«Использование современных технологий на уроках истории и обществознания» «Использование современных технологий на уроках истории и обществознания» - презентация. Исследовательская работа «Мнемотехника (или правила – для себя) на уроках русского языка и т


Особенности восприятия Левое полушарие логическое Обработка только одного фрагмента информации, линейная обработка информации, последовательные действия, письмо, анализ, связь идей, абстракция, формирование категорий, логика, умеренность, суждения, математика, вербальная память, использование символов Правое полушарие творческое Интегрирование в целостное воспроизведение множества данных, образное мышление, знания без четких определений, рассмотрение решения в целом, нахождение сходства, интуиция, внутренние чувства, эмоции, синтез, визуализация, зрительная память, распознавание образов, соотношение с действительностью, ритм, мимика, цвет, запах




Сопровождение объяснения нового материала иллюстрациями, картами, содержание которых меняется по мере рассказа учителя. Учитывая психофизические особенности учащихся, после просмотра презентации, можно давать для выполнения альтернативные задания: заполнить таблицу, схему, графическая основа которой дана на доске; сделать иллюстрацию к просмотренному сюжету; написать отзыв, рецензию на просмотренный сюжет; составить план. Сопровождение объяснения нового материала иллюстрациями, картами, содержание которых меняется по мере рассказа учителя. Учитывая психофизические особенности учащихся, после просмотра презентации, можно давать для выполнения альтернативные задания: заполнить таблицу, схему, графическая основа которой дана на доске; сделать иллюстрацию к просмотренному сюжету; написать отзыв, рецензию на просмотренный сюжет; составить план.


Информационные технологии могут использоваться: на факультативных, индивидуальных занятиях; для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов. Информационные технологии могут использоваться: на факультативных, индивидуальных занятиях; для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.


Таким образом необходимо отметить следующие моменты: Таким образом необходимо отметить следующие моменты: Применение информационных технологий на уроке в настоящее время является достаточно актуальным. Имеющиеся материалы достаточно объёмны и информативны, предполагают комбинации новых форм и подходов. Возможности практического использования информационных технологий на уроках ограничены исключительно желанием учителя и возможностями учебного заведения. Применение информационных технологий на уроке в настоящее время является достаточно актуальным. Имеющиеся материалы достаточно объёмны и информативны, предполагают комбинации новых форм и подходов. Возможности практического использования информационных технологий на уроках ограничены исключительно желанием учителя и возможностями учебного заведения.








Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники: МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.




Последовательность правления Рюриковичей: Запомните две фразы: Му МоБо Не и Ка ДоТём Вас Фёдор Иванович. Расшифровка: Му – Ярослав Мудрый, Мо –Владимир Мономах, Бо – Всеволод Третий Большое Гнездо, Не – Александр Невский. Ка – Иван I Данилович Калита, До – Дмитрий Иванович Донской, Тём – Василий II Васильевич Тёмный, Вас – Василий III (отец Ивана Грозного), Фёдор Иванович. Последовательность правления Рюриковичей: Запомните две фразы: Му МоБо Не и Ка ДоТём Вас Фёдор Иванович. Расшифровка: Му – Ярослав Мудрый, Мо –Владимир Мономах, Бо – Всеволод Третий Большое Гнездо, Не – Александр Невский. Ка – Иван I Данилович Калита, До – Дмитрий Иванович Донской, Тём – Василий II Васильевич Тёмный, Вас – Василий III (отец Ивана Грозного), Фёдор Иванович.


Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Исторические персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций. Один английский учитель предлагал запоминать название села Бородино на основе фразы Наполеон одолжил обед у Кутузова (одолжить обед borrow dinner (барроу дина). И вам никто не запретит Демокрита запоминать по где мокрит, Ганнибала по тому, что ходил он не на бал, а на войну. Григория Отрепьева (Лжедимитрия) свергли и одели в рваные отрепья, а Ивана Болотникова утопили в болоте. Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Исторические персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций. Один английский учитель предлагал запоминать название села Бородино на основе фразы Наполеон одолжил обед у Кутузова (одолжить обед borrow dinner (барроу дина). И вам никто не запретит Демокрита запоминать по где мокрит, Ганнибала по тому, что ходил он не на бал, а на войну. Григория Отрепьева (Лжедимитрия) свергли и одели в рваные отрепья, а Ивана Болотникова утопили в болоте.


С древности известно, что особенно хорошо запоминаются стихи. Вот вам зарифмованные четки для запоминания семи чудес света: Пирамида, Артемида, Мавзолей, Семирамида, Зевс в Олимпии, Родосский, да еще маяк Фаросский. С древности известно, что особенно хорошо запоминаются стихи. Вот вам зарифмованные четки для запоминания семи чудес света: Пирамида, Артемида, Мавзолей, Семирамида, Зевс в Олимпии, Родосский, да еще маяк Фаросский.



















«КИ-МЕ-ГИ-ТЕ» КИ – кило, МЕ – мега, ГИ – гига, ТЕ – тера. Каждая следующая приставка означает число в тысячу раз (в 10 3) большее, чем предыдущее. Запомнив слово «КИМЕГИТЕ» мы всегда сможем сказать, сколько паскалей в одном мегапаскале и сколько джоулей в гигаджоуле.



Кунгрцева Алена Александровна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 68.

Проблема вовлеченности ученика в образовательный процесс, его заинтересованность на уроке - одна из самых «наболевших» в среде учителей. Объем материала слишком большой, темпы урока высоки, а единственной мотивацией ученика на уроке выступает оценка. Зачастую учителю сложно предоставить материал в интересной и понятной ученику форме. В условиях внедрения ФГОС, ученика нужно научить учиться, что в свою очередь означает их самостоятельную деятельность. Одной из технологий, которая позволит активизировать мозговую деятельность учеников является мнемотехника. Мнемотехника представляет собой приемы и способы усваивания и запоминания информации, путем создания искусственных образов.

Большинство людей являются визуалами, поэтому данный метод подходит для большинства учеников. Кроме того приемы мнемотехники широко применяются в дошкольном и начальном школьно образовании.

Существуют несколько мнемотехнических приемов:

· Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.

Например, все мы помним цвета радуги, которые учили в виде акростиха. Акростих - это предложение, где первая буква каждого слова обозначает мысль, которую надо запомнить. "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан" (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый).

В данный прием будет входить число-буквенный код, который является находкой для учителей истории и облегчает запоминание большого количества дат.

· Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.

Ассоциации можно разделить на несколько категорий:

1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;

2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;

3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;

4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;

5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;

6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;

7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;

8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;

9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

· Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материала. Широко используется в изучении языков. Например, для запоминания не самых очевидных ударений:

Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.

Подобные стихотворения можно создавать не только на уроках иностранных или русского языков. Можно дать задание ученикам зарифмовать необходимый материал.

· Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.

· Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате. Хорошо подходит для запоминания последовательностей. Также это методика называется «Дворец памяти». С помощью этой методики человек становится способен выстроить крепкие ассоциативные связи, запомнить огромное количество информации, при необходимости выстроить её элементы в правильном порядке и затем оперативно вытащить эту информацию из глубин памяти. Для того чтобы использовать мощности «Дворца памяти», нужно его создать: мысленно представить себе здание с переходами, анфиладами, галереями и множеством комнат. Постепенно все помещения воображаемого здания будут обрастать мебелью и предметами, каждый из которых будет ассоциироваться с какой-то частью важной для вас информации, да и сам дворец впоследствии разрастётся и станет частью огромного вымышленного мира. Потом, когда вам потребуется извлечь эту информацию, вы отправляетесь в виртуальную прогулку по вашим чертогам. У каждого человека есть место, которое он знает досконально. У детей это, как правило, их комнаты.

Применяя визуализацию ученику необходимо также структурировать получаемую информацию, для этого хорошо подходит технология «Mindmap» или интеллектуальные карты. Метод интеллектуальных карт, или как его еще называют майндмэппинг (а также диаграмма связей, ментальная карта, карта мыслей или ассоциативная карта) - это способ изображения структуры информации при помощи блок-схемы. Такие ментальные карты часто рекомендуют рисовать психологи или ведущие тренингов для правильной постановки целей или ведения проектов, но в нашем случае ментальные карты полезны именно для структурирования запоминаемой информации.

Для того чтобы построить ментальную карту, необходимо выполнить ряд следующих действий:

· Возьмите материал, который нужно выучить (учебник, статью, таблицу и т.п.), а также белый лист бумаги, ручку и цветные карандаши.

· Изобразите в центре листа любой символ или нарисуйте какую-то картинку, на которой наглядно будет представлено название или содержание всего материала (например, название учебника).

· От этого центрального объекта к краям листа нужно рисовать цепочку связей, которая должна отражать структуру изучаемой информации.

В результате вместо просмотра списков слов или предложений сверху вниз и слева направо (как это бывает в обычных конспектах), вы видите главную идею в центре листа, а затем двигаетесь по ветвям к краям листа в таком порядке, который вам нужен.

Кроме того, интеллектуальная карта всегда красочная и наполнена ассоциативными символами и картинками, помимо структурирования выполняет функцию формирования речи ученика. Используя только опорные символы, гораздо легче сформулировать выступление своими словами, а не пытаться вспомнить зазубренный монотонный текст.

Следует помнить, что язык мозга - образы, чем ярче образ, тем лучше запоминается информация. Для учеников с их богатой фантазией, не составляет труда придумать забавные ассоциации, которые легко запомнить, а применение такого творческого подхода, делает для них урок интересным.

Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов

«Первые шаги в науку»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Мнемотехника

(или правила – для себя)

учащаяся 11 «А» класса

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

ГУО «Средняя школа № 40 г. Могилёва»

Могилёв, 2013

ВВЕДЕНИЕ

Всем хорошо известно, что никто не хочет учиться плохо, другое дело, не у всех получается учиться хорошо. В чём причина этого парадокса?

По мнению психологов (Г. Эббингауза,), всё дело в индивидуальных особенностях (различиях) человеческой памяти.

Изучение памяти началось много веков назад, при этом память всегда связывалась с процессом обучения (т. е. накопления информации). Исследователи пришли к мнению, что память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» сложного правила или ничего не значащего для них символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная [1 ]. Как же быть таким ученикам, ведь в русском языке множество сложных правил, а ещё больше слов-исключений. Если вовремя не помочь этим ребятам, у них ухудшится грамотность и постепенно пропадёт интерес к предмету. Эта проблема существовала во все времена, но сегодня она особенно актуальна и злободневна: у школьников наблюдается низкий уровень общеучебных навыков, отсутствует устойчивый интерес к предмету, плохо развита память.

Цель работы: исследование эффективных способов и приёмов, развивающих память, повышающих интерес к изучению русского языка, улучшающих качество знаний по предмету, сохраняющих информацию в долговременной памяти; систематизация авторского материала по теме исследования, апробированного на уроках русского языка.


Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

1) рассмотреть содержание исходных понятий данного исследования (память, мнемотехника, мнемоприёмы);

3) создать копилку эффективных мнемонических приёмов.

Объектом исследования является мнемотехника.

Предмет исследования: эффективность мнемонических приёмов при изучении русского языка.

Гипотеза: в данном исследовании предполагается, что изучение русского языка будет более эффективным, если умело использовать на уроках способы развития ассоциативной памяти при помощи мнемонических приёмов.

Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы ; создание копилки эффективных приёмов мнемотехники; сбор и обработка результатов эффективности использования наработанных материалов по теме исследования; диагностика.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Индивидуальные особенности памяти

У людей являются ведущими различные виды памяти, а потому каналы восприятия и переработки информации неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ. Так, например, визуалы лучше и быстрее запоминают зрительно, аудиалы – на слух, а кинестетики – при помощи двигательных ощущений [6 ].

Редко у какого человека все эти виды памяти развиты в равной степени, обычно лучше какой-то один из них. Поэтому полезно вы­яснить, какая память - зрительная, слуховая или двигательная - больше развита, и сознательно стараться «разговаривать» с памятью на удобном для неё языке. То, какой вид памяти явля­ется доминирующим, часто отражается на школьной успевае­мости. Визуалы с большим трудом восприни­мают информацию, когда она предъявляется только на слух (такие ребята часто домашние задания выполняют отлично, а на уроках получают двойки, поскольку даже условие задания не могут воспри­нять и уж тем более запомнить на слух). Аудиалы, наоборот, испытывают затруднения, ес­ли нет возможности услышать информацию (такие уче­ники часто «бормочут» себе что-то под нос, читая учебник).

Не стоит также забывать о том, что есть люди с преобладанием левого полушария головного мозга («праворукие») и с доминированием правого полушария (в быту предпочитают пользоваться левой рукой). Если у ребёнка преобладает правое полушарие, то он медленнее усваивает правило, хуже читает, отличается неустойчивостью внимания. По мнению, «сухой» учебный материал усваивается образно мыслящими детьми гораздо труднее [2 ]. Значит, школьники с преобладанием правого полушария головного мозга в силу психологических и физиологических особенностей нуждаются в том, чтобы воздействовали на их воображение и эмоциональность.

И вот здесь на помощь приходит мнемотехника.

1.2. Мнемотехника (или техника эффективного запоминания)

Мнемотехника (то же, что мнемоника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций [4] .

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Уже в Древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники.

На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Названия всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю.

Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.


Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает и улучшает запоминание информации. Но и в наше время интерес к мнемотехнике не угас.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы [3 ].

Изучив литературу по исследуемой теме, мы пришли к выводу, что мнемотехника – это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации; экономия времени при запоминании; длительное сохранение запомненных сведений в памяти; мощная тренировка внимания и мышления; реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области; возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове; отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался .

1.3. Мнемоприём – путь к запоминанию

Когда информация трудна дня запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специаль­ные приёмы быстрого запоминания. Они позволяют избежать «занудной зубрежки» (пожалуй, самого популярного способа запомина­ния «незапоминающейся» информации). Таких приёмов существует великое множество, обо всех рассказать сложно. Самое главное - понять общие принципы, по которым все они построены.

В основе любого приёма эффективного запоминания лежит: желание запомнить информацию, осознание того, для чего вам это пригодится, яркое впечатление, хорошее внимание, установление связей с уже имеющимися у вас знаниями или опытом.

По мнению психологов, гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и ещё хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сами правила не имеют никакой эмоциональной окраски, то мнемоприем как нельзя лучше компенсирует этот «недостаток». Поэтому школьникам проще запомнить коротенькие фразы («Поклон ился своему твор ению загор елый мальчик на зар е», «К выращ енному урожаю предлож или не прикас аться до скач ек », «Промок нув снова под дождём, обмак нул в варенье бублик»), нежели объёмные правила по теме «Чередующиеся гласные» из учебника по русскому языку.

в статье «Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения» утверждает: «Логическое забывается, долго припоминается, поэтому зачастую правила учат ошибаться. Наша грамматика противоречит грамотности: она несет не языковой факт, а языковой акт мучительного приближения к этому факту. Запоминается то, что мгновенно припоминается…» [5 ]. Мнемонические приемы вспоминаются моментально, потому что составление «правил - для себя» – это ключик к запоминанию и последующему припоминанию.

1.4. Приёмы мнемотехники на уроках русского языка

Говоря о классификации приемов мнемотехники, следует понимать, что это деление на группы условно. Конечно, есть мнемоприемы, хорошо вписывающиеся в границы той или иной группы, но иногда в одном мнемоприеме содержатся элементы нескольких групп.

Исследователи выделяют следующие приёмы мнемотехники на уроках русского языка: ассоциативные рисунки (или графический способ), звуковые ассоциации (или метод ключевых слов), комбинированный метод, «буквы-образы», метод списка, рифмовки, отнесенность к одному словообразовательному типу, сказки – ассоциации, схематично – рисуночная мнемоника, «материальная», «пальчиковая» мнемотехника.

В своей работе мы рассмотрели только некоторые из перечисленных мнемоприёмов.

1.5. Ассоциативные рисунки (или графический способ)

К запоминанию правописания каждого слова стоит подходить творчески. Например, сложные слова можно … рисовать (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Вместо непроверяемых гласных и согласных – буквы-рисунки, подобранные на основе ассоциаций. Поступив таким образом, мы используем главное правило эффективного запо­минания - для того чтобы запомнить, нужно установить связь!

1.6. Звуковые ассоциации (или метод ключевых слов)

Для того чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью метода фонетических ассоциаций, надо:

1. Убедиться в правильности написанного слова, а также в том, что буква или буквы, которые вы хотите запомнить, действи­тельно непроверяемые.

2. Подобрать к запоминаемому слову созвучное (ключевое) так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого и чтобы в нем «проблемная» буква слышалась отчетливо (лучше, чтобы на нее падало ударение, если речь идет о гласных буквах). Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запом­нить две (три) буквы, то к нему надо подобрать два созвучных слова. В редких случаях даже три.

3. Из слова-созвучия и запоминаемого надо составить сюжет. Сюжет, естественно, должен быть ярким, смешным, необыч­ным, может быть, даже нелепым.

4. Совпадающие с запоминаемым части созвучного слова можно как-то выделить на письме (размером, курсивом, цветом), запо­минаемые буквы желательно подчеркивать или тоже выделять. Это необходимо делать для того, чтобы ваша зрительная память тоже принимала участие в работе над словом (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Занимаясь мнемоникой словарных слов, удачно описывает механизм работы этого приёма. Сначала связывается необходимое слово с другим, затем обыгрывается ассоциативная связь, и у словарного слова появляется «приемный родственник», который помогает выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. «Чем такая связь между словами, - пишет, - неожиданней, смешней и абсурдней , тем выше эффективность запоминания [1 ].

1.7. Комбинированный метод

Этот метод нужен лишь для тех слов, в которых надо запомнить две и больше букв. Заключается он в комбинировании графического и фонетического методов. То есть для запоминания одной буквы используется метод фонетических ассоциаций, а для запоминания другой (других) - графический метод. Комби­нированный метод удобно применять для слов, в которых, кроме гласной, надо ещё запомнить удвоенную согласную (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

1.8. Метод списка

Предположим, вы сомневаетесь в написании слова «стеллаж»:

1. Открываете словарь и убеждаетесь, что в этом слове пишутся две л.

2. Вспоминаете какое-нибудь слово (с удвоенной л), в написании которого не сомневаетесь («холл»).

3. Строите ассоциативные связи между запоминаемым словом и словом, в написании которого вы уверены («в холле на стеллажах…»).

Теперь предположим: вам надо запомнить, что в слове «доллары» тоже надо писать две л. Остается только продолжить начатый сюжет (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Возможности применения этого способа запоминания правопи­сания достаточно широки. Вы сможете запомнить, в каких словах пишется одна или две буквы: Н или НН, Л или ЛЛ, М или ММ, С или СС, П или ПП.

1.9. Рифмовки

Связь между словами может усилить рифма, ритм стихотворения. Для того чтобы запомнить, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Не только акцентологическая, но и морфологическая норма вызывает, как правило, огромные сложности, а предложенные мнеморифмовки значительно упрощают усвоение материала (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

Таким образом, несмотря на то что мнемоприёмы не являются высокой прозой или поэзией, они стимулируют познавательный интерес; повышают успеваемость; создают позитивный настрой, положительные эмоции; способствуют активизации мышления, развивают память.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Память человека и мнемотехника неразрывно связаны друг с другом. Тренированная память всегда опирается на мнемотехнику, ведь она является неотъемлемой частью нашей умственной деятельности. Каждый из нас постоянно пользуется каким-либо мнемоническим средством: устанавливает при запоминании связь (ассоциацию), выделяет главную мысль в тексте для запоминания его содержания и т. д. Однако всегда стоит помнить о том, что приёмы мнемотехники - это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная нам с рождения, всегда участвует в работе. Приёмы - это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную память .

Мы убеждены, что использование мнемотехники на уроках русского языка необходимо, но совершенно не обязательно при изучении всех разделов.

В своей работе мы рассмотрели отдельные способы и приёмы запоминания трудных для написания и произношения слов. Постарались создать копилку эффективных мнемонических приёмов, которые были апробированы на уроках русского языка (задания для апробации и результаты представлены в ПРИЛОЖЕНИЯХ 7, 8). Освоение этих приёмов не отнимет много сил, но сэкономит время на подготовку к урокам, экзаменам и централизованному тестированию по русскому языку. Мнеморазработки помогут расширить и систематизировать знания по отдельным темам: «Непроверяемые написания», «Морфологическая и акцентологическая нормы», помогут выявить и устранить пробелы в знаниях, при этом создадут позитивный настрой, положительные эмоции, превратят учёбу в увлекательный процесс. А хорошее настроение в процессе работы – залог успеха в обучении!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агафонов, В. В. «Неправильные правила» для словарных слов и не только / . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 20с.

2. Бондаренко, С. М., Ротенберг, . Обучение. Здоровье / , . - М.: Просвещение, 1989.

3. Зиганов, М. А., Козаренко, : Запоминание на основе визуального мышления / , // http://*****/books/1247/.

4. Козаренко, мнемотехники / // http://www. e-reading. /book. php? book=131402.

5. Мурашов, грамотность: риторические стратегии достижения / // Русский язык в школе№ 3.- С. 3-12.

6. Никитина, развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко / . – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 291 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. ФАНТ а «АЗИЯ » – это ФАНТАЗИЯ.

2. ВЕРА и ВаНДА , а где же ВЕРАНДА?

3. А НА ТОМ берегу…. АНАТОМ живет.

4. И ЖДИ ВЕНЕЦ , ИЖДИВЕНЕЦ .

5. ИМ МИГРАЦИ я не нужна в ИММИГРАЦИ и.

6. уПАЛИ вСАДНИКи в ПАЛИСАДНИК е.

7. РАЙ – ОН не в РАЙОН е.

8. ПО ля-ДУШКА как ПОДУШКА.

9. ВЕТЕ р дует на РАНУ ВЕТЕРАНУ.

10. ВЕР а и МИШ а возле ЕЛИ не желали ВЕРМИШЕЛИ .

11. БАЛ КОН чился на БАЛКОН е.

12. ЖАК в ЖАК ете очень мил!

13. ЖИРА много у ЖИРА фа.

14. КАРТ ы на КАРТ ине все в паутине.

15. КОТ КОТ лету утащил.

16. МАШ а в МАШИН е пробила ШИН ы.

Повстречался друг давнИ шний .

Он, сжимая несессЕ р ,

Направлялся в диспансЕ р .

8. Вяжет бабушка носки

Очень быстро, мастерскИ !

9. Хитроумная острО та

Вызывает громкий хохот.

Тайской кухни остротА

Неприятна для кота.

10. Пёс у Маши убежал,

Обыскала весь квартА л !

Обзвонила всех знакомых,

А он спит спокойно дома.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

1. Как-то раз отряд гусар

Посетил в поместье бал.

Блеск погон и эполет

Затмевал от люстры свет.

После бала пять усадеб

Праздновали восемь свадеб .

2. Лето на море – какая краса!

Яхты расправят свои паруса ,

И катера подставляют борта

Ласковым водам прилива.

Небо ночное разбудит заря,

Грянет команда: «Поднять якоря

Порты покинув, плывут корабли

В зеркале чистом залива.

Взять ещё тортик.

Потом прикупила

Вафель, конфет, макарон, апельсинов,

Зеркалец, блюдец, браслетов, ботинок,

Две пары кед, полотенец, корзинок.

Дома покупки достав, приуныла:

Соли купить почему-то забыла!

13. Юная леди по парку гуляла,

Милую шляпку вуаль украшала.

14. Модой доказано, даже не спорь:

Узкая туфля – большая мозоль .

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Ассоциативные рисунки (или графический способ)

2. Нарисуйте буквы в словах.

Звуковые ассоциации (или метод ключевых слов)

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Подберите созвучные (с ударными гласными) слова.

3. Составьте мнемофразы (со словами, в которых есть удвоенные согласные).

Комбинированный метод

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Подберите созвучные (к первой безударной гласной) слова.

3. Нарисуйте вторую пропущенную букву.

4. Составьте мнемофразы.

Метод списка

1. Вставьте пропущенные буквы (слова, в которых пишется одна или две буквы: н, л, м, с, п и т. д.).

2. Вставьте слова в предложения.

Рифмовки

1. Вставьте пропущенные слова (в форме И. п. или Р. п. мн. ч.) в мнеморифмовки, поставьте в этих словах ударение.

2. Определите род имён существительных.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Результаты апробации эффективности использования приёмов мнемотехники на уроках русского языка

В апробации приняло участие 67 респондентов: учащиеся 5 «А», 10 «А» и 11 «А» классов ГУО «Средняя школа №40 г. Могилёва».

Добрый день, уважаемые коллеги! - Я рада, приветствовать Вас на моем мастер - классе.

Для начала, я хочу представиться. Меня зовут Дробязко Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания Новокиевской школы.

- Уважаемые коллеги, Вы слышите прекрасное пение птиц и шум воды? Не удивляйтесь! Перед вами река Познание, которая разделяет берег «Надежды» и берег «Оправданных надежд».

На плакате нарисован пейзаж. Река и два берега. – Я попрошу вас на стикере написать ваши «ожидания» от мастер – класса и наклеить их на берег Надежды..

Упражнение"Ожидания".

Я думаю, что каждый из нас не раз сталкивался с такой проблемой, как плохая память у детей.

Для многих учителей, неравнодушных к своей работе, очень важно, чтобы ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки интересными и незабываемыми. Предметы история и обществознание часто требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И передо мной встала такая задача: найти такие педагогические приемы, чтобы объемный и часто сложный фактический материал стал более доступным. И я нашла.

В этом, на мой взгляд, может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника. Поэтому тема мастер класса звучит так: «Приемы мнемотехники на уроках истории и обществознания.»

Цель занятия : Познакомить слушателей с приемами, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.

Задачи занятия :

  • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность;
  • познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемоприемами на уроке истории и обществознания при заучивании основных понятий, хронологических дат и событий
  • мотивация участников мастер-класса на применение данной технологии в своей деятельности;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

Надеюсь, что в конце сегодняшнего мастер- класса Вы сможете:

Объяснить , что такое мнемотехника;

отличать мнемотехнические приемы от других видов учебных действий;

Составить с помощью приемов мнемотехники свои примеры, касающиеся вашего предмета

Итак, мы начинаем

Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена, ведь людям многих профессий всегда нужно было помнить множество фактов. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Особенно это актуально в школе и, ни для кого не секрет, что с каждым годом всё более возрастают требования к умственной деятельности.

Мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти

Искусство запоминания - мнемоника (мнемотехника) - зародилось в глубокой древности. Оно было составной частью классической риторики - искусства сочинять и произносить речи. Но, в отличие от остальных разделов риторики, мнемоника носит очень индивидуальный характер. Все люди разные: у одних сильнее развита зрительная память, у других - слуховая; одни лучше запоминают цифры, другие - образные выражения. Поэтому так мало практических пособий по мнемотехнике. Ее секреты в основном передаются устно, из поколения в поколение. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги) .

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Существует много приёмов мнемотехники, но более приемлемыми для школьников являются следующие:

Группировка;

Классификация;

Ассоциации;

Поиск опорного пункта; схематизация;

Достраивание материала; структурирование материала.

Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако надо помнить о золотой середине, и в некоторых случаях чрезмерное применение мнемотехники может оказать и прямой вред.

Вашему вниманию предлагаются некоторые примеры заданий, которые помогают ученикам легче усваивать информацию на уроках истории и обществознания. В моей практике использую примеры, которые составлены совместно с учениками или самостоятельно.

Перейти к следующему этапу нашего мероприятия я бы хотела словами Конфуция «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю». То есть перейти от слов к делу

Представьте, что вы ученики 5-го класса, и мы знакомимся с новым понятием «реформа».

(На доске записываю крупно слово «реформа».)

Скажите, пожалуйста, кто знает, что обозначает слова «реформа»? (чаще всего дети этого не знают)

Хорошо, найдите в этом непонятном

для нас слове, слово которое вам знакомо.

Молодцы, вы нашли знакомое для вас слово «форма».

Скажите, а все предметы имеют форму? (Да)

А этот воздушный шарик, что у меня в руке, имеет форму? (Да)_

Хорошо, я возьму маркер и напишу на нем слово «форма».

С этой частью непонятного слова мы немного разобрались. А что у нас осталось непонятного? (Это «РЕ»)

Частица слова «ре» вам хоть что-то напоминает? А если я возьму в руку букву «р» и переверну ее. (Для этого у меня есть заготовленная бумажная вырезанная буква)

Буква стала вам напоминать оружие? Например револьвер. (Да)

Скажите, а револьвер может выстрелить? (Да)

А если я выстрелю в наш шар, что произойдет с его формой? (Изменится)

Точно? Давайте проверим.

Я наглядно показываю, что стреляю из револьвера в шар. Шар лопается. Именно сейчас у детей работает не только зрительная, но и эмоциональная память.

Мы пришли с вами к тому выводу, что вероятнее всего это слово, будет обозначать какое- то изменение. Все с этим согласны?

Давайте так и запишем на доске под словом реформа, новое слово определение « изменение». А теперь я вас попрошу открыть учебники на странице 63 и прочитать значение слова «реформа».

Реформа- изменение, преобразование, переустройство какой – либо стороны жизни людей.

Скажите, наш вывод подтвердился? (Да)

Вот, что и требовалось доказать.

Главный принцип запоминания слов - поиск связей. Любой словарь, в том числе и ваш собственный, - это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его “привязать” к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем надежнее.

Я предлагаю теперь вам поработать в группах и применив прием « Неизвестное к известному: запоминание с опорой на связи слов». Дать определение слов: консерватизм, зарплата.

(работа в группах)

Но не всегда, слово может подсказать значение. Вот перед нами незнакомое слово «ПРОГРЕСС».(записываю слово на доске, лучше печатными буквами)

Подсказки в слове нет. Есть выход, на помощь приходит фантазия и рисунок. Если я первую букву «П» напишу больше остальных и подрисую под ней два колеса. Вот так:

Прогресс

Уважаемые коллеги, на что похоже стало слово?

Правильно, на паровоз. А скажите, что подсказывает нам стрелочка, паровоз движется или стоит?

Правильно он движется вперед. Все с этим согласны? Давайте рядом с нашим рисунком запишем наш вывод. Движение вперед.

Скажите, наш вывод совпадает с верным определением этого слова. Для лучшего запоминания нам помог рисунок и фантазия.

На столах у вас лежат исторические термины.

Оброк - платеж зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами. Гражданская война – война между гражданами одного государства

Попробуйте с помощью рисунка и своей фантазии проделать аналогичную работу с ними. (работа в группах и обсуждение)

Рисунок и фантазия помогает запомнить не только отдельные исторические или обществоведческие термины, но и крупные исторические события и исторически значимых личностей. Хочу показать вам небольшую выставку детских работ в этом направлении.

(показ детских рисунков) Приложение 1

В 7 классе дети сталкиваются с тем, что им предстоит знать данную хронологическую таблицу:

Тема: Дворцовые перевороты

  • Екатерина I 1725 – 1727 гг
  • Петр II 1727 -1730 гг
  • Анна Иоанновна 1730 – 1740 гг
  • Иван Антонович 1740 – 1741 гг
  • Елизавета Петровна 1741-1761 гг
  • Петр III 1761-1762 гг
  • Екатерина II 1762-1796 гг

Запоминание связанных между собой событий, имен - это, с точки зрения мнемотехники, особый объект для изучения. Дело в том, что ряды, списки, связки, обоймы слов надо запоминать в строгой последовательности. А это не просто. Здесь все основано на ключиках. Зная их, не составит большого труда воспроизвести этот материал.

Ключ 1 :Зная точку отсчета – в нашем случае это год смерти Петра I – 1725г и помня код цифр 2, 3, 10, 1, 20, 1, 34, мы можем составить числовую хронологию.

Ключ2 : Обратите внимания первая в списке и последняя –это женщина, имя Екатерина, второй и предпоследний – мужчина, имя Петр. Затем третья и пятая –это женщины, середина мужчина, имя Иван.

Я предлагаю вам, взяв ключи, воспроизвести эту таблицу.

В заключении хочу сказать, что использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным мнемоника справляется просто великолепно.

И сейчас я хочу, чтобы вы попробовали применить и объяснить, основные мнемонические приемы именно касаясь вашего предмета. (практическая работа, просмотр полученных работ)

Как вы видите, использование мнемотехники на уроке истории и обществознания позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности школьников, его творческое познание.

В старших классах учащиеся составляют интеллект –таблицы, в основе которых лежат приемы мнемотехники. Я предлагаю вам с ними познакомиться.

(Показ интеллект –карт ) Приложение 2

Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс подходит к концу. Сегодня на занятии мы с вами: 1. Выяснили, насколько остро стоит проблема плохой памяти на современном этапе.

2. Нашли выход из этой проблемы путем приемами мнемотехники.

3. Научились некоторым мнемотехническим приемам, которые помогут вам и вашим ученикам

Мне очень хотелось бы, чтобы мастер класс для вас оказался полезным и интересным.

А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.

Изменилось ли ваше самочувствие, настроение к концу занятия?

Каковы ваши впечатления? Какие выводы вы сделали для себя?

«Упражнение " Ожидания". Возьмите стикеры и запишите настолько оправдались Ваши ожидания от мастер- класса.

Порошу Вас стикеры прикрепить на "берег оправданных надежд", озвучивая свое мнение.

Уважаемые, коллеги! Дорогу осилит идущий, поэтому я желаю вам творческих успехов в нашей интересной и увлекательной деятельности.

Организация: МБОУ ООСШ №2

Населенный пункт: Архангельская область, п. Обозерский

Использование мнемотехники в рамках курса «История»

Бакай Людмила Васильевна учитель истории МБОУ «Обозерская ОСШ№2»

Для запоминания не запоминаемой исторической информации, например, когда нужно запомнить большое количество дат, можно применить мнемотехнику.

Мнемотехника - система внутреннего письма, основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

При заучивании учебных дисциплин мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.

Методика запоминания цифр заключается в приемах:

  • Установи закономерности;
  • Найди знакомые числа.

Можно выделить четыре этапа использования мнемотехники на уроках истории: подготовительный, основной, проверка результатов и экспертная оценка, рефлексия.

Подготовительный этап .

Учитель предлагает учащимся запомнить ряд дат и объясняет, что для запоминания каждой будет давать время. В течение этого времени необходимо установить закономерности, которые вызывает данная дата.

  • Основной этап .
  • Учитель диктует даты с интервалом в 10-15 секунд. По завершению учащиеся должны записать их в такой последовательности, в которой они были продиктованы учителем.
  • 3. Проверка результатов и экспертная оценка.
  • Учитель выясняет, кто из учащихся и в какой степени справился с заданием. Один из учеников, запомнивших наибольшее количество дат, читает записанные даты классу. Дается экспертная оценка.
  • Рефлексия.
  • Учащиеся, которые успешнее других справились с заданием, говорят о том, как у них это получилось. Все желающие могут рассказать о своих впечатлениях и возникших представлениях.

При запоминании исторических дат мы фиксируем в памяти не только сами даты и события, им соответствующие, но и последовательность дат. Запоминание последовательности позволяет вспомнить все даты без пропусков и обеспечивает их закрепление в памяти при повторении.

Преобразуем элементы в зрительные образы, удобные для запоминания (для связывания).

Допустим, нужно запомнить дату: 1453 год - гибель Византийской империи.
Напоминаю буквенно-цифровой код, по которому можно легко преобразовать образ (слово, его обозначающее) в цифры:
1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7-сз, 8-вф, 9-рц, 0-нм

  • Византия - пластиковая карта "Виза" (кодирование по созвучию)
  • империя - императорская корона (прием символизации)

Упускаем единицу. Запоминаемая информация состоит из трех элементов: 453, Византия, империя.

453 - ЩеПКа (см. справочник образных кодов на сайте Mnemonikon)
Византия - пластиковая карта "Виза" (кодирование по созвучию)
Империя - императорская корона (прием символизации)

В анализируемой дате главным элементом является "Византия". Следовательно, образ "Виза" будет основой ассоциации.
Чтобы связать элементы ассоциации с её основой, необходимо в основе (образ "Карта Виза" выделить две части, два подобраза. Пусть это будут: угол карты и номер карты.
Элементы связываются с выделенными подобразами основы. Соедините в своем воображении следующие образы:
угол карты + ЩеПКа (453)
номер карты + корона
Ассоциация образуется постепенно, путем последовательного соединения пар образов. После соединения элементов с частями основы представьте всю ассоциацию целиком. Постарайтесь увидеть в воображении пластиковую карту "Виза" и щепку на её уголке, и корону на цифрах номера. В получившейся объемной картинке закодирована запоминаемая историческая дата. Теперь по ней легко можно прочитать (буквально как по конспекту) историческую дату. Аналогичным образом следует запоминать и другие исторические даты хронологической таблицы.