Образец карты наблюдения надомного обучения 2 вариант. «дневник индивидуального сопровождения учащегося – средство осуществления комплексного сопровождения и создания индивидуальной траектории развития

Нередко к врачу приходят мамы с жалобами на задержку речевого развития у ребенка. Но у некоторых детей при пристальном взгляде специалист помимо этого, видит особенности поведения ребенка, которые отличаются от нормы и настораживают .

Рассмотрим клинический пример:

Мальчик С. Возраст 2 года 9месяцев. Со слов мамы, словарный запас у ребенка не более 20 отдельных слов, состоящих из двух-трех слогов. Фраз нет. Мама говорит, что у ребенка часто бывают истерики, неусидчив, трудно засыпает. Других жалоб мама ребенка не предъявляет. При осмотре врач замечает, что ребенок не смотрит в глаза, все время находится в движении, реагирует криком, если ему, что-то не дают или запрещают. Успокоить ребенка можно только дав ему мобильный телефон или планшет. Проявляет интерес не к детским игрушкам, а больше к блестящим предметам мебели и интерьера. Начиная играть во что-либо, быстро теряет интерес и переключается на другое. Расспрашивая маму, выясняется, что ребенок очень избирателен в еде. Не приучен к горшку, дефекация только в памперс в положении стоя. Плохо засыпает и просыпается во время сна. Ребенку проведена Электроэнцефалография и консультации клинического психолога и логопеда. По результатам диагностики и клинической картины поставлен диагноз – Расстройство аутистического спектра.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким заболеванием. Но со временем стало появляться все больше детей, страдающих этим нарушением. Статистика показывает, что частота встречаемости РАС у детей за последние 30-40 лет в странах, где проводится такая статистика, поднялась от 4-5 человека на 10 тысяч детей до 50-116 случаев на 10 тысяч детей. При этом мальчики больше подвержены этому заболеванию, чем девочки (соотношение примерно 4:1).

Причины вызывающие РАС.

Во всем мире до сегодняшнего дня ученые изучающие причины возникновения аутизма не пришли к единому мнению. Выдвигается множество предположений. Среди возможных факторов появления у детей этого нарушения называют некоторые гипотезы:

Гипотеза о генетической предрасположенности

Гипотеза, в основе которой лежат нарушения развития нервной системы (аутизм рассматривается, как заболевание, вызванное нарушениями развития мозга на ранних этапах роста ребенка).

Гипотезы о влиянии внешних факторов: инфекции, химические воздействия на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.

Но действительно ли данные факторы могут привести к появлению аутизма у детей, до сих пор не выяснено.

Особенности психического развития детей с РАС.

Чтобы понять и распознать наличие аутизма у ребенка родителям надо внимательно следить за поведением ребенка, замечать необычные признаки, которые не свойственны возрастной норме. Чаще всего эти признаки можно выявить у детей в возрасте до 3-х лет.

Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь.

Нарушения речевого развития : в раннем возрасте можно отметить отсутствие или слабое гуление и лепет. После года становится заметно, что ребенок не использует речь для общения со взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции. К 2-м годам у детей очень маленький словарный запас. К 3-м годам не строят фразы или предложения. При этом дети часто стереотипно повторяют слова (часто непонятные для окружающих) в виде эхо. У некоторых детей отмечается отсутствие развития речи. У других же речь продолжает развиваться, но при этом все равно присутствуют нарушения коммуникации. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков речи.

Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими: Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Ребенок вместе со взрослым не сосредотачивается на одной деятельности. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, им трудно сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они склонны уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).

Нарушение исследовательского поведения: детей не привлекает новизна ситуации, не интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки. Поэтому дети с аутизмом чаще всего используют игрушки необычно, например, ребенок может не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из её колёс. Или не понимая предназначения игрушки использовать её в других целях.

Нарушения пищевого поведения : ребенок с аутизмом может быть крайне избирательным в предлагаемых продуктах, еда может вызывать у ребенка брезгливость, опасность, нередко дети начинают обнюхивать пищу. Но вместе с этим дети могут пытаться съесть несъедобную вещь.

Нарушение поведения самосохранения: в силу большого количества страхов ребенок часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Причиной может быть любой внешний раздражитель, который вызывает у ребенка неадекватную реакцию. Например, внезапный шум может заставить ребенка убежать в случайно выбранном направлении. Также причиной является игнорирование реальных угроз жизни: ребенок может очень высоко залезть, играть с острыми предметами, перебегать дорогу не глядя.

Нарушение моторного развития: как только ребенок начинает ходить, у него отмечают неловкость. Также некоторым детям с аутизмом присуще хождение на носочках, весьма заметно нарушение координации рук и ног. Таких детей очень трудно научить бытовым действиям, им достаточно тяжело дается подражание. Вместо этого у них развиваются стереотипные движения (совершать однообразные действия в течении долгого времени, бегать по кругу, раскачивания, взмахи «как крыльями» и круговые движения руками), а также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей, выстраивание их в ряд). Дети с аутизмом с заметным трудом осваивают навыки самообслуживания. Выражена моторная неловкость.

Нарушения восприятия: трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.

Трудности в концентрации внимания: дети с трудом сосредотачивают внимание на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.

Плохая память: часто и родители и специалисты замечают, что дети с аутизмом хорошо запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх). Такие дети на долгое время запоминают свой испуг, даже если он произошел очень давно.

Особенности мышления: специалисты отмечают трудности в произвольном обучении. Также дети с аутизмом не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность событий и логику другого человека.

Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной проблемой являются страхи таких детей. Обычно они непонятны окружающим, потому что зачастую дети не могут их объяснить. Ребенка могут пугать резкие звуки, какие-то определенные действия. Еще одно поведенческое нарушение – агрессия. Любое расстройство, нарушение стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (повреждения себя самого).

Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.


Диагностика расстройств аутистического спектра

Для диагностики аутизма специалисты используют критерии 2-х международных классификаций: МКБ-10 и DSM-5.

Но главные три критерия («триада» нарушений), которые можно выделить это:

Нарушение социальной адаптации

Нарушения в коммуникативной сфере

Стереотипность поведения

В основные диагностические этапы входит:

Осмотр ребенка психиатром, неврологом, психологом

Наблюдение за ребенком и заполнение «Оценочной шкалы аутизма», при помощи которой можно установить тяжесть расстройства

Беседа с родителями

Заполнение родителями опросников – «Опросник для диагностики аутизма»

Виды РАС

Существует несколько действующих классификаций РАС, причем разделение происходит зачастую по совсем разным признакам, что, естественно, может принести определённое неудобство человеку, изначально мало знакомому с медициной или психологией; поэтому ниже будут выделены самые основные и часто встречающиеся на практике виды РАС: - Синдром Каннера(Ранний детский аутизм) - характеризуется «триадой» основных нарушение: трудностью установления контактов со внешним миром, стереотипичностью в поведении, а также задержкой или нарушением коммуникативных функций речевого развития. Также необходимо отметить условие раннего появления данных симптомов (примерно до 2,5 лет)

Проявляется у детей в 4-х формах в зависимости от степени отгораживания от внешнего мира:

Полная отрешенность от происходящего. Эта группа характеризуется отсутствием речи и невозможностью организовать ребенка (наладить зрительный контакт, добиться выполнения инструкций и поручений). При попытках взаимодействия с ребенком, он демонстрирует наибольший дискомфорт и нарушение активности.

Активное отвержение. Характеризуется более активным контактом с окружающей средой, чем первая группа. Нет такой отрешенности, но присутствует неприятие части мира, которая неприемлема ребенку. Ребенок проявляет избирательное поведение (в общении с людьми, в еде, в одежде)

Захваченность аутистическими интересами. Характеризуется образованием сверхценных пристрастий (годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать один и тот же сюжет). Взгляд таких детей направлен на лицо человека, но смотрят они «сквозь» этого человека. У таких детей вызывает удовольствие стереотипное воспроизведение отдельных впечатлений.

Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Аутизм в наиболее легкой форме. Для детей характерна повышенная ранимость, контакт с миром прекращается при малейшем ощущении препятствий. С такими детьми можно установить глазной контакт

Синдром Аспергера. Формируется с рождения. У детей наблюдается раннее начало речевого развития, богатый словарный запас, развитое логическое мышление, не отмечается нарушений в умственном развитии. Но при этом страдает коммуникативная сторона речи: такие дети не умеют устанавливать контакт с другими людьми, не слушают их, могут беседовать сами с собой, не соблюдают в общении дистанцию, не умеют сопереживать другим людям.

Синдром Ретта. Особенность его заключается в том, что развитие ребёнка до 1-1,5 лет протекает нормально, но потом начинают распадаться только что приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Характерным для данного состояния являются стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера. Самое редкое из представленных заболеваний, встречающееся практически всегда только у девочек.

Детский психоз. Первые проявления симптомов до 3х лет. Характеризуется нарушениями социального поведения, коммуникативными нарушениями. Присутствуют стереотипии в поведении (дети однообразно бегают по кругу, покачиваются стоя и сидя, перебирают пальцы рук, потряхивают кистями). Такие дети имеют нарушения в приеме пищи: они могут проглатывать пищу не жуя. Речь их неясная иногда может представлять собой бессвязный набор слов. Бывают периоды, когда дети застывают на месте, как куклы.

Атипичный аутизм. Отличается от аутизма по возрастному проявлению и отсутствием одного критерия из «триады» основных нарушений.


Коррекция больных с РАС

Одним из самых важных разделов абилитации для детей с РАС, несомненно, является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Комплексная психокоррекционная работа, включающая в себя все разделы и виды реабилитационной помощи, о которых будет написано ниже, является, наряду с медикаментозной терапией, действенным средством купирования негативных симптомов РАС, а также способствует нормальному включению ребенка в социум. Виды коррекции РАС:

1) Психологическая коррекция - самый распространённый и известный вид; характерен достаточно широким спектром методик, из которых наибольшее распространение и признание в мире получили программы TEACCH и ABA-терапия.

Первая программа основывается на следующих принципах:

Особенности каждого отдельного ребёнка интерпретируются исходя из наблюдений за ним, а не из теоретических представлений;

Повышение адаптации осуществляется как путём обучения новым навыкам, так и путём приспособления уже имеющихся к окружающей среде;

Создание индивидуальной программы обучения для каждого ребёнка; использование структурированного обучения; целостный подход к интервенции.

Вторая же программа во многом опирается научение, зависящее от последствий, возникших после поведения. Последствия могут быть в виде наказания или поощрения. В данной модели необходимо выделить основные методы, такие, как процедура создания контура и подкрепления поведения, похожего на целевое; метод обучения цепочек поведения; методика обучения различение стимулов.

2) Нейропсихологическая коррекция - данный вид включает в себя комплекс занятий, состоящих из растяжек, дыхательных, глазодвигательных, мимических и других упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы, причем сами занятия между собой заметно различаются по времени и количеству.

3) Работа с семьей и окружением ребёнка - в первую очередь, данный вид коррекции направлен на смягчение эмоциональной напряжённости и тревоги у членов семьи, так как зачастую родители детей с РАС так же нуждаются в помощи, включающую в себя психотерапевтическую поддержку и программы тренингов (такие программы направлены в основном на формирование чувств понимания проблемы, реальности её решения и осмысленности поведения в сложившейся семейной ситуации).

4) Психосоциальная терапия - собственно, работа с самим ребёнком по формированию когнитивных, эмоциональных и мотивационно-волевых ресурсов личности для возможности дальнейшей социальной адаптации, необходимость в которой проявляется всё ярче по мере взросления ребёнка с РАС.

5) Логопедическая коррекция - учитывая тот факт, что нарушение речевого развития является одним из кардинальных проявлений РАС, данный вид работы с ребёнком будет неотъемлемой частью программы коррекции. Характеризуется ориентированностью на формирование словарного запаса, развитие слухового внимания, а также фонетического и речевого слуха.

6) Медикаментозная коррекция РАС. При некоторых формах аутизма необходима лекарственная помощь ребенку. Например, для улучшения концентрации внимания и усидчивости врач может назначить витамины и ноотропные лекарства, улучшающие процессы мышления и стимулирующие речевое развитие. А при высокой импульсивности, агрессии, негативизме, выраженных признаках «ухода в себя» могут помочь препараты психотропного ряда. В ряде случаев Аутизм сочетается с эпилептическими приступами. В таких случаях необходимы препараты предотвращающие приступы. Многие мамы опасаются лекарств. Но лекарства назначаются на определенный период, а не навсегда. Нежелательные явления от лекарственных препаратов бывают редко. А результат от эффекта в большинстве случаев стоит смелости родителей. В каждом случае необходимо индивидуально решать, какая нужна терапия. И врач должен быть способен доходчиво объяснить родителям все вопросы относительно лекарств.

В Детском диагностическом центре в Домодедово есть все возможности для диагностики Расстройств аутистического спектра. Такие как: осмотр детским неврологом, клиническим психологом, логопедом, проведение обследования – электроэнцефалографии и . А также методики коррекции, такие как АВА-терапия.

Подростковый возраст – это период, когда происходит бурные
физические и психические изменения да еще, если они осложнены
трудными жизненными ситуациями по той или иной причине. Что такое
подросток, требующий особого контроля?
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от
24.07.1998 г. принимает за основу термит «дети в трудной жизненной
ситуации», т.е. дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена,
дети, которые не могут преодолеть трудности самостоятельно, не может
преодолеть их и его семья. Поэтому такие дети и есть дети «риска», дети,
нуждающиеся в социально­педагогической поддержке.
Всех детей группы «риска» сегодня мы охватить не можем, мы работаем
с детьми с отклонением в поведении, т.е. с признаками дезадаптации,
которые,
нуждаются в социально­педагогической
поддержке.
прежде всего,
На таких детей и заводится «Дневник педагогических наблюдений» и
регулярно заполняется, а иногда и вместе с учеником. Он поможет лучше
узнать ученика, особенно его сильные и слабые стороны.

Цель:
деятельности учащихся
формированию личности.
организация профилактической,
социально­значимой
и работа по укреплению, развитию и
Ведется «Дневник педагогических наблюдений» регулярно и переходит
с учащимся из класса в класс.
СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНИКА
1. Титульный лист (обложка).
2. Содержание:
I раздел «Информационный лист» (информация о владельце);
II раздел «Педагогико – психологическая характеристика на учащегося»
(характеристики на учащегося);
III раздел «Учебная деятельность» (творческие работы, направления
активности);
IV раздел « Индивидуальная работа с учащимся» (план работы, акты, полезная
информация).
Раздел I. Информационный лист.
Данные учащегося.
В этом разделе помещается информация, помогающая социальному
педагогу и классному руководителю проанализировать личные данные
учащегося.

Раздел II. Педагогико – психологическая характеристика на
учащегося.
Характеристика на учащегося.
В этом разделе помещаются характеристики на ученика составленные
классным руководителем и психологом школы. Информация, помогающая
проанализировать ученика его характер, способности; результаты
психологической диагностики.
Раздел III. Учебная деятельность.
Наблюдение за учебной деятельностью.
В данный разделе помещаются результаты наблюдений и учет
успеваемости и посещаемости учащегося; а также описание основных форм
и направлений его учебной и творческой активности. Материалы,
представленные в данном разделе, дают широкое представление о
динамике учебной активности ученика.
Раздел IV. Индивидуальная работа.
Содержание работы.
В этом разделе помещен план и содержание работы с учащимся и его
семьей.

Содержание
Стр.
Раздел I. «Информационный лист»
Включает в себя личные данные учащегося
Состав семьи
Данные о родителях
Раздел II. «Педагогико – психологическая характеристика на учащегося»
Общие сведения об учащемся
Направленность личности учащегося
Волевые качества учащегося
Эмоциональная сторона характера
Особенности умственного развития учащегося
Характеристика на учащегося составленная учителем
Раздел II I. «Учебная деятельность»
Учебная деятельность
Оказание помощи в учебе со стороны родителей
Учет посещаемости и успеваемости
Ежедневное наблюдение
Ведомость успеваемости и посещаемости по четвертям
Любимые школьные предметы
Раздел I V. «Индивидуальная работа»
План работы с учащимся
План работы с семьей
Акты обследования жилищно ­ бытовых условий жизни семьи
учащегося

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
1. ФИО ученика (цы) ______________________________________________________________
2. Класс _______________
3. Дата (число, месяц, год) и место рождения__________________________________________
4. Домашний адрес, домашний телефон, код подъезда _________________________________
5. Семья ребенка:
Мать_____

Отец ______________________________________________________________________
Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка:
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Состав семьи, её структура:_______________________________________________________
Жилищно­бытовые условия ______________________________________________________
Взаимоотношения в семье ________________________________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье _____________________________________
Культурный уровень семьи _______________________________________________________
Воспитательный потенциал семьи _________________________________________________
6. Группа здоровья ребенка, заболевания: _____________________________________________
7. Характер ребёнка _______________________________________________________________
8. Качества личности (положительные, отрицательные) _________________________________
9. Положение ребенка в коллективе__________________________________________________
10. Учебная деятельность:
успеваемость ___________________________________________________________________
уровень знаний _________________________________________________________________
мотивация обучения _____________________________________________________________
посещаемость уроков____________________________________________________________
способности к обучению _________________________________________________________
познавательный интерес _________________________________________________________
11. Трудовая деятельность:
наличие трудовых навыков _______________________________________________________
предпочитаемые виды труда ______________________________________________________
участие в трудовых делах ________________________________________________________
12. Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы _______________________
13. Круг общения (ФИ друзей):

в школе __
вне школы _______________________________________________________________________
14. Относится ли к «группе риска» (с какого года)? _____________________________________
15. Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина) _______________
16. Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета) ___________________________
17. Состоит ли в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина)
______________________________________________________________________
18. Состоял ли на учете в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата снятия с
учета) ________________________________________________________________________
19. Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина)_____________________
20. Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина)_____________________
______________________________ _________________
(ФИО классного руководителя) (подпись)
______________________
(год оформления карты)

ПЕДАГОГИКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.Общие сведения об учащемся:
Физическое развитие, состояние здоровья, в частности нервной системы. Условия
жизни и быт в семье, взаимоотношения членов семьи, отношение к учащемуся у
семье. Выявление тех сторон семейного воспитания и быта, которые выясняет
особенность личности учащегося. Наиболее существенные факты из биографии
учащегося.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________
2. Направленность личности учащегося:
а) общественное лицо школьника, его стремление и идеалы.
б) интересы и склонности учащегося.
в) отношение учащегося к коллективу и самому себе.
г) отношение учащегося к учению и самому себе.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________
3. Волевые качества учащегося.
Целеустремленность, активность, инициативность. Настойчивость, как относится
встречающимся трудностям, как их преодолевает. Дисциплинированность и степень
ее сознательности.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________

4. Эмоциональная сторона характера:
Уровень эмоциональной возбудимости учащегося, сила и глубина эмоционального
переживания, устойчивость чувств. Какое настроение преобладает: живость или
вялость, быстрота или медлительность, темперамент.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________5. Особенности умственного развития учащегося.
Как учится, понимает материал, излагаемый на уроках. Проявляет
самостоятельность, критичность в суждениях и выводах. Умеет ли правильно
выражать свои мысли в устойчивой письменной форме.

_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ХАРАКТЕРИСТИКА НА УЧЕНИКА

Директор _______________ (ФИО)
Кл. руководитель_________________(ФИО)

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ
1. Какое положение занимает учащийся в коллективе?
(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)
2. Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим
замечаниям?
(благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)
3. Стиль отношений со сверстниками (спокойно­доброжелательный; агрессивный;
неустойчивый; обособленный)
4. Пользуется ли авторитетом в коллективе?
(у большинства мальчиков, только у девочек, у небольшой группы, не
пользуется
авторитетом)
5. Имеет ли друзей? (только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса,
сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)
6. В качестве кого участвует в школьных мероприятиях?
(инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель,
дезорганизатор, не участвует)
7. Как выполняет общественные поручения? (с удовольствием, хорошо,
удовлетворительно,
плохо, уклоняется от поручений)
8. С кем чаще всего бывают конфликты? (с одноклассниками, учащимися других
классов, учителями, родителями и родственниками)

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мнение
ученика
Мнение
родителей
Мнение
учителя
Параметры
Предметы,
изучаемый с
удовольствием
Предметы,
вызывающие
трудности
Предметы, которые
хотели бы изучать
дополнительно
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В УЧЕБЕ СО СТОРОНЫ
РОДИТЕЛЕЙ
Параметры
Мнение ученика
Мнение
родителей
Полностью самостоятелен
Оказывается
эпизодическая
Помощь (указать, по
каким)
Оказывается постоянная
помощь

УЧЕТ ПОСЕЩАЕМОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ
Предмет
математика
чтение
3­8
3 3
Сентябрь
10­15
17­22
2 3 н 3
2 н н 3
ЕЖЕДНЕВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
24­29
4 2 н н 3
Например:

п/
п
1
2
Например:
Дата
5.09.08 Пришел в школу
Наблюдение
с
невыученными уроками по
математике.
Меры, результат
Сообщение
родителям
записку.

через
ВЕДОМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ И ПОСЕЩАЕМОСТИ
ПО ЧЕТВЕРТЯМ
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
предмет
успев пропуск
успев пропус
успев пропуск
и
26
26
3
3
математ
ика
русский
язык
и
ки
0
0
4
4
успев
пропус
ки
3
4
16
16
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
за поведением учащегося за ________ месяц.
Дата
Проблема
Принятые меры

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ.

№ Содержание наблюдений
Не
Иногд
а
Часто
н
а
б
л
ю
д
а
е
т
с
я
1
Учебная деятельность:
ﺻ равнодушие;
ﺻ нежелание учиться;
ﺻ низкая успеваемость;
ﺻ затруднение в освоении
учебных программ;
ﺻ систематическая
неуспеваемость по одному
или нескольким предметам.
Взаимоотношения со сверстниками.
2
Положение в классе:
ﺻ изоляция;
ﺻ противопоставление себя
ﺻ положение вожака микро
коллективу;
группы, состоящих из
трудных учащихся.
Отношение к другим детям:
слабыми и младшими;
ﺻ жестокое обращение со
ﺻ пренебрежительное отношение
ﺻ принадлежность к различным
к сверстникам;
молодежным группам.
3
Взаимоотношения со взрослыми.
С учителями:
ﺻ конфликтный характер
взаимоотношений с одним
или несколькими учителями;
ﺻ грубость;
ﺻ бестактность;
ﺻ ложь.
С родителями:
ﺻ конфликтный характер;
ﺻ ложь;

4
Проведение свободного времени:
ﺻ не занимается в кружках и
секциях;
ﺻ проводит свободное время вне
дома (с друзьями на улице);
ﺻ употребляет спиртные напитки;
ﺻ курит;
ﺻ зарабатывает себе на жизнь;
5
Отношения к труду, профессиональная
ориентация.
Выбор профессии (для
старшеклассников):
ﺻ незнание своих возможностей и
способностей;
ﺻ профессиональная
неопределенность;
ﺻ неразвитость тех четырёх
личности, которые необходимы
для выбранной профессии.

Отношения к труду:
ﺻ отрицательные отношения
ﺻ невыполнения трудовых
обязанностей в школе и дома;
ﺻ недобросовестное отношение

6
Поведение и поступки.
В школе:
ﺻ прогулы;
ﺻ нарушения требований
школьной дисциплины;
ﺻ нецензурная брань;
ﺻ жаргонная речь;
ﺻ порча школьного имущества;
ﺻ срыв уроков;
ﺻ драки.
В семье:
ﺻ побеги из дома;
ﺻ невыполнение домашних
обязанностей;
Противоправные поступки:
ﺻ бродяжничество;
ﺻ попрошайничество;
ﺻ азартные игры;
ﺻ употребление наркотиков;
ﺻ проституция;
ﺻ воровство;
ﺻ вымогательство;
ﺻ порча имущества;
ﺻ нанесение телесных
повреждений (драка).

ПЛАН РАБОТЫ С УЧАЩИМСЯ
Карта эмоционального состояния учащегося в школе
Факторная структура настроения
доминирующее
психическое
противоположное
психическое
состояние
состояние
весело
грустно
интересно
неинтересно
волнение
спокойствие
пассивность
активность
усталость

бодрость
радость
огорчение
раздражение
равнодушие
депрессия
вдохновение
Самое интересное в школе _____________________________________
Самое неинтересное в школе ___________________________________
Ситуация вызывающая беспокойство _____________________________

Директор школы
(ФИО)
_______________
Утверждаю
АКТ
обследования жилищно­бытовых и семейных условий
от "____" _____________ 200 _ года.
несовершеннолетней
________________________________________________
Дата рождения
____________________________________________________
Проживающего по адресу___________________________________________
В присутствии ____________________________________________________
Проведено обследование жилищно­бытовых и семейных условий
подростка.
Время проведения обследования: с_____ час ____ мин. до ____ час ___ мин
Обследованием

установлено,

из
______________________
Мать_____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Отец_____________________________________________________________
_________________________________________________________________
и занимался_______________________________________________________

Заключение
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Обследование произведено в присутствии
_________________________________________________________________
Подписи
ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ УЧАЩЕГОСЯ
Дата
Проблема семьи
Что сделано
Результат

Директор школы
Утверждаю

______________
(ФИО)
Акт обследования
социально–бытовых условий жизни семьи
от «____» _____________ 200 _ года.
Мы, нижеподписавшиеся, члены комиссии в составе:
1. _________________________________________
2. _________________________________________
3. Социальный педагог ФИО
составили настоящий акт в том, что провели обследование социально­
бытовых условий жизни семьи.
1. Семья ________________________________
2. Место жительства:
a) по прописке _____________________________________________

(постоянно, временно – нужное подчеркнуть)
b) фактически _____________________________________________
c) другие варианты регистрационного учета ____________________

__________________________________________________________
d) не
состоит
учете

_______________________________________
3. Социальный статус семьи:
(многодетная; приемная; студенческая; семья, где проживают
родители (один из родителей) инвалиды 1 и 2 группы; семья, где
родители
(один из родителей)
несовершеннолетние;
семья,
воспитывающая ребенка–инвалида; семья беженцев или вынужденных
переселенцев; семья, где родители (один из родителей),безработные
(состоят на учете в Центре занятости); семья, где родители (один из
родителей) с алкогольной зависимостью; семья, где родители (один из
родителей) с наркотической зависимостью.)

4. Благосостояние семьи:
(мобильный телефон; автомашина, иные транспортные средства;
земельный участок, дача; гараж, погреб; холодильник; швейная машина;
стиральная машина; телевизор; видео техника, аудио техника,
компьютер, телефон, музыкальные инструменты; сельскохозяйственные
машины с мотором, библиотека (более 50 книг).
(подчеркнуть имеющееся имущество)
5. Характеристика жилого помещения:
(квартира улучшенной планировки, экспериментальная квартира,
«Хрущевка», «Брежневка», полнометражная, квартира малосемейного
типа со всеми удобствами, квартира малосемейного типа с частичными
удобствами, комната в коммунальной квартире, частный дом с
частичными удобствами или без удобств, частный дом со всеми
удобствами, ветхое жильё, число комнат в квартире (в доме) _______).
(подчеркнуть соответствующие варианты)

6. Статус жилья:
(принадлежит Вашей семье на правах собственности
(приватизировано или приобретено); является собственностью Ваших
родственников; находится в муниципальной собственности (не
приватизировано);
принадлежит ведомству,
предприятию;
Вами
снимается).
(подчеркнуть соответствующие варианты)
7. Размеры жилой площади, приходящейся на 1 члена Вашей семьи
(меньше 7 м; 7­9 м; свыше 12 м)
a) Наличие отдельной комнаты для детей
(Да, Нет)
8. Санитарная культура.
(чистота помещения, наличие насекомых (блох, мух, тараканов и
т. п.), свежесть воздуха, воздушно–тепловой режим, периодичность
уборки помещения, наличие чистой одежды у детей, смены постельного
белья и т. п.).
(подчеркнуть соответствующие варианты)
9. Экономическое положение семьи.
Указать основные источники доходов вашей семьи.
(подчеркнуть соответствующие варианты)
a) Заработная плата членов семьи
Отца (до 3 000 руб.; 3 000­5 000 руб.; свыше 6 000 руб.)
Матери (до 3 000 руб.; 3 000­5 000 руб.; свыше 6 000 руб.)
b) Пенсии (по возрасту, по потери кормильца, по инвалидности)
_________________________________________________________
c) Государственное ежемесячное пособие на ребенка, пособие по
безработице; денежные выплаты (по опеке, приемной семье). Стипендии,
алименты, другое (что именно)

______________________________________________________
d) Дополнительные источники:
(разовые приработки, разовые работы, постоянная дополнительная
работа, доходы от подсобного хозяйства (садово­огородных участков
(площадь участка ______, разведение птиц, скота и т. п.),
______________________________________________________________
материальная помощь родственников, доходы от сдачи имущества в
аренду, другие ____________________________ , никаких источников
дохода не имеем).
e) Оцените уровень ежемесячного среднего дохода Вашей семьи.
(за последние 3 месяца, т.е. сколько денежных средств приходится на
одного члена семьи. Для этого суммируйте зарплату, премии, прибыли,
пенсии, пособия, материальную помощь, случайные заработки и другие
денежные поступления, затем полученную сумму разделите на
количество членов в Вашей семье).
(до 300 руб., от 300 до 400 руб., от 500 руб. до 700 руб., от 700 руб. до 100
руб.,100 руб. до 1500 руб., от 2 000 руб. до 2 500 руб., от 3 000 руб. до 3
500 руб., от 4 000 руб. до 4 500 руб., свыше 5 руб.)
10.
(какими льготами пользуется данная семья и на какую сумму в месяц,
Реализация социальных льгот.
подчеркнуть соответствующие варианты)
жилищно–коммунальными льготами _______________________________ ;
льготами по оплате за содержание детей в ДОУ
_____________________;
бесплатным школьным питанием __________________________________;
бесплатными лекарственными средствами __________________________;
льготами за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой
____.

Трудности и проблемы, которые волнуют семью.
11.
(неудовлетворительное материальное положение (увеличение денежных
доходов семьи); трудоустройство, смена работы, страх потерять работу;
плохие жилищные условия (решение жилищного вопроса, смена
жительства); проблема воспитания и образования детей; состояние
здоровья детей; состояние здоровья взрослых членов семьи; наркомания
членов семьи; алкоголизм членов семьи; личная безопасность семьи;
отсутствие взаимопонимания в семье; предстоящие крупные расходы,
приобретения).
12.
(материальная, решение жилищных проблем, медицинская, юридическая,
Виды помощи, необходимые семье.
социально–педагогическая, психолого–педагогическая, решение вопроса
трудоустройства).
13.
Заключение комиссии ___________________________________
«____» ____________ 200__ г. Подписи членов комиссии
(дата заполнения) ____________ / ФИО /

Поведение ребенка с расстройством аутистического спектра зачастую доставляет немало трудностей его родителям. Причина этого – отсутствие у таких детей способности общаться с людьми, чтобы получить желаемое с помощью принятых в социуме поведенческих моделей. Чтобы избавиться от нежелательного поведения, необходимо помочь ребенку научиться конструктивно взаимодействовать с людьми, когда дело касается его потребностей и желаний.

Шаги

Составление плана

    Выберите только один вид нежелательного поведения, над которым вы будете работать. Каждый тип негативного поведения имеет свою собственную причину, поэтому и решение в каждом случае будет индивидуальное. Чаще всего очень трудно или даже невозможно решить все проблемы с поведением одновременно. Кроме того, если вы сосредоточите все свои усилия на решении одной конкретной проблемы, вы с большей долей вероятности добьетесь успеха.

    Если это возможно, поговорите с ребенком о его поведении. Если ваш ребенок может объяснить, почему он так себя ведет, это поможет вам начать работу над решением проблемы. В некоторых случаях нежелательное поведение – это способ ребенка решить какую-то проблему (к примеру, ребенок стучит по парте в классе, чтобы заглушить сенсорные стимулы, доставляющие ему дискомфорт). В этом случае вам нужно научить ребенка другим способам, которые помогут ему справляться с проблемами.

    Ведите дневник наблюдения, если ваш ребенок не может объяснить своего поведения. Чтобы определить возможные причины того или иного нежелательного поведения, ведите специальный дневник и записывайте в него, что именно произошло, какие события предшествовали нежелательному поведению и что последовало за этим поведением. Это будет менее достоверно, чем объяснение, полученное непосредственно от ребенка, однако если ваш ребенок не умеет говорить и не может использовать способы альтернативной коммуникации, ведение записей – это лучшее, что вы можете сделать.

    • Вот как могут выглядеть записи в таком журнале: В 4.30 Петя пришел на кухню и схватил два печенья. Когда я сказала сыну, чтобы он положил печенье на место, Петя устроил истерику. Когда он успокоился, я дала ему печенье.
    • После урока математики Маша и ее одноклассники пошли на школьную линейку. Пока мы ждали начала мероприятия, Маша разнервничалась и начала грызть пальцы. Девочка сердилась все больше и через какое-то время стала яростно кусать свои руки. Помощник учителя отвел ее в пустой класс, где девочка смогла успокоиться.
  1. Заполняйте дневник наблюдений в течение нескольких дней, после чего попробуйте определить причину нежелательного поведения.

    • Истерика Пети случилась из-за того, что у него отобрали желаемый объект (печенье), который он взял без разрешения. Предполагаемая причина истерики: возможно, в 4.30 мальчик чувствует сильный голод и пытается своим поведением выразить, что ему нужна еда.
    • Маша начала кусать руки перед началом школьной линейки. Подобные мероприятия обычно бывают очень шумными, возможно, громкие звуки и шум пугают девочку или доставляют ей сильный дискомфорт. Волнение девочки из-за неприятных ощущений во время линейки выразилось в виде укусов своих рук.
    • Не забывайте, что причины, вызывающие срывы и истерики у аутичного ребенка, не всегда понятны и очевидны для обычных людей. К примеру, вряд ли вы сразу поймете, почему в одной ванной ребенок всегда нервничает, а в другой – нет. Причина может заключаться в том, что в первом случае ребенка беспокоит мигающая лампочка или звук вентилятора, а во втором случае этих раздражающих факторов нет, однако сам ребенок не в состоянии объяснить это.
  2. Устраните исходную проблему. Избегайте стрессового фактора, который провоцирует нежелательное поведение, и научите ребенка, как справляться с проблемой, если он все же столкнется с источником раздражения. Если у вас получится разрешить проблему, проблемное поведение будет проявляться слабее и возникать все реже (угасать).

    Если проблемное поведение не уменьшается, значит, вы пока не нашли правильного решения изначальной проблемы, или же уровень развития ребенка не позволяет справиться со сложностями. Вам нужно продолжать вести журнал наблюдений и пытаться понять корни изначальной проблемы нежелательного поведения.

    • Изучите, каким образом люди с расстройством аутистического спектра справляются с ситуациями, похожими на вашу. В интернете вы сможете найти множество источников, где люди с аутизмом делятся своим опытом. Если вы знаете английский язык, хэштег #AskAnAutistic поможет вам найти таких людей и спросить у них совета.
  3. Посмотрите, что у вас получилось. Если вы смогли правильно установить проблему нежелательного поведения и предложить решение, которое помогает ребенку, скорее всего, он начнет применять выученную стратегию вместо нежелательного поведения. Потребуется немало времени и терпеливых напоминаний, но если ребенок способен использовать новую стратегию, он будет это делать.

    • Когда ребенок применяет прежнюю, нежелательную стратегию, спокойно напомните ему, что нужно поступить по-другому: "Что нужно сказать, если ты хочешь печенье?"
    • Нельзя игнорировать нужды ребенка. Если ребенок оказался в ситуации, которая утомляет его или вызывает страх, помогите ему справиться с проблемой, независимо от того, "правильно" или "неправильно" реагирует ребенок. Ребенку необходимо знать, что вы всегда придете на помощь, когда ему плохо.
  4. Поощряйте любое проявление инициативы. Если ребенок применил конструктивный способ (например, выразил свои ощущения словами или взял игрушку-"антистресс"), поощрите ребенка за правильное поведение. Объясните ребенку, что вам приятно, когда он отслеживает свое состояние и выполняет действия для получения желаемого.

    • К примеру: "Маша, ты молодец! Ты сказала, что сейчас тебе неприятно и плохо. Теперь я понимаю, в чем дело, и помогу тебе избегать таких ситуаций".

Будьте доброжелательны и сохраняйте позитивный настрой

  1. Верьте в лучшее. Для начала постарайтесь признать, что ребенок способен развиваться, что у него хорошие намерения, а также скажите себе, что ребенок уже сейчас старается изо всех сил. Помогайте ребенку развиваться и достигать поставленных высот. Ваш оптимизм поможет воодушевить ребенка и добиться положительных результатов.

    Скажите себе, что бессмысленного поведения не бывает. Даже если поведение кажется вам лишенным какого-либо смысла, оно служит каким-то целям ребенка или помогает ему выразить себя. Причина действительно существует, просто вы пока не можете понять, в чем она заключается.

    Будьте внимательны, когда пытаетесь определить мотивы нежелательного поведения. Каждый человек обладает уникальным мышлением, и различия особенно существенны между аутичными и обычными людьми. Причины поведения ребенка могут быть совершенно противоположными тому, что вы об этом думаете.

  2. Не нужно путать "он не может" и "он не сможет". Овладение навыками и умениями – это нелинейный процесс. Если ребенок испытывает стресс или утомление, он зачастую не может выполнять действия, которые способен делать в других условиях. Если ребенок противится вашим попыткам заставить его что-то сделать, вполне возможно, что он не в состоянии сделать требуемое в данный момент, или просто не понимает, что вы от него хотите.

    • К примеру, вместо: "Артем злится и не может сказать мне, в чем причина. С ним так сложно!", попробуйте сказать себе: "Артем злится и не может сказать мне, в чем причина. Скорее всего, он слишком сердится и не может говорить. Я помогу ему успокоиться, может быть, тогда он сможет объяснить, что происходит".
    • Избыток сенсорной информации, сильная усталость, стресс, судороги, тревога и многие другие факторы могут влиять на уровень функционирования ребенка. К примеру, ваша дочь обычно самостоятельно ставит после еды свою посуду в посудомойку. Однако если девочка плохо спала ночью, а в кухне стучала крышка кипящей кастрюли, ребенок будет чувствовать сильное утомление и не сможет убрать свою тарелку.
    • Дайте ребенку понять, что заботитесь о нем, и аутизм не влияет на ваше отношение. Нельзя, чтобы ребенок думал, что он – обуза для людей, которые его окружают. Ребенок должен знать, что вы не требуете, чтобы он притворялся "нормальным". Побуждайте ребенка развивать его сильные стороны, подчеркивайте его уникальность и донесите, что вы любите его таким, какой он есть.
  • Выберите одно определенное поведение, которое вы хотите изменить: например, вы хотите, чтобы ребенок перестал кидаться пищей во время еды.
  • Определите, что именно происходит перед появление нежелательного поведения – это поможет вам определить его причину. Может быть, аутичный ребенок заканчивает есть раньше, чем все другие люди за столом? Есть ли какой-нибудь способ устранить причину нежелательного поведения или изменить ее? К примеру, ребенку можно предложить какое-то занятие за столом, пока все закончат трапезу.
  • Не забывайте, что поведение ребенка – это его попытка общаться и объяснить что-то: "Мне страшно!", "Мне скучно!", "Обратите на меня внимание!", "Я рассердился" и тому подобное. Способ, которым ребенок пытается донести свои потребности, может быть приемлемым в данной ситуации или нежелательным, однако вам нужно попытаться понять, что именно беспокоит ребенка. Это поможет вам найти возможные решения проблемы с поведением.

Предупреждения

  • Необходимо помнить, что для аутичных детей значимыми являются многие факторы, которые обычные люди даже не замечают. К примеру, ребенок может нервничать, если вы всегда сервировали обед на одних и тех же тарелках, а сегодня взяли другую посуду, если кто-то сидит за обедом не на том месте, если обычно ребенок ужинает после того, как примет ванну, а сегодня вы накрыли стол раньше, и тому подобное.
  • , Español: elaborar un plan de intervención para mejorar la conducta de un niño autista , Português: Fazer um Plano de Intervenção Comportamental para uma Criança Autista

    Эту страницу просматривали 3699 раз.

    Была ли эта статья полезной?

«Центр по оказанию психолого-педагогических услуг «Доверие»»

по ведению дневников наблюдений.

Для успешной работы тьютора предусмотрено ведение им следующей документации:


  • Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ.

  • Дневник наблюдений за ребенком.
Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения, отслеживать динамику развития ребенка.

Виды дневников:

1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения подопечного с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни подопечного. Помимо особенностей поведения ребенка тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя; эмоциональные реакции на ту или иную ситуацию.

Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.

2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа «удалось – не удалось».

3. Дневник как способ информирования родителей о жизни, учебе и успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения. Нередко чтение записей тьютора бывает очень полезным для родителей, так как позволяет им прийти к осознанию того, что их ребенок успешен в деятельности и может вести активную жизнь без их участия.

Тьютор может вести любые другие записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником; составить индивидуальный план работы. Например, заполнять в начале и в конце полугодия, или учебного года таблицу сформированности основных навыков, предложенную И.В.Карпенковой:

Таблица сформированности основных навыков


Деятельность ребенка

Делает +

Делает не всегда +-

Делает, но редко -+

Не делает -


Маршрутная деятельность

Знает, где раздевалка; приходя в школу, идет в раздевалку, в соответствующее место; верхнюю одежду вешает на вешалку, переобувается, пакет с обувью также вешает на вешалку

Берет свой портфель и идет в свой класс

В классе находит свое место; достает из портфеля необходимые вещи, в соответствии с уроком; портфель помещает на соответствующее место

В течение урока находится в классе, сидит или двигается в соответствии с указаниями учителя

После урока меняет учебники и тетради для следующего урока

Во время перемены вместе с другими учениками под руководством учителя выходит из класса, гуляет в рекреации или идет в столовую, в спортзал, в другие классы, после уроков – в раздевалку

После уроков собирает все вещи в портфель

Другое

Витальная деятельность

(навыки самообслуживания)


Во время урока (или на перемене) может попроситься в туалет

Может самостоятельно сходить в туалет во время перемены

Моет руки перед едой и после туалета

Находясь в столовой, ест

Другое

Коммуникативная деятельность

Выполняет инструкции учителя

Может повторять действия за учителем

Смотрит на учителя

Задает вопросы

Отвечает на вопросы

Поднимает руку, когда знает ответ

Может по просьбе учителя выйти из-за парты и ответить у доски

Копирует то, что делают другие ученики, если не успел за учителем

На перемене общается со сверстниками

Другое

Учебная деятельность

Может самостоятельно писать

Может самостоятельно открыть учебник или тетрадь на нужном месте

Пользуется не только ручкой, но и остальными канцтоварами, в соответствии с заданием

Рисует

Пользуется красками, фломастерами, мелками

Другое

Этика отношений

Здоровается (прощается) в соответствии с ситуацией

Обращается к учителям на «вы», к сверстникам – на «ты»

Ждет, когда надо ждать всех

Помогает другим, по просьбе

Помогает другим, без просьбы, по ситуации

Поздравляет, выражает радость успеху других

Переживает за других в случае грустной ситуации

Другое

Осознавание себя и смысла учебы

Радуется похвале

Понимает и серьезен, когда его действия критикуют

Стремится исправить свое поведение или оценку

Выражает разную степень интереса к темам и урокам

Что-то любит больше, что-то меньше (рисовать, двигаться, слушать)

Другое

Согласовано Утверждаю:

на МС школы Директор Центра «Доверие»

Руководитель МС _____________Гоберкорн А.Я.

Вострикова Н.И. «______» _____________2014 г.


  1. Дневник наблюдений один из основных документов, позволяющих отследить динамику развития учащегося (воспитанника).

  1. Тьютор заполняют дневник на основе личных наблюдений, результатов диагностик.
3. В записи следует отразить:

-динамику развития воспитанника;

Анализ результатов психолого – педагогического мониторинга.

4. Сроки заполнения: ежедневно.

Подлежит фиксации:


  1. Состояние органов чувств.

  2. Особенности внимания - устойчивость, переключаемость, объем, привлекаемость.

  3. Особенности восприятия и осмысления учебного материала - быстро ли улавливает главное, усвоение нового материала, как понимает объяснение учителя, умение устанавливать причинно - следственные связи.

  4. Особенности понимания и воспроизведения учебного материала - процессы памяти, прочность запоминания, что лучше запоминает (цифры, факты, описания), точность воспроизведения, условия, благоприятствующие точности воспроизведения, например, использование наглядности.

  5. Особенности речи - дефекты речи, понимание, запас слов, письменная речь.

  6. Особенности усвоения учебного материала - отношение к отдельным учебным предметам, умение применять знания в новых условиях.

  7. Успеваемость - общая, по предметам, факты, которые влияют на успеваемость в течение учебного года или за несколько лет обучения.

  8. Особенности познавательных интересов - отсутствуют, слабы, осознанность интересов, их мотивировка, особые интересы к чему-то, склонность к какому - либо роду деятельности, профориентированность.

  9. Особенности личности - общая характеристика поведения, выполнение школьного режима, требований взрослых, отношение к общественной жизни коллектива, какие общественные обязанности, поручения имеет и как их выполняет.

  1. Взаимоотношения с коллективом - положение, авторитет в коллективе, чем определяется это положение.

  2. Особенности характера - ярко выражение положительные и отрицательные стороны характера, преобладающее настроение и чем оно вызвано (угрюмость, апатия, эйфория, дисфория), наличие волевых черт характера, отношение к собственному дефекту.
12. Общие выводы: трудности, возникающие в процессе обучения и воспитания, их преодоление; на преодоление какого недостатка, в первую очередь, должно быть направлено внимание тьютора, на какие положительные качества личности должен опереться тьютор в своей работе, какие коррекционно-педагогические мероприятия должны быть проведены в дальнейшем с этим учеником, динамика развития.

ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ

Ф.И.О.

класс

ГОУ СкОШ VIII вида № 482

Классный руководитель: Изместьева Наталья Викторовна

  1. ФИО ________________________________________________
  2. Класс 2 «А»
  3. Дата рождения _______________________________________
  4. Домашний адрес, домашний телефон ______________________________
  5. Семья ребенка:

Мать Ф.И.О., место работы ___________________________________

Отец Ф.И.О., место работы____________________________________

  1. Жилищно-бытовые условия 3-х комнатная квартира, в которой проживают мать, отец, трое детей и родственники отца. Квартира выставлена на продажу.
  2. Взаимоотношения в семье прослеживаются элементы диктата со стороны отца. Мама не имеет собственного мнения, во всём поддакивает мужу.

Наличие отклонений от норм поведения в семье поведение отца неадекватное – на любые замечания в отношении Влада реагирует вспышками гнева. Начинает разговаривать на повышенных тонах, оскорблять собеседника, не обращая внимания на его пол, возраст и статус.

Воспитательный потенциал семьи Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры, неспособность правильно организовать семейный досуг, жизнедеятельность семьи с целью преодоления ошибок, допускаемых в воспитании детей.

  1. Характер ребёнка вспыльчивый – легко огорчается, обижается. Причины своих обид старается устранить с помощью брани и кулаков. Не чувствителен к другим.
  2. Качества личности (положительные, отрицательные) К положительным качествам можно отнести самостоятельность и любознательность. К отрицательным – вспыльчивость, необоснованное недовольство, драчливость.
  3. Положение ребенка в коллективе находится на стыке нейтральный / отвергаемый
  4. Учебная деятельность: программный материал усваивает с трудом, нуждается в постоянной помощи со стороны взрослых.

Уровень знаний характеризуется низкими показателями.

Мотивация обучения низкая.

Посещаемость уроков регулярная, но без интереса. Учебную задачу не понимает.

  1. Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы любит участвовать в общешкольных мероприятиях и соревнованиях.

Классный руководитель Изместьева Н.В. _______________

Дата

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Ф.И. пришёл в ГОУ СкОШ VIII вида № 482 по направлению районной ПМПК. Раньше обучался в ГОУ СОШ № 1049, где продублировал обучение во 2 классе.

Внешне ребёнок опрятный, культурно-гигиенические навыки сформированы в достаточной степени. В школу приходит в чистой одежде, причёсанный, аккуратный. Физическое развитие соответствует возрасту. Очень любит спортивные мероприятия и уроки физкультуры.

Уровень обученности низкий. Процесс обучения даётся ему очень нелегко. На уроках рассеян, внимание неустойчивое – фиксируется с трудом на короткое время. Влад быстро устаёт, теряет интерес к занятиям, невнимателен. Мышление конкретное, тугоподвижное. Объём памяти снижен. Знания об окружающем мире носят бессистемный и отрывочный характер. Логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение на стадии формирования.

Чтение послоговое, отрывистое, монотонное. Выделяет голосом интонацию текста по образцу. Последовательный пересказ только с опорой на наглядность или наводящие вопросы. Скрытый смысл текста определяет с помощью учителя.

Письмо самостоятельное медленное, неаккуратное. Иногда пропускает буквы в словах, переставляет буквы и слоги местами в сложных словах, буквы разной величины. Легко списывает с печатного и рукописного текста, письмо под диктовку затруднено. Задания по русскому языку самостоятельно не выполняет, требует повторения словесной инструкции учителя несколько раз.

Прямой и обратный счет в пределах 20, называет «соседей», чисел, умеет считать от заданного до заданного числа, счётные операции выполняет с трудом. При решении задач затрудняется в записи краткого условия. Построение геометрических фигур выполняет с помощью учителя.

Отношения с одноклассниками сложные. Влад отталкивает от себя ребят: постоянно пытается кого-нибудь задеть, обозвать, часто агрессивен. В конфликтных ситуациях предпочитает решать проблему кулаками, или звонит жаловаться отцу и старшему брату.

Влад нарушает правила поведения учащихся в школе: во время перемен без разрешения убегает на 4 этаж (к старшему брату), уходит в столовую, использует в речи нецензурные выражения, оскорбляет учащихся и распускает руки.

Классный руководитель

Дата

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УЧАЩЕГОСЯ

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

Редко

Иногда

Часто

Учебная деятельность:

  • равнодушие;
  • нежелание учиться;
  • низкая успеваемость;
  • затруднение в освоении учебных программ;
  • систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам.

Взаимоотношения со сверстниками.

Положение в классе:

  • изоляция;
  • противопоставление себя коллективу;
  • положение вожака микро группы, состоящих из трудных учащихся.

Отношение к другим детям:

  • жестокое обращение со слабыми и младшими;
  • пренебрежительное отношение к сверстникам.

Взаимоотношения со взрослыми.

С учителями:

  • конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;
  • грубость;
  • бестактность;
  • ложь.

С родителями:

  • конфликтный характер;
  • ложь;
  • грубость, хамство.

Поведение и поступки.

В школе:

  • прогулы;
  • нарушения требований школьной дисциплины;
  • нецензурная брань;
  • жаргонная речь;
  • порча школьного имущества;
  • срыв уроков;
  • драки.

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________