Виды планов. В чём отличие плана от композиции? Разработка плана выступления План речи на произвольную тему пример

2. Способ повода. Во введении вы можете сразу обозначить реальный повод вашего выступления или найти другой подходящий повод своей речи. Повод должен отчетливо и убедительно показывать важность проблематики вашего предстоящего выступления и быть напрямую связан с содержанием речи. Это может быть небольшое происшествие, важная дата, личное переживание, анекдот, актуальное в данной ситуации сравнение и многое другое.

Например: Сегодня исполняется ровно сто лет со дня рождения одного великого оратора, именно в связи с этим событием сегодня мы намерены в очередной раз затронуть тему важности риторики .

3. Способ побуждения к размышлению. Выгодным началом выступления также может стать прием, позволяющий оратору сразу придать импульс мыслительной активности слушателей, задав им интересную задачку для размышления. Это максимально эффективно, если аудитория заинтересована и активна. Кроме того, подобное вступление уместно в том случае, если в своей речи вы планируете делать нетривиальные выводы.

Например: Как вы думаете, сколько человек ежедневно интересуются проблемами риторики , прибегая к запросам в поисковых системах?

4. Прямой способ. И наконец, во введении можно сразу перейти к сути дела, безо всяких ухищрений. Эта техника подходит для тех случаев, когда нужно быстро произнести речь, когда слушатели ждут самой сути. Такой метод является наиболее прямолинейным, он характерен для коротких деловых сообщений.

Например: Сегодня я планирую вам рассказать про сайт , который представляет собой один из самых эффективных способов научиться ораторскому искусству в интернете. Итак…

Главная часть

Конечно, нельзя дать универсальных рекомендаций по составлению структуры основной части публичного выступления. Структура основной части зависит от вашей темы и жанра, ваших целей, выделенного времени и многих других нюансов. Часто бывает так, что если хорошо разбираетесь в теме, тогда план речи не вызывает труда. Но если у вас возникают трудности, то можете попробовать ответить на следующие наводящие вопросы:

  1. Каково существующее положение дел (status quo)?
  2. В чем состоит проблема и что должно быть вместо этого?
  3. Как можно изменить существующее положение?

Кроме того, обратите внимание на следующие материалы, которые помогут вам в поиске интересных концепций построения содержания выступления:

  1. — поможет правильно преподносить ваши мысли без искажений
  2. - сделает вашу речь логичной и последовательной
  3. - урок в писательском мастерстве.
  4. : тема, цель, задачи, стиль в мастерстве писателя.
  5. - как коротко изложить свои бизнес-идеи.
  6. - расскажет вам о том, как вести беседу в форме диалога, наталкивая слушателей делать выводы как бы самостоятельно.
  7. - если вам попалась абсолютно непонятная вам тема, можете поискать полезные советы в данной статье.

Заключение

Заключение, как всем хорошо известно, запоминается слушателями лучше всего (« »), поэтому важно уделить должное внимание этому элементу плана вашего выступления. Как вступление, так и заключение следует разрабатывать очень тщательно. В идеале заключение должно содержать краткое повторение ваших тезисов и ваш ответ на последний вопрос главной части речи:

Как можно изменить существующее положение дел для решения обозначенных проблем?

Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления. Иногда, в заключении полезно задать какой-то риторический вопрос, который направит мысли слушателей в нужном вам русле.

Подготовкой заключительной части вашего выступления ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Кроме того, многие ораторы, когда не ограничены во времени, часто просто не могут остановиться из-за того, что не подготовили завершающую часть своей речи. Наверняка вы такое не раз замечали и даже, может быть, за собой.

Также хочется обратить ваше внимание на то, что в заключении важно не только повторение, в концовке выступления должна усиливается и концентрироваться основная мысль вашей речи. Для этого хорошо подойдут метафоры и другие художественные элементы. Чтобы максимально тщательно приготовить заключение, важно использовать специальные риторические средства, о некоторых из них будет сказано в следующем уроке .

Теперь вы знаете несколько приемов и техник, которые помогут вам составить план публичного выступления. Но нужно быть готовым к тому, что многое вам придется делать самостоятельно, а типовых рекомендаций не может существовать. А в следующем уроке вы узнаете полезные приемы оформления содержания вашей речи для максимально эффективного воздействия на слушателей.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.


Примерный план публичного выступления
Критерии экспертной оценки
Методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ. 2005. №6. С. 4-30
План работы ноу школы на 200 200 учебныйгод
Положение о научном обществе учащихся

Примерный план публичного выступления.

Ниже приведены пункты примерного плана публичного выступления докладчика и варианты их наполнения.

О форме публичного выступления

Успех во многом зависит от формы публичного выступления. Докладчик должен осознавать, что восприятие и понимание участниками конфе­ренции предлагаемой новой информации во многом определяется фор­мой контакта с аудиторией и формой подачи результатов исследования. Наличие у докладчика куража - [
Факторы, влияющие на успех публичного выступления.

До, во время и после выступления необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой публичного выступле­ния - это внешний вид и речь докладчика, используемый им демонст­рационный материал, а также форма ответов на вопросы в ходе дис­куссии. Ниже приведены рекомендации к каждому из обозначенных факторов.

Внешний вид докладчика


  • Одежда - чистая, элегантная, деловая, комфортная, не долж­на пестрить цветами, стеснять дыхание и движения.

  • Прическа - аккуратная.

  • Мимика - отражающая уверенность и дружелюбие по от­ношению к аудитории.

  • Фигура - подтянутая: спина - прямая, плечи - разверну­ты.

  • Движения - свободные, уверенные, плавные; неагрессив­ные.
Речь

  • Громкость - доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.

  • Произношение слов - внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударени­ем.

  • Темп - медленный - в значимых зонах информации, сред­ний - в основном изложении, быстрый - во вспомогательной информации.

  • Интонация - дружественная, спокойная, убедительная, вы­разительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.

  • Направленность речи -должна быть ориентирована в сторо­ну основной аудитории, а не к председателю (ведущему) и чле­нам комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика.
Демонстрационный материал

  • Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предметы. Наглядные предметы. и действия над ними являются эффективным средством успешного взаимодействия с присутствующими. Демонстра­ция реальных предметов привлекает внимание, способствует оператив­ному пониманию и усвоению новой информации. Докладчику необхо­димо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место для размещения наглядных предметов. При демонстрации работы предметов или при проведении опытов док­ладчику необходимо соблюдать технику безопасности жизни людей, а также целостность, чистоту помещения.

  • Слайды, кино- и видеоролики, компьютерные презента дни. Видеоматериалы являются современными средствами изобразительной наглядности и эффективны для восприятия информации присутствую­щими. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходи­мости подготовить и проверить) технические и организационные сред­ства демонстрации видеоматериалов.

  • Плакаты, схемы, чертежи, таблицы, графики, рисунки и другие материалы, оформленные на бумажном носителе. «Бумажный» материал должен быть удобен для восприятия присутст­вующими, кроме того, удобен докладчику при переноске, демонстра­ции, креплении и снятии. Содержание плакатов, схем и т.д. рекоменду­ется рисовать/писать в увеличенном масштабе. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место не толь­ко для удобной демонстрации плакатов, но и подготовить средства их оперативного крепления и последующего снятия. Во время ссылки на тот или иной плакат докладчику рекомендуется пользоваться обычной и/или лазерной указкой. Возможен вариант, когда докладчик заранее готовит необходимое ко­личество малоформатных копий плакатов, схем и т.д. и до выступления раздает их присутствующим.

  • Записи на доске, флипчарте. Записи на доске (флипчарте) обогащают устное выступление, но при этом докладчику необходимо учитывать временные затраты на запись, а также следить за четкостью и аккуратностью ее исполнения.

  • Дискуссия по теме доклада. После основного выступления начинается дискуссия по теме доклада, в которой участвует докладчик и оппонент. Докладчику в устной форме могут задаваться любые вопросы, связанные с темой проведенного ис­следования. Вопросы могут быть разными и по содержанию и по фор­ме: уточняющие, проверяющие, развивающие и др. Докладчик должен быть готов, прежде всего, психологически к такому разнообразию во­просов. Во время ответа докладчик должен проявлять тактичность к оппоненту Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно выслушать и при необходимости уточнить и записать вопрос. Рекомендуется на за­данный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а затем на них отвечать. Докладчику надо учитывать, что краткий, четкий и хорошо аргументированный ответ на предыдущий вопрос может ис­ключить малосущественные дополнительные вопросы. Если при ответе возможны ссылки на текст исследовательской работы, то их рекомендуется делать. Это придает ответам наибольшую убеди­тельность и одновременно позволяет подчеркнуть достоверность резуль­татов проведенного исследования.
ДЕСЯТЬ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ

1. Решите –каким образом вы хотите склонить аудиторию на свою сторону?

В этом состоит цель вашего выступления. Завершите предложение: «Когда я закончу говорить, аудитория…»

2. Что вы знаете об аудитории?

Как вы собираетесь воспользоваться особенностями аудитории ради своей цели и как вы собираетесь преодолеть то, что может послужить помехой для вас?

3.С помощью метода «мозгового штурма» выработайте центральные идеи своего выступления и отработайте те моменты, на которых вы хотели бы остановиться.

Не беспокойтесь о порядке появления идей или о взаимоотношениях между ними, просто фиксируйте их, а затем сделайте «карту идей». На большом листе бумаги в центре напишите цель вашего выступления, затем напишите центральные идеи в том порядке, в каком вы о них подумаете, отмечая их на лучах, исходящих из центра по всем направлениям.

4. Объедините ряд близких идей в группы.

Какие идеи или группы идей являются основными. Соедините эти группы стрелками. Хорошая речь, как правило, состоит из трех –пяти частей. Если у вас получилось их больше, то вы или хотите очень много сказать, или не до конца отметили все группы. Какие группы являются дополнительными? Проведите пунктирные линии от этих групп к основным, которые они дополняют.

5.Отражают ли эти группы оптимальную структуру вашего выступления?

6. Напишите тезисы своего выступления.

Для каждой центральной идеи подберите от одной до пяти вспомогательных идей, каждая из которых может иметь еще больше идей для подкрепления.

7. Какие из пунктов могут быть усилены или упрощены с помощью визуальных средств?

Какие образы вам бы больше всего хотелось, чтобы запомнили слушатели? Подготовьте рисунки, диаграммы, отметьте в тезисах последовательность их демонстрации.

8.Напишите выступление.

Как вы привлечете внимание аудитории? Как вы вызовете интерес к своему выступлению? Что вы собираетесь сделать для того, чтобы установить доверительные отношения с аудиторией? Как вы заработаете ее уважение? Каким тоном вы собираетесь начать? Что вы хотите сказать о цели своего выступления? У вас 20 секунд на то, чтобы ответить на вопрос сидящего перед вами: «С какой стати я должен тебя слушать?»

9. Напишите заключение.

В заключении необходимо вернуться к цели вашего выступления: те изменения в аудитории, ради которых вы выступаете, должны быть закреплены в заключительной части выступления. Установите связь между заключением и началом выступления. В заключении эмоциональность вашего выступления должна быть не ниже эмоциональности вашего вступления.

10.Подготовьтесь к обсуждению и ответам на вопросы.

ОДИННАДЦАТЬ СПОСОБОВ ДОБИТЬСЯ УВЕРЕННОСТИ ПРИ ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ


  1. Выработайте правильное отношение к своим страхам.
Твердо знайте: аудитории редко бывают враждебно настроенными; вам не надо быть красноречивым оратором, чтобы добиться успеха.

  1. Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь!
Чем лучше вы будете знать тему, тем большим знатоком и темы, и аудитории вы будете себя считать.

3. Сделайте «успокаивающие» записки.

Используйте тот формат, который удобен. Запишите свою «хореографию», чтобы напомнить себе, когда сделать паузу, когда подчеркнуть что –то важное, когда обратиться к аудиовизуальным средствам.


  1. Представьте свой успех.
За две недели до своего выступления каждую ночь перед сном представляйте картину своего успеха: уверенную улыбку на своем лице, себя- убежденно говорящего.

4.Используйте аудиовизуальные средства, чтобы снять с себя часть напряжения.

5.Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь!

Потренируйтесь три или четыре раза до своего выступления, делайте это, пока вы не будете удовлетворены своей речью. Ни в коем случае не тренируйтесь в день своего выступления!

6.Расслабьтесь, отдохните и избегайте любого возбуждения.

Как можно лучше отдохните ночью перед выступлением; ограничьтесь в употреблении кофе.

7. Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху.

Наденьте то, что вам очень идет.

8.Установите контакт глаз с несколькими дружелюбными лицами.

Защитите себя теплыми взглядами людей, которых вы знаете или тех, кто невербально выражает свою поддержку.

9. Говорите громко, чтобы разогнать тревогу.

Это поможет вам освободиться от нервозности.

10.Постарайтесь не допускать ошибок.

Не пугайтесь, если допустите их, большинство слушателей вряд ли даже обратят на них внимание. А извинения только ослабят ваши позиции.

11. Не держите себя слишком серьезно.

Естественно, что вы хотите произнести хорошую речь, но не преувеличивайте значение своего выступления. Если вы будете слишком заумным, то вряд ли ваша аудитория запомнит, что вы так долго говорили, как бы вам этого не хотелось.

Основное содержание публичного выступления докладчика должно отражать суть, краткий ход, личный вклад в проведенное исследование, главные итоги: теоретическую и практическую новизну и значимость результатов. Свое выступление докладчик строит на основе чтения (еще лучше пересказа) заранее подготовленного текста, призванного показать высокий уровень теоретической подготовки, эрудицию и способность доступно дать основные научно-практические результаты проведенного исследования. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений участников конференции по теме проведенного исследования.

Студент-исследователь должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были понятны широкому кругу людей. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих на конференции.

4. Примерный план публичного выступления

Ниже приведены пункты примерного плана публичного выступления докладчика и варианты их наполнения.

План выступления

Пункты

Варианты

1. Приветствие

«Добрый день!»,

«Уважаемый Председатель (Ведущий) конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»

2. Представление (фамилия, имя, группа, образовательное учреждение, город)

«Меня зовут ___________________.

Я студент (-ка) ____ группы, техникума (школы, лицея,… № 1 (___)) города _____________»

3. Цель выступления

«Цель моего выступления дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области ____________»

4. Название темы исследования

«Название темы: ________________________________»

5. Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования)

«Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

во-первых, ___________________,

во-вторых, __________________,

в третьих, _________________…»

6. Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения

«Цель моего исследования - ___________________.

Основные задачи исследования и способы их решения:

1. ___________________,

2. __________________,

3. _________________…»

7. Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования

«В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты:

1. Получены новые знания следующего характера: ______,

2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи: _________________,

3. Созданы новые творения в виде: ____________________,

4. Определены новые проблемы (задачи): ______________»

8. Выводы по результатам проведенного исследования

«На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. ___________________,

2. __________________,

3. _________________…»

9. Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования

«Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

1. ___________________,

2. __________________,

3. _________________…»

10. Благодарность за внимание к выступлению

«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

Дискуссия по теме доклада

11. Ответы на вопросы

- «Спасибо (благодарю) за вопрос,

а) мой ответ…

б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось)

- «Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен)…»

- «Простите, я не понял(-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста!»

- «Правильно ли я понимаю, что задан вопрос: «________?»

- «Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов (-ва) ответить»

12. Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования

«Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго»

Публичное выступление – выступление перед слушателями с целью убеждения, провокации, информирования. Такое выступление может быть рассчитано как на обширную аудиторию, так и на узконаправленную (определенный контингент слушателей).

Цель оратора расположить к себе слушателей, привлечь внимание и доказать правоту убеждений. Для этого говорящему нужно пройти основные этапы подготовки и запомнить хитрые языковые приемы, повышающие эффективность ораторской речи.

В ораторской деятельности насчитывают четыре вида выступления:

  • рассказ экспромтом – выступление перед аудиторией без предварительной подготовки;
  • составление конспекта – тезисы, использующиеся при сообщении;
  • текст сообщения – составление текста, который вы читаете при выступлении;
  • заучивание наизусть – вы учите текст и воспроизводите по памяти, соблюдая основные требования слушателей.

Для творческого выступления комбинируйте эти способы. В ораторской деятельности нет ограничений, но всегда стоит учитывать особенности аудитории. Принцип ораторской деятельности – возможность свободно выбирать особенности рассказа и использовать любые средства выразительности выступления.

Основа публицистических выступлений – план. Чтобы составить план сообщения, записывайте тезисы, которые подойдут к теме. Тезисы проанализируйте и исключите лишнюю информацию. После обработки прочтите тезисы еще раз.

При необходимости, дополните план и подкрепите его вспомогательными фактами, чтобы план выглядел полным и последовательным. Вносите в план обдуманные предложения. Если вы новичок в ораторской сфере, не сокращайте предложения – записывайте полностью, чтобы не запинаться при произношении.

Как использовать план

Иметь при себе план выступления полезно, но не увлекайтесь дословным копированием тезисов. Выбирайте самостоятельно, как пользоваться записями, чтобы речь была обдуманной, последовательной, согласованной в интонации и темпе произношения.

Новичкам план поможет сориентироваться при повествовании; более опытным в ораторской деятельности, тезисы послужат как дополнение к выступлению. План подходит для постоянного обращения, подтверждая уверенность, что тезисы озвучиваются в правильном порядке.

Если вы считаете, что плана недостаточно для успешного сообщения, то напишите полный текст. Словесное оформление публичного выступления можно заучить, чтобы иметь возможность смотреть на аудиторию, а не задерживать взгляд на бумаге. Структура публичного выступления должна быть вам известна, а не просто записана в конспекте.

Структура публичного выступления

Самые сильные части рассказа – начало и заключение. После их удачного построения, вы заинтересуете аудиторию и оставите о себе приятное впечатление. Помните, что впечатление складывается за первые пять секунд общения. Поэтому сразу покажите, что подготовили интересный рассказ: продемонстрируйте видео или фото, подходящее к теме; начните с интересного факта.

1 Этапы рассказа начинаются с введения, а композиция публичного выступления строится на описательной части. Для выразительности используйте предысторию. Расскажите интересную притчу или жизненный пример, не отклоняясь от темы разговора. Не забывайте про психологические приемы и языковые средства, чтобы аудитория успешно переняла ваше отношение к теме.

2 Опишите проблему, которую вы затрагиваете. Уделите внимание этому пункту, чтобы аудитория понимала вас и слушала с интересом. Затроньте перспективы, которые возможны при решении проблемы. Подойдите к этой части рассказа издалека. Расскажите, как вы пришли к таким выводам и что вы думаете об этом.

3 Подумайте, какие вопросы вам задаст аудитория. Чтобы не молчать при общении с публикой, заранее оцените, какие моменты интересуют людей.

Важной частью публичного выступления является заключение.

Принципы качественного заключения

  • заключение подводит итоги, обобщает сказанное;
  • заключение лаконичное и кратко описывающее основные мысли;
  • заключение с долей юмора;
  • заключение несет комплименты слушателям;
  • заключение повторяет основную мысль текста;
  • заключение подходит для саморекламы и утверждения осведомленности в поднятой теме;
  • заключение используется для советов с помощью практических рекомендаций;
  • заключение усиливает эмоциональные впечатления от рассказа;
  • креативное заключение подкрепляется презентацией и связывает этапы рассказа.

Связность всех частей доклада слушатели должны ощущать постоянно: Одна мысль плавно переходит в другую; соблюдается логическая последовательность.

Заключение невозможно без аргументации. Композиция публичного выступления должна сопровождаться доказательствами вашей правоты.

Аргументация публичного выступления

Аргументация – это доводы, обосновывающие тезисы, и доказательства озвученной информации.

Аргументация делится на два типа:

  1. Логическая аргументация.

Доказательства, основанные на разуме слушателей. Такая аргументация объясняется дедуктивным методом, рассуждением от общего к частному.

  1. Психологическая аргументация.

Аргументация, направленная на эмоции, чувства, нравственные нормы слушателей.

Правила аргументации

  • Аргументация должна быть правдивой. Недостоверные факты подорвут вашу репутацию. Проговаривайте доказательства с убедительностью. Убеждающее выступление означает правильно подобранную аргументацию, основанную на уверенности в своих доводах.
  • Доказательств должно быть больше трех, чтобы прибавить сообщению убедительности. На психологическом уровне три довода означает много доводов. Слушатели будут уверены в вашей правоте. Аргументация не должна быть слишком фантастической.
  • Аргументация подразумевает умелое употребление доводов и соблюдение пауз. При перечислении аргументов, придерживайтесь строгих пауз. Наличие пауз позволяет слушателям отделять доказательства друг от друга. При соблюдении пауз не делайте их слишком длинными.
  • Кроме пауз, соблюдайте правила краткости. Аргументация должна быть лаконичной, чтобы слушатели не потеряли нить разговора. Кратко обозначьте одну мысль, затем переходите к другой. Этапы рассказа дополните доводами и наличием пауз.

Правила подготовки публичного выступления

Хорошее выступление – не только аргументированный доклад. Это интересный и поучительный рассказ, к которому люди захотят задавать вопросы. Если слушатели с интересом следят за вашей речью, значит, у вас есть навыки ораторского искусства.

Правила хорошего выступления:

  • Дайте людям мотивацию, чтобы они знали, для чего пришли посмотреть на вас.
  • Обозначьте идею рассказа. Основа текста должна быть краткой.
  • Разбейте выступление на логические части. Соблюдение пауз между ними обязательно.
  • Используйте риторические вопросы.
  • Выделите для себя ключевые слова из текста. По ним вы быстро сориентируетесь, если забудете заученную речь. Учебное повествование невозможно без ключевых слов.
  • Подкрепите рассказ примерами и поучительными историями из жизни.
  • Дополните рассказ подходящими фото и видео.
  • Ведите диалог с аудиторией. Периодически задавайте людям легкие вопросы.
  • Особое внимание уделите вступительной части и заключению.
  • Не растягивайте рассказ. По психологическим причинам люди полноценно воспринимают текст 20 минут, после чего внимание рассеивается.
  • Время, отведенное для ответов на вопросы, учитывается в общем времени доклада;
  • Оптимальный темп рассказа – 100 слов в минуту.
  • Общайтесь с людьми на их языке. Заранее узнайте, к какому контингенту относятся слушатели.
  • Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией.
  • Подбирайте одежду, соответствующую выступлению.

У вас не должно возникнуть сомнений по поводу доклада. Подготовка к публичному выступлению обеспечит уверенность в собственных силах, а это гарантирует половину успеха. Вторую половину вы получите, применяя следующие способы и приемы выразительности:

  • Покажите публике уверенность в своих силах. Выступайте без суеты и лишних движений. Это убедит людей в вашей уверенности, а вам повысит чувство собственного достоинства.
  • Займите место посреди сцены. Публика должна чувствовать вашу значимость.
  • Наличие пауз между аргументами обязательно. Но не пренебрегайте приемом пауз перед выступлением. Попросите воды, поправьте одежду или используйте другой способ, чтобы настроиться на психологический контакт с людьми.
  • Сосредоточьте внимание на трех людях, которые станут точками опоры для зрительного контакта.
  • Жестикулируйте в процессе доклада.
  • Обходитесь без скрещенных или заведенных за спину рук. Это приемы защиты, аудитория психологически настроится на то, что вы сторонитесь ее.
  • Не показывайте превосходство при общении с людьми. Ведите себя на равных с ними, особенно если это учебное выступление.
  • Если вам аплодируют, дождитесь конца аплодисментов, чтобы продолжить рассказ.
  • Завершая, скажите приятные слова и пожелайте удачи.

Чтобы рассказ был удачным, поработайте над произношением и преподнесением текста перед слушателями.

Языковые средства выразительности

Подготовка речи и выступление взаимосвязаны. Языковые средства, создающие логичность выступления, обязательно нужно проработать. Это поможет публике сформировать четкое понятие о вашей проблеме.

Языковые средства выразительности:

  • структурируйте текст;
  • используйте сложноподчиненные предложения;
  • используйте вводные слова;
  • используйте риторические вопросы;
  • преподнесите материал с эмоциями;
  • выделите основную мысль;
  • призывайте аудиторию к действиям;
  • используйте пословицы, поговорки и сравнения;
  • приводите пример из жизни;
  • примените повторы, но не прибегайте к этой методике слишком часто;
  • демонстрируйте собственную заинтересованность в теме;
  • говорите не слишком тихо, но и не кричите;
  • перед выступлением потренируйтесь в произношении слов. Произносите текст внятно.

Чтобы подготовиться к выступлению, нужен правильный физический и эмоциональный настрой.

Как подготовиться к публичному выступлению: внутренняя организация

Подготовка к выступлению считается частью рассказа. Чтобы усмирить волнение, используйте 6 основных правил:

  1. Сконцентрируйте внимание на речи, а не на волнении.
  2. Рассказывайте не всю информацию, которая вам известна. Это укрепит уверенность в себе.
  3. Перед выступлением отдыхайте, а не повторяйте текст.
  4. Не ешьте за час до выступления.
  5. Перед выступлением не занимайтесь неожиданными делами.
  6. Уделите внимание содержанию текста. Бегло его прочтите, чтобы использовать приемы подсознания, которое запомнит основные моменты речи.

Проведение публичного выступления – нетрудное занятие, если подойти к нему со всей ответственностью и учитывать основные функции выступления. В эти функции входит донесение информации и объяснение точки зрения. Также, вы можете повысить эффективность речи, учитывая особенности публики и используя средства выразительности. Начать обучение ораторскому искусству лучше с изучения небольших этапов, постепенно усложняя поставленные задачи и требования к выступлению.