Почему поэзия важна для человека. Современная поэзия: почему поэты отказываются от рифмы? Измельчал поэтический процесс

ФИЗИК И ЛИРИК

- Григорий Дмитриевич, вы окончили МГУ, по образованию - физик…

Да, физик, совершенно верно, можно сказать, что и математик тоже.

Как же так случилось, что после окончания такого серьезного факультета такого мощного университета и работе в Российской академии наук, вы все же оставили науку и ушли с головой в переводы с французского, английского, стали поэтом?

Это наследственность. У меня матушка - большой знаток словесности. Мне с детства легко давались иностранные языки. В Москве я, будучи еще ребенком, учился во французской школе. А когда поступил в МГУ , параллельно работал на получение диплома референта-переводчика, изучал английский язык. И получил.

Часто от людей вашего поколения можно услышать, что любовь к слову была спасением во времена Советского Союза…

Абсолютно точно. Я очень люблю заниматься наукой - физикой, математикой, но поэзия, переводы - это всегда было моим спасением, этим я всегда занимался в параллель с основной работой.

- Писали в стол?

По-другому и нельзя было. Поскольку я никогда не принимал ничего советского, я никогда не пользовался правилом «паровозика». Знаете, да? Когда пишешь небольшой стишок, прославляя советский строй, коммунистическую партию, тебе разрешают издаваться, а прицепом в этот сборник шлепаешь свои настоящие стихотворения - работу твоей души, сердца. Никогда себе этого не позволял.

Вы приехали в Калининград на открытие после ремонта библиотеки имени Снегова. Вам не кажется, что у вас с Сергеем Александровичем что-то общее есть?

Биографическо-лирическое сходство, безусловно, прослеживается. Он - физик, я - физик, он стал выдающимся писателем, я верен слову. Да и по духу мы близки. По крайней мере, то, что я читал у него, а читал, честно скажу, далеко не все, мне понятно.

ИЗМЕЛЬЧАЛ ПОЭТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Вы задаете себе вопрос - почему в России сегодня нет больших поэтов? Простите, если я вас обидела этим вопросом…

Все нормально. Беда, знаете, в чем… В измельчании поэтического процесса. Все раздроблены, разобщены. И в тусовках (не люблю это слово, ужас, как не люблю) славят и продвигают поэтов из этой же кучки. А над всеми группировками нет объединяющей силы.

- А она нужна? Она может сказаться каким-то образом на появлении величины?

В условиях измельченности невозможно узнать, что происходит в соседней тусовке. Ни у кого сегодня нет объективной картины, что творят современные поэты и что творится с современной поэзией.

- У вас есть единомышленники?

Безусловно. Есть много поэтов, писателей. Мы нашли друг друга по звуку, по слуху. Это очень редкое явление. Вот такой случай вам расскажу. Однажды я был в Константиново, на родине Сергея Есенина , там был вечер, где я прочел впервые свое посвящение Сергею Есенину. Ко мне после этого подошел Алексей Шорохов, сказал, что мои стихи - это образец духовной лирики. И вот мы с Алексеем дружим, общаемся, работаем вместе уже много лет. И это очень приятно, когда тебя окружают понимающие тебя профессионалы.

- Сегодня в России много талантливых, ярких поэтов?

Могу назвать два-три десятка имен.

- Где с их стихотворениеями можно знакомиться?

На портале «Пролог», «Кольцо А».

- Расскажите, на что вы, как поэт, тратите свои силы сегодня?

Я работаю над формой стиха. Это очень трудная задача. Важно создавать новые формы, продвигать их в медийное пространство.

Конечно, конечно. Это безусловная составляющая. Но форма стиха сегодня требует бОльшего внимания.

- Правду говорят, что, для того, чтобы писать гениальные стихи, нужно отлично знать математику…

В этом есть своя правда. Даже великий русский поэт Александр Блок говорил о математике строки. Но, поверьте, не только в знание математики упирается процесс написания стихотворений.

- Вам близка поэзия именно Серебряного века?

Изучение творчества Блока, Бальмонта – это вообще моя жизнь. Этому посвящены многие мои литературоведческие циклы. Недавно читал полуторомесячный цикл лекций в одном из крупнейших вузов Турции , где как раз говорил о Блоке. Одна из моих задач – это вернуть дух, честь поэту. Есть такая точка зрения, что Блок – это декаданс. Но на самом деле, если даже перейти на язык математики, из 1200 стихотворений, написанных поэтом, лишь пять можно отнести к этому направлению. Нет в Блоке ни упадка, ни регресса! Поэтому я и говорю об образе Богородицы в творчестве Блока. Кстати, этому будет посвящена и моя лекция в Гданьске , на международных чтениях, куда я в составе большой делегации еду из Калининграда .

Знаете, недавно был творческий вечер у меня, пришли мои коллеги, друзья. И вот они как-то едины во мнение, что мне удалось связать уходящий Серебряный век с веком сегодняшним, миновав советскую эпоху. Я так был тронут этой оценкой. Потому что считаю архиважным осмыслить Серебряный век. Без этого мы не сможем пойти дальше.

ДВЕ РОССИИ ВСТРЕТЯТСЯ В НЕБЕ

Мне интересно узнать у вас, как у переводчика с французского, английского. Эти языки подвержены тому же процессу, который происходит с русским языком? В ученой среде это называется «наш язык стремится к упрощению», это когда стираются грани между слэнгом и деловой речью, происходит насыщение заимствованиями, вульгаризация …

За французов могу точно сказать - они очень берегут свой язык. Что же касается России , то страна у нас огромная, люди живут – разные, но именно на филологах, лингвистах, писателях, художниках, музыкантах лежит эта огромная ответственность – сохранять чистоту и могущество русского языка. Никто другой этого не будет делать, и не должен. Я и сам себя порой ощущаю атлантом, которой держит на своих плечах громадный груз ответственности за сохранение духа, слова в России… Я вообще считаю, что сегодня есть две России. Одна - это тот шлак, который нас убивает, угнетает. А вторая Россия - эта та страна, которая на самом деле никуда не ушла, она жива, развивается, с ней все хорошо. Потому что человек в России не может согласиться лишь с ролью придатка цивилизации. Помимо этого в каждом из нас жив дух.

- Этим двум Россиям суждено встретится?

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Григорий Певцов , 54 года.

Поэт, литературный и художественный критик, переводчик, член Союза писателей Москвы. Родился в Москве. Окончил МГУ им. М. В. Ломоносова . Автор нескольких поэтических книг, среди которых «Над бездной мгновенья» (М., 2007), «Зов вечности» (Велико Тырново , 2009). Победитель международного конкурса «Литературная Вена –2008» (Гран-при в номинации «Поэзия»).

Переводчик французской и английской поэзии.

Член жюри ряда всероссийских и международных литературных фестивалей.

Постоянный участник литературных программ государственных радиокомпаний.

Большинство людей знакомы с поэзией. Однако не всем нравится этот род литературы творчество. Действительно ли человеку нужно увлекаться поэзией? Именно об этом вопросе говорит автор в своём тексте, ставя перед читателем проблему необходимости воспитания любви к чтению стихов.

Рассуждая над этим Е.A.Евтушенко говорит о том, что обаяние поэзии заключается в переливах интонаций, в метафорах и эпитетах стиха. Наслаждение словом и умение “чувствовать его кожей” являются для автора настоящим прочтением художественного слова. Автор вспоминает о том, как он читал свои стихи Стравинскому. В этом моменте он обращает внимание на реплику композитора: “Какая вкусная строчка”. Евтушенко уверен, что существует поэтический слух, который можно и нужно воспитывать.

Трудно не согласиться с Е.А.Евтушенко.

Я разделяю его позицию и считаю, что любовь к поэзии делает жизнь человека более интересной и наполненной.

Несколькими строчками стихотворения можно передать мысль, которая в прозе представлена на нескольких страницах. В этом, на мой взгляд, заключается красота поэзии. Обратимся к строфам стихотворения А.С.Пушкина “Анчар”.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Поэт в этом четверостишии точно и очень лаконично показывает, что раб не только жертва, но и зло.

Поэзия прививает человеку любовь к природе и таким образом позволяет людям гармонично существовать с окружающей миром. Отрывок стихотворение Тютчева - яркий тому пример.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

В заключении стоит отметить, что выбор - любить или не любить поэзию-остаётся только за самим человеком. Однако чтение стихов приносит людям наслаждение и счастье.

Однажды Иван Волков, поэт, лауреат Пастернаковской премии, переехал из Москвы в Кострому. Там он сейчас живет, работает тренером по шахматам и пишет стихи. Накануне Всемирного дня поэзии* мы попросили Ивана Евгеньевича рассказать нам, что он думает о состоянии его профессии в сегодняшней России.

Не друзья, так френды

- Вы согласны с утверждением, что русская поэзия сейчас переживает расцвет, вот как в начале прошлого века?

Думаю, это наглое вранье - русская поэзия в жутком упадке. Думаю, все происходит так: два­дцать-тридцать или там сто весьма посредственных стихотворцев объединяются и между собой решают, что у них расцвет и бриллиантовый век. Я исхожу из того, что поэзия - это не массовое стихописание, важно наличие крупных творческих личностей. А крупных творческих личностей в стране можно пересчитать по пальцам одной руки. Большинство людей, которые сейчас определяют поэтическую моду, называемую «актуальной поэзией», в общем-то, шарлатаны. Ну, это частная точка зрения.

- Мне кажется, в современной поэзии востребовано гражданское высказывание, вот как у Емелина, например. Да и вообще, я не знаю примеров, чтобы человек только «ласки милой воспевал» и был настоящим русским поэтом.

Бывает так, бывает и наоборот, и то и другое совершенно нормально; поэт, так же, как и любой нормальный человек, может интересоваться политикой, а может не интересоваться. Вам не пришел в голову пример - ну, пожалуйста, Фета, у которого не было ни одной злободневной строчки? А может быть и наоборот; Маяковский - совершенно легитимное явление. Важно, что это личное дело поэта - интересоваться ему политикой или нет, а если интересоваться, то насколько.

А то, чем занимается Емелин, это не граждан­ская лирика, а имитация гражданской лирики. Он не гражданский поэт, а чистый декадент, и это одна из поэтических мод; их много, так же, как и людей, которые пробуют этим заниматься.

- Я говорю, скорее, о том, что интересует так называемого массового читателя.

Трудно сказать… Под массами они тоже имеют в виду, скорее всего, себя. Допустим, их сто человек или пятьсот, так это уже! Приходит на какой-то вечер сто человек - так это уже много! А то, что они если не друзья, то френды, как-то это не учитывается. О массовом читателе сейчас говорить смешно, если серьезно, наверное, он есть у таких номенклатурных советских графоманов типа Дементьева. В провинциальных городах во всяком случае. В любой магазин можно зайти, и у нас вот здесь: лежат книжки Дементьева, Асадова, Михалкова, то есть советской литературной номенклатуры.

Всеядная среда

Насколько важна для поэта так называемая литературная среда? Может ли он работать вдали от литературных процессов?

Боюсь, что мой взгляд на все это сильно противоречит общепринятому. Вот есть, например, город Москва, куда отовсюду приезжают люди, тусуются, выступают и так далее. Я вижу, как все это происходит, и мне кажется, что ничего не влияет на поэта хуже, чем литературная среда. Вкусы этой среды очень средние, требования очень средние, и она принимает в себя практически кого угодно. Человек в этой среде вольно или невольно ориентируется на этот очень посредственный уровень и пополняет ряды знаменитых посредственностей. То есть стать там звездой или звездочкой очень легко, поэтому звезд этих огромное количество, но к реальной литературе все это имеет очень мало отношения. Пройдет двадцать лет, придет другое поколение, этих людей забудут, просто изменится среда, изменятся люди чуть-чуть.

- А вы можете назвать имена настоящих поэтов?

Могу назвать, и с большим удовольствием. Ну, Ирина Ермакова, конечно, Максим Амелин, возможно, ну, Олег Чухонцев, Михаил Щербаков, хотя он и под гитару, но все равно он очень большой поэт. Да, наверное, и все.

- И как вы отличаете большого поэта от знаменитой посредственности? Интересны критерии.

Понятно, что я ориентируюсь на собственный вкус, который, вероятно, необъективен. Но очень просто: кроме того, что человек должен уметь это делать, кроме того, что он должен быть своеобразен, кроме того, что он должен быть не дурак, при чтении его стихов я должен получать кайф. В этом должна быть какая-то эстетическая наполненность. Можете же вы сказать: красивое или некрасивое, независимо от критериев. Просто смотрите - и балдеете. А если я не получаю кайфа, то это все-таки… ну, халтура.

Пониженная гениальность

- Мне кажется, этим все сейчас раздражены, этой, как Коваль говорил, «пониженной гениальностью».

Ну, вообще-то, не все, как ни странно. Я, например, раздражен. Мне все-таки кажется, что кофе и растворимый кофе или там бриллианты и бижутерия - это разные вещи, и они должны продаваться в разных отделах. Меня раздражает, что сейчас это продается в одном магазине и одинаково называется. Но кто-то совершенно всем этим не возмущается: ну да, они пишут ерунду, а могли бы вообще воровать и грабить.

- Может быть, процессы, которые сейчас происходят, выйдут в новое качество, во что-то интересное?

Я не думаю. Скорее все идет к какому-то затуханию, совершенно естественному на самом деле. Умерла же русская проза, зато существует где-то еще. Просто Россия перестала быть литературным центром мира, стала литературной провинцией, это естественно. Когда-то греческая литература умерла, римская умерла. Это нормально.

- Вы переехали из Москвы в Кострому - как это сказалось на культурном наполнении города? Обычно многое меняется, когда в городе появляется такой человек.

Это, признаться, очень грустный вопрос, потому что я, когда сюда ехал, тоже так думал. Оказалось, что это не так. Я здесь ничего не изменил, хотя пытался как-то. Я здесь человек незаметный, меня здесь никто не знает, и я не влияю на культурный облик нашего города, к сожалению. Никаким образом.

Справка

Иван Волков - лауреат премий им. Бориса Пастернака(2002), им. Бориса Соколова(2004), международной литературной премии «Леричи Пеа-Москва»(2010). Его стихи печатаются в журналах «Знамя», «Октябрь», «Волга»(Саратов), «Колокол»(Лондон), «ШО»(Киев), переведены на английский, китайский, японский, итальянский языки.

В 2004 году Волков реализовал один из самых успешных литературных проектов России - «Полюса»(выступление на одной площадке двух разных поэтов) и был его первым ведущим.

* * *

Не красота, не деньги и не боги,
Но женская разборчивость спасет
Наш мир несчастный, сбившийся с дороги:
Когда никто из женщин не пойдет

За журналистов, кадровых военных,
Плохих поэтов, праведных ворюг -
Не станет этих должностей презренных,
И, чтобы заслужить своих подруг,

Мы все займемся настоящим делом,
Забудем про казарму и тюрьму…
Но женщинам не нужно мира в целом.
Они спасают нас по одному.

Поэзия. Даже слово какое-то слишком изысканное, чтобы казаться мужским. Когда кто-то упоминает стихи, воображение сразу рисует томные первокурсники с прыщами на лбу, отчаянно слагающие очередной шедевр. Или духовно богатые девы с томиками Мандельштама, которые любят пить свой дурацкий латте и рассуждать о «высоком» - причем обычно в таких примитивных категориях, что аж выворачивает и в голову приходит мысль, что уж лучше бы на кухне борщ варила. Поэзия для подростков, юнцов и женщин - этакая антитеза мужественности.

Так было не всегда. Стихи, как правило, пишут и читают мужчины - так было на протяжении веков, начиная с античной Греции: на всех этих Гомера, Архилоха, Гесиода, Пиндара и прочих была лишь одна Сафо - и та лесбиянка. Поэзия была и искусством, и развлечением.

В прошлом поэзия принадлежала к числу обязательных составляющих образования любого мужчина. Сегодня мы учим стихи только в школах, потому что… да кто знает почему. Мы привыкли к мысли, что поэзия - это не для мужиков, потому что она лирична, эмоциональна, а мальчиков с младых ногтей учат контролировать эмоции. Поэтому поэзия тяжело находит себе путь в мужскую библиотеку. Кроме того, у нас есть и другие, более приемлемые способы выразить эмоции.

Наше общество изменилось, наверное, в прошлом веке, и телевидение как будто заняло место, которое прежде принадлежало поэзии. Нашему обществу больше не нужны поэты, чтобы наполнять жизнь лирикой и развлекать нас. У нас есть телевидение и кино, и когда мы хотим почитать, к нашим услугам романы, рассказы, журналы, газеты и развлекательные сайты. Поэзии больше нет места в нашем мире, и потому мы забываем о ней. Может, люди прошлого знали что-то, чего мы не знаем? Может, они читали поэзию не только потому, что у них не было телевизора? Может, поэзия - это не только ахи, вздохи, цветочки и радуги? Есть стихи о войне, о дружбе, о природе, философская лирика - всё это гораздо богаче привычных представлений о стихах.

Зачем я должен это читать?

Так сложилось, что настоящее строится на основе прошлого. Традиции нашей повседневной жизни ведутся из прошлого, даже если мы этого не осознаем. Чтение поэзии, особенно старинной поэзии, может дать нам ключ к более верному пониманию мира. Современная культура не даром названа постмодернистской, одна из ее характерных черт - повсеместная цитатность, вездесущие ссылки на прошлые факты культуры, понять которые мы просто не сможем, если не будем обладать определенным культурным багажом. Готов поспорить, что ты не отсек много разных отсылок даже в популярных фильмах, потому что читал недостаточно стихов.

Чтение поэзии позволяет видеть связь между настоящим и прошлым и знакомиться с традициями, которые были у наших предков. Например, чтение Пушкина может многое рассказать о дворянском быте XIX века.

Поэзия - это увлекательная история; иногда в одном стихотворении в сто строк разворачивается захватывающий сюжет.

Иногда поэты создают свои собственные слова, которые очень точно ловят суть вещей, и это тоже довольно интересно. Они могут выразить большое и даже общечеловеческое, казалось бы невыразимое, в паре строк.

Но чтение поэзии необходимо не только для развлечения или понимания аллюзий. Иосиф Бродский говорил, что поэзия - это высшая форма речи, и, читая поэтов, человек начинает лучше понимать язык. Он даже ставил вопрос о массовом издании поэтов в один ряд с вопросом о всеобщей медицинской помощи.

Читать поэзию тяжело и утомительно. Язык и структура отличаются от привычной нам речи, сложно воспринимать ритм и рифму. Если стихотворение длинное, иногда тяжело его понимать, тяжело трактовать образы и постоянно тревожит, правильно ли ты понял авторскую мысль. Но если ты не будешь торопиться и дашь себе время поразмыслить над прочитанным стихотворением, ты начнешь быстро и заметно расти. Чтение стихов требует накачанного мозга.

С чего начать

Ни в коем случае не стоит превращать чтение поэзии в скучную обязанность и рутину. Можешь прочитывать по одному стихотворению в день или в неделю. Сделай чтение стихов небольшим ритуалом. Например, это можно делать в воскресное утро: читай стихотворение за своей первой чашкой кофе, прежде чем начинать делать другие дела. Читай, чтобы развлечься или просто чтобы доказать себе, что можешь. Если тебе понравился процесс, то и хорошо, а если нет, не страшно: попробуй почитать другого автора. Даже если это стихотворение все называют одним из лучших, а оно тебе не нравится, просто двигайся дальше. Не надо себя мучить и внушать в себе, что «ты ничего не понимаешь в поэзии, потому что это стихотворение тебе не по душе, хотя его считают объективно хорошим». Поэзия - это искусство. О ней можно судить субъективно, однако всё же оперировать более вменяемыми аргументами, чем «скучно».

Поэты, которых стоит прочесть

Для начала, обратимся к классике, хотя читать ее в самом начале я бы не советовал. Почему? Когда я перечислю имена, ты поймешь. Эпос о Гильгамеше, «Одиссея», «Илиада», «Энеида», «Потерянный рай» - это стыдно не читать. Но начинать с таких сложных произведений не имеет смысла: ты не втянешься, ты не поймешь и бросишь. Начни с чего попроще, а потом вернись сюда.

Обязательны к прочтению: Гомер, Шекспир, По, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Мандельштам, Есенин, Маяковский, Ахматова, Цветаева, Бродский, Аполлинер, Бодлер, Рембо.

А теперь факультативный вариант: Киплинг, Блейк, Поуп, Фрост, Оден, Кавафис, Коган, Симонов, Пригов, Губерман, Теннисон.

Мы все в школе учили стихотворения и декламировали. Не всё нам нравилось, но уже взрослыми мы как-то чувствуем, что это было хорошо, но для чего, трудно с ходу ответить. Для памяти? Но я, честно сказать, редко какое вспомню, хотя память у меня хорошая и учить я могла целые поэмы. Впрочем, память всё-таки развивается, даже если стихотворение со временем забыто. Да и выступление перед зрителями — тоже ранние пробы ораторского искусства.

В методе поэзия занимает очень почётное место. Почему? Передаём слово ей.

  1. Поэзия — высшая форма литературы. Если мы читаем ребёнку литературу для развития и обогащения языка, для того, чтобы прививать любовь к красивому и благородному — к поэзии это относится вдвойне.
  2. Чтение хорошей поэзии на уровне интереса ребёнка учит любить лучшее и в какой-то мере служит прививкой от дешёвого и пошлого . Это воспитание культуры. (Боюсь, что в школе, где одна шутка или выпад остроумного школьника могли значить для класса больше, чем урок учителя, атмосфера не способствовала любви к поэзии. Стихи учили, потому что «задали» и выбирали покороче. Мне кажется, мама может без такого досадного вмешательства передать любовь к поэтическим строкам лучше. Как думаете?)
  3. Поэзия прекрасно сочетается с изучением природы и служит ей прекрасным сопровождением.
  4. Несмотря на то, что поэзия по большей части вымысел, в ней достаточно ценных, правдивых и благородных мыслей, полезных для формирования характера ребёнка.
  5. Поэзия может воспитывать патриотизм (если это в ваших целях).
  6. Некоторые стихотворения и поэмы прекрасно иллюстрируют изучение истории («Бородино» Лермонтова, «Макбет» Шекспира). Поэзия чрезвычайно эмоциональна и оставляет глубокий след.

Как, по мнению Шарлотты Мейсон, должна была преподноситься поэзия?


Если дети учатся на русском или украинском языке, то рядом с Шекспиром могут стать Пушкин и Шевченко. Запас слов в их произведениях около 20 000. Содержание, конечно. совсем другое. Но в этом вопросе я не то что не специалист, а вообще никто. Считайте, мысли вслух.

Хотя меня усиленно убеждать в полезности поэзии не нужно, я не использовала её так активно, как предлагает Шарлотта Мейсон. Для дошколят у меня было много стихов на русском, которые были все прочитаны и зачитаны до школы, а потом ничего не было и как-то они ушли на задний план. Несколько сборников детской английской поэзии были точно так же быстро прочитаны и отложены. Читать стихи для новичков действительно легко и приятно. Очень любили дети сказки Пушкина. У него такой лёгкий слог, что они без усилий запоминали большие отрывки. Со старшими я недавно читала Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и Пушкина «Евгений Онегин». Оценили. Сейчас составляю программу на следующий год и хочу ввести немного более поэзии.

Мне понравилась такая идея. Выбирается стихотворение, читается в понедельник детям (младшего или среднего возраста). Дети слушают, потом им объясняют непонятные слова, после чего дети пересказывают смысл стихотворения. Это занимает минут пять. В остальные дни они перечитывают и заучивают его. Если стихотворение небольшое (а начинать нужно именно с небольших, чтобы дети не унывали), то к воскресению ребёнок уже может его рассказать в кругу семьи. Ещё лучше будет записать выступление на видео!

Надеюсь, со временем я составлю подборку стихотворений. Делитесь идеями!