Поэт марциал. Валерий марк марциал

В столице он налаживает отношения со знаменитыми соотечественниками: философом Сенекой и его племянником, поэтом Луканом . Это был последний период правления Нерона . В , после раскрытия антинероновского заговора Лукан и Сенека погибают: по приказу императора они кончают с собой, вскрыв вены. Жизнь Марциала меняется к худшему. Долгое время он ведёт малообеспеченный образ жизни, почти бедствует, находясь на положении клиента у богатых патронов.

Марциал в античной графике и скульптуре В античности книги-свитки (лат. libri ) нередко содержали не только текст, но и рисунки. Крузиус в 1896 году высказал мнение, что в античных изданиях-свитках в книге I Эпиграмм помещался рисованный портрет Марциала, и эпиграмма I-1 представляет собой подпись к этому портрету. В предисловии к IX книге Эпиграмм сообщается об изображении (маске?) поэта, которым украсил свою библиотеку молодой римский аристократ Stertinius Avitus .

Марциал в современной графике и скульптуре .

Творчество

До нас дошел корпус в 15 книг эпиграмм. 3 книги объединены в темы: «Зрелища», «Подарки», «Гостинцы»; 12 - смешанного содержания. «Зрелища» - особая книга стихотворений, которые также названы эпиграммами, но относятся только к играм, посвященным торжественному открытию Колизея в . Книга известна под названием «Liber de Spectaculis» («Книга Зрелищ»; сборник называется так по традиции, само название Марциалу не принадлежит).

Из четырнадцати книг две (13 и 14) представляют эпиграммы особого рода и имеют особые заглавия. Сборники составлены из двустиший , предназначенных для сопровождения подарков, которые посылались друзьям и которыми обменивались в праздник Сатурналий , в декабре. «Xenia» («Подарки», заглавие одного сборника) были подарками-подношениями съестного типа; «Apophoreta» («Гостинцы», заглавие другого) - подарками, которые раздавались после праздничной трапезы и уносились гостями с собой (различные полезные и бесполезные «безделушки», предметы домашнего употребления, статуэтки, картинки, сочинения знаменитых писателей).

Остальные 12 книг представляют собственно «классическое эпиграмматическое наследие» Марциала. Из них первые девять написаны и изданы при Домициане (8-я посвящена конкретно Домициану; также как и 10-я в первом издании, но 10-я дошла до нас во второй редакции, сделанной уже по низвержении Домициана, отчего посвящение было изъято). Книги 11 и 12 изданы при Нерве и Траяне; последняя из них прислана в Рим из Испании. Все 12 книг расположены в хронологическом порядке (от 86 года до первых годов II в.).

Для своих сочинений Марциал пользовался как и старыми греческими образцами, которые в Риме были хорошо известны (первые известные нам собрания эпиграмм относятся к I в. до н. э.), так и новыми латинскими. В предисловии к Книге I он указывает: «Скабрезную прямоту слов, то есть язык эпиграмм, я стал бы оправдывать, был бы на то мой пример: так пишет Катулл , и Марс, и Педон, и Гетулик, и всякий, кого перечитывают».

Эпиграммы Марциала от работ предшественников и современников отличаются в первую очередь метрическим разнообразием. Наряду с традиционным элегическим дистихом он использует семь размеров: дактилический гекзаметр , сотадей, фалекейский одиннадцатисложный стих и холиямб (любимые размеры Катулла), холиямбическую строфу, ямбическую строфу, ямбический сенарий. Содержание эпиграмм очень разнообразно: личные замечания; литературные декларации; пейзажные зарисовки; описание окружающей обстановки, явлений и предметов; прославление знаменитых современников, исторических деятелей; лесть в адрес императоров и влиятельных покровителей; выражение скорби по поводу смерти близких, и пр.

Творчество Марциала представляет огромный историко-бытовой интерес (многие аспекты римского быта восстановлены именно по свидетельствам Марциала), и художественный. Марциал - непревзойденный реалист, умеющий ясно и ярко обрисовать явление или событие, отметить «порок», изобразить свое однозначное к ним отношение, и все это мастерски выразить в яркой, задорной, лаконичной, убийственной эпиграмме. Своим искусством Марциал не только приобрел себе первое место в истории римской эпиграммы, стал не только «патриархом эпиграмматистов», но одним из самых заметных поэтов вообще.

Марциал написал 1561 эпиграмму, которые составили 15 книг .

Картина нравов

Творчество Марциала погружает нас в обстановку Рима второй половины I века нашей эры. Со времен последней гражданской войны, когда власть в до н. э. взял в руки Октавиан Август , прошло более ста лет. В течение первого века нашей эры Рим возглавляет череда императоров, характер правления которых непохож. В конце концов, после относительно мягкого режима Веспасиана и затем Тита, признававших права сената, императором становится Домициан (обращения к которому включали формулу «господин и бог»), на правление которого приходится расцвет творчества Марциала.

Марциал - один из немногих римских литераторов, кто избегает «глобальных философских проблем» и оторванных от жизни абстракций. Марциал - «чистый этик», он проповедует здравый смысл психически полноценного, вменяемого человека, который в окружении нравственной вседозволенности верен себе и до конца следует своему пониманию духа. В этом аспекте Марциал свободен от лицемерия; он свободно пользуется любыми средствами, руководствуясь одним принципом: «где надо и сколько надо». Отсюда даже самые «обсценные» эпиграммы едва ли производят отталкивающее впечатление, включая такие случаи, когда Марциал откровенно ругается, понося своих адресатов непристойным образом. Марциал не боится называть явления и людей своими именами и не беспокоится о «негативных последствиях» грубостей (он сам замечает: «lasciva est nobis pagina, vita proba», «страница наша непристойна, жизнь чиста» (I, 4)).

Содержание эпиграмм 12 книг чрезвычайно разнообразно, касаясь всевозможных обстоятельств, явлений и случайностей обыденной жизни и представляя собой яркую картину нравов и быта второй половины первого века Римской империи. Два аспекта в творчестве Марциала заметны более прочего: изображение половой распущенности, которое доходит до бесстыдства, превосходя вольности всех остальных римских литераторов, - и лесть и пресмыкательство перед богатыми и сильными горожанами. При том, что такие стихотворения принадлежат первостепенному поэту эпохи, которого с охотой и увлечением читают современники обоих полов, в творчестве Марциала приходится наблюдать доказательства низкой нравственности литературы и общества эпохи Домициана. От «грязи» свободна только одна книга эпиграмм, восьмая, которую поэт посвятил Домициану и, по собственному замечанию, нарочно избавил от непристойностей, обычных в других книгах. Зато именно эта книга насыщенна наиболее очевидными образцами марциаловой лести.

Примечания

Тексты и переводы

Латинские тексты Марциала

  1. В формате HTML по изданиям XX века
    1. . Архивировано
    2. По изданию Lindsay на веб-сайте thelatinlibrary . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. (Он-лайн библиотека латинских авторов)
  2. В формате цифровых книг по изданиям XV-XIX века. MDZ - Mюнхенский центр оцифровки . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. в числе своих сокровищ, выложенных для бесплатного доступа, сделал доступными полные факсимильные копии европейских печатных изданий Марциала, включая две инкунабулы и Cornucopiae кардинала Перотта (1506).
    1. Издание Фридлендера (Лейпциг, 1886) . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. - «одно из лучших», по мнению Дератани (1936)
    2. Двенадцать старопечатных изданий Марциала (XV-XVI век) . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. .
  3. Образец рукописного издания Эпиграмм Марциала, 1465 год . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. - три страницы выборочно. Источник - Собрание рукописей Библиотеки им. Лейбница . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. , Нижняя Саксония.
  4. Аудиофайлы. Как могли звучать эпиграммы Марциала? - «Восстановленное произношение латинского языка I века н. э.» - файлы в формате MP3 - эпиграмма I-96 «Счастливая жизнь» . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. , читает В. Фостер (Университет Миссури) и эпиграмма V-20 . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. .
  • Латинские тексты . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 3 томах (1-е издание в 2 томах; 2-е издание в переводе Шеклтона Бейли: № 94, 95, 480).
  • В серии «Collection Budé» сочинения изданы . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. в 2 томах, 3 книгах.

Русские переводы

  • Марциал . Эпиграммы. / Пер. А. Фета , предисл. А. Олсуфьева. М., 1891. Ч. 1. 465 стр. Ч. 2. 467-933 стр.
  • Избранные эпиграммы. / Пер. Н. И. Шатерникова, под ред. и комм. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Н. Ф. Дератани. М., Гослитиздат. 1937. 176 стр. 10000 экз.
  • Эпиграммы. / Пер. Ф. Петровского. (Серия «Библиотека античной литературы »). М., Худож. лит. 1968. 487 стр. 50000 экз.
  • Марк Валерий Марциал . Эпиграммы. / Пер. Ф. А. Петровского , вступ. ст. В. С. Дурова. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная литература»). СПб, Комплект. 1994. 100000 экз. 448 стр. (первое полное издание )

Литература

  • Андреевский Н. А. Валерий Марциал: Культурно-биографический очерк из эпохи Домициана. Магистерская диссертация. Харьков, 1880. 134 с.
  • Олсуфьев А. В. Марциал: Биогр. очерк. СПб, 1891. 139 стр.
  • Малеин А. И. Марциал. Исследования в области рукописного предания поэта и его интерпретации. СПб, 1900. 203 стр.
  • Martial, The Unexpected Classic. J. P. Sullivan . Cambridge University Press,

Марциал Марк Валерий (ок. 40-104 гг.)

Римский поэт. Родился в г Билбилис в Испании. Получив хорошее образование в провинции, Марциал в 64 г переселился в Рим, где свел знакомство с Сенекой и Луканом.

Смерть обоих покровителей, участвовавших в заговоре Пизона против Нерона (65 г.), означала для Марциала крушение всех надежд, однако в правление Тита и Домициана его положение улучшилось. В этот период Марциал получил некоторые привилегии. Императоры поощрили его также должностью военного трибуна.

Марциал проживал на Квиринале и владел небольшим загородным имением, полученным в дар. Среди его друзей были Квинтилиан, Плиний Младший и Ювенал. Несмотря на все соблазны столичной жизни, в 98 г Марциал вернулся в родной Билбилис.

Принадлежащие ему стихотворения (всего 1561) создавались постепенно. В 80 г он написал 36 стихотворений по случаю открытия Колизея императором Титом. В 84-85 гг. созданы «Подарки и гостинцы» -350 двухстрочных «надписей», прилагавшихся к преподносимым на праздник Сатурналий подаркам. Начиная с 86 г., Марциал ежегодно издавал по книге (всего 12 книг, насчитывающих 1175 стихотворений), которые прославили его имя Написаны они элегическим дистихом, а также различными типами ямба:, гекзаметром и одиннадцатисложником.

Под пером Марциала эпиграмма окончательно оформилась как жанр - короткое, остроумное и ироничное стихотворение, как правило, с неожиданной концовкой. Марциал проницательно подмечал уловки, слабости и недостатки людей. Следует, однако, отметить, что у него было и немало злостно-непристойных эпиграмм

Марк Валерий Марциал (около 40 года - около 104 года) - римский поэт-эпиграмматист, в творчестве которого эпиграмма стала тем, что мы сейчас понимаем под этим литературным термином.

Происходил из испанского города Бильбилис (или Бильбила, Bilbilis, сегодня холм Бамбола, Cerro de Bambola, Испания), на реке Салон (сегодня Халон), притоке Гибера (сегодня Эбро). Дата рождения восстанавливается по одной из эпиграмм (X 24), написанной в конце 90-х, где Марциал упоминает мартовские Календы (то есть 1 марта) как свой день рождения и говорит, что ему исполняется 57 лет.

«Поэт Марциал несколько раз называет себя кельтибером из Билбила» (Джон Коллис «Кельты: истоки, история, миф»).

Место своей родины Марциал часто и с любовью упоминает в своих стихотворениях. В Бильбиле он получил грамматическое и риторическое образование. В 64 он (возможно для того, чтобы подготовиться к профессии адвоката) приезжает в Рим. В столице он налаживает отношения со знаменитыми соотечественниками: философом Сенекой и его племянником, поэтом Луканом. Это был последний период правления Нерона. В 65, после раскрытия антинероновского заговора Лукан и Сенека погибают: по приказу императора они кончают с собой, вскрыв вены. Жизнь Марциала меняется к худшему. Долгое время он ведёт малообеспеченный образ жизни, почти бедствует, находясь на положении клиента у богатых патронов.

В годы правления Тита (79-81) и Домициана (81-96) Марциалу сопутствует удача. При Тите он становится известен как литератор, при Домициане к нему приходит слава. В эти годы Марциал сближается с известными столичными литераторами: ритором Квинтилианом, поэтом Силием Италиком, сатириком Ювеналом, адвокатом и магистратом Плинием Младшим. Общается с образованными земляками, которых нередко упоминает в своих стихотворениях и среди которых находит покровителей своему таланту. Марциала привлекают близкие ко двору богатые и влиятельные вольноотпущенники - Парфений, Сигерий, Энтелл, Секст, Эвфем, Криспин - через которых он подносит свои произведения императорам и от которых, как клиент, прославляющий добродетель патронов, ищет для себя милостей.

В 80 выходит первый сборник эпиграмм Марциала, написанный по поводу торжественного открытия амфитеатра Флавиев, Колизея. После публикации сборника, который принёс автору литературную известность, со стороны императора последовало почётное вознаграждение: Марциалу было пожаловано «право трёх сыновей» и соответствующие льготы, которыми пользовались римляне, имеющие не менее трёх сыновей. (Во времена Марциала это исключительное право могли получать бездетные и даже холостые мужчины.)

Привилегии, дарованные Титом, были подтверждены и расширены его преемником Домицианом; Марциал был награжден званием всадника. Значительного материального благосостояния это не принесло, но дало возможность жить в достатке и не испытывать нужды. В окрестностях Номентана у Марциала появляется скромное поместье, а в Риме вблизи Квиринала - дом.

К 84 были написаны и опубликованы ещё две книги стихотворений: «Xenia» и «Apophoreta» («Гостинцы» и «Подарки»). В 85-96 регулярно (почти каждый год) появляются новые сборники эпиграмм. Они имеют большой успех. Вместе с ростом известности улучшается и материальное положение Марциала, хотя заслугой тому являются не продажи книг. По поводу своего «всенародного признания» Марциал жалуется: «мой кошелёк вовсе не знает о том»; книги Марциала продавались у троих книготорговцев, но своим достатком он всё равно был обязан влиятельным и богатым друзьям.

(Авторского права Рим не знал: издателем книги становился книготорговец, купивший у автора произведение. Приобретая произведение, издатель не приобретал исключительного права на его издание; книга, вышедшая в свет, становилась «публичным достоянием»; каждый купивший мог отдать её в переписку своим или наёмным специалистам-переписчикам и открыть собственную торговлю. Хотя в точности положение дел с выплатой гонораров в Риме нам неизвестно, стать обеспеченным на литературный доход было, во всяком случае, невозможно).

Тем не менее, несмотря на достаток и «всенародное признание», Марциал по-прежнему продолжает вести клиентский образ жизни. Остаётся предполагать, какие обстоятельства заставляют его быть клиентом; во всяком случае, не бедность (даже при том, что в стихах поэт часто «рисуется» собственной необеспеченностью).

К 88 Марциал смог позволить себе длительное путешествие, в Корнелиев форум в Галлии Цизальпийской; там он пишет и издаёт третью книгу эпиграмм. Вернувшись в Рим, Марциал не покидает его до тех пор, пока императорами не становятся Нерва и затем Траян. Здесь, скорее всего, ему не удаётся снискать расположения правителей: в 98 он покидает город, в котором прожил 34 года, и возвращается в родную Испанию, теперь уже навсегда.

В последние годы жизни Марциал пользуется расположением богатой Марцеллы, которая дарит ему поместье вблизи Бильбилы, где он проводит остаток дней. В 101 он публикует последнюю книгу эпиграмм (в сборниках традиционно 12-я). Умер Марциал в 101 или 102 (не позже 104 года). Когда известие о его смерти достигло Рима, Плиний Младший написал в одном из своих писем: «Слышу, умер Валерий Марциал, горюю о нем. Был он человек талантливый, острый, едкий; в стихах у него было много соли и жёлчи, но не меньше искренности».

В столице он налаживает отношения со знаменитыми соотечественниками: философом Сенекой и его племянником, поэтом Луканом . Это был последний период правления Нерона . В , после раскрытия антинероновского заговора Лукан и Сенека погибают: по приказу императора они кончают с собой, вскрыв вены. Жизнь Марциала меняется к худшему. Долгое время он ведёт малообеспеченный образ жизни, почти бедствует, находясь на положении клиента у богатых патронов.

Марциал в античной графике и скульптуре В античности книги-свитки (лат. libri ) нередко содержали не только текст, но и рисунки. Крузиус в 1896 году высказал мнение, что в античных изданиях-свитках в книге I Эпиграмм помещался рисованный портрет Марциала, и эпиграмма I-1 представляет собой подпись к этому портрету. В предисловии к IX книге Эпиграмм сообщается об изображении (маске?) поэта, которым украсил свою библиотеку молодой римский аристократ Stertinius Avitus .

Марциал в современной графике и скульптуре .

Творчество

До нас дошел корпус в 15 книг эпиграмм. 3 книги объединены в темы: «Зрелища», «Подарки», «Гостинцы»; 12 - смешанного содержания. «Зрелища» - особая книга стихотворений, которые также названы эпиграммами, но относятся только к играм, посвященным торжественному открытию Колизея в . Книга известна под названием «Liber de Spectaculis» («Книга Зрелищ»; сборник называется так по традиции, само название Марциалу не принадлежит).

Из четырнадцати книг две (13 и 14) представляют эпиграммы особого рода и имеют особые заглавия. Сборники составлены из двустиший , предназначенных для сопровождения подарков, которые посылались друзьям и которыми обменивались в праздник Сатурналий , в декабре. «Xenia» («Подарки», заглавие одного сборника) были подарками-подношениями съестного типа; «Apophoreta» («Гостинцы», заглавие другого) - подарками, которые раздавались после праздничной трапезы и уносились гостями с собой (различные полезные и бесполезные «безделушки», предметы домашнего употребления, статуэтки, картинки, сочинения знаменитых писателей).

Остальные 12 книг представляют собственно «классическое эпиграмматическое наследие» Марциала. Из них первые девять написаны и изданы при Домициане (8-я посвящена конкретно Домициану; также как и 10-я в первом издании, но 10-я дошла до нас во второй редакции, сделанной уже по низвержении Домициана, отчего посвящение было изъято). Книги 11 и 12 изданы при Нерве и Траяне; последняя из них прислана в Рим из Испании. Все 12 книг расположены в хронологическом порядке (от 86 года до первых годов II в.).

Для своих сочинений Марциал пользовался как и старыми греческими образцами, которые в Риме были хорошо известны (первые известные нам собрания эпиграмм относятся к I в. до н. э.), так и новыми латинскими. В предисловии к Книге I он указывает: «Скабрезную прямоту слов, то есть язык эпиграмм, я стал бы оправдывать, был бы на то мой пример: так пишет Катулл , и Марс, и Педон, и Гетулик, и всякий, кого перечитывают».

Эпиграммы Марциала от работ предшественников и современников отличаются в первую очередь метрическим разнообразием. Наряду с традиционным элегическим дистихом он использует семь размеров: дактилический гекзаметр , сотадей, фалекейский одиннадцатисложный стих и холиямб (любимые размеры Катулла), холиямбическую строфу, ямбическую строфу, ямбический сенарий. Содержание эпиграмм очень разнообразно: личные замечания; литературные декларации; пейзажные зарисовки; описание окружающей обстановки, явлений и предметов; прославление знаменитых современников, исторических деятелей; лесть в адрес императоров и влиятельных покровителей; выражение скорби по поводу смерти близких, и пр.

Творчество Марциала представляет огромный историко-бытовой интерес (многие аспекты римского быта восстановлены именно по свидетельствам Марциала), и художественный. Марциал - непревзойденный реалист, умеющий ясно и ярко обрисовать явление или событие, отметить «порок», изобразить свое однозначное к ним отношение, и все это мастерски выразить в яркой, задорной, лаконичной, убийственной эпиграмме. Своим искусством Марциал не только приобрел себе первое место в истории римской эпиграммы, стал не только «патриархом эпиграмматистов», но одним из самых заметных поэтов вообще.

Марциал написал 1561 эпиграмму, которые составили 15 книг .

Картина нравов

Творчество Марциала погружает нас в обстановку Рима второй половины I века нашей эры. Со времен последней гражданской войны, когда власть в до н. э. взял в руки Октавиан Август , прошло более ста лет. В течение первого века нашей эры Рим возглавляет череда императоров, характер правления которых непохож. В конце концов, после относительно мягкого режима Веспасиана и затем Тита, признававших права сената, императором становится Домициан (обращения к которому включали формулу «господин и бог»), на правление которого приходится расцвет творчества Марциала.

Марциал - один из немногих римских литераторов, кто избегает «глобальных философских проблем» и оторванных от жизни абстракций. Марциал - «чистый этик», он проповедует здравый смысл психически полноценного, вменяемого человека, который в окружении нравственной вседозволенности верен себе и до конца следует своему пониманию духа. В этом аспекте Марциал свободен от лицемерия; он свободно пользуется любыми средствами, руководствуясь одним принципом: «где надо и сколько надо». Отсюда даже самые «обсценные» эпиграммы едва ли производят отталкивающее впечатление, включая такие случаи, когда Марциал откровенно ругается, понося своих адресатов непристойным образом. Марциал не боится называть явления и людей своими именами и не беспокоится о «негативных последствиях» грубостей (он сам замечает: «lasciva est nobis pagina, vita proba», «страница наша непристойна, жизнь чиста» (I, 4)).

Содержание эпиграмм 12 книг чрезвычайно разнообразно, касаясь всевозможных обстоятельств, явлений и случайностей обыденной жизни и представляя собой яркую картину нравов и быта второй половины первого века Римской империи. Два аспекта в творчестве Марциала заметны более прочего: изображение половой распущенности, которое доходит до бесстыдства, превосходя вольности всех остальных римских литераторов, - и лесть и пресмыкательство перед богатыми и сильными горожанами. При том, что такие стихотворения принадлежат первостепенному поэту эпохи, которого с охотой и увлечением читают современники обоих полов, в творчестве Марциала приходится наблюдать доказательства низкой нравственности литературы и общества эпохи Домициана. От «грязи» свободна только одна книга эпиграмм, восьмая, которую поэт посвятил Домициану и, по собственному замечанию, нарочно избавил от непристойностей, обычных в других книгах. Зато именно эта книга насыщенна наиболее очевидными образцами марциаловой лести.

Примечания

Тексты и переводы

Латинские тексты Марциала

  1. В формате HTML по изданиям XX века
    1. . Архивировано
    2. По изданию Lindsay на веб-сайте thelatinlibrary . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. (Он-лайн библиотека латинских авторов)
  2. В формате цифровых книг по изданиям XV-XIX века. MDZ - Mюнхенский центр оцифровки . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. в числе своих сокровищ, выложенных для бесплатного доступа, сделал доступными полные факсимильные копии европейских печатных изданий Марциала, включая две инкунабулы и Cornucopiae кардинала Перотта (1506).
    1. Издание Фридлендера (Лейпциг, 1886) . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. - «одно из лучших», по мнению Дератани (1936)
    2. Двенадцать старопечатных изданий Марциала (XV-XVI век) . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. .
  3. Образец рукописного издания Эпиграмм Марциала, 1465 год . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. - три страницы выборочно. Источник - Собрание рукописей Библиотеки им. Лейбница . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. , Нижняя Саксония.
  4. Аудиофайлы. Как могли звучать эпиграммы Марциала? - «Восстановленное произношение латинского языка I века н. э.» - файлы в формате MP3 - эпиграмма I-96 «Счастливая жизнь» . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. , читает В. Фостер (Университет Миссури) и эпиграмма V-20 . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. .
  • Латинские тексты . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 3 томах (1-е издание в 2 томах; 2-е издание в переводе Шеклтона Бейли: № 94, 95, 480).
  • В серии «Collection Budé» сочинения изданы . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. в 2 томах, 3 книгах.

Русские переводы

  • Марциал . Эпиграммы. / Пер. А. Фета , предисл. А. Олсуфьева. М., 1891. Ч. 1. 465 стр. Ч. 2. 467-933 стр.
  • Избранные эпиграммы. / Пер. Н. И. Шатерникова, под ред. и комм. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Н. Ф. Дератани. М., Гослитиздат. 1937. 176 стр. 10000 экз.
  • Эпиграммы. / Пер. Ф. Петровского. (Серия «Библиотека античной литературы »). М., Худож. лит. 1968. 487 стр. 50000 экз.
  • Марк Валерий Марциал . Эпиграммы. / Пер. Ф. А. Петровского , вступ. ст. В. С. Дурова. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная литература»). СПб, Комплект. 1994. 100000 экз. 448 стр. (первое полное издание )

Литература

  • Андреевский Н. А. Валерий Марциал: Культурно-биографический очерк из эпохи Домициана. Магистерская диссертация. Харьков, 1880. 134 с.
  • Олсуфьев А. В. Марциал: Биогр. очерк. СПб, 1891. 139 стр.
  • Малеин А. И. Марциал. Исследования в области рукописного предания поэта и его интерпретации. СПб, 1900. 203 стр.
  • Martial, The Unexpected Classic. J. P. Sullivan . Cambridge University Press,

Марк Валерий Марциал - древнеримский поэт, прославившийся написанием эпиграмм. В исполнении этого автора данный литературный жанр приобрел форму и содержание, присущие эпиграммам и нашего времени.

Будущий мастер художественного слова был уроженцем Испании, города Билбилиса (теперь это холм Бамбола), располагавшегося на реке Салон (ныне Халон). Дата рождения - примерно 40-й год - установлен благодаря одной из эпиграмм самого Марциала. Известно, что он был потомком старинного аристократического рода, но ветвь генеалогического древа ко времени рождения Марка Валерия уже утратила свое величие и престиж. Тем не менее образование, полученное им (Марциал изучал риторику и грамматику), было для провинциального города хорошим.

В 65 г. Марциал приезжает в Рим; предполагается, что здесь он хотел выучиться на адвоката. Живя в этом городе, он заводит приятельские отношения со знаменитостями - поэтом Луканом и философом Сенекой , которые оказывают ему покровительство. Когда те оканчивают жизнь самоубийством по приказу императора Нерона, раскрывшего заговор против себя с их участием, для Марциала это оборачивается ухудшением социального и материального положения, крушением надежд на безоблачное будущее. Он находится на грани бедности, в течение многих лет обретается в статусе клиента состоятельных патронов.

С приходом к власти Тита (годы правления - 79-81) в биографии Валерия Марка Марциала наблюдается перелом, после которого его жизненное положение неуклонно улучшается. При Тите он становится известным литератором, а в годы правления Домициана (81-96) узнает, что такое настоящая слава. В этот период в круг его хороших знакомых входят такие крупные фигуры римской культуры, как сатирик Ювенал , ритор Квинтилиан , поэт Силий Италик, магистрат и адвокат Плиний Младший , а также другие образованные столичные жители, в лице которых он приобретает поклонников таланта и покровителей. Общаясь с влиятельными, приближенными ко двору, состоятельными вольноотпущенниками - Парфением, Энтеллом, Эвфемом и др. - он передает императорам свои творения, рассчитывая на их милость.

Старания Марциала не пропали даром: он действительно был обласкан императорами. После выхода в 80 г. первого сборника эпиграмм, благодаря которому он стал известным, ему было пожаловано почетное «право трех сыновей». Домициан наградил его званием всадника, должностью военного трибуна. Богатым Марциала это не сделало, но позволило забыть о нужде и вести комфортную жизнь в собственном доме.

На протяжении 84–85 гг. М.В. Марциал публикует два сборника - «Гостинцы» и «Подарки», представляющие собой собрание двухстрочных надписей к подаркам, вручаемым к празднику Сатурналий. Каждый год с 86-го автор публикует по книге эпиграмм, отличавшихся меткостью, остроумием, точностью наблюдений и пользовавшихся большой популярностью у современников. Всего таких книг в его творческом наследии 15.

Очередные превратности судьбы в виде прихода к власти Нервы и позднее – Траяна, которые, по-видимому, не были столь благосклонны к Марциалу, как их предшественники, вынудили его в 98 г. возвратиться в родную Испанию. Там, в поместье неподалеку от Билбилиса, он доживает свой век, скончавшись не позже 104 г. (вероятнее всего, в 101 или 102 г.).