Тренировка интеллекта и памяти

Тот, кто занимается в спортивном зале по три-четыре раза в неделю, вскоре сможет наслаждаться результатами – тело станет более стройным, постепенно будут уменьшаться жировые отложения. У некоторых на лице, наконец, появится улыбка. Однако человеку свойственна страсть к совершенствованию не только своей физической формы, но и умственных способностей. Тренировка интеллекта и памяти несомненно полезна, пускай и результаты её не столь очевидны, как в случае с физическими нагрузками. Эти качества невозможно ни замерить линейкой, ни взвесить. Для того, чтобы каким-то образом облегчить эту задачу, учеными были изобретены тесты для определения IQ. Их смысл состоит в том, чтобы человек смог получить некую количественную оценку своих интеллектуальных способностей относительно способностей своих ровесников.

Два типа интеллекта

Еще в Древней Греции ученые пришли к выводу, что человеческий разум (или интеллект) состоит из двух компонентов. К первому отнесли накопленный ранее опыт. Ко второму – способность приобретать новые знания. В Средние Века грань между этими понятиями постепенно стала стираться, интеллект человека начали рассматривать поверхностно, однобоко.

Современное научное знание, возвращаясь к истокам античности, также исходит из разделения интеллекта на две категории. Тот опыт, который человек приобрел в течение жизни, называется кристаллизовавшимся интеллектом, а умение осваивать новую информацию – подвижным. Эта классификация была предложена Р. Кеттелом в 1971 г.

Известно, что подвижный интеллект ухудшается с возрастом. Маленький внук может освоить работу нового гаджета лучше, чем престарелый дедушка. Нередко это бывает связано с тем, что дети и подростки, в отличие от пожилых людей, гораздо чаще сталкиваются с новой информацией. В преклонном возрасте картина часто бывает противоположной. Взрослые люди удивляются: «Как быстро летит время», хотя в действительности скорость времени не меняется – это мы со временем изменяемся все в меньшей степени. Недостаток новой информации, перемен, вызовов и является одной из основных причин того, что подвижный интеллект ухудшается в процессе старения.

Память долговременная, память рабочая

Сегодня кратковременную и долговременную память непосредственно связывают с двумя вышеописанными типами интеллекта. Подвижный интеллект использует первый тип памяти, кристаллизовавшийся – второй. Нередко подвижный интеллект приравнивается учеными к объему рабочей памяти. Кристаллизовавшийся может возрастать с приобретением нового опыта. Объем рабочей памяти, как считают многие из ученых, имеет раз и навсегда данные характеристики и увеличиваться не может. Этот тип памяти играет особую роль в развитии интеллектуальных способностей человека, ведь именно от особенностей рабочей памяти зависит скорость обработки информации. Чем лучше развита кратковременная память, тем выше эффективность подвижного интеллекта и скорость увеличения кристаллизовавшегося.

Каждый из нас нередко мог убедиться на собственном опыте в том, как работает кратковременная память. Например, мы хотим начать выполнение определенного задания, но вот нас отвлекает мобильный телефон. Звонит сотрудник банка, напоминающий о том, что нужно вовремя заплатить кредит. Мы уже не помним о своих первоначальных намерениях – ячейки кратковременной памяти оказались «забитыми» новой информацией.

Эта особенность функционирования рабочей памяти является нормой для большинства людей. Лишь в некоторых случаях она может быть вызвана патологическими причинами – например, у страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Впервые интерес к проблемам рабочей памяти возник в связи с исследованием данного отклонения. В конце прошлого столетия психологом Расселом Баркли впервые была выявлена зависимость развития СДВГ и дефектов кратковременной памяти. Ученый выяснил, что именно она отвечает за способность к концентрации внимания и отсеивание лишней информации.

Тренировка памяти

Возможна ли тренировать кратковременную память подобно тому, как спортсмен тренирует различные группы мышц? Этот вопрос заинтересовал швейцарских ученых С. Джегги и М. Бушкюль. Ими был поставлен эксперимент, в ходе которого четыре группы добровольцев должны были заниматься тренировкой своей памяти в течение определенного количества дней. Результаты их экспериментов оказались достаточно впечатляющими: чем дольше они занимались тренировкой рабочей памяти, тем более высокими становились их показатели подвижного интеллекта. Несмотря на то, что показатели у контрольной группы в ходе исследования также увеличились (это произошло по причине многократного прохождения теста на уровень интеллекта), экспериментальная группа значительно их опередила.

Каким же образом можно развивать этот тип памяти? Ученые считают, что для этой цели лучше всего подойдут занятия математикой, игра в шахматы, а также чтение (в случае, если текст имеет хорошую смысловую нагрузку). Для достижения устойчивых результатов рабочую память необходимо напрягать в течение достаточно длительного промежутка времени.

Исследователями также был проведен эксперимент по исследованию когнитивных способностей у пациентов при медицинском центре им. Эйнштейна в США. В течение пяти лет 469 испытуемых должны были предоставлять отчет о своих ежедневных занятиях. Ученые выяснили, что род деятельности испытуемых существенно влияет на их когнитивные способности. Наибольший эффект давали музицирование, игра в шахматы, танцы. Однако ощутимые результаты были получены только теми пациентами, которые занимались регулярно – достичь улучшений рабочей памяти было невозможно, если, к примеру, играть в шахматы всего несколько раз в месяц.

Таким образом, улучшить рабочую память действительно можно — но только при условии, что тренировки будут длительными и напряженными.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.