Какой может быть род. Сколько родов в русском языке? Особенности определения рода у имен существительных и прилагательных

Род существительных - это категория грамматическая, проявляющаяся в возможности сочетаться с конкретными формами согласуемых слов. Категория рода может быть выражена семантически (то есть по смыслу, только у одушевленных существительных), грамматически и синтаксически. Семантически все существительные бывают мужского рода, женского и среднего. Слова, указывающие на животных и лиц мужского пола, относятся к мужскому роду (брат, дедушка, студент, гусь, петух, конь); существительные, называющие животных и лиц женского пола (сестра, бабушка, студентка, гусыня, курица, лошадь) - к женскому роду; животных и лиц безотносительно к полу (страшилище, чудовище, лицо (человек), дитя) - к среднему роду.

Род существительных грамматически выражается при помощи окончания в именительном падеже. Эта категория рода свойственна как одушевленным, так и неодушевленным склоняемым существительным. В этом случае, помимо 3-х основных родов выделяют еще и общий род. Различия между ними представлены в таблице:

Мужской род

Женский род

Средний род

Общий род

Окончание нулевое, основа заканчивается на твердый согласный или на -й (стул, герой);

Окончание нулевое, основа заканчивается на мягкий согласный, а в родительном падеже окончания -а, -я (конь - коня, врач - врача, плющ - плюща).

Окончание -а, -я (рука, земля), кроме слов, называющих лиц мужского пола (слуга, воевода) и слов с суффиксом -ин, показывающим увеличительную субъективную оценку (домина, мостина);

Окончание нулевое, основа заканчивается на согласный, а в родительном падеже окончание -и (рожь - ржи, тишь - тиши, тетрадь - тетради).

Окончание -о, -е (зерно, море);

Слова дитя, чудовище, страшилище, лицо;

10 на -мя (племя, время, имя, знамя, семя, стремя, вымя, темя, бремя, пламя);

Некоторые несклоняемые неодушевленные существительные иноязычного происхождения (табу, такси, жюри, рагу, интервью, бра).

Окончание -а, -я, у слов, называющих лица мужского и женского пола (соня, брюзга, грязнуля, забияка, заика, лежебока, сирота, подлиза, рева, невежа).

Синтаксически определить род существительных можно по форме согласуемого слова, которая зависит от существительного. Так, причастия, прилагательные, согласующиеся с существительными мужского рода, заканчиваются на -ый, -ий, -ой (красивый сад, поющий мальчик, боевой солдат); с существительными женского рода - на -ая, -яя (красивая улица, летняя пора); с существительными среднего рода - на -ое, -ее (красивое небо, зимнее утро).

Также род существительных определяется с помощью окончания сказуемого, выраженного глаголом в прошедшем времени в сослагательном или изъявительном наклонении, или причастием или Мужской род - сказуемое имеет нулевое окончание (дождь прошел, план выполнен); женский род - окончание -а (работа закончена, луна взошла); средний род - окончание -о (письмо получено, солнце встало).

Существуют также Большинство их относятся к среднему роду (депо, интервью и все субстантивированные несклоняемы существительные типа «здравствуйте», «ура», «да», «завтра», «не хочу»). Исключения составляют следующие случаи:

Га (гектар), кофе, маки, пенальти, сулугуни, сирокко, экю, торнадо, шимми, а также названия языков (бенгали, урду, суоми, пушту, хинди) - мужского рода;

Авеню, бере, салями, кольраби - женского рода.

Род несклоняемых существительных, таких как газет, журналов, можно определить по роду существительного со значением родового понятия (полноводное японский (город) Токио, широкая (река) Миссисипи, публиковала (газета) «Таймс»). Род аббревиатур необходимо определять по роду главного слова (МГУ - мужской род - Московский государственный университет; ООН - женский род - Организация объединенных наций; СНГ - средний род - Содружество независимых государств). Установить род существительных, которые не употребляются в единственном числе, а только во множественном, невозможно, так как у них категория рода отсутствует (брюки, вилы, макароны, ясли).

Как определить род существительных?

Правильное определение рода существительных позволяет избежать ошибок в их согласовании с глаголами в форме прошедшего времени (кофе остыл или остыло ) и прилагательными (кофе вкусный или вкусное ).

Поскольку чаще всего грамматический род имен существительных не соотносится напрямую с лексическим значением слова, принадлежность существительного к мужскому, среднему или женскому роду приходится запоминать (заучивать). Труднее всего это дается тем, кто изучает русский язык как иностранный.

У носителей русского языка как родного трудности с определением грамматического рода возникают со следующими типами слов:

  • наиболее обширная группа – несклоняемые заимствованные существительные: кофе, какао, бордо, виски, бренди, боа, бри, арго, евро, эсперанто;
  • иноязычные географические названия: Монако, Лимпопо, Токио, Хельсинки, Тарту, Капри, Чили, Хуанхэ;
  • аббревиатуры: ООН, ЮНЕСКО, НАТО, СНГ, ПРО, ВАК, ТАСС, ГЛОНАСС .
  • некоторые существительные, оканчивающееся на -ЛЬ в форме им. п. (возникают сомнения, относить ли эти слова ко второму или же к третьему склонению): тюль, мозоль, полироль, толь, вентиль .
  • существительные, форма мн. ч. которых обычно обозначает пару предметов обуви: туфли, ботинки, тапочки, сандалии и т. п.
  • составные существительные.

Рассмотрим каждый из этих типов слов подробнее

1. Род несклоняемых заимствованных существительных

Большинство несклоняемых существительных, внешне похожих на склоняемые существительные среднего рода (типа море и окно ), относятся к среднему роду: ароматное какао, выдержанное бордо, пьянящее шардоне, горячее капучино, локомотивное депо, новое пальто, плетеное кашпо .

Слово кофе строгая литературная норма предписывает употреблять как существительное мужского рода: крепкий кофе уже остыл . Однако в непринужденной устной речи допустимо согласование по среднему роду: кофе остыло .

Нужно отметить, что из этого правила есть множество исключений, связанных с влиянием различных аналогий (таких как наличие употребительного склоняемого русского синонима; возможность подстановки склоняемого слова, обозначающего родовое понятие, и др.). Так, к мужскому роду относятся слова евро (т. к. большинство названий денежных единиц мужского рода, ср.: доллар, рубль, фунт, франк, тугрик... ), бри, сулугуни (влияние родового понятия сыр ), сирокко (влияние слова ветер ), пенальти (влияние русского синонима одиннадцатиметровый штрафной удар ). К женскому роду относятся слова авеню (ср. улица ), кольраби (капуста), салями (колбаса) и др.

Некоторые слова могут употребляться в форме двух родов. К таким словам относятся, например, существительные, внешне похожие на склоняемые существительные в форме мн. ч.: выдержанный виски и выдержанное виски; армянский бренди и армянское бренди . Поэтому во всех сомнительных случаях для определения родовой принадлежности слова следует обращаться к словарям русского языка.

2. Род иноязычных географических названий

Чаще всего род таких названий определяется по родовому слову: далекое (княжество) Монако, широкая (река) Лимпопо, густонаселенный (город) Токио . Если можно использовать два разных родовых слова, то возможны варианты согласования: независимое (государство) Гаити, независимая (страна) Гаити, далекий (остров) Гаити, прекрасный (город) Брешиа и прекрасная (провинция) Брешиа .

В некоторых случаях родовая принадлежность существительного устанавливается традицией, поэтому требуется словарная проверка.

3. Род сложносокращенных слов (аббревиатур)

Род аббревиатур обычно определяют по опорному слову в расшифровке аббревиатуры или же по родовому слову: НАТО (альянс) постановил, МГУ (университет) принял новых студентов, СНГ (содружество) выступило с инициативой, ЮНЕСКО (организация) объявила 2009 год Годом Гоголя.

Больше информации о грамотном употреблении аббревиатур в тексте можно найти в статье Как правильно употреблять аббревиатуры

4. Род существительных, оканчивающихся на -ЛЬ

Ко второму склонению и к мужскому роду относятся, в частности, слова: аэрозоль, полироль, пасквиль, водевиль, квантиль, квартиль, эндшпиль, тюль, толь, бемоль .

К третьему склонению и женскому роду относятся такие слова, как антресоль, мозоль, канифоль, вакуоль, триоль.

Родовая принадлежность и принадлежность ко второму или третьему склонению проверяется в таких случаях в словарном порядке. Например, можно воспользоваться словарями в рубрике "Проверка слова" на нашем портале.

5. Названия обуви и парных предметов

Следует запомнить:

А также: гамаши - одна гамаша, гетры - одна гетра, бакенбарды - одна бакенбарда, краги - одна крага.

НО: гольфы - один гольф, рельсы - один рельс, коррективы - один корректив.

Кроме этого, существует двуродовое существительное унты . Если во мн. ч. ударение падает на окончание слова (унты , -о в), то форма единственного числа - один унт. Если же во мн. ч. ударение падает на основу (у нты ), форма им. п. ед. ч. - у нта.

6. Составные существительные

1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов : мужскому, женскому, среднему.

Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :

мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко - мужской род ;
моя жена, моя стена, моя ночь - женский род ,
моё окно, моё небо, моё животное - средний род .

Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу - мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).

2. Род неизменяемых существительных опреде-ляется следующим образом.

    Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.

    Храбрый идальго, изысканная леди.

    Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.

    Военный атташе, ночной портье.

    Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.

    Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
    Шимпанзе кормила своих детёнышей.

    Исключения: цеце, иваси - женский род.

    Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.

    Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.

    Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).

3. Особую группу составляют существительные общего рода , которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.

Какой ты неряха ! Какая ты неряха !

    Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.

    Неряха , заводила , запевала , работяга , грязнуля , стиляга , пьяница , неженка , соня , плакса .

Обратите внимание!

Некоторые существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), хотя и могут использоваться по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода!

4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.

Ясли, макароны, брюки, вилы.

Б) Число имени существительного

1. Большинство существительных имеют два числа - единственное и множественное . В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - несколько предметов.

Карандаш - карандаши; врач - врачи.

2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.

Только форму единственного числа имеют:

    большинство вещественных существительных;

    Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.

    большинство отвлечённых существительных;

    Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.

    большинство собирательных существительных;

    Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.

    большинство имён собственных.

    Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

Обратите внимание!

В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова:

1) у вещественных

а) видов, сортов вещества:

вино - десертные вина, масло - технические масла;

б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:

вода - воды океана, песок - пески Каракумов;

2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:

возможность - новые возможности, радость - наши радости;

б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:

мороз - длительные морозы, боль - сильные боли, крик - крики.

Только форму множественного числа имеют:

    некоторые вещественные существительные;

    Чернила, опилки, очистки.

    некоторые отвлечённые существительные;

    Именины, выборы, нападки, козни, побои.

  • некоторые собирательные существительные;

    Деньги, финансы, дебри.

  • некоторые имена собственные;

    Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».

    слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;

    Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.

    некоторые названия отрезков времени.

    Сумерки, сутки, будни, каникулы.

Обратите внимание!

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется не только род, но и склонение!

В) Падеж и склонение имён существительных

1. В русском языке шесть падежей :

    Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .

Обратите внимание!

1) Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.

Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу - Д. п.

Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг - И. п.

2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .

4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.

Ср.: Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .

2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением .

    Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.

    Он сидел [в ком? в чём?] в пальто - единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто - единственное число, родительный падеж.

3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа . Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):

1-е скл. -а, -я Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля.
2-е скл. нулевое Существительные мужского рода с нулевым окончанием. Дом , край , мяч , планетарий .
-о, -е Все существительные с окончаниями -о, -е . Окно, поле, подозрение - средний род; волчище, подмастерье - мужской род.
3-е скл. нулевое Существительные женского рода с нулевым окончанием. Мать , дочь , ночь , степь .

4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).

5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!

Г) Образцы склонения имён существительных

1-е склонение

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Мама Няня Ария Мамы Няни Арии
Р. п. Мамы Няни Арии Мам Нянь Арий
Д. п. Маме Няне Арии Мамам Няням Ариям
В. п. Маму Няню Арию Мам Нянь Арии
Т. п. Мамой(-ою) Няней(-ею) Арией(-ею) Мамами Нянями Ариями
П. п. О маме О няне Об арии О мамах О нянях Об ариях

Обратите внимание!

Существительные 1-го склонения на -ия (окончание -я ): армия, ария, симфония, Мария и др. - в дательном падеже и предложном падеже единственного числа имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии .

На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья

Ср.: к Марье, о Марье.

2-е склонение. Мужской род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Дом Конь Кий Дома Кони Кии
Р. п. Дома Коня Кия Домов Коней Киев
Д. п. Дому Коню Кию Домам Коням Киям
В. п. Дом Коня Кий Дома Коней Кии
Т. п. Домом Конём Кием Домами Конями Киями
П. п. О доме О коне Об кии О домах О конях Об киях

Обратите внимание!

Существительные 2-го склонения на -ий (нулевое окончание): кий, радий, пролетарий, планетарий и др. - в единственном предложном падеже имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: о радии, о планетарии.

На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. - это правило не распространяется (!).

Ср.: о крае, о воробье .

2-е склонение. Средний род

Разносклоняемые существительные

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Время Путь Времена Пути
Р. п. Времени Пути Времён Путей
Д. п. Времени Пути Временам Путям
В. п. Время Путь Времена Пути
Т. п. Временем Путём Временами Путями
П. п. О времени О пути О временах О путях

Обратите внимание!

В косвенных падежах существительные на -мя имеют суффикс -ен- (времени, семени, имени ).
Исключение составляют формы множественного числа родительного падежа существительных семя, стремя - нет семян, нет стремян .

В русском языке одной из основных характеристик имен существительных является их род. Попробуем разобраться, а также узнать суть этого термина, научиться определять, находить у различных текстов эту категорию, а также рассмотрим возможные исключения из правил. Закрепим материал таблицами.

Конечно, многие возразят: зачем это нужно? Сейчас, в век информационных технологий, абсолютно всё можно найти онлайн в интернете – достаточно, лишь, забить искомое в поисковую строку.

А ответ прост – знания грамматики русского языка делает человека более образованным: ведь всё, что говорит, пишет человек, показывает его культуру.

Что такое род имен существительных

Что нужно знать человеку про такой элемент этой части речи? В целом эта категория распространена практически во всех языках мира (за исключением армянского, некоторых языков кавказских стран).

Под этим термином понимают возможность имени существительного сочетаться с разными формами согласуемых слов в зависимости от их родовой принадлежности.

Выделяют 3 рода:

  • мужской;
  • женский;
  • средний.

Стоит отметить: у разных языков одно и то же слово может принадлежать к совершенно разному роду.

Кроме того, русский язык имеет отдельную разновидность этой части речи – общий род, об этом будет говориться ниже.

Формально определить эту характеристику части речи можно так:

Имена существительных мужского рода имеют следующие признаки:

Признаки женского рода имен существительных:

Для среднего рода имен существительных характерны признаки:

Как определить род существительного

Самое простое – задать вопрос. Затем посмотреть на падеж, сравнить с признаками, представленными выше. Если это не помогло, то необходимо запомнить несколько правил.

Основные особенности

Во-первых, профессии распределяются по этому признаку в зависимости от окончания – при этом не важно, какого пола человек, принадлежащей к ней (хирург – муж. р., нянечка – жен. р.).

Во-вторых, предыдущее правило характерно также для животных (кошка – женского р., дятел – мужского). При этом, если по окончанию невозможно определить род, то грамматически он будет соответствовать признаку определяющего его понятия: гну – сложно определить, а вот антилопа (обозначает вид копытного) – женского р., то соответственно искомое слово будет того же рода.

В-третьих, для слов через дефис, определяющей является главная часть (по лексическому значению или изменяемость). Например: квартира-музей – женского р.

В-четвертых, для некоторых слов сейчас сложно найти объяснение этого понятия, поэтому их проще запомнить:

  1. рельс, шампунь – м.р.;
  2. ваниль, мозоль – ж.р.

В-пятых, аббревиатуры определяются по роду в зависимости от ключевого слова их полной расшифровки (ООН – организация – женского р.).

Более сложные случаи

Первое, на что следует обратить внимание, обобщающие признаки:

  • для мужского:
  • для женского:
  • для среднего:

Определение рода географических названий:

  • род определяется по его понятию: река Миссисипи (женский), город Дели (мужской), озеро Байкал (средний);
  • зависит от лексики
  1. Чили – значение «страна» — женского р.;
  2. Чили – значение «государство» — среднего р.

Примите во внимание: нельзя определить род у слов множественного числа (например: ножницы, ворота).

Общий род существительных

Таблица-памятка «Склонение имен существительных»

Ниже приведена памятка по склонению для каждого рода.

Кошевая О. Н., учитель начальных классов МОУ “Школа № 97 города Донецка”

Русский язык

Тема Род имён существительных: муж- ской, женский, средний.

Цель: познакомить с грамматическим признаком имён существительных - родом; создать условия для усвоения способа определения рода имени существительного через алгоритмизацию деятельности учащихся.

Задачи:

Развивающие:

. развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;

. формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

. развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля;

. развивать речь детей, словарный запас, мышление.

Образовательные:

. научить определять род имён существительных;

. продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

Воспитательные:

. воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Планируемые результаты

Знание о постоянных признаках существительного;

Умение применять знания в жизненных ситуациях;

Умение определять род существительных.

Оборудование: презентация Power Point, сигнальные карточки (м.р., ж.р., с. р); учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016.

Ход урока

I . Организационный момент

На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший дружный класс.

Всё получится у нас.

2. Тренинг - массаж ушей.

Давайте разбудим свой мозг и начнём работать:

потянуть себя за мочки ушей сверху вниз (2 - 3 раза);

потянуть ушную раковину вверх (2 - 3 раза);

круговые движения ушной раковины по часовой и против часовой стрелки (2 - 3 раза).

II . Актуализация знаний учащихся (Слайд 1)

1.Упражнение для развития памяти.

Год - зимушка, вода - речка, метель - снежок, мороз - холод.

Разобрать слова по составу.

2. Фронтальный опрос (Слайд 2)

К какой части речи относятся слова, называющие изображенные предметы?

(Имена существительные)

Докажите…

Что называют именем существительным?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

К каким именам существительным задаётся вопрос кто, а к каким что?

На какие две группы можно разделить имена существительные?

3. Каллиграфическая минутка (Слайд 3)

Дядя Фёдор, пёс Шарик и кот Матроскин жили в деревне.

Назвать орфограммы (имена собственные)

Сделать синтаксический разбор предложения.

III . Постановка учебной проблемы. Работа в парах (Слайд 4)

Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти имена существительные в группы по определенному признаку. Вам помогут слова “ОН”, “ОНА”, “ОНО”.

Сосулька, снег, мороз, облако, иней, зима, пальто, вьюга, озеро.

Попробуйте определить тему урока по этим 3-м столбикам слов.

IV . Открытие нового знания

1. Работа по учебнику.

С. 25 упр. 39 (устно)

2. Рассказ учителя.

Род имён существительных.

Вам понятно, что петух — он, курица — она, волк - он, а волчица — она, кот - он, а кошка — она. А что делать с носорогом, белкой, кукушкой, мышью, ястребом? Они что, не имеют представителей противоположного пола?

Нельзя путать разные вещи: пол и род. Да, эти слова представлены таким образом: есть бегемот — и все особи так названы. Есть кукушка — и всё тут, есть ястреб — и никакой ястребихи в языке нет. В языке!

А если непонятно, если слово иностранное? Шимпанзе, фламинго? Это обычно слова мужского рода, если из текста не следует обратное. Маленькая кенгуру поскакала в лес.

А так — яркий фламинго, ловкий шимпанзе, симпатичный кенгуру.

Запоминалка (Слайд 5)

3. Упражнение на релаксацию

Массаж крыльев носа.

Постукивание костяшками пальцев по переносице.

Упражнение на дыхание.

V . Первичное закрепление

1. Самостоятельная работа.

Упр. 40 стр.26

Задание: выписать сначала существительные женского рода, а потом мужского и среднего рода.

Подобрать по 2 существительных мужского, женского и среднего рода.

Взаимопроверка.

2. Ознакомление с несовпадением рода имён существительных. (Слайд 6)

Старушки обедали. Вдруг со стола со звоном упала ложка.

Ага! - проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету. — Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!

Почему дама? — удивилась немка. - Ложка ведь мужского рода. Значит, должен прийти мужчина.

Русская возмутилась:

Ну, вот ещё! Это если бы нож упал, тогда значило бы - мужчина. Нож - мужского рода...

Ха-ха-ха! - засмеялась немка.

Нож - мужского? Нет уж: если нож упадёт, то это ничего не значит. Он среднего рода.

Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на одну, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне: - Простите, шепнула она, - но я ничего не понимаю... Я вижу, тут какая-то смешная примета. На чём она основана? Почему нож может чем-то напоминать мужчину или ложка - женщину? Мне это не понятно.

И в самом деле, разъяснить ей, на чём основано это суеверие, было невозможно: в армянском языке (как и в английском) вообще не существует никаких родов: ни женского, ни среднего! Ни в Армении, ни в Англии, ни в Турции такая примета не могла даже и образоваться.

3. Игровое задание "Шестой лишний". (Слайд 7)

Дождь, остров, конь, тень, куст, день.

Рожь, печь, морковь, огонь, лень, ночь.

Земля, тайга, время, семья, родня, станция.

Окно, село, море, поле, полотенце, яблоко, стол.

VI . Применение знаний и способов действия

1. Творческая работа. Составление текста по опорным словам. (Слайд 8)

Составить и записать текст, определить род имён существительных.

Зима, мороз, снег, пороша, сугроб, снегирь, поле, стекло, одеяло, шуба, снегурочка, снеговик, подарок, ёлка, сосулька, лёд, каток, хоккей, хлопушка, шапка, шарф , кормушка, зерно, холод, голод .

На доске:

Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю.

Освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ________ _________!

Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней (Белый снег) блестит и переливается. Как красиво зимой!

2. Работа над загадками. (Слайд 9)

Отгадать загадки, определить род существительных (используя сигнальные карточки).

Лишь стукнет она

К нам в окошком снежком,

Мы санки берём

И на горку - бегом!

(Зима)

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано - ...

(Январь)

Пушистая лошадка,

А может бегемот,

А может просто ватка

Над нами вдаль плывет.

(Облако)

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось—

С неба на землю свалилось.

(Снег)

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная...

(Снежинка)

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся.

(Сугроб)

Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется...

(Кормушка)

Сито большое, сито голубое.

Сеет-веет белый пух

на леса, дома, на луг.

(Небо)

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает

(Солнце)

VII . Включение в систему знаний и повторение

1. Работа по учебнику.

Упр. 40, с. 26.

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Прочитайте, какие окончания имеют имена существитель-ные разного рода.

2. Творческая работа. Работа в группах. (Слайд 10)

Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.

сосна - …(насос)

кулак - …(кукла)

каприз - …(приказ)

камыш - …(мышка)

коршун - …(шнурок)

VIII . Домашнее задание

Упр. 44, с. 27

IX . Подведение итогов. Рефлексия

Как определить род имени существительного?

Продолжите предложения:

На уроке я научился ….. Я затруднялся …..

Мне было интересно…. Я хочу…

Спасибо за сотрудничество.