Создание научной картины мира. «Наука в XIX веке

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижнеикорецкая СОШ»

Лискинского района Воронежской области

Интегрированные предметы: история, биология, физика.

Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

Форма проведения: научная конференция.

Целевая аудитория: 8 класс (с приглашением 7 и 9 классов).

Продолжительность 2 учебных часа.

Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;

познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;

определить значимость научных открытий 19 века для современности.

Задачи:

  1. научить учеников работать с литературой и интернет- ресурсами, составлять и представлять электронные презентации;
  2. развивать умение выступать перед аудиторией;
  3. научить делать обобщения и формулировать выводы.

Оборудование:

Мультимедиа проектор, компьютер, оборудование для демонстрации явления электромагнитной индукции (магниты, амперметр, медная проволока). Выставка предметов, изобретённых в 19 веке (пишущая машинка, швейная машинка, спички, фотография, телефон, микрофон, резина, алюминий, целлулоид). Портреты учёных (Фарадея, Максвелла, Пастера, Мечникова, Коха, Дарвина,Рентгена, Кюри, Нобеля).

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. Представления групп учащихся, которые были заранее сформированы и получили опережающие задания - сделать электронные презентации об учёных и их открытиях. Учащиеся размещены по группам «биологи», «физики» и «эксперты».
  1. Введение. Слово учителя истории:

19 век – особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Новые открытия разрушают представления о том, что природа подчиняется строгим законам механики. Здесь речь пойдёт о тех открытиях в области физики и биологии, без которых невозможно было бы развитие индустриального общества. Монополистический капитализм, крупные корпорации обеспечивали внедрение современных технологий и научных открытий. Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобным и общедоступным становился транспорт. Современные средства связи облегчали общение, а газеты и радио приносили прямо в дом все новости. Неотъемлемой частью уличного пейзажа в конце 19 века стала фигура мальчика – газетчика, выкрикивающего новости.

Выбегают три мальчика с газетами и по очереди выкрикивают новости.

1800 г.- Вольта создал батарейки. Начинается век изобретений и открытий.

1816 г.- английские почтальоны пересели на велосипеды: быстро и удобно.

1827 г.- изобрели фотографию: теперь можно увековечить события и людей.

1829 г.- Брайль изобрёл алфавит и дал возможность слепым людям читать и писать.

1832 г.- открыли газ ацетилен и его свойство сваривать металл. Появилась возможность использовать металлические конструкции в строительстве мостов, домов, башен.

1852 г.- изобрели лифт для подъёма в высотных зданиях.

1854 г.- родился новый металл – алюминий. Пока его используют как украшения, но в следующем веке из него будут делать самолёты.

1855 г.- спички – огонь в маленькой коробочке. Теперь безопаснее и удобнее.

1861 г.- изобрели целлулоид. Детские игрушки стали легче и практичнее.

1866 г. – человечество переходит на искусственную еду. Маргарин заменяет масло.

1867г. – Шоулс отдаёт патент Релингтону на пишущую машинку.

1866 г.- Зингер изобрёл швейную машинку, а запатентовал только иголку с отверстием в острие.

1866 г.- Альфред Нобель создал динамит – добро и зло в «одном флаконе».

Учитель истории:

Ежегодно, с 1901 года, вручают премии имени Нобеля за открытия в науке и укрепление мира. Среди представителей науки 19 века тоже есть лауреаты Нобелевской премии, но всё по порядку.

  1. Выступление группы физиков под руководством учителя физики. Ученики представляют свои презентации.

Краткое содержание презентаций.

  1. В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что если медная проволока попадает в магнитное поле, в ней возникает электрический ток.

Демонстрируется опыт.

Это открытие подарило жизнь всем генераторам, динамо-машинам и электродвигателям. «Повелителем молний» назвали Фарадея современники.

Он стал членом королевского общества и многих академий мира.

  1. Сенсацией стало открытие английского физика Максвелла. В 60-х годах он разработал электромагнитную теорию света. Согласно теории, в природе существуют невидимые электромагнитные волны, передающие электричество в пространстве. Так родилось представление о немеханическом движении. Свет у Максвелла выступает как разновидность электромагнитных колебаний. Через 10 лет немецкий инженер Генрих Герц подтвердил существование электромагнитных волн и получил их в лабораторных условиях и доказал, что никакие предметы не могут помешать их распространению. На основе этих открытий Попов и Маркони создали беспроволочный телеграф.
  2. В 1874 г. Голландский физик Лоренц, продолжая разрабатывать электромагнитную теорию Максвелла, попытался объяснить её с точки зрения атомного строения вещества. Англичанин Стоней в 1891 году ввёл для обозначения атома электричества термин «электрон». Позже выяснилось, что электрон – это составная часть атома. Так было положено начало атомной физике.
  3. В 1895 г. Немецкий физик Рентген открыл невидимые лучи, которые он назвал икс – лучи. Невидимые лучи проникали через преграду и отражали изображение на фотопленке. Это изобретение широко используется в медицине. Рентген первый из физиков получил Нобелевскую премию.
  4. Мария Склодовская – Кюри вместе с мужем Пьером Кюри исследовали явление радиоактивности и получили новые радиоактивные элементы кроме урана, ещё радий и полоний. В честь этих самоотверженных учёных назван элемент кюрий. Мария Кюри была первой из женщин доктор наук, преподаватель в Сорбонне, член Французской Академии медицины. Она дважды получила Нобелевскую премию.
  1. Ведущий передаёт слово «биологам». Под руководством учителя биологии ученики делают свои презентации.

Краткое содержание:

  1. Переворот в естествознании произвела книга великого английского ученого Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Пять лет в кругосветном путешествии Дарвин собирал, изучал, систематизировал ботанический и зоологический материал и пришёл к сенсационному выводу о том, что не Бог создал всё живое, а природа постепенно формировалась в процессе развития. Он вводит термин «эволюция» и доказывает, что человек – продукт эволюции обезьяноподобных существ.
  2. Французский учёный Луи Пастер изучал процесс брожения. Он открыл микробы, которые вызывают порчу продуктов и скисание молока. Он открыл и способ борьбы с ними. Пастеризация и стерилизация основательно входят в медицину и промышленность, а также на кухню к хозяйкам. Пастер вводит понятие «иммунитет» и доказал, что ослабленные микробы в вакцинах способствуют сопротивляемости организма и предупреждают заболевания.
  3. Теорию Пастера поддержал Дженнер. Он заметил, что доярки не болеют оспой, которая уносила жизни миллионов людей. Дженнер доказал, что доярки в слабой форме заражаются оспой от коров и у них вырабатывается иммунитет на болезнь. Он создал вакцину, спасающую жизнь людей. «Вакка» - в переводе «корова». В 1882 году Роберт Кох открыл бациллу туберкулёза и разработал вакцину против чахотки. Лауреатом Нобелевской премии стал русский учёный Илья Мечников, создавший учение о защите организмов от микробов. Появилась новая наука – микробиология. Изобрели вакцину против тифа и бешенства.
  4. В 19 веке были изобретены лекарства - аспирин и сульфамидные препараты. Использование нового прибора – стетоскопа – позволило прослушивать лёгкие и выявлять хрипы. В 1831 году был открыт газ хлороформ, который применяется для наркоза. Промышленность стала выпускать мыло, что также снизило инфекционную опасность.

Ведущий учитель:

В руке у меня ещё одно изобретение 19 века – ученическая ручка. Это изобретение стало символом перемены в образовании. Развитие науки и техники требовало изменений в образовании. В конце века в Англии и Франции вводится всеобщее обязательное начальное образование. Школа освобождается от покровительства церкви. Американский философ Джон Дьюи сказал: «Образование – это уже жизнь, а не подготовка к ней». Дьюи создал школу-лабораторию при Чикагском университете, где во главу угла ставился труд. Вместо пересказа и заучивания, дети мастерили поделки, разговаривали, обсуждали разные темы и спорили. Росло новое поколение, способное развивать научные идеи своих предшественников.

  1. Ведущий учитель предоставляет слово группе «экспертов». Эксперты озвучивают выводы о тенденциях развития научной мысли в XIX веке и значимости их для человечества.

Примерное содержание выводов:

  1. Главная особенность естественнонаучных открытий второй половины 19 века заключалась в том, что в корне менялись представления о строении материи, пространстве, движении, о развитии живой природы, причинах болезней и происхождении жизни на земле.
  2. Наука опровергла прежние знания и дала ключ к открытию невидимых тайн природы. Формировалась новая картина мира, т.к. наука вплотную подошла к строению атома.
  3. Развитие науки привело к успехам в медицине, что очень важно для всего человечества.
  4. Благодаря науке изменилась жизнь повседневная жизнь общества.
  5. Возникли новые направления в науке: микробиология, ядерная физика – неограниченное поле для новых исследований и открытий.

19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался.

Ведущий учитель:

Спасибо экспертам, а теперь предлагаем нашей аудитории поучаствовать в небольшой викторине.

Вопросы:

1 .Кто открыл всепроникающие икс-лучи? (Рентген)

2. Кто дал объяснение происхождения жизни на земле отличное от церковного учения? (Дарвин)

3. Кто открыл явление радиоактивности? (Кюри)

4. Чьи открытия заставили врачей стерилизовать медицинские инструменты? (Пастер)

5. Кто изучал волновую теорию света? (Максвелл)

6. Кто открыл возбудителя и научил лечить туберкулёз? (Кох)

7. Кто учредил премию учёным за выдающиеся достижения в науке? (Нобель).

Ведущий учитель:

Спасибо всем за работу. Успехов в учёбе!

Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. Физика. Энциклопедия для детей. Том 16.- М.: Аванта, 2003.
  2. Хрестоматия по физике/ под ред. Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Википедия. Категория: Физики XIX века.

Вопрос 01. Объясните причины быстрого развития физики и других естественных наук в XIX в.

Ответ. Открытия в области естественных наук сразу находило практическое воплощение в новых изобретениях, которые сразу приносили славу (а также деньги), что стимулировало учёных на новые открытия и молодёжь на занятие наукой. Исследования стали требовать вложений, однако благодаря открытиям и бизнес, и государства, были заинтересованы в спонсировании именно естественных наук.

Вопрос 02. Заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX - начале XX в.». Графы таблицы: научная область, год открытия, фамилия учёного, содержание и значение открытия.

Вопрос 03. Подготовьте сообщение о каком-либо открытии. Используйте также текст документа. Какими, по вашему мнению, качествами должен обладать учёный?

Ответ. Чарльз Дарвин шёл к своему открытию долгие годы. Он путешествовал на корабле английского военно морского флота, на котором совершил кругосветное путешествие и сделал как натуралист множество наблюдений, ведь плавание продолжалось пять лет. Например, на Галапагосских островах (в Тихом океане) он изучал вьюрков. Он заметил, что при примерно одинаковой форме тела множество видов вьюрков обладают разной формой и размером клюва. Он предположил, что они произошли от одного предка, но со временем развитие разделило их на разные виды. Вернувшись, он стал изучать селекцию домашних животных, на основе которой появляются новые породы. Особенно интересовали его голуби. Самые разные расцветки этих птиц люди получали, выбирая из потомства только особей с нужными ими качествами. Дарвин предположил, что то же самое делает и природа: отбирает нужные ей качества и давая возможность организмам только с этими качествами оставлять потомство. Выводы он закрепил на примере растений. Таким образом родилась эволюционная теория Дарвина, которую он опубликовал в 1859 году. Но это был не конец истории. Далее Дарвину пришлось до конца жизни выдерживать жесточайшую полемику с противниками своей теории.

Чарльз Дарвин умел собирать материал, делать из него выводы, до которых не додумались другие, знал, как подтвердить эти выводы. У него было трудолюбие для разработки его теории, решимость для её публикации, упорство для её отстаивания и достаточное время жизни для проявления вышеперечисленных качеств. Именно это, по-моему, нужно первооткрывателям (хотя универсального набора качеств, характерных для них всех, полагаю, не существует).

Вопрос 04. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX-XX вв. Подумайте, в чём причины этих успехов.

Ответ. Медицина в XIX века разработала вакцины от множества заболеваний, выяснила связь общественной гигиены и эпидемий. Всё это позволило гораздо лучше бороться со многими массовыми заболеваниями, заложило основы полной или почти полной победы над ними в ХХ веке. В хирургии была открыта анестезия, появился рентгеновский аппарат. Благодаря этим и многим другим открытиям раны, ранее считавшиеся смертельными теперь поддавались лечению. Во многом причины этих успехов кроются во взаимодействии с другими естественными науками. Появление микробиологии и вакцины от бешенства было бы не возможно без развития микроскопов (соответственно, оптики), рентгеновский аппарат назван именем физика потому, что был бы не возможен без его открытия, работа химиков позволяла создавать новые лекарства и т. д.

Урок 1. Тема «Наука: создание научной картины мира»

Цель урока:

    Знакомство с основными достижениями научной мысли, их значением в жизни человечества, об основных чертах новой научной картины мира.

    Осознание неразрывной связи научных открытий и повседневной жизни человека: влияния на восприятие мира, состояние здоровья, образование.

    Развитие навыков:

    исследовательской работы учащихся, создания проектов в форме компьютерных презентаций, публичной защиты проектов.

    взаимооценивания выступления учащихся.

Ожидаемые результаты:

    приобретение знаний о наиболее важных достижениях научной мысли XIX века, их значении в жизни человечества, об основных чертах новой научной картины мира,

    создание проекта-презентации «Наука: создание научной картины мира»

    совершенствование навыков исследовательской работы учащихся, защиты проектов.

Форма урока: урок-конференция

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский, проектный.

Место проведения урока : мультимедийный кабинет.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.

Ход урока

Здравствуйте, уважаемые участники конференции. Тема дня конференции «Наука: создание научной картины мира» посвящена развитию научной мысли XIX века. Сегодня мы заслушаем доклады о важнейших научных открытиях этого периода, попытаемся ответить на вопросы: Каковы основные черты новой научной картины мира? Существует ли неразрывная связь между научными открытиями и повседневной жизнью человека? Позвольте напомнить вам о правилах проведения конференции:

    соблюдение докладчиками регламента (мин –доклад- 3 мин);

    четкая аргументация своих мыслей в ходе доклада и дискуссии;;

    уважительное отношение к докладчику, оппоненту;

    вопросы к докладчику только после окончания доклада;

    объективности при оценивании выступлений докладчиков.

Критерии оценки проекта (доклад+ презентация):

    Научность материала

    Доступность изложения

    Эстетичность оформления материала.

1 ученик. Век XIX в истории науки особый. Именно в это время следует одно открытие за другим. Многие из них изменяют коренным образом научную картину мира: представления о материи, пространстве, времени, движении, о происхождении жизни на Земле, развитии природы и месте человека в природе. Именно в это время наука и производство становятся тесно связанными понятиями. Без открытий в области физики, химии, биологии невозможно было развитие индустриального общества. В свою очередь технический прогресс позволял создавать необходимые для научных исследования приборы. Одним из величайших научных открытий является открытие Майклом Фарадеем э лектромагнетизма. Постепенно его экспериментальные исследования всё более переключались в область электромагнетизма . После открытия в 1820 Х.Эрстедом магнитного действия электрического тока Фарадея увлекла проблема связи между электричеством и магнетизмом . В 1822 в его лабораторном дневнике появилась запись: «Превратить магнетизм в электричество». В 1831 г. Фарадей экспериментально открыл явление электромагнитной индукции - возникновение электрического тока в проводнике, движущемся в магнитном поле. Фарадей также дал математическое описание этого явления, лежащего в основе современного электромашиностроения . В 1832 г. Фарадей открывает электрохимические законы , которые ложатся в основу нового раздела науки - электрохимии , имеющего сегодня огромное количество технологических приложений .

Джеймс Кларк Максвелл разработал электромагнитную теорию света. Ему удалось сделать это, обобщив теории и результаты опытов многих физиков. Согласно этой теории в природе существуют невидимые электромагнитные волны. Максвелл приступил к исследованию электричества и магнетизма примерно 20 лет спустя после открытия Фарадея, когда существовали два взгляда на природу электрических и магнитных эффектов. Теория электромагнитного поля и, в особенности, следующий из неё вывод о существовании электромагнитных волн при жизни Максвелла оставались чисто теоретическими положениями, не имевшими никакого экспериментального подтверждения, и современниками зачастую воспринимались как «игра ума». Значение этого открытия в том, что оно позволило создать электродвигатель, который становился источником нового для того времени источника энергии-электричества.

2 ученик В 1887г. немецкий физик Генрих Герц поставил эксперимент, полностью подтвердивший теоретические выводы Максвелла. (300 тыс.км/ сек). Именем Герца с 1933 года называется единица измерения частоты Герц , которая входит в международную метрическую систему единиц СИ . Герц считал, что его открытия были не практичнее максвелловских: «Это абсолютно бесполезно. Это только эксперимент, который доказывает, что маэстро Максвелл был прав. Мы всего-навсего имеем таинственные электромагнитные волны, которые не можем видеть глазом, но они есть». «И что же дальше?» - спросил его один из студентов. Герц пожал плечами, он был скромный человек, без претензий и амбиций: «Я предполагаю - ничего». Но жизнь показала обратное- на основе этих открытий был изобретен беспроволочный телеграф Маркони и Поповым.

Строение вещества интересовало человечество с далеких времен. Наука опровергала прежние знания о неделимости атома. Голландский физик Хендрик Антон Лоренц попытался объяснить электромагнитную теорию его точки зрения строения атома. Разработал теорию о преобразованиях состояния движущегося тела. Он развил электромагнитную теорию света и электронную теорию материи , а также сформулировал самосогласованную теорию электричества , магнетизма и света. С именем этого учёного связана известная из школьного курса физики сила Лоренца (понятие о которой он развил в 1895 г.) - сила, действующая на заряд , движущийся в магнитном поле .

3 ученик Вильгельм Конрад Рентген , немецкий физик, открыл невидимые лучи, названные X -лучам, которые пронизывают разные предметы в разной степени. С их помощью можно даже увидеть, что скрыто от глаз под слоем какого либо вещества. Например, можно увидеть скелет человека. Это открытие позволило создать рентген-аппарат, используемый в медицине для постановки точных диагнозов. Рентгену была присуждена Нобелевская премия.

Созданием теории радиактивности, и сложного строения атома, которая объясняла многие предыдущие открытия в физики, занимались Анри Беккерель, Мария Складовская –Кюри, Пьер Кюри. В 1896 г. Беккерель случайно открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана. В 1903 г. он получил совместно с Пьером и Марией Кюри Нобелевскую премию по физике «В знак признания его выдающихся заслуг, выразившихся в открытии самопроизвольной радиоактивности»

Мария Склодовская стала первой женщиной в Европе доктором наук; первой женщиной получившей Нобелевскую премию, первым человеком получившим эту премию дважды. Вместе со своим мужем Пьером Кюри провели многочисленные эксперименты, пытаясь объяснить природу излучения. Мария Открыла два новых радиоактивных элемента-

полоний и радий.


4 ученик. В естествознании переворот произвела теория Чарлза Дарвина . В 1871 выходит книга Чарлза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», в которой показано не только несомненное сходство, но и родство человека и приматов. Дарвин утверждал, что предок человека может быть найден по современной классификации, среди форм, которые могут быть даже ниже, чем человекообразные обезьяны. Человек и обезьяны подвергаются сходным психологическим и физиологическим процессам в ухаживании, воспроизведении, рождаемости и заботе о потомстве. Русский перевод этой книги появился в том же году. В следующем году выходит книга Дарвина « Выражение эмоций у человека и животных», в которой на основе изучения лицевых мышц и средств выражения эмоций у человека и животных еще на одном примере доказывается их родство. Теория противоречила господствовавшим взглядам на божественное происхождение природы и человека, и утверждала о поступательном развитии в процессе эволюции. Данные выводы вызвали бурю негодования как со стороны многих ученых, так и со стороны общественности.

5 ученик Французский микробиолог и химик Луи Пастер занялся изучением процессов брожения. В результате многочисленных экспериментов он доказал, что брожение – это биологический процесс, обусловленный деятельностью микроорганизмов. Пастер предложил способ сохранения пищевых продуктов с помощью тепловой обработки (впоследствии названный пастеризацией). В 1865 г. Пастер занялся изучением природы заболевания тутового шелкопряда и в результате многолетних исследований разработал методы борьбы с этим заразным заболеванием. Он изучал другие заразные болезни животных и человека (сибирская язва, родильная горячка, бешенство, куриная холера, краснуха свиней и пр.), окончательно установив, что они вызываются специфическими возбудителями. На основе развитого им представления об искусственном иммунитете предложил метод предохранительных прививок, в частности, вакцинацию против сибирской язвы (1881). В 1880 г. Пастер совместно с Э. Ру начал исследования бешенства. Первая предохранительная прививка от этой болезни была им сделана в 1885 г.

6 ученик Немецкий врач и бактериолог Генрих Герман Роберт Кох . Роберт с отличием выдержал экзамен на степень доктора медицины. Проведя серию тщательных экспериментов, ученый установил бациллу, ставшую единственной причиной сибирской язвы. Далее Кох решил попытать счастья и найти возбудитель туберкулеза. В то время в Германии от туберкулеза умирал каждый седьмой человек. Врачи были бессильны. Туберкулез вообще считался наследственной болезнью, поэтому и попыток борьбы с ним не предпринималось. Больным прописывали свежий воздух и хорошее питание. Вот и все лечение. Кох началл исследования туберкулеза, сосредоточившись на поисках способов лечения этого заболевания. В 1890 году он объявил о том, что такой способ найден. Кох выделил так называемый туберкулин (стерильную жидкость, содержащую вещества, вырабатываемые бациллой туберкулеза в ходе роста), который вызывал аллергическую реакцию у больных туберкулезом. Однако на самом деле туберкулин не стал применяться для лечения туберкулеза, т.к. особым терапевтическим действием он не обладал, а его введение сопровождалось токсическими реакциями, что стало причиной его острейшей критики. Протесты против применения туберкулина стихли, лишь когда обнаружилось, что туберкулиновая проба может использоваться в диагностике туберкулеза. Это открытие, сыгравшее большую роль в борьбе с туберкулезом у коров, явилось главной причиной присуждения Коху Нобелевской премии.

Учитель Спасибо докладчикам. Давайте попытаемся ответить на вопрос: « Каковы были основные черты новой научной картины мира, как изменились представления людей о мире?

Ученик Появление теории Дарвина изменило взгляды людей на вопрос о происхождении природы и человека.

Ученик Человек мог теперь увидеть то, что было скрыто от его глаз: рентген.

Ученик Наука проникла в загадочную область строения атома.

Учитель Как вы думаете, существует ли тесная связь между научными открытиями и повседневной жизнью человека?

Ученик Я считаю, что такой тесной связи не существует. Доказательство этого: открытие законов радиоактивности. В обычной жизни людей мало что изменилось в связи с этим событием. Зато это стало прологом создания оружия массового уничтожения.

Ученик Я не согласен с этим мнением. Ведь это открытие не только позволило создать в последствие новое оружие, но и создать атомные электростанции- источники нового вида энергии.

Ученик Я тоже не согласен с первым мнением, т.к. например, открытие Х-лучей позволило человеку увидеть причины многих заболеваний с помощью рентгена.

Ученик Изменили, например, жизнь людей и открытия законов пастеризации вещества, методов борьбы со многими инфекционными заболеваниями.

Учитель А как изменилось мировоззрение людей XIX века?

Ученик Представления людей о мире расширились. Наука доказала, что ей подвластны многие законы природы.

Ученик Научные открытия доказали, что в окружающем мире существует много неизвестного.

Учитель Сегодня мы познакомились с научными открытиями XIX века. Познакомившись с техническими открытиями, мы постараемся определить причины быстрого их развития.

Подведение итогов. Оценивание выступлений.

Домашнее задание составить таблицу «Науке в XIX веке»

Открытый урок по истории в 8 классе по теме "Наука:создание научной картины мира". Разработанная технологическая карта урока, конспект, дорожная карта ученика, приложения, музыкальное сопровождение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дорожная карта урока истории

обучающегося 8 класса___________________________________

Дата________________

Мое настроение

Тема урока:______________________________________________________________________

Проблема, над которой работаем____________________________________________________

________________________________________________________________________________

Изобретение-это_______________________________________________________________

Открытие-это_________________________________________________________________________

1.Заполните таблицу

Область науки

Имя ученого

Год открытия

Открытие и его значение

Физика

(пример)

Майкл Фарадей

1831

Электромагнитная индукция, что позволило создать электродвигатель (генератор)

Естествознание

Микробиология

Медицина

2.Прочти на стр.53 учебника характеристику Марии Кюри и ответь на вопрос:

Какими качествами характера должен обладать ученый? Выберите нужное и перечислите по степени важности.

Добрый, вежливый, ленивый, целеустремленный, хитрый, веселый, порядочный, сильный духом, рискованный, умный, трудолюбивый, надежный, эгоистичный.

____________________________________________________________________________________________

3.Установите соответствие

научная революция

наука о живых организмах, невидимых невооруженным глазом

Радиоактивность

новое знание, способное изменить картину мира

пастеризация

это способность атомов некоторых изотопов самопроизвольно распадаться, испуская излучение

стерилизация

тепловая обработка продуктов, предназначенная для уничтожения бактерий и других микроорганизмов, предложенная Луи Пастером

стетоскоп

переворот в науке

микробиология

полное уничтожение всех видов микроорганизмов

сенсация

прибор для выслушивания шумов внутренних органов: лёгких, бронхов, сердца…

Отметка

Рефлексия

1.Сегодня я узнал_________________________________________

2.Было трудно_____________________________________________________

3.Я понял, что________________________________________________________

4.Меня удивило_____________________________________________________

6. Мое настроение

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Ход урока.

1.Мотивация обучающихся на работу.

Приветствую детей стихами:

Наша встреча неслучайна.
Гости ждали наш урок.
Нужно точно уложиться
В полчаса. Такой вот срок!
Поработаем мы славно.
Я Галина Витиславна!

На ваших партах лежат листочки-ваши дорожные карты, в которых мы будем сегодня работать. Подпишите их, поставьте сегодняшнее число и выберите свое настроение, обведите подходящий для вашего настроения смайлик.

Пожелаем друг другу удачи и вперед.

2. Актуализация опорных знаний.

Вношу в класс черный ящик. Вопрос детям: В ящике находятся два предмета, хорошо вам знакомые. Ваша задача- угадать, что находится в ящике? Даю наводящие подсказки:

Предмет №1.

Наверняка, многие из вас это употребляют.

Это съедобное.

Жидкое.

Бывает в баночке, пластиковой или стеклянной таре.

Состоит из двух слов на букву «К»

Кока-кола (правильно).

Предмет №2

Предмет имеет почти круглую форму.

Он часто бывает составляющей вашего завтрака, а может даже обеда.

Это можете сделать сами, особенно девочки. Да и предмет этот женского рода.

Сладкая, вкусная, пышная, мягкая.

Булочка.

Достаю из черного ящика две булочки .

Посмотрите, чем они отличаются?

Разламываю каждую булочку пополам и показываю внутреннюю часть. Одна булочка с изюмом, а другая – без. А теперь я расскажу историю появления этих предметов.

Изобретение кока-колы. В XIX веке знаменитая coca-cola была всего-навсего… лекарством от зубной боли! Это средство, которое представляло собой микстуру в виде сиропа, создал американский фармацевт Джон Пембертон . И вот однажды вмешался случай… Дело в том, что лекарство при продаже полагалось разбавлять обыкновенной питьевой водой. Но летом, когда жара, духота, покупатели торопят, вот и заспешил продавец и краники перепутал - налил в микстуру не обычную воду, а газированную. В итоге густой темный сироп зашипел, вспенился. И оказалось весьма вкусно! Вот так, благодаря Пембертону, а может быть, и торопливому аптекарю, весь мир сегодня пьет coca-cola…

Изобретение булочки с изюмом.
Это неожиданное открытие произошло в сер. XIX века. Изобрел булочку с изюмом известный российский булочник
Иван Филиппов . Правда, при участии соавтора - таракана! Как-то раз генерал-губернатор Москвы Закревский, в гневе, весь красный и разъяренный набросился на кондитера с криками о том, что обнаружил в булочке таракана. Филиппов всерьез испугался, но не растерялся - он спокойно съел таракана. И уверил губернатора, что тот обознался и принял изюм за таракана. И тут же, чтобы убедить грозного чиновника, в пекарне срочным образом изготовили целую партию булочек, в тесто которых добавили огромное количество изюма. Новый вид кондитерских изделий пришелся очень даже многим по вкусу.

Герои моего рассказа случайно нашли техническое решение, которое нашло широкое применение в практике. Скажите, как это можно назвать одним словом?

Дети:

Изобретение

Правильно. Изобретение - это техническое решение, обладающее новизной и практической применимостью, полезностью.

Проведем с вами некий эксперимент с мячами. Мячи, вы видите, совершенно одинаковые. Вам нужно выяснить, какой мяч будет прыгать выше, но определить это мы должны только касаясь мяча рукой, но не ударяя по нем. Как мы можем это узнать? (проверить на упругость). (Дети экспериментируют и делают вывод)

А теперь мы с вами, благодаря опыту, эксперименту и наблюдению, выявили свойства мяча, то есть, обнаружили закономерность, которая позволила нам узнать что-то новое. Какое понятие подразумевает обнаружение - существующих законов природы или установление свойств материального мира, которые вносят изменения в наше познание, наше мировоззрение.

Открытие.

Верно.

- Открытие - это обнаружение… Запишем понятия в дорожную карту.

На каких уроках вы можете познакомиться с открытиями?

Физике, математике, химии, истории. Как одним словом назвать все эти понятия?

Науки.

3.Постановка темы и цели урока.

Какая же сегодня у нас тема урока?

Наука.

Но это лишь часть темы. Мы с вами будем говорить не только об открытиях, но их главном свойстве, главной особенности - о какой? Если затрудняетесь ответить, найдите ответ на вопрос в учебнике пункт 1, §5, стр. 46.

Изменение нашего мировоззрения. На мир мы смотрим с научной точки зрения, поэтому вторая часть темы- создание научной картины мира.

Запишите тему сегодняшнего урока «Наука: создание научной картины мира».

Какую цель мы пред собой поставим?

Выяснить, как создавалась начная картина мира?

4.Открытие новых знаний.

Откройте учебник на странице 46 и прочтите четыре нижних строчки. Скажите, где вы оказались? Кого там увидели?

А вот кто этот мальчик, расскажу вам я.

(Рассказ учителя о Фарадее и его открытии электромагнитной индукции, в ходе рассказа вешает его портрет и картинку – генератор ).

Изучением электромагнетизма занимались позже Джеймс Кларк Максвелл, Генрих Герц. Заслуга их в том, что вместо механической теории существования мира они создали электродинамическую. На основе их открытий было изобретено радио и телеграф. Кто это изобрел?

Маркони и Попов.

Лоренц, Стоуни пытались объяснить явление электромагнетизма с точки зрения строения атома.

Что такое атом? Это микрочастица. А вот о следующей сенсации (кстати, что означает это слово?), связанной с изучением атома, расскажет нам………………

Презентация о радиоактивности

Спасибо. Картинка атома и портрет Марии Кюри

Имя этого ученого знает весь мир. Посмотрите на его портрет, изобретение и назовите имя. Рентген . О нем нам расскажет…………………

5.Самостоятельная работа в группах («Сенсации продолжаются»)

Все, что вам сегодня рассказываю я и ваши одноклассники, старайтесь запомнить. А теперь будет задание для всех. Посмотрите, в ваших дорожных картах есть таблица. В ней несколько разделов. Нам нужно ее заполнить. Мы с вами разделимся на группы, как вы и сидите. Одна группа занимается открытиями в области естествознания и выписывает имя выдающегося естествоиспытателя и его теорию. Вторая группа работает над учеными-микробиологами и их достижениями, третья- с открытиями медицины. У четвертой группы задание особое- по карточкам они подготовят сообщение о Нобелевской премии. Пятая группа выполняет задание 2.)

6.Закрепление полученных знаний.

Сегодня мы в ходе совместной деятельности пришли к новым знаниям и понятиям. У нас осталось одно 3 задание в дорожной карте, которое позволит вам оценить самим вашу результативность работы на уроке. Выполните его. После того, как вы выполните задание, я вам скажу правильные ответы.

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению .

1. На следующем уроке вы мне скажете, а какие же школы и учебные заведения должны были быть в 19 веке, чтобы удовлетворить потребности науки и потребности индустриального общества. Сравните их с современными возможностями образования.§5 стр51-53 вопрос 3

8.Рефлексия учебных действий

Предлагаю учащимся выбрать окончания фраз:

  • Сегодня я узнал
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Меня удивило…

Спасибо за работу на уроке!

Предварительный просмотр:

Нобелевская премия мира

Нобелевская премия мира

Знаменитый шведский инженер, химик и предприниматель Альфред Нобель не хотел, чтобы потомки запомнили его как «торговца смертью» - изобретателя динамита. Поэтому в конце своей жизни он завещал большую часть своего состояния потратить на выплату международных премий - по химии, по физике, по медицине и физиологии, по литературе. В своём завещании Альфред Нобель написал и о премии мира.

Эта награда стала ежегодно вручаться в Норвегии с 1901 года. Лауреата определяет Норвежский Нобелевский комитет. В него входят пять членов, которые избираются парламентом Норвегии.

Премия мира включает диплом лауреата, медаль и денежный чек. Сумма премии непостоянна, она изменяется в зависимости от доходов Нобелевского фонда. Может быть в сумме около 1 млн евро. Медаль премии мира вылита из чистого золота, на ней выгравирован портрет Альфреда Нобеля. Согласно завещанию Нобеля, премию мира следует присуждать лицу, принесшему наибольшее благо человечеству и сделавшему больше всего во имя братства между народами, для роспуска или сокращения действующих армий и проведения и пропаганды конгрессов в поддержку мира.

Предварительный просмотр:

“Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - тот истинно велик!”

(Пьер Гренгор)

Самоанализ урока истории в 8 классе

учителя истории и обществознания

(высшей квалификационной категории)

Белолюбцевой Галины Витиславны.

Данный урок проводился в 8 классе. В классе 27 учеников. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе старалась учитывать возможности каждого. Ученики обучаются по учебнику «История нового времени» авторов А.Я.Юдовской, П.А. Баранова, переработанному в соответствии ФГОС ООО.

Тема урока. Наука: создание научной картины мира.

Цели урока:

деятельностная:

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

личностные:

познавательные: извлечение необходимой информации для решения познавательных задач из учебника, сообщений учителя и одноклассников;

регулятивные:

коммуникативные:

Тип урока: открытие новых знаний.

Ресурсное обеспечение: интерактивная доска, картинки, дорожные карты, портреты ученых, презентации, «черный ящик» с изобретениями.

Структура урока логична, соответствует методическим и санитарно – гигиеническим требованиям, а также цели и типу урока.

Все этапы урока были представлены наглядно, каждый этап имел свою завершенность и логический переход к другому этапу.

На организационном этапе урока создала ситуацию для мотивации работы на уроке приветствием в стихотворной форме. При определении темы урока использовала наглядно-исследовательский метод («черный ящик» и опыт с мячами), формировала познавательные УУД. При формулировке задач урока учениками - регулятивные УУД.

Этап актуализации знаний был проведён на основе принципа диалогического общения таким образом, чтобы дети систематизировали те знания, которые они получили ранее и которые им понадобятся к уроку.

На уроке прослеживалась активность учащихся благодаря использованию разнообразных видов деятельности, которые вызвали у детей интерес, творческую активность, желание выполнять задания. На данном уроке дети охотно включались во все виды работ, проявляя не только свои знания, но и умения работать коллективно, в группах, самостоятельно, демонстрируя домашние заготовки-презентации. Форма урока заинтересовала детей, и они с удовольствием выполняли задания . На уроке обогащался словарный запас, велась работа над формированием речи, активизировалось внимание детей, расширялся кругозор, прививался интерес к предмету, развивалась творческая фантазия. Уделялось внимание здоровьесберегающей функции.

Структура урока, спланированные вопросы, практическая деятельность способствовали познавательной активности учащихся. Для активизации мышления учащихся создавались проблемные ситуации, для восприятия материала работал активный визуальный ряд. На уроке были использованы приемы и формы работы: работа в группах, работа со справочной литературой, исследовательская деятельность (работа с документами).

Осуществлялась связь с жизнью, межпредметные связи с физикой, биологией. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. В ходе рефлексии была дана возможность каждому ребёнку оценить свою деятельность.

На каждом этапе урока велась работа с дорожной картой и шло закрепление изученного материала.

Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справилось со всеми заданиями, выявило трудности в работе, что является важным компонентом регулятивных УУД. Цель урока достигнута.

Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

История,8 класс

Тема урока

Наука: создание научной картины мира

ФИО учителя

Белолюбцева Г.В.

Тип урока

Открытие новых знаний

Используемые педагогические технологии

Проблемно - исследовательский метод, использование ИКТ, работа в группах, индивидуальная самостоятельная деятельность

Планируемы результаты

личностные включающие готовность и способность обучающихся к

саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

метапредметные включающие освоенные обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регyлятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями

предметные , включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Цель урока

деятельностная: формирование у учащихся умения реализовать способы действия (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);


Возможная личностно значимая проблема: неразрывная связь научных открытий и повседневной жизни человека: влияние на восприятие мира, состояние здоровья, образование и т. д.

Формирование УУД

Личностные:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию, умение публично выступать, коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; утверждение внутренней позиции, мотивации учения;

извлечение необходимой информации для решения познавательных задач из учебника, сообщений учителя и одноклассников

постановка учебной цели, задачи; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

слушать и понимать речь и мысли других, уметь соблюдать правила общения и поведения.

Ресурсное обеспечение

Интерактивная доска, картинки, дорожные карты, портреты ученых, презентации, «черный ящик» с изобретениями.

Организационная структура урока

Этап 1

Приветствие в стихотворной форме и знакомство

Цель

Настрой на получение знаний

Длительность этапа

2 мин

Дорожные карты

Этап 2

Подведение к изучению новой темы

Цель

Познакомить обучающихся с основными открытиями 19 века и их ролью в создании научной картины мира, связь с современностью

Длительность этапа

7 мин.

Актуализация знаний

Диалогическое общение (изобретения и открытия)

Проблема, интрига, опыт

Подведение обучающихся к формулировке темы и проблемы урока

Приемы и формы работы

«черный ящик», эксперимент

Этап 3…

Формулировка темы и проблемы урока

Этап 4…

Длительность этапа

16 мин

Иллюстративные и дидактические материалы

Презентации, портреты ученых, картинки с изобретениями

Форма организации деятельности учащихся

Групповая, индивидуальная, самостоятельная

Функции преподавателя на данном этапе

Организация активности и быстроты в работе, распределение заданий

Приемы и формы работы

Познавательные и проблемные задания

Этап 5…

Работа в дорожной карте

Цель

Нацелить детей на выполнение домашнего задания

Длительность этапа

3 мин

Подписи к слайдам:

Открытие радиоактивности Prezentacii.com

Все началось с атома… Демокрит – ученый античности считал, что атомы – мельчайшие неделимые частицы веществ, вечные, неразрушимые. В конце XIXв физики доказали, что атом является сложной частицей и состоит из более простых (элементарных) частиц.

Радиоактивность появилась на земле со времени ее образования, и человек за всю историю развития своей цивилизации находился под влиянием радиации: излучения Солнца, космическое излучение, излучение от залегающих в Земле радиоактивных элементов. Радиоактивное излучение- это исходящий поток энергии, который возникает при самопроизвольном распаде ядер атомов

А.А.Беккерель Явление радиоактивности было открыто французским физиком А. Беккерелем 1 марта 1896 года при случайных обстоятельствах. Беккерель положил несколько фотографических пластинок в ящик стола и, чтобы на них не попал свет, он придавил их куском соли урана. Потом он заметил почернение пластинки, объяснив это излучением солью урана невидимых лучей.

Открытие Позже Беккерель провел опыт с металлическим ураном -эффект испускания лучей усилился. 2 марта 1896 г Беккерель сообщил о своем открытии- радиоактивности

Открытие новых радиоактивных элементов Мария Склодовская-Кюри обнаружила излучения тория. Позже она с мужем открыла неизвестные ранее элементы: полоний, радий. Супруги Кюри совместно с Беккерелем получили Нобелевскую премию за открытие радиоактивности. Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри

Мария Кюри стала первой женщиной в Европе доктором наук и получившей Нобелевскую премию дважды. Made by Mk-Unique Prezentacii.com Жизнь обоих поколений ученых – физиков Кюри была в прямом смысле принесена ей в жертву науке. Мария Кюри, ее дочь Ирэн и зять Фредерик Жолио-Кюри умерли от лучевой болезни, возникшей в результате многолетней работы с радиоактивными веществами.

Благодаря Беккерелю, супругам Кюри, Резерфорду, Нильсу Бору стало ясно, что атом имеет сложное строение, а вовсе не мельчайшая неделимая частица и, что при самопроизвольном распаде ядер атомов происходит радиоактивное излучение

В январе 1896 года над Европой и Америкой прокатился тайфун газетных сообщений о сенсационном открытии профессора Вюрцбургского университета Вильгельма Конрада Рентгена. Казалось, не было газеты, которая бы не напечатала снимок кисти руки, принадлежащей, как выяснилось позже, Берте Рентген - жене профессора. А профессор Рентген, запершись у себя в лаборатории, продолжал усиленно изучать свойства открытых им лучей.

ОТКРЫТИЕ РЕНТГЕНА Рентген занимался исследованием электрического разряда в стеклянных вакуумных трубках. Вечером 8 ноября 1895 года Рентген, как обычно, работал в своей лаборатории. Около полуночи, почувствовав усталость, он собрался уходить. Окинув взглядом лабораторию, погасил свет и хотел было закрыть дверь, как вдруг заметил в темноте какое-то светящееся пятно. Что светится? Солнце давно зашло, электрический свет не мог вызвать свечения, катодная трубка выключена, да и вдобавок закрыта черным чехлом из картона. Рентген еще раз посмотрел на катодную трубку и упрекнул себя: оказывается, он забыл ее выключить. Нащупав рубильник, ученый выключил трубку. Исчезло и свечение экрана; включил трубку вновь - и вновь появилось свечение. Так он открыл новые лучи, названные его именем.

Когда он, первый лауреат Нобелевской премии, оказался в крайне стесненном материальном положении (в годы первой мировой войны), его друзья из Голландии присылали голодающему ученому в Германию масло и сахар. Но он не мог позволить себе личное благополучие в обстановке бедствия своего народа и посылки направлял для общественного распределения. Только явная угроза голодной смерти заставила его согласиться на дополнительный паёк. Умер он 10 февраля 1923 года от болезни (от рака внутренних органов), вызванной лучами, которым он дал жизнь и имя.

В НАШЕ ВРЕМЯ Слава, которой избегал Рентген, нашла его после смерти. Человечество должно быть благодарно ученому за его бескорыстие, за открытие рентгеновских лучей и за широчайшее их применение в различных областях науки, техники и медицины

В. К. Рентген

Мария

Складовская-Кюри

Чарльз Дарвин

Эдуард Дженнер

Кох Роберт

бродящей жидкости. При выяснении этого вопроса Пастеру предстояло опровергнуть

господствовавший в то время взгляд Либиха на брожение, как на химический процесс.

Особенно убедительны были опыты Пастера, произведенные с жидкостью, содержащей

чистый сахар, различные минеральные соли, служившие пищей бродильному грибку, и

аммиачную соль, доставлявшую грибку необходимый азот. Грибок развивался,

увеличиваясь в весе; аммиачная соль тратилась. Пастер показал, что и длямолочного

брожениятакже необходимо присутствие особого «организованного фермента» (как в то

время называли живые клетки микробов), который размножается в бродящей жидкости,

также увеличиваясь в весе, и при помощи которого можно вызывать ферментацию в

новых порциях жидкости.

В это же время Луи Пастер сделал ещё одно важное открытие. Он нашёл, что

существуют организмы, которые могут жить безкислорода . Для некоторых из них

кислород не только не нужен, но и ядовит. Такие организмы называются

строгимианаэробами. Их представители-микробы, вызывающиемаслянокислое

брожение. В то же время организмы, способные как к брожению, так и к дыханию, в

присутствии кислорода росли активнее, но потребляли меньше органического вещества

из среды. Так было показано, что анаэробная жизнь менее эффективна. Сейчас показано,

что из одного и того же количества органического субстрата аэробные организмы

способны извлечь почти в 20 раз больше энергии, чем анаэробные.

Изучение инфекционных заболеваний

В 1864 году к Пастеру обращаются французские виноделы с просьбой помочь им в

разработке средств и методов борьбы с болезнями вина. Результатом его исследований

явилась монография, в которой Пастер показал, что болезни вина вызываются

различными микроорганизмами, причем каждая болезнь имеет особого возбудителя. Для

уничтожения вредных «организованных ферментов» он предложил прогревать вино при

температуре 50-60 градусов. Этот метод, получивший название пастеризации, нашел

широкое применение и в лабораториях, и в пищевой промышленности.

В 1865году Пастер был приглашен своим бывшим учителем на югФранции чтобы найти

причину болезни шелковичных червей. После публикации в1876году работы Роберта

Коха«Этиология сибирской язвы» Пастер полностью посвятил себя иммунологии,

окончательно установив специфичность возбудителейсибирской язвы, родильной

горячки, холеры,бешенства, куриной холеры и др. болезней, развил представления об

искусственном иммунитете, предложилметод предохранительных прививок, в частности

от сибирской язвы (1881 ), бешенства (совместно сЭмилем Ру 1885 ), привлекая

специалистов других медицинских специальностей (например, хирургаО. Ланнелонга ).

Первая прививка против бешенства была сделана6 июля 1885года 9-летнему Йозефу

Майстерупо просьбе его матери. Лечение закончилось успешно, симптомы бешенства у

мальчика не появились.

Интересные факты

Пастер всю жизнь занимался биологией и лечил людей, не получив ни медицинского, ни

биологического образования.

Также Пастер в детстве занимался живописью. КогдаЖ.- Л. Жером увидел спустя годы