Как понимает свободу главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Романтическое понимание свободы в поэме Лермонтова «Мцыри Что значит свобода в понимании мцыри

МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Урок-беседа

Понимание свободы в поэме

М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Нефёдова В.В.

Урок-размышление

Понимание свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

что за огненная душа,

что за могучий дух,

что за исполинская

натура у этого Мцыри.

В.Г. Белинский.

Задачи:

    Образовательные:

    • Знать всё о глаголе как часть речи

      находить изученную часть речи.

      обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов

      правильно использовать глаголы в речи.

2)Развивающие:

Развитие памяти

Развитие внимания

Развитие речи

3).Воспитывающие:

Чувства ответственности за свои поступки

Воспитание любви к природе, родным, близким

Цель:

    помочь учащимся увидеть незаурядность и трагичность героя поэмы,

    определить в нём основные стремления к свободе, к родным, к родине,

    определить способы создания образа,

    обозначить связь между заглавием, эпиграфом, темой и идеей произведения,

    воспитать патриотизм и любовь к родине.

Оборудование:

    мультимедийный проектор,

    компьютер,

    презентация,

    тестовая оболочка КРАБ

Словарная работа : исповедь, смирение, раскаяние.

Предварительная работа учащихся : Выписать, какие художественные средства, использует поэт, рисуя своего героя? Исследовать историю названия поэмы. Выучить понравившиеся отрывки из поэмы,

Ход урока

I . Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

а) Вступительное слово учителя.

Ребята, в течение нескольких уроков вы находились во власти лермонтовской поэмы. Радовались, когда Мцыри удалось бежать из монастыря. Как хотелось помочь ему найти дорогу на родину! С величайшим волнением читали эпизод схватки с барсом. Отрадно, что юноша победил сильного и коварного зверя, но умер от ран. Мы слушаем его исповедь перед смертью. Что это? Смирение? Раскаяния? Или это протест против неволи? Ответ мы получим в ходе дальнейшего анализа произведения.

(Слайд № 1 с презентации)

Тема нашего урока: «Понимание свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Цели урока: глубже понять духовный мир юноши, увидеть незаурядность и трагичность героя поэмы, определить способы создания образа, выявить авторское отношение к герою. Эпиграфом к уроку возьмем слова В.Г. Белинского:

что за огненная душа,

что за могучий дух,

что за исполинская

натура у этого Мцыри.

В конце урока вы должны мне ответить, раскрывает ли данный эпиграф тему нашего урока?

II . Подготовка к восприятию нового материала.

- Скажите, вы встречались когда-нибудь со значением слова исповедь, что, по-вашему, оно обозначает?

Работа с компьютером

(Слайд № 2 с презентации ):

Словарная работа.

-Прочитаем точное лексическое значение этого слова.

Исповедь – 1- покаяние в грехах;

Запишем ещё несколько новых слов, узнав значение которых, вы, надеюсь, будете употреблять сегодня на уроке в своих ответах

Смирение – готовность подчиняться чужой воле.

Раскаяние - признание в совершённой ошибке.

III . Проверка домашнего задания.

Ребята, вспомните, в чём особенность композиции поэмы «Мцыри»? Напомните, что такое композиция произведения.

(Композиция-это построение произведения, расположение его частей, способ повествования, использование сюжета и внесюжетных элементов (снов, песен, авторских отступлений, монологов).)

(Особенность композиции поэмы Лермонтова «Мцыри» в том, что она состоит из 26 глав, две из которых- экспозиция, описание героя, причём автор не даёт нам подробного портрета юноши, а указывает на основные качества его натуры; 24 главы составляет рассказ Мцыри о трёх днях, проведённых им на воле.)

К сегодняшнему уроку я попросила найти и выписать вас цитаты из текста поэмы на тему, какова цель побега Мцыри? И что значит, для него быть свободным?

Цитаты:

(а) Давным –давно задумал я // Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б) …Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой,// Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, // Я променял бы, если мог.

г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе.)

- Какой вывод мы можем сделать, читая цитаты?

(Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой»)

(Слайд № 3с презентации)

-Да, ребята, живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых, близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

-В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

IV . Объяснение нового материала.

(Лермонтов доверяет Мцыри самому рассказать о пережитом, так как герой лучше, чем кто-либо другой, может передать свои мысли, чувства, переживания, герой сам даёт оценку всему, что видел и испытал на воле.)

(Слайд № 4 с презентации)

-Как называет свой рассказ герой?

(Исповедью.)

-Давайте ещё раз прочитаем значение этого слова.

(Слайд № 5 с презентации)

Исповедь – 1- покаяние в грехах;

2- откровенное признание в чём–нибудь;

3- сообщение своих мыслей, взглядов.

- В каком значении оно употреблено в произведении?

(Здесь нет покаяния, так как герою не в чем каяться. У Мцыри нет грехов. Герой излагает свои взгляды на жизнь, говорит о своих мечтах, рассказывает о трёх днях, проведённых на воле.)

- Начинает он своё повествование словами: «А душа можно ль рассказать?»

(Слайд № 6с презентации)

-Давайте зачитаем этот отрывок. (Гл 3.)

На прошлом уроке мы с вами установили, что автор не даёт подробного портрета Мцыри, так как это не является важным для раскрытия характера героя.

(Слайд № 7 с презентации)

- А почему мы не знаем имени Мцыри?

(Главное в герое – душа, внутренний мир, именно это находится в центре внимания Лермонтова. Имя героя – в тайне. Вместо него – слово «Мцыри»)

- Что означает оно? У нас было индивидуальное задание исследовать историю названия поэмы. Пожалуйста, Алёша.

(Мцыри в переводе с грузинского: 1) неслужащий монах, послушник; 2) «пришелец», «чужеземец». Первоначальное заглавие поэмы – «Бэри» (по-грузински – монах) Лермонтов заменил на более подходящее для выражения идеи произведения – «Мцыри».)

- Кто такой монах?

(Монах – человек, добровольно отказавшийся от мирской жизни (среди людей, в миру), тот, кто желает вести строгую, полную ограничения жизнь, отказавшись от любви к человеку противоположного пола, от свободы, человек, подчиняющий свою жизнь строгим рамкам и запретам. Решение о принятии монашеского сана должно быть добровольным, так как не всякий человек найдёт в себе силы вынести все запреты.)

- Как вы считаете, характер Мцыри позволяет ему стать на такой путь?

(Мцыри не создан для монастырской жизни, он слишком любит свободу, природу, чтобы запереть себя, он ещё не жил, поэтому его побег – стремление узнать, что же такое мир, свобода, жизнь.)

(Слайд № 8 с презентации)

-А что значит жить для героя?

(Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное – испытывать блаженство «вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри.)

-Что же является высшей ценностью для героя?

Свобода и родина.

-Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

(На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.)

(Побыв 3 дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страшная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрывается в борьбе с барсом.)

(«Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможности счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели - «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.)

(Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)

(Слайд № 9 с презентации)

-От чего страдает герой? Чего ему не хватает?

Мцыри страдает от одиночества, от несвободы, от отсутствия «души родной».

- Он даже произносит клятву: (гл4)

«Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой,// Хоть незнакомой, но родной»

-Что вы считаете важным в приключениях Мцыри?

(Он обрёл желанную свободу, дышал вольным воздухом гор, видел жизнь, ощутил своё родство с природой. Как говорит сам герой, на воле он жил.)

-Почему умирает Мцыри?

(Испытав ощущение свободы и снова оказавшись в тюрьме (в монастыре), он не может жить, так же, как вольный зверь или птица, попавшие в клетку. Теперь герой знает, что такое жизнь, а пребывание в монастыре для него равносильно смерти.)

(Слайд № 10 с презентации)

Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?

(Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви поёт ему рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря, когда Мцыри бежал из плена)

-Докажите это словами из текста.

(Слайд №11 с презентации)

(«И в час ночной, ужасный час,// Когда гроза пугала вас, // Когда, толпясь при алтаре,// Вы ниц лежали на земле».)

(Слайд №11 с презентации)

(Оба в детстве были лишены родительского тепла, оба страдали от одиночества, оба любили вольную природу Кавказа, оба любили родину. Мцыри близок Лермонтову своим свободолюбием).

-Попробуйте ещё раз сформулировать тему произведения .

(Трагическая судьба Мцыри, стремящегося обрести свободу и вернуться на родину .)

-В чём заключается идея этого произведения?

(Утверждение идеала свободной личности, её права на жизнь, свободу, сочувствие герою, восхищение силой духа)

Ещё одно задание вы были должны выполнить дома. Это, какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

(Гиперболы: «О, я как брат// Обняться с бурей был бы рад!// Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил…»)

-Дайте определение Гиперболы

(Гипербола - это чрезмерное преувеличение)

(Метафоры: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли…»

Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей// И полз и прятался как змей». Эпитеты: «Но юность вольная сильна, //И смерть казалась не страшна!»)

-Каким размером, с помощью каких рифм, написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?

(Поэма написана четырёхстопным ямбом. Рифмы только мужские.) -

- Докажите, что произведение написано четырёхстопным ямбом?

И стихотворный размер и мужские размеры, ребята, помогает пересказать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придаёт мужественность, чеканность, красоту стихам.

V . Закрепление материала. Работа с тестами.

-А теперь поработаем с компьютером. С помощью теста проверим ваши знания по усвоению материала.

-Кто хочет поработать с компьютером?

Пока 4 человека работают на компьютере (работа по тестовой оболочке КРАБ).

-Давайте послушаем чтение наизусть понравившихся вам эпизодов. (Чтение наизусть)

(Закрыть тест.)

VI . Подведение итогов.

-Давайте подведём итог нашему разговору. О чём мы сегодня говорили на уроке?

(Мы говорили о том, что в центре поэмы – образ свободолюбивого юноши, которой сам рассказывает о своей жизни и трёх счастливых днях, проведённых на воле, о своих мечтах и желаниях.

Лермонтов сочувствует своему герою, который не успел найти в этом мире «души родной», был одиноким, но не мирился с этим.)

-Давайте вернёмся к эпиграфу урока. Раскрывает ли данный эпиграф тему урока?

VII . Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению. Подобрать материал из текста поэмы, выписав цитаты, характеризующие любовь Мцыри к жизни и природе, его жажду подвигов и борьбы, его страстное стремление к свободе и постоянную тоску по родине и родному дому.

Большое спасибо, ребята, за урок. Вы мне сегодня очень понравились своей активностью. Особенно хочется отметить, ответы… Можете быть свободны .

Отчего Мцыри говорит «Но тщетно спорил я с судьбой». Что он называет спором с судьбой? Примеры рассуждений над текстом главы:

Спором с судьбой Мцыри называет свою мечту, ведь он мечтал о родных, о Родине, о любви. Он мечтал о том, о чем в монастыре мечтать бесполезно. Но это для него уже в прошлом, поэтому он и говорит “Тщетно спорил”

Мцыри в конце жизни говорит, что “тщетно спорил... с судьбой”. Почему? Спором с судьбой Мцыри называет свой побег из монастыря, бездну, которой он любовался и ужасался, молодую грузинку, борьбу с барсом - все это и было его спором с судьбой послушника. Но герой поспорил с ней, и не жалеет об этом”

Сочинение на тему: свобода в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Простой воспитанник природы,

Так я, бывало, воспевал

Мечту прекрасную свободы

И ею сладостно дышал.

А. С. Пушкин

В этой поэме есть все о том, чем богата Свобода, и многое о том, что ей мешает. Замечательно об этом сказал В. Г. Белинский: «Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он (Лермонтов) эту поэму..>

Главный герой поэмы «Мцыри» попал в плен, когда ему было всего шесть лет. Казалось бы, что может знать о свободе такой малыш? Но, по мысли автора, человек свободен изначально, так как он дитя природы, а природа - символ свободы. В том, что герой поэмы - пленник, заложена глубокая философская мысль. А именно: свобода так же естественна для человека, как воздух, которым он дышит. Чтобы ощутить свободу, нужно хоть однажды лишиться ее, узнать неволю. Недавно я видела фильм об одном африканском племени, затерянном в бескрайней пустыне и не встречавшемся с нынешним «цивилизованным» миром. Когда представитель этого племени оказался в закрытом помещении, он чуть не умер, потому что стены были для него неестественны. Так же противна природе Мцыри была монастырская жизнь.

Все годы заточения Мцыри мечтал вырваться на свободу. И однажды, во время страшной для монахов грозы, юноша почувствовал себя достаточно сильным для побега. Лермонтов создал эпическую картину единения освобожденного человека со свободной стихией. Душа Мцыри чувствовала себя сильной, динамичной и всемогущей, как гроза:

Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

Это был первый, огромный и освежающий глоток свободы, который вчерашний узник испил до дна. Он не сомневается, что поступил правильно, потому что именно это настоящая жизнь, а за стенами монастыря только медленное угасание:

Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

Второй глоток свободы, волнующий и нежный, юноша вкусил, когда взошло солнце. Гармоничная красота окружающей природы на время успокоила мятежную душу Мцыри, наполнила ее умиротворением:

…Запели птички, и восток Озолотился; ветерок Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню,

Я поднял голову мою…

Но свобода - это не только радость и блаженство. Она посылает человеку испытания на прочность и жестоко насмехается над его слабостью. Она опасна для того, кто к ней не привык. Первое предупреждение Мцыри получил, когда утром открыл глаза:

Мне стало страшно; на краю Грозящей бездны я лежал…

Дни, проведенные в плену, лишили его природного чутья, которое подсказывает, с какой стороны исходит опасность. Лермонтов вообще считал, что цивилизация портит человека, ослабляет лучшие черты его натуры. А в случае, когда воспитание ребенка осуществляет неволя, надеяться на то, что он вырастет подготовленным к свободной жизни, нельзя. В схватке с барсом Мцыри пытается отстоять свое право на свободу, но, несмотря на победу, начинает понимать, что не приживется в этом мире. Обреченность слышится в его словах:

На мне печать свою тюрьма Оставила…

Мцыри сравнивает себя с «темничным» цветком, для которого лучи живого солнца слишком горячи. А я бы сравнила его с тем самым барсом, но только выросшим в зоопарке. Или с орлом, которому в неволе подрезали крылья. Он был обречен на поражение, но, мне кажется, испытание свободой все-таки выдержал, потому что отдал предпочтение смерти, а не жизни в неволе:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б смог.

В процессе рассуждений на тему свободы в поэме «Мцыри» я поняла, что в начале сочинения допустила ошибку. Конечно, эта поэма не может быть гимном страны под названием Свобода! «Мцыри» - это гимн тех, кто находится в плену неблагоприятных жизненных обстоятельств, но вопреки всему продолжает любить Свободу, стремится к Свободе и готов испытать себя в борьбе за право быть свободным человеком.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

На мой взгляд, поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» - это произведение не о юном послушнике, а о молодом мятежнике, пожертвовавшем жизнью ради свободы. Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

Еще маленьким мальчиком Мцыри был пленен и увезен из родного села, от друзей и близких. Однако ни тяготы пути, ни тяжелая болезнь не смогли укротить его свободолюбивой души: Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, пуглив и дик.

И слаб и гибок, как тростник. Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов. Никогда не покидала взрослеющего юношу мысль о свободе, о возвращении на родину. Хотя, казалось бы, на что молодому горцу было жаловаться? Монах, приютивший мальчика, вылечил его, дал кров и пищу, всячески заботился. Однако мечты и воспоминания звали юного послушника прочь «от келий душных и молитв».

Ему хотелось любить и ненавидеть, побеждать и терпеть поражение, страдать и быть счастливым. Стремление стать свободным неукротимо влекло его В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Только жизнь, наполненная страстью и борьбой, имела смысл для Мцыри. Он сокрушался о том, что годы, проведенные в «сумрачных стенах» монастыря прошли бесплодно, и в результате он превратился в человека, который «душой - дитя, судьбой - монах». Осуществив свою давнюю мечту, Мцыри бежал из монастыря в надежде отыскать дорогу, которая приведет его на родину. Счастье освобождения длилось всего три дня.

В беседе с монахом Мцыри признается, что его жизнь Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Юный послушник не сумел добраться до родных мест, а раны, полученные им в схватке с барсом, оказались смертельными. Мцыри, вернувшийся назад к ненавистным кельям, считал, что потерпел полное поражение. Однако мне его смерть кажется настоящим освобождением.

Вот почему финал поэмы не трагичен, а торжественен. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он увидел дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе. Будучи ребенком, он попал в плен. Мальчик тосковал по родине и страстно мечтал вернуться.

Но рутинная жизнь монастыря постепенно приглушила тоску. Пленник втянулся в однообразную жизнь послушника и так и не смог осуществить заветную мечту.

М. Ю. Лермонтов в течение десяти лет до этого события вынашивал идею создания поэмы об иноке, рвущемся на свободу. И рассказ старика был настолько созвучен с мыслями поэта, что помог воплотить замысел в замечательную поэму «Мцыри». Только в отличие от прототипа, Мцыри хотя бы сделал попытку вырваться из прочных стен устоявшейся монастырской жизни.

Повествование ведется в форме монолога, поэтому читатель особенно остро ощущает отчужденность мальчика, его отстраненность от дел житейских, его воспоминания о родине - теплой, яркой, светлой, не идущей ни в какое сравнение с серой, тихой, угрюмой жизнью в теперешней его обители. В первой главе поэмы особенно видны трагические противоречия между душевной силой юноши и жизненными обстоятельствами, загнавшими его в тесные рамки монастырской жизни.

И вот, когда юноша должен принять обет, под покровом ночи он исчезает. Он отсутствует три дня. Его находят изможденным и обессиленным. «И близок стал его конец;/ Тогда пришел. к нему чернец». Начинается предсмертная исповедь - одиннадцать глав, повествующих о трех днях свободы, вместивших всю трагедию и все счастье его жизни. Исповедь Мцыри превращается в проповедь, спор с духовником о том, что добровольное рабство ниже, чем «чудесный мир тревог и битв», открывающийся свободой.

Мцыри не раскаивается в содеянном, не говорит о греховности своих желаний, мыслей и поступков. Как сон, перед Мцыри встал образ отца, сестер, и он попытался найти дорогу домой. Три дня он жил и наслаждался дикой природой. Он наслаждался всем, чего был лишен, - гармонией, единением, братством. Девушка-грузинка, встретившаяся ему, тоже часть свободы и гармонии, слившейся с природой, но он сбивается с дороги домой. На своем пути Мцыри встретил барса. Юноша уже ощутил всю силу и радость свободы, увидел единство природы и вступает в бой с одним из ее творений.

Это было равное соперничество, где каждое живое существо отстаивало право делать то, что предписано ему природой. Мцыри победил, получив при этом смертельные раны от когтей барса. Его находят в бессознательном состоянии. Придя в себя, Мцыри не страшится смерти, он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. Мцыри, увидевший красоту жизни, не жалеет о кратковременности своего пребывания на земле, он осуществил попытку вырваться из пут, его дух не сломлен, в умирающем теле живет свободная воля.

М. Ю. Лермонтов этой поэмой дал понять нам, что стремления людей выполнимы, надо только страстно желать чего-нибудь и не бояться сделать решительный шаг. Многие, как повстречавшийся Лермонтову старик, не находят в себе сил совершить попытку вернуть себе свободу.

  • Категория: Сборник сочинений 5-11 класс

Поэма "Мцыри" - одно из самых известных произведений М. Ю. Лермонтова. На мой взгляд, главной его темой является тема свободы, желание вырваться на волю. Герой поэмы - обобщённый образ, который очень близок по духу автору, самому Лермонтову. Он изображён энергичным, нацеленным на свободу.
В первых главах поэмы рассказывается о детстве героя - как он был привезён в монастырь, будучи ребёнком. Большая часть произведению - исповедь молодого монаха, в которой мы можем узнать его внутренний мир, и чювства, которые он испытал за три дня проведённые на воле. Юноша трепетно хранит воспоминания о родине, о семье, о том, как давно задумал побег. И вот в грозу, в "ужасный час", он вырывается на волю, его не пугает непогода. Он чувствует себя частью природы. Лермонтов красочно описывает встречу героя с юной грузинкой, его попытки найти путь на родину, превозмогая муки голода и трудности дороги. Кульминацией поэмы является схватка юноши с барсом, когда он познал напряжение битвы и радость победы. Но эта победа - завершение его радости. Выйдя из леса герой понимает, что снова вернулся к своей тюрьме, что все его надежды были напрасны. Поэма помогает нам проследить, как менялись его чувства: от мечты выбраться на волю, наслаждения свободой, до понимания невозможности найти путь на родину. Крах надежд приводит его к гибели. Он умирает не столько от ран принесённых барсом, сколько от того что не хотел снова жить в неволе.
Образ героя поэмы "Мцыри" очень трагичен. Поскольку он не может жить без свободы и вместе с тем никогда не сможет существовать на воле.

Романтическая поэма «Мцыри» по праву считается одной из лучших в творчестве Лермонтова. В ней рассказывается о юноше, который всеми силами мечтает вернуться на свою родину. Трудно сложилась его короткая жизнь. Мальчик первые шесть лет своей жизни прожил среди вольных горцев, а потом, Мцыри попадает в плен и заболевает смертельной болезнью во время поезки с русским генералом. Монахи в одном из монастырей пожалели умирающего. Один монах, который вылечил мальчика, решил воспитать его, готовить к монашеской жизни. Но монастырское воспитание тяготило молодого человека. Как его ни приучали к монастыской жизни, юноша ни на секунду не забывает о родной земле.

Юноша страстно стремится на волю, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Несмотря на то, что монахи окружили заботой мальчика, уберегли его от гибели, он сравнивает себя с цветком, воспитанным в тюрьме. И правда, монастырь стал для молодого послушника подлинной тюрьмой, потому что его уклад и стены ограничили не только внешнюю, но и внутреннюю свободу Мцыри, потому что монахи окружили его удушающей заботой, заключив тем самым в настоящую тюрьму.

Монах, который воспитал юношу, был для него чужим. Мцыри страдал оттого, что некого назвать отцом и матерью, переживал от мучительного чувства одиночества, ему хочется любить и ненавидеть, побеждать и терпеть поражение, страдать и быть счастливым. Мысль обрести свободу страстно влечет его. За стенами монастыря неизвестная ему жизнь, связанная с приключениями и опасностями, но герой не боится. Это настоящая свобода, ради которой можно рисковать, подвергать себя смертельной опасности, наслаждаться полноценной жизнью. Мечтающий слиться с ветром и бурей, юноша презирает монахов, дрожащих перед раскатами грома. И не зря Мцыри выбирает для своего побега именно грозовую ночь. Реализовав свое давнее желание, молодой послушник убежал из монастырских стен, надеясь найти дорогу, ведущую его в родные края.

Однако радость свободы длилась всего только три дня. В разговоре с монахом, Мцыри говорит, что его жизнь без этих дней была бы пустой. Герою суждено было прожить несколько мгновений настоящей жизни. Всю жизнь в монастыре зачеркнули эти три дня. Оказавшись на свободе, юноша испытал огромное потрясение: его ошеломляет величие и красота кавказской природы. Действия развиваются среди пышно цветущих полей, причудливо окружающих горных хребтов. Герой представляет деревья братьями в круговой пляске, а горные хребты ему кажутся братьями в каменных объятьях. Только Мцыри одинок, он лишился родства с самого детства, никого у него нет. Естественно, что образы родства и единения вызывают вполне понятное желание молодого человека - восполнить свои связи с природой.

Сбежавшего юношу природа одаривает новым приливом сил, она дает отдых, утоляет жажду, разрешает прикоснуться к счастью любви. Следует заметить, что именно любовь помогла увидеть исключительные черты характера личности юноши. В первый день своих приключений, молодой человек сталкивается с красивой девушкой-грузинкой, пробудившая своим пением новое романтическое чувство в сердце героя. Лермонтов показывает, что только чистую и пылкую натуру может охватить страстная любовь. Но юноша не решился войти в дом девушки, потому что: для героя свобода оказывается выше любви. Как бы не был привлекателен зов покоя и счастья, Мцыри отказывается от личного ради исполнения своей цели.

Однако Мцыри заблудился, и его мечта о свободе была разрушена встречей с могучим барсом. Сражаясь с ним, юноша сам становится похожим на дикого зверя. Герой относится с уважением к своему противнику. В этом поединке наиболее сильно раскрывается суть героического характера Мцыри. Он победил в неравной схватке и смог найти в себе силы, чтобы продолжить путь. Но судьба смеется над героем. Тело молодого человека изранено когтями барса, поэтому юноша понимает, что в родные места ему уже не попасть и он должен погибнуть молодым, унеся с собой в могилу мечты о родине.

Свободолюбивая душа пленника так и не смирилась после долгих лет жизни в неволе. И, когда его обнаружили обитатели монастыря, умирающего и обессиленного, он отвергает все их духовные ценности. Он говорит своим тюремщикам о том, что и рай и вечность, все променял бы на несколько мгновений жизни на своей родине. И в этих словах слышны звуки победы молодости, здоровья и силы над ограниченностью, покорностью и дрожащей осторожностью размеренного уклада жизни в монастыре.

Он умирает непокоренным, не сломленным никакими невзгодами и страданиями. Лишь об одном просит Мцыри монахов, чтобы его похоронили в том углу монастырского сада, откуда можно увидеть Кавказ. Его тайная надежда на милость прохладного, дующего с гор ветра, а вдруг ветерок донесет до могилы сироты слабый звук родной песни или обрывок горской речи.

Эта небольшая поэма Лермонтова всегда будет призывать читателя на подвиг во имя добра и свободы, чтобы можно было без стыда ответить: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил..."

Иллюстрация к Поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»