифференцировать (различать) сильных (способных) от слабых . Рассмотрим несколько методов вычисления дифференцирующей способности.

М етод 1 - вычисление коэффициента дискриминации.

А. В этом методе вычисляется коэффициент дискриминации по формуле :

где x - среднее арифметическое значение всех индивидуальных оценок по тесту, - среднее арифметическое значение оценок по тесту у тех испытуемых, которые правильно решили задачу, - среднеквадратическое отклонение индивидуальных оценок по тесту для выборки, n - число испытуемых, правильно решивших задачу, - общее число испытуемых.

В. Коэффициент дискриминации задачи может принимать значение от -1 до +1. Высокий и значимый положительный коэффициент является показателем того, что задача хорошо разделяет испытуемых с высокими и низкими оценками по тесту. Высокий, значимый отрицательный коэффициент свидетельствует о непригодности задачи для теста. Если значение коэффициента близко к 0, то задачи должны рассматриваться как некорректно сформулированные .

2-й метод - вычисление дискриминативности с применением метода крайних групп .

А. В этом методе вычисляется дифференцирующая способность (дискриминативности) с применением метода крайних групп, то есть при расчете учитываются результаты учащихся, наиболее и наименее успешно справившихся со всем тестом. Как правило, берут от 10 до 30% лучших и худших по результатам выполнения всего теста. Индекс дискриминации задания вычисляется как разность долей испытуемых из высокопродуктивной и низкопродуктивной групп, правильно решивших ее .

где - количество учащихся в группе лучших, верно выполнивших данное задание, - количество учащихся в группе худших, верно выполнивших данное задание, - общее количество испытуемых в группе лучших, - общее количество испытуемых в группе худших.

В. В этом методе, также как и в предыдущем, индекс дискриминации может изменяться в пределах от +1 (когда с заданием справились все учащиеся лучшей группы и ни один ученик из худшей группы) до -1 (когда складывается обратная ситуация - в лучшей группе никто не справился, а в худшей справились все). Задания с отрицательным значением индекса дискриминации или со значением, близким к нулю, не могут быть признаны удовлетворительными, и в них следует искать существенные ошибки. Показатель индекса дискриминации, больший 0,3, следует признать удовлетворительным .

3-й метод - сравнение средних достижений испытуемых, показавших наиболее высокие и наиболее низкие результаты.

А. Дифференцирующая способность вычисляется по формуле:

где и - средние достижения групп с наиболее высокими и наиболее низкими результатами соответственно (группа испытуемых делится на две равные части) .

4-й метод - проведение тестирования дважды в одной и той же группе в течение некоторого периода времени .

А. В этом методе дифференцирующая способность вычисляется по формуле:

где и - число правильных ответов по тесту, данных во время первого и второго тестирования соответственно, N - число испытуемых .

5-й метод - сравнение результатов выполнения одного и того же теста в разных группах.

А. И в последнем методе дифференцирующая способность вычисляется по формуле :

где и - число правильных ответов по тесту, данных в первой и второй группах, и - число испытуемых в каждой из групп.

В. Интерпретация результатов в последних трех методах следующая: дифференцирующая способность теста считается удовлетворительной, если показатель .

Вывод: можно заметить, что формулы нахождения дискриминативности 2-м и 3-м методами практически не отличаются. Разница заключается лишь в том, что в первом случае мы используем метод крайних групп. В 4-м и 5-м методах особенностью является ситуация тестирования (проведение тестирования дважды в одной группе и сравнение результатов в разных группах).

Государственное управление в сфере образования в Калмыкии

Проведение рыночных преобразований в России выдвигает соответствующие требования к подготовке высококвалифицированных специалистов, способных работать в новой экономической среде, а, следовательно, и к структуре системы образования...

Методика социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста

творческий способность школьный изобразительная Под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности ...

Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых педагогов...

Методология научных исследований в педагогике

Третью классификацию методов мы рассмотрим более подробно. Традиционно-педагогические методы. Традиционными называются методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки...

Методы обучения и их выбор

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности...

Организация контроля и учета знаний, умений и навыков

Обсуждая оценку знаний по экономике, стоит хорошенько задуматься над вопросом - что именно учителя пытаются оценить? В прошлом в тестах и экзаменах делался неоправданно большой акцент на изучении и воспроизведении фактов. В последние годы...

Методы оценки основных характеристик теста состоят из двух частей: A. Вычисление некоторой величины или характеристики; B. Интерпретация полученного результата, в соответствии с нормой. Норма определяется согласно специфике теста...

Особенности статистической оценки качества теста диагностики индивидуального прогресса учащихся общеобразовательной школы

Напомним, что валидность в теории тестирования означает соответствие формы и содержания теста тому, что он должен оценивать или измерять по замыслу его создателей . Из анализа литературы мы выделили два метода оценки валидности...

Особенности статистической оценки качества теста диагностики индивидуального прогресса учащихся общеобразовательной школы

Как уже говорилось выше, надежность теста характеризует степень устойчивости результатов тестирования каждого испытуемого. Методы оценки надежности заключаются в вычислении коэффициента надежности разными способами...

Оценка эффективности деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Теоретические основы оценки качества образовательных услуг с участием потребителей» посвящена разработке и теоретическому обоснованию модели оценки качества образовательных услуг...

Пейзажная живопись как средство развития творческих способностей

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или, почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим...

Проблемы в повышении эффективности качества образования выпускников

В условиях модернизации системы профессионального образования...

Усвоение знаний в школе

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам...

Физиолого-педагогические особенности развития учащихся в подростковом возрасте

Формирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Анализ литературы и опыт работы с детьми показывают, что для оценивания различных сторон физической подготовки дошкольников, используются контрольные испытания (тесты)...

Тестология - междисциплинарная наука о создании качественных и научно обоснованных измерительных диагностических методик. В психологии содержание тестологии во многом совпадает с содержанием дифференциальной психометрики. Но принципы и методы тестологии выходят за рамки психологии. Они широко применяются в других отраслях науки и практики - в педагогике, медицине, технике, менеджменте (профессиональный отбор). В каждой из этих отраслей методы тестологии имеют общие черты, связанные с обеспечением таких свойств тестовых методик, как валидность, надежность, эффективность и т. п. Но есть и определенная специфика, связанная со спецификой предмета тестирования (профессиональные и общеобразовательные знания, комплекс медицинских симптомов и т.п.) и условий сбора эмпирической информации. Так как метод тестов не исчерпывает собой все многообразие методов современной психодиагностики, неправильно отождествлять тестологию с психодиагностикой.

Современная тестология представляет собой вполне зрелую прикладную науку, которая ставит перед исследователями широкий спектр теоретических проблем, предлагает многочисленные математические подходы, модели и методы. Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку испытуемому в соответствии с поставленной целью исследования; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводившего исследование. Обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых

Анализ и оценка тестовых заданий начинается после апробации теста на целевой группе. Полученные данные сводятся в таблицу с матричной структурой, в которой задания начинают сортироваться по следующим критериям.

Мера трудности задания

Мера трудности задания дает информацию о степени задействования того параметра изучаемого свойства, которое оно призвано измерять. Иногда говорят, что мера трудности определяет соответствие задания целевой группе теста. В целом, можно сказать, что данный критерий позволяет судить и об этом.

Трудное задание или легкое, определяют путем подсчета доли неправильных ответов к каждому из них. Однако сегодня применяется и не совсем классический способ определения трудности задания - умозрительно, на основе предполагаемого числа и характера тех элементов, которые участвуют в выполнении задания (и входят в параметр измеряемого свойства). Допустим, в тесте на объем памяти присутствует задание, связанное с произвольным запоминанием, в котором могут участвовать речь (проговаривание списка цифр вслух или "про себя"), мышление (построение ассоциативных связей) и т.п. В этом случае задание на запоминание числового ряда с отвлеканием испытуемого может повысить трудность его выполнения.

Дифференцирующая способность

Дифференцирующая способность задания - насколько оно может отличить сильного испытуемого от слабого по измеряемому свойству. Если по одному из заданий у всех испытуемых имеется одинаковое значение - это задание нецелесообразно включать в тест. Очень сложно не сделать ошибку и не принять дифференцирующую способность задания за его трудность / легкость. Дело в том, что в тестах, измеряющих качество выполняемой деятельности, знаний и т.п., тестах достижений, ряд одинаковых ответов на задание будет означать два варианта: правильно / неправильно. Соответственно, по этому ряду можно сделать неверный вывод о трудности (в случае всех неправильных ответов) или легкости (в случае всех правильных ответов) задания.

Необходимо заметить, что данным критерием часто пренебрегают составители современных тестов. Это приносит большие неудобства и испытуемым, которым приходится отвечать на лишние вопросы, и психологам, которые вынуждены обрабатывать лишнюю информацию.

Дифференцирующая способность эмпирически определяется через вариацию данных.

Вариация и дисперсия

Вариация - буквально, степень разнообразия данных, полученных при выполнении задания. Она отражает дифференцирующую способность. Если дифференцирующая способность высокая, мы говорим о вариативных данных, и наоборот. При невариативных данных задание удаляют из теста. Определяется вариация путем вычисления дисперсии. Дисперсия вычисляет сумму квадратных отклонений значений баллов от среднего арифметического балла. Проще говоря, рассчитывается среднее арифметическое по выборке, и все полученные значения баллов начинают с ним сравниваться. Таким образом, мы получаем информацию о вариации тестового задания. Общепринятой мерой вариации тестовых баллов задания является стандартное отклонение, которое определяется путем вычисления квадратного корня из дисперсии.

Иногда вариацией называют наблюдаемую переменную величину. Дело в том, что то свойство, на измерение которого направлен тест, принимается за латентную (ненаблюдаемую) переменную. А с помощью теста определяется наблюдаемая переменная, которая выявляет лишь приближенные значения ненаблюдаемых истинных баллов испытуемого.

Первичный анализ результатов тестирования

Итак, тест стандартизован, апробирован, одобрен экспертной комиссией. Теперь с помощью него можно получать необходимую информацию о психологическом свойстве или способности человека. Для этого после проведения тестирования проводят первичный анализ результатов. Обычно о нем говорят в случае группового тестирования.

Полученные данные сначала необходимо свести к среднему значению. Оно более наглядно показывает групповой результат. Однако среднее значение мало информативно в отношении характеристики распределения значений баллов, частоты встречаемости каждого значения. Мода (Мо) - показатель наиболее часто встречающегося значения балла. Мод может быть несколько - наибольшее количество раз могли встретиться несколько значений. Далее выборку делят пополам, а значения баллов пограничного испытуемого принимаются за медиану (Ме).

График результатов теста обычно принимает форму колокола ("колокол Гаусса"), отвечая закону о нормальном распределении, где крайние значения показывают редко встречающиеся баллы, а при приближении к середине кривой частота встречаемости баллов увеличивается. Моды, медиана и среднее арифметическое значение также откладываются на графике. В некоторых случаях они могут совпадать - тогда распределение данных называют симметричным. Чем больше расстояние между модой, медианой и средним значением, тем больше результаты теста отклоняются от нормального распределения.

Преимущества компьютерных программ тестирования

Вышеописанная процедура обработки тестовых результатов при большом количестве испытуемых отнимает много времени и сил. Компьютерные программы тестирования позволяют за считанные секунды увидеть вышеназванные характеристики выборки, для большей наглядности представленные на графиках и в таблицах. Это экономит время, деньги и силы психолога, который, сразу получив результаты первичного анализа, может приступать к разработке рекомендаций или проверке научных гипотез.

Педагогические науки УДК 37.011, 519.23

ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ Елена Владимировна Алпацкая, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Викторович Бубнов, старший преподаватель, Александр Васильевич Минченков, соискатель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ) Аннотация Статья посвящена проблеме подготовки тестовых материалов для оценки качества обучения. Любой контролирующий материал должен обладать рядом свойств (информативность, надежность, дифференцирующая способность). С этой целью преподаватель обязан подойти к подготовке своих тестовых материалов с научной точки зрения, используя методы математической статистики. В данной работе авторы на конкретных примерах рассматривают способы определения дифференцирующей способности теста, останавливаясь на различных типах вопросов. Представленные материалы призваны помочь преподавателям в оценке качества обучения студентов преподаваемым дисциплинам.

Ключевые слова: качество обучения, тесты, дифференцирующая способность.

DOI: 10.5930/issn.1994−4683.2015.11.129.p9−14

DIFFERENTIATING ABILITY OF THE TEST MATERIALS FOR ASSESSING THE

EDUCATION QUALITY

Elena Vladimirovna Alpatskaya, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Nikolay Viktorovich Bubnov, the senior teacher, Alexander Vasilyevich Minchenkov, the competitor, Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism

The problem of the tests preparing to assess the students"- knowledge is considered in the article. The test material must be informative, reliable, showing the differentiating ability. The differentiating ability of the tests makes it possible to differentiate a strong test from a weak one. The authors consider in this study the examples for the methods of determining the differentiating ability of the test, concentrating on the different types of questions. The article should help a teacher to assess the quality of students"- education in the studied subjects.

Keywords: quality of education, test, differentiating ability.

Стремительный рост развития дистанционного образования в России заставляет очередной раз обратиться к вопросу тестирования знаний студентов. Но осуществляя обучение дистанционно, студент должен приобрести не только знания, но и умения и навыки, а преподаватель, в свою очередь обязан оценить и определить уровень их освоенности. Оперативный контроль с помощью тестирующих программ получил в последнее время все более широкое распространение. К этому способу контроля в преподавательской среде существует двоякое отношение, но его приходится принимать как объективную реальность . По роду своей профессиональной деятельности нам пришлось принимать участие в тестировании студентов по различным учебным дисциплинам, в том числе и профессионального цикла по направлению подготовки «Физическая культура». На основании этого был сделан вывод, что далеко не всегда программируемый контроль знаний дает преподавателю объективную информацию для управления познавательной деятельностью студентов и ее корректирования. Это можно объяснить неквалифицированным подходом к составлению и проверке качества контролирующего про-

граммируемого материала. Преподавателям, прежде чем внедрять тестирующие программы в учебный процесс необходимо провести проверку на трудность (дифференцирующую способность), надежность и информативность. И только после апробации и эмпирической проверки тестирующие программы могут эффективно выполнять различные дидактические функции: обучающую, контролирующую, управляющую, активизирующую и интенсифицирующую деятельность студентов. Проведенный анализ литературных источников позволил сделать вывод, что без корректного применения математико-статистического анализа, разработанные тестирующие программы, не могут иметь практической ценности для учебного процесса, тем более в условиях дистанционного обучения. Некоторые из таких методов проверки и оценки качества тестирующих программ, одним из первоочередных которых является выявление диагностической ценности (трудности или легкости) вопросов будут представлены ниже .

Диагностическая ценность определяется по процентному отношению правильных ответов к общему числу возможных. Вопрос считается достаточно трудным в том случае, когда на него отвечают не более 75% студентов. Чем ближе трудность вопроса к 100% или к 0, тем менее дифференцированную информацию можно получить с его помощью. Как показал анализ контрольных тестов, используемых в академии преподавателями по различным дисциплинам, тестирующие программы содержат вопросы, на которые отвечают не более 80−85% и не менее 10−15% студентов.

Корректность вопросов определяется их дифференцирующей способностью, которая выражается индексом дифференциации «И» . Он позволяет получить максимум информации о самом вопросе и системе вопросов с целью их дальнейшего качественного улучшения. Студентов учебной группы следует разделить на две подгруппы: сильную и слабую. Индекс дифференциации определяется по формуле: И = (О1-О2)^, где О: — количество правильных ответов в сильной подгруппе- О2 — количество ответов в слабой подгруппе- N — число тестируемых студентов.

Индекс дифференциации может изменяться от -1 до +1. В разработанной тестирующей программе для каждого вопроса считается допустимым значение Ы=+0,4. Меньшее значение говорит о том, что формулировка и качество данного вопроса не позволяет различать студентов по уровню их теоретической подготовки. Если индекс дифференциации отрицателен, то тогда вопрос следует переработать или заменить его другим. После анализа и устранения, неудовлетворительных с точки зрения трудности вопросов, можно получить тестирующие программы, содержащие примерно равно трудные вопросы .

Для максимальной дифференциации общее количество вопросов должно быть на уровне трудности 0,50. Дифференцирующая сила вопросов показывает степень, с которой то или иное задания позволяет различать положительные достижения студентов в условии проверяемого учебного материала.

В ходе экспериментальной проверки, анализ вопросов и расчета индекса дифференциации рекомендуется проводить, используя специальные таблицы. Такая виртуальная таблица приведена в таблице 1.

Таблица 1

Анализ вопросов входящих в тестирующую программу_

№ вопросов Сильная группа Г1 Слабая группа Г2 П1 Пг Индекс дифференциации И

Кол-во правильных ответов, п1 Кол-во правильных ответов, п2

Из таблицы следует, какие вопросы следует оставить в тестирующей программе, а также заменить или переработать. Также в тестирующих программах необходимо проводить и анализ ответов, предлагаемых на выбор по отдельным вопросам. Обсуждая с те-

стируемой группой вопросы, на которые были даны в большинстве случаев не однозначные, а различные ответы, можно выяснить причину их некорректности. Если вопросы и ответы сформулированы неудачно, их следует пересмотреть или вообще исключить из тестирующей программы.

Как было сказано выше, по результатам опроса, проведенного по тестирующим программам, студентов делят на две группы: сильную (Г!- с высоким количеством правильных ответов) и слабую (Г2- с низким количеством ответов). Для того, чтобы выяснить неудачно составленные вопросы можно провести анализ ответов по специальный таблице (таблица 2). В качестве примера приведен такой вариант.

Таблица 2

Анализ ответов, предлагаемых на выбор по отдельным вопросам _тестирующей программы_

№ Группа Выбранные ответы вопроса 1 2 3 4 5

N Г1 0 0 15 0 0

Примечание: выделены жирным шрифтом данные по правильным ответам, N — количество вопросов.

Варианты ответов на первой вопрос показывает, что выбор четвертого ответа связок с тем, что он содержащий в себе такую информацию, которая заставила шестерых студентов из сильной группы предпочесть его правильному ответу. Причину этого преподаватель может установить в ходе собеседования, попросив их обосновать выбранный ими вариант ответа.

Во втором вопросе ответы равномерно распределены по четырем ошибочным вариантам. Такой результат предполагает либо неудачную формулировку самого вопроса, либо правильного ответа.

Третий вопрос слишком трудный для испытуемых: 11 студентов из сильной группы и все 15 из слабой группы дали неправильный ответ. Несколько больший выбор четвертого ответа по отношению к остальным вариантам указывает на его правдоподобность, особенно для студентов слабой группы. Полное отсутствие правильных ответов в слабой группе говорит о том, что плохо знающему изучаемый курс студенту этот ответ (номер 2) кажется ошибочным. Эти свойства характеризуют высокую дидактическую ценность вопроса и выборочных вариантов ответа. Собеседование в тестирующей группе может показать, что данный вопрос в действительности не трудный, просто он относится к плохо усвоенному студентами разделу темы.

На М-й вопрос шесть студентов из слабой группы ответили неправильно. В данном случае по количеству выбранных ошибочных ответов мало, что можно узнать о корректности вопроса. Поэтому преподавателю необходимо провести обсуждение этого вопроса со студентами, которое даст возможность преподавателю выявить следующее: действительно ли вопрос слишком легкий и не представляет собой дидактической ценности, или сама формулировка ориентирует студентов на правильный ответ, или этот вопрос нужен, но относится к хорошо изученному испытуемыми учебному материалу. В первом случае вопрос необходимо исключить из тестирующей программы, во втором — переработать, а в третьем — оставить без изменения.

Аналогичный анализ вопросов и ответов следует проводить по каждой разработанной тестирующей программе. Это позволит своевременно внести коррективы в программируемый материал, до непосредственно внедрения его в учебный процесс.

Диагностическую ценность вопросов можно определить и другими методами. Приведем некоторые из них.

По результатам экспериментальной проверки тестирующей программы неправильные ответы студентов заносят в специальные таблицы (таблица 3).

Таблица 3

Вопросы Неправильные ответы в «слабой» группе, Ук Неправильные ответы в «сильной» группе, Ут Разность неправильных ответов в «сильной» и «слабой» группах (Ук-Ут) Сумма неправильных ответов в «сильной» и «слабой» группах (Ук+Ут)

Диагностическая ценность (Бу) каждого вопроса тестирующей программы опреде-

ляется по формуле: Бу =

К х (Ум+ут)

Где К — общее количество вопросов (следова-

тельно, и возможных ответов) — п — количество испытуемых (в «сильной» («слабой») N х 27 АГ _

группе). п =- где N — общее количество студентов, ответивших на вопросы те-

стирующей программы. Ум— неправильные ответы в «слабой» группе, Ут- неправильные ответы в «сильной» группе.

Для примера мы проводим оценку диагностической ценности тестирующей программы, в которой участвовало 60 студентов (Щ, причем неправильные ответы распределились так, как показано в таблице 4. Количество студентов в «слабой» и «сильной»

группе определится по формуле: п =

100 100 стирующей программе N (https://сайт, 15).

Диагностическая ценность первого вопроса:

Б = К х (Ум+Ут) = 10 (3 +1)

16. Количество вопросов в те-

2п (К -1) 2×16 (10 -1)

Аналогично диагностическая ценность второго вопроса БУ2=31%, третьего вопроса БУ3 =48%, а десятого вопроса БУ10 =59%.

Если значения БУ находится в пределах от 16% до 84%, то вопросы тестирующей программы имеют удовлетворительную ценность. Если меньше 16% - то вопросы слишком легкие для испытуемых, а если больше 84% - то слишком трудные.

Диагностическую ценность вопросов контролирующей программы можно определить по цифровым данным, представленных в четвертом и пятом столбцах таблицы 4. чем больше число (Уы-Ут), приведенное в четвертом столбце таблицы, тем выше диагностическая ценность, чем больше число (Ук+Ут), приведенное в пятом столбце, тем труднее вопросы.

Иногда числа, находящиеся в четвертом столбце, могут иметь отрицательные значения. Это означает, что на такие вопросы «сильные» студенты отвечают неправильно, а «слабые» — правильно. Это говорит о том, что такие вопросы сформулированы недостаточно четко и однозначно и требуют существенной переработки или замены.

В некоторых тестирующих программах задания (вопросы) варьируют (выполнено и не выполнено), т. е. каждое из них может иметь лишь два состояния (1 или 0, да или нет, «+» или «-»).

Поэтому для исследования их взаимосвязи можно использовать тетрахорический коэффициент сопряженности (корреляции): t _ (A х D ~B x C)~ 0,5 х n

4 yj (A + B) x (C + D) x (A + C) x (B + D) "-

где T4 — тетрахорический коэффициент корреляции. А, B, C и D — численность группы, или частоты вариант, распределенные по клеткам соответствующей четырехпольной корреляционной таблицы, n — объем выборки.

Rbs _ —s- у—(—1), где m1 и m2- средние арифметические альтернативных групп,

nj и n2- объемы этих групп, N=n1+n2 — общие число наблюдений или объем выборки, Sm-среднее квадратичное отклонение для всей выборки.

Для вычисления Rbs сопоставляется два статических ряда: один количественный, выражающий общую успешность ответа на предложенную тестирующую программу, чаще всего он означает число правильно выполненных студентами заданий, другой ряд -качественный. Он имеет две альтернативные группы (1 или 0, «+» или «-»). Первая означает, что задание выполнено, а вторая — что задание не выполнено. Бисериальный коэффициент сопряженности изменяется в пределах от -1 до +1. При m1=m2, Rbs=0. Значимость Rbs оценивается с помощью t-критерия Стьюдента.

В заключение следует отметить, что экспериментальную проверку тестирующих программ рекомендуется проводить на адекватном контингенте студентов. Если, например, тестирующие программы предназначены для студентов первого курса, то их стандартизацию проводят по данным эксперимента, в котором участвовали только первокурсники. Создавая контрольно-измерительные материалы преподаватель должен помнить, что разработанные тесты не могут считаться завершенными, если они не получают удовлетворительной оценки по надежности и информативности. Ограниченный объем статьи не позволяет нам рассмотреть эти два вопроса.

1. Аванесов, В. С. Научные проблемы тестового контроля знаний / В. С. Аванесов. — М.: Изд-во «Центр тестирования», 1994. — 240 с.

2. Алпацкая, Е. В. Оценка качества тестирующих программ методами математической статистики: методические рекомендации / Е. В. Алпацкая, Н. В. Бубнов. — Смоленск: [б. и.], 2012. -21 с.

3. Андреева, А. В. Использование автоматизированных информационных систем для оценки и управления качеством образования [Электронный ресурс] / А. В. Андреева // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 1. — URL: http://es.rae.ru/science/195−881 (дата обращения 27.02.2015).

4. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А. Н. Майоров. — М.: Интеллект-центр, 2002. — 296 с.

1. Avanesov, V.S. (1994), The Scientific problems of test knowledge control, publishing house Testing Center, Moscow.

2. Alpatskaya, E.V. and Bubnov N.V. (2012), the Quality assessment testing programs methods of mathematical statistics, SGAFKST, Smolensk.

3. Andreeva, A.V. (2013), «The automated information systems for assessing and managing the Quality of Education», Journal of Modern problems of Science and Education, No. 1, available at: es.rae.ru/science/195−881, Moscow.

4. Majorov, A.N. (2002), The Theory and practice creating tests of Education, Intellect-Centre, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.10.2015

МЕТОДИКА FOOTDRAWING В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ Аль Рубайе Нухад ХАббас, аспирант, Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Шуйский филиал «Ивановский государственный университет», г. Шуя Аннотация В статье представлены результаты исследования по внедрению методики «рисование ногой» (footdrawing) в процессе технической подготовки футболистов. Установлено, что применение специальных двигательных действий, связанных с рисованием ногами, способствует развитию у футболистов координационных способностей. Определены основные виды линий для рисования, моделирующих траектории движений ноги с мячом. Представлено оборудование для рисования разными частями ног при имитации действий с мячом.

Ключевые слова: рисование ногой, траектории движений ноги футболиста, тренировочное оборудование, координационные способности.

DOI: 10.5930/issn.1994−4683.2015.11.129.p14−18

METHOD OF FOOTDRAWING IN THE TECHNICAL PREPARATION OF THE

FOOTBALL PLAYERS

Al Rubaye Nuhad Kh Abbas, the post-graduate student,

Mikhail Alexandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ivanovo State University, (Branch in Shuya), Shuya

The article presents the results of the study on implementation of the method «footdrawing» during the technical training of the players. It has been found that the use of the specific motor actions related to the footdrawing contributes to the development of the players"- coordination abilities. The main types of the lines for drawing, simulating the trajectory of movement of the foot with the ball, have been determined. The equipment for drawing with the different parts of the legs while simulating the actions with the ball has been presented.

Keywords: footdrawing, trajectory of football player legs, training equipment, coordination abilities.

ВВЕДЕНИЕ Важнейшей характеристикой степени мастерства игроков в футболе является уровень технической подготовленности. В настоящее время культурный пласт исследований, посвященных решению проблем технической подготовки игроков в футболе, представлен многочисленными научно-методическими разработками . При этом поиск новых подходов, форм, средств и методов технической подготовки по-прежнему остается наиболее актуальной проблемой для ученых и практиков. В спектре направлений совершенствования компонентов технической подготовки особое внимание привлекают проблемы, связанные с формированием у игроков двигательных умений высшего порядка — комплекса действий с мячом, отвечающих параметрам точности, быстроты выполнения при приеме, ведении, передачах, финтах и ударах . Анализ научных исследований позволяет заключить, что работ, посвященных изучению кинематики движений отдельных звеньев ноги при выполнении двигательных действий с мячом в дина-

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Рассматривается место культурологического подхода, отражающего ценностную направленность образования, среди современных образовательных парадигм. Дается характеристика образовательного пространства урока словесности как социально-воспитательной среды, приведены механизмы его конструирования, обоснован ресурсный потенциал реализации культурологического подхода. Рассмотрены такие показатели...

Представлена методическая концепция и ее реализация в инновационном образовательном проекте углубленного изучения основ современной квантово-релятивистской физики и космологии в средней школе. Исследование направлено на развитие физического образования в контексте современной образовательной парадигмы.

В статье рассматривается механизм взаимодействия всех заинтересованных сторон в решении проблемы релевантности деятельности образовательных организаций, спектра и качества образовательных программ социально-экономическим условиям, требованиям рынка труда, ожиданиям прямых потребителей образовательных услуг. В качестве ключевой фигуры в системе взаимоотношений...

Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно-коммуникативных технологий. Благодаря возможностям современных компьютеров, том числе с сенсорными экранами, или используя планшетник, ребёнок имеет возможность действовать...

Предложен новый подход к формированию современной модели обучения. Рассмотрена структура информационной системы университета. Обсуждается технология интеллектуальной системы для формирования единой базы данных учебных материалов.

Компетенции не могут быть сформированы без достаточного фундамента ака-. ший подобные знания, растолковать, почему персонажи грибоедовской комедии так часто поминают Вольтера, почему мать Татьяны Лариной «была сама от Ричардсона без ума», а ее дочь «влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо»? Нечего и говорить о понимании современной литературы с ее интертекстуальностью, обилием античных...