Слово с суффиксом "ик". Правописание слов с суффиксами "ик"

Урок

по русскому языку

3 класс

УМК «Школа России»

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №22

г.о. Химки

Кузнецова И.А.

ТЕМА УРОКА «Правописание суффиксов -ик-, -ек-,

-ок-»

ЦЕЛЬ УРОКА: закрепить правило написания суффиксов –ик-, -ек- и алгоритм его применения; познакомить с правописанием суффикса –ок- после шипящих.

Универсальные учебные действия

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов;

Коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы, организация собственной деятельности;

Регулятивные: применять на практике установленные правила.

Личностные результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной деятельности на уроке; осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Образовательные ресурсы

1.Учебник, рабочая тетрадь

2. Карточки букв, слов

3 Презентация

Технологии : информационные, игровые, здоровьесберегающие, групповая работа.

Организационная структура урока

Мотивирование к учебной деятельности.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём

И сейчас урок начнём.

Проверьте вашу готовность к уроку.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

2.

Чистописание.

- Ребята, посмотрите, ваша задача по образцу правильно и аккуратно написать буквы: строчную е и строчную букву и.

Молодцы, в ваши тетради приятно посмотреть, потому что вы все очень старательны и аккуратны.

Но я знаю одного ученика, который совсем не старается и не хочет учиться.

Может, кто-то из вас знает, как его зовут?

А зовут его Виктор Перестукин. Он написал словарный диктант на двойку.

Давайте проверим его, а я проверю вас .

Слайд

Дети пишут в тетрадях буквы е, и.

Слайд с изображением Виктора Перестукина.

3.

4.

5.

Актуализация знаний

Словарный диктант.

- Первое слово « ученик ». Какую безударную гласную нужно написать? (Е ). Почему?

Аналогичная работа со словами: вторник, среда, четверг.

В слове столик наш герой написал букву е. Вы согласны? Покажите карточку, какую букву напишите вы?

Ребята, каким правилом вы руководствовались при написании данного слова?

Создание проблемной ситуации.

Понаблюдайте над предложенными словами и попробуйте объяснить их написание.

Достаточно ли у вас знаний для объяснения написания гласной в суффиксах данных слов? Какие слова вызвали затруднения?
(Быч_к, друж_к.)

Постановка учебной задачи.

Итак, как бы хорошо вы ни работали на уроке, имеющихся у вас знаний о правописании суффиксов пока недостаточно для решения учебных задач.

Поэтому сегодня мы продолжим работу с этой частью слова.

Какая же тема нашего урока?

Усвоение новых знаний и способов действий.

Рассмотрите загадки, предложенные в упражнении 245 учебника.

Попробуйте сформулировать правило о написании суффикса -ок- после шипящих.

Прочитайте правило на с. 127 и сравните его с вашими предположениями.

Выполните упражнение 246. Объясните написание гласной в суффиксе. Попробуйте определить, какое значение вносит суффикс - ок- .

Обратите внимание на чередующиеся согласные в корне (лу к – лу ч ок) . Вспомните, что такое чередование.

ФИЗМИНУТКА

Работа по слайдам

Потому что это словарное слово, его нужно выучить.

Показывают гласные буквы (на карточках)

Рассказывают правило и применяют алгоритм.

На доске : быч_к, стульч_к,
совоч_к, друж_к.

Дети сообщают тему урока.

Наблюдают над предложенным в упр. 245 языковым материалом.

Самостоятельно формулируют орфографическое правило, после этого знакомятся
с формулировкой, данной в учебнике.

Письменно выполняют упр. 246, комментируя свои действия по цепочке.

Определяют, какое значение вносит суффикс - ок- в лексическое значение слова

6.

7.

8.

Закрепление знаний и способов действий.

Задание:

Девочки выписывают слова с суффиксом –ик-, а мальчики с суффиксом -ек-.

Проверка.

дождик комочек

кораблик сыночек

винтик годочек

гвоздик дубочек

топорик молоточек

плащик кружочек

букетик

Работа в группах.

- Первая группа. Ваша задача выбрать карточки со словами родственными слову цвет; вторая – со словами родственными слову дождь, третья – лист. Среди них найдите слова на наше правило.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

1.Цвет, цветик, цветочек , цветочный.

2.Дождь, дождик, дождичек , дождливый

3.Лист, листик, листочек , листок.

Молодцы! Вы хорошо усвоили правило написания суффиксов – ик- и ек-. Я надеюсь, что Виктор Перестукин тоже все выучил. Давайте его проверим.

Игра «Помоги Виктору Перестукину» (алгоритм правила).

Ребята, я вам приготовила сюрприз, а какой - вы отгадаете сами.

Работа с кроссенсом .

Сюрприз – книга Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в нашей библиотеке, и я вам очень советую её прочитать, т.к. эта книга очень поучительна.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какое открытие сделали на уроке?

Какой вид работы понравился больше?

О чем хотели бы узнать подробнее?

Домашнее задание

(рабочая тетрадь упр. 244; творческое задание: составить рассказ о каком-либо растении
по упр. 241 учебника)

Самостоятельная работа

Мальчики выписывают слова с суффиксом –ек-, а девочки – с –ик-.

Двое детей работают у доски.

Слайд

Дети работают в группах.

Фрагмент мультфильма

Слайд. Кроссенс.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи.

цвет

цветик

цветочек

цветочный

листик

глазок

роза

листок

дождь

дождик

дождичек

дождинка

ножечек

лужица

лесок

вечерок

лист

листик

листочек

листок

годок

корешок

стебелёк

глазочек

28. Существительные с суффиксами, которые имеют звуки шк , оканчиваются на -шка либо на -шко . В словах женского рода пишется на конце -шка: бабушка , землишка ; в словах среднего рода — -шко: пёрышко , письмишко ; в словах мужского рода, если они обозначают людей или животных, — -шка: дедушка , воришка , если же неодушевленные предметы, то — -шко: городишко , дворишко .

29. Суффикс -ичк- имеют только уменьшительные от слов на -ица: синичк а , сестричк а (от синица , сестрица ). Поэтому в случае сомнения, писать ли -ичка или -ечка , надо посмотреть, произведено ли это слово от слова на -ица или нет; в первом случае писать -ичка: лестничка (от лестница ), во втором -ечка: кошечка (от кошка ), Ванечка , Манечка (от Ваня , Маня ).

30. В ласкательных словах пишутся суффиксы -оньк- , -еньк-: берёзоньк а , лисоньк а , косоньк а , волосоньк и , Лизоньк а , реченьк а .

Примечание 1. Следует запомнить написание слов заи нька , паи нька .

Примечание 2. От существительных с ласкательным суффиксом -еньк- (реченьк а ) надо отличать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом -к- (телятинк а, горошинк а ), образованные от слов на -ина , обозначающих или мясо какого-либо животного (телятина ), или единичный предмет (горошина ), а также существительные, образованные от глаголов (завалить завалинк а ).

31. В словах башенка , песенка , вишенка , пашенка и т.п., произведенных от слов на -ня с предшествующим согласным (башня , песня и т.п.), не тот же суффикс, что в словах реченька , дороженька и т.п. В словах реченька , дороженька (от река , дорога ) суффикс -еньк- ; в словах же башенка и т.п. суффикс -к- , присоединяясь к основе на -ен (сравните р. мн. башен , песен ), образует новую основу на -енк . Поэтому в словах башенка , вишенка и т.п. буквы ь не надо писать.

32. Слова с суффиксом -ищ- имеют окончание , если они мужского или среднего рода: домище , старище , удилище , училище ; если же они женского рода, то окончание : бородища .

33. В словах, образованных от существительных среднего рода, пишется -ецо , если ударение на окончании (ружьецо́ , письмецо́ , пальтецо́ ), если же ударение не на окончании, то пишется -ице (пла́тьице , кре́слице , ма́слице )

34. После шипящих пишется под ударением суффикс -о́к , без ударения — -ек: бережо́к , скачо́к , петушо́к , но: овра́жек , вну́чек .

Буква о под ударением после шипящих пишетсся также в суффиксе -он , в котором о беглое: ножо́н (ножны ).

Примечание. Сюда же относятся слова горшо́к , корешо́к , облучо́к . В некоторых словах с затемненным корнем или суффиксом пишется ё (е ): решётка (решето́ ), печёнка (пе́чень ), бечёвка (бечева́ ), учёба (уче́нье ), а в некоторых — о: трущоба , трещотка .

35. В отглагольных существительных после шипящих под ударением пишется суффикс -ёвк-
(-евк- ): ночёвка (ночевать ), раскорчёвка (раскорчевать ), размежёвка (размежевать ) и т.п.

  • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
  • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

1. Организационный момент

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

№1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

6. Работа в парах.

Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Зарядка для глаз.

Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Как писать правильно слово «скачок» или «скачёк»? С буквой «о» или «ё»? Какое правило?

В словах с суффиксом -ок-/-ек- (а также -оньк-, -еньк-, -онок-) после шипящих и -ц- пишется -Ок-. (-о- под ударением)

В безударном варианте пишется -ек-.

В данном примере, скачок (так как буква -ч- является шипящей, ударение падает на букву -о-).

Дополнительные примеры: крючок, дружок, собачонка и доченька, горошек.

Правило следующее – в суффиксах имен существительных «ок/ек» после шипящих согласных под ударением пишется буква «о», в безударном слоге надо писать букву «е». Буква «ё» после шипящих в суффиксах существительных пишется, если это существительное образовано от глагола. Например, «ночёвка» от глагола «ночевать» или «тушёнка» от слова «тушить».

Рассмотрим слово «скачок». Образовано оно от существительного «скачка» и ударение в этом слове стоит на втором слоге. Значит, по вышеуказанному правилу, после шипящей согласной «ч» , в суффиксе слова надо писать букву «о».

Вывод – слово «скачок» пишется с буквой «о» в суффиксе.

www.bolshoyvopros.ru

Слово с суффиксом «ик». Правописание слов с суффиксами «ик»

Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Слово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – диванчИка;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • кустик – кустИка;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • личико – личИка;
  • мальчик – мальчИка;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождик – дождИка;
  • садик – садИка и пр.

О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек – звоноЧКа;
  • внучек – внуЧКа;
  • огонёчек – огонёЧКа;
  • горошек – гороШКа;
  • ножичек – ножиЧКа;
  • комочек – комоЧКа;
  • свисточек – свистоЧКа;
  • молоточек – молотоЧКа;
  • листочек – листоЧКа;
  • орешек – ореШКа;
  • сыночек – сыноЧКа;
  • стебелёчек – стебелёЧКа;
  • кусочек – кусоЧКа;
  • мешочек – мешоЧКа;
  • цветочек – цветоЧКа;
  • платочек – платоЧКа;
  • пирожочек – пирожоЧКа;
  • котёночек – котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

Имена существительные с суффиксом –ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе –ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: «В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких – «о»?» Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса –ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Способы образования слов при помощи суффикса –ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.). Что касается суффикса –ок-, то он придает несколько другие значения:

§ 53. Суффиксы имён существительных. >

Суффиксы существительных делятся на две группы: 1) при помощи одних суффиксов от глаголов, прилагательных и существительных образуются слова с новым значением: писать – писатель, старый – старик, рыба – рыбак; 2) при помощи других суффиксов от существительных образуются новые существительные, обозначающие те же предметы, но с оттенком уменьшительности, увеличительности, ласкательности и пренебрежительности.

I. Суффиксы первой группы.

I. В русском языке имеется значительное количество суффиксов, образующих н а з в а н и я л и ц.
1. Название лица по характерному для него дейстзию образуется при помощи суффиксов:

П р и м е ч а н и е. Названия лиц женского пола от существительных на -чик, -щик, -ик образуются посредством замены к на ц : газетчик – газетчиц а, упаковщик – упаковщиц а, умник – умниц а .

II. Н а з в а н и е м е с т а или п о м е щ е н и я образуется при помощи суффиксов:
-(ль)-н-я : пекарн я, овчарн я, спальн я, красильн я:
-(л)-ищ-е : убежищ е, жилищ е, пожарищ е.

II. Суффиксы второй группы.

1. Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов:

§ 54. Правописание суффиксов.

1. -ик, -ек. Чтобы различить суффиксы -ик, -ек (-ок) , надо помнить, что при склонении слова суффикс -ик сохраняет гласный звук, а суффикс -ек (-ок) утрачивает гласный звук: ключ-ик – ключ-ик -а, огурч-ик – огурч-ик , но цветоч-ек – цветоч-к -а, огонёч-ек – огонёч-к .
2. -ок, -ек. После шипящих под ударением пишется -ок : береж о к , волч о к , петуш о к , сапож о к . Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: н о жичек , ор е шек .
Упражнения.
3. -ец , -иц- а . Суффикс -ец бывает только в словах мужского рода, а суффикс -иц- а бывает только в словах женского рода: хлебец , старец , но: конниц а, лужиц а .
Упражнение.
4. -ец- о, -иц- е . В существительных среднего рода пишется -ецо , если ударение падает на окончание, и пишется -ице , если ударение падает на основу: письмецо , ружьецо , но платьице , креслице .
Упражнения.
5. инк -а, -енк- а . Суффикс -инк- а пишется в существительных, которые образованы от слов на -ин- а , имеющих значение единичности: соломин а – соломинк а, проталин а – проталинк а ; -енк- а пишется в словах, образованных от существительных, основа которых в род. пад. множ. числа оканчивается на -ен : пашн я – пашен (род. пад. множ. числа) – пашенк а; басн я – басен – басенк а; сосн а – сосен – сосенк а .
Но: деревня – деревень – деревень ка; кухня – кухонь – кухонь ка .
Упражнения.
6. -ушк-, -юшк-, -ышк- . Суффикс -ышк- употребляется в существительных среднего рода: солнышк о, перышк о . Суффикс -ушк-, -юшк- пишется в словах мужского и женского рода: дедушк а, соседушк а, коровушк а, волюшк а, батюшк а, хлебушк о . Суффикс -юшк- пишется также в словах среднего рода с мягкой основой: поле – полюшк о, горе – горюшк о . 7. После суффиксов -ушк- (-юшк-), -ишк- пишется окончание или :
а) В существительных женск. рода пишется всегда окончание ; головушка , волюшка , землишка .
б) В существительных мужск. рода, если они обозначают одушевлённые предметы, пишется окончание : дедушка , сынишка ; если же они обозначают неодушевлённые предметы, то пишется окончание : хлебушко , дворишко .
в) В существительных средн. рода пишется всегда окончание -о: полюшко , письмишко , стёклышко , крылышко .
Упражнения.
8. -ичк- а, -ечк- а . Суффикс -ичк- а (обычно с ударяемым и ) пишется в существительных, образованных от слов на -иц- а или -ик- а : стран и ца – стран и чк а, лис и ца – лис и чк а, л е стница – л е стничк а, землян и ка – землян и чк а . В остальных случаях пишется -ечк- а : ложка – ложечк а, бумажка – бумажечк а, скамейка – скамеечк а .
Упражнения.
9. -ёнк- а (-онк- а), -ёнок (-онок) . После шипящих под ударением вместо -ёнк- а, -ёнок пишется -онк- а, -онок : книж о нк а, медвеж о нок , мыш о нок , галч о нок .
10. -еньк- а, -оньк- а . В ласкательных суффиксах -еньк-, -оньк- после н пишется ь: маменьк а, берёзоньк а .
Упражнения.
11. -ищ- е, -ищ- а . Суффикс -ищ- е (с окончанием ) пишется в словах мужского и среднего рода (склоняются по 2-му склонению): дом – домищ е, нос – носищ е, болото – болотищ е, бревно – бревнищ е. Суффикс -ищ- а (с окончанием ) пишется в словах женского рода (склоняются по 1-му склонению): скука – скучищ а, лапа – лапищ а, борода – бородищ а.
Упражнения.

§ 55. Правописание частицы не с существительными.

Частица не пишется с существительными слитно:
1) если без частицы не существительное не употребляется: невзгода, ненастье, неряха, негодование ;
2) если прибавлением частицы не образуется новое слово, которое можно заменить другим, близким по значению словом: неприятель – враг, несчастье – беда .
Частица не пишется при существительных раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление: Это не правда (а ложь). Он мне не приятель (а только знакомый).
Упражнения.

stcreserv.narod.ru

Как правильно ДУРАЧОК или ДУРАЧЁК?

Выбор гласной во втором суффиксе в слове дурачок соответствует орфографическому правилу, которое, к сожалению, почти никто не вспомнил и которое называется так: «Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных» .

Основная часть правила , которая как раз и касается написания данного слова, гласит, что в суффиксах имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О, а в безударном положении – Е, например: речо? нка, девчо? нка (очень многие делают ошибку именно в этом слове!), бельчо? нок, медвежо? нок, творожо? к, дурачо? к, но: ре?че нька, до?че нька, то?че чка, поду?ше чка, горо?ше к.

ИВАНУШКА-ДУРАЧОК – ГЕРОЙ МНОГИХ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Кстати, в словах типа дружо? че к, снежо? че к – по два суффикса, и написание каждого из них подчиняется этой части правила: О пишем в суффиксе -ОК- под ударением, а Е – в суффиксе -ЕК- в безударном положении.

Можно, конечно, обратиться к орфографическому словарю, да и к любому толковому словарю ХХ века: Ушакова, Ожегова, Ожегова и Шведовой, Ефремовой, под редакцией Кузнецова, академическому, а вот словарь Даля не годится: создававшийся с конца 10-х годов века XIX в течение 53 лет (почти до самой смерти Даля), он зачастую отражает устаревшее написание – многое в орфографии изменилось за последние 150–200 лет, да, кстати, и ушаковский словарь иной раз отражает написание устаревшее, так как создавался до 1956 года, когда был сформирован основной свод орфографических и пунктуационных правил современного русского языка, и тем более до 2000 года, когда в этот свод были внесены изменения и дополнения.

Вторая часть правила гласит, что после шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется буква Ё в следующих случаях:

1) если слово образовано от глагола, например: ночёвка (от ночевать), корчёвка (от корчевать), тушёнка (от тушить) сгущёнка (от сгустить);

2) в иноязычных существительных с суффиксом -ЁР-, например: дирижёр, ретушёр, стажёр, массажёр (но: мажор – в этом слове нет суффикса, корень – мажор).

Добавлю ещё несколько слов по поводу кофе : нет такого разрешения – употреблять данное слово как существительное среднего рода, да и не может быть, так как словоупотребление зависит не от разрешений, а от грамотности конкретных людей. Есть только констатация (кстати, далеко не во всех современных словарях), что для разговорной речи характерно употребление данного слова как существительного среднего рода.

Но напомню, что разговорная речь не является нормированной и что нормой в наши дни является употребление данного слова как существительного мужского рода .

А тот факт, что на протяжении последних десятилетий происходит постепенный переход данного слова из мужского рода в средний, был зафиксирован в словарях трудностей русского языка ещё в 70-е годы прошлого века, если не раньше. Причём это нормальный процесс, так как язык – явление развивающееся. Никто ведь в наше время не страдает от того, что слово лебедь относится к мужскому роду, а не к женскому, как во времена Пушкина, или в связи с тем, что слова постель , кровать нынче существительные 3-го склонения, а не 1-го (кроватя, постеля), как опять же в пушкинские времена.

Существительные с суффиксом –ок, написание суффикса –ок после шипящих

(урок открытия новых знаний)

I Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

К какому уроку надо было подготовиться? Верно.

Что у вас должно быть подготовлено к уроку русского языка? (Учебник, рабочая тетрадь, пенал).

Итак, начинаем урок русского языка.

II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков».

Как вы думаете, зачем мы просмотрели этот отрывок из мультфильма? (Вспомнили тему: «Правописание суффиксов -ек/-ик в именах существительных»)

Давайте еще раз вспомним правило правописания суффиксов существительных -ек/-ик

(слайд №1).

Посмотрите на слова (слайд №2). Что необходимо сделать? (Вставить пропущенные буквы).

Давайте выполним это задание. Итак, первое слово. Какая гласная пропущена?

Запишем это слово, выделим суффикс.

Хорошо. Молодцы.

Посмотрите, ребята, на данные слова (слайд №3). Что заметили? (Пропущены буквы).

Давайте попробуем вставить пропущенные буквы.

Хорошо. Вчера это же задание выполнил другой ученик. Давайте посмотрим, как он это сделал (слайд №4).

Он верно выполнил задание?

III Постановка учебной задачи.

Можем ли мы сейчас с вами ответить на этот вопрос? (Затрудняемся).

Почему? Что мы не знаем?(Не знаем, как правильно написать эти слова. Не знаем, какую гласную необходимо написать).

В какой части слова неясное написание? (В суффиксе).

Какой частью речи являются эти слова (Это имена существительные).

Как бы вы хотели назвать тему нашего урока?(Правописание гласных после шипящих в суффиксах существительных).

Какую цель мы поставим перед собой? Чему мы будем учиться? (Будем учиться писать суффиксы в им. сущ. после шипящих).

Давайте откроем учебник и посмотрим, как назвал автор тему урока. Прочитаем.

IV Построение проекта выхода из затруднения (открытие/алгоритм).

Открываем тетради, записываем число, классная работа (слайд №5).

У вас на столе лежат карточки (слайд №6). Возьмите карточку №1, прочитаем задание (запишите слова, обозначьте суффиксы, поставьте ударение).

Назовите звуки перед суффиксом –ок (ч, ш, ж).

Что общего у этих звуков? (Они согласные, шипящие).

Охарактеризуйте, дайте им характеристику по твердости/мягкости (ч – всегда мягкий, ж, ш - всегда твердые).

Какой вывод можем сделать? Какая гласная пишется в суффиксе имен существительных после шипящих? (В суффиксах им. сущ. после шипящих под ударением пишется буква о).

Проверьте свои предположения, прочитав правило в учебнике на с. 20 (читают правило) (слайд №7).

Составим алгоритм.

Шаг 1. Ставлю ударение.

Шаг 2. Нахожу суффикс.

Шаг 3. Если суффикс находится под ударением, пишу букву о.

Так о каком суффиксе мы сегодня будем говорить на уроке? (О суффиксе –ок в им. сущ.).

Как правильно звучит тема урока? (Существительные с суффиксом –ок, написание суффикса –ок после шипящих).

Физминутка (слайд №8).

V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Давайте еще раз проговорим, какая гласная пишется в суффиксах сущ. после шипящих под ударением.

Выполним задание, сделав которое вы узнаете часть пословицы, которую мы соберем, справившись со всеми заданиями.

Работаем с карточкой №2. Необходимо изменить слова по образцу (слайд №9).

(выполняют вместе, с комментированием, записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем суффикс) после последнего слова слайд №10.

Что произошло в словах? (Чередовании [г] // [ж], [к] // [ч]).

(Получают карточку – с мешок).

VI Самопроверка по эталону.

1)- Сейчас вы будете выполнять задание в паре со своим соседом. Карточка №3.

Что необходимо сделать? (Добавить суффиксы –ек, -ок).

Проверяем.

Хорошо. Молодцы. Вы получаете следующую часть пословицы (а слов).

2) Работа по рядам.

Переходим к работе с карточкой № 4. 1-ому ряду необходимо выписать в тетрадь слова, состоящие из корня и окончания; 2-ому – слова, состоящие из корня, суффикса и окончания и 3-ему ряду выписать слова, состоящие из корня двух суффиксов и окончания. Окончания могут быть и нулевыми. Помните об этом.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

(Приложение 1 . Слайд 8. Проверка)

снег
снежок
снежочек

вечер
вечерок
вечерочек

свист
свисток
свисточек

звон
звонок
звоночек

шаг
шажок
шажочек

Молодцы, справились с заданием. Вы получаете последнюю часть пословицы.

3)Давайте попробуем теперь составить пословицу (Дел на вершок, а слов с мешок).

Запишите пословицу в тетрадь.

Как вы ее понимаете?

Исторически: вершок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; мешок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни).

4)- Сейчас вы будете выполнять задание в паре со своим соседом. Карточка №5. В этом тексте необходимо исправить допущенные ошибки.

Ребята пришли на лужОк и стали играть в мячИк. С ними был верный пес ДружОк. Вдруг пошел дождИк.

(слайд №11).

Вернемся к началу урока. Какие же буквы мы должны здесь вставить? (слайд №12).

VIII Рефлексия.

Какую цель мы ставили в начале урока? (Учиться писать суффиксы в им. сущ. после шипящих).

Достигли ли мы данной цели? Каким образом? (Выполняя задания).

Что нового вы сегодня узнали на уроке русского языка? (В суф. Им. сущ., корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква о, если суффикс стоит под ударением).

Какие задания вам понравились больше?

(Слайд №13).

Поднимите кружок соответствующего цвета:

Зеленый: узнал для себя что-то новое, справился с заданиями

Желтый: узнал для себя что-то новое, справился с заданиями, но некоторые из них вызвали затруднения

Красный: ничего нового не узнал, не справился с заданиями

Оценки за урок.

(Слайд №14) Домашнее задание: выучить правило стр. 98, упр.№59, 60 (ТПО).

Конспект урока по русскому языку

Тема урока «Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих. »

    Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся в написании суффикса – ок после шипящих

2.. Класс 3 « Б»

4. МБОУ «Бабушкинская СОШ»

5. Краткое описание: Работа спланирована по УМК ПНШ, по учебнику «Русский язык» 3 класс, часть 3, автор М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, тетрадь для самостоятельной работы №2 «Русский язык тетрадь для самостоятельной работ» Т.А.Байкова (Т2). Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока.

6. Урок открытия нового знания

7. Представление о результатах УУД:

Личностные результаты : продолжить формировать

Внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;

Осознавать ценности природы, необходимости беречь её.

Регулятивные : - принимать и сохранять учебную задачу урока

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Адекватно оценивать свои достижения, воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассника.

Коммуникативные: - д оговариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (в паре)

Воспитание чувства товарищества

Предметные результаты:

    правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих

Оборудование : презентация к уроку, карточки с заданиями, сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

    Оргмомент. Под музыку П. И. Чайковского («Времена года. Зима») дети входят в класс.

На улице лежит снежок

Зима опять настала.

А мы сейчас начнём урок

Не много и немало.

Снег летает и сверкает в золотом сиянии дня

Словно пухом устилает все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег - снежок.

Начинаем наш урок.

Как тихо падает снег, так тихо сядем и мы. (с этими словами учитель опускает снежинку)

Будьте внимательны, послушны и наблюдательны.

Чтобы русский язык познавать.

Нужно серьёзно всё изучать.

Мы знаем свой язык с рождения. Зачем же нам изучать его?

Эпиграфом к нашему уроку будут такие слова: « С малой удачи начинается успех!»

Какое ключевое слово в этом высказывании? (успех)

Что необходимо для успешной работы на уроке? (внимательно слушать учителя и аккуратно и грамотно выполнять задания)

Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха.

    Актуализация знаний.

Приступим к работе. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

А теперь посмотрите внимательно на доску.

Что за буквы составляют этот узор?

Скажите, а если соединить их парами, что мы можем увидеть?

Что это? (это суффиксы). Что такое суффикс?

Давайте понаблюдаем за суффиксом - ок

(на доске: снежок, башмачок, пушок)

Вы должны посовещаться и постараться дать правильный ответ.

Удалось ли вам заметить особенности этого суффикса?

(дети делают вывод: во-первых, этот суффикс всегда ударный; во-вторых, звук -о- после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой -о-.

3. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

« Написание суффикса -ок в существительных после шипящих».

Давайте поставим цель нашего урока, отталкиваясь от темы урока.

(« Научиться правильно писать суффикс - ок в существительных после шипящих»). Кому понятна цель?

Давайте составим план нашего урока:

1. Чистописание

2. Словарная работа

    Написание суффикса -ок в существительных после шипящих. Работа в парах.

    Гимнастика для глаз.

    Закрепление. Работа с обратным словарём.

    Обобщение. Родственные слова.

    Самооценка.

Кто согласен с таким планом урока?

3. Итак, чистописание. Запись в тетрадь: пропишите это соединение у себя в тетради суффиксов - ок, - ек, -ик.

4. Приступим к словарной работе. Диктую: Аптека, библиотека, болото, дорога, запад, молоток, ракета, кровать, трамвай, шофёр.

Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы написали слова. Каким словарём мы воспользуемся для проверки? (проверяют по словарю « Пиши правильно» с 160

Кто написал без ошибок встаньте?

У кого 1, 2, 3, больше 3-х?

5. Этап усвоения новых знаний и способов действий . Реализация построенного проекта.

Где мы можем узнать, правильный ли вывод мы сделали про написание суффикса - ок после шипящих. (учитель может рассказать, прочитать правилов учебнике с. 98)

Мы были правы?

Кто расскажет правило? (В суффиксах существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква -о-, если суффикс стоит под ударением. Например: флажок, бычок.

Работа в парах: прочитайте внимательно задание и письменно сделайте его.

(Образовать от данных слов слова с суффиксом - ок)

Сапог - ... чердак- …

Бык-... кулак- ...

Пирог- … башмак- ...

Старик- … судак- ...

Друг- … стих- ...

Паук- … смех- ...

Снег- … пастух - ...

Корень- … пух- …

Справились, давайте будем проверять. Каждый ответ сверяется с ответом на слайде.

6. Молодцы. Устали, отдохнём. Гимнастика для глаз.

7. Закрепление.

С предыдущим заданием справились. А теперь я предлагаю вам следующее более сложное задание. Откройте, пожалуйста, учебник на с. 96 упр. 108. Прочитайте задание и выполните его, но сначала составим алгоритм выполнения этого задания. (на доске). Дети выполняют упражнение, пользуясь обратным словарём) - посоветовались в паре (проверка от каждой колонки по представителю к доске) Например: красный флажок, вкусный пирожок, крутой бережок.

    Обобщение.

Кто любит животных? Какие животные живут у вас дома? Как вы о них заботитесь? А у кого есть хомячок?

Жил-был на свете один Хомячок.

Спать он ложился на левый бочок.

А просыпался - на правом боку.

Это не нравилось Хомяку.

Задание: выпишите из текста две пары родственных слов, поставив их в начальную форму. Подчеркни чередование в корнях. (проверка на слайде)

9. Итог . Самооценка. Давайте вспомним цель нашего урока. Как вы думаете мы её достигли?

Кто достиг цели и ему было всё понятно на уроке, поднимает зелёный сигнал.

У кого остались вопросы - жёлтый сигнал.

Кто не достиг цели - красный сигнал.

Что понравилось на уроке?

Что было трудным?(прикрепить красный сигнал в пункт плана)

Спасибо за работу! Кого можно похвалить за работу на уроке? Почему?

Д/з упр 111